храм преподобного сергия радонежского кратово
Храм преподобного Сергия, игумена Радонежского
Приходской сайт храма п. Кратово, Раменского района
Расписание Богослужений
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Объявляется набор детей в воскресную школу храма преподобного Сергия Радонежского. Записаться можно по телефону 8(926)7521786 или в храме за свечным ящиком
Расписание на первую неделю ноября будет обновлено в ближайшее время, приносим извинения за неудобства!
Поделиться:
Свежие записи
Икона дня
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Храм преподобного Сергия, игумена Радонежского
Приходской сайт храма п. Кратово, Раменского района
Пасхальная служба в Кратово
Поделиться:
События воскресной школы
В воскресной школе состоялись чтения, посвященные дню славянской письменности.
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Праздник Крещения Господня
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Рождественское представление в Кратово
Рождественская елка в Доме культуры «Мир» п. Кратово.
Евангельская история о Рождении Иисуса Христа.
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
С Праздником Святой Троицы!
Поделиться:
Рождественский концерт в Кратово
Поделиться:
В нашем храме прошли Рождественские чтения
Поделиться:
Пасхальная радость
This slideshow requires JavaScript.
Торжественные службы в Великую Субботу и в Пасхальную ночь в нашем храме прошли в радостной и светлой атмосфере Праздника Праздников — светлого Христова Воскресения!
Христос Воскресе!
Χριστός Ανέστη!
Поделиться:
Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия.
В Великий Понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Также в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. Возглавляет чин мироварения и освящает миро в Великий Четверг Патриарх. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.
В Великий Вторник Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу Себе Самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).
В Великую Среду вспоминается грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная в те времена для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.
В Великий Четверг вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристии). В четверг Страстной седмицы все православные причащаются Святых Христовых Таин. На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного перед кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).
В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужение Великой субботы служит переходом к наступающему дню, считающемуся Праздником праздников, — Воскресению Христову. Кроме строгого поста, провождение дня Великой субботы в древности отличалось особенной внутренней сосредоточенностью и торжественной тишиной в церковной жизни. «Что это? — говорит святой Епифаний в своей беседе на Великую субботу. — Сегодня господствует на земле великое молчание и покой. Глубокое молчание, потому что почил Царь. Земля страшится и пребывает в покое, потому что почивает Бог во плоти и пробуждает от века почивших. Умер Бог во плоти, и ад трепещет. Бог почил на краткое время, чтобы пробудить тех, которые во аде.» В Великую субботу освящают куличи, пасхи и яйца. Верующие готовятся к светлому Христову Воскресению, чтобы на самой радостной службе святой Пасхи Христовой соединиться со Христом в Таинстве святого Причащения.
Храм преподобного Сергия, игумена Радонежского
Приходской сайт храма п. Кратово, Раменского района
О храме
ЛЕТОПИСЬ
храма прп. Сергия игум. Радонежского пос. Кратово на ул. Мира.
Поселок Кратово находится в 25-ти километрах от МКАДа по Московской Казанской железной дороге. Улица Мира в поселке Кратово расположена в 2-2,5 км от железной дороги между станциями «Кратово» и «Отдых» в северо-западной части данного поселка. Это своего рода небольшой микрорайон с несколькими домами городского типа. К началу 1997 года здесь насчитывалось около 1000 жителей. В летнее время за счет приезжих дачников количество проживающих значительно увеличивается.
Исторически в Кратово храмов не было, и когда в конце 80-тых и в начале 90-тых появилась возможность открыто исповедовать православие, то верующие жители поселка стали ездить на богослужения в Раменское, в Жуковский или в Удельную. Но так как автобусы от ул. Мира ходили очень редко и с опозданиями, то это очень осложняло поездки верующих в церковь.
В состав активистов вошли: Колпакова Галина Ивановна, Орлова Светлана Васильевна, Швецова Людмила Павловна, Бондарева Раиса Ивановна, Родина Сусанна Вячеславовна, Ефимцева Ирина Валентиновна, Бондарчук Лидия Григорьевна, Давыдова Татьяна Федоровна. 27 декабря – начало сбора подписей, все активисты с помощниками начали обходить весь посёлок Кратово и прилегающие окрестности.
30 декабря состоялся разговор Колпаковой Г.И. с настоятелем храма вмч. Пантелеимона г. Жуковский, отцом Николаем Струковым, прихожанкой которого она была. О. Николай одобрил мысль о строительстве храма и обещал поддержку.
31 декабря состоялся разговор о. Сергия с благочинным протоиереем Алексеем Пономаревым и получил от него благословение на строительство храма.
1998 год
21 января, в день Вселенской родительской субботы, состоялась новая встреча с о. Сергием. Обсудили название церкви и решили назвать её в честь Преподобного Сергия игумена Радонежского, великого праведника и игумена земли Русской. Ведь сколько монастырей было воздвигнуто в северо-восточной Руси преподобным Сергием и его учениками!
А возведение церкви в нашем посёлке казалось таким несбыточным делом, что вся надежда была только на преподобного.
12 февраля организована приходская община для строительства церкви. Стали собирать деньги на строительство и думать о возможных жертвователях.
25 февраля, в день празднования иконы Божией Матери «Иверская» состоялась встреча главы администрации Кратовского поссовета Неволина В.В. с благочинным Раменского района протоиереем Алексеем Пономаревым и членами активной группы приходской общины. Разговор шел о выделении земли под строительство церкви.
До мая 1998 г продолжались согласования вопроса о выделении земли на ул. Мира под строительство церкви с Кратовской и Раменской администрациями.
8 мая в день памяти апостола и евангелиста Марка для выбора места под строительство церкви приезжал благочинный о. Алексей. Из предложенных участков выбрал за Домом Культуры около лесных посадок и благословил читать здесь акафисты прп. Сергию иг. Радонежскому и Пресвятой Богородице.
11 мая первое чтение акафиста прп. Сергию иг. Радонежскому.
19 мая о. Сергий проводит первый водоосвятный молебен с чтением акафиста прп. Сергию иг. Радонежскому. Народу собралось около 100 человек После первого молебна состав приходской общины значительно увеличился.
20 мая получено согласие от администрации Кратовского поссовета на выделение 0.2 га земли под строительство церкви за Домом культуры.
31 мая второй водоосвятный молебен с акафистом прп. Сергию служил священник Андрей Подорванов. О. Андрей привёз с собой большую икону прп. Сергия.
После этого на следующий день т.е. 1 июня, приходская община получила постановление от Кратовской администрации о выделении участка 0,2 га. Под строительство церкви. Теперь все молебны стал служить о. Андрей.
8 июня начался процесс оформления земли в Раменском горсовете.
Отец Андрей активно подключился к работе приходской общины, обещал договориться с архитектором относительно составления эскизов церкви. На собрании актива приходской общины решили ускорить дело с оформлением документации и просить благочинного о. Алексия о назначении настоятелем будущего храма отца Андрея Подорванова.
18 июля в день памяти прп. Сергия игум. Радонежского состоялся крестный ход по ул. Мира.
1 августа о. Андрей решил вопросы с бригадой строителей и о доставки сруба для церкви.
15 августа начали земляные работы под фундамент будущего храма. Копали вручную. Копал Колпаков Николай Иванович под руководством строителя Павла Васильевича Варга. К вечеру пошел дождь, но работу неприкращали. На следующий день присоединились добровольцы.
19 августа в день «Преображения Господня» состоялся молебен с освящением плодов. О.Андрей святил также место закладки фундамента храма.
Интересно, что в последние дни августа часто шли дожди. Но как только начинался молебен, дождь прекращался, а потом возобновлялся вновь. Несколько раз над местом будущего храма появлялась в виде дуги радуга. А ведь радуга – это знак примирения человека с Богом.
13 сентября о. Андрей освятил готовый фундамент.
20 сентября о. Андрей отслужил молебен прп. Сергию Радонежскому и освятил бревна для сруба. Отцу Андрею во время службы помогал местный житель Волков Сергей.
С 16 сентября проходили строительные работы.
19 октября указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, настоятелем храма был назначен священник Андрей Подорванов.
7 ноября – Дмитриевская родительская суббота в помещении недостроенного храма состоялась первая панихида.
Служил о. Андрей, ему прислуживали Волков Сергей и Афонин Михаил, пела Темиргалиева Марина. Народу собралось 60 человек. Отец Андрей известил прихожан, что первая Божественная Литургия у на состоится на праздник св. апостола Андрея Первозванного. Начали утеплять и украшать храм.
13 декабря. Торжественное Богослужение совершил архимандрит Вассиан(Шуста), наместник Нило-Столобенской пустыни, в сослужении с благочинным Раменского района протоиереем Алексеем Понамаревым и иереем Андреем.
Служба прошла на одном дыхании. После окончания Богослужения всех ждала праздничная трапеза в помещении ДК. Архимандрит Вассиан передал в дар иконы: «Прп. Сергий Радонежский», «Свт. Николай Чудотворец», и « Спас Вседержитель». В конце декабря состоялось собрание приходской общины, на котором председателем приходского совета был избран – настоятель о. Андрей, помощником настоятеля храма—Колпакова Г.И., казначеем – Моисеева Л.В.
1999г.
Весь первый квартал продолжалось оформление документации.
20 мая в день Вознесения Господня, был подписан землеотвод главой Раменской администрации Деминым В.Ф.
После Пасхи было решено увеличить храм. Проект составил местный архитектор Зеленко Е.В. 24 апреля приступили к работе.
К 16 июля закончили строительство второй половины храма.
С 17 октября стала работать Воскресная школа для детей и взрослых. Занятия для прихожан проводил настоятель – о. Андрей, Воскресную школу для детей возглавила Тимиргалиева Марина, ей помогали: Сабурова Вера Николаевна (лепка из глины) И Афанасьева Ирина Александровна ( мягкая игрушка).
Начала собираться библиотека.
12 декабря была пожертвована в наш храм архимандритом Вассианом икона «Прп. Нила Столобенского» с частицей св. мощей.
2000г.
С апреля начали подготовку к строительству колокольни. Архитектор Зеленко Е.В. подготовил проект. Весь май заливали фундамент своими силами. Трудились: Волков Сергей, Афонин Михаил, Колпаков Андрей под руководством Тетерина Николая Михайловича. В июне приехали строители Павел и Василий Варга и приступили к строительству.
10 декабря икона Божией Матери «Знамение», батюшка освятил купол колокольни. Приехал кран и установил купол.
После длительной переписки начали помогать заключенным больным туберкулезом в Кирово-Чепецке.
2001г.
По Воле Божией, у нас появился благотворитель, Царев Александр Владимирович, который организовал и обеспечил материально благоустройство территории храма. С мая начались работы. По всему периметру был установлен забор с бетонной опалубкой и металлическими секциями. Вокруг храма и площадка перед храмом была расчищена и выложена брусчаткой и плиткой.
Построен каменный туалет. Храм был обшит вагонкой внутри и снаружи.
Ближе к осени в храме были установлены батареи и подключили к центральному отоплению. В конце года батюшка благословил помогать в алтаре Колпакова Андрея. Начали заниматься подготовкой к резьбе иконостаса.
2002г.
Летом начали копать колодец. Уложили пять колец. Вода хорошая. С июля начали возводить приходской дом, в котором будет кабинет для настоятеля, библиотека с Воскресной школой и трапезная.
К декабрю закончили строительство приходского дома. 13 декабря, на праздник св. апостола Андрея Первозванного, отмечали именины отца Андрея и четвертую годовщину нашего храма. Угощение было уже в нашей трапезной. Воскресная школа переехала в помещение библиотеки и возглавила её Колпакова Галина Ивановна.
краснодеревщик Опарин Валерий и помогал ему Афонин Михаил.
2003 г.
В весеннее-летний период проходили работы по озеленению территории храма: сажались деревья и кустарники, обустроились цветники. Успешно проводились работы по резьбе иконостаса. Были написаны иконы местного ряда.
2004г.
К началу марта был установлен резной иконостас, написаны иконы 2-ого и 3-его ряда. Вырезаны и установлены изящные перила с балясинами по солее. К Пасхе оставалось только затонировать резьбу и покрыть сусальным золотом некоторые элементы иконостаса.
28 марта, в воскресение, в день празднования прп. Марии Египетской, за две недели до Пасхи случилось великое горе для нашего прихода. Пожар.
Пламя вырывающиеся из под крыши храма заметили в 7 утра. Огонь очень быстро распространялся. До приезда пожарных прихожане пытались потушить своими силами, но все было тщетно. Приезд пожарных тоже мало что дал. Храм выгорел дотла.
От деревянного храма остались только два барельефа прп. Сергия игумена Радонежского, которые и висят до ныне – над входом в храм и на уличной стене алтаря. На пожар приезжал благочинный Раменского района протоиерей Владимир Гамарис. Отец Андрей сильно переживал, хоть и пытался показаться всем спокойным, говоря: — Бог дал, Бог взял, — но после пожара у него появилась седина.
Сергиевский храм п.Кратово
Кирилл Попельский запись закреплена
Кирилл Попельский запись закреплена
Кирилл Попельский запись закреплена
Кирилл Попельский запись закреплена
Сергиевский храм п.Кратово запись закреплена
Московская митрополия РПЦ
ПОСЛАНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ И МИРЯНАМ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ
В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 75-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Показать полностью.
Ваши Преосвященства, всечестные отцы,
возлюбленные братья и сестры!
Христос Воскресе!
Продолжая праздновать победу Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа над смертью, мы с чувством благодарности воспоминаем, как три четверти века назад победоносно завершилась Великая Отечественная война, принесшая нашему народу тяжелейшие испытания и открывшая в российской истории страницу непревзойденного патриотического подвига.
Следствием нашествия противника стали неисчислимые страдания и гибель миллионов людей, ужасающие разрушения, в том числе духовного и культурного достояния нашего Отечества. Общая беда объединила тогда в едином порыве наш народ. В первый же день войны Русская Православная Церковь через Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия призвала соотечественников на защиту Родины. В его послании говорилось: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».
Святая Церковь в военные годы была со своим народом, укрепляя в людях уверенность в победе. Митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх, во время блокады находившийся в Ленинграде, в одном из своих обращений 1943 года выражал убежденность в грядущем разгроме фашистских захватчиков: «Остры и многочисленны стрелы вражии, но они не пробили и не пробьют нашего щита, ибо щитом нашим является твердость в правде!»
В православных храмах возносились неустанные молитвы об одолении супостата, об утешении страждущих и блаженном упокоении павших на поле брани. Церковь постоянно организовывала сбор средств на нужды обороны.
Воины самоотверженно сражались на фронтах, не жалея жизни своей, им жертвенно помогали труженики тыла. Это был подвиг, благодатно овеянный святой заповедью Господа нашего Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
Мы свято храним память о героях – защитниках Родины отдавших свою жизнь при защите Отечества и молимся об упокоении их душ в Царствии Небесном! Их подвиг свят пред Господом.
Победа – это праздник «со слезами на глазах», потому что далась она дорогой ценой миллионов жизней павших на полях сражений и замученных в концлагерях, погибших от голода и бомбардировок.
Для нас радостно, что в воспоминание о 75-летии Великой Победы на Подмосковной земле в Парке «Патриот» возведен величественный храм Воскресения Христова, свидетельствующий о православном видении истории, которое отражено в словах Священного Писания: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9)!
С особым чувством глубокого уважения обращаю слова сердечного поздравления к нашим дорогим ветеранам, труженикам тыла, блокадникам, и узникам концлагерей!
Вечная память усопшим героям Великой Отечественной войны, всем труженикам военного времени, всем пострадавшим и погибшим в тяжкую годину испытаний!
В настоящее время наша страна, как и весь мир, переживает эпидемию нового вирусного заболевания. Для борьбы с ним требуется консолидация усилий и высокая самодисциплина всех людей. Преодолевая современные трудности, будем назидаться примером тех, кто завоевал Победу в 1945 году. Пусть их стойкость вдохновляет нас!
Горячо желаю всем Вам, в особенности дорогим ветеранам, счастья, здравия и во всем благого поспешения!
Воскресший Господь да хранит Отечество наше в мире и благоденствии на многая и благая лета!
С праздником Великой Победы!
Да пребудет со всеми Вами благословение Божие!
+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
Сергиевский храм п.Кратово запись закреплена
Первое Раменское благочиние
Кирилл Попельский запись закреплена
Кирилл Попельский запись закреплена
Сергиевский храм п.Кратово запись закреплена
Первое Раменское благочиние
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
ЮВЕНАЛИЯ
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ
Показать полностью.
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ
Возлюбленные о Господе
служители алтаря Господня,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
Явление Бога миру через Рождество Богомладенца Иисуса предивнее всех чудес, восклицает преподобный Феодор Студит, и отмечает особенность совершившегося: день радости достиг дверей наших, то есть касается каждого.
Как трогательно повествует об этом Святое Евангелие, донося до нас весть о священных событиях древности: о вифлеемских пастухах, пришедших поклониться Сыну Божию, о мудрецах, ведомых звездой к яслям, где возлежал Спаситель мира, о Божией Матери, со смирением и любовью слагавшей увиденное в сердце Своем (см.: Мф. 2; Лк. 2)!
Священноисповедник Афанасий (Сахаров, +1962) писал, что праздник Рождества можно по преимуществу считать праздником мира. Поэтому надлежит нам в святочные дни потрудиться ради созидания мирного устроения собственной души и жизни своих близких, а также помолиться о мире всего мира, о соединении всех в вере и созидании любви и добра.
Ликованию о Христе Родившемся всегда бывают сопричастны дети, о которых Спаситель сказал: «Пустите их и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14). Сегодня в условиях религиозной свободы мы имеем возможность и должны всемерно способствовать развитию духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения. Как учил святитель Тихон Задонский (+1783), рассуждая о значении приобщения детей к вере для судеб народа и страны, «чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем, как молодое дерево, к которой стороне приклонится, так и стоит до конца».
В наступающем году мы будем с благодарностью вспоминать наших героев, завоевавших Победу в Великой Отечественной войне. Три четверти столетия прошло с тех пор, и не меркнет слава защитников Отчизны.
Сердечно поздравляю всех Вас, возлюбленные, с мироспасительным праздником Рождества Христова, благодарю за усердные труды во славу Святой Церкви, молитвенно желаю Вам здравия и во всем благого поспешения!
Благословение Родившегося Спасителя мира да пребывает со всеми вами!
+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
Сергиевский храм п.Кратово запись закреплена
Кирилл Попельский
Сергиевский храм п.Кратово запись закреплена
Московская митрополия РПЦ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Возлюбленные братья архипастыри и сопастыри,
монашествующие и миряне!
Дорогие братья и сестры!
Показать полностью.
В самом начале периода, подготовительного к Святой Четыредесятнице, в храме за богослужением звучат такие слова: «Отягченныма очима моима от беззаконий моих, не могу воззрети и видети высоту небесную» (Неделя мытаря и фарисея, Славник на Стиховне). Здесь выражено сокрушение человека о погруженности в пучину греха, страстей и мирских забот, а также сожаление о неспособности духовно возвыситься ради стяжания даров Божественной благодати. Осознание этого внутреннего надрыва и желание его преодолеть делает для верующего приближение Великого поста и радостным, и долгожданным. Как будто утопающий вдруг видит спасительный берег, и в надежде на изменение, казалось бы, предреченной своей печальной участи обретает он новые силы и устремляется вперед, к жизни. Потому-то с таким внутренним сочувствием, сопереживанием повторяем мы молитву мытаря: «Боже, милостив буди мнe грeшнику» (Лк.18:13), имея упование на всепрощающее милосердие Господа, Который так говорит через пророка: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2).
Святая Церковь призывает всякого, вступающего на великопостное поприще, замедлить бег житейских попечений, некоторые из которых, может быть, и не греховны сами по себе, но суетностью отвлекают от внутреннего молитвенного сосредоточения и углубленного покаянного труда души. В этот период богослужения, особо насыщенные чтениями из Священного Писания и молитвословиями, призывающими к борьбе со страстями, служат богомольцам своего рода вспомогательной лествицей, последовательно способствующей духовному возрастанию.
Уставом для постящихся установлены определенные ограничения в пище, соблюдение которых важно для обуздания тела, однако они не должны становиться самодовлеющими, заслоняя главную цель – взращивание добродетели, проявляющейся как во внутренней жизни, так и вовне – в делах любви и милосердия.
В условиях нынешних свободы коммуникаций и их технического разнообразия особое внимание призываю обратить на борьбу со злословием, не только повсеместном наблюдаемым, но и ставшим своего рода общественной ареной для соревнования в изощренности этого греха, как в доблести. В этой связи кажутся как будто сегодня сказанными слова священномученика Сергия Мечева (+1942), произнесенные девяносто лет тому назад: «Всякое общество больше всего страдает от злоречья и осуждения, передаваемого на все лады… Если мы не будем говорить зло о другом, а вместо этого будем за него молиться, если будем помнить, что одним словом можем подточить целое здание отношений между людьми, тогда мы поймем, почему Ефрем Сирин в своей молитве просит, чтобы Господь не дал ему празднословия».
Путь Святой Четыредесятницы дан нам для приготовления к встрече с Воскресшим Господом. Хочу пожелать каждому из Вас, дорогие мои, чтобы Вы принесли в дар восставшему от Гроба Спасителю плоды молитвы и покаяния, любви и благотворительности, чтобы душа, некогда иссушенная грехом как пустыня, вступила в пасхальную радость очищенной и обновленной действием благодати Божией!
Накануне Великого поста прошу у всех Вас прощения, если в чем согрешил словом, делом и помышлением, а со своей стороны сам всех прощаю.
Господь Своею благодатию и человеколюбием да благословит и помилует всех нас!
+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
Сергиевский храм п.Кратово запись закреплена
Тульская Епархия. Русская Православная Церковь
Сергиевский храм п.Кратово запись закреплена
Священник Нашего Времени
Сергиевский храм п.Кратово запись закреплена
Кирилл Попельский
Сергиевский храм п.Кратово запись закреплена
Дионисий Тонков
2 декабря
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Рождественский пост
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Показать полностью.
СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.12:16–21)
Протоиерей Павел Великанов
Притча о безумном богаче не такая уж и прямолинейная, как это может показаться с первого взгляда. С точки зрения ветхозаветной праведности, богач поступает вполне законно. Разве не Бог дал ему такой изобильный урожай? Разве не верна поговорка – Бог не даст – сам не возьмешь? И вполне разумно богач вкладывается в расширение возможностей своего бизнеса, чтобы обеспечить своё беззаботное будущее. Зачем ещё нужны материальные средства, кроме как для получения удовольствия – беспечно есть, пить, веселиться, наслаждаться каждым днём этой жизни? Вполне целостная, непротиворечивая картина. И слушатели притчи вполне соглашаются с логикой богача. Если уж быть совсем откровенными, многие хотели бы оказаться на его месте. Разве не это – счастье, когда нет никакой нужды, всё надёжно обеспечено и впереди – всё вполне предсказуемо?
Но это – всего лишь часть истории. Как это обычно и происходит в притчах Спасителя, повествование вдруг делает резкий поворот. Вместо ожидаемой похвалы рассудительности и хозяйской смекалке богача, Бог называет его «безумным!» Что это вдруг за новая интрига? Слушатели – в недоумении. С чего это вдруг такой благословлённый богатством счастливчик у Бога оказался в полных дураках?
Славянский перевод смысл последующей фразы передаёт гораздо лучше, чем русский текст: ночью душу у богача не просто «возьмут», а – буквально – «истяжут», с болью, с мучительным сопротивлением, можно даже сказать, «вырвут с мясом». Не дай Бог никому видеть, как умирает неподготовленный к вечности человек, у которого и всё сердце, и весь ум – здесь, в земных привязанностях и заботах. На него обрушивается весь ужас того, что всё, час пробил, пора отправляться – а вещи не собраны. Есть история – а может, это легенда – о том, что когда умирала жена Рокфеллера, она попросила принести ей одно из любимых платьев. Она так вцепилась в него пальцами – что даже после смерти платье пришлось отрезать ножницами. Быть может, это миф – но разве не так каждый из нас вцепляется в то, что дорого в этом мире – и не только вещи, но и в родных, в своё здоровье, в уклад жизни – да много во что можно держаться до боли. Мы ощущаем это не просто «своим» – мы самих себя растворяем в этих предметах, лицах, событиях – безумно считая, что лиши нас этого – и мы перестанем существовать как личности. Рухнем. Аннигилируемся. Растворимся в небытии.
Вот в чем и заключалась вся несусветная глупость мудрого по житейским меркам богача. Он всего себя вложил в эти богатые пшеницей закрома – и в итоге ушёл в вечность пустым, нищим и беспомощным. А все богатства достались неизвестно кому – что для обычного иудея было крайне болезненно слышать.
Но что же значит загадочная фраза, которой заканчивается притча? «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет»? Как это – богатеть не в себя, а в Бога? Ответ нам даёт апостол Павел в послании к Коринфянам: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (2Кор.8:14). Как важно помнить, когда у нас оказывается чего-то в избытке, что это – вовсе не награда за многие труды, не «бонус» от Бога – а всего лишь экзаменационный билет, на который есть только один правильный ответ: не удерживать, не присваивать, а передавать тем, кому это – нужнее.