храм преображения господня в астрахани
Астрахань. Церковь Спаса Преображения.
Подворье Николо-Угрешского ставропигиального монастыря
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Эта церковь являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, которая в 1893 году была переименована в Атаманскую, что сейчас составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. Первый деревянный храм в Городофорпостинской станице начат был строительством в 1863 году, закончен в 1865 году и в том же году освящён в честь Преображения Господня.
В 1923 году обновленцы попытались захватить Спасо-Преображенский храм. Но приехавшего сюда обновленческого епископа Анатолия (Соколова) православные не пустили в церковь. До 1938 года храм продолжал действовать, пока новая волна сталинских гонений на Церковь не достигла этих мест. Храм закрыли, обезобразили, снеся купола с церковных глав и колокольни.
Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Православной Церкви нескольких ранее отобранных у неё храмов, в том числе и Спасо-Преображенского. 13 января 1945 года этот храм был передан общине верующих.
После возвращения на главах храма вместо прежних куполов-луковиц были установлены деревянные пирамидальные колпаки (что дало возможность незнающим людям сравнивать эту церковь с армянскими храмами). Не дали местные власти восстановить и разрушенный второй ярус колокольни, на которую был установлен такой же колпак. Установка подобных глав не была какой-то прихотью верующих и не была связана с отсутствием средств, просто местные власти сочли, что прежняя форма куполов очень возвышает храм, что могло, по их мнению, помешать дальнейшей правильной планировке района. Все эти обстоятельства сильно исказили внешний облик храма, который стал более приземлённым и архитектурно несуразным.
В 1992 году Спасо-Преображенский храм был передан в ведение Николо-Угрешского ставропигиального (т. е. находящегося в прямом подчинении патриарху) монастыря (Монастырь этот находится под Москвой, в городе Дзержинском). С этого времени храм стал монастырским подворьем и при нём находится штат из монастырских служителей.
Спасо-Преображенская церковь также являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, переименованной в 1893 году в Атаманскую. Сейчас территория бывшей станицы составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. В настоящее время является Спассо-Преображенским подворьем Николо-Угрешского Ставропигиального монастыря, расположенного в Подмосковье.
Казачья станица Городовой Форпост была основана в 1785 году, когда сюда, на правый берег Волги, была выведена часть казаков из Казачебугоринской станицы. Население станицы в первое время было небольшим, и только в начале XIX века у его жителей появилась мысль о построении здесь храма. Казаки подали прошение Астраханскому архиепископу Платону (Любарскому) с просьбой разрешить им построить молитвенный дом на средства от добровольных пожертвований. Разрешение было дано, но священника сюда так и не определили, а приписали жителей станицы к приходу городской Казанской церкви, священники которой изредка навещали казаков и служили в местном молитвенном доме.
В 1845 году жители станицы решили устроить у себя храм в честь Георгия Победоносца. Для этого они обратились в Духовную Консисторию за разрешением купить и перенести стоявшую в Замьяновской станице старую деревянную церковь с иконостасом. Однако недосток денег и малое колличество жителей (230 человек было мало, чтобы содержать священника), несмотря на поддержку губернатора, сделали это желание невыполнимым еще 20 лет. Лишь в 1863 году началось строительство в Городофорпостинской станице первого деревянного храма. Окончен он был через два года и в том же, 1865 году, освящен в честь Преображения Господня. Но просуществовал он лишь до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. Станичные плучили разрешение на расширение церкви. Однако в самом начале подготовительных работ в 1882 году жители решили не расширять старый деревянный храм, а возвести новый каменный с тремя престолами. Так и было сделано.
Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма увенчали пять главок с луковичными куполами. Внутреннее убранство церкви тоже поражало богатством. Он был украшен множеством икон в серебряных и среброзолочёных ризах. Сразу же после освящения храма в 1885 году сюда были пожертвованы несколько икон стоимостью от 700 до 800 рублей. В 1886 году на средства прихожан устроили новый иконостас стоимостью 10 000 рублей. Иконостас и царские врата были разделаны под виноградную гроздь и вызолочены.
В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён. В результате работ по обновлению храма в 1899-1900 годах Спасо-Преображенская церковь приобрела такой благолепный вид, что, по мнению современников, мог украсить любой губернский город. На протяжении 1900-1905 годов Спасо-Преображенский храм был искусно расписан. Особо хороши написанные в 1905 году на куполе церкви пять картин работы московского художника.
Спасо-Преображенской церкви удалось остаться действующей вплоть до 1938 года, когда новая волна сталинских гонений достигла Астрахани. Церковь закрыли, купола с колокольни и церковных глав снесли. Иконостас вместе с остальной церковной утварью уничтожили. Тогда же погибла и роспись храма. Церковь удалось вернуть верующим уже в январе 1945 года. Однако после возвращения на главах храма вместо прежних куполов-луковиц были установлены бесформенные “колпаки”. Не дали местные власти восстановить и разрушенный второй ярус колокольни, на которую был установлен такой же колпак. Постепенно было восстановлено внутреннее убранство церкви: поставлен новый иконостас, покрытый вместо позолоты уже позолоченной фольгой; пожертвованы верующими иконы, сохранённые ими втайне. В 1955-1957 годах храм был расписан художником Б.М. Красильниковым.
В 1992 году астраханская Спасо-Преображенская церковь стала Спассо-Преображенским подворьем Николо-Угрешского Ставропигиального монастыря. Сам монастырь находится под Москвой, в городе Дзержинске. С тех пор тут имеется штат из монастырских служителей.
В ограде храма сохранилась могила протоиерея Василия Гавриловича Кортнева (1836-1911), много потрудившегося над построением существующей Спасо-Преображенской церкви. В апреле 1985 года надгробный памятник был реконструирован.
Храм преображения господня в астрахани
Предыстория
Спасо-Преображенская церковь была казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, которая в 1893 году была переименована в Атаманскую, что сейчас составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. Казачья станица Городовой Форпост была основана в 1785 году, когда сюда, на правый берег Волги, была выведена часть казаков из Казачебугоринской станицы. Население станицы в первое время было небольшим, и только в начале XIX века у ее жителей появилась мысль о построении здесь храма.
В декабре 1801 года отставной казак Городофорпостинской станицы Фома Денисов с представлением доверенности от казаков подал прошение Астраханскому архиепископу Платону (Любарскому), в котором просил «повелеть за рекою Волгою на первом Форпосте построить молитвенный дом, на сбор доброхотных дателей суммы дать шнуровую книгу, а по окончании постройки определить священника с одним причетником». Книга была дана, и молитвенный дом был построен, но священника с причетником к нему так и не определили. Городофорпостинская станица со всеми ее жителями была приписана к приходу городской Казанской церкви, священники которой изредка навещали казаков и служили в местном молитвенном доме. Молитвенный дом был, видимо, освящен в честь Великомученика и Победоносца Георгия, так как в 1845 году возникает дело о строительстве в станице храма во имя этого святого. Общество Городофорпостинской станицы, имея желание устроить в своей станице храм, решило закупить стоявшую в Замьяновской станице старую деревянную церковь с иконостасом. 27 апреля 1845 года это общество обратилось в Духовную Консисторию за разрешением перенести церковь к ним в станицу. Возможным препятствием к устройству в станице самостоятельного прихода служило незначительное её население (всего 230 человек), но станичная община попыталась заручиться поддержкой жителей соседних селений Солянка и Карантинное, где также не было собственных храмов. Также они писали, что в станице часто бывает стечение людей постороннего сословия на постоялых дворах и рыбных промыслах (ватагах), где они, работая, нуждаются в церковных требах и духовной помощи. Ходатайство казаков поддержал сам губернатор, и казалось, дело было уже решено, как выяснилось, что на содержание самостоятельного причта домами, деньгами и землёй средств нет, как нет денег на саму постройку храма. К тому же жители села Карантинное отказались от участия в строительстве, рассчитывая сами у себя построить церковь. Так дело о строительстве храма было отложено ещё на 20 лет.
Строительство первой церкви
Первый храм в Городофорпостинской станице начат был строительством в 1863 году. Строился он на средства станицы, а также на средства и из казны Астраханского Казачьего войска. Наказной атаман М.Н. Толстой обратился к императрице Марии Александровне с просьбой о пожертвовании на строящийся храм. В ответ на это обращение императрица в августе 1884 года прислала от себя в храм полный набор новых священнических и диаконских облачений. Деревянный храм в честь Преображения Господня был закончен в 1865 году и в том же году освящён. При храме был открыт самостоятельный штат священнослужителей.
Первый храм просуществовал до 1882 года, когда возникла необходимость его расширить. Жители станицы решили вместо расширения старого деревянного храма соорудить новый каменный, о трех престолах. Основные строительные работы были закончены к 1885 году. Главный престол в честь Преображения Господня был освящён 3 ноября 1885 года, а боковые приделы: южный – в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» 30 ноября 1883 года, а северный – в честь Святого Пророка Ильи 6 августа 1890 года. Старая церковь без утвари была перенесена в селение Николаевку, ранее приписанное к этому приходу.
Внешний и внутренний вид храма
Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма венчали пять главок с куполами в виде луковичек. Богатым было внутреннее убранство храма. Он был украшен множеством икон в серебряных и сребропозлащенных ризах. В 1886 году был устроен новый иконостас на средства прихожан стоимостью 10 000 рублей. Иконостас и царские врата были украшены резьбой и вызолочены на полимент.
В 1923 году обновленцы попытались захватить Спасо-Преображенский храм. Но прихожане не пустили в церковь приехавшего сюда обновленческого епископа Анатолия (Соколова). До 1938 года храм продолжал действовать, пока новая волна сталинских гонений на Церковь не достигла этих мест. Храм закрыли, обезобразили, снеся купола с церковных глав и колокольни. Иконостас храма вместе со всей утварью также был уничтожен. Уничтожена была и роспись храма.
Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Православной Церкви нескольких ранее отобранных у нее храмов, в том числе и Спасо-Преображенского. 13 января 1945 года этот храм был передан общине верующих.
После возвращения на главах храма вместо прежних куполов-луковиц были установлены бесформенные колпаки. Не дали местные власти восстановить и разрушенный второй ярус колокольни, на которую был установлен подобный же колпак. Установка подобных глав не была какой-то прихотью верующих и не была связана с отсутствием средств, просто местные власти сочли, что прежняя форма куполов очень возвышает храм, что могло, по их мнению, помешать дальнейшей правильной планировке района.
Постепенно было восстановлено внутреннее убранство храма: поставлен новый иконостас, покрытый позолоченной фольгою; верующие пожертвовали сохраненные ими иконы. В 1955 – 1957 годах храм был расписан художником Б.М. Красильниковым.
В 1992 году Спасо-Преображенский храм был передан в ведение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря. С этого времени храм стал монастырским подворьем и при нем находится штат из монастырских служителей.