храм преображения господня в витебске

Храм Преображения Господня в Витебске (Успенский собор)

храм преображения господня в витебске
Говорить, что это здание монументальное, значит быть банальной. При просматривании фотографий и от воспоминаний от посещения храма Преображения Господня в Витебске у меня до сих захватывает дух.

Храм Преображения Господня в Витебске

Находится храм Преображения Господня по адресу: Беларусь, 210026 г. Витебск, ул. Крылова, 9:

Конечно, правильнее бы храм рассматривать с религиозной точки зрения, но это немного не моя тема. Меня привлекает его именно внешний вид. Храм шикарен с любой стороны, с какой не посмотри. И особенно величественно он смотрится на горе:
храм преображения господня в витебске

Неменее убедительно смотрится и территория вокруг храма. Все вокруг чисто, ухожено и облагорожено. А естественный небольшой водопад делает обстановку просто идеалистической, как просто для неспешных прогулок в красивом месте города, так и для уединения со своими мыслями о бренном и неземном.
храм преображения господня в витебске

Я даже сняла небольшое видео об этом месте, где отчетливо слышен его звук:

А это вид на храм со стороны моста в центре города:
храм преображения господня в витебске

Но вернемся к храму ближе и рассмотрим его истоки.
храм преображения господня в витебске

История храма Преображения Господня

Тот облик, что сейчас имеет храм, он получил в 1777 году по окончании строительных работ по возведению архитектурного памятника в стиле виленского барокко. Освящен же он был только в 1785 году в честь Успения Пресвятой Богородицы и святого мученика Иосфата.

До этого времени Успенский собор имел множество своих предшественников, истоки которых простираются вглубь веков аж до 15 века. Имеется ввиду, что есть документальные подтверждения возведения здесь храма в 1406 году. По мнению же многих историков, ныне Успенская гора, именовавшаяся когда-то «Лысая» помнит на себе следы языческих святилищ.

Но все ранее существовавшие здесь храмы строились из дерева и жизнь их обрывалась в пламени пожаров.

Успенский собор, построенный и освященный в 1785 году по проекту архитектора Иосифа III Фонтана, в период до прихода советской власти особым разрушениям не подвергался. Единственное, в 1812 году он был разграблен французскими войсками. Пережив это осквернение, храм со временем восстановился, но был безжалостно стерт с лица Земли советской властью. Она его взорвала.

А потому вполне оправдано и необходимо здесь наличие пандуса. Это, кстати, только второй храм, где мне довелось увидеть это устройство. Первый был в Таллине в Соборе Святых Петра и Павла.

И здесь же установлен самый большой колокол во всей Беларуси, вес которого – 5,2 тонны. Если бы я раньше знала об уникальности колокола, я бы его специально сфотографировала. Но т.к. он в объектив моего фотоаппарата крупным планом не попал, поэтому фотография только такая:
храм преображения господня в витебске

Вы представляете себе мощь храма, если пяти тонная махина кажется маленьким колокольчиком:
храм преображения господня в витебске

Торжественное открытие Успенского собора, состоялось 7 апреля 2011 года аккурат в праздник Благовещения.
храм преображения господня в витебске

А вот так храм выглядит внутри:
храм преображения господня в витебске

Нету этого ослепительного блеска позолоты, коей напичканы многие православные храмы. Внутреннее убранство Успенского собора в Витебске выдержано в строгих тонах, но вместе с тем выглядит благородно.
Изобилие воздуха и приятная прохлада подвального помещения отличает храм Преображения Господня от многих других храма не только города и страны, но и других стран:
храм преображения господня в витебске

Источник

Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская (Спасская) церковь — церковь, находившаяся до 1812 года на Остро-Спасской горе, позднее перенесена на Спасскую улицю. Разрушена в 1950-е годы.

Содержание

История

Церковъ Светого Спаса, к той церкви надал мещанинъ витебский Федоръ Яковлевич землицу которую попъ тое церкви з доли пахати дать

По меньшей мере до 1619 года церковь оставалась православной, позже стала униатской.

Деревянная Спасская церковь на каменном фундаменте была построена в 1750 году и отмечена на Плане Витебска 1772—74 годов (№17 в экспликации плана). Она находилась в районе современного сквера Героев Отечественной войны 1812 года. Из Инвентаря 1785 года, видно, что церковь была средней величины, имела 5 куполов с железными крестами, и крыта гонтом. Сгорела в конце XVIII века. Уцелела только каменная колокольня.

В 1810 г. на месте сгоревшей церкви было начато строительство каменного храма. К 1812 году строение было доведено до карнизов, когда будущий храм был разрушен по приказу Наполеона I, решившего устроить плац для построений перед дворцом губернатора, в котором он тогда жил. Материалы разрушенной церкви использовались для мощения плаца.

В 1813—1819 г. из кирпича разрушенной церкви построена новая церковь,но не на прежнем фундаменте, а дальше по Спасской улице (современная улица Путна). Как писал А. М. Сементовский, «посреди Спасской улицы, напротив старого огражденного прочной, в каменных столбах, решеткой еврейского кладбища«. При церкви была богадельня, где находили себе приют нищие, спустя четверть века на её месте [2] воздвигли каменную колокольню.

Церковь перестраивалась в 1847 и 1855 гг., освящена в 1863 году. Была построена в стиле классицизма. Храм имел крестообразную в плане форму, алтарь был на восточной стороне, вход на западной. Крышу венчал купол с главкой. В интерьере присутствовали черты барокко.

22 марта 1920 года здание церкви было включено в «Список зданий города Витебска, подлежащих охране» (см. Губернская Комиссия по охране памятников старины и предметов искусства).

Разрушена 1950-х годах. Сохранился только фундамент храма. Он находится на территории школы № 10.

Источник

Витебск. Церковь Спаса Преображения.

Спасо-Преображенская церковь

Карта и ближайшие объекты

храм преображения господня в витебске

Статьи

Первая деревянная Спасо-Преображенская церковь в Витебске была построена в XV-XVI веке. Впервые она упоминается в витебском Инвентаре 1552 года: «Церковъ Светого Спаса, к той церкви надал мещанинъ витебский Федоръ Яковлевич землицу которую попъ тое церкви з доли пахати дать». До 1619 г. эта церковь оставалась православной, а позже стала униатской. Её сменила следующая деревянная Спасская церковь на каменном фундаменте, построенная в 1750 г. Она находилась в районе современного сквера Героев Отечественной войны 1812 года. Из Инвентарной Описи 1785 г. видно, что церковь была средней величины, имела пять глав с железными крестами и крыта гонтом. Эта церковь сгорела в конце XVIII в. При пожаре уцелела только каменная колокольня.

В 1810 г. на месте сгоревшей церкви было начато строительство нового каменного храма. К 1812 г. строение было доведено до карнизов, когда храм был разрушен по приказу Наполеона I, решившего устроить плац для построений перед дворцом губернатора, в котором он тогда жил. Камень от разрушенной церкви использовались для мощения плаца.

В 1813-1819 гг. из кирпича разрушенной церкви построена новая церковь, но не на прежнем фундаменте, а дальше по Спасской улице (ныне ул. Путна). Как писал А. М. Сементовский, «посреди Спасской улицы, напротив старого огражденного прочной, в каменных столбах, решеткой еврейского кладбища». Спустя четверть века рядом с ним воздвигли каменную колокольню.

Церковь перестраивалась в 1847 и 1855 гг. После последней перестройки она была вновь освящена в 1863 г. Выдержанный в стиле классицизма, храм имел крестообразную в плане форму и был увенчал куполом с главкой. В интерьере храма присутствовали черты барокко.

К 1941 г. объёмы церкви сохранились, но её крыша уже была разобрана. Окончательно церковь была разрушена в 1950-е гг. К настоящему времени сохранился только её фундамент, находящийся на территории школы № 10.

Первое упоминание о церкви находим в Инвентаре 1552 года, в котором говорится о том, что мещанин Федор Яковлевич пожертвовал церкви Святого Спаса землю. В дальнейшем церковь, вероятно, сгорела, но в 1619 г. король Сигизмунд дал витеблянам грамоту, в которой «… благословилъ направить церковь опалую заложеня Преображенія господня и з пределомъ что у Николая за рекою Витьбою на посадъ узгорскомъ…». Церковь в это время была униатской. До 1746 г. церковь была приписана к приходу храма святого Иоанна Богослова. Из Инвентаря 1785 г. известно, что церковь была деревянной, пятикупольной, стоявшей на каменном фундаменте. В конце XVIII в. она сгорела, уцелела от нее лишь каменная колокольня с богадельней, в которой и была обустроена церковь.

В первом десятилетии XIX в. на том месте, где стояла деревянная церковь, стали строить каменную, но во время пребывания в городе Наполеона, как пишет А. П. Сапунов в «Историко-статистическом очерке города Витебска», «для устройства перед дворцом площади, сломано несколько деревянных домов и стены строившейся каменной Преображенской церкви». В 1813 г. каменный храм начали строить заново на средства мецената Гарновского и закончили в 1819 г. Церковь ремонтировалась в 1847 и 1855 г.г., была обращена в теплую.

Это была квадратная в плане церковь, в интерьере находились немногочисленные иконы и иконостас с золотыми украшениями. При церкви имелись библиотека, архив. Прихожанами церкви были витебляне и жители деревень Барвин, Бовтруки, Жмурково, Кашино, Ольгово, Улановичи. К ней была приписана Свято-Троицкая («черная») церковь на Песковатике.

Источник

Храм Преображения Господня город Барань

храм преображения господня в витебске

храм преображения господня в витебске

храм преображения господня в витебске

храм преображения господня в витебске

Храм Преображения Господня город Барань запись закреплена

храм преображения господня в витебске

Храм Преображения Господня город Барань запись закреплена

храм преображения господня в витебске

Храм Преображения Господня город Барань запись закреплена

храм преображения господня в витебске

Храм Преображения Господня город Барань запись закреплена

ОБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ВСЕЯ БЕЛАРУСИ В СВЯЗИ С ОСЛОЖНЕНИЕМ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Дорогие о Господе досточтимые отцы,всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Обратиться ко всем вам меня побуждают непростая эпидемиологическая ситуация, тревожные новости о значительном числе случаев заболевания коронавирусом, смертельных исходов болезни.
Показать полностью.

Конечно, человек привыкает ко всему, в том числе и к грозящей ему опасности. Однако, как мы не имеем права привыкать ко греху, так нам нельзя ослаблять заботу о своем здоровье и здоровье своих близких. Ведь здоровье – это дар Божий, о правильном и благоразумном использовании которого, вместе с другими талантами, нам надлежит дать ответ. И как не следует предаваться унынию и страху, забывать о Промысле Божием и заботе о каждом человеке, так опасны сегодня беспечность, пренебрежение санитарными нормами.

Болезнь от того, что к ней привыкли, не становится безвредной. Но, напротив, ослабив внимание, мы становимся более беззащитными пред ней. Мне часто приходится посещать больницы, постоянно общаться с врачами, поэтому я могу засвидетельствовать, что ситуация на данный момент очень непростая.

Всё это является для христианина, в первую очередь, побуждением усилить молитву: и домашнюю, и общецерковную. Обращение ко Господу, чтение Священного Писания, участие в таинствах, осознанная духовная жизнь должны быть основой нашего противостояния любым испытаниям.

Испокон веков наши предки во время болезней и эпидемий усиливали духовную составляющую своей жизни. Все это привлекало милость Божию и отводило бедствия.

При этом не следует забывать о мерах, которые снижают риск распространения заболевания и могут обезопасить нас и наших близких. Уместно вспомнить слова Спасителя: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Ведь далеко не каждый из нас может сказать вслед за апостолом Павлом: «Имею желание разрешиться (то есть от временной жизни) и с Господом быти» (Фил. 1:23), а значит и не готов с духовной точки зрения к переходу в вечность.

Всем нам необходимо внимательно и ответственно относится к санитарным требованиям, которые предостерегают христианина от напрасного риска, беспечного отношения к здоровью как в частной жизни, так и при посещении общественных мест.

В эти дни особая нагрузка лежит на врачах, которые самоотверженно борются с заболеванием, спасая тысячи жизней наших сограждан. Будем помнить, что беспечность и равнодушие могут стать причиной перегруженности системы здравоохранения. Задумаемся над тем, что, сохраняя сегодня своё здоровье, каждый из нас не отвлекает и даёт возможность врачам спасти жизнь тому человеку, который уже оказался на больничной койке, облегчает труд врачей, высвобождает от дополнительной нагрузки ресурс своей больницы.

Призываю настоятелей храмов и монастырей: обратите особое внимание на обязательность следования рекомендациям по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, которые содержались в ранее изданных циркулярных письмах, необходимость разъяснений и увещевания прихожан к соблюдению данных мер.

В случаях усугубления ситуации на местах благословляется введение дополнительных противоэпидемических мер, предусмотренных Министерством здравоохранения.

Также следует повсеместно в храмах и обителях Белорусской Православной Церкви ежедневно совершать колокольный звон по ранее установленному порядку (12 ударов в большой колокол, после чего на протяжении 10 минут совершать трезвон во все колокола). Звон благословляется совершать ежедневно в 12:00 и в 15:00.

Дорогие братья и сестры, 14 октября мы встретим праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Призовем Матерь Божию защитить нас от болезней, для чего предлагается 11-13 октября совершить трехдневный пост с ежедневным домашним чтением канона Богородице, поемого во всякой скорби и обстоянии, а в сам день праздника по окончании Божественной литургии совершить молебен Богородице за болеющих и врачей.

Христианин – это высокое звание. И быть учениками Христа мы должны не только в храме во время богослужения. Будем же внимательны и ответственны. Постараемся делать всё возможное, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, помочь это сделать окружающим нас людям.

Молитвенно желаю всем Божьего благословения, веры и надежды, доброго здоровья и духовных сил на преодоление постигшего нас испытания.

+ВЕНИАМИН,
Митрополит Минский и Заславский,
Патриарший Экзарх всея Беларуси

Источник

Церковь Смоляны

Смоляны (в некоторых источниках Смольяны) – это деревня Витебской области, которая богата на достопримечательности. Среди которых особняком стоит Спасо-Преображенская церковь, которую зачастую упускают из виду, а зря. Деревянная церковь появилась в Смолянах в 1774-78 годах, в период после первого раздела Речи Посполитой. Церковь уникальна тем, что является двуххрамовой, состоящей из нижнего (криптового) и верхнего храмов, подобных церквей на территории Беларуси совсем немного.

храм преображения господня в витебске

В архитектурном плане церковь обладает чертами позднего барокко и классицизма, является памятником деревянного зодчества. Храм квадратный по форме, с двумя небольшими ступенчатыми башнями и массивным куполом-барабаном.

храм преображения господня в витебске

На рубеже 1809 года церковь в Смолянах была перестроена, после неоднократно реставрировалась. Интересно, что в 1864 году в этих землях появился ещё один православный храм – Алексеевская церковь.

храм преображения господня в витебске

В 30-ых годах, 20 века, Спасо-Преображенская церковь была закрыта, а в стенах храма разместился спиртзавод. Известно, что в 2010 году на волонтерских началах церковь вновь отреставрировали и открыли для прихожан.

храм преображения господня в витебске

Находясь в Смолянах обязательно посмотрите руины замка “Белый Ковель”, а также костел Девы Марии. Также для вас подборка интересных экскурсий в Витебске и карта достопримечательностей Беларуси.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *