храм прокопия праведного великий устюг

Кафедральный собор Прокопия Устюжского (Великий Устюг)

Мiръ Россия Вологодская область Великий Устюг Кафедральный собор Прокопия Устюжского (Великий Устюг)

храм прокопия праведного великий устюг

Содержание

История [ править ]

Вторым после Успенского собора по значению зданием соборного комплекса стала церковь во имя Святого и Праведного Прокопия Устюжского чудотворца (соборным храмом стала с 1683 года), который был похоронен на берегу реки в непосредственной близости к Успенскому собору. Блаженный Прокопий Устюжский чудотворец канонизирован на Соборе 26 февраля 1547 года, умер в 1303 году, день памяти 8 (21) июля. В 1458 году над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня.

В 1471 году часовня была заменена первой деревянной церковью, в честь успешного похода устюжан под Нижний Новгород против казанских татар и освящена в честь покровителей русского воинства Бориса и Глеба, так как сам Прокопий в то время еще не был причислен к лику святых. Одновременно с функциями культового здания церковь выполняла роль исторического монумента. Это дополнительное мемориальное назначение обусловило и композицию храма, уже в первой своей редакции, очевидно, получившего величественную пятишатровую форму.

В 1495 году, после пожара, церковь была отстроена заново и освящена уже на имя Прокопия. Борису и Глебу, а затем и Георгию здесь были выделены специальные приделы. Прокопьевский храм неоднократно страдал от пожаров и разрушений, но каждое новое выстроенное на этом месте здание неизменно сохраняло свою первоначальную композицию «о пяти верхах», которая дошла вплоть до XVII в. и была описана авторами сотной книги 1630 года.

В 1649 г. после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви (Борисоглебский и Георгиевский) были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге были основаны две отдельно стоящие церкви Борисоглебская и Георгиевская.

В храме до сих пор находится гробница с мощами святого Прокопия устроенная в 1833 году. Единственная сохранившаяся после 1917 года гробница устюжского святого.

В основании храма заложен черный камень. По преданию один из камней выпавших из каменной тучи. Говорят, что на этом камне любил посидеть и поразмышлять Прокопий. Камень по завещанию Прокопия венчает его могилу.

Из достопримечательностей Прокопьевского собора следует отметить пятиярусный иконостас с иконами XVII – XVIII века, возведенный, вероятно, после перестройки 1720 – 1724 годов. В местном ряду иконостаса сохранилось несколько икон XVI – XVII веков, наиболее древней является «Прокопий Праведный в житие». Большой интерес представляет каменный крест с изображением распятия и бога Саваофа вставленный в икону XVII века.

21 марта 1940 года собор закрыт, в 1946 году вновь передан верующим. В 1964 году собор опять закрыт и передан в ведение краеведческого музея, в Прокопьевском соборе разместился филиал музея и планетарий. Рака с мощами святого Прокопия была перенесена в Стефана Пермского кладбищенскую церковь.

Через 30 лет в 1994 году прихожанам передан Тихоновский придел Прокопьевского собора. 31 октября 1995 года прихожанам передан весь Прокопьевский собор. Рака с мощами Прокопия Праведного вернулась на свое первоначальное место.

Источник

Собор Прокопия Праведного

храм прокопия праведного великий устюг храм прокопия праведного великий устюг

Один из соборов архитектурного комплекса «Соборное Дворище» Великого Устюга был воздвигнут в память святого праведника, чудотворца Прокопия. Этот святой является духовным покровителем города. Будучи немцем по своему происхождению, он принял православное крещение и всю свою праведную жизнь прожил в России. Святой стал юродивым во имя Христа. Юродство на протяжении веков считалось одним из самых трудных подвигов христианина во имя веры. Сохранились свидетельства о многочисленных чудесах, совершенных святым. Одно из них — спасение города от разрушения каменной тучей — и сделало Прокопия покровителем города. Чудотворец окончил свой земной путь в 1303-ом, и на Соборе 1547 года был причислен к лику святых.

Почитание чудесных свершений Прокопия распространилось среди православных устюжан во второй половине ХV столетия, еще до официального причисления его в лик святых Православной Церковью. Могила Чудотворца Прокопия на берегу речки Сухоны стала известной точкой паломничества для жителей Великого Устюга, а в 1471 году над тем местом, где были упокоены останки праведника старанием ратных людей была возведена деревянная церковь. Этот храм вблизи Успенского собора жители города строили в благодарность за избавления от хворей в период похода в Нижний Новгород и посвятили князьям Борису и Глебу, а также святому Георгию Победоносцу. К несчастью это строение просуществовало недолго и было полностью уничтожен во время пожара. На том же самом месте в 1495-ом был взведен новый, который устюжане освятили в честь чудотворца Прокопия. Этот храм — первый посвященный особо почитаемому в этом крае какому-либо святому.

Со второй половины ХVІІ столетия церковь Прокопия Устюжского преобразилась. На выделенные деньги известного городского благотворителя купца Гусельникова Афанасия зодчим Петром Котельниковым был возведен храм в камне, ставший настоящим украшением Великого Устюга и памятником русской архитектуры ХVІІ века. Упоминание о пятиглавом храме из камня с колокольней и папертью, увенчанном медными позолоченными крестами и освященном во имя великого чудотворца Прокопия сохранилось в летописях города, датированных 1676 — 1683 годами. За период своей более чем трехвековой истории здание претерпело неоднократные изменения. В частности, в 1867-ом у храма Прокопия чудотворца появился новый придел, который был освящен во имя епископа Воронежского.

Внутреннее убранство церкви действительно бесценно. Главной ценностью храма служит чудесный иконостас в пять ярусов, украшенный резьбой с позолотой. Пышность и сложность иконостаса, богатство его отделки создают ощущение самостоятельного сооружения внутри пространства храма. Но главной ценностью, точнее сказать бесценным сокровищем, оставленным нам талантливыми русскими мастерами, является богатейшее собрание икон храма Прокопия чудотворца. В общем иконостас — это полное собрание примеров иконописи устюжского края XVII–XVIII веков, в котором представлены уникальные иконы строгановского письма, датируемые началом XVII века. Жемчужины этого собрания — икона «Прокопий Устюжский, предстоящий Богоматери с Младенцем, с житием в 24 клеймах» и «Богоматерь и Прокопий Устюжский в молении». Афанасий Гусельников заказал и пожертвовал храму уникальную икону «Прокопий Устюжский, с житием в 40 клеймах». На ней древний мастер иконописец подробнейшим образом проиллюстрировал земную жизнь святого Прокопия и чудесные поступки, сотворенные им. Иконы, выполненные в классическом русском иконописном стиле XVII–XVIII столетий, не одно столетие поражают прихожан и создают чудесную, светлую атмосферу храма. Бесценное наследие древних русских иконописцев бережно хранят, последние реставрационные работы были проведены в конце 20 столетия. В эти же годы была полностью восстановлена богатая настенная роспись храма. В наше время многие из икон собора экспонируются на выставках, посвященных иконописи, собирающих тысячи благодарных зрителей.

С конца ХХ столетия Прокопьевский собор является частью исторического и архитектурного заповедника Великого Устюга и в то же время храм действует, открывая двери тысячам верующих со всех концов страны и из-за рубежа. Храм Устюжского чудотворца относится к приходу собора святого праведного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.

Источник

Собор Прокопия Праведного

храм прокопия праведного великий устюг

Собор Прокопия Праведного

Вторым после Успенского собора по значению и по времени возникновения зданием соборного комплекса города Устюга стал храм, посвященный местному юродивому во Христе, чудотворцу, святому праведному Прокопию – небесному покровителю Великого Устюга, спасшему, согласно церковному преданию, город от «каменной тучи». Прокопий Устюжский, почитавшийся в Устюге, был причислен к местночтимым святых на Поместном соборе 1547 г. Он стал первым святым, прославленным Русской Православной Церковью в лике юродивых. День его памяти – 8 (21) июля.

В 1303 г. Прокопия похоронили на берегу реки в непосредственной близости к главному храму города под камнем, на котором он часто сидел. Над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня, которую в 1471 г. заменили первой деревянной церковью, освященной в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм стал памятником победоносного похода устюжан против казанских татар. Покровителям воинства Борису и Глебу, а затем и великомученику Георгию Победоносцу здесь были посвящены особые приделы. В 1495 г. после пожара эта церковь была отстроена заново и впервые освящена во имя Прокопия Устюжского. Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров и времени, но после каждого восстановления храм сохранял величественную композицию «о пяти верхах». Завершение пяти шатрами в Устюге в этот период имели Успенский собор и ещё два храма, также имевшие значение памятников. К югу от холодного Прокопьевского храма существовала тёплая церковь Алексия, митрополита Московского, с приделом св. Василия Блаженного, позднее перестроенная в камне и включённая в комплекс Архиерейского дома. В описании 1620-х гг. при храме отмечена шатровая колокольня «о шести стенах».

В 1649 г. после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге, «по конец Песьей слободы», были основаны две отдельно стоящие церкви: Борисоглебская и Георгиевская.

Над местом погребения святого в 1668 г. на средства устюжских «гостей» (купцов) братьев Василия и Афанасия Федотовичей Гусельниковых был возведён каменный храм Прокопия Устюжского. Редкий случай: известно имя создавшего храм мастера, это устюжанин Пётр Дмитриевич Котельников. Упоминание имени свидетельствует, что этот зодчий, видимо, был одним из творцов серии устюжских храмов середины XVII в. Храм стал третьей каменной постройкой на Соборном дворище.

В 1683 г. храм (как и соседний Иоанновский) приобрёл статус соборного.

В интерьере Прокопьевского собора сохранился прекрасный золочёный резной пятиярусный иконостас, созданный в XVIII в., после перестройки храма 1720-х гг. В нём в местном ряду – 11 икон XVII–XVIII вв.; в праздничном ряду – 19 праздничных икон конца XVII – начала XVIII в.; в деисусном ряду – 15 икон в рост, в среднике – Христос Вседержитель; в пророческом ряду – 15 икон в рост, в среднике – Коронование Богоматери; в праотеческом ряду – 15 поясных икон, в среднике – Бог Саваоф. Известно, что живописное Распятие, шесть клейм страстного цикла и восемь клейм на цокольной части иконостаса созданы иконописцем Прокопием Крыловским в конце XVIII в. Особую ценность представляют иконы местного ряда с изображением чтимого Христа ради юродивого: «Св. Прокопий в житии», которую датируют 1602 г., и икона, изображающая святого Прокопия, молящегося перед иконой Богоматери, – яркий памятник живописи строгановской школы, которая выделяется миниатюрным, декоративным письмом.

В стену трапезной храма к северу от крыльца заложен тёмно-серый камень (валун диабаза), принадлежавший, согласно преданию, к числу выпавших по молению Прокопия из «каменной тучи» за пределами города в местечке Котовалово.

В советское время в Прокопьевском соборе экспонировался также ряд реликвий, прежде украшавших другие великоустюжские церкви, например, царские врата из иконостаса собора Михайло-Архангельского монастыря.

В ХХ в. собор стал центром церковной жизни Великого Устюга. В советское время собор долгое время оставался одним из двух действовавших храмов и был закрыт позже других храмов, в 1940 г.; в 1946 г. был вновь открыт, и вновь закрыт в 1964 г. и передан музею. В части здания был размещён планетарий. Рака Прокопия временно находилась в единственной действовавшей церкви города – кладбищенской во имя святителя Стефана Пермского. В 1960 г. собор поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры федерального значения.

Здание представляло собой один из характерных для XVII в. типов холодного храма: пятиглавый и трёхапсидный. Фасады Прокопьевского храма делились лопатками: восточный и западный – на три прясла, а северный и южный – на два, завершавшихся тремя декоративными закомарами с каждой из сторон. С трёх сторон главный объём окружала невысокая паперть, к юго-западному углу которой примыкала шатровая колокольня. Эта компоновка была свойственна устюжским соборным храмам XVII в. В отличие от крупных монастырских соборов, Прокопьевский храм был скромнее по размерам и не имел подклета. Внешне первоначальный Прокопьевский собор был, видимо, близок сохранившейся до наших дней устюжской Спасо-Преображенской церкви, построенной в 1696 г. как холодный собор одноимённого женского монастыря.

Оригинальность Прокопьевскому собору придавало решение внутреннего пространства: два столба в центре интерьера поддерживали сложную систему сводов и подпружных арок, на которые опирался световой барабан средней главы.

Оформление фасадов XVII – начала XVIII в. сохранилось у алтарной части собора и, частично, у его центрального объёма. Окна имеют лучковое завершение и скромное обрамление из фигурного кирпича. Над окнами апсид расположены треугольные сандрики. Карнизы декорированы валиками и поребриком – орнаментальной кирпичной кладкой.

После перестройки 1720-х гг. храм увенчивают дополнительно сооружённый второй ряд более мелких кокошников и пять глухих барабанов в виде восьмериков, в основании каждой грани которых расположен кокошник. Рёбра восьмериков украшены трёхчетвертными колонками, несущими раскрепованный городчатый карниз. На каждой грани барабанов помещены ниши с имитацией окон. Барабаны завершены восьмигранными главами с перетяжками. Оформление завершения храма близко приёмам, использованным при сооружении церкви Дмитрия Солунского в селе Дымково (1709 г.).

В 1724 г. интерьер церкви и алтарь украшены живописью по штукатурке.

Украшением собора является пятиярусный резной золоченый иконостас, возведённый после перестройки собора. Обилие и пышность объёмной резьбы свидетельствует о влиянии московского барокко.

Вид собора с Набережной определяет обширная трапезная (1901–1902 гг.) в псевдорусском стиле, свойственном местной гражданской архитектуре этого времени. Гладь стен разделяют лопатки, декорированные ширинками, несущие карниз с сухариками. Окна с арочными перемычками обрамлены массивными наличниками с полуколонками и ширинками с кладкой в виде четырёхконечных крестов. В центре западного фасада трапезной и у её юго-западного угла расположены два одинаковых крыльца-сени, каждое из которых увенчано тремя треугольными фронтонами с П-образным завершением, в тимпанах которых кладкой имитируется крыльцо с гирькой. Пилоны крылец повторяют оформлением лопатки стен. На западном фасаде по обе стороны крыльца расположены небольшие арочные фронтоны, увенчанные миниатюрными главками, упрощенно повторяющими оформление глав собора.

До наших дней Прокопьевский собор дошёл в значительно изменённом виде.

В 1695 г. по распоряжению епископа Александра была разобрана колокольня, кирпич использовали для строительства зданий Архиерейского двора.

В 1720–1724 гг. завершение собора было перестроено и приобрело сохранившийся до наших дней вид. Первоначальные своды вместе с несущими их столбами были разобраны. Надстроены стены, получившие второй ряд кокошников, сооружён четырёхлотковый сомкнутый свод, несущий новые восьмигранные главы.

Пол в соборе был выложен чугунными плитами.

В 1867–1868 гг. к храму с юга пристроили обширный придел, освящённый во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, а с севера – ризницу.

В нижнем ярусе закомар собора снаружи были выполнены росписи, сохранившиеся до наших дней со значительными утратами. Декор фасадов был подчёркнут отводками красного и чёрного цветов.

В 1901–1902 гг. с запада вместо паперти возвели обширную трапезную с крыльцом в псевдорусском стиле. По линии западного фасада к трапезной с юга и севера пристраивается каменная ограда с воротами, частично сохранившаяся до наших дней.

В 1980–1990-е гг. выполнена реставрация фасадов, иконостаса и настенной живописи интерьера.

Источник

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена

Напоминалочка храм прокопия праведного великий устюг
Завтра, 7 ноября, занятия в Воскресной школе состоятся по расписанию храм прокопия праведного великий устюгхрам прокопия праведного великий устюгхрам прокопия праведного великий устюг храм прокопия праведного великий устюг
ВОСКРЕСЕНЬЕ

5 класс:
Показать полностью.
10.40- чай и вкусная каша
11.00-11.40 ХОР
11.50-12.30 ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

ГРУППА 4 года:
12.00-12.25 МУЗЫКА
12.30-12.55 ХУД. ТВОРЧЕСТВО
ЧАЙ

ГРУППА 6 лет:
12.30-12.55 МУЗЫКА
13.00-13.25 ХУД.ТВОРЧЕСТВО
ЧАЙ

2 класс:
13.00-13.40 МУЗЫКА
13.45-14.25 ХУД.ТВОРЧЕСТВО
ЧАЙ

3 класс:
13.45-14.25 МУЗЫКА
14.30-15.10 ХУД.ТВОРЧЕСТВО
ЧАЙ

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена

храм прокопия праведного великий устюг

Валентина Башли запись закреплена

Урааа. храм прокопия праведного великий устюгхрам прокопия праведного великий устюг храм прокопия праведного великий устюгПосле долгих каникул мы снова встретились со своими старыми и верными друзьями, а также к нам присоединились новые ученики. А это здорово. Пока наши занятия проходят не в полную силу, но это временно. Главное, что мы опять все вместе (ну или почти все храм прокопия праведного великий устюг). На фото наши учащиеся 17 октября. На них уже можно заметить, что нас ждут музыкальные сюрпризы, но еще больше увлекательного, нового и полезного всех ждёт в течение всего учебного года!
Показать полностью.
храм прокопия праведного великий устюгА пока приглашаем всех, кто не успел записаться в школу и напоминаем наше расписание:

5 класс:
10.40- чай и вкусная каша
11.00-11.40 ХОР
11.50-12.30 ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

ГРУППА 4 года:
12.00-12.25 МУЗЫКА
12.30-12.55 ХУД. ТВОРЧЕСТВО
ЧАЙ

ГРУППА 6 лет:
12.30-12.55 МУЗЫКА
13.00-13.25 ХУД.ТВОРЧЕСТВО
ЧАЙ

2 класс:
13.00-13.40 МУЗЫКА
13.45-14.25 ХУД.ТВОРЧЕСТВО
ЧАЙ

3 класс:
13.45-14.25 МУЗЫКА
14.30-15.10 ХУД.ТВОРЧЕСТВО
ЧАЙ

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена
Собор Праведного Прокопия г. Великий Устюг

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена
Христианское аудио детям «Вопросы Веры и Фомы»

Что общего у героя программы мальчика Фомы с величайшим русским подвижником Сергием Радонежским? Каким был этот святой в детстве и юности, молодости, и зрелости? Какие чудеса творил? Какую роль сыграл в судьбе нашей страны? Почему его так почитали и князья, и простые люди? Почему и в наши дни его любят и почитают не меньше? Веру, Фому, их мудрого наставника доктора Михаила Гавриловича и его замечательного друга, овчарку Алтая, ждут новые приключения во времени и пространстве, в которых будут и дремучий лес с медведями, и великая Куликовская битва, и междоусобные ссоры князей, и чудесные исцеления болящих, и даже… «первые средневековые сеансы телетрансляций»! А обсудить все эти необыкновенные события герои, как всегда, смогут в гостях у дяди Миши, за чашечкой душистого чая с вареньем.

Возрастное ограничение 6+

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена

храм прокопия праведного великий устюг

Валентина Башли запись закреплена

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена
Собор Праведного Прокопия г. Великий Устюг

храм прокопия праведного великий устюг

Воскресная школа собора св. праведного Прокопия запись закреплена

После Вознесения Господа, Богородица ещё довольно долго жила на земле. Она вела тихую, праведную жизнь. Часто она молила Господа взять её к себе.

И вот однажды, во время молитвы на Елеонской горе, Ей явился АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ.
Показать полностью. Он подарил Марии финиковую ветвь из Рая Господня и сообщил: « Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, с Херувимами и Серафимами, со всеми Небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в Горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно».
Святые отцы полагают, что Архангел Гавриил был особенным Ангелом-хранителем Пречистой Девы: он возвестил Ей о том, что она станет Матерью Бога, он же сообщил о скором Успении.

Богородица очень обрадовалась и, возблагодарив Бога, отправилась готовиться к Своему исходу.

Первый, кому Она сообщила об этом, был АПОСТОЛ ИОАНН, в доме которого Она жила. Мария показала Иоанну райскую ветвь, которую передал Ей архангел. Ветвь сияла, словно лучик солнца, Богоматерь завещала нести её перед гробом.

Затем Пресвятая Дева велела украсить дом, Свою постель, приготовить свечи и всё, что нужно для погребения.

Пречистая Дева завещала похоронить Себя в Гефсимании, рядом с родителями и святым Иосифом Обручником, и пожелала проститься со всеми апостолами.
Чудесным образом Божьей Волей апостолы были собраны со всех концов земли в дом апостола Иоанна. Сначала они очень радовались встрече, но когда поняли, почему Господь собрал их вместе, стали плакать, как и все остальные христиане. Пречистая утешила их и просила не смущать её радости. Она призывала к Себе каждого из апостолов по имени, благословляла, хвалила их веру и труды в благовестии о Христе, желала каждому вечного блаженства и вместе молилась о мире и благосостоянии всего мира.

храм прокопия праведного великий устюгРассмотрим икону Успения.

Когда же наступил указанный день Успения, Пречистая легла на украшенное Своё ложе, зажгла множество свечей и стала с молитвой ждать. Внезапно с неба сквозь крышу дома стал литься невероятный свет. Сам Христос с ангелами и архангелами приблизился к Приснодеве. Она в блаженной радости передала Ему Свою душу и будто уснула, совершенно без боли, грусти и страдания. В этот момент раздался радостный хор ангелов.

Апостолы радостно следили за всем происходящим. Когда же Господь с ангелами и душою Своей Матери скрылся из виду, они обратили внимание, что от тела Пречистой исходило дивное благоухание, а лицо светилось.
Апостолы бережно отнесли тело Пречистой во гроб.

храм прокопия праведного великий устюгГробом в древней Иудее называли пещеру, куда клали умершего. Вход в пещеру заваливали камнем.

На третий день после этих событий, в Иерусалим пришёл АПОСТОЛ ФОМА. Он единственный из учеников Христа не присутствовал на погребении Богоматери.

храм прокопия праведного великий устюгКак вы думаете, почему Господь не удостоил Фому быть при Успении Богородицы?
Бог хотел через Фому открыть людям одну важную тайну! Вот какую:

Фома очень плакал, что ему не удалось получить последнее благословение от Божией Матери. Он очень сильно хотел попрощаться с Пречистой и апостолы открыли ему гроб. Как ужаснулись они, когда, отвалив камень и открыв гроб, увидели его пустым! В нем не было тела Богоматери, а лежали только Ее погребальные пелены. Чудное благоухание разносилось от них, и святые апостолы, стоя вокруг гроба, дивились и недоумевали, что все это значит.
Помолившись, чтобы Господь открыл им, что произошло с пречистым телом Богородицы.
В тот же день, после вечерней трапезы, им явилась Пресвятая Дева, окружённая ангелами, и сказала, чтобы они ничего не боялись, потому что Она будет с ними во все дни.
Так апостолы узнали, что Богородицу Господь забрал телом на небо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *