храм преображения господня в иркутске
Храм преображения господня в иркутске
Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795 году. Иркутские купцы Стефан Яковлевич Игнатьев и Иван Анкитич Сухих, жертвовавшие на строительство первый 6000 рублей, второй 3000 рублей, обратились с прошением о создании Преображенской церкви к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку. Считается, что архитектором, которому было поручено выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев.
Как велось строительство неизвестно, но можно предполагать, что при ближайшем участии кузнецов и мастеров Рабочедомской слободы, так как они пожелали сделать все, что нужно будет железного к церкви, из своего материла.
10 августа 1798 года был освящен правый Ильинский придел храма и образован новый Преображенский приход, для которого отделено от Крестовоздвиженского прихода 41 двор, из Владимирского – 70 дворов и Благовещенского – 84 двора – всего 195 дворов, что составило около 800 прихожан.
Левый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана был освящен 8 сентября 1802 года. 6 августа 1811 года был освящен главный храм в честь Преображения Господня.
Церковная ограда, ризница и крыльцо с северной стороны храма, а также железная крыша вместо первоначальной деревянной устроены в 1849 году на средства иркутского почетного гражданина статского советника Евфимия Андреевича Кузнецова.
Храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске.
В приходе Преображенской церкви с 1845 по 1855 годы проживали с семьями декабристы Сергей Григорьевич Волконский и Сергей Петрович Трубецкой. В храме венчалась дочь Волконских Елена и дочь декабриста Михаила Кюхельбекера. Здесь же отпевали декабристов Петра Александровича Муханова и Николая Алексеевича Панова.
По архивным данным на 1 октября 1937 года Спасо-Преображенский приход оставался самым большим из трех оставшихся действующих православных храмов в Иркутске и насчитывал 1505 прихожан.
В советское время в здании храма располагались архив и книгохранилище. Снаружи храм лишился двух боковых пристроек – примыкавших слева и справа к паперти – ризницы и сторожки.
Церковь Преображения Господня, г. Иркутск
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
Спасо-Преображенская церковь — одна из старейших православных церквей Иркутска. Находится по адресу: переулок Волконского, 1.
История
Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795. Иркутские купцы Стефан Игнатьев и Иван Сухих, жертвовавшие на строительство первый 6000 рублей, второй 3000 рублей, обратились с прошением о создании Преображенской церкви к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку.
Считается, что архитектором, которому было поручено выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев.
Как велось строительство, неизвестно. Однако можно предполагать, что возведение храма не обошлось без участия кузнецов и мастеров Рабочедомской слободы, так как они пожелали сделать все, что нужно будет железного к церкви, из своего материла.
10 августа 1798 был освящен правый Ильинский придел храма и образован новый Преображенский приход, для которого отделено от Крестовоздвиженского прихода 41 двор, из Владимирского – 70 дворов и Благовещенского – 84 двора, всего 195 дворов, что составило около 800 прихожан.
Левый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана был освящен 8 сентября 1802. 6 августа 1811 был освящен главный храм в честь Преображения Господня.
Церковная ограда, ризница и крыльцо с северной стороны храма, а также железная крыша вместо первоначальной деревянной устроены в 1849 году на средства иркутского почетного гражданина статского советника Евфимия Андреевича Кузнецова.
Храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске.
В приходе Преображенской церкви с 1845 по 1855 проживали с семьями декабристы Сергей Григорьевич Волконский и Сергей Петрович Трубецкой. В храме венчалась дочь Волконских Елена и дочь декабриста Михаила Кюхельбекера. Здесь же отпевали декабристов Петра Александровича Муханова и Николая Алексеевича Панова.
Рядом с храмом находилась церковно-приходская школа, открытая на средства Н.Л. Родионова. На другой стороне улицы находился Cиропитательный дом для девочек Е.М. Медведниковой, воспитанницы которого так же являлись прихожанками этой церкви.
По архивным данным на 1 октября 1937 Спасо-Преображенский приход оставался самым большим из трех оставшихся действующих православных храмов в Иркутске и насчитывал 1505 прихожан.
В советское время в здании храма располагались архив и книгохранилище. Снаружи храм лишился двух боковых пристроек – примыкавших слева и справа к паперти – ризницы и сторожки.
Иркутск. Церковь Спаса Преображения.
Преображенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Спасская церковь является самым старым каменным сооружением Иркутска. Первая деревянная церковь была заложена в 1672 г. в центре Иркутского острога. В 1706 г. заложили каменное здание на месте юго-восточной башни кремля. За свою историю храм неоднократно перестраивался. Уникальность церкви состоит в том, что расписана она была не только изнутри, но и снаружи. В 1931 г. Спасскую церковь закрыли. В советское время в ней располагались и многочисленные организации, и коммунальные квартиры, и даже сапожная мастерская. Это длилось вплоть до 1960 г., когда было принято решение о признании здания памятником республиканского значения. В 1968 г. началась реставрация, и в 1982 г. в Спасской церкви открылся выставочный отдел Иркутского областного краеведческого музея. В 2006 г. в Иркутске состоялось празднование 300-летия Спасской церкви, храм был передан Иркутской епархии.
Преображенская церковь построена в 1795-1798 годах близ моста через реку Ушаковку для жителей заречной Рабочедомской слободы. Для семьи декабриста Сергея Григорьевича Волконского Преображенская церковь была домашней церковью. В её стенах отпевали декабриста Петра Александровича Муханова. Здесь венчались дети многих декабристов, и их имена нередко встречаются в старых церковных книгах. У алтаря церкви в 1853 году был погребён Ефим Андреевич Кузнецов, принимавший деятельное участие в судьбе ссыльных.
Полунина Н.М. «Живая старина Приангарья», 1990.
Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795 г. Иркутские купцы Стефан Игнатьев и Иван Сухих, жертвовавшие на строительство первый 6 000 рублей, второй 3 000 рублей, обратились с прошением о создании Преображенской церкви к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку.
Считается, что архитектором, которому было поручено выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев. Как велось строительство, неизвестно. Однако можно предполагать, что возведение храма не обошлось без участия кузнецов и мастеров Рабочедомской слободы, так как они пожелали сделать всё, что нужно будет железного к церкви, из своего материла.
10 августа 1798 г. был освящен правый Ильинский придел храма и образован новый Преображенский приход, для которого отделено от Крестовоздвиженского прихода 41 двор, из Владимирского – 70 дворов и Благовещенского – 84 двора, всего 195 дворов, что составило около 800 прихожан. Левый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана был освящен 8 сентября 1802 г. 6 августа 1811 г. был освящен главный храм в честь Преображения Господня.
Церковная ограда, ризница и крыльцо с северной стороны храма, а также железная крыша вместо первоначальной деревянной устроены в 1849 г. на средства иркутского почетного гражданина статского советника Евфимия Андреевича Кузнецова.
Храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске. В приходе Преображенской церкви с 1845 по 1855 г.г. проживали с семьями декабристы Сергей Григорьевич Волконский и Сергей Петрович Трубецкой. В храме венчалась дочь Волконских Елена и дочь декабриста Михаила Кюхельбекера. Здесь же отпевали декабристов Петра Александровича Муханова и Николая Алексеевича Панова.
Рядом с храмом находилась церковно-приходская школа, открытая на средства Н.Л. Родионова. На другой стороне улицы находился Cиропитательный дом для девочек Е.М. Медведниковой, воспитанницы которого так же являлись прихожанками этой церкви.
По архивным данным на 1 октября 1937 г., Спасо-Преображенский приход оставался самым большим из трех оставшихся действующих православных храмов в Иркутске и насчитывал 1505 прихожан.
В советское время в здании храма располагались архив и книгохранилище. Снаружи храм лишился двух боковых пристроек – примыкавших слева и справа к паперти – ризницы и сторожки.
Церковь Преображения Господня Иркутск
О святом месте
Каменный храм Преображения Господня заложен в 1795 году. Иркутские купцы Стефан Яковлевич Игнатьев и Иван Анкитич Сухих, жертвовавшие на строительство первый 6000 рублей, второй 3000 рублей, обратились с прошением о создании Преображенской церкви к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому, который в свою очередь обратился к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году было отведено место под постройку. Считается, что архитектором, которому было поручено выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев.
10 августа 1798 года был освящен правый Ильинский придел храма и образован новый Преображенский приход. Левый придел во имя первомученика и архидиакона Стефана был освящен 8 сентября 1802 года. 6 августа 1811 года был освящен главный храм в честь Преображения Господня.
Храм часто посещал живший рядом генерал-губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский, а также декабристы, находившиеся на поселении в Иркутске.
В приходе Преображенской церкви с 1845 по 1855 годы проживали с семьями декабристы Сергей Григорьевич Волконский и Сергей Петрович Трубецкой. В храме венчалась дочь Волконских Елена и дочь декабриста Михаила Кюхельбекера. Здесь же отпевали декабристов Петра Александровича Муханова и Николая Алексеевича Панова.
По архивным данным на 1 октября 1937 года Спасо-Преображенский приход оставался самым большим из трех оставшихся действующих православных храмов в Иркутске и насчитывал 1505 прихожан.
В советское время в здании храма располагались архив и книгохранилище. Снаружи храм лишился двух боковых пристроек – примыкавших слева и справа к паперти – ризницы и сторожки.
Богослужения возобновлены в 2000 году.
В настоящий момент храм повторно освящен, отреставрирован и является действующим.
Церковь Преображения Господня. Исторические сведения
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
Несомненно, жемчужинами в панораме Иркутска, наряду с удивительными по красоте деревянными домами, являются храмы. Даже сейчас, когда город разросся вширь и ввысь, они сохраняют роль доминант. Разглядывая церкви с каким-то благоговейным чувством, поражаешься их разнообразию, выдумке и изобретательности строителей, богатству декора и необычности конструктивных особенностей многих из них.
Самой старинной постройкой в том месте, которое мы сейчас называем комплексом «Декабристы в Иркутске», является Спасо-Преображенская церковь. В статье А. Гаращенко 1 подробно рассказывалось о ее строительстве, и хотя мы собираемся познакомить читателей с внутренним убранством этого храма и его жизнью в разные годы, кратко все же обратимся к истории ее появления.
Район, где расположена Преображенская церковь, в старину заселяли кузнецы, здесь же были и кузнечные ряды. Но со временем ближайшие церкви — Владимирская, Благовещенская и Крестовоздвиженская — не стали удовлетворять растущее население, тем более, что религиозные чувства иркутян находились на высоком уровне, и уж таинство литургии каждое воскресенье проживали в основном все. В 1795 г. иркутский купец Стефан Яковлевич Игнатьев, имея на то собственное желание и видя такую нужду в народе, обратился с письмом к Высокопреосвященнейшему Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому и Нерчинскому. Вениамин, в свою очередь, — к иркутскому губернатору Иллариону Тимофеевичу Нагелю и отправил прошение в Святейший Синод о получении разрешения на создание прихода. Ответ был получен незамедлительно, и в том же году отведено место под постройку. Считается, что архитектором, которому поручалось выполнение проекта, являлся Антон Иванович Лосев — коренной иркутянин, окончивший навигатскую школу и бывший в это время «прикомандирован в должность губернского архитектора». Из сохранившихся построек Лосева можно назвать здание главпочтамта; народное училище, которое в сильно перестроенном виде мы сегодня знаем как авиационный колледж; постройки в бывшей усадьбе купца Баснина по ул. Свердлова, 35; церковь Григория Неокесарийского. А большинство же его строений не сохранились. Благодаря Антону Ивановичу в столице Восточной Сибири было возведено множество зданий в стиле русского классицизма2. Именно такой является Спасо-Преображенская церковь, имеющая одновременно типично русскую схему устройства храма, конструктивные элементы барокко и некоторую аскетичность и вместе с тем ясность, присущую стилю классицизма.
Удивительно, но у нашего Преображенского храма есть двойник — Свято-Троицкая церковь в Кудинском селении, построенная чуть позже (1815-1833 гг.), но внешне ничем почти не отличающаяся. Из иркутских церквей с ней имела некоторое сходство Благовещенская (первое ее здание, пострадавшее во время пожара 1879 г.).
Но все же время сохранило нам это строение, и сейчас, когда оно почти полностью закончено отделкой снаружи и ждет внутренних работ штукатуров, иконописцев и резчиков, было бы интересно перенестись в прошлое, когда храм был действующим, и заглянуть внутрь.
Иконостас главного придела простоял с 1811 г. по 1860 г., когда его заменили на новый. А точнее, было сменено «тело» иконостаса, в то время как многие иконы остались на своих местах5. Боковые же иконостасы поменял в 1879 г. Лев Александрович Флоров на совершенно новые, с другим набором икон6. К сожалению, трудно представить, как первоначально выглядели иконостасы, которые видели декабристы. Первый иконостас главного придела был четырехрядным (в отличие от второго — двухрядного), окрашенным в белый цвет, с накладной золоченой резьбой. Внешнее представление о нем дает фотография 1860 г. Серебряная риза 84-й пробы с позолоченными венцами, украшенная камнями и двумя сверху вставками синего стекла весом 9 ф. 90 зол. Слева от царских врат располагалась икона Божией Матери, в рост, от первого иконостаса, размером, примерно, 2 1/4 арш. х 1 арш. 1 верш., в серебряной ризе 84-й пробы, венцы вызолочены, с камнями весом 12 ф. 60 зол. Царские врата, показанные на снимке, представляют собой иконы евангелистов и Благовещения Богородицы под серебряными окладами. Справа от иконы Преображения видна часть южных пономарских врат с изображением пророка Моисея со скрижалями, левые, северные, пономарские двери, с изображением пророка Давида, поющего псалом и аккомпанирующего себе на арфе. Обе иконы имели вынутую поверхность доски, как и вся переходная панель от одного уступа к другому (см. схему).
Дарами церкви также были: трехъярусное, в 33 свечи, посеребренное паникадило в главном приделе, дар купца 1-й гильдии Николая Львовича Родионова10, две золоченые хоругви с изображениями Преображения Господня и Иннокентия Иркутского Чудотворца на одной и Казанской Богоматери и Николая Чудотворца на другой.
Хорошо просматриваются два одинаковых иконостаса с богатой золоченой резьбой, особенно на царских вратах. Стрельчатое пространство створок заполнено мотивами виноградных ветвей, в которые оправлены медальоны с изображениями Благовещения и евангелистов, без окладов, писанные маслом. На обоих иконостасах вверху по три иконы Спасителя и предстоящих Богородицы и Иоанна Предтечи. Местные иконы почти все в серебряных или посеребренных окладах.
Перед иконостасами располагались четыре отдельно стоящих киота, изготовленных в 1880 г., окрашенных красной краской, с золоченой резьбой. В них стояли иконы: Покрова Божией Матери в серебряной ризе (1 арш. 14 верш, х 1 арш. 1 верш.), Великомученика Пантелеймона в «сребро-позлащенной ризе». На фотографии правый киот не вошел в кадр, здесь была икона Николая Чудотворца (1 арш. 3 верш, х 131/2 верш., в серебряной ризе, весом 6 ф. 84 зол.). Левый киот имеет несколько иную форму, в нем располагалась икона Казанской Богоматери (1/4 арш. х 13/4 арш., в серебряной золоченой ризе, две вставки в виде звезд осыпаны стразами, этот оклад подарен в 1882 г. статским советником Василием Владимировичем Петровым). Пара хоругвей на малиновом атласе пожертвованы старостой церкви Прокопием Сверловым и мещанином Егором Стефановичем Игнатьевым в 1880 г. 12
Среди многочисленных благотворителей можно выделить постоянных щедродателей, которые ежегодно вносили по 500, 800 руб., а то и больше, на текущие ремонты здания церкви, перестилку полов, окраску куполов и ограды. Это купцы 1-й гильдии братья Николай и Василий Родионовы, мещане братья Иван и Константин Пачерские, Прокопий Федорович Сверлов (староста церкви) и Егор Стефанович Игнатьев, купцы Симон Иванович Толченов и Борис Андреевич Андреев. Среди жертвователей-женщин можно отметить Евдокию Афанасьевну Бурдачеву, Анну Кривошееву, Александру Иннокентьевну Панову, Наталью Ильиничну Калинину. Дамы чаще делали вклад в виде священнических и диаконских риз с приборами и других ризничных вещей, богато украшенных вышивками, иногда — небольших аналойных икон в серебряных окладах.
В жизни храма случались и ограбления. Исчезали оклады с аналойных икон, венцы, пропадали серебряные лампады, а самая крупная кража произошла в 1879 г. В памятной записи за этот год говорится: «В ночь на 26 сентября совершено святотатство. В сем храме хищники куском доски в сажень длиною и 21/2 вершка толщиною, взятым, как видно, с построек Сиропитательного дома, разломали низ оконной решетки в северо-восточном углу алтаря главного храма у жертвенника и проникли в алтарь этим же путем, похитили с престола. ». Далее следует перечень, включающий 8 предметов (в основном культовых): напрестольные кресты, потиры, дискосы, общим весом на 7 фунтов 441/2 золотника, на сумму 440 руб.
В 1933 г. по постановлению городского Совета были изъяты колокола, причем делалось это как бы руками самих верующих, о чем свидетельствует следующий документ.
«Президиум Иркутского городского Совета Р и К Д г. Иркутск
Протокол №32 п. 5 от 13 октября 1933 г.
Решение общины верующих Спасо-Преображенской церкви
(доклад тов. Вешникова, зав. культ, отделом).
Ввиду того, что вопрос о снятии колоколов со Спасо-Преображенской церкви община верующих ставила на усмотрение Городского Совета, Президиум Иркутского городского Совета постановляет:
1) Колокола со Спасо-Преображенской церкви снять, обратив их на нужды металлопромышленности СССР.
2) Предложить директору краевой конторы «Металлолом» немедленно приступить к снятию колоколов, не допуская порчи культа.
3) Колокола из книги описи имущества культа исключить и снять ответственность за таковые с общины верующих Спасо-Преображенской церкви.
П.П. Предгорсовет Комбалин
Через год, 19 июня 1934 г., группа «товарищей» от комжилтреста, культотдела, пожарной охраны, саннадзора обследовала здание церкви для оценки постройки. Из полученных данных следует, что церковь в последние годы своего существования как культовой постройки находилась в неприглядном виде. «Штукатурка на столбах и цоколе ограды разрушена на 75 %, деревянные калитки с двух сторон от входа изветшали, крыльца требуют перекладки плит и заливки швов, полуразрушены ставни, штукатурка стен в плохом состоянии, сгнили водостоки и желоба, крыша требует замены во многих местах, стекла в оконных рамах разрушены на 25 %, выломанный проем для снятия большого колокола так и оставался не заделанным, и множество внутренних признаков ветшания, начиная с ремонта печей и побелки до починки вентиляции и замены электропроводки». В последние годы существования общины верующих Спасо-Преображенской церкви началось постепенное разрушение построек в ограде храма: разобраны дровяник и службы, засыпан колодец с северной стороны, который был оборудован деревянным колесом и валом под восьмискатной крышей, опирающейся на 8 столбов, обшитых наглухо тесом с тремя полукруглыми остекленными рамами, с кирпичной печью и чугунным котлом для подогрева воды15. В это же время в церковной ограде снесли надгробия именитых купцов Михаила Степановича и Ксении Степановны Игнатьевых, наружную часть склепа с прахом Евфимия Андреевича Кузнецова, примыкавшую к восточной части рядом с алтарем.