храм преображения господня в витебске
Храм Преображения Господня в Витебске (Успенский собор)
Говорить, что это здание монументальное, значит быть банальной. При просматривании фотографий и от воспоминаний от посещения храма Преображения Господня в Витебске у меня до сих захватывает дух.
Храм Преображения Господня в Витебске
Находится храм Преображения Господня по адресу: Беларусь, 210026 г. Витебск, ул. Крылова, 9:
Конечно, правильнее бы храм рассматривать с религиозной точки зрения, но это немного не моя тема. Меня привлекает его именно внешний вид. Храм шикарен с любой стороны, с какой не посмотри. И особенно величественно он смотрится на горе:
Неменее убедительно смотрится и территория вокруг храма. Все вокруг чисто, ухожено и облагорожено. А естественный небольшой водопад делает обстановку просто идеалистической, как просто для неспешных прогулок в красивом месте города, так и для уединения со своими мыслями о бренном и неземном.
Я даже сняла небольшое видео об этом месте, где отчетливо слышен его звук:
А это вид на храм со стороны моста в центре города:
Но вернемся к храму ближе и рассмотрим его истоки.
История храма Преображения Господня
Тот облик, что сейчас имеет храм, он получил в 1777 году по окончании строительных работ по возведению архитектурного памятника в стиле виленского барокко. Освящен же он был только в 1785 году в честь Успения Пресвятой Богородицы и святого мученика Иосфата.
До этого времени Успенский собор имел множество своих предшественников, истоки которых простираются вглубь веков аж до 15 века. Имеется ввиду, что есть документальные подтверждения возведения здесь храма в 1406 году. По мнению же многих историков, ныне Успенская гора, именовавшаяся когда-то «Лысая» помнит на себе следы языческих святилищ.
Но все ранее существовавшие здесь храмы строились из дерева и жизнь их обрывалась в пламени пожаров.
Успенский собор, построенный и освященный в 1785 году по проекту архитектора Иосифа III Фонтана, в период до прихода советской власти особым разрушениям не подвергался. Единственное, в 1812 году он был разграблен французскими войсками. Пережив это осквернение, храм со временем восстановился, но был безжалостно стерт с лица Земли советской властью. Она его взорвала.
А потому вполне оправдано и необходимо здесь наличие пандуса. Это, кстати, только второй храм, где мне довелось увидеть это устройство. Первый был в Таллине в Соборе Святых Петра и Павла.
И здесь же установлен самый большой колокол во всей Беларуси, вес которого – 5,2 тонны. Если бы я раньше знала об уникальности колокола, я бы его специально сфотографировала. Но т.к. он в объектив моего фотоаппарата крупным планом не попал, поэтому фотография только такая:
Вы представляете себе мощь храма, если пяти тонная махина кажется маленьким колокольчиком:
Торжественное открытие Успенского собора, состоялось 7 апреля 2011 года аккурат в праздник Благовещения.
А вот так храм выглядит внутри:
Нету этого ослепительного блеска позолоты, коей напичканы многие православные храмы. Внутреннее убранство Успенского собора в Витебске выдержано в строгих тонах, но вместе с тем выглядит благородно.
Изобилие воздуха и приятная прохлада подвального помещения отличает храм Преображения Господня от многих других храма не только города и страны, но и других стран:
Спасо-Преображенская церковь
Спасо-Преображенская (Спасская) церковь — церковь, находившаяся до 1812 года на Остро-Спасской горе, позднее перенесена на Спасскую улицю. Разрушена в 1950-е годы.
Содержание
История
Церковъ Светого Спаса, к той церкви надал мещанинъ витебский Федоръ Яковлевич землицу которую попъ тое церкви з доли пахати дать
По меньшей мере до 1619 года церковь оставалась православной, позже стала униатской.
Деревянная Спасская церковь на каменном фундаменте была построена в 1750 году и отмечена на Плане Витебска 1772—74 годов (№17 в экспликации плана). Она находилась в районе современного сквера Героев Отечественной войны 1812 года. Из Инвентаря 1785 года, видно, что церковь была средней величины, имела 5 куполов с железными крестами, и крыта гонтом. Сгорела в конце XVIII века. Уцелела только каменная колокольня.
В 1810 г. на месте сгоревшей церкви было начато строительство каменного храма. К 1812 году строение было доведено до карнизов, когда будущий храм был разрушен по приказу Наполеона I, решившего устроить плац для построений перед дворцом губернатора, в котором он тогда жил. Материалы разрушенной церкви использовались для мощения плаца.
В 1813—1819 г. из кирпича разрушенной церкви построена новая церковь,но не на прежнем фундаменте, а дальше по Спасской улице (современная улица Путна). Как писал А. М. Сементовский, «посреди Спасской улицы, напротив старого огражденного прочной, в каменных столбах, решеткой еврейского кладбища«. При церкви была богадельня, где находили себе приют нищие, спустя четверть века на её месте [2] воздвигли каменную колокольню.
Церковь перестраивалась в 1847 и 1855 гг., освящена в 1863 году. Была построена в стиле классицизма. Храм имел крестообразную в плане форму, алтарь был на восточной стороне, вход на западной. Крышу венчал купол с главкой. В интерьере присутствовали черты барокко.
22 марта 1920 года здание церкви было включено в «Список зданий города Витебска, подлежащих охране» (см. Губернская Комиссия по охране памятников старины и предметов искусства).
Разрушена 1950-х годах. Сохранился только фундамент храма. Он находится на территории школы № 10.
Витебск. Церковь Спаса Преображения.
Спасо-Преображенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Первая деревянная Спасо-Преображенская церковь в Витебске была построена в XV-XVI веке. Впервые она упоминается в витебском Инвентаре 1552 года: «Церковъ Светого Спаса, к той церкви надал мещанинъ витебский Федоръ Яковлевич землицу которую попъ тое церкви з доли пахати дать». До 1619 г. эта церковь оставалась православной, а позже стала униатской. Её сменила следующая деревянная Спасская церковь на каменном фундаменте, построенная в 1750 г. Она находилась в районе современного сквера Героев Отечественной войны 1812 года. Из Инвентарной Описи 1785 г. видно, что церковь была средней величины, имела пять глав с железными крестами и крыта гонтом. Эта церковь сгорела в конце XVIII в. При пожаре уцелела только каменная колокольня.
В 1810 г. на месте сгоревшей церкви было начато строительство нового каменного храма. К 1812 г. строение было доведено до карнизов, когда храм был разрушен по приказу Наполеона I, решившего устроить плац для построений перед дворцом губернатора, в котором он тогда жил. Камень от разрушенной церкви использовались для мощения плаца.
В 1813-1819 гг. из кирпича разрушенной церкви построена новая церковь, но не на прежнем фундаменте, а дальше по Спасской улице (ныне ул. Путна). Как писал А. М. Сементовский, «посреди Спасской улицы, напротив старого огражденного прочной, в каменных столбах, решеткой еврейского кладбища». Спустя четверть века рядом с ним воздвигли каменную колокольню.
Церковь перестраивалась в 1847 и 1855 гг. После последней перестройки она была вновь освящена в 1863 г. Выдержанный в стиле классицизма, храм имел крестообразную в плане форму и был увенчал куполом с главкой. В интерьере храма присутствовали черты барокко.
К 1941 г. объёмы церкви сохранились, но её крыша уже была разобрана. Окончательно церковь была разрушена в 1950-е гг. К настоящему времени сохранился только её фундамент, находящийся на территории школы № 10.
Первое упоминание о церкви находим в Инвентаре 1552 года, в котором говорится о том, что мещанин Федор Яковлевич пожертвовал церкви Святого Спаса землю. В дальнейшем церковь, вероятно, сгорела, но в 1619 г. король Сигизмунд дал витеблянам грамоту, в которой «… благословилъ направить церковь опалую заложеня Преображенія господня и з пределомъ что у Николая за рекою Витьбою на посадъ узгорскомъ…». Церковь в это время была униатской. До 1746 г. церковь была приписана к приходу храма святого Иоанна Богослова. Из Инвентаря 1785 г. известно, что церковь была деревянной, пятикупольной, стоявшей на каменном фундаменте. В конце XVIII в. она сгорела, уцелела от нее лишь каменная колокольня с богадельней, в которой и была обустроена церковь.
В первом десятилетии XIX в. на том месте, где стояла деревянная церковь, стали строить каменную, но во время пребывания в городе Наполеона, как пишет А. П. Сапунов в «Историко-статистическом очерке города Витебска», «для устройства перед дворцом площади, сломано несколько деревянных домов и стены строившейся каменной Преображенской церкви». В 1813 г. каменный храм начали строить заново на средства мецената Гарновского и закончили в 1819 г. Церковь ремонтировалась в 1847 и 1855 г.г., была обращена в теплую.
Это была квадратная в плане церковь, в интерьере находились немногочисленные иконы и иконостас с золотыми украшениями. При церкви имелись библиотека, архив. Прихожанами церкви были витебляне и жители деревень Барвин, Бовтруки, Жмурково, Кашино, Ольгово, Улановичи. К ней была приписана Свято-Троицкая («черная») церковь на Песковатике.
Храм Преображения Господня город Барань
Храм Преображения Господня город Барань запись закреплена
Храм Преображения Господня город Барань запись закреплена
Храм Преображения Господня город Барань запись закреплена
Храм Преображения Господня город Барань запись закреплена
ОБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ВСЕЯ БЕЛАРУСИ В СВЯЗИ С ОСЛОЖНЕНИЕМ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Дорогие о Господе досточтимые отцы,всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Обратиться ко всем вам меня побуждают непростая эпидемиологическая ситуация, тревожные новости о значительном числе случаев заболевания коронавирусом, смертельных исходов болезни.
Показать полностью.
Конечно, человек привыкает ко всему, в том числе и к грозящей ему опасности. Однако, как мы не имеем права привыкать ко греху, так нам нельзя ослаблять заботу о своем здоровье и здоровье своих близких. Ведь здоровье – это дар Божий, о правильном и благоразумном использовании которого, вместе с другими талантами, нам надлежит дать ответ. И как не следует предаваться унынию и страху, забывать о Промысле Божием и заботе о каждом человеке, так опасны сегодня беспечность, пренебрежение санитарными нормами.
Болезнь от того, что к ней привыкли, не становится безвредной. Но, напротив, ослабив внимание, мы становимся более беззащитными пред ней. Мне часто приходится посещать больницы, постоянно общаться с врачами, поэтому я могу засвидетельствовать, что ситуация на данный момент очень непростая.
Всё это является для христианина, в первую очередь, побуждением усилить молитву: и домашнюю, и общецерковную. Обращение ко Господу, чтение Священного Писания, участие в таинствах, осознанная духовная жизнь должны быть основой нашего противостояния любым испытаниям.
Испокон веков наши предки во время болезней и эпидемий усиливали духовную составляющую своей жизни. Все это привлекало милость Божию и отводило бедствия.
При этом не следует забывать о мерах, которые снижают риск распространения заболевания и могут обезопасить нас и наших близких. Уместно вспомнить слова Спасителя: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Ведь далеко не каждый из нас может сказать вслед за апостолом Павлом: «Имею желание разрешиться (то есть от временной жизни) и с Господом быти» (Фил. 1:23), а значит и не готов с духовной точки зрения к переходу в вечность.
Всем нам необходимо внимательно и ответственно относится к санитарным требованиям, которые предостерегают христианина от напрасного риска, беспечного отношения к здоровью как в частной жизни, так и при посещении общественных мест.
В эти дни особая нагрузка лежит на врачах, которые самоотверженно борются с заболеванием, спасая тысячи жизней наших сограждан. Будем помнить, что беспечность и равнодушие могут стать причиной перегруженности системы здравоохранения. Задумаемся над тем, что, сохраняя сегодня своё здоровье, каждый из нас не отвлекает и даёт возможность врачам спасти жизнь тому человеку, который уже оказался на больничной койке, облегчает труд врачей, высвобождает от дополнительной нагрузки ресурс своей больницы.
Призываю настоятелей храмов и монастырей: обратите особое внимание на обязательность следования рекомендациям по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, которые содержались в ранее изданных циркулярных письмах, необходимость разъяснений и увещевания прихожан к соблюдению данных мер.
В случаях усугубления ситуации на местах благословляется введение дополнительных противоэпидемических мер, предусмотренных Министерством здравоохранения.
Также следует повсеместно в храмах и обителях Белорусской Православной Церкви ежедневно совершать колокольный звон по ранее установленному порядку (12 ударов в большой колокол, после чего на протяжении 10 минут совершать трезвон во все колокола). Звон благословляется совершать ежедневно в 12:00 и в 15:00.
Дорогие братья и сестры, 14 октября мы встретим праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Призовем Матерь Божию защитить нас от болезней, для чего предлагается 11-13 октября совершить трехдневный пост с ежедневным домашним чтением канона Богородице, поемого во всякой скорби и обстоянии, а в сам день праздника по окончании Божественной литургии совершить молебен Богородице за болеющих и врачей.
Христианин – это высокое звание. И быть учениками Христа мы должны не только в храме во время богослужения. Будем же внимательны и ответственны. Постараемся делать всё возможное, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, помочь это сделать окружающим нас людям.
Молитвенно желаю всем Божьего благословения, веры и надежды, доброго здоровья и духовных сил на преодоление постигшего нас испытания.
+ВЕНИАМИН,
Митрополит Минский и Заславский,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Церковь Смоляны
Смоляны (в некоторых источниках Смольяны) – это деревня Витебской области, которая богата на достопримечательности. Среди которых особняком стоит Спасо-Преображенская церковь, которую зачастую упускают из виду, а зря. Деревянная церковь появилась в Смолянах в 1774-78 годах, в период после первого раздела Речи Посполитой. Церковь уникальна тем, что является двуххрамовой, состоящей из нижнего (криптового) и верхнего храмов, подобных церквей на территории Беларуси совсем немного.
В архитектурном плане церковь обладает чертами позднего барокко и классицизма, является памятником деревянного зодчества. Храм квадратный по форме, с двумя небольшими ступенчатыми башнями и массивным куполом-барабаном.
На рубеже 1809 года церковь в Смолянах была перестроена, после неоднократно реставрировалась. Интересно, что в 1864 году в этих землях появился ещё один православный храм – Алексеевская церковь.
В 30-ых годах, 20 века, Спасо-Преображенская церковь была закрыта, а в стенах храма разместился спиртзавод. Известно, что в 2010 году на волонтерских началах церковь вновь отреставрировали и открыли для прихожан.
Находясь в Смолянах обязательно посмотрите руины замка “Белый Ковель”, а также костел Девы Марии. Также для вас подборка интересных экскурсий в Витебске и карта достопримечательностей Беларуси.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.