храм прасковьи пятницкой в казани
От взятия Казани до расстрельной тюрьмы НКВД: что хранит в себе история храма Параскевы Пятницы на Большой Красной
О прошлом Пятницкого храма – тюрьме НКВД и сотнях убитых и о том, чем храм живет сейчас, – в материале ИА «Татар-информ».
Недалеко от стен Казанского Кремля, в самом начале Большой Красной улицы, стоит белокаменный храм, названный во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. По словам исследователя Казани Алексея Клочкова, история храма берет свое начало от деревянной церкви, построенной после взятия Казани. Пятницкий храм не раз горел в пожарах, закрывался и становился то тюрьмой НКВД, то приемным пунктом стеклотары. В 1990-х годах храм был передан Казанской епархии и отреставрирован. Уже почти восемь лет его настоятелем является отец Алексей. Он рассказал ИА «Татар-информ» о главных святынях храма и его прихожанах и опроверг байки экскурсоводов.
Церковь Николы Зарайского
Этот храм — один из старейших в Казани. Свой современный вид он приобрел в 1728 году, а появился гораздо раньше. История храма начинается в 1566 году, когда в начале современной Большой Красной улицы построили деревянный храм во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы.
Прошло немного лет после взятия Казани. Здесь, на этой улице, расположились войска из подмосковных городов, в частности, Тулы. У каждого полка был свой образ Николая Чудотворца. Здесь стояли стрельцы из подмосковного города Зарайска, рассказывает Алексей Клочков.
В XVI веке в Казани было несколько храмов, названных в честь Николая Чудотворца. Среди них — не сохранившаяся церковь Николы Тульского в Казанско-Богородицком монастыре, церковь Святого Николая Чудотворца (ныне — Никольский кафедральный собор), Николо-Гостинодворская церковь, закрытая в 1929 году, и, наконец, построенный в середине XVI века храм Николы Зарайского.
Деревянная церковь Николы Зарайского имела богадельню и большой приход в несколько десятков дворов, расположенных по Большой Казанской улице. Церковь сгорела в страшном пожаре 1579 года, превратившем в пепел часть города рядом с Кремлем. Спустя более века храм был воссоздан в камне.
«В 1728 году на средства Ивана Афанасьевича Михляева (настоящая фамилия Микляев), богатейшего казанского купца и промышленника, владельца винокуренных, кожевенных и суконного заводов построили храмовый комплекс. Как и храм Святой Евдокии на Федосеевской улице, церковь Параскевы Пятницы была построена специально для рабочих мануфактур Михляева», — отметил исследователь.
Храм пережил череду страшных пожаров
Третьего мая 1749 года в Казани случился опустошительный пожар, где выгорел весь Пятницкий приход вместе с церковью, от которой остались лишь стены. В 1774 году, как и многие другие культовые сооружения, храм Параскевы Пятницы был разграблен пугачевцами.
В 1815 году Казань снова вспыхнула. В губительном пожаре выгорело 70 кварталов, 1500 домов, около 20 церквей. Пожар не обошел стороной и Пятницкую церковь. Здание выгорело дотла, а с колокольни упал и разбился колокол. Такая же судьба была уготована церкви и в 1842 году, когда в руины превратился весь центр города.
Храму всегда помогали прихожане, среди них — Платон Суханов, внук известного миссионера Кирилла Суханова. Платон Степанович был крупным чаеторговцем, а позднее — городским главой. Будучи на этом посту, он «поднял» Пятницкую церковь после разрушительного пожара. Напротив Богородицкого монастыря и поныне стоит дом казанского градоначальника, снесенный в 2005 году и спустя десятилетие восстановленный.
Главный престол храма был отреставрирован в 1831 году и переименован из Богоявленского в Рождество-Богородицкий, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был заново построен в 1855 году.
«Если посмотреть на Пятницкую церковь, можно заметить, что это мини-копия Петропавловского собора, — отмечает краевед. — Это сходство, конечно, неслучайно. Петропавловский собор был тоже воздвигнут на средства купца Михляева».
Петропавловский собор был построен почти в те же годы, что и Пятницкий храм, в том же стиле русского барокко. Только высота Петропавловского достигает 52 м, а Пятницкого — 22 м.
На протяжении четырнадцати лет храм действовал как обновленческий (обновленчество — движение в русском православии, выступавшее за модернизацию богослужения), а в 1937 году храм закрыли и превратили в спецтюрьму НКВД СССР.
«Мой дед рассказывал, что все местные знали, что в церкви происходит что-то неладное, но никто не показывал виду. Вся территория церкви была обнесена высоким пятиметровым забором с колючей проволокой, и иногда люди даже слышали выстрелы», — рассказывает Алексей Клочков.
Коммуналки и приемный пункт стеклотары
Когда тюрьму закрыли в здании разместили коммунальные квартиры. По словам Клочкова, тут было четыре квартиры, а на первом этаже вплоть до 90-х работал приемный пункт стеклотары.
Пятницкая церковь в 1970-х годах. Фото Андрея Дымского
В 1990-х храм передали Казанской епархии и в здании начались реставрационные работы.
«Масштабы ужаса, который творился в Пятницкой церкви, были осознаны только тогда, когда ее начали восстанавливать. Эта церковь стоит на костях. Стены церкви были изрешечены пулями, под полом были найдены человеческие кости», — поведал исследователь.
В 2000 году главный престол восстановленной церкви освятили в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, а придел в честь Рождества Богородицы был освящен двумя годами позже.
Сегодня в церкви служит настоятель отец Алексей, который и рассказал нам, чем живет храм в наши дни.
Икона Параскевы Пятницы находится в храме еще с дореволюционных времен. В советские годы она была утрачена, а в 1997 году, когда храм открыли после реставрации, икону принесла в храм старушка, которая всё это время хранила ее у себя, рассказывает священнослужитель.
«Икона была вся черная. Батюшка сначала даже не поверил, что это икона. Перед ней отслужили молебен, и она посветлела», –рассказал отец Алексей.
Рядом с иконой хранится частичка мощей Параскевы Пятницы. Мощи были подарены храму в 1997 году.
«Впервые я задумался об этом храме в студенческие годы. Мой однокурсник изучал архивы и писал исследовательскую работу. Выяснилось, что на протяжении восьми лет в здании была тюрьма. Здесь были безжалостно расстреляны невинные люди, были найдены даже маленькие черепки. Меня до глубины души потрясла жестокость тех времен. Мы каждый день молимся о тех, кто здесь невинно убиен», – поделился священник.
Рассказывая о тяжелой судьбе храма, отец Алексей сравнил его со Спасом на Крови. Когда в конце 90-х годов храм внутри ремонтировали, помощники по очереди ночевали здесь, следя за тем, чтобы из храма ничего не украли. Многие говорили, что ночью здесь спать было невозможно – им будто слышались жуткие крики и плач.
Для нас священнослужитель открыл главные врата иконостаса. Трудно представить, что когда-то за этими стенами расстреливали людей.
Найденные останки предали земле на Самосыровском кладбище, часть из них была похоронена на территории храма. В 2004 году над братской могилой построили усыпальницу.
Задержавшись у мощей Виктора Дамасского, настоятель рассказал историю их появления в храме. Несколько лет назад в церковь зашел мужчина, по всей видимости, арабского происхождения. Между настоятелем и прихожанином завязалась дружелюбная беседа. Выяснилось, что пришедший в храм оказался священником, служащим в одной сирийской православной церкви. Год спустя сирийский священнослужитель вновь посетил храм и подарил ему мощи святого мученика Виктора Дамасского.
Пятницкий храм – кряшенский?
В 2011 году храм стал приписным к Богородицкому монастырю, но уже спустя три года стал вновь самостоятельным. До 2014 года службы в храме велись только по выходным и праздникам, но, как рассказывает нынешний настоятель, было принято решение проводить их каждый день.
Зимой в Пятницкой церкви меньше прихожан. С наступлением туристического сезона люди заходят чаще. Прошлым летом церковь посетило множество туристов, в том числе чилийцы, американцы и мексиканцы.
Местные экскурсоводы часто рассказывают туристам, что в Пятницком храме службы идут на татарском языке, реже – о том, что на чувашском. На самом деле в Казани есть единственный кряшенский приход, и находится он не в Пятницком храме, а в Тихвинской церкви.
Разговоры о том, что службы здесь идут на чувашском языке, имеют под собой какие-то основания. Когда в 1997 году храм был передан Казанской епархии, его первым настоятелем стал священник чувашского происхождения Михаил Григорьев. Несколько лет священнослужители использовали в церковных службах фразы на чувашском языке.
О храме
В нашем городе, на берегу Казанки, в нескольких десятках метрах от стен Казанского Кремля, сияет куполами храм великомученицы Параскевы Пятницы. Он расположен в самом сердце Казани. Храм Святой великомученицы Параскевы является одним из старейших в Казани, ему чуть менее 300 лет.
Еще, кажется, недавно эта мини-копия Петропавловского собора стояла в таком заброшенном состоянии, что на крыше ее росли венком маленькие березки и кусты, внутри вместо пола была земля вперемежку с костями, а окружали церковь чащи высокой травы и кучи мусора. Все это находилось в нескольких десятках метров от кремля — но люди привыкли проходить и проезжать мимо, удостаивая оскверненный храм лишь мимолетным взглядом. И лишь теперь, после долгой самоотверженной работы группы верующих, в основном из чувашской православной общины (работы начались в 1997 г.), замечательный белокаменный храм с небесно-голубыми кровлями и позолоченными куполами стал настоящей жемчужиной центра города, украшением окрестностей кремля. Благодаря своей высоте, он хорошо виден даже из-за Казанки, из новых районов города. Мы недаром назвали этот Пятницкий храм мини-копией Петропавловского. Он построен почти в те же годы (1722 — 1726 — Петропавловский, 1730-е — Пятницкий), на средства той же благочестивой четы Ивана и Евдокии Михляевых, в том же стиле русского барокко и в той же форме — восьмерик на четверике, обеспечивающей высоту и стройность. Только высота Петропавловского — 52 м, а Пятницкого — 22. Но все равно он даже сейчас заметно возвышается над окружающими домами. Ныне его ниши, которые были предназначены для священных изображений (как и у Петропавловского собора), вновь расписаны. Храм выглядит нарядно и празднично, и святые со стен смотрят на все восемь сторон. В 2000 — 2001 годах была заново возведена колокольня над западным крыльцом по точному образцу старой разрушенной. Она равна высоте основного объема.
Церковь довольно большая, по меркам приходского храма. В XVIII — XIX веках у нее было три престола. Главный изначально освятили во имя Богоявления, но в народе храм всегда называли в честь левого придела — св. великомученицы Параскевы, — и в честь ее чудотворного образа, находившегося там. Деревянная церковь Параскевы Пятницы на этом месте (и сам чудотворный образ в ней) известны еще с XVI века. Множество паломников стекалось поклониться самой почитаемой в народе из всех святых жен в дни празднования ее памяти (пятница недели Всех Святых и 28 октября / 10 ноября). Известна эта первая деревянная церковь и тем, что в 1579 г. именно в ней некоторое время пребывала только что обретенная Казанская икона Божией Матери.
Правый придел — свв. Гурия, Варсонофия и Германа, — до наших дней не сохранился. Церковь горела в 1815 году и после этого долго перестраивалась. Главный престол восстановили лишь в 1831 г. и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий. Левый, Пятницкий, придел был разобран и построен заново архитектором Ф. И. Петонди в 1855 г. Из-за этого он так сильно выступает сейчас к северу. Впрочем, это абсолютно традиционно: большинство приходских храмов тех времен очень несимметрично расширены, за счет придела, именно к северу. С юга приделы пристраивали гораздо реже, чтобы не затенять с солнечной стороны основной храм.
Любопытно, что сейчас придел и главный престол поменялись названиями. Весь храм теперь именуется Пятницким, а придел — наоборот, Рождество-Богородицким. Внутри посетителей больше всего поражает сейчас парадно-красный, пасхального цвета, иконостас в 4 яруса — современной столярной работы, но выполненный с большим искусством и в старинном стиле. Высокий кратер основного объема (почти 20 м от пола до потолка) заставляют верующих поднимать взгляды к изображению Спаса Вседержителя в купольном своде — специально вознесенной туда огромной круглой иконе, которая снизу кажется совсем маленькой. Выполнена она была в 1998 г.
Оттуда же свешивается огромная люстра-паникадило, торжественно установленная накануне Рождества Христова 1999 г. Вообще церковь удивляет богатым убранством, сравнимым разве что с Раифским монастырем, так что люди, незнакомые с ее совсем недавней трагической историей, могут подумать, что так всегда и было. Не верится в то Божие чудо, что все это могло появиться на пустом месте за считанные годы!
На месте голых крошащихся кирпичей — даже без слоя штукатурки, — теперь не только тщательно выбеленные, но и искусно расписанные стены и своды. На западной стене трапезной — сцена изгнания Адама и Евы из рая. На восточной — сцена Распятия Христова. На сводах трапезной — Ветхозаветная Троица, писанная в огромном овале. На сводах придела — Божия Матерь с Младенцем. Между приделом и трапезной — там, где помещена в символической раке крошечная частица мощей великомученицы Параскевы — настенное изображение Великомученицы в человеческий рост. Еще два святых — Сергий Радонежский и Серафим Саровский, — изображены по сторонам арки, отделяющей трапезную от основного объема. Это стало уже традицией во многих русских храмах: два величайших преподобных России, друг напротив друга, как бы встречают всех входящих. Очень украшают церковь узоры из виноградных лоз — они обвивают колонны, держащие балкон хора.
Но все-таки, к сожалению, не внешняя красота церкви, не пышность убранства являются ее главной особенностью. Уникально само это место для Казани. Уникально и страшно! Так символически сложилось, что храм, посвященный самой почитаемой в народе великомученице (наравне с великомученицей Варварой), стал местом массового мученичества безвинных людей уже в советское время, в годы сталинских репрессий. Рядом стоял Кремль, а под Кремлем… под Кремлем спрятались наши местные, казанские «Соловки». Череда мученичества открылась еще в 1918 г. — расстрелом последнего православного священника этой церкви — о. Федора Гидаспова. Ныне он причислен к лику святых. В 1923 — 37 гг. храм еще действовал как «обновленческий», но в 1937 г окончательно обращен в тюрьму. Он стал и камерой смертников, и местом их расстрела, и местом захоронения… если это можно назвать захоронением! Убитых просто присыпали землей, и кости лежали у самой поверхности. Причем, и внутри церкви (где после революции разрушили пол и оставили голую землю), и на окружающем ее пустыре, где их потом находили вперемежку с корнями кустов и пней. Десятки черепов, в том числе и детских (при Сталине полная ответственность вплоть до расстрела наступала с 12 лет), стали находить уже в самые первые дни восстановления церкви. Их складывали в огромные ящики, и пустой храм в те месяцы стал напоминать пещеры-усыпальницы древнейших монастырей Палестины и Фиваиды, где так же отдельно, рядами и горками, складывают черепа. Находили и цельные скелеты, и отдельные разбросанные кости. И на самой поверхности, и на двухметровой глубине (когда раскапывали фундамент). Сколько бы их нашли, если бы искали специально и перерыли вокруг все. Бог весть! Но и то, что нашли в процессе реставрации, воочию показало: церковь поистине вся стоит на костях. В иных местах их под ногами даже больше, чем земли. Позже все найденные останки захоронили в братской могиле у северных дверей церкви, отслужили панихиду по безымянным невинноубиенным («их же имена Ты, Господи, веси…») и поставили мраморный крест. Другая часть останков (одних только черепов — более ста) еще раньше была увезена на Самосыровское кладбище после того, как одному из участников раскопок приснился сон с повелением совершить погребение немедленно, не откладывая. Те, чьи останки не найдены, все равно оказались внутри церковной ограды, то есть в освященном месте — поэтому и поиски были прекращены. Упокой, Господи, души раб Твоих, от безбожных властей в годину лихолетия убиенных.
Из книги Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»
Храм святой вмцы Параскевы Пятницы г. Казани
«Внутри деревянной крепости церковь великомученицы Параскевии,
Показать полностью.
нареченныя Пятницы в Глятковых слободах близ деревянного города»
М.С. Пестриков,
Описание Казани, составленное в 1739 году.
Храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы находится в самом центре Казани, близ Кремля. В том виде, в каком храм существует сейчас, он был заложен в 1726 году. Окончено строительство было в 1728 году. Тогда же храм был освящен.
Храм был построен в стиле русского барокко. Форма храма – это традиционный восьмерик на четверике. Высота храма 22 метра. В народе храм называли Пятницким в честь находящегося в храме чудотворного образа святой Параскевы Пятницы. В дни празднования памяти Параскевы 10 ноября в храм стекались паломники. В приделе Богоявления хранился древний крест с частицами святых мощей. Правый придел до нашего времени не сохранился. За свою историю храм несколько раз полностью выгорал. Оставались только стены. Храм много раз переделывали.
В 1923 году храм сделали подобием музея. В него свозили святыни из разрушенных и закрытых церквей и монастырей. В 1937 году храм был превращен в тюрьму. В нем расстреливали тех, кому были вынесены смертные приговоры. Расстрелянных, закапывали прямо внутри храма и возле него. В 1950-ые годы храм был заброшен, колокольня разрушилась. Новая история началась в 1993 году, когда храм передали министерству культуры. Начались восстановительные работы. В планах министерства было создание музея икон. В 1996 году церковь передали Казанской епархии.
При проведении восстановительных работ обнаружилось, что вся территория храма была кладбищем. Человеческие останки тщательно собрали и захоронили. На братской могиле во дворе храма установили мраморный крест. В 2004 году на этом месте выстроили усыпальницу, в которой покоятся останки убиенных. Четырехъярусный иконостас, по благословению архиепископа Казанского, в честь мучеников окрасили в красный цвет. Разрушенную колокольню восстановили в 2000 году.
С 2004 года при храме работает воскресная школа. В 2010 году была открыта приходская библиотека.
Храм великомученицы Параскевы Пятницы (Казань)
Мiръ Россия Республика Татарстан Казань Храм великомученицы Параскевы Пятницы (Казань)
Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы (Пятницкая церковь, церковь Параскевы Пятницы) — православный храм, расположенный в городе Казани, в непосредственной близости от Казанского Кремля.
Содержание
История [ править ]
Храм горел во всех городских пожарах вплоть до начала XIX века, причём несколько раз выгорал полностью, оставались лишь остовы стен. После пожара 1815 года он долго перестраивался: главный престол восстановили в 1831 году и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был разобран и построен заново в 1855 году.
В 1923 году Пятницкая церковь была отдана обновленцам, объявлена Соборной и предназначалась заменить Благовещенский Собор в Кремле. Храм стал тогда чем-то наподобие церковного музея: сюда с разрешения властей свозились все святыни из закрытых или разрушенных церквей и монастырей. Здесь некоторое время находились мощи первого казанского святителя Гурия, чудотворный образ преподобного Сергия Радонежского из Свияжского монастыря, список времен Иоанна Грозного с древней иконы Спасителя из часовни при Спасской башне Казанского Кремля и многие другие святыни.
Священник Пятницкой церкви отец Федор Гидаспов, расстрелянный чекистами в 1918 году по обвинению в антисоветской деятельности, ныне причислен к лику святых и почитается верующими как новомученик.
В 1923-1937 гг. храм еще действовал как «обновленческий», но в 1937 году был обращен в шестую городскую тюрьму, в застенках которой приводили в исполнение смертные приговоры. Расстрелянных людей закапывали тут же, внутри церкви и на прилегающей к ней территории.
В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.
Новая история Пятницкого храма началась в 1993 году, когда в переданном министерству культуры храме начались восстановительные работы с целью создания в его стенах музея икон.
В 1996 году храм был передан Казанской епархии для учреждения в нем чувашского прихода. Одними из первых благотворителей и жертвователей храма стали представители чувашской диаспоры Казани и Татарстана.
Колокольня Пятницкой церкви была восстановлена в 2000 году. В архитектурный комплекс храмовых построек хорошо вписывается построенное в 1999-2001 г.г. административное здание.
В сентябре 2004 года при храме была открыта Воскресная школа, в сентябре 2010 года начала свою работу приходская библиотека.
С 2011 года храм является приписным к Казанско-Богородицкому мужскому монастырю.
Современное состояние [ править ]
Современный белокаменный храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы стоит на берегу реки Казанки, украшает самое сердце Казани. Как кипит жизнь центра столицы, так же бурлит рекой и жизнь Прихода.
Ежедневно в Храме совершаются богослужения, совершаются таинства, работает Воскресная школа, во дворе слышны смех и гомон детворы, а на Праздники с крыльца Храма взмывают ввысь голуби…
Для хранения известного во всем мире образа Божией Матери, исцеляющего раковые заболевания, на территории храма построена часовня “Всецарица”. Строительство осуществлялось за счет пожертвований и было завершено в мае 2008 года. По благословению правящего архиерея, 28 июня 2008 года чин освящения часовни совершил настоятель храма протоиерей Михаил Григорьев.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Большая Красная, д. 1/2, 420111
Проезд: По улице Большая Красная (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. При подъезде к Кремлю, когда дорога упрется в улицу Батурина, окружающую Кремль, церковь будет справа, перед перекрестком. Остановка «Улица Батурина» автобусов 22, 28, 52, 89.
Паломнику [ править ]
Храм открыт ежедневно с 7:00 до 19:00. Требы, таинства служатся в любое удобное для прихожан время.
В будние дни в 11:00 в часовне «Всецарица» служится водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица», в 12:00 в храме у ковчега с частицей Креста Господня служится водосвятный молебен с акафистом Животворящему Кресту Господню, в 13:00 служится панихида.
Каждую пятницу (кроме постных дней) в 17:00 служится водосвятный молебен с акафистом святой великомученице Параскеве Пятнице. По пятницам в постные дни в 17:00 проводится соборование.