храм пресвятой богородицы в твери
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Церковь в честь Покрова Богородицы (престола три: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Грузинской Божией Матери, 3) Казанской Божией Матери и Афанасия Александрийского) построена в 1774-м году, в 3атьмацкой части города в живописной речной излучине, на том месте, где Тьмака круто поворачивает на северо-восток перед впадением в Волгу. Покровские клади, через спуск соединявшие городскую часть с посадом, давно заменены мостом.
С XIX века с северной стороны храма проходил Головинский вал, защищавший Тверь от наводнений. Напоминает о нем восстановленный ныне памятник Алексею Федоровичу Головинскому – главе города, по распоряжению которого вал был сооружен. В XV веке упоминается на этом месте Афанасьевский девичий монастырь, посвященный свт. Афанасию Александрийскому. Возможно, что обитель существовала и ранее – точная дата основания ее неизвестна.
В писцовой книге 1627-1628 годов упоминается и другое название монастыря – «Афанасьевский на песку». Расцвет монастыря пришелся на XVI век, когда в нем жило до 20 монахинь. Монастырь имел владения в Кашинском, Тверском, Зубцовском и Дмитровском уездах. В 1626-м году упоминаются два деревянных храма монастыря: церковь Афанасия и Кирилла и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1685 году монастырь был описан вновь и сообщалось, что деревянная Покровская церковь построена по указу Великого Государя Алексия Михайловича.
К 1709 году Покровская церковь стала главным храмом обители. В 1723 году монастырь был упразднен «за малочисленностью», монахини переведены в тверской Христорождественский женский монастырь, и храм Покрова Богородицы стал приходским.
Ныне существующая каменная Покровская церковь была заложена 12 июня 1765-го года, через два года после грандиозного пожара, уничтожившего центральную часть города. Строительство велось на средства прихожан и купца Григория Жижина. В 1767-м году был завершен Афанасьевский придел, а 1774-м в престольный праздник Покрова Богородицы при священнике Евлампии (Семенове) и протоиерее Алексии (Павлове) был освящен основной храм.
Одновременно с церковью была выстроена четырехъярусная колокольня. В конце XVIII – начале XIX веков была сооружена ограда с четырьмя угловыми башнями. В 1858-1860 годах при священнике Александре Тимофеевиче Городецком пристроен северный придел в честь Грузинской Иконы Божией Матери, а спустя 13 лет на средства церковного старосты Петра Буракова по проекту архитектора П.Ф. Федорова при священнике Стефане Димитриевиче Садикове сооружен новый южный придел в честь святого Афанасия и Казанской Иконы Божией Матери. В 1884-1885 годах была построена новая колокольня.
Церковь сложена из кирпича, в цоколе и декоративных элементах использован белый камень. Тип церкви – «восьмерик на четверике». Восьмерик двухсветный, с между ярусным карнизом, так что снаружи церковь кажется трехэтажной. На восточной стороне пятигранная алтарная апсида. В начале 1930-х годов колокольня была взорвана, снесена большая часть ограды. Во время Великой Отечественной войны утрачено завершение на храме. После войны здание храма использовалось как складское помещение учреждениями «Облпотребсоюза», что постепенно привело сооружение в аварийное состояние. С 1987-го года начались проектно-реставрационные работы. Восстановлена ограда с башнями. Храм и прилегающая территория (в границах церковной ограды) переданы Церкви в 1992-м году, и тогда же совершена первая Божественная литургия во вновь открытой Покровской церкви на праздник Покрова Божией Матери. Первое время служба совершалась в Афанасьевском приделе.
В 1996-м году на праздник Покрова Божией Матери Высокопреосвященнейший Виктор в сослужении духовенства города Твери освятил Престол в приделе Грузинской Иконы Божией Матери, а первая литургия в реставрирующемся центральном Покровском престоле была совершена на праздник Рождества Христова 2000-го года. И в это же время было совершено освящение придела во имя Казанской Иконы Божией Матери и святого Афанасия Патриарха Александрийского.
В настоящее время храм полностью расписан, работали мастера-иконописцы под руководством Андрея Запрудного. Иконостас Грузинского придела выполнен в древневизантийском стиле с имитацией резьбы под камень (Грузинский мотив), покрашен в бело-кремовый цвет.
Фото иконостаса придела Иконы Божией Матери Грузинская.
Казанский же иконостас в отличие от Грузинского сделан в русском (конец XVI века) торжественном стиле с позолотой, более объемной резьбой со вставками из красного дерева.
Иконы здесь также выполнены соответственно эпохе начала XVII века. Большую часть иконописных работ осуществила Тамара Яковлевна Козлова, одна из первых учениц школы А. Запрудного.
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы)
Адрес: г.Тверь, набережная р. Тьмаки, д. 1
настоятель: о.Александр Душенков
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) поделился ссылкой
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) запись закреплена
Александр Душенков
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы) запись закреплена
РАСПИСАНИЕ НА НОЯБРЬ
3 ноября, среда
16.00 – Водосвятный молебен с акафистом
17.00. – Всенощное бдение
Показать полностью.
4 ноября, четверг
Празднование Казанской иконе Божией Матери
(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).
Престольный праздник
9.00. – Литургия
5 ноября, пятница
17.00. – Вечерня, утреня
6 ноября, суббота
Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).
9.00. – Литургия. Панихида.
17.00. – Всенощное бдение
7 ноября, воскресенье
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
9.00. – Литургия. Молебен
8 ноября, понедельник
Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).
8.00. – Утреня, Литургия.
12 ноября, пятница
17.00. – Вечерня, утреня
13 ноября, суббота
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Сщмч. протоиерея Иоанна Кочурова (1917).
9.00. – Литургия
17.00. – Всенощное бдение
14 ноября, воскресенье
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
9.00. – Литургия. Молебен
18 ноября, четверг
Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917). Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
8.00. – Утреня, Литургия
19 ноября, пятница
17.00. – Вечерня, утреня
20 ноября, суббота
Мучеников 33-х в Мелитине(III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).
9.00. – Литургия
17.00. – Всенощное бдение
21 ноября, воскресенье
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
9.00. – Литургия. Молебен
25 ноября, четверг
17.00. – Всенощное бдение
26 ноября, пятница
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского(407).
9.00. – Литургия
17.00. – Вечерня, утреня
27 ноября, суббота
Апостола Филиппа (I).
Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357).
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
9.00. – Литургия
17.00. – Всенощное бдение
28 ноября, воскресенье
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794).
Начало Рождественского поста.
9.00. – Литургия. Молебен
29 ноября, понедельник
Апостола и евангелиста Матфея (60).
8.00. – Утреня, Литургия.
Тверской Покровский храм
Тверской Покровский храм запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы)
РАСПИСАНИЕ НА НОЯБРЬ
3 ноября, среда
16.00 – Водосвятный молебен с акафистом
17.00. – Всенощное бдение
Показать полностью.
4 ноября, четверг
Празднование Казанской иконе Божией Матери
(в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).
Престольный праздник
9.00. – Литургия
5 ноября, пятница
17.00. – Вечерня, утреня
6 ноября, суббота
Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).
9.00. – Литургия. Панихида.
17.00. – Всенощное бдение
7 ноября, воскресенье
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
9.00. – Литургия. Молебен
8 ноября, понедельник
Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306).
8.00. – Утреня, Литургия.
12 ноября, пятница
17.00. – Вечерня, утреня
13 ноября, суббота
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Сщмч. протоиерея Иоанна Кочурова (1917).
9.00. – Литургия
17.00. – Всенощное бдение
14 ноября, воскресенье
Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
9.00. – Литургия. Молебен
18 ноября, четверг
Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917). Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
8.00. – Утреня, Литургия
19 ноября, пятница
17.00. – Вечерня, утреня
20 ноября, суббота
Мучеников 33-х в Мелитине(III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).
9.00. – Литургия
17.00. – Всенощное бдение
21 ноября, воскресенье
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
9.00. – Литургия. Молебен
25 ноября, четверг
17.00. – Всенощное бдение
26 ноября, пятница
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского(407).
9.00. – Литургия
17.00. – Вечерня, утреня
27 ноября, суббота
Апостола Филиппа (I).
Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357).
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
9.00. – Литургия
17.00. – Всенощное бдение
28 ноября, воскресенье
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Прп. Паисия Величковского (1794).
Начало Рождественского поста.
9.00. – Литургия. Молебен
29 ноября, понедельник
Апостола и евангелиста Матфея (60).
8.00. – Утреня, Литургия.
Тверской Покровский храм запись закреплена
Александр Душенков
Тверской Покровский храм запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы)
4 ноября, четверг
КАЗАНСКАЯ
Накануне молебен с водосвятием, всенощное бдение – 16.00. В день праздника литургия – 9.00.
В 1873 году на средства церковного старосты Петра Буракова по проекту архитектора П.Ф. Федорова при священнике Стефане Димитриевиче Садикове к Покровской церкви был пристроен сооружен новый, южный придел в честь святителя Афанасия Великого и Казанской Иконы Божией Матери.
Почему Афанасий Великий? В XV веке упоминается на этом месте Афанасьевский девичий монастырь, посвященный свт. Афанасию Александрийскому. Основательницей обители и ее первой настоятельницей в течение 12 лет была Софья Ярославна Тверская, родная сестра святого великого князя Михаила Тверского, построившая монастырь в честь небесного покровителя своего отца князя Ярослава Ярославича, принявшего перед смертью схиму с именем Афанасий.
Тверской Покровский храм запись закреплена
Тверской Покровский храм запись закреплена
Тверской Покровский храм запись закреплена
Тверской Покровский храм запись закреплена
Покровская церковь (Дом Пресвятой Богородицы)
Тверской Покровский храм запись закреплена
Александр Душенков
ТО ЖЕ САМОЕ ТЕКСТОМ
Тверской Покровский храм запись закреплена
Касимовский Казанский женский монастырь
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе.
Показать полностью. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин.19:26-27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн – Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр.1:8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «Сынов Грома» – вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел – символ высокого парения богословской мысли – иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют пятьдесят третий выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.
История Покровской церкви (храма Покрова Божией Матери) — памятника культового зодчества, расположенного в излучине Тьмаки, — это история нашего города, нашей страны.
Храм является одной из важнейших доминант в панораме Затьмачья. В средние века на самом месте, где ныне Покровская церковь, находился Афанасьевский девичий монастырь, в честь святого Афанасия Александрийского, и известен был как Афанасьевский на Песках. Основательницей обители и первой настоятельницей в течение 12 лет была Софья Ярославна Тверская, родная сестра святого благоверного князя Михаила Тверского. Известно и второе народное название монастыря – Софьин, Софийский.
Расцвет обители пришелся на XVI век, когда в ней жило до 20 монахинь. Монастырь имел владения в Кашинском, Тверском, Зубцовском и Дмитровском уездах. Он упоминается в 1547 году в грамоте царя Иоанна Васильевича, известно также, что в 1555 году там управляла всем игуменья Александра.
В архивных документах упоминается о том, что в 1626 году было два деревянных храма монастыря: церковь Афанасия и Кирилла и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1685 году по указу великого государя Алексея Михайловича была построена деревянная Покровская церковь. К 1709 году она стала главным храмом обители.
Через 15 лет монастырь был упразднен «за малочисленностью», монахини переведены в тверской Христорождественский женский монастырь со всем имуществом, и храм Покрова Богородицы стал приходским.
А 12 июня 1765 года была заложена Каменная Покровская церковь с приделом святого Афанасия Великого и колокольней, и строительство «тщанием Тверского купца Григория Андреева сына Жижина с прихожанами» окончено в 1774 году.
После революции с ним поступили, как и со всеми культовыми зданиями, храм отняли у верующих, а в начале 1930-х годов колокольня была взорвана, снесена большая часть ограды. Во время боев Великой Отечественной войны было утрачено завершение на храме. После войны здание храма использовалось как складское помещение учреждениями «Облпотребсоюза», что постепенно привело сооружение в аварийное состояние.
Но с 1987-го года начались проектно-реставрационные работы в храме. Восстановлена ограда с башнями. Сам храм и прилегающая территория (в границах церковной ограды) переданы Церкви в 1992-м году.
Источник: http://hram-tver.ru и книга «230 лет Покровскому храму», православный сайт храмы Твери.
Используются фото из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининской правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий. 1978 года и автора.
Участвуйте в викторине в нашей группе «ВК».
12 июля приз — купон на 1000 рублей от кафе «Домашняя кухня» отеля «Бергхаус».
Купон действителен на все меню, кроме алкоголя.
Приз может получить один человек — один раз.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.