храм превратили в мечеть

Зачем христианский собор Святой Софии превратили в мечеть, и Почему это важно для атеистов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

храм превратили в мечеть

На днях в Турции суд разрешил сделать из собора Святой Софии мусульманскую мечеть. Собор имел статус музея последние 85 лет. Государственный совет Турции пришёл к выводу, что собор Святой Софии в его нынешнем статусе противоречит закону. Те, кто сделал Святую Софию музеем, сделали неправильно, нарушили закон. Правительство утверждает, что теперь они осуществляют своё суверенное право.

храм превратили в мечеть

Статус музея для византийского собора был установлен Кемалем Ататюрком, первым президентом Турецкой Республики. Построен храм был ещё императором Константином I в период с 324 по 337 год. Это была базилика для греческих православных христиан. Эта церковь сгорела во время восстания в 404 году. Восстановлено здание было императором Юстинианом в 6 веке. В 537 году строительство было закончено. На Рождество состоялась первая служба. В течение 9 столетий собор был резиденцией православного Константинопольского патриарха. Здесь проводились все главные религиозные церемонии. За это время храм дважды подвергался землетрясениям и его купол разрушался. Его восстанавливали и всё возвращалось на круги своя.

храм превратили в мечеть

В 11 веке в Святой Софии произошло знаковое религиозное событие — Церковь разделилась на католическую и православную. Храм пережил множество стихийных бедствий, восстаний и войн. В начале 13 века собор захватили и разграбили крестоносцы. Храм смогли отреставрировать лишь к концу 13 века. Функция собора была в демонстрации могущества христианства и его зависимости от государства.

храм превратили в мечеть

Конец христианской истории храма положил Мехмед Завоеватель, захватив его в 1453 году. Так собор Святой Софии начал свой путь от христианского храма к мечети. После падения Византии Святая София оказалась полностью утраченной для христианского мира. А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной. Дело в том, что когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Величие храма и его богатое убранство, а также сама церемония произвели на них столь глубокое впечатление, что по возвращении они убедили князя принять христианство.

храм превратили в мечеть

храм превратили в мечеть

храм превратили в мечеть

храм превратили в мечеть

Нынешнее решение суда вызвало значительные протесты. Многие расценили его, как попытку укрепить централизованную власть. Религиозные деятели и политики заявляют о том, что данное древнее сооружение — это часть мирового наследия. Оно принадлежит всему человечеству. Турция в ответ попросила «не указывать».

Это похоже на ещё один шаг к тому, чтобы светское государство превратилось в религиозное. У нынешнего президента хорошая поддержка в лице религиозных консерваторов и турецких националистов. А ведь это настоящая граница между Европой и Азией, Западом и Востоком. Подобно Эйфелевой башне в Париже или Парфенону в Афинах, собор Святой Софии является долговечным символом космополитического города. Теперь это изменится.

храм превратили в мечеть

Собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия с 1985 года, и ЮНЕСКО входит в число организаций, выступающих против решения превратить собор в мечеть. Стоит ли говорить о том, какое глубокое смятение это решение вызвало среди православных христиан?! Находящийся в Женеве Всемирный совет церквей, в состав которого входят протестантские и православные церкви, говорил о своём «горе и смятении».

храм превратили в мечеть

Критика звучит с самых высоких уровней. Во время публичного выступления Папа сделал очень краткое импровизированное замечание, сказав: «Я думаю о Софии и мне очень больно». Эрдоган заявляет, что тем, кто боится изменения статуса храма, на самом деле страшиться нечего. «Двери Святой Софии будут широко открыты для местных жителей и иностранцев, мусульман и немусульман». Также правительство обещает, что христианские символы не будут удалены.

Собор Святой Софии открылся, как мечеть для молитвы 24 июля. За последние 1500 лет в этом культовом здании произошло слишком много драматических событий. Может это последнее? Или не столь уж драматичное? Не стоит забывать, что Бог всё-таки не обитает в строениях, а в сердцах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Почему Турция превратила собор Святой Софии в мечеть

От этого шага турецкого лидера предостерегали все христианские церкви мира, такого решения опасались и светские власти многих государств, но теперь это реальность. Причем указ о смене статуса построенного в 6-м веке собора Святой Софии с «музея» на «мечеть» и начале там мусульманских богослужений президент Турции словно специально сначала опубликовал в своем «Твиттере», будто желая поддразнить другого любителя этой соцсети, Дональда Трампа, который, по словам Эрдогана, «своей политикой вынудил его пойти на непопулярные меры»:

«Мы сменим статус с музея на мечеть. Сейчас Трамп объявляет, что Иерусалим является столицей Израиля. Не так ли? Присваивает Голанские высоты оккупанту Израилю. Вы получите ответ из Турции».

В последнее время вокруг законности декрета Ататюрка вдруг возникло много споров, некоторые СМИ даже писали, что, мол, подпись там ненастоящая. И, несмотря на то, что Верховный суд Турции подтвердил законность декрета 1934 года, судьба Айя-Софии все равно изменена.

Вот и политологи в один голос утверждают: своим решением Эрдоган не «восстанавливает справедливость», а, наоборот, открывает ящик Пандоры, выпуская на волю целую серию скандалов, грозящих обострением и так неспокойной обстановки на Ближнем Востоке и в мире в целом.

Ну, а пока наибольшую заинтересованность в изменении статуса Айя-Софии проявили сотни местных жители и совсем немногочисленные туристы. Первые устроили импровизированный митинг в поддержку решения, а вторые побежали к кассам – возможно, это последняя возможность побывать в пока еще музее собора Святой Софии.

Источник

храм превратили в мечеть

Принятое 10 июля 2020 года турецкими властями решение о лишении храма Святой Софии статуса музея и превращении его в мечеть прокомментировал в интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Насколько ожидаемым было решение Госсовета Турции о статусе Святой Софии?

— Оно было ожидаемым, потому что уже неоднократно анонсировалось. Но все-таки до последнего момента мы надеялись, что власти Турции пересмотрят это готовившееся решение, и с большим сожалением, с большой болью воспринимаем то, что оно сегодня было принято.

— Как Вы считаете, оно может повлиять на отношения Турции с христианским миром?

— Думаю, что принятое решение, безусловно, повлияет на взаимоотношения этой страны с христианским миром, потому что неоднократно, даже в самые последние дни, мы слышали голоса христианских лидеров, которые призывали власти Турции остановиться. Было заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви. Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся — на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру — таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии. Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом.

В Святой Софии до сих пор чудом сохранились фрагменты древних мозаик и, конечно, многие задаются вопросом: что произойдет с ними? Как известно, когда этот храм впервые превратили в мечеть, большинство мозаичных изображений было сбито молотками, и лишь небольшая часть из них сохранилась под штукатуркой. Так что же будет с этими мозаиками — их собьют, их замажут штукатуркой либо каким-то иным образом скроют от глаз тех мусульман, которые будут молиться в этом месте? Эти и многие другие вопросы задают сейчас православные христиане по всему миру.

— Как Вы считаете, удастся ли в текущей ситуации сохранить какой-нибудь компромисс по статусу Святой Софии? Может быть, получится договориться, что музей сохранится, а в определенные дни можно будет проводить служения как в мечети…

— Мне кажется, что турецкие власти сделали все, чтобы показать: они не желают идти на компромисс, не хотят слушать голоса, которые раздаются со стороны. Неоднократно заявлялось о том, что статус Святой Софии — это внутренне дело Турции и страна сама решает, что делать с этим храмом. Поэтому сейчас очевидно, что Турция не захотела идти на компромисс, не пожелала услышать голоса христианских лидеров и политических деятелей, которые призывали не предпринимать этот шаг. Как известно, вслед за заявлением Святейшего Патриарха Кирилла с обращением выступила Государственная Дума Российской Федерации, но оно также было проигнорировано.

— Только не до конца понятно, чем же вызвано такое упорство властей Турции, которые отказываются слышать, что говорят в мире…

— Здесь, наверное, стоит сказать о том, что в Турции существует радикальный исламизм, который оказывает все более и более существенное влияние на политику этого государства. Когда в 1934 году Мустафа Кемаль Ататюрк принимал решение о музейном статусе храма Святой Софии, его целью было превращение Турции в светское государство, символом которого и стал музейный статус Святой Софии.

Сегодняшнее решение, несомненно, принято под влиянием радикальных исламистов, которые набирают силу в современной Турции. Полагаю, мы не должны входить в дискуссию относительно внутреннего положения этой страны, однако очевидно, что сегодняшнее решение скажется негативным образом и на отношении нашего народа к турецкому народу, и на межрелигиозных отношениях.

— Будет ли Русская Православная Церковь инициировать обсуждение этого вопроса со всеми Поместными Православными Церквами, а также с турецкими властями?

— Думаю, заявление, которое сделал Святейший Патриарх Кирилл, достаточно красноречиво говорит о позиции Русской Православной Церкви.

На протяжении уже целого ряда лет у нас существует диалог с Управлением по делам религий Турции, а именно в ведение этого учреждения Госсовет Турецкой Республики передал сейчас храм Святой Софии. Конечно, мы будем поднимать имеющиеся у нас вопросы в диалоге с Управлением по делам религий Турции, однако судя по атмосфере, в которой принималось сегодняшнее решение и велась его подготовка, судя по звучавшим при этом высказываниям, турецкие власти к диалогу не готовы и на него не настроены.

Конечно, мы будем продолжать попытки возвратить храм Святой Софии к тому статусу, в котором он находился в последние десятилетия. Этот нейтральный статус в большей или меньшей степени всех устраивал как некий компромисс, и то, что сейчас компромисс оказался нарушен, воспринимается как возвращение ко временам Средневековья, как напоминание о тех бедствиях, которые пережили православные народы под турецким владычеством.

Еще раз повторю: в православном и в целом христианском мире это решение турецких властей воспринимается с большой скорбью.

— Ситуация с храмом Святой Софии — это, конечно, вопрос религиозный, но складывается впечатление, что он также и политический…

— Это очевидно политический вопрос, потому что речь идет о решении турецких властей, которое ориентировано, прежде всего, на население Турции. Но печально, что были проигнорированы позиции других государств, мнения политических лидеров, что этим решением была нанесена рана христианско-мусульманским отношениям, что вновь вызывает большое беспокойство будущее храма Святой Софии. Например, мы знаем, что в мечетях запрещены всякие изображения — так что же произойдет с бесценными мозаиками, которые там сохранились? На них изображены Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель, кроме того, там имеются изображения некоторых представителей византийской истории. Куда все это денется? Продолжится ли доступ к этим мозаикам, будут ли они открыты для посетителей? Сохранятся ли они вообще?

Святая София для нас остается и останется храмом. И то, что он вновь превращен в мечеть, — это очень печальное событие.

Источник

Для чего Эрдоган превращает церкви в мечети

храм превратили в мечеть

Спустя месяц после решения о преобразовании Собора Святой Софии в мечеть последовал указ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о передаче в пользование Управлению по делам религии другого христианского храма — Церкви Христа Спасителя в Полях (Монастырь Хора). Это означает открытие его для мусульманского богослужения. Первая молитва в этом храме будет совершена с участием турецкого президента.

Редакции Telegram-каналов «Балканская сплетница» и «Стамбульский волк» разбирались, какое значение имел Монастырь Хора для православного мира, чем турки аргументируют преобразование церквей в мечети, и продолжится ли эта тенденция.

храм превратили в мечеть

Монастырь Хора

Церковь Христа Спасителя в Полях (ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ), которую Эрдоган вслед за Собором Святой Софии переделал в действующую мечеть, была наиболее сохранившим свой первозданный вид византийским храмом. Православная святыня входит в перечень стамбульских памятников Всемирного наследия UNESCO.

храм превратили в мечеть

Уникальные мозаики и фрески были заказаны византийским премьер-министром, гуманистом и поэтом Теодором Метохиитом в период с 1315 по 1321 год. Через полвека после осады Константинополя, в 1453 году, турки заштукатурили все изображения византийского периода и обратили церковь в мечеть «Карие-джами». С 1948 года она функционировала как музей. Хора — не просто самый полный ансамбль поздневизантийского зодчества, сохранившийся в Стамбуле — это одно из наиболее выдающихся художественных произведений Византии во всем Средиземноморье.

Решение о преобразовании Хоры в мечеть Эрдоган принял спустя всего пару месяцев после того, как аналогичный указ лишил статуса музея другую православную святыню — Собор Святой Софии. Несколько лет назад подобным образом исламской общине были переданы храмы Святой Софии, расположенные в городах Изник и Трабзон. Патриарх Варфоломей тогда лично попытался отстоять христианскую святыню у руководства города, но потерпел поражение.

храм превратили в мечеть

Бесплатное посещение

Турецкие власти обещают, что посетители будут иметь доступ к византийскому наследию в перерывах между намазами. Однако обеспокоенность сложившейся тенденцией выражают во всем православном мире. Главным критиком действий Эрдогана вновь стала Греция, которая очень трепетно относится к объектам православного культурного наследия.

«Это еще один вызов мировому сообществу. Несмотря на периодические заявления об уважении прав меньшинств и многоконфессиональный характер своего общества, Турция нарушает международные обязательства в отношении объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных на ее территории. Мы призываем Анкару вернуться в XXI век — век взаимного уважения, диалога и понимания между представителями разных культур», — говорится в официальном заявлении МИД Греции.

Изменение статуса церкви ведомство рассматривает как провокацию не только против православных всего мира, но и против международного сообщества, «уважающего памятники человеческой цивилизации».

Реакция православного мира

храм превратили в мечеть

Пресс-секретарь по иностранным делам и политике безопасности ЕС Набила Массрали также прокомментировал преобразование.

«Мы фиксируем решение преобразовать церковь Хора, которая функционировала как музей, в мечеть и открыть ее для поклонения. Как и Айя-София, Хора является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Будучи членом Альянса культур, Турция должна быть привержена межконфессиональному и межкультурному диалогу и поощрению терпимости и сосуществования», — сказала она.

Греческие общины Стамбула уверены, что на карту поставлено гораздо больше, чем два культурных памятника. В настоящее время Константинопольская церковь насчитывает в Стамбуле около 2000 прихожан. Тем не менее, они продолжают сохранять византийское наследие, а Собор Святой Софии и Церковь Христа Спасителя в Полях всегда были особо почитаемыми христианскими святынями. Как и многие другие стамбульцы, греки опасаются, что превращение византийских церквей в мечети лишит город космополитичной идентичности. Глава Ассоциации поддержки фондов греческих общин (RUMVADER) Лаки Вингас сожалеет о решении турецкого президента:

«Не должно быть никакой конкуренции между цивилизациями, особенно в таком богатом культурном городе, как Стамбул, история которого насчитывает более 1500 лет».

храм превратили в мечеть

По его словам, бескомпромиссная позиция Анкары приведет к дальнейшей маргинализации национальных и религиозных меньшинств.

«За последние 15 лет в Стамбул переехало много греков. Они успешно интегрировались и вносят свой вклад в жизнь общества. То, что сейчас многие размышляют над тем, чтобы вернуться в Грецию, вызывает у меня беспокойство», — признался Вингас.

Патриарх Варфоломей также сильно огорчен изменением статуса музейного комплекса Хора.

«Превращение Святой Софии, а теперь и монастыря Хора в мусульманские мечети причинило нам боль. Эти два уникальных памятника Стамбула были построены как христианские храмы, показывали истинность воплощения слова Божьего, красоту Спасителя мира. Они выражают универсальный дух нашей веры, любовь и надежду на вечность. Их мозаики и другие иконы — райская пища для души и неиссякаемая радость», — отметил он.

храм превратили в мечеть

Озабоченность выразила и Русская православная церковь.

«Если в храме Святой Софии сохранившиеся мозаики занимают относительно небольшую площадь, то сохранность мозаик и фресок монастыря Хора гораздо лучше — практически все стены этого храма украшены мозаиками и фресками. И вот превращение этого храма в мечеть будет, конечно, означать, что все его стены и все эти уникальные образцы византийского искусства будут полностью скрыты от глаз людей: их либо завесят шторами, либо замажут штукатуркой, либо их собьют молотками, как это делалось неоднократно в прошлом», — заявил Председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Его заместитель протоиерей Николай Балашов считает, что свободного доступа к христианским объектам на практике не будет:

«Бесценные мозаики остаются закрытыми для обзора в течение всего дня. Женщины имеют ограниченный доступ в помещение храма, обращенного в мечеть, и из доступных им мест увидеть главные культурные достопримечательности древнего собора просто невозможно. Хоры с ценнейшими мозаичными изображениями закрыты для прохода».

Собор Святой Софии как политический козырь

История с требованием преобразовать собор Святой Софии в мечеть длилась многие годы. Однако наиболее активная фаза пришлась на правление нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В 2019 году в преддверии выборов мэра Стамбула он дважды менял свое решение по этому вопросу, а за две недели до выборов категорически отверг подобные предложения, назвав их провокацией.

«Вначале нужно заполнить мечеть Султан Ахмет (находится напротив Святой Софии — ред.), а потом мы уже поговорим о Святой Софии. Все это провокации, не поддавайтесь им», — сказал Эрдоган.

Во второй раз, уже за несколько дней до местных выборов, он сказал, что власти намерены предпринять некоторые шаги в направлении возвращения статуса мечети Святой Софии.

«Республиканская народная партия изменила статус Святой Софии. Таков их менталитет. А мы вернем Софии статус мечети», — сказал турецкий президент.

Однако эти два противоречащих друг другу заявления не помогли кандидату Эрдогана победить на выборах, и мэрия Стамбула впервые с середины 90-х перешла к оппозиции — Республиканской народной партии, чей менталитет критиковал турецкий президент.

Отсюда можно сделать вывод, что тема собора Святой Софии придерживалась в рукаве, как один из крупнейших козырей турецкого руководства. Оно решило использовать его летом этого года, однако преобразование христианского храма в мечеть не добавило политических очков турецкому президенту — об этом свидетельствуют данные опросов.

С другой стороны, этот шаг турецкого президента можно оценить как часть комплексных действий по постепенному уничтожению наследия основателя Турецкой Республики Ататюрка и вызов западным ценностям. Об этом в июле, после решения Госсовета о смене статуса музея Святой Софии, заявил нобелевский лауреат по литературе, турецкий писатель Орхан Памук:

«Превратить Собор Святой Софии в мечеть означает, что «мы больше не уважаем светский образ, секуляризм Кемаля Ататюрка». Турецкие власти хотят быть популистами. Своими действиями они говорят всему миру, что им не нравится Запад», — заявил он.

Прецедент Святой Софии

Ассоциация фондов по обслуживанию исторических памятников в 2005 году подала иск в Государственный Совет с требованием отменить решение Совета Министров, в результате которого Собору Святой Софии был присвоен статус музея в 1934 году — до этого с 1453 года храм использовался османами как мечеть. Адвокаты ассоциации утверждали, что министры не имели права распоряжаться имуществом фондов, а потому их решение должно считаться недействительным. Но Госсовет отклонил иск, после чего истец обратился в Конституционный суд, где ему было также отказано. Спустя 11 лет, в 2016 году, ассоциация вновь обратилась в Госсовет. Высшая судебная инстанция Турции не принимала решение по этому вопросу до тех пор, пока тема неожиданно не стала ключевой спустя четыре года. Госсовет отменил решение Совета министров от 1934 года о присвоении статуса музея и вернул Святой Софии статус мечети.

храм превратили в мечеть

Аргументы турецкой стороны

Если в вопросе Святой Софии главным аргументом турецкой стороны было то, что храм являлся символом завоевания Константинополя, то в отношении других церквей-музеев решение по Святой Софии стало прецедентом, и отказывать на дальнейшие обращения истцов с теми же требованиями суды просто-напросто не смогут. Тут стоит отметить, что собор Святой Софии стал прецедентом для того, чтобы музей открыли для мусульманского богослужения. Однако для того, чтобы отменить решение Кабинета министров о присвоении статуса музея с формулировкой «власти не имеют права распоряжаться собственностью фонда» стало именно решение Госсовета в ноябре 2019 года по музею Церкви Христа Спасителя в Полях (монастырь Хора). Тогда-то мусульманская общественность стала требовать открытия Святой Софии, потому что ранее власти все время ссылались на решение Госсовета.

храм превратили в мечеть

В турецких СМИ для аргументации решения по преобразованию христианских святынь в мечети пользуются одобрением экспертного сообщества. Так турецкое агентство Anadolu в поддержку решения руководителя страны изменить статус православного собора Святой Софии в мечеть опубликовала статью, в которой рассказывалось о том, что в европейских странах более 300 объектов османских турок были преобразованы в христианские церкви.

В статье рассказывается о турецком ученом Эмине Йылмазе, который в течение 10 лет занимался сбором информации по бывшим владениям Османском Империи и обнаружил, что в 18 странах бывшей империи 239 объектов были переделаны из мечетей в христианские храмы. Статья была перепечатана десятками турецких новостных изданий.

Впрочем, самый популярный пример, который в Турции приводят в свое оправдание, — это римско-католический собор Мескита, расположенный в андалусском городе Кордова. В Средневековье это сооружение было второй по величине мечетью в мире.

храм превратили в мечеть

После решения турецкого суда о том, что Святой Софии будет возвращен статус мечети, на эту тему высказался Папа Римский Франциск, заявив, что он «думает о Святой Софии и ему больно».

Турецкая газета Hurriyet опубликовала статью с заголовком «Не больно ли Папе Римскому за Кордову», в которой профессор теологии Али Косе напомнил, что до турок в 13 веке сами католики насильно преобразовали православную церковь Святой Софии в католическую. Другой ученый, историк Эрсин Адыгюзель, в том же интервью рассказал о том, что испанские католики после отвоевания Пиренейского полуострова от маврских эмиратов переделали Кордовскую соборную мечеть, построенную в 8 веке, в церковь. Именно этот эпизод и это строение часто преподносится турецкими специалистами и СМИ в качестве примера аналогичной практики в европейских странах.

Реакция турок на решение о смене статуса Монастыря Хора

Был ли Монастырь Хора таким популярным, и почему именно с него началась эпопея преобразования музеев в мечети? Судя по реакции сторонников Эрдогана, создается впечатление, что это действительно было важно. Однако, часть общества выразила недовольство.

«Слава Богу вместе с Святой Софией цепи разбиваются и для других мечетей. Мечеть Карие избавлена от того, чтобы быть музеем», — пишет Эрдоган Ток, член правящей Партии справедливости и развития.

#AyasofyaiKebirCamiiSerifi ile birlikte zincirler birbir kırılıyor Elhamdülillah

İstanbul Fatih ilçesinde bulunan #KariyeCamii müze deposu olmaktan kurtuldu, aslına rücu etti.

Известный историк Мустафа Армаган обвинил кемалистскую партию в том, что она стала причиной преобразования мечетей в музеи и заявил, что мечеть Карие была спасена.

«Есть много других исторических объектов, которые ожидают спасения, но мы пока не осмеливаемся это сделать», — написал он.

Tek Parti devri
1950 senesinde bitti zannedin siz
Hala bu millete kök söktürüyor

Geçen ay #AyasofyaiKebirCamiiSerifi ni kurtardık paslı pençelerinden
Dün de #KariyeCamii ni

Daha kurtarılacak koskoca bir TARİHimiz var ki ona henüz cesaret edemiyoruz pic.twitter.com/3Z6OSdE54M

Мэр Шанлыурфа Зейнал Абидин Бейзагюль уверен, что все позитивные изменения в Турции начались после преобразования Святой Софии в мечеть.

«И теперь мы наблюдаем как открывается мечеть Карие. Что нас ждет дальше. Нам еще много есть что сказать миру», — заявил он.

Ayasofya Camii’nin müjdesiyle başladı her şey. Minarelerinden okunan ezanlar titretti kalbimizi. Tarihi Kariye Camii açtı kapılarını hemen sonra. Şimdi sırada ne mi var? Dünya’ya söyleyecek yeni sözlerimiz var!

Если в случае Святой Софии мало кто открыто высказывался негативно, то к изменению статуса монастыря в мечеть Карие не все отнеслись однозначно.

Никчемные амбиции во вред искусству

храм превратили в мечеть

К примеру, известная телеведущая Бану Гювен, комментируя решение властей, уверяет, что мало кто из тех, кто рад новой мечети, знает, где она находится.

«Спросите тех, кто так радуется тому, что Карие становится мечетью, где она, сколькие из них смогут ответить? Сколькие из них побывали там? Мозаика и фрески этой маленькой церкви, название которой Монастырь Хора, посвященный Иисусу, очень ценны как с точки зрения истории религий, так и с точки зрения уникальности красивых и редких произведений искусства», — пишет она.

Kariye «Camii» nerede diye sor, Twitter’da bayram yapan kaç kişi cevap verebilir? Kaç kişi orayı ziyaret etmiştir? Adı Chora manastırından gelen, İsa’ya adanmış bu küçük kilisenin mozaik ve freskleri hem dinler tarihi açısından çok önemlidir, hem de çok güzel, nadir eserlerdir. pic.twitter.com/X7HjUZuw1G

А студентка исторического факультета турецкого университета Мармара Бейза Ирмак посетовала на то, что решение было принято в политических целях.

«Печально осознавать, что из-за никчемных амбиций, мы станем свидетелями медленного исчезновения этого исторического здания, которое пережило много испытаний, и которое с большей вероятностью сохранилось бы лучше в условиях музея», — написала Ирмак.

Birçok badireler atlatmış bir yapının gereksiz bir hırsa dönüşüp, müzeyken korunması daha muhtemel olmasına karşın yavaş yavaş yok oluşuna tanık olma gerçekliği çok üzücü olacaktır.. #Kariye pic.twitter.com/zafjiAOZdN

Что дальше?

30 октября мечеть Хора впервые за 75 лет откроет свои двери для мусульман. В торжественном намазе примет участие лично президент Турции. В день, когда мусульмане впервые за 86 лет молились в Святой Софии, по всей Греции был слышен траурный звон церковных колоколов, а флаги были подняты на полмачты в знак протеста. Это «день траура по всему христианству», сказал архиепископ Иеронимос.

Сотни людей тогда собрались на площади Колокотрони в Афинах с плакатами «Нет неоосманизму» и «Это второй захват Константинополя». Еще один митинг с участием около 150 человек был организован в Салониках, втором по величине городе Греции.

Пока рано судить о том, как потеря музейного статуса повлияет на будущее религиозных и культурных памятников в долгосрочной перспективе. Хочется верить, что уважение к истории и верованиям других людей, а также универсальная ценность культурного наследия будут преобладать независимо от новой религиозной функции зданий.

Оправдает ли себя обращение к религиозному национализму с целью возрождения популярности среди электората — покажет время. Однако решение Реджепа Тайипа Эрдогана и его показательные молитвы в некогда православных святынях, скорее всего, повлекут за собой новый виток напряженности в отношениях не только с соседней Грецией, но и со всем православным миром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *