храм прасковьи пятницкой в воронеже

Храм великомученицы Параскевы Пятницы

Село Хвощеватка
(Воронежская область, Рамонский район)

О храме

храм прасковьи пятницкой в воронеже Святая Параскева Пятница издревле пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. В ее честь на Руси было построено много храмов и часовен, а также придорожных крестов с ее иконой, которые так и назывались – «пятницами».

История села

На высоком берегу реки Дон широко и привольно раскинулось село Хвощеватка Рамонского района Воронежской области. Село Хвощеватое было основано во второй половине XVII века гордостью служилых людей. Тогда же была построена первая деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. До отмены крепостного права (1861) село состояло из нескольких крестьянских обществ, разделенных между собой тремя глубокими оврагами (Фощеватым, Грузным и Болдажьим). На многочисленных природных источниках крутили свои жернова водяные мельницы и крупорушки. Крестьяне села Хощеватого в прошлом не только обрабатывали землю, но и занимались подсобными промыслами – производством льняных и пеньковых тканей ручной работы. В своё время при селе находилась крупная товарная экономия дворянина Федора Дмитриевича Черткова, которая включала паровую мельницу (здание сохранилось), конюшню на 90 лошадей английской рабочей породы, ферму на 90 коров симментальской породы и овчарник на 500 голов мериносов. Его сын Михаил Федорович Чертков, являлся попечителем Хвощеватской земской школы, а уже находясь в эмиграции принял священнический сан и участвовал в работе благотворительного и попечительского объединения помощи русским эмигрантам «Православное дело», которое возглавляла матушка Мария (Скобцова). С историей села Хвощеватого также неразрывно связана жизнь представителей дворянского рода Северцовых, владевших с начала XVIII века и до 1861 года большей частью пахотных и лесных угодий в округе. Наиболее известны имена Алексея Петровича Северцова – героя Отечественной войны 1812 года и его сына – известного путешественника-зоолога Николая Алексеевича Северцова.

Святой родник

Под горой, вдоль спуска к реке Дон, у самого берега воды располагается святой источник, получивший название «Семь ручьев». О целительной силе источника известно далеко за пределами не только Хвощеватки, но и Воронежской области.

Видео храма в селе Хвощеватка и святого источника (лето 2011 года).

Поклонный крест

В конце 2005 г. жителями села Хвощеватка был изготовлен деревянный Крест. В этой любви русских людей к Кресту находят свое выражение самые важные, глубинные черты их православного миропонимания. Крест был воздвигнут и освящен 31 декабря 2005 г. на перекрестке дорог на поклонение православным христианам.

Восстановление храма начато в 2006 году. Пока, ввиду ограниченности средств прихожан (а в Хвощеватке проживает всего 275 человек), удалось возвести малые купола и кресты. В настоящий момент продолжаются реставрационные работы внешнего фасада храма, колокольни, благоустривается прилегающая территория.

Источник

Храм святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей.

Русская Православная Церковь † Московский Патриархат † Воронежская митрополия † Воронежская епархия † Каширский церковный округ † село Боево † Сайт создан по благословению настоятеля храма

храм прасковьи пятницкой в воронеже

Избранное

Добро пожаловать на официальный сайт храма св. вмц. Параскевы Пятницы.

Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в селе Боево — один из немногих в Каширском районе который сохранился в первозданном виде. Войдя под его своды, вы сразу почувствуете эту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью». Милость Божия сохранила храм и во время революции, и в годы Великой Отечественной войны, и в эпоху государственного атеизма. Проходят годы, меняются правители и государства, но одно остается неизменным, храм, который звоном своих колоколов призывает православный народ «отложить всякое житейское попечение» и вспомнить о «едином на потребу». храм прасковьи пятницкой в воронеже

— Господи, помоги всем людям, поклоняющимся Твоему крестному подвигу и строго постящимся в день Твоих страданий. Помоги также призывающим в помощь мое имя, избавь их от всех бед и скорбей и отпусти им грехи, Аминь. (св. вмц. Параскева, нареченная Пятницей).

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (27)

Поделиться:

День памяти и скорби.

22 июня — день памяти и скорби.
С 1941 по 1945 гг на фронтах Великой Отечественной Войны погибло 453 боевца. Вечная им память и вечный покой. храм прасковьи пятницкой в воронежеЧитать далее →

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (6)

Поделиться:

Святая Троица. Пятидесятница.

В день Святой Троицы в храме св. вмц. Параскевы Пятницы состоялось праздничное богослужение. Накануне верующие украсили храм к празднику травами, цветами, ветками березы. С утра многочисленные верующие с букетами из цветов и березовых веток пришли в благоухающий зеленью храм. Среди них много было юных христиан, которые позже причастились. Возглавил богослужение настоятель храма прот. Артемий Саенко, за литургией пел хор под управлением регента Ольги Егоровны Новик.

храм прасковьи пятницкой в воронеже

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (8)

Поделиться:

Отдание Пасхи

9 июня Церковь празднует Отдание праздника Пасхи.

Отдание Пасхи совершается в среду 6-ой недели по Пасхе. В этот день заканчивается сорокадневное празднование Светлого Христова Воскресения, мы последний раз приветствуем друг друга словами пасхальной радости: «Христос Воскресе!» и готовимся встречать грядущий праздник Вознесения Господня. храм прасковьи пятницкой в воронежеЧитать далее →

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (9)

Поделиться:

Новый шпиль.

Дорогие братья и сестры. В нашем храме возобновились реставрационные работы купола и шпиля. Напомним из — за повреждения купола, приходской совет решил отреставрировать и покрыть его нитридом титана.

храм прасковьи пятницкой в воронеже

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (2)

Поделиться:

Преполовение Пятидесятницы.

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из самых древних христианских православных праздников. В этот день вспоминается, как Спаситель в Преполовение Кущей (ветхозаветного праздника) вошел в церковь и учил.
Преполовение Господне отмечается на 25-й день по Пасхе. Читать далее →

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (4)

Поделиться:

✨Поздравление с юбилеем! ✨

20 мая у певчей нашего хора Раисы Петровны Тереховой знаменательный день, ей исполняется 80 лет!✨храм прасковьи пятницкой в воронежеОт лица настоятеля, хора, пономарской братии, причта и прихожан поздравляем её с этим замечательным, праздничным днем. Читать далее →

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (4)

Поделиться:

Неделя Жен-Мироносиц.

В Неделю 3-ю по Пасхе, св. церковь чтит память свв. жен-мироносиц. В России — этот праздник именуется днем православной женщины. Именно в этот день в Российской империи прославляли женщин. Новая богоборческая власть сделала женским днем 8 марта. И только православные семьи продолжали традиции предков. В этот день все девочки, девушки и женщины тайно от властей посещали храм, причащались и принимали поздравления и подарки от родственников — мужчин. В праздник свв. Жен-мироносиц, нельзя не вспомнить тех кто за каждым богослужением молится с настоятелем. Это конечно же наши верные прихожанки. В любую погоду, с болезнями и трудностями приходят они на соборную молитву и прославляют Господа. Спаси Вас всех Господь.
Желаем вам счастья, духовного возрастания, крепости духа, крепкого здоровья, терпения, спасения души, мира в ваших домах и здоровья домочадцам. Мы за вас всех молимся и любим Христовой любовью.

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (3)

Поделиться:

Свенско-Печерская икона Божией Матери.

16 мая день памяти Свенской Печерской иконы Божией Матери.

Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана прп. Алипием Печерским. На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец.

храм прасковьи пятницкой в воронежеЧитать далее →

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (10)

Поделиться:

День Победы.

Дорогие ветераны, труженики тыла, односельчане, поздравляем вас с Днём Великой Победы!
Желаем всем ветеранам и свидетелям тех дней долгих лет жизни, здоровья и счастья, а их детям, внукам, правнукам – гордости за свою семью, за свой народ и удачи во всех светлых начинаниях! С Днём Великой Победы и Христос Воскресе! храм прасковьи пятницкой в воронеже

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (3)

Поделиться:

Светлая пятница. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

В пятницу Светлой седмицы, иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в храме св. вмц. Параскевы Пятницы была совершена Божественная литургия.
Богослужение совершил настоятель храма протоиерей Артемий Саенко. Читать далее →

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (1)

Поделиться:

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).

Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).

Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).

Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.

Источник

Храм во имя вмц. Параскевы Пятницы | c. Ямное |

храм прасковьи пятницкой в воронеже

Храм во имя вмц. Параскевы Пятницы | c. Ямное | запись закреплена

храм прасковьи пятницкой в воронеже

храм прасковьи пятницкой в воронеже

Храм во имя вмц. Параскевы Пятницы | c. Ямное | запись закреплена

Отошел ко Господу заштатный клирик Воронежской епархии иерей Виктор Масленников

Отец Виктор преставился 16 августа на 69-м году жизни.
Иерей Виктор Иванович Масленников родился 8 июля 1953 года в Воронеже в семье рабочего. По окончании средней школы в 1970 году поступил в Воронежский технологический институт на механический факультет.
Показать полностью. По завершении обучения в 1975 году работал в различных организациях. В 1991 году поступил сторожем в Никольский храм города Воронежа, где также нес послушание псаломщика.

19 августа 1992 года в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием был рукоположен во диакона, а 28 августа того же года – во пресвитера. Служил в Иоанно-Богословском храме села Коровино Волоконовского района Белгородской области. В 1993 году по состоянию здоровья был почислен за штат.

20 февраля 2006 года был принят в клир Воронежской и Борисоглебской епархии и нес священническое служение на различных приходах епархии.

К празднику Святой Пасхи 2015 года иерей Виктор Масленников был награжден набедренником.

9 октября 2015 года по состоянию здоровья был почислен за штат.

По мере сил помогал в Никольском храме районного поселка Рамонь, а затем в храме великомученицы Параскевы Пятницы села Ямное.

В памяти духовенства и прихожан отец Виктор останется отзывчивым, доброжелательным, жизнерадостным человеком.

18 августа в храме великомученицы Параскевы села Ямное Рамонского района будет совершено отпевание иерея Виктора. Он будет похоронен на кладбище села Ямное.

Вечная память новопреставленному иерею Виктору!

Источник

Храм прасковьи пятницкой в воронеже

Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

Для воплощения и рождения Богочеловека Иисуса Христа нужна была чистейшая и непорочная Дева. Бог-Отец Саваоф избрал для сего дочь благочестивых Иоакима и Анны. У них до старости не было детей, и это было для супругов весьма прискорбно, поскольку бесчадие считалось у евреев бесчестием и знаком лишения милости Господа. Однажды священник не принял в праздник даров от Иоакима как от грешника. Пораженный, тот удалился в пустыню, где сорок дней молился и постился. Анна, узнав об оскорблении мужа за ее бесплодие, «усугубила» свои молитвы Богу. По возвращении Иоакима Господь обрадовал праведных супругов ангельским благовестием о рождении у них Преблагословенной Девы Марии, что чрез положенный срок и сбылось. Великий праздник в честь рождения Божией Матери установлен церковью 8 (21) сентября.

Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды.

Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова (1700—1744). Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года.

Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. Дочь богатых родителей, жившая в IV веке, она родилась в пятницу и по этому дню получила имя Параскевы. Потеряв родителей, она приняла обет девства и принялась яро распространять христианскую веру. Язычники, схватив ее, долго мучили и затем убили. Поминовение мученицы Параскевы осуществляется 28 октября по старому стилю. В России к ее имени прибавили еще и буквальный перевод с греческого и стали звать Параскевой Пятницей. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали.

Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года.

Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая.

В 1740—1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович (1692—1757) и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. Здесь отмечено несколько десятков захоронений купцов из семей Алтуховых (1765), Елисеевых (1757, 1770), Замошниковых (1768), Молоцких (1766), Плюшкиных (1764), Постовало-вых (1744, 1766), Типцевых (1770), Шуклиных (1766).

Еще в 1921 году, как отмечал В. В. Литвинов, на подворье Пятницкой церкви сохранялись две чугунные доски, некогда венчавшие могилы Ф. М. Постовалова и Г. Н. Елисеева. Первая из них содержала даже имя мастера, отлившего ее: «Феодосии Минин сын Постовалов родился генваря 5 дня 1700 году преставился апреля 3 дня 1744 году и погребен того же апреля 7 числа при церкви Рождества Богородицы всего лет поживе 43 года (44? — А. А.), а сия церковь построена тщанием и старанием Феодосия Минина сына Постовалова. М. Зейзеров».

Торжественным было погребение матери хроникера, П. Ф. Елисеевой: «1770 года ноября 15 дня представися раба Божия матушка наша Параскева Федоровна пополудни в 7 часу, а сего 17 погребение было у Рождества Богородицы Преосвященным Тихоном 11-м епископом и архимандритом Феодосием и со всеми соборными и приходскими священниками; при выносе мертвого тела в церкву к погребению сам изволил быть Его Преосвященство, а как несли покойницу, звон был в соборе во все колокола, и у Вознесения Христова тож, и у приходской церкви тож. а жития ее было от роду около 80 лет. Да и дай Боже нам умереть с таким покаянием и трудами». «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу».

За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718—1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном I. По мнению Д. И. Самбикина, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился дьякон Иван Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал владыка Тихон с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону.

Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов, служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий (1750— 1781) состоял у Рождества Богородицы только два года.

В 1866—1872 годах в Пятницкой церкви служил Дмитрий Иванович Самбикин (1839—1908). Позже он стал ректором духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского. В 1884—1886 годах архимандрит Димитрий издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей нашего края. Без этого труда практически были бы невозможны современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась.

По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю. И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась по середине двух-этажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане.

Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности.

Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой.

Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

Должен заметить, что доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811— 1819 годах Мариннокой кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких.

Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы были на Пятницкой церкви, а в 1790 году прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда.

Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта. На жалованье ему шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб.

В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули. на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени.

О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет. Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны колокольня и храмовая часть были разрушены, а двухэтажное основание звонницы сохранилось. Мало кто знает, что часть церкви цела, она находится во дворе Военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположились ОВИР и архив ЗАГС. Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А. М. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.

А.Н. Акиньшин «Храмы Воронежа» (1996 год).

Источник

ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, или Забытая реликвия старейшего Воронежа

Продолжая тему невосстановленных храмов Воронежа (http://pavel-popov2016.livejournal.com), обратимся к трагической истории одного из самых ценных храмов города. Снесён он или нет?
На улице Кости Стрелюка, во дворе домовладения № 11/13, сохранился этот необычный раритет – «часть Пятницкой церкви», как он значится в официальном Списке выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области». Это и градообразующий объект, и один из самых старых памятников нашей церковной архитектуры, уцелевший с 1730-х годов, и памятник истории, связанный со многими страницами из летописи Воронежа.
Толстые стены и своды помнят торги на главной базарной площади города; помнят легендарные церковные подземные ходы, помнят службу в храме Дмитрия Самбикина; ставшего архиепископом Казанским и Свияжским; помнят, как окрестные улицы и переулки, зародившиеся в Пятницкой слободе, назывались, конечно, Пятницкими…
Заодно расскажу и о том, как по соседству появился на свет другой яркий памятник архитектуры под № 11/13 – Женский приют со швейной мастерской.

храм прасковьи пятницкой в воронеже

Посад, базар, «клетски церковь,» Петровские одеяния

Это место было главнейшей частью посада Воронежа в XVII веке. Здесь, около парадных въездов в деревянную крепость, находилась Пятницкая слобода. Многие ее жители были главными действующими лицами на главной и в то время единственной торговой площади города. Как и во всех древнерусских и старорусских городах, воронежский базар с многочисленными лавками раскинулся при подъезде к крепости.

Слобода называлась Пятницкой, конечно, потому, что ее главным ориентиром, историческим ядром была Пятницкая церковь. Слободская улица окружала храм неровным полукольцом.

Сначала церковь была деревянной. Она упоминается еще в Писцовых книгах 1628 года. Главный престол был посвящен Рождеству Богородицы, но один из двух приделов – популярной в народе святой мученице Параскеве Пятнице. Благодаря церкви не только слободу, но и ближнюю проезжую башню крепости именовали Пятницкой. А судя по «Дозорной книге» 1615 года, более раннее название слободы – Казачья. Здесь жили полковые казаки, но это уже слишком ранняя история.

храм прасковьи пятницкой в воронеже
«Вероятный вид Воронежа с московской стороны в XVII в.» Картина А.М. Васнецова, 1920-е гг. (Воронежский областной краеведческий музей). Реконструкция не во всем точна. Тем не менее, деревянной Пятницкой церкви (выделена светлым кружком) верно отведено почетное место перед крепостью

Как и большинство воронежских храмов того времени, Пятницкая представляла собой типичную клетскую церковь – от слова «клеть», которым обозначали элементарный прямоугольный сруб, четвериковое сооружение. В этой конструктивной и объемно-планировочной композиции главный большой сруб (большая клеть) представляет собой храмовую часть, или собственно храм. Клеть с востока – алтарь. Клеть с запада – притвор. В летописях и старорусских документах для пояснения структуры храма часто писали: «клетски», или «клецки». Самый примитивный вариант клетского храма – единственный сруб-четверик. Такие церкви долго стояли внутри воронежской крепости. Но Пятницкая церковь на чертеже Воронежа 1690 года показана с двумя срубами. Помимо главной клети, был притвор: значит, церковь принимала много народу, торговцев и покупателей с базарной площади.

Именно Воронеж стал первым провинциальным российским городом, где царь-реформатор Петр I стал внедрять новый стиль одежды! Конечно же, это связано со строительством в нашем городе первого русского регулярного военного флота в конце XVII века. На торговой площади возле старой воронежской крепости стали продавать – еще до основания Петербурга! – невиданную в России одежду. В принудительном порядке наши мужчины должны были одеться в короткие облегающие кафтаны и камзолы, а женщины – в широкие каркасные юбки. В Воронеж выписали несколько портных, занимавшихся изготовлением новомодного платья…

И вплоть до реконструкции города по регулярным принципам, до середины 1770-х годов, историческим рыночным местом оставалась площадь с деревянными торговыми рядами в районе Пятницкой церкви – уже каменной. Краевед XIX века А. Шишкин писал, что до 1774 года Воронеж еще не имел большой торговли, тем не менее по проулку, шедшему от городского собора к Пятницкой церкви, «были лавки красного товара, где продавались кумач, тафта, камка, жемчуг, китайка… Тут был самый прилив женского населения, которое выбирало наряды, получало слухи и т.д.». От Пятницкой площади ряды тянулись дальше, «где шли уже товары грубого сорта: кожевенные, мыловаренные, медь, чугун, обувь, шерсть, бичева, колокола, посуда и т.д.». «Именитые, древнейшие купеческие фамилии Воронежа, как то: Титовы, Кривошеины, Клочковы, Гарденины, Сидельниковы, Молоцкие, Тулиновы, Елисеевы и прочие – имели здесь свои обширные помещения», в их руках и держалась, «главным образом, вся оптовая и розничная торговля». Особенно славились лавки «красного товара» (то есть с материями) купеческой семьи Кривошеиных [1].

Прелести «грубоватого» барокко. Кирпичные стены: не 1761, а 1738

Деревянная церковь находилась немного юго-западнее нынешней кирпичной, ближе к линии нынешней Плехановской улицы. В XVIII столетии, еще до великого переустройства города по генеральному плану 1774 года, ее решили перестроить заново из кирпича, или, как говорили в старину, из камня.

По данным первого воронежского историка-краеведа Е.А. Болховитинова (1800), кирпичная церковь Рождества Богородицы взамен деревянной сооружена в 1738 году. Для сохранения традиций в ней предусмотрели правый придел во имя Св. мученицы Параскевы, освященный в 1741 году. Церковь была повреждена при пожаре 1748 года и вновь освящена в 1761 году [2]. Эту версию поддерживал в 1920-е годы исследователь Ю.И. Успенский [3].

Краевед Д.И. Самбикин, противореча Е.А. Болховитинову, утверждал, что старая деревянная церковь действовала до 1738 года, когда на новом месте была выстроена новая деревянная церковь, сгоревшая в 1748 году. И будто бы только после пожара на средства фабриканта Ф.М. Постовалова на ее месте построена каменная церковь Рождества Богородицы с приделом Параскевы, освященная в 1761 году (а старая деревянная церковь в 1746-м продана в Елец). [4] Где же истина?

Каменная колокольня стояла отдельно на двухэтажном корпусе. И на плане 1750 года показана именно она. И даже приписка на плане сделана: «Церковь Рождества Богородицы и при ней колокольня». Оба строения помечены одинаковым номером 7.

Логично, что колокольня, в отличие от основной храмовой части, должна была подвергнуться наименьшим переделкам после 1748 года – и сразу после пожара, и впоследствии в XIX веке, когда были внесены явные изменения в четверик. И действительно, колокольня подобна не только по общим стилевым формам барокко, но и по особенным деталям архитектуры, – колокольне Тихвино-Онуфриевской церкви, выстроенной во второй половине 1730-х – первой половине 1740-х годов. Верхние ярусы обеих колоколен представляют собой четверики, у которых скошены углы, а эти скосы оформлены полуколоннами, перед которыми непосредственно на углах броско стоят колонны, поддерживающие карнизы. «Интересный мотив, но исполненный грубовато и тяжело», – замечал искусствовед Ю.И. Успенский в адрес Пятницкой колокольни. Впрочем, по поводу колокольни Тихвино-Онуфриевской церкви, которая недавно восстановлена и которую мы ценим и любим как ценный памятник, тот же автор писал: «…Сделана она еще грубее, чем Пятницкая…» [6].

Здесь следует отличать искусствоведческие оценки от ценностных характеристик объектов культурного наследия. Спустя почти три столетия любая такая колокольня представляет огромный интерес – ведь она свидетельствует, как зарождалась и постепенно складывалась, совершенствовалась воронежская школа барокко.

храм прасковьи пятницкой в воронеже
Вид на Пятницкую церковь с колокольни Митрофановского монастыря. Открытка начала XX в.

храм прасковьи пятницкой в воронеже
Пятницкая церковь. Фото И.М. Иванова, 1928 г. По договору с Воронежским областным краеведческим музеем отпечаток сделан П.А. Поповым в 1990-х гг. с подлинного негатива, хранящегося в музее

храм прасковьи пятницкой в воронеже
Вид в сторону Пятницкой церкви с колокольни Митрофановского монастыря. Фото И.М. Иванова, 1930 г. По договору с Воронежским областным краеведческим музеем отпечаток сделан П.А. Поповым в 1990-х гг. с подлинного негатива, хранящегося в музее

Основание колокольни двухэтажный церковный корпус – не что иное, как уцелевшая доныне «часть Пятницкой церкви»! Значит, объект культурного наследия следует датировать 1738 годом, а не 1761-м. Как видите, довольно близко к Петровской эпохе. Если под 1738 годом имелся в виду год окончания постройки, то начало еще более отдалится. Впрочем, колокольню могли достраивать до конца и после основной храмовой части в 1740-е годы, но это совершенно не меняет сути датировки.

Таким образом, существующее здание наряду с колокольней Акатова монастыря (1670-е гг.), Успенской адмиралтейской церковью (1690-е гг.), Никольской церковью (1720 г.), Тихвино-Онуфриевской церковью (1730–1740-е гг.) и трапезной Богоявленской церкви (1730-е гг.) входит в шестерку наистарейших сохранившихся храмовых сооружений Воронежа.

Когда претворяли в жизнь генеральный план Воронежа 1774 года, возле храма по-новому очертили границы кварталов, чтобы они стали прямыми. Лучевую улицу из исторического центра города (Мещанская, ныне Володарского) провели так, чтобы на нее была ориентирована парадная часть Пятницкой церкви. Соседнюю перпендикулярную улицу не могли не назвать Пятницкой (теперь улица Кости Стрелюка).

В 1866–1872 годах настоятелем церкви был известный духовный деятель и краевед Дмитрий Иванович Самбикин (1839–1908), который впоследствии стал ректором Воронежской духовной семинарии, архиепископом Казанским и Свияжским. В 1884–1886 годах издан его знаменитый «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» в четырех томах, к которым сейчас обращается всякий мало-мальски интересующийся историей церквей. Это важнейший краеведческий труд, уже во многом носящий характер исторического источника. Ведь подлинные церковные документы, использованные Самбикиным, давно утрачены. Жаль, что, читая в XIX веке летопись своей же церкви, Д.И. Самбикин не смог в полной мере критически оценить сведения касательно XVIII века. Уже при Самбикине история колокольни была слишком отдаленной от современников, уже тогда она превращалась в забытый раритет…

храм прасковьи пятницкой в воронеже
Нынешняя задняя, а в старину обращенная к храмовой части южная стена колокольни

храм прасковьи пятницкой в воронеже
Так выглядит сейчас подлинная кладка этой стены. Кирпичи длиной до 29-30 см, шириной до 14-15 см, толщиной до 7-8 см соответствуют известным аналогам середины XVIII в.

Стройки эпохи старого капитализма

В конце XIХ и начале ХХ века в Воронеже появлялись новые стройки без оглядки на старые храмы – как и в наши последние годы. Не считались с тем, что здания, сооруженные вблизи Пятницкой церкви, загородят ее восприятие в окружающей среде.

На открытке начала XX века, а затем и на музейной фотографии 1930 года вы видите эти катаклизмы. На открытке правее храма – высокие леса. Здесь возводят училище А.В. Шпольского (теперь школа № 11, ул. Володарского, 60). Левее храма уже стоит темный (из красного кирпича) Женский приют со швейной мастерской (К. Стрелюка, 11/13). Снимок 1930 года показывает, как школьное здание загораживает храм даже с очень высокой точки зрения.

Сделаем все же поправку: оба новых сооружения красивы и теперь заслуженно охраняются как памятники истории и архитектуры.

Ближний замечательный сосед церкви, дом № 11/13 с остоит из двух состыкованных корпусов, построенных для благотворительных заведений Женским благотворительным отделением Воронежского попечительного о бедных комитета. Лишь недавно просмотр архивных документов и дореволюционной прессы позволил мне проследить его историю.

храм прасковьи пятницкой в воронеже
храм прасковьи пятницкой в воронеже
храм прасковьи пятницкой в воронеже

В 1870-х годах комитету жертвует свой участок около Пятницкой церкви купец М.М. Клочков. И в 1878 году женское отделение комитета строит здесь «Дом дешевых квартир» – северо-восточный корпус.

В 1883–1884 годах та же благотворительная организация по проекту видного воронежского зодчего А.М. Баранова возводит здание Женского приюта со швейной мастерской – юго-западный корпус, имеющий ярчайший декор с мотивами русской и западноевропейской средневековой архитектуры.

Швейную мастерскую открыли еще в 1868 году, в нее принимались дочери беднейших родителей, в основном сирот. Финансовой основой для строительства в 1880-х годов особого здания явились средства, вырученные при попечительстве семьи купцов А.Н. и Н.А. Клочковых, а также пожертвования купчихи А.В. Андроновой (сестры поэта А.В. Кольцова) и дворянки А.И. Шеле. Торжественное открытие новой мастерской состоялось в марте 1884 года. Мастерская была одновременно и приютом для девушек от 12 до 17 лет, где они жили, учились грамоте и овладевали разными видами домашних ремесел, после чего их определялили в частные дома в качестве прислуги.

История утрат и обретений

История почти полного исчезновения каменного Пятницкого храма – это грустный рассказ о том, как при Н.С. Хрущеве местные власти всё пытались «списать» на последнюю войну и утверждали, будто бы постройка не имеет архитектурной ценности – а остальные горожане проявляли молчаливое согласие. Однако сохранились документы, которые восстанавливают истинную картину.

В список состоящих на учете памятников архитектуры, который составлен по горячим следам в 1943 году, Пятницкая церковь внесена! А дальше, возможно, сыграли свою роль неласковые слова Ю.И. Успенского… Но ведь Юрий Иванович преследовал совсем иную цель: впервые описать церковь именно как памятник старины. Впрочем, главной разрушительной силой стало неприятие храмов в хрущевское время, а не война и не слова искусствоведа.

В 1958 году в акте осмотра указано, что территория храма уже застроена (неясно, чем), а колокольня «размером в плане 10 х 10 м», стоящая «во дворе жилого дома № 62 по ул. Володарского», не имеет кровли, подвержена воздействию осадков и представляет угрозу людям. Замечено, что на не состоит на учете как памятник архитектуры. Однако разрушители на века увековечили собственную глупость! В архиве прекрасно сохранился фотоснимок, приложенный к акту. Кровли, действительно, нет, но все ярусы колокольни еще сохранялись. Целы и трогательные милые-грубые колонны, демонстрирующие необходимый путь местной школы барокко. И общий вид колокольня имела во много раз лучший в сравнении с некоторыми храмами, которые нам удалось вернуть к жизни в последние десятилетия. Но вот на основании этого акта горсовет 29 мая 1958 года предписывает разобрать оставшиеся церковные конструкции. Он даже обязывает базу Воронежского военного округа совершить это деяние на участке, отведенном базе [9].

храм прасковьи пятницкой в воронеже
Колокольня Пятницкой церкви. Из акта комиссии 1958 г. (ГАВО. Ф. Р-51. Оп. 1 Д. 1495. Л. 112). Публикуется впервые

На этот раз в историю церкви вмешалась… ее судьба. Она распорядилась вопреки воле властей и все же донесла до нас часть Пятницкой церкви! Бог сориентировал военных хозяйственников: зачем же рушить капитальное двухэтажное здание?

Верхние ярусы колокольни успели снести. Вероятно, еще до рокового решения горсовета приступили к разборке боковых частей здания. Но потом одумались. Восточное крыло восстановили из силикатного кирпича на прежнем фундаменте.

Долгие годы здание бывшей швейной мастерской занимала контора Военторга. А во дворе храмовый двухэтажный корпус был занят Военторговским складом. Церковную твердыню укрыли от прохожих за воротами, так что доступ краеведов к ней был чрезвычайно затруднен. Но краеведов ничто не остановит…

Пожалуй, первым, кто обратил на нее внимание в нелучшие ее годы жизни, 1960-е, был краевед, самодеятельный художник А.М. Фролов. В это время шло строительство главного корпуса Воронежского государственного университета (ВГУ) на месте главной духовной святыни города – там, где были крепость и Благовещенский собор и где впоследствии сложился комплекс Архиерейского подворья, в 1836 году превращенный в Митрофановский монастырь. К счастью, А.М. Фролов оказался на месте событий и обнаружил обширное каменное архиерейское-монастырское подземелье. Более того, отсюда шли подземные ходы в направлении всех других церквей! Краевед сделал обмеры, зарисовки, записи. Они хранились в Отделе редких книг Научной библиотеки ВГУ, а теперь сберегаются в университетском музее истории. Так находит материальное подтверждение, казалось бы, невероятная легенда. Длинные и разветвленные подземные ходы, причем не примитивные, а обложенные кирпичными стенами и сводами, – реальность.

храм прасковьи пятницкой в воронежехрам прасковьи пятницкой в воронеже
Зарисовки подземного хода, сделанные А.М. Фроловым в середине 1960-х гг. Подлинники хранятся в архиве Музея истории ВГУ

«Стены колодца и подземного хода были сложены из старинного кирпича, оштукатурены и побелены мелом, – свидетельствовал А.М. Фролов. – В конце двора ход имел двойную металлическую дверь, которая со стороны монастыря закрывалась на замок… За металлической дверью ход разветвлялся в трех направлениях: один канал шел в сторону реки, второй – по улице Таранченко, третий – по Володарского. При постройке университета подземные ходы были вскрыты на длину 5–7 метров от стен университета, засыпаны щебнем и забетонированы» [10].

А.М. Фролов привел свидетельства о том, как не раз проваливалась земля на улице Таранченко (там ход вел к Никольской церкви) и непосредственно около Пятницкой церкви. И поэтому не преминул запечатлеть то, что осталось от Пятницкой (см. фото).

храм прасковьи пятницкой в воронеже
Пятницкая церковь в 1960-х гг. Фото А.М. Фролова из архива Музея истории ВГУ. Публикуется впервые

Безусловно, система ходов могла быть создана только на достаточно ранних этапах существования Воронежа, в конце XVII или в первой половине XVIII века. Впоследствии город перестали воспринимать как населенный пункт выраженного военного, оборонного значения. Если ходы вели именно к нынешнему месту Пятницкого храма, а не туда, где он стоял ранее (ближе к Плехановской) – значит, имеем еще один лишний довод в пользу строительства первой половины XVIII века.

Когда в 1990-е годы я стал публиковать эти свидетельства на страницах газеты «Воронежский курьер», неожиданно откликнулись очевидцы. Бывшие ученицы соседней школы вспоминали, как дырка в мостовой на улице Володарского появилась именно на их глазах. Смелые девочки прыгнули под землю и, если верить их словам, долго шли по ходу, прогуливая уроки…

Значит, сохранившийся объект культурного наследия хранит еще и подземные тайны. Охрана окрестного культурного слоя более чем актуальна, если вспомнить, что рядом должны быть еще и остатки подвалов основной храмовой части, и остатки могил прицерковного погоста.

Повернемся теперь к наземной части стойкого объекта.

Жаль, конечно, что мы имеем не основную храмовую часть. Но даже без нее и без завершения колокольни двухэтажный корпус представляет собой самобытное архитектурное сооружение XVIII века.

Да, сейчас оно выглядит мрачновато. Еще в 1920-х годах Ю.И. Успенский замечал, что оно «почти без окон», но его успели не раз исказить. закладывали старые проемы, а новые пробивали не там, где следует. Стены здания, его сводчатые перекрытия, его подземная часть заждались полноценного натурного архитектурного обследования. Во время зондажных работ могут обнаружиться ранние оконные и дверные проемы и следы первоначального декора. И в случае реставрации декор может засиять. А почему бы не подвигнуть город на восстановление всей колокольни? Ведь мы имеем хороший опыт восстановления почти точно такой же колокольни Онуфриевского храма. Только там верхние ярусы вырастают над одним этажом, а не над двумя. Между прочим, и в этом – огромная уникальность дворового здания на К. Стрелюка: второго такого основательного основания колокольни в Воронеже не было и нет! Можно предположить, что особенный вариант сложился из-за соседства с торговой площадью. Возможно даже, что купцы, строители храма, в глубокую старину использовали нижний этаж для складирования своих товаров – как это происходило, например, в крупных московских церквях XVII и начала XVIII века…

«Часть Пятницкой церкви» фигурирует в Постановлении администрации Воронежской области от 14. 08. 1995 г. № 850 «О порядке управления зданиями-памятниками истории и архитектуры в Воронежской области». На этом основании здание занесено в официальный «Список выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области» (последняя редакция – 2014 г.). По закону, «вновь выявленные» памятники подлежат государственной охране наряду с занесенными в реестр охраняемыми объектами. А в 2015 году областное правительство утвердило охранные зоны как для памятника «Швейная мастерская», так и для Пятницкой церкви.

храм прасковьи пятницкой в воронеже
Современный вид северного фасада.
Убрана поздняя пристройка с восточной стороны. Снимки сделаны 24 февраля 2017 г.

храм прасковьи пятницкой в воронеже

Ту же информацию получил от представителей нового собственника (производственно-проектной организации) прибывший на место работ начальник Государственной инспекции историко-культурного наследия Андрей Домбровский. Спасибо и Андрею Александровичу, и всем воронежцам, которые забеспокоились. Как бы то ни было, даже если тревога напрасна, теперь мы знаем: наши горожане зорко стоят на страже таких святынь!

…Еще пять лет назад, в 2012 году, на кафедре композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия ВГАСУ защищена дипломная работа: проект воссоздания Пятницкого храма. Автор – выпускница М. Кондратьева, руководитель – доцент И.Ю. Бабешко. Даже макет храма создан как приложение к проекту. Не во всем макет хорош (младшекурсники не смогли проработать детали), но сам диплом и идеи, заложенные в него, получили во время защиты высокую оценку аттестационной комиссии. Вот она на снимке, довольная выпускница.

храм прасковьи пятницкой в воронеже
храм прасковьи пятницкой в воронеже

Наверное, не ошибусь, если скажу, что в наши дни реальное восстановление всего храма выглядит довольно утопичным. Но воссоздание верхних ярусов колокольни, как показал проект, – вполне реальный замысел. Я почему-то верю, что он когда-нибудь воплотится в жизнь, пусть и не очень скоро.

Сейчас высказывают мысли о том, что в уцелевшем корпусе можно пока устроить кафе или дать зданию иное назначение. И с этим я тоже вполне согласен. Ведь здание не предназначено для служб. А в идеале пусть у нас останется эта мечта – о возрожденной колокольне. Она не только перекресток улиц украсила бы, а символизировала бы старейший центр города. Вспомним, что на месте ВГУ не осталось ничего ни от монастыря, ни от Архиерейского двора, ни от собора…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *