храм при преображенском кладбище

О храме

храм при преображенском кладбище

Православный храм свт. Николая на Преображенском кладбище, быв. Никольского единоверческого монастыря, Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточный округ) Храм свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище (быв. Храм Успения Пресвятой Богородицы)

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. — этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).

храм при преображенском кладбище храм при преображенском кладбище храм при преображенском кладбище

храм при преображенском кладбище храм при преображенском кладбище

Духовенство храма

храм при преображенском кладбище

храм при преображенском кладбище

Дата рождения: 8 мая 1970 года
Образование: незаконченная Московская духовная семинария.
в 1993 г. рукоположен в сан пресвитера в Латвийской православной церкви,
служил благочинным Мадонского округа в Латвии,
с 2007 г. уволен за штат Латвийской православной церкви и служит в Москве,
с мая 2009 г. служит прикомандированным священником в нашем храме.

храм при преображенском кладбище

Дата рождения: 26 сентября 1972 года
Образование: Московская государственная текстильная академия (1994), Московская духовная семинария (2007), Санкт-Петербургская духовная академия (2011).
с осени 2001 г. прислуживал в нашем храме в качестве пономаря, чтеца и звонаря,
2 марта 2003 г. рукоположен во диакона в Москве,
19 января 2012 г. рукоположен во пресвитера в Москве и служит штатным священником нашего храма.

храм при преображенском кладбище

Православный храм свт. Николая на Преображенском кладбище, быв. Никольского единоверческого монастыря, Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточный округ)

Храм свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище (быв. Храм Успения Пресвятой Богородицы)

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. — этот день и является днем рождения Храма свт.

храм при преображенском кладбище

храм при преображенском кладбище

Православный храм свт. Николая на Преображенском кладбище, быв. Никольского единоверческого монастыря, Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточный округ)

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. — этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Источник

История прихода

Православный храм свт. Николая на Преображенском кладбище, быв. Никольского единоверческого монастыря, Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточный округ)

Храм свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище (быв. Храм Успения Пресвятой Богородицы)

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. — этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней — Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой — трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней — Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне.

Трапезная — Никольская часть храма с двумя приделами принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

Источник

Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)

храм при преображенском кладбище

Храм свт. Николая Чудотворца (бывший Успения Пресвятой Богородицы) — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Преображенское города Москвы, на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря. Памятник архитектуры.

Содержание

История [ править ]

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

храм при преображенском кладбище

В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Москва, ул. Преображенский вал, 25

Источник

МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ

храм при преображенском кладбище
Бывший Московский Никольский единоверческий мужской монастырь. Фото 17 июля 2014 г.

Московский единоверческий монастырь во имя святителя Николая Чудотворца (недейств., ныне при б. монастырском Успенском (Никольском) храме одновременно действуют Никольский приход Московской епархии Русской Православной Церкви и старообрядческая поморская община)

храм при преображенском кладбище
Московское Преображенское кладбище. Иллюстрация 1-й пол. XIX в.

Старообрадческое кладбище и обитель

Монастырь возник на месте старообрадческой обители, началом которой стало Преображенское кладбище. Кладбище возникло во время чумы в 1771 году. Одним из главных его организаторов был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин, перешедший в старообрядческий раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы. У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни.

В 1806 году была построена женская обитель, также обнесённая каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская.

Возникновение единоверческой общины

В 1854 году община старообрядцев-федосеевцев распалась и часть её была принята в Православную Церковь, перейдя в единоверие. В Православие в то время перешли главные беспоповские прихожане Преображенского дома: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы и другие, образовавшие новый приход. В этой связи, для ограничения своеволия раскольников, император Николай Павлович повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь, передав новообразованному Никольскому единоверческому приходу Успенскую часовню. В трапезной части часовни был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца, освящённый 3 апреля 1854 года. 19 декабря того же года надвратная часовня была освящена как Крестовоздвиженский зимний храм, также отошедший к единоверцам. В 1855 году на приходе была открыта церковно-приходская школа. Вскоре, после пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Алтарные пристройки и другие приспособления прихожане устроили на свои средства.

храм при преображенском кладбище
Московский Никольский единоверческий монастырь. Фото 1890-х гг. (ГИМ).

Расцвет монастыря

Монастырь вскоре приобрёл особую значимость как центр подготовки единоверческих священников для всей Русской Церкви. В монастыре проходили съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 года и 2-й в те же дни в 1891 году. Обитель также выделялась своим уникальным собранием книг и образов.

Одним из важнейших благотворителей новой обители стал Алексей Иванович Хлудов, который завещал монастырю свою богатейшую библиотеку. Собрание книг открылась в обители в 1883 году, в особо устроенном для него помещении смежно с надвратной Крестовоздвиженской церковью. Библиотека Хлудова содержала множество греческих и славянских рукописей, старопечатных богослужебных книг, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера. Первое начало этой библиотеки было положено любителем книжной старины А. И. Озерским; по переходе ко Хлудову собрание росло и умножалось особенно памятниками полемики и истории раскола (так, в неё вошло собрание рукописей А. Ф. Гильфердинга, А. И. Лобкова). После перехода к монастырю к 361 рукописи собрания Хлудова была добавлена ещё 171 рукопись. В итоге обитель оказалась обладательницей богатейшего в мире собрания полемических сочинений о расколе (более 200 рукописей). Имелись тут и такие важные памятники для истории славяно-русской литературы как творения преподобного Иоанна Дамаскина в переводе князя А. М. Курбского с собственноручными заметками. Также, в Никольском монастыре разместился склад изданий противораскольнического братства святого Петра митрополита, куда иногородние обращались за книгами.

К началу XX века обитель называли богатейшей в России в отношении старой иконописи. Все образа обители относились к XIV-XVII векам. В храмах монастыря было много древних, замечательных по письму икон, перешедших из прежде бывших здесь федосеевских молелен (в приделе святителя Николая иконы происходили из иконостаса бывшей домашней моленной предков семьи Гучковых) и ранее похищенных федосеевцами из московских церквей во время чумы 1771 года и занятия Москвы французами в 1812 году. Так, среди икон в Успенском храме были редчайшие образцы греческих, строгановских, новгородских, московских и других школ иконописи; имелись образа, писанные преподобным Андреем Рублёвым и Прокопием Чириным, писанные по заказу царей, принадлежавшие памятным по истории храмам. В монастыре находилась особо чтимая древняя икона святого Иоанна Предтечи, которая участвовала в московских крестных ходах вместе с другими высокочтимыми святынями города.

храм при преображенском кладбище
Бывший Никольский единоверческий монастырь. Вид с северо-запада, фото 1979 г.

Приходская жизнь в закрытой обители

В 1922 [2] или 1923 году по распоряжению советской власти монастырь был закрыт. Большая часть библиотеки собрания рукописей А. И. Хлудова была изъята уже в 1917 году и поступила в Государственный исторический музей (ГИМ), а в 1923 году и весь архив с остатками рукописей Никольского монастыря в Москве оказался в ГИМ, где оставался на начало XXI века. Иконы монастрыря были переданы в Государственный Исторический музей. Такая же судьба постигла собрание Егора Егоровича Егорова, подаренное им в начале XX века Преображенскому богаделенному дому. В бывшей обители был устроен дом коммуны завода радио. Бывшие братские кельи были заняты советской трудовой школой Н. И. Якушева.

В 1930-х годах стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть бывшей обители заняло расширившееся кладбище. После исчезновения обновленческого прихода, занимаемая ими Никольская часть храма перешла к православным.

В 1977-1980 годах под руководством И. К. Русакомского были отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен. В последующее десятилетие постепенно шёл процесс реставрации строений бывшей обители. К 1990 году весь комплекс сохранившихся построек монастыря состоял под государственной охраной (охранный № 169А).

В конце 1989 года прошла встреча руководителей Куйбышевского райкома с тремя авторскими коллективами, представившими свои планы по Преображенской слободе: предлагалось устроить центр старообрядческой культуры или странноприимный комплекс. Однако, на деле по окончании советского периода старообрядцы-поморцы и православные продолжали делить главный Успенский (Никольский) храм как и прежде. Надвратный Крестовоздвиженский храм был передан Русской Православной Церкви, после чего были восстановлены его снесённые главы, а внутри обосновалась иконописная мастерская «Александрия». Бывший богаделенный (келейный) корпус отошёл к старообрядцам, и в нём была восстановлена моленная во имя Пресвятой Троицы и апостола Иоанна Богослова.

Статистика

храм при преображенском кладбище
Успенский (Никольский) храм бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.

Храмы, архитектура

Успенский (Никольский) соборный храм

Кирпичный храм темно-красного цвета с желтыми украшениями был воздвигнут в 1784-1790 годах как соборная часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1854 году часовня перешла к православным единоверцам в качестве приходской церкви, в связи с чем для служения Литургии понадобился алтарь и в трапезной части был сооружён придел во имя святителя Николая Чудотворца. Затем была сооружена апсида для главного алтаря и в 1857 году был освящен центральный Успенский престол. В 1920-х годах Успенская (основная) и Никольская (трапезная) части были разделены глухой кирпичной стеной, в связи с совместным пользованием храма двумя общинами; тогда же в Никольской части был сооружен новый Успенский придел.

На звоннице в западной части Никольского храма сохранились старые колокола.

Надвратная Крестовоздвиженская церковь

Была возведена как надвратная часовня в 1805-1808 годах. В 1854 году в ней был освящён престол в честь Воздвижения Креста Господня. Храм увенчан луковичным пятиглавием.

Больничные палаты (Братские кельи) с Троицкой и Иоанно-Богословской моленной

Кирпичный двухэтажный корпус мужской богадельни с домовой старообрядческой моленной был построен в 1801 году. По обеим боковым сторонам моленной находились каменные палаты и двухэтажные круглые «ретирады» с каменными переходами к ним.

храм при преображенском кладбище
Колокольня бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.

Колокольня

Отдельно стоящая колокольня из красного кирпича была выстроена в 1876-1879 годы в готическом стиле. К 1960-м годам крыша колокольни провалилась, всё здание сильно почернело. В конце 1970-х годов колокольню отремонтировали, крест вызолотили. По состоянию на 1990-е годы колоколов на колокольне не было, а проход был закрыт забором.

Настоятели

храм при преображенском кладбище
Крестовоздвиженский надвратный храм бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.

Святыни

В интерьере Никольской части Успенского (Никольского) храма по ныне сохраняются иконы XV-XVII веков. На 1913 год главным образом в алтаре храма была икона Божией Матери называемая «Голубицей»: на Её руках восседал Младенец Христос в белой одежде, держащий на руках белого голубя.

Использованные материалы

[1] Авторство часовни некоторые приписывают не Ф. К. Соколову, а В. И. Баженову.

Источник

Храм святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)

храм при преображенском кладбище

Никольский храм (западная сторона)СтранаРоссияГородМоскваКонфессияПравославиеЕпархияМосковскаяАрхитектурный стильРусская псевдоготикаАвтор проектаФ. К. СоколовДата основанияXVIII векСтроительство1784—1790, 1857Статусхрам при преображенском кладбище Объект культурного наследия РФ № 7710639007 № 7710639007СостояниедействуетСайтОфициальный сайтХрам свт. Николая Чудотворца
на Преображенском кладбище
на Викискладе

Храм свт. Николая Чудотворца (бывший Успения Пресвятой Богородицы) — православный храм Преображенского благочиния Московской городской епархии.

К приходу храма свт. Николая на Преображенском кладбище также приписан храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье (Никольская улица), службы в котором проходят по воскресным и праздничным дням.

Содержание

История в XVIII—XIX веках

В начале 1850-х годов император Николай I начинает жесткую борьбу с сектантами и раскольниками. Старообрядческая община на Преображенском кладбище попали в опалу, началось расследование, которое выявило несколько фактов явной государственной измены:

— в 1812 году Преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона, и помогли ему организовать выпуск русские денег, тем самым подрывая финансовую систему России; — а также в зданиях Преображенской старообрядческой общины была найдена картина с карикатурным изображением императора Николая I и подписью «антихрист».

Этого было достаточно, чтобы Преображенская старообрядческая община была официально закрыта. Часть руководителей общины, явно уличенных в государственной измене, была выслана из Москвы в ссылки. А тем кто не противится государственной власти было предложено принять единоверие. И более 50-ти, в основном купеческих, семей старообрядцев добровольно приняли единоверие, написав просительное письмо на имя императора (хотя большая часть старообрядцев так и осталась при своей федосеевской вере).

В 1854—1857 годах храм был перестроен по проекту архитектора А.И. Вивьена. В трапезной части был создан придел в честь святителя Николая Чудотворца.

3 апреля 1854 года святитель Филарет, митрополит Московский совершил освящение придела в честь святителя Николая Чудотворца — этот день и является днем рождения Храма святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.

храм при преображенском кладбище

храм при преображенском кладбище

«Алтари пристроены в 1857 г. на средства благотворителей» [6] — так как федосеевцы, которым принадлежал храм первоначально, не имеют литургии за отсутствием священников и в алтарях их храмы не нуждаются.

После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет, митрополит Московский освятил главный (восточный) престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Учреждение Никольского единоверческого монастыря

В 1866 году храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (начала XIX века, архитектор Ф. К. Соколов, освящен в 1854 году из старообрядческой молельни), колокольня (1876—1879 годов, архитектор А. М. Горностаев), корпуса келий (1801 год).

История после 1917 года

храм при преображенском кладбище

храм при преображенском кладбище

«В 1922 году Успенскую церковь захватили обновленцы. Главную часть храма они отдали старообрядцам, которые отгородили стеной своё помещение, а себе оставили трапезную с Никольским престолом. В 1923 году в правой, южной, стороне трапезной сооружён был придельный Успенский престол. С уходом обновленцев храм не перестраивался.

К 1923 году монастырь был полностью закрыт, и большая часть корпусов превращена в дом коммуны (общежитие) завода Радио, а в 1930-х годах большая часть стен монастыря были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней (восточной) — Успенской части храма. Храм был разделен на две части кирпичною стеною, так что главная (восточная) часть храм с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) обновленческой — трапезной части.

Православная община, в пользовании которой находится Никольский храм (бывшая трапезная), никогда не прекращала своего существования с 3 апреля 1854 года.

В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV—XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери — „Акафистная“ (XVI в.), древний образ „Софии Премудрости Божией“ (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона „Тайная Вечеря“, которые относятся к XV в.» [12]

Старообрядческая Успенская (восточная) часть храма

храм при преображенском кладбище

храм при преображенском кладбище

Старообрядческая Успенская моленная, находящаяся в восточной части храма, принадлежит новопоморскому брачному согласию и является его центром в Москве. В 1990 году на дверях староверской части любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий. Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в староверскую — с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-новопоморцы также не имеют священства и литургии, поэтому алтарями вновь не пользуются.

Служение отца Димитрия Дудко

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *