храм преображения господня белоомут
ВЕРХНЕ-БЕЛООМУТСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ
Храм Преображения Господня (Верхний Белоомут). XXI век |
Храм в честь Преображения Господня в посёлке Белоомут (Луховицкое благочиние Московской епархии)
Впервые деревянный храм в честь Преображения Господня в центре села упоминается в писцовых книгах под 1616 годом.
Храм Преображения Господня (Верхний Белоомут). До 1917 г. |
Каменная церковь с приделами Покрова Божией Матери и архангела Михаила в трапезной строилась в селе Верхний Белоомут с 1797 по 1802 годы. Некоторые исследователи считают сочетание разнофигурных оконных проемов, а также рельефные геометрические фигуры в декоре порталов, чертой «местного стиля», восходящей к постройкам XVIII века в Николо-Радовицком монастыре.
Около 1823 года изменено завершение храма, у дверей появились портики крылец.
Архитектура памятника, отразившая его сложную строительную историю, своеобразна сочетанием мотивов различных стилевых направлений от барокко до позднего классицизма. Бесстолпный двусветный четверик храма с развитым алтарем завершен купольной ротондой, венчавшейся световым барабаном. К храму примыкает намного превосходящая его по площади четырехстолпная двухпридельная трапезная, перекрытая крестовыми сводами. Основным элементом наружной декорации служат наличники окон с «ушами» и сложным замковым камнем в лучковой перемычке. Поле стен над проемами украшают филенки, под окнами — бриллиантовый руст. Привлекает внимание обработка порталов храма рельефными ромбами и овалами, помещенными на пилястрах по сторонам дверей. Это местный мотив, встречающийся в памятниках XVIII века расположенного неподалеку Николо-Радовицкого монастыря.
Приходская жизнь Преображенского храма до революции процветала. Сохранившиеся старинные фотографии говорят о былом великолепии храма, о богатстве внутреннего убранства.
В 1933 году люди, работавшие на поле, услышали страшный неожиданный гул. Это был гул упавшего колокола. Все ринулись на защиту церкви, но было уже поздно. Страшная картина предстала перед ними: колокольня рухнула, женщины плакали, мужчины, стараясь защитить оставшуюся часть храма, дрались с представителями советской власти, которые пытались разрушить церковь. Долгие годы ссылок, тюрьмы и лагеря ждали заступников за веру, а многих священников смертная казнь.
Храм Преображения Господня (Верхний Белоомут). XX век |
В годы советской власти храм был передан в собственность кожгалантерейной фабрики и перестроен под клуб. Храм полностью утратил внутреннее убранство. Вся утварь пропала бесследно. Внешне храм тоже был сильно искалечен: снесены колокольня и пять глав центрального придела, утрачены все порталы.
В 2003 году храм был передан Русской Православной Церкви. До 2006 года храм был приписным к храму Трех Святителей.
С апреля 2006 года в Преображенском храме возобновились регулярные богослужения. Организована воскресная школа.
Святыни
Настоятели
Использованные материалы
[1] Скончался в 20-е годы XX века, похоронен перед центральным приделом храма.
Преображенский храм (Белоомут)
Преображенский храм построен в 1802 году вместо деревянной старой церкви. В дальнейшем неоднократно достраивался, окончательный вид приобрел в 1823 году. В советское время был закрыт и разорен, сейчас восстанавливается и действует.
Содержание
История [ править ]
Кирпичная с белокаменными дета¬лями, выстроена в селе Белоомут в 1802 г. Впоследствии неоднократно переделывалась. Видимо, около 1823 г. изменено завершение храма, у дверей появились портики крылец, которые вместе с колокольней разобраны в 1930-1940-х гг.
Архивные данные говорят нам: «Вместо деревянной, существующая ныне в Белоомуте каменная Преображенская церковь, с приделами Покровским и Архангельским, построена в 1802 году. При ней значится церковной земли: усадебной 3 десятины, луговой 33 десятины, кроме того в церкви имеется капиталу в пользу причта 7087 рублей. Приходских дворов числится 619, в коих мужского пола 2135, женского 2190. Находящаяся в том же селе Кладбищенская каменная церковь во имя Трех святителей построена 1827 году, по указу преосвященнейшего Филарета, причта не имела, богослужения совершались только во дни поминовения усопших.»
Исходя из этих данных, мы можем видеть, что приходская жизнь Преображенского храма до революции процветала. Глядя на сохранившиеся старинные фотографии, мы узнаем о былом великолепии храма, о богатстве внутреннего убранства.
О священнослужителях храма, до закрытия прихода, известно мало. Один из последних настоятелей — протоиерей Сергий Эвергетов умер в 20-е годы XX века, похоронен перед центральным пределом храма. Еще один священник — отец Михаил Урусов после закрытия прихода уехал из поселка, и дальнейшая судьба его не известна.
В 1933 году люди, работавшие на поле, услышали страшный, неожиданный гул. Это был гул упавшего колокола. Все ринулись на защиту церкви, но было уже поздно. Страшная картина предстала перед ними: колокольня рухнула, женщины плакали, мужики, стараясь защитить храм, дрались с представителями советской власти, которые рушили колокольню… Долгие годы ссылок, тюрьмы и лагерей ждали заступников за веру. Старожилы вспоминают, что огромное облако пыли окутало поселок в радиусе километра. Некоторые защитники церкви были арестованы и получили срок 10 лет лагерей.
В годы советской власти Преображенский храм был передан в собственность кожгалантерейной фабрики и перестроен под клуб. Храм полностью утратил внутреннее убранство. Вся утварь пропала бесследно. Внешне храм тоже был сильно искалечен: снесены колокольня и пять глав центрального предела, утрачены все порталы.
В 2003 годы храм был передан Русской Православной Церкви. Стараниями общины Трехсвятительской церкви п. Белоомут были собраны и оформлены все документы и зарегистрирована община. Протоиерей Сергий Тимохин отслужил первую литургию. Но храм еще три года был приписным к Трехсвятительскому. В 2006 году 16 апреля Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был назначен новый настоятель Преображенского храма, священник Владимир Келин.
Храм стал возрождаться, как когда-то строился на средства жителей Белоомута, так теперь на собранные средства закупалась церковная утварь, строительные материалы.
В 2009 – 2010 на средства спонсоров был поведен косметический ремонт фасада храма. На пожертвования прихожан закуплены пять колоколов и помещены на передвижную звонницу.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Луховицкий район, п. Белоомут, ул. Большая Площадь д. 75. Преображенский храм.
Храм Преображения Господня
Поселок Белоомут находится в одном из самых живописных мест в Московской области, на левом берегу реки Оки, окруженный лесами. На самом видном месте поселка расположен православный Храм Преображения Господня, по своей красоте и великолепию бывший когда-то первым в Зарайском уезде и одним из богатейших и красивейших храмов России. Храм построен в 1802 году на месте старой деревянной церкви (упоминавшейся в писцовых книгах под 1616г.) и до сих пор является лицом поселка. Каменная церковь с приделами Покрова Божией Матери и Архангела Михаила в трапезной строилась с 1797 по 1802гг. Некоторые исследователи считают сочетание разнофигурных оконных проемов, а так же рельефные геометрические фигуры в декоре порталов, чертой «местного стиля», восходящей к постройкам XVIII века в Николо-Радовицком монастыре.
Старожилы вспоминают великолепие росписей на стенах храма и одухотворенные философские проповеди православных священников. Они и сейчас с прежним восхищением описывают поразительную красоту икон, роскошь киотов и величественные лики святых на сводах храма.
Так же народ помнит разрушение православных святынь во времена антирилигиозных гонений! В 1933 году люди, работавшие на поле, услышали страшный неожиданный гул. Это был гул упавшего колокола. Все ринулись на защиту церкви, но было уже поздно. Страшная картина предстала перед ними: колокольня рухнула, женщины плакали, мужчины, стараясь защитить оставшуюся часть храма, дрались с представителями советской власти, которые пытались разрушить церковь… Долгие годы ссылок, тюрьмы и лагеря ждали заступников за веру, а многих священников смертная казнь.
Но православная религия начала возрождаться и с апреля 2006 года в Преображенском храме возобновились регулярные богослужения.
Все жители поселка Белоомут стремятся всеми силами помочь в восстановлении храма. Но на те крохи которые собраны общиной, невозможно даже провести отопление. Мы стучимся в каждую дверь и обращаемся к каждому сознательному и радеющему за свое Отечество и Веру человеку. Помощь, так необходимая в восстановлении прежнего величия и целостности нашей православной веры и наших святынь, оставит не только память в сердцах и умах наших людей, но и возродит Православную Русь.
Нижний Белоомут
Храмы Московской области
Церковь Преображения. Церковь Успения Божией Матери
Село Нижний Белоомут.
Село Нижний Белоомут в XVII в. возникло как присёлок дворцового с. Белоомут и называлось Комарёво. В 1762 г. оно было пожаловано М.С. Похвистневу, участнику переворота, возведшего Екатерину II на престол. После Похвистневых селом владели Тепловы, у которых в 1839 г. его купил местный крестьянин Алифанов, выслужившийся из рядовых в офицеры.
Впервые на этом месте, в центре села, на берегу Оки, деревянный храм Преображения Господня упоминается в писцовых книгах под 1616 г. Каменная церковь с приделами Покрова Божией Матери и Архангела Михаила в трапезной строилась с 1797 по 1802 г.
Около 1823 г. изменено завершение храма, в то же время появились колонные портики над южным и северным дверяами храма. Некоторые исследователи считают сочетание разнофигурных оконных проёмов, а также рельефные геометрические фигуры в декоре порталов чертой «местного стиля», восходящей к постройкам XVIII в. в Николо-Радовицком монастыре.
В советское время храм искалечен перестройками (после закрытия были разрушены главка, колокольня, утрачены колонные портики и внутреннее убранство). Храм был приспособлен под клуб.
Нижний Белоомут имел городскую застройку. Большая улица была направлена на колокольню Преображенского храма, который вместе с домом причта и женским училищем составлял красивый архитектурный ансамбль. Храм был богато украшен внутри.
С начала 1839 г. Н.П. Огарёв, в связи с хлопотами об освобождении крестьян, жил в Верхнем Белоомуте.
В 1826 г. переехал в Москву.
В 1830 г. защитил диссертацию «О романтической поэзии. О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической», в которой призывал к синтезу классического и романтического искусства. 24 ноября 1830 г. был утверждён в степени доктора, затем прочёл пробную лекцию «Необходимость, значение и сила эстетического воспитания»; 26 декабря 1831 г. утверждён профессором кафедры теории изящного искусства и археологии словесного отделения университета.
С 1831 г. Надеждин читал лекции по истории искусств. Впервые ввёл в курс теории изящных искусств и археологии изучение памятников Древней Индии, Персии, Финикии, Ассирии и Вавилона. На лекциях он рассматривал историю художеств, творчества в его истори-ческо-археологическом и философско-теоретическом аспектах.
С 1834 г. он, для студентов 1-го курса всех факультетов, читал логику. Принимал участие в деятельности Общества Любителей русской словесности и Обществе истории и древностей российских, издании «Учёных записок» Императорского Московского университета, издавал собственный журнал «Телескоп» (1831-1836).
29 мая 1835 г. Надеждин был уволен из университета по собственному желанию (в связи с предстоящей женитьбой).
В 1836 г. за публикацию в журнале «Телескоп» «Философического письма» П.Я. Чаадаева Надеждин сослан в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар). Из Усть-Сысольска прислал около 100 статей по церковной истории и литературе, по русской и славянской истории, по географии и этнографии для «Энциклопедического лексикона» А.А. Плюшара. Одновременно напечатал в журнале «Библиотека для чтения» несколько крупных исследований историко-этнографического характера.
В 1846 г. опубликовал исследование «Зарайск в старину и ныне». Н.И. Надеждин был одним из инициаторов создания Российского географического общества.
В ноябре 1846 г. на первом годовом собрании общества он выступил с докладом «Об этнографическом изучении народности русской», в котором впервые определил предмет этнографической науки и её место в системе наук, особо подчеркивая первоочередную необходимость изучения этнографии русского народа.
В 1848 г. Надеждин возглавил Отделение этнографии Российского географического общества.
С 1838 г. Надеждин стал служить в Министерстве внутренних дел в Санкт-Петербурге.
27 декабря 1855 г. в квартире Надеждина состоялось заседание этнографического отделения. Некогда энергичный и красноречивый председатель, в продолжение заседания мог сказать только несколько невнятных слов. Через неделю он был уже «весьма плох в умственном отношении», перед смертью лишился языка и сознания». Умер Николай Иванович Надеждин утром 11 января 1856 г.
В 1871 г. в селе Нижний Белоомут в семье священника Алексея Надеждина родился будущий священномученик Христофор Надеждин. В 1889 г. он окончил Рязанскую Духовную семинарию и был определён учителем пения и чистописания в Донское Духовное училище.
20 ноября 1891 г. назначен на должность надзирателя училища.
В 1892 г. Христофор Алексеевич поступил в Московскую Духовную академию; ему была предоставлена стипендия Высокопреосвященного Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского. Усиленное занятие учебными предметами, а также желание глубокого их изучения и одновременно изучение материалов для кандидатской диссертации, начатое им почти сразу же после поступления в академию, привели к резкому расстройству здоровья, и врач академии настоял на том, чтобы Христофор Надеждин был отправлен на лето 1895 г. в Самарскую губернию для лечения кумысом.
В 1897 г. Христофор Алексеевич окончил Московскую Духовную академию и защитил сочинение на степень кандидата богословия.
Учась в академии, Христофор Алексеевич подружился с Иваном Васильевичем Успенским, взгляды которого на аскетический подвиг, на непрестанную борьбу с помыслами, на ревностное служение Богу были близки ему. По окончании академии, её ректором, епископом Феодором, Христофору Алексеевичу было предложено место миссионера в Новочеркасске, но престарелые родители, обеспокоенные возможной разлукой, настояли на том, чтобы их сын получил место служения в непосредственной близости от них.
10 февраля 1899 г. Христофор Алексеевич поступил на должность законоучителя земской школы в родном селе Нижний Белоомут, а через год был определён на священническое место к Преображенской церкви того же села. 23 февраля 1900 г. он был назначен заведующим школьными религиозно-нравственными чтениями по воскресным и праздничным дням.
22 апреля того же года получил назначение на должность заведующего женской церковно-приходской школой с. Нижний Белоомут.
10 июля 1906 г. о. Христофор был назначен ко храму Иоанна Воина в Москве, в котором прослужил до своей мученической кончины. Кроме священнических обязанностей, кои он исполнял ревностно, неустанно проповедуя слово Божие, о. Христофор нёс послушание законоучителя, сначала в женской гимназии Ломоносовой, а впоследствии в женской гимназии Гельбик.
В течение 1915-1916 гг. о. Христофор проводил внебогослужебные беседы с народом, на которых присутствовало иной раз до трёхсот человек. Всего приход храма Иоанна Воина насчитывал в то время около двух тысяч человек.
3 января 1921 г. о. Христофор был назначен благочинным.
23 марта 1922 г. безбожные власти арестовали о. Христофора Надеждина, обвинив в том, что 4 марта он произнёс в храме проповедь, в которой сказал, что наступившая разруха есть следствие нравственного падения народа, а также в том, что в марте он прочёл в храме воззвание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей, и распространил его в храмах своего благочиния. Через три дня после ареста о. Христофор был допрошен.
Сразу же после окончания судебного процесса властям стали подаваться многочисленные прошения о помиловании, причём первым почти во всех прошениях стоял протоиерей Александр Заозерский. Власти решили прошения удовлетворить только частично, оставив приговор в силе по отношению к пяти обвиняемым: священникам Христофору Надеждину, Василию Соколову, иеромонаху Макарию и к мирянам Сергею Тихомирову и Михаилу Роханову. Однако в окончательном приговоре в последнюю минуту Михаил Роханов был заменён на протоиерея Александра Заозерского.
30 мая 1922 г. Московский революционный трибунал получил извещение, что советское правительство отклонило ходатайство о помиловании пяти осуждённых. Были расстреляны священники Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров. Тела их были погребены на Калитниковском кладбище, но точное место захоронения осталось неизвестным.
Церковь Преображения стоит поблизости от другой, построенной в 1840 г. на южной окраине села и сохранившейся до нашего времени, каменной кладбищенской церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь Успения была приписной к Преображенской церкви с. Нижний Белоомут и не имела собственного причта.
В 1938 г. церковь была закрыта и разорена. В здании церкви был устроен склад.
В 1993 г. храм был возвращен верующим. Ампирный иконостас Успенской церкви сохранился, без икон и с повреждениями.
К началу XX в. население Белоомута составило около 12 тысяч человек. В селе Нижний Белоомут имелось 11 портняжных заведений, хозяевами многих из них были иностранцы, они снабжали готовой одеждой крупные магазины Москвы и Петербурга.
Уже в наше время поблизости от Успенского храма была построена деревянная часовня.
К девяностой годовщине массовых выступлений в Нижнем Белоомуте (протесты против закрытия Пребраженского храма).
1929 год… Чем был знаменателен, какой след оставил в истории?
Если бегло пробежаться по списку значимых событий, произошедших в этом году, то можно отметить дату, имеющую непосредственное отношение к теме настоящего повествования: 24 января Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мерах по усилению антирелигиозной работы».
Иногда 1929 называют «годом великого перелома». Это выражение пошло от названия статьи И.В. Сталина «Год великого перелома: к XII годовщине Октября».
Этими словами Иосиф Виссарионович, видимо, хотел сказать, что ситуация в стране коренным образом изменилась: преодолены последствия империалистической и гражданской войн, устранены пережитки прошлого. Был взят курс на окончательное сворачивание НЭПа, началась массовая коллективизация, когда обобществляли всё что только возможно, начался переход от страны преимущественно аграрной к стране индустриальной.
Обычно под переломным моментом понимают какое-либо событие, резко и бесповоротно меняющее положение дел. Но одновременно с этими глобальными переменами, зачастую ломаются и отдельные человеческие судьбы. Всё вышесказанное вполне может быть соотнесено с историей нашего края.
Советская власть стремилась всячески показать, что вместо прежней России, строится совершенно новое государство. Это подчеркивалось в том числе и изменением территориально-административного деления. На смену самой распространённой схеме «Губерния→уезд→волость», внедрялась новая — «Область→район→сельсовет». Это было не просто переименование, как правило границы новых образований не совпадали со старыми, перекраивались так, как это казалось правильным новой власти. На месте Зарайского уезда, в который с конца XVIII века входил Белоомут, было образовано несколько районов, в том числе и Белоомутский, включивший в себя, в основном,заокские земли бывшего Зарайского уезда (Белоомутский район был образован 12 июля 1929 года).
И если изменение территориального деления приводило разве что к разрыву десятилетиями складывающихся экономических связей (населённые пункты из бывшего уезда оказывались в разных вновь создаваемых районах, а то и областях), то идеологические перемены затрагивали не материальные, а духовные сферы жизни людей. Церковь была отделена от государства, религия была объявлена явлением вредным, мешающим развитию нового коммунистического строя. Фактически, религии была объявлена беспощадная война.
Одним из средств Идеологической борьбы, было создание в 1925 году «Союза безбожников», второй съезд которого прошёл в Москве 15-17 июня 1929 (ещё одна дата, имеющая отношение к описываемым событиям). На съезде было принято новое название организации «Союз воинствующих безбожников». Не исключено, что в числе делегатов съезда, были представители Белоомута, во всяком случае, местное отделение этой организации, как будет видно ниже, в селе существовало.
С трибуны съезда звучали, в том числе призывы об усилении борьбы с религией на местах, и вероятно события, произошедшие в Нижнем Белоомуте в конце июля, так илииначе берут начало именно там.
…Неспокойным выдался конец июля 1929 года в Нижнем Белоомуте, только недавно ставшим центром вновь образованного Белоомутского района. Какие же события произошли тогда, что именно случилось? В советское время по понятным причинам об этом не принято было говорить и писать, но народная память, конечно же, хранила эти события. Ровно 90 лет тому назад произошло массовое выступление местных жителей, протестующих против закрытия главного храма Нижнего Белоомута, храма Преображения Господня.
Всего в Белоомуте насчитывалось четыре каменные церкви: самый большой и красивый храм Преображения Господня в Верхнем Белоомуте (он считался одним из самых больших и богатых храмов Зарайского уезда), храм Трёх Святителей на кладбище Верхнего Белоомута, Преображенский храм в Нижнем Белоомуте и Успенская церковь на кладбище Нижнего Белоомута. Все эти храмы в советское время были закрыты: Преображенский Нижнего Белоомута – в 1929 году, Преображенский Верхнего Белоомута – в 1933 году, Трёх Святителей – в 1937, Успенский – в 1938 году. Судьбы храмов сложились по разному. Преображенский храм Нижнего Белоомута был полностью снесен и разобран на кирпич, который в основном был использован для строительства первых двух этажей здания швейной фабрики.
Храм Преображения Господня в Нижнем Белоомуте. Снимок П.И. Левинского, начало ХХ-го века.
Преображенский храм Верхнего Белоомута лишился колокольни и главок, кирпич от снесенной колокольни частично был использован при строительстве кожгалантерейной фабрики.
Преображенский Храм Верхнего Белоомута. Снимок начала ХХ-го века.
В Трёхсвятительском храме были устроены склады кожгалантерейной фабрики и ПОСПО.
Храм Трёх Святителей. Снимок начала ХХ-го века.
Успенский храм долгое время стоял открытым и понемногу ветшал и разграблялся.
Успенский храм. Снимок Советского периода.
Вернёмся к основной теме нашего повествования. Рассекреченные архивы ОГПУ сохранили довольно подробный отчёт о событиях 29 июля 1929 года. Приведу полностью данные материалы, источник: http://istmat.info/node/30420)
Источник: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 671-673.
29 и 30 июля в с. Н.Белоомуты происходило массовое выступление верующих против закрытия местной (одной из двух имеющихся в селе) церкви. Вопрос о закрытии церкви был впервые поставлен рабочими швейной фабрики заготхозяйства милиции «Красный милиционер» еще в марте с.г. с тем, чтобы церковь была передана фабрике. Вопрос этот был затем обсужден и получил положительное разрешение на расширенном заседании сельсовета, на собрании бедноты и актива и на собрании местной организации «Безбожник». Ходатайство этих организаций (общего собрания граждан с. Белоомуты не устраивалось) в июне утверждено Рязанским ГИК (постановление ГИК не было утверждено ВЦИК). Недели две тому назад сельсоветом на основании этого постановления у церковного совета были отобраны ключи от церкви.
Накануне выступления, 27 и 28 июля, местными попами Головановым и Сербариновым, председателем церковного совета Подболотовым и местными торговцами Беленовским и Фирсовым и другими начали усиленно распространяться слухи о том, что 29 июля «безбожники будут снимать кресты и иконы в церкви». Вместе с этим они рассказывали, будто каждую ночь безбожники ходят в церковь и надругаются над святыней. Уезжавших 29 июля на сенокос граждан эти лица предупреждали, чтобы они по набатному звону собирались к церкви.
29 июля с 4 час. утра к церкви группками стали собираться верующие, главным образом старухи, старики и подростки. К 7 часам утра к церкви собралось до 200 чел. Из толпы раздавались выкрики: «Не дадим церковь! Помрем — перейдете через наши трупы, но церковь не отдадим. Хлеба не даете, а церковь отбираете, гнать всех коммунистов, вешать, давить надо». Прибывшего на место происшествия райуполномоченного ОГПУ, пытавшегося уговорить толпу разойтись, толпа не захотела слушать, продолжая угрожающие выкрики: «Бей его! Они приезжают только грабить нас». Под напором толпы уполномоченный вынужден был удалиться в помещение сельсовета, откуда по телефону поставить в известность председателя оргкомиссии, прося его прибыть с другими членами оргкомиссии на место и убедить толпу разойтись.
Местные партийцы, работавшие в кооперативе и на фабрике «Красный милиционер», узнав о происшедшем, тем не менее, во время напора толпы на уполномоченного ОГПУ никто не пришел на помощь.
Прибывших на место членов оргкомиссии Панина, Твердова и Нового и военкома Зарайского УВК и других толпа, к этому времени увеличившаяся до 300 чел., встретила камнями. Прибывшие товарищи безуспешно пытались уговорить толпу и под ее напором вынуждены были укрыться в помещении сельсовета. За ними направилась и возбужденная толпа, выкрикивая: «Не трожьте церковь! Мы ее вам не отдадим! Умрем или вас побьем! Отдайте нам ключи!»
Часть верующих, оставшись у церкви, ударила в набат. На набат собрались не только местные жители, находившиеся в селе, но на лошадях прибыли и бывшие в это время на сенокосе (предупрежденные заранее — см. выше). Толпа количеством достигла 1000 чел. Окружив помещение сельсовета и продолжая угрожающие выкрики против вышедших из сельсовета для уговоров толпы членов оргкомиссии и партийцев, «настойчиво требовала выдачи ключей от церкви. Подстрекаемая антисоветскими элементами толпа с криками: «Бей!» — бросилась на членов оргкомиссии, которые вынуждены были вновь укрыться и запереться в помещении сельсовета. Оставшегося на улице т. Панина верующие начали толкать, избивать, Панин, вырвавшись из толпы в пожарный сарай, на лошади ускакал в с. В.Белоомуты. Среди партийцев, запершихся в сельсовете, началась паника, и, когда райуполномоченный ОГПУ, увидев начавшуюся расправу над т. Паниным, предложил партийцам пойти защитить избиваемого, партиец Дюпин крикнул: «Лучше пожертвовать одним, чем погибать всем».
Райуполномоченного ОГПУ, бросившегося на помощь Панину (к тому времени уже бежавшему), окружила часть толпы, человек в 200, начала толкать, жать, подталкивая на середину с криками: «Не допускать его! Бей его! Давай ключи, иначе растерзаем». Уполномоченному из толпы плевали в лицо, размахивали кулаками и т.п.
Окруженного райуполномоченного и захваченного председателя сельсовета Буданова толпа не выпускала, предъявив требование членам оргкомиссии, укрывшимся в сельсовете, выдать ключи, угрожая в противном случае самосудом над захваченными. Члены оргкомиссии обещали выдать ключи через 10 минут. Так как через 10 минут ключи выданы не были, из толпы начали раздаваться выкрики: «Если еще через 10—15 минут не дадут ключи, то мы вас разорвем». Когда ключи были принесены, толпа не отпустила захваченных, потащив их к церкви и угрожая им: «Если только ключи окажутся не те, мы вас разорвем», и отпустила лишь только тогда, когда церковь была отперта.
Как только церковь открыли, женщины вымыли полы и предложили местным попам Голованову и Сербаринову отслужить благодарственный молебен. Те служить без разрешения оргкомиссии отказались. Это вновь вызвало возбуждение толпы, и последняя было направилась опять к помещению сельсовета. Только тогда, когда попы согласились служить, возбуждение улеглось.
Верующие, начав молебен, расставили по переулкам и вокруг церкви пикеты. Молебен продолжался с 8 час. вечера до 11 час. ночи. На паперти церкви, во время молебна, слышались выкрики: «Даешь собрание! Осуждаем поступки власти в том, что она оторвала от работ, мы загнали своих лошадей, испугали наших детей, давай напишем на них прокурору, давайте требовать хлеба». Среди верующих антисоветскими элементами (персонально выявлены) распространялись слухи, будто власть сегодня ночью возьмет 8 чел. и расстреляет. Эти же лица уговаривали не расходиться, а устроить на месте собрание, на котором вынести резолюцию о неправильных действиях местных властей и возбуждении ходатайства о возвращении церкви, выдвигая в качестве председателя собрания дочь бывшего торговца, сейчас учительницу Волкову В. Верующие, ввиду позднего времени, устраивать собрание отказались и разошлись. На следующий день, 30 июля, с 4 час. 30 мин. утра верующие вновь ударили в набат и собрали толпу. Подробности о происшедшем 30 июля будут сообщены дополнительно.
Во время выступления из толпы раздавались выкрики, кроме требований о возвращении церкви, требования о свободе частной торговли, о выдаче хлеба и др. В данном случае отобрание церкви было лишь предлогом для антисоветской демонстрации и выступления, спровоцированного церковными и антисоветскими элементами.
На место из Коломенского окротдела ОГПУ выехали сотрудники. Коломенское окружное оргбюро ВКП(б), оргкомитет и окрпрокурор о происшедшем информированы.
Помощник начальника Информотдела ОГПУ Запорожец.
Какие последствия повлек за собой протест белоомутцев? Естественно, советская власть не могла оставить всё это безнаказанным. Последовали массовые аресты, самые активные участники были казнены (в первую очередь, служители церкви). Надо думать, что не последнюю роль в ликвидации самостоятельного Белоомутского района сыграли именно эти события.
Теперь немного об истории уничтоженного храма.
«Храм основан в 1775 году, тщанием Анны Игнатьевны Похвисневой и других благодетелей. Освящена в 1797 году. Церковь каменная с такой же колокольней и городьбой, крытой железом. В церкви 3 престола:
— главный престол во имя Преображения Господня.
— правый престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
— левый престол в честь апостолов Петра и Павла.
Земли под церковью и оградой 900 квадратных саженей.
Приход в 1890 году: 356 дворов, — мужчин 1200; — женщин 1223; грамотных: — мужчин 930; — женщин 840.
Штат: — 3 священника; — 1 дьякон; — 3 псаломщика.
(Ведомости о церкви Преображения Господня, состоящей 4-го округа Зарайского уезда Рязанской Епархии в селе Нижнем Белоомуте. Государственный архив Рязанской области, Рязанская духовная консистория, Рязанская губерния (клировые ведомости)).»
Местный краевед В. Влазнев, в своём «Материалах для историко-статистческого очерка бывших «Государевых Дворцовых рыбных ловцов сел Белоомута, Ловец, Любичи и Дединова», сообщает следующие сведения:
Конкретно о нижнебелоомутском храме:
«Ныне здесь 2 каменные церкви, из коих главная Преображения, с приделами Покровским и Петропавловским, построена вместо деревянной церкви в 1797 г.: другая кладбищенская Успенская, построена в 1840 г. Бывшая здесь начальная деревянная церковь построением относится к 1628 г., что показывает имеющееся в здешней церкви большое Евангелие с надписью по листам: «Лета 7136 (1628) марта в 4 день приложил сию книгу, Евангелие напрестольное, государев казенного двора Дьяк Булгак Милованов в Рязанском уезде в Перевицком стану в Государ. Дворцовые с. Белоомут, к церкви Преображения Спасова, при Государе Царе и Велик. Князи Михайле Феодоровиче всея Руссии, а сие Евангелие дано попу тояж церкви Афонасию и подписал сие Евангелие, по моему Булгакову веленью, тояж церкви поп Афонасий Афонасьев сын». 3а тем в «оклад, книг. 7182 (1674) г сказано, что «церковь поставлена вновь, а прежде сего приходили к одной церкви, а ныне поставили у себя церковь в том-же селе».
Как видно по фотографиям, на колокольне храма располагались часы (часы так же были и на колокольне Преображенского храма Верхнего Белоомута). Бросается в глаза сходство колоколен Преображенских храмов, возможно это была работа одного архитектора. Сами же храмы сильно отличались: верхнеполовинский был больше по площади, массивный четверик храма венчал круглый барабан. Тип нижнеполовинского храма — «восьмерик на четверике». Изначально небольшая трапезная нижнеполовинского храма была расширена в результате реконструкции приблизительно в 1903 году, в то время как другой Преображенский храм изначально имел обширную трапезную.
В настоящее время на месте разрушенного Преображенского храма находится поселковый сквер с памятником Ленину. До революции же, рядом с храмом находился открытый в 1911 (по другим сведениям — в 1912) году памятник Александру II, поставленный в ознаменование 50-ой годовщины освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Открытие памятника Александру II в Нижнем Белоомуте.
Все три уцелевшие белоомутских храма в настоящее время возвращены верующим и используются для богослужений. К существующим, добавился новый храм — небольшая деревянная церковь Матроны Московской на новом белоомутском кладбище.