храм пророка елисея в сидозере
Независимое СМИ
об архитектурном
наследии
«Естественное исчезновение»
В Ленинградской области явочным порядком уже несколько недель происходит перенос деревянной церкви Елисея Пророка 1899 года из обезлюдевшего села Сидозеро в «туристическую деревню» Верхние Мандроги на реке Свири. Логика инициаторов проста: на историческом месте храм разрушается, а на новом будет сохранен и послужит целям туризма.
Действительно, щемящие кадры: доски и детали декора местный житель грузит на салазки – и везет через замерзшую реку на другой берег, в новую жизнь. Доброволец.
В свирских интернет-сообществах делятся подробностями: перенос храма одобрен местными депутатами и реставратором Марком Колядой. Разбирают церковь почему-то русины, приехавшие с Западной Украины, которые, оказывается, «перенесли в России уже немало часовен и храмов, но такого, как в Сидозере, ещё не встречали. Плотники Запада всё тщательно замеряют и помечают специальными метками, чтобы сохранить собранный уже в Мандрогах шедевр нашей архитектуры в первозданном образе. Уцелевшие от разрушительного влияния влаги венцы и доски так крепки, что простоят, по их словам, еще ни одно столетие, как и кованные местные кузнецами гвозди. Но часть стен, к сожалению, превратилось в труху, поэтому придётся вместо сгнивших брёвен готовить новые. Неоценимую помощь шести разбирающим наш храм жителям Закарпатья оказал бескорыстно эстонец Расмус Хорде, который уже несколько лет живёт в Лодейном Поле и имеет современную дорожную технику для преодоления труднодоступных мест».
Пока русины Закарпатья и примкнувший к ним бескорыстный эстонец разбирают храм Елисея Пророка, соотечественники ездят в Сидозеро попрощаться. Петербургский фотограф Алексей Кораблев, например, опубликовал в социальной сети репортаж:
Я приехал снимать его в последний раз для себя и для истории, и как раз попал на первый день разбора. Несмотря на пасмурную погоду с утра, храм встретил меня солнцем. Посреди всего этого сияющего белоснежного великолепия он торжествовал своею уникальной красотой в последний раз».
Несколько лет назад путешественники-активисты пытались еще сподвигнуть органы власти на реставрацию, организовывали субботники. Волонтеры даже сделали лазерные обмеры, 3D-модель церкви.
Однако в Подпорожском районе Ленинградской области приняли иное решение.
Судя по публикациям местных источников, вслед за сидозерским храмом в «туристическую деревню» планируют переселять другие памятники деревянного зодчества: «Так будет реализована давняя идея о переносе части храмов Присвирья для создания в Верхних Мандрогах единого архитектурно-исторического комплекса. Храм Дмитрия Мироточивого в Щелейках местные жители от переезда отстояли, а в обезлюдевших деревнях нашего края другой реальной возможности спасти жемчужины народного зодчества старых мастеров не просматривается. Следующими в очереди на новоселье могут стать храм Петра и Павла с уже упавшим куполом в Прионежской Кузре и церковь Георгия Победоносца в Каргиничах, а также другие погибающие строения прошлых веков».
Особо примечательно во всей этой истории, что никто даже не вспоминает об органах охраны памятников, а церковь в публикациях именуется бесхозной и не охраняющейся государством.
По факту, собственно, так и есть. Но по статусу – храм Елисея Пророка в Сидозере с 2002 года является выявленным объектом культурного наследия (с пометой в реестре – «нежилая местность»). В перечне документов на сайте Комитета по культуре Ленинградской области не обнаруживается никаких выданных разрешений на работы на памятнике, не говоря уж о его разборке и переносе. Минкультуры РФ, которое по закону должно санкционировать перемещение объекта культурного наследия, также разрешений не выдавало.
— Ну и что? – спросите вы. – Лучше пусть на историческом месте законно гниет?
Комментарий заместителя директора Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ Георгия Сытенко:
Фото: Алексей Кораблев, Петр Васильев/«Свирские берега»
Церковь Елисея Угодника на Сидозере
В планах:
1) прореживание поросли деревьев вокруг церкви;
2) сбор упавших на землю конструктивных и декоративных деталей памятника;
3) уборка мусора на прилегающей территории.
Инструмент: бензопилы, топоры.
Время: 03 мая, с 11:00 до 15:00.
Место проведения: http://maps.yandex.ru/-/CVfgV26A
Церковь Елисея Угодника на Сидозере запись закреплена
Алексей Кораблёв
СЕНТЯБРИНЫ В СИДОЗЕРО 20-21
Церковь Елисея Угодника на Сидозере запись закреплена
Алексей Кораблёв
Анна Шадрина запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
Этого славного малыша зовут Коля Логвиненко. Ему всего 11 месяцев, у него СМА (спинальная мышечная атрофия) 1-го типа. Уже больше 9 месяцев он находится в реанимации на аппарате ИВЛ. Мама и папа могут побыть с сыном лишь пару часов в день. Это так ничтожно мало.
Показать полностью.
Для спасения мальчика нужен всего один укол ! Вот только это самый дорогой укол в мире!
Каждый день проходит, как в муках
Ежедневно родители задаются вопросами: «Как закрыть сбор, как быстрее помочь сыну?»
Ведь время не ждет.
Оно пролетает моментально, оставляя за собой лишь неизгладимые последствия, которые не так легко исправить
Родители молятся и просят у Господа Бога помощи и здоровья своему сыночку, чтобы Всевышний укрепил и даровал терпения и сил
Мы, команда волонтеров Коленьки, просим и ваших молитв о болящем младенце Николае, чтобы Господь даровал ему здравия и исцеления от болезни
Не будьте безучастны, не проходите мимо этой семьи, им очень нужна помощь!
Вступайте в группу
@kolya.smal
Пополняйте ряды волонтеров! Нам очень нужна помощь!
Подробная информация, подтверждающие документы и реквизиты для помощи в группе Коли Логвиненко @kolya.smal
Документы https://vk.com/docs-205931223
Реквизиты https://vk.com/topic-205931223_48006790
В сборе средств оказывают поддержку благотворительные фонды:
— БФ «Помогать легко»
— БФ «Милосердие»
— БФ «Подари шанс»
Церковь Елисея Угодника на Сидозере запись закреплена
Алексей Кораблёв
Отава Ё
Церковь Елисея Угодника на Сидозере запись закреплена
Подпорожье Сегодня
Церковь Елисея Угодника на Сидозере запись закреплена
Подпорожье-История
Церковь Елисея Угодника на Сидозере запись закреплена
Подпорожье Сегодня
Церковь пророка Елисея
Более чем столетняя история деревянного храма нашла свое продолжение в 2017 году в деревне Верхние Мандроги. Красивая, изящная, легкая церковь в эклектичном стиле с характерными для северного деревянного зодчества куполами была практически утрачена; полусгнившая, полуразрушенная стояла она на берегу реки в деревне Сидозеро, закрытая с 1939 года, до тех пор, пока ее не вывезли на восстановление и бережную реставрацию в Мандроги.
Показать полностью.
В Смутное время Яблонская пустынь была разорена поляками, а монах Елисей бежал в леса на правый берег Свири и поселился на берегу Сидозера. Еще в конце XIX века местные жители показывали «монахову дорожку», по которой Елисей ходил с Сидозера к своему разгромленному монастырю. Здесь же, на Сидозере, Елисей и умер.
Средства на строительство церкви на Сидозере пожертвовал молодой петербургский купец 2-й гильдии Александр Семенович Андреев, торговавший «ленточным и кружевным товаром» в Перинной линии Гостиного двора. И уже в 1899 году 13 (26 по новому стилю) июня церковь Пророка Елисея была освящена епископом Олонецким и Петрозаводским Назарием (Кирилловым).
К 2017 году, когда храм Пророка Елисея находился в заброшенном состоянии, он был полностью разобран и перевезен в деревню Мандроги, где подлежал полному восстановлению.
2 февраля 2018 года был освящен фундамент церкви Пророка Елисея, и по обычаям, под первый венец были заложены монеты: Николаевский серебряный рубль 1898 года, найденный при разборке, и Российская двухрублевая монета 2017 года.
На сегодняшний день храм Пророка Елисея полностью собран, воздвигнуты купола. Каждую неделю иерей Пётр Богданов, настоятель Храма Благовещения города Подпорожье, проводит молебен. Владыка Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, во вновь строящейся церкви, за год провел две Божественных Литургии.
Ежегодно, 28 июня, в день памяти Святого Пророка Елисея будет проходить Божественная Литургия.
Убранством Церкви занимаются сами прихожане. Одним из мастеров была написана и передана в дар храму икона Пророка Елисея, сейчас пишется икона Живоначальной Троицы и преподобного Александра Свирского. В дар Церкви были принесены Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», икона Серафима Саровского, икона мученицы Татианы, и привезена икона Казанской Божьей Матери из Оптиной пустыни.
Восстановление уникальной деревянной церкви в заброшенной деревне Сидозеро
Место не туристическое, поросшее высоченной снытью. На несколько километров — ни одной живой души. Несмотря на то, что здесь давно никто не живет, посмотреть есть на что, причем не только одной лишь высокой травой, деревьями и озером, в которое под вечер прячется красное солнце, любоваться придется. Сидозеро скрывает в себе еще и памятник деревянного зодчества — Церковь Святого Елисея Угодника, а также опустевшие видовые дома за окантовкой деревянного частокола.
Если в городе за порядком следят стражи закона, то здесь всем управляет природа, свойственным для себя и непривычным человеку способом. «Пожалуйста, смотри, но ничего здесь не трогай», — молвит она, преграждая нерадивому туристу путь к заброшенным домам зарослями бурьяна ростом с человека. С уходом людей из Сидозера флора забрала назад свою территорию — устлала просторы цветочными полянами, спрятала тропинки в осоке.
Дома, бани и сараи, за которыми никто не следит, чудом сохранились, разве что покосились, да краска облупилась.
А вот за главной достопримечательностью Сидозера все-таки присматривают. Речь идет о храме Святого пророка Елисея — памятнике архитектуры, построенном в 1899 году на средства купца Андреева у места захоронения почитаемого старца Елисея. Эта деревянная громада под тремя башнями является неотделимой частью «Подпорожского деревянного кольца», но находится она не совсем в хорошем состоянии: местами зияют прорехи, некоторые элементы декора болтаются на честном слове, ну а уж о внутреннем убранстве так и вовсе можно не говорить. Печальная история началась еще в 1930-ых, когда храм оказался не нужен и был закрыт. Не коснулась его и глобальная реставрация 70-х, в рамках которой большинство соседей привели в опрятный вид. Однако все равно церковь можно по праву назвать настоящим шедевром деревянного зодчества, который успел впитать в себя формы русского эклектичного стиля.
По словам экспертов, сооружению осталось существовать лет 5-10, пока оно не превратится в руины, однако инициативная группа пытается законсервировать церковь, чтобы памятник не канул в лету. Так что есть еще надежда.
С чего началась работа инициативной группы по спасению храма (пост от 08 марта 2014 г.):
Оригинал взят у jivica в Церковь Св. прор. Елисея Угодника на Сидозере (Ленобласть)
Поездка, а точнее сказать, рабочая экспедиция, состоялась 31.08.2013. Целями были: оценка состояния памятника; фотофиксация; контакты с местными жителями по сохранению памятника. Дополнительной целью, если останется время, был поиск памятника деревянного зодчества в бывшем селе Ефремовская, что за железной дорогой.
Здание покоится на валунном на растворе фундаменте высотой от земли около 0,5 метра. На открытых участках раствор выветрился, разрушился, просела южная стена основного объёма по юго-западному углу эркера (если его можно так назвать), возможно, из-за разрушения фундамента в т.ч. На северной стороне, со стороны озера, повышенная влажность, влага не высыхает; разрушенный цоколь не защищает фундамент от эрозии водой, во многих местах за него попадает мусор, аккумулирующий влагу и ускоряющий разрушение обшивки цоколя.
Чрезывычайно привлекателен богатый декор церкви, образованный многочисленными рядами резной доски, набитой по карнизам, вокруг окон, пилястрами, бесподобному завершению о пяти главках: центральной на основном объёме, алтарной и трёх на колокольне. Церковь была окрашена. В какой цвет? Узнать не трудно, вспомним о ранее отмеченной густой поросли на северной стороне и пройдём в её тень: ярко-красный, где-то он едкого оттенка, в паре с белым (например, карнизы алтаря). Здесь же можно отметить, что древесная поросль защищает здание от ветровой эрозии, потери декора, если, конечно, не срывает его ветвями и не увлажняет, способствуя гниению, в своей тени. Декор можно долго описывать, оставлю это специалистам, а здесь приведу несколько примеров:
В чердачном объёме тамбура есть следы пожара (его также упоминала информатор), может, там кто-то и время проводил. По сравнению с другими памятниками, мало надписей и почти нет мусора, в т.ч. немного его и на прилегающей территории. Кончено, это смотря с чем сравнивать. Но плюсик местным. Стены в основном помещении уделаны птицами, но я не могу представить, как так можно уделать вертикальные плоскости.
При написании этой статьи у меня не было задачи написать полное заключение о техническом состоянии, поэтому лишь укрупнённо отмечены качественные моменты в состоянии и особенности памятника. Теперь о планах.
Если кто хочет поучаствовать в этом деле, пожалуйста, обращайтесь.
Церковь Елисея Пророка на Сидозере. Деревянное кольцо Подпорожья. 1 часть
Церковь Елисея Пророка на Сидозере, затерянная в непролазной глуши Подпорожского района – главная цель нашей автомобильной мини-экспедиции по Деревянному кольцу Подпорожья, заставила нас отложить все насущные дела и отправиться в путь. Увидев однажды фотографии Елисеевской церкви, мы поняли, что просто обязаны её посетить. Причём, возникло стойкое ощущение того, что поездку ни в коем случае нельзя откладывать. План у нас был таким: выезжаем вечером из Санкт-Петербурга. Ночёвка в Подпорожье. С самого утра выдвигаемся в Сидозеро, к Елисеевской церкви, а дальше проезжаем всё Деревянное кольцо Подпорожья.
Как добраться до Церкви Елисея Пророка на Сидозере
Раннее утро. Мы ждём зелёного сигнала светофора на плотине Верхнесвирской ГЭС.
Переехав по дамбе реку Свирь, мы вскоре прибыли в садоводство Яковлевское, расположенное на берегу озера Сидозеро. Асфальтовая дорога закончилась на автобусном кольце. Несколько слов стоит сказать об автобусной остановке. Мы не ожидали увидеть в подпорожской глуши такой уровень комфорта: тут тебе и киоск, и барная стойка, и что самое удивительное, настоящий диван. Всё для релакса и комфортного ожидания автобуса.
Пасторальные пейзажи русской глубинки. На другом берегу озера прячется от людских глаз искомая нами церковь Елисея Пророка.
Доехав по лесной дороге до этой лужи, было принято решение оставить машину и идти дальше пешком, дабы не найти себе раньше времени ненужных приключений.
Глухой лес. Вокруг ни души. Звенящая тишина. Безжалостно разорванные «Жигули» у дороги чем-то напомнили сюжет из фильмов ужасов.
Форсирование водного препятствия вброд.
Слабая половина нашей экспедиции проявляет чудеса смелости и отваги.
Кто-то не смог преодолеть этот пруд…
Пройдя около 1,5 км по лесной дороге, мы вышли на берег Сидозера… и увидели в полосе ясного неба очертания церкви Святого Елисея. Потрясающее зрелище!
Слабая половина героически прорывается через непролазные топи.
Наша цель близка. Впереди, из-за пригорка показались маковки Елисеевской церкви.
Несмотря на серую погоду, открывшийся вид просто ошеломил нас. Вот она – настоящая красота России. Стоишь – смотришь, а тебя пробирает до мурашек…
Трудно подобрать эпитеты… Мы никогда не видели ничего подобного. Елисеевская церковь словно шагнула к нам из сказки.
История церкви Елисея Пророка
Небольшой исторический экскурс. Строительство Елисеевской церкви было завершено в 1899 году, а освятили её 13 июня этого же года. Освящал храм епископ Олонецкий и Петрозаводский Назарий. В тот день в деревне Сидозеро собралась небывалая масса народа – около 3000 человек. Своим существованием церковь Елисея Пророка обязана петербургскому купцу Александру Семёновичу Андрееву. Именно на его средства был построен храм. Про купца Андреева известно, что он занимался торговлей «ленточным и кружевным товаром» в Гостином дворе на Перинной линии. Что интересно, на момент начала строительства храма, Андрееву было всего 30 лет.
Существует история, почему именно здесь появилась церковь Елисея Пророка. Храм был построен на месте захоронения монаха Елисея, который являлся иноком монастыря на Яблонском острове. В настоящее время, этого острова уже нет – он затоплен водами Подпорожского водохранилища. В смутное время, когда монастырь был разорён поляками, Елисей бежал оттуда и поселился на берегу Сидозера. После смерти Елисея, его могила почиталась местными жителями. Вскоре над могилой Елисея была выстроена небольшая часовня. А в 1870 году был также установлен праздник – день памяти Пророка Елисея, который отмечался 14 июня. В дальнейшем, по многочисленным просьбам местных жителей поднялся вопрос о строительстве церкви.
Елисеевская церковь на Сидозере.
Удивительная по своей красоте, богатой деревянной отделке и необычности, Елисеевская церковь, по нашему мнению, является одной из самых красивых на Северо-Западе России.
Открытый всем ветрам и снегам храм стремительно ветшает. В стене зияет огромная дыра, а красивейшие луковичные главки над алтарём и основным объёмом представляют собой печальное зрелище. Крестов на них давно уже нет.
С восхищением любуемся красотой наружного декора храма.
На стене церкви обращённой к озеру видны следы фасадной краски. Трудно сказать, в какой цвет изначально была выкрашена церковь. Смеем предположить, что цвет был красным.
Фундамент храма сделан из мощных тёсаных камней. При должном уходе, церковь Елисея Пророка простояла бы ещё не одну сотню лет, а сейчас же, можно только догадываться, сколько ей жить осталось… Церковь ещё можно спасти. Но кому это нужно?
Завершив наружный осмотр, осторожно проходим в колокольню храма.
Как обычно, вскрытые полы в притворе храма.
Крепкая деревянная лестница на колокольню. Невольно обращаешь внимание, насколько основательно выстроена церковь.
С помощью несложных акробатических упражнений поднялись на самый верх колокольни.
Берега Сидозера, которые каких-то 100 лет назад были густо заселены людьми.
Там же, в колокольне, обнаружилась знатная лежанка.
Судя по почерневшему дереву, этой надписи много десятков лет.
Непередаваемое чувство. Когда восхищение перемежается с большой грустью…
Больно видеть, как церковь самоотверженно борется со временем, природой и человеческим равнодушием.
Идём внутрь церкви.
Когда видишь вскрытые полы, вырванные доски, следы обугленного дерева – ощущение, что у некоторых людей вообще не осталось ничего человеческого. Что в церкви можно найти, на чём поживиться? Медный крестик? А люди лезут сюда вновь и вновь, с ломами и лопатами. Алчность лишает людей рассудка.
Алтарная часть храма. У задней стены стоит часть иконостаса.
Немногочисленные дачники ещё приходят сюда помолиться…
… и поставить свечку.
Внутренний объём храма. Вначале удивляешься размерам церкви, невольно забывая о том, что в лучшие годы в деревне Сидозеро было многолюдно. И все, от мала до велика, посещали религиозные службы. В зимний период церковь отапливалась двумя печами. Сейчас же – одна печь опрокинута, а у другой сломан дымоход.
Монетки на камне. С какой целью их оставляют?
Белый с позолотой иконостас.
Сейчас невозможно это увидеть, но можно представить, как светло и празднично было в храме в солнечную погоду.
Опрокинутая печь. То ли прогнившие доски пола не выдержали, то ли современные варвары показывали свою молодецкую удаль… Трудно называть людьми тех, кто бесчинствует в оставленных церквях.
Решётка на окнах не спасла храм от разорения.
Огромная дыра в кровле.
Бросаем прощальный взгляд на Елисеевскую церковь и, в который раз вспоминаем про олимпиады, стадионы на Крестовском острове, керченские мосты и другие «стройки века». Если ли какой-то большой смысл во всём вышеперечисленном, когда настоящая красота и настоящая история день за днём, год за годом потихоньку превращается в тлен. Можно сколько угодно рассуждать, что в этой деревне никто не живёт и церковь никому не нужна. Но нам по-настоящему становится грустно, понимая, что наши дети, всего лишь через несколько лет, уже никогда не смогут увидеть эту красоту.
Прогулка по заброшенной деревне Сидозеро
Деревня Сидозеро ныне не существует ни на одной карте. Сидозеро перестало быть деревней, сейчас это урочище, т.е место покинутое людьми. Недалеко от храма, на самом берегу озера, притаилась небольшая уютная банька.
Эх, протопить бы баньку, да от души попариться – разогнать грустные мысли.
Даже банные веники тут есть.
А чуть поодаль – рядом с брошенным домом, гнуться яблони под весом множества плодов.
В умершей деревне эти яблоки уже никому не нужны.
Мы собрали полный рюкзак наливных сочных яблок. Хозяева этого дивного фруктового сада вряд ли будут на нас в обиде…
Одинокий домик на краю озера. К избе ведёт чуть заметная тропинка. Может здесь есть кто живой?
Постучав в дверь, просим разрешения войти. Внутри никого не оказалось, однако создалось впечатление, что хозяин вышел буквально на минутку.
Чистое бельё на кровати. Полевые цветы на подоконнике.
Запас дров и нехитрая кухонная утварь.
На входной двери прикреплена расписная доска – поздравление. Проникаешься каким-то непонятным чувством…эх, не передать словами… Живёт ли здесь ещё Евгения Васильевна или эту избушку облюбовали местные рыбаки? …Позже выяснилось, что в этом доме живёт в одиночестве отшельник, который не поддерживает контактов с жителями садоводства.
От избушки бросаем прощальный взгляд на Елисеевскую церковь. Стараемся зафиксировать в памяти это мгновение. Сколько ей жить ещё осталось…
И напоследок, две исторические фотографии церкви Елисея Пророка сделанные в 1944 году.
Помимо церкви на Сидозере, мы увидели в этой поездке ещё много чего любопытного! Продолжение нашей поездки по деревянным церквям Подпорожья: Часть 2 и Часть 3