храм преподобного саввы освященного
Хамовники. Церковь Саввы Освященного на Девичьем поле.
Саввинская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Саввы Освященного, преподобного, на Девичьем поле церковь (уничтожена).
В названии Саввинской набережной, Большого и Малого Саввинских переулков сохраняется память о располагавшемся здесь монастыре и храме святого Саввы. Первое письменное упоминание об обители относится к 1454 г. По своей духовной боярин Петр Константинович Добрынский завещал «своему господину Ионе митрополиту Киевскому и всея Руси монастырь святого Савы, на Москве, на посаде, и со всем тем, что к тому монастырю из старины потягло, и земель, и лугов, и Собакинская пустошь… А то есмя дал… на поминок своих прародителей и родителей, и по своей души, и по всему своему роду». Из этого текста понятно, что обитель к этому времени уже существовала и представляла собой так называемый вотчинный монастырь, но когда она была основана и что собой представляла, неизвестно. Следующее известие относится к 1456 г., когда чудотворную Смоленскую икону Божией Матери, именуемую «Одигитрия», до этого 58 лет находившуюся в Благовещенском соборе Кремля, вернули в Смоленск. Провожали ее торжественным крестным ходом великий князь Василий II с детьми, митрополит Иона с духовенством и народ до Саввина монастыря, который находился в предместьях Москвы, вблизи Смоленской дороги и переправы через Москву-реку. В память об этом событии был установлен крестный ход, совершавшийся ежегодно 28 июля.
Монастырь считался домовым митрополичьим, а затем с 1589 г. и патриаршим. Известно, что в нем стояли патриаршие палаты. Сохранились сведения, что в 1637 г. «киот с деисусы поставлен в Саввинском же монастыре перед патриарши хоромы в сенях». С 1635 г. он известен уже не как мужской, а женский под названием «Ново-Саввинский Киевский, что под Девичьим полем». Первыми его монахинями были киевлянки. В 1667 г. обитель обновили за казенные деньги, а в 1678 г. приписали к Новодевичьему монастырю. Возле монастыря располагалась небольшая слобода, о которой писали: «Патриаршая вотчина Саввинская слобода, на берегу Москвы-реки, Горетово стану, а в ней 32 двора бобыльских, людей в них 68 человек, кормятся на Москве всякою работою». В конце XVII века монастырь был упразднен, после смерти в 1690 г. патриарха Иоакима деньги на помин его души были выданы уже в приходскую Саввинскую церковь.
Каменный храм преподобного Саввы на месте деревянного был выстроен в 1592 г. Это была небольшая одноглавая постройка, которая за три века своего существования неоднократно перестраивалась и обрастала пристройками. Известно, что в 1680-х гг. новые патриаршие палаты примыкали к южной стене Саввинской церкви, и в них в 1696 г. прихожане устроили храм святителя Николая (взамен сгоревшей второй монастырской Никольской церкви). В 1732 г. в подклете Никольского храма был освящен Знаменский придел. Последующие изменения в архитектуре Саввинского храма произошли уже в начале XIX века, когда наружный древнерусский наряд сменился строгим классическим. В 1817 г. разобрали старую колокольню, выстроенную в 1637 (или 1632) г. и выстроили новую. В 1824 г. к Никольскому приделу была пристроена апсида, вероятно тогда же он получил новую главку. В 1869 г. проделали арки, соединившие пространство двух храмов.
Судя по описаниям, внутри Саввинского храма сохранялся иконостас 1869 г. с древними иконами. Среди особо ценных и почитаемых предметов в нем находилась северная дверь с изображением Благоразумного разбойника и надписью о том, что ее принес в дар в 1544 г. Семен Андреев в память о своих родителях. Царские врата и живопись на них считались копией 1869 г. с прежних врат, особо почитавшихся.
С церковью Саввы связано одно важное для истории русской литературы событие. Рядом с ней находилась большая московская усадьба, в которой с 1835 г. жил известный историк и собиратель русской старины М.П. Погодин. У него в гостях перебывали почти все современные ему историки и литераторы, он поддерживал дружеские отношения с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем. Последний несколько раз подолгу живал на Девичьем поле, о чем сохранились подробные воспоминания. Наверняка Гоголь, известный своей религиозностью, не раз бывал в ближайшей церкви преподобного Саввы. Здесь же ему выпало судьбой посетить последнюю в своей жизни обедню незадолго до смерти, последовавшей 21 февраля 1852 г. Погодин вспоминал: «В четверг на масленой неделе, 7 февраля, явился Гоголь в ц. Саввы Освященного на Девичьем поле, еще до заутрени, и исповедался. Перед принятием св. Даров, за обеднею, пал ниц и много плакал. Был слаб и почти шатался». Настоятель этого храма, Иоанн Никольский был духовником Гоголя и неодократно посещал его во время предсмертной болезни.
В Москве это был единственный храм во имя преподобного Саввы Освященного. Существовал еще только придел того же посвящения в Новоспасском монастыре, о котором известно, что из старой колокольни его в 1759 г. переместили в Троицкую хлебодарную палату, а с 1804 г. до упразднения в 1910 г. он находился в Никольской больничной церкви. Храм разобрали в 1930–1931 гг. На его месте – трехэтажное строение, в котором расположен Московский экономико-статистический институт.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
В Люблине возводится храм апостолов Петра и Павла на приходе преподобного Саввы Освященного в Люблине
На Тихорецком бульваре, владение 1 юго-восточного округа столицы ведётся строительство самого крупного деревянного храма апостолов Петра и Павла на приходе преподобного Саввы Освященного в Люблине. Об этом рассказал руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин.
«Строительство храма началось в 2019 году. Высота храма вместе с крестом превысит 40 метров. По проекту он будет деревянным, из сибирского кедра, рассчитан на 700 человек. На территории храмового комплекса все прилегающие постройки возведут также из бруса, часть из них уже построена», — отметил Лёвкин.
В 2016 году на приходе была построена трёхэтажная воскресная школа для детей и взрослых. В ней располагаются пять классов, большой актовый зал и трапезная. Также в этом году был построен небольшой приходской дом с глиняной черепицей.
По словам С. Лёвкина, возводится храмовый комплекс в рамках городской Программы строительства православных храмов в столице, целью которой является появление новых храмов в шаговой доступности.
В свою очередь главный куратор Программы, депутат Госдумы и советник Мэра Москвы Владимир Ресин заметил, что сегодня приход собирает средства на монтаж сруба. Продолжается заготовка древесины для сруба основного храма первоверховных апостолов Петра и Павла.
Куратор Программы напомнил, что на территории ЮВАО действует 21 храм. В рамках Программы строительства новых православных храмов в столице в эксплуатацию введено 6 храмов, 5 храмов находится в стадии строительства, 5 храмов — в проектировании.
Программа строительства православных храмов реализуется полностью на пожертвования. Для сбора средств создан благотворительный Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», сопредседателями попечительского совета которого являются Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Лавра Саввы Освященного
Мiръ Палестина Лавра Саввы Освященного
Лавра Саввы Освященного является одним из древнейших общежительных монастырей, обитель основана около 484 года святым Саввой. Расположен на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Греческое название — Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου, арабское — دير مار سابا, на иврите מנזר מר סבא — (монастырь Мар Саба).
Содержание
История [ править ]
Монастырь был основан преп. Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году; о мученичестве упомянутых монахов рассказал во вводной главе «Пандектов», свидетель этой резни преподобный Антиох Палестинский.
В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней: «Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы».
За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им духовник в сане архимандрита и двое помощников.
По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.
В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего кроме богослужебных указаний сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.
В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари.
Архитектура [ править ]
Скит Иоанна Молчальника
Скит Саввы Освященного (первая келья)
Церкви [ править ]
Строительство было начато между 494 и 501 годами братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.
Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 метров. К западной части пристроен притвор размерами 3,65 на 6,1 метра. Купол опирается на шесть колонн, встроеных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).
Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии. Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник). В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 году из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.
Построена в 1970-е годы по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.
Всего в монастыре 9 церквей.
Часовни [ править ]
Построена в VII веке для хранения мощей основателя лавры. В 1256 году его мощи были вывезены в Венецию и после возвращения в 1965 году в обитель были помещены уже в Благовещенском соборе. Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями. Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.
Скиты [ править ]
Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно жития святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом. В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 на 3,2 метра, высота 2,7 метра.
Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.
Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 метрах от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI века рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 метров. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5 на 5 метров и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII векам.
Храм преподобного саввы освященного
Адрес : ЮВАО, Тихорецкий бульвар, вл. 1
Настоятель: священник Георгий Иванов
Архитектор: А.И. Терехин
Проектировщик: ООО «АрхиМасштаб»
Сентябрь 2021 года: проложены инженерные сети водоснабжения и канализации.
Июнь 2021 года: з авершена кирпичная кладка стен «нулевого цикла», на который планируется установить сруб. Разработана и согласована проектная документация на прокладку инженерных сетей водоснабжения и канализации, подбирается подрядчик на эти виды работ.
Май 2021 года: возобновлено строительство. Возводится кирпичная кладка стен «нулевого цикла», на который планируется установить сруб. На Пасху прихожане собрали необходимые средства на покупку кирпича и пескобетона. Лес для сруба готов. В 3-м квартале планируется приступить к прокладке коммуникаций. Приход собирает средства на иконостас.
Октябрь 2020 года: производится обратная засыпка.
Сентябрь 2020 года: сделана гидроизоляция «нулевого» цикла храма. В ближайшее время будет произведена обратная засыпка. Художники приступили к написанию икон для главного иконостаса будущей церкви.
Июль 2020 года: продолжается заготовка древесины для сруба основного храма первоверховных апостолов Петра и Павла.
Июнь 2020 года: приход собирает средства на монтаж сруба.
Апрель 2020 года: завершена рубка сруба для будущего храма.
Январь 2020 года: устроена фундаментная плита для будущего храма апостолов Петра и Павла. Проектируется перекладка коммуникаций.
Декабрь 2019 года: ведутся работы по строительству нулевого цикла храма апостолов Петра и Павла: выполнено свайное поле, ростверк, возводятся стены.
Октябрь 2019 года: под фундамент будущего храма задавлено 240 железобетонных свай длиной 15 метров. Производится разработка котлована. Средства на начало работ были собраны прихожанами.
Июнь 2019 года: работа над проектом деревянного храма апостолов Петра и Павла практически завершена. В конце лета планируется выходить на площадку и начинать вдавливание свай под фундамент.
В марте 2018 года митрополит Марк согласовал эскизный проект основного деревянного храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла
На приходе действует деревянный храм на 200 человек. Это первый в Москве храм в честь преподобного Саввы Освященного, основателя Иерусалимского устава и Великой Иерусалимской Лавры.
18 декабря 2014 года епископ Воскресенский Савва и епископ Уржумский и Омутнинский Леонид совершили чин великого освящения новой деревянной церкви.
Преподобный Савва Освященный
День памяти 18 декабря
Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии. Его родители Иоанн и София были благочестивыми христианами.
Когда мальчику исполнилось пять лет, его отцу, как военачальнику, был дан приказ отправиться по делам службы в Александрию. Иоанн оставил своего сына на попечение дяди. Через два года Савва поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание.
Напрасно потом родители уговаривали святого вернуться в мир и вступить в брак. В 17 лет подвижник принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитве, что был удостоен дара чудотворений.
Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим. Преподобный Евфимий Великий благословил святого Савву идти в монастырь со строгим общежительным уставом, настоятелем которого был авва Феоктист. Здесь преподобный пробыл послушником до 30-летнего возраста.
Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый Иерусалимский, принятый всеми Палестинскими монастырями.
Святой мирно преставился к Богу в 532 году.
Монастырь Саввы Освященного — суровее и строже не бывает (15-я часть)
Добирались мы к известному монастырю преподобного Саввы Освященного по каменистой Иудейской пустыне на машине.
Вокруг — невысокие золотистые холмы.
Я люблю пустыни. Объять необъятное. xотя Иудейская пустыня — самая маленькая в мире. Для меня пустыни нескучны. И маленькие, и большие.
Этот монастырь — самый труднодоступный в Палестинах. Находится он в 14 км на юго-восток от Иерусалима.
Говорят, сейчас паломники (группы с гидом) ходят и пешком эти километры. Я не знала, или тогда такого не было, когда я была там, a то бы я пошла, долго не раздумывая.
Хотя, знаю, что дорога там, по пустыне, нелегкая. Дорога пролегает через арабские селения. Лежит монастырь в зоне Западного берега реки Иордан.
Монастырь святого Саввы расположен в котловане, в пустынном разломе
(сразу и не увидишь сами монастырские строения). Он — в глубине Иудейской пустыни, у Кедронского потока.
Кедронская долина со своим известным потоком тянется сюда от Старого города Иерусалима. И — к обители святого Саввы. А далее — к Мертвому морю.
Существует монастырь Саввы Освященного более 1500 лет. Известна точная дата его основания — 484-й год.
За все время своего существования монашеская жизнь и служение Богу здесь не прекращались. Монастырские высокие крепостные стены были надежной защитой монахам от всех земных врагов.
Эти стены мы увидели сразу.
У укрепленных стен этого монастыря я была дважды. Но только у стен, которые не пускали меня внутрь. Внутрь, на территорию монастыря, женщинам вход закрыт. Сюда никогда не ступала женская нога.
По приезде мужчины пошли осматривать монастырь, а мы, женщины, остались их ждать у монастырских стен.
Монах, который нес послушание у ворот, вынес нам кофе, чай, монастырские сухарики (вку-у-у-сные!). Потом он вынес нам (поклониться-приложиться) ковчежец с частицами мощей святых,
12-ти святых подвижников, среди них — частицы мощей Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, святых целителей Иоанна и Кира.
Затем вынес масло от лампадки, что у мощей преподобного, и флакончики святой воды из источника преподобного Саввы.
А потом он вышел к нам еще раз, подошел ко мне и молча протянул два листочка от какого-то дерева, молитовку на русском языке и маленькую иконку преподобного Саввы. Глаза у монаха были такие теплые, добрые и ласковые. Никогда не забуду их…
Я растерялась, не понимая, почему мне он дает все это, а не кому другому. Вопросительно обвела людей взглядом и тут одна женщина из нашей группы сказала мне:
«Бери. Эти листики — с финикового дерева, которое растет на месте дерева cв. Саввы, его дерево. Это — чтобы детки были».
Я удивилась уже вслух:
«Но у меня уже взрослые дети и не намечается других…»
И хватило у меня ума не передать все, что получила от монаха, кому другому. А желающие были.
Я тогда, стоя рано утром у ворот монастыря cвятого Саввы, не знала, что у меня той ночью умерла моя мамочка и через два года у меня (вернее, у моей дочери, а значит, у меня) родится долгожданный мальчик.
Я дочери тогда по приезде отдала все, что получила от монаха. И верю в то, что именно преподобный Савва помог нам обрести наше солнышко, нашего Левушку.
Тогда мы, помню, писали записочки-требы за здравие своих родных и близких и передали их тому монаху. Я заказала Сорокоуст о здравии моей мамы, чтобы 40 дней читали монахи на церковных службах в этом монастыре. Ее уже не было в живых, а я — о здравии…
Потом, когда узнала эту горькую весть, я спрашивала монахинь на Елеоне, где жила среди них 2 месяца, весь Великий пост, что я о здравии мамы подавала, а мамы уже не было тогда в живых… Они мне отвечали:
«У Бога все живы, Лена».
Никогда не забуду, как тяжело мне было, когда узнала о смерти моей мамочки. Очень плакала, сильно переживала, винила себя, что отключила мобильник в монастыре в дни Великого поста и узнала о ее смерти только на 9-й день, когда ее уже похоронили.
Монахини утешать умеют по-своему. Они мягко, сочувственно сказали:
«Лена, Господь знает, кого приставить к телу умершего, а кого — к его душе. Тебя Бог к душе твоей матушки определил. А значит, не лей слезы, а иди ко Гробу Божьей матери и молись там, читай кафизмы. Каждый день до ее 40 дней по смерти читай».
«Ты только подумай, как много людей хотели бы побывать на Святой земле и далеко не у всех получается приехать сюда. А ты вот и не мечтала, и не планировала, а оказалась здесь. Господь дал тебе это. Значит, это надо тебе и душе твоей покойной матушки. Благодари Бога.»
И еще в утешение мне монахини сказали тогда:
«Когда у нас умирают близкие, нас обычно не благословляют ехать на похороны в другую страну. Матушка говорит молиться здесь, на Святой земле, так больше пользы будет и душам умерших, и своей душе».
Матушка игуменья благословила меня ходить ко Гробу Божьей матери каждый день, пока я оставалась на Святой земле, и читать кафизмы в память о маме. Я так и делала. Ходила и читала. Каждый день. По 3–4 часа.
Монахи-греки, служители на Гробе, узнавали меня, подставляли мне низенькую скамеечку, чтобы хоть как-то помочь мне. Кафизмы можно читать сидя, их еще называют «сидальни».
По прошествии лет я поняла, что тогда это было не просто посещением новой страны, но серьезным путем к Богу. И путь этот мне дал Сам Господь. Я поняла, что тот приезд нужен был не только мне, но и моей маме.
Пусть паломничество, которое я совершила в Иерусалим земной, станет паломничеством, которое моя мама совершила в Иерусалим Небесный.
Я верю, что она тогда была со мной, ходила моими тропами, стояла со мной на службах в храмах. Всегда была там рядом со мной. И мы обе возрaстали с ней духовно. И у великих стен великого монастыря преподобного Саввы Освященного моя глубоковерующая, воцерковленная, православная мама стояла рядом.
Астрально, как сейчас говорят. Не люблю я, правда, это слово. Я просто верю, что она была там, на Святой земле, всегда со мной.
Мы с женщинами, ожидая мужчин из нашей группы, ушедших в монастырь, сидели у каменной стены и читали вслух Житие Саввы Освященного. Места там очень намоленые. Воздух пропитан молитвой. Каждое слово до Господа доносится.
Монастырь Саввы Освященного — самый строгий православный монастырь в мире, не только в Палестинах.
Один афонский монах из монастыря Зограф, отец Кирилл, с которым я познакомилась на Пасху на Елеонской горе и разговорилась, сказал мне, что даже на Афоне не так строго в монастырях, как здесь.
В Монастыре святого Саввы монахи в основном молчат. Молчальники.
Пищу здесь вкушают только один раз в сутки. Сухоядение. Сыроедение. В субботу и воскресенье — два раза.
По своему монастырскому уставу никогда не едят яблок (вот уже много веков такое правило), помня, что через этот плод враг-искуситель соблазнил первого человека, Адама.
Службы здесь совершаются ночью по 6–7 часов.
В этом монастыре никогда не было и сейчас нет проведенного электричества, а значит, и других «благ» (не удержалась, закавычила) цивилизации, как то мобильные телефоны, интернет.
Живут в этом монастыре по библейскому исчислению времени (день — от одного заката солнца до другого. День разделяется на 3 части: утро, полдень, вечер, как-то так).
Именно в этом монастыре был создан Иерусалимский богослужебный устав, который используется и по сей день и не только здесь, но и принят всеми палестинскими монастырями. Устав — Типикон.
Монастырь Саввы Освященного — самый крупный в Палестинах. Как он выглядит сейчас, так он выглядит с 40-х годов позапрошлого века, благодаря старанию и деньгам Царской России.
За монастырем св. Саввы следуют палестинские монастыри cв. Георгия Хозевита и Феодосия Великого.
По старшинству, что ли, по величине.
Монахи монастыря преподобного Саввы Освященного всегда участвуют в совершении литании (специального молитвословия) перед схождением Благодатного огня в Храме Гроба Господня.
Настоятель монастыря святого Саввы — сам Иерусалимский патриарх Феофил 3-й (141-й Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона).
а управляет монастырем назначенный им архимандрит с 2-мя помощниками.
Монастырь относится к Иерусалимской православной церкви.
В монастыре подвизаются два десятка монахов. А когда-то, во времена преподобного Саввы, в 5-м веке, насельников было 5 тысяч… 5-й — 6-й века — золотые века монашества.
В этом монастыре духовно возросли более 20 святых, которые почитаемы православной церковью. Могу назвать здесь несколько известных насельников, подвизавшихся здесь в разное время, в разные века.
Это — cв. Иоанн Дамаскин, 8 век (составил свое нетленное творение — Пасхальный Канон, он 50 лет жил в этом монастыре), cв. Андрей Критский (составил Великий Канон, читаемый Великим постом), cв. Кирилл Скифопольский (биограф и историк монашествующего движения), cв. Савва Сербский, cв. Иоанн Молчальник, cв. Филумен Святогробец, cв. Феофан Затворник (переводил древние книги).
Здесь же жил полтора года в начале 12-го века русский игумен Даниил, паломничавший по Святой земле. Он оставил свои замечательные записи-воспоминания:
«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обеим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены».
Вот так красиво о страшном писал игумен Даниил.
Во-первых, по преданию, когда наступит Страшный суд Господень, потечет здесь, в долине Кедронской, река Огненная.
А еще в том месте приготовляли сыны Израилевы «козла для отпущения»
«И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Ветхий Завет, 3-я книга Моисеева, гл. 16, 21–22)
Уже ближе к нашему времени писатель Иван Бунин сказал: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской»
Снова звучит слово «страшная»…
Именно сюда пришел святой Савва и поселился здесь один в пещере, а потом уже на этом месте с собравшейся братией построили большую, великую лавру.
И боролись здесь Божьи люди веками против темных сил. Борятся и сейчас.
А теперь пора настала рассказать о самом святом Савве.
Основатель этой древнейшей лавры,
преподобный Савва, родился в 439 году в Каппадокии от благочестивых родителей — Иоанна и Софии. Когда ему исполнилось только 8 лет, ушел в монастырь. Господь призвал. Своя воля тут ни при чем. Своя воля в монастырь не ведет. Только Божья. Монашеский постриг св. Савва принял в 17 своих лет.
Наставником, духовным отцом его был Евфимий Великий, который называл его отроком-старцем. Наставник чувствовал быстрое духовное возрастание своего духовного чада. Старец Евфимий Великий заботливо воспитывал отрока в высших иноческих добродетелях.
Когда св. Савве исполнилось 30 лет, он получил благословение наставника быть в затворе 5 лет. Это значит, он покидал свою пещеру только по субботам, чтобы пойти в монастырскую церковь на службу. Только пещера, молитвы, возносящиеся к Богу, строгий постоянный пост и — ни души рядом. Tак — 5 лет.
Когда духовный отец монаха Саввы Евфимий Великий отошел ко Господу в 473-м году, монаху Савве было 34 года.
Простившись с почившим учителем, cв. Савва пошел в Иудейскую пустыню и встретил там Ангела, который указал ему пещеру, где ему быть. Он поселяется в отшельнической пещере у Кедронского потока.
Но долго быть одному ему не дали. К нему стал идти народ, иноки, которые искали учителя, наставника себе. Они выбрали Савву. И основали со временем Великую лавру.
Вообще чем отличается лавра от монастыря?
В лавре монахи жили уединенно в своих отшельнических пещерах, встречаясь вместе только на совместную церковную службу по субботам и воскресеньям. И в лаврах было гораздо больше иноков, нежели в монастырях. В лаврах иноков и монахов было от тысячи и до пяти тысяч, как было у преподобного Саввы Освященного к концу его жизни.
В общежительных монастырях (киновиях) монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали молитвы с ручным трудом (занимались разным ремеслом).
Были и анахореты, которые вели еще более строгий образ жизни, чем лаврские отшельники.
Они большую часть жизни жили в затворе в пещере, уйдя полностью от мира и истязая свою плоть постоянным, непрекращающимся постом и суровым воздержанием. Их кельи были кругом разбросаны в ущельях у Кедрона.
Во времена святого Саввы был расцвет монашества и устраивались в основном лавры. Было много анахоретов.
Немного сейчас отвлекусь от своего рассказа.
Посмотрите на это фото, на 3 машины там, наверху горы.
С той стороны открываются интересные виды на монастырь св. Саввы. Это — с другой стороны, не с той, где мы под»ехали к обители, к стене ее.
Нам, женщинам, не надо было отпускать нашего шофера внутрь монастыря вместе c мужчинами, а пусть бы поднял нас на машине в горы, по холмам. Мы, бедные женщины, хотя бы фото получили больше и радости глазам нашим. Но, как говорится, хорошая мысля… да-да, приходит опосля.
Продолжу свое повествование.
Первой постройкой в лавре Св. Саввы Освященного была пещерная церковь.
Сейчас на территории бывшей лавры, а ныне монастыря cв. Саввы стоит 9 церквей.
Я о них расскажу немного, но не подробно, потому что иллюстрировать эти церкви мне нечем. Фотографий у меня из монастыря нет. Как же плохо быть женщиной! Нас, греховных существ, в хорошие дома (то бишь, монастыри мужские) не пущают…
Итак, есть 9 монастырских храмов, но я здесь расскажу только о некоторых.
1. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон, т. е. главный храм).
Строили его в 494-501гг братья Геласий и Феодул Исавры.
Император Юстиниан 1-й поддерживал и много помогал лавре. При нем завершилось строительство кафоликона и построены укрепленные монастырские стены и дозорная башня. Она так и называется «Юстинианова башня». Это — самая высокая точка монастыря.
Помимо Юстиниановой башни, здесь есть еще одна, очень известная башня, называемая «Женскою башнею».
Ее я увидела издалека, когда подъезжали к крепостным стенам монастыря. Она была справа от них.
Мы уже знаем, что ни одна женщина ни в какие века существования этой лавры не допускалась внутрь лавры, будь та женщина даже матерью самого преподобного Саввы.
Для своих матерей, сестер монахи со временем и построили эту Женскую башню,
как странноприимный дом для женщин, желающих жить рядом с лаврой, где иночествуют их близкие.
Когда к св. Савве приехала его мать София навестить его, он устроил ее на ночлег вне стен лавры, вот где-то на этом месте, где стоит сейчас башня.
Отсюда просматривается часть монастырских построек.
Я сидела на камне лицом к Женской башне
и представляла, каково было этим женщинам, отдавшим своих сыновей и братьев на служение Богу.
Думаю, эти женщины были счастливы.
Видите, какая разница между нами, современными женщинами, и ими… Между нами — пропасть.
Хотя, знаете, я и до этого не раз думала, как бы вот я отнеслась к такому, если бы мой старший внук стал православным монахом.
Спокойно отнеслась бы, с пониманием и, думаю, даже с душевной радостью.
Грязь вокруг в нашем мире возрастает и возрастает, а молитвенников за этот мир и за нас, грешных, все меньше и меньше сейчас.
Знаю, что путь монашества мой внук не выберет, хотя… пути ведь Господни неисповедимы. И никто не знает, что будет завтра.
Слава Богу, что сегодня он искренно верит в Бога и живет по заповедям Божьим. Хороший он у нас мальчик. Добрый, честный, отзывчивый, надежный, верный. Слава Богу за все!
Но я отвлеклась. Продолжу рассказ о главном храме монастыря св. Саввы.
Собор Благовещения, кафоликон, был отремонтирован в 6-м веке.
Собор этот однонефный, с одним куполом, каменный. Собор перекрыт крестовыми сводами. Длина храма — 27 м. С западной части имеется притвор. Один-единственный купол опирается на 6 колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен франтоном с греческой надписью — «Святая лавра Саввы Освященного»
В этом главном соборе в стеклянной раке почивают святые нетленные мощи преподобного Саввы.
Он почил в 532-м году в возрасте 94-х лет.
В алтаре храма есть мощи других святых.
2. Церковь Софии (матери Св. Саввы).
3. Церковь собора святых Архангелов (ее построили недавно, в 1970-м, на месте бывшей древней церкви). Храм этот двухэтажный, однокупольный.
Есть здесь и скиты, и часовни.
Святые мощи преподобного Саввы почивали здесь, пока крестоносцы не взяли и не увезли их в 1256-м году в Венецию. Католики вернули святые мощи в монастырь только в 1965-м.
Мощи хорошо сохранились. Святые мощи преподобного, говорят, теплые…
Много чудес творит св. Савва и после своего упокоения. От мощей святого Саввы происходят и в наши дни исцеления больных, даже онкологических. Так здесь говорят.
В монастыре сейчас много нетленных мощей. Их так много, что невозможно всех канонизировать. Не знают, с кого начинать.
Почивших монахов здесь хоронят в специальных склепах. Там нет запаха тления.
Но вообще процесс захоронения монахов здесь сложный и непонятный современному человеку, и даже, может, страшный. Описывать это здесь я просто не хочу.
Лучше продолжу рассказ о лавре.
Больше всего разрушений досталось лавре от врагов — персов в 614-м году.
Придя сюда, несмотря на укрепленные стены лавры (она смотрится, как крепость),
oни полностью разграбили святое место и убили всех монахов.
Незадолго до этого святой Савва ушел вглубь Иудейской пустыни
для более глубокого подвига, на строгую молитву.
Когда вернулся в лавру, увидел, что все насельники ee мертвы, а монастырские церкви разграблены.
Преподобный сам похоронил всех братьев и продолжил свой монашеский подвиг служения Богу. Мощи убиенных персами монахов находятся в усыпальнице.
Вскоре к нему в лавру пришли новые иноки.
Преподобный Савва удостоился от Бога дарa чудотворения за свою святую, молитвенную отшельническую жизнь молчальника, которая неуклонно вела его вверх по лестнице Божьей в небесный храм.
Чудеса, творимые св. Саввой, — разные.
Во время засухи, по молитвам святого, пролился обильный дождь. Происходили исцеления бесноватых и больных.
Он пожалел своих монахов, которые носили воду издалека. По его молитвам появилась в лавре вода. Высохший источник вновь наполнился водой.
Есть она здесь и по сей день.
В обители есть святой источник и мы, паломники, получаем воду из него, как благословение Саввино.
Вода из монастырского источника только для питья. И монахам, и паломникам. Для других нужд здесь сооружены цистерны для сбора дождевой воды.
Святой Савва совершал подвиги и чудеса, но был крайне смиренного мнения о себе, не возвышался.
Перед своей смертью преподобный собрал все свои последние силы и пошел в Храм Гроба Господня попрощаться на Гробе.
Вернулся к себе в лавру и мирно почил, отошел кo Господу.
Я благодарю Господа, что Он дал мне Благодать побывать здесь, в этих святых местах, хотя бы около (не внутри) этой чудной обители, и обрести еще одного горячего заступника и молитвенника перед Господом нашим! Слава Богу за все!
За то, что стояла у ворот этого монастыря и молилась о моих родных, о моей маме. Молилась о ней, как о живой, не зная, что она тогда умерла уже несколько часов назад… У Бога все живы!