храм родителей сергия радонежского в сергиевом посаде
Официальный сайт Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси.
Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях, – 1308 год.
Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах.
Настоящий день обители полон всевозможных забот. Реставрируются храмы и монастырские здания. В Покровском соборе ежедневно совершаются Богослужения. Сестры исполняют традиционные монастырские послушания – это церковное пение, работа в иконописной и швейной мастерских, подсобном хозяйстве, скотном дворе, благоустройство территории, выпечка просфор и хлеба, приготовление пищи и другое.
На территории обители находится детский пансион для девочек. Воспитанницы получают среднее полное общее образование. В их обучении принимают участие сестры обители, имеющие педагогическое, музыкальное и художественное образование.
Для детей разного возраста открыта Воскресная школа, занятия в которой проходят по субботам и воскресениям. Также в выходные дни открыта библиотека, располагающая большим книжным фондом.
Много различных дел нужно выполнить сестрам за день, но в основание всех монастырских занятий положена молитва.
Расписание богослужений
Заказ треб
Справки по телефону 8 (496) 543-000-5.
Монастырь открыт для посетителей
Телефоны:
8 (496) 543-000-5 (храм),
8 (496) 543-05-18 (канцелярия).
Покровский Хотьков монастырь
Содержание
История [ править ]
Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители великого русского святого — преп. Сергия Радонежского — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.
В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из-за недостатка монастырей в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов, и для монахинь (вот почему в одном монастыре смогли жить, приняв монашество, родители Сергия Радонежского). По сути в те далекие времена монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 г. Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий.
До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным, это значит, что каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от ее труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в нее. В XIX в. в Хотьковском монастыре жили около 400 насельниц. В начале XX в. этому монастырю по штату полагалось иметь 60 монахинь и 60 послушниц, а реально в 1916 г. их было соответственно 70 и 67.
С начала XIX в. Хотьковский монастырь стал выполнять новые для него функции: он стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвиненных в непослушании и несмирении; кроме того, сюда насильно помещали женщин-мирянок, осужденных на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, в богадельне для престарелых монахинь, больнице, гостинице, оранжереях, на скотных дворах и в других подразделениях монастырского хозяйства.
Ежегодно в октябре под стенами Хотьковского монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка (получившая название по соборному храму обители — в честь Покрова Пресвятой Богородицы).
Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители.
В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря отдали детской колонии, в 1921 г. — официально закрыли. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х гг. здесь еще жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались сохранить прежний монастырский уклад жизни. К этому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок».
В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г. последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.) Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она умерла.
Монастырь как религиозный центр постепенно угасал. В середине 1920-х гг. закрыли Никольский собор, а в 1935 г. — Покровский собор. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище. После Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в Покровском соборе разместили маленький завод «Химбыт». Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум.
Архитектурный комплекс Хотьковского монастыря в советский период в значительной мере утратил свою историко-культурную и художественную значимость. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, а также драгоценные камни, иные ценности монастыря были конфискованы, судьба их неизвестна. Монастырские здания были перестроены или разрушены, снесли даже архитектурно-художественную доминанту монастыря — колокольню. В 1930-е гг. мрамор от соборов Хотьковского монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена «Комсомольская». Серебряную и золотую церковную утварь конфисковали, менее ценную сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг.
В 1987 г. местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 г. в восстановленном Покровском соборе состоялся первый молебен.
В 1990 г. Хотьковский монастырь передали Русской православной церкви.
Хотьковский монастырь был возрожден летом 1992 г.
В 1990-е гг. недалеко от Хотьково, рядом с селением Радонеж, монастырю выделили 30 га богатых лугов. Теперь у монастыря есть условия для развития молочного хозяйства. Для восстановления монастыря и развития его хозяйства нужны здоровые, молодые, трудоспособные люди.
Число насельниц монастыря год от года увеличивается.
Современное состояние [ править ]
Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10—14 лет. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие свое призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование.
В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.
На территории Хотьковского монастыря организован музей.
В наши дни возрожден благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в нынешнем Покровском храме.
Праведные Кирилл и Мария, Сергия преподобного нам явившие
В год 700-летия преподобного Сергия Радонежского Русскому Православию и всему Русскому Миру приходится претерпевать непростые испытания – словно снова тьма земная ополчилась против нас.
Наши верные отвечают на вызовы духовными деяниями. 16 июля крестным ходом из подмосковного Покровского Хотькова ставропигиального монастыря на Благовещенское поле Сергиева Посада прошли десятки тысяч паломников; возглавил шествие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Расстояние немалое – чуть ли не два десятка километров. В чем тут дело? Почему – Хотьково?
Русское Православие помнит и почитает не только своих святых, но и их родителей. Это очень естественно – понять, от какой яблоньки пришлось в нашем саду такое ценное, целительное яблочко, и уважительно преклониться. Всегда с отрадой узнаешь о семье, в которой рожден и воспитывался тот или иной подвижник. Приходишь ли к месту в Юрьеве-Польском, где стоял дом, в котором жила семья и где родился преподобный Никон Радонежский, второй игумен Свято-Троицкий, ученик преподобного Сергия, или замрешь на холме в Боровске, в кладбищенской часовенке над могилой Иоанна и Фотинии, родителей преподобного Пафнутия Боровского, или подумаешь в Курске о дворе, через который проносили больного Прохора Мошнина, ставшего потом Саровским чудотворцем Серафимом, да вспомнишь его родителей Исидора и Агафью.
С особым почитанием русский народ относится к родителям одного из столпов Русского Православия – преподобного Сергия Радонежского, привившего Руси удивительное учение о Святой Троице, вскормившего целую плеяду святых подвижников, наставившего преподобного иконописца Андрея Рублева на создание великой иконы «Святая Троица», благословившего на жертвенную и важную битву святого благоверного князя Димитрия Донского.
А в 2012 году отмечалось 675 лет преставления святой четы. По людским меркам – это срок огромный, а у вечности, понятно, времен нет.
Такому детищу… подобало иметь и родителей святых
Говоря о Кирилле и Марии, блаженный Епифаний, автор Сергиева жития, писал: «Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию, должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь апостола: “Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы” (Евр. 13: 2)».
Столетиями покоились Кирилл и Мария там, где почили, – на Радонежье, в Хотькове.
Справочники утверждают, что начало городку Хотькову положил Покровский Хотьков монастырь, основанный здесь в 1308 году. Считается, что название населенный пункт получил от фамилии помещика Хоткова, коему принадлежал. Кое-кто выводит топоним от древнеславянского имени Хот, или Хотьк. Расположено нынешнее Хотьково на реке Паже, в 60 км к северо-востоку от Москвы и в 11 км к юго-западу от Сергиева Посада, это железнодорожная станция на линии Москва–Ярославль.
Место это – воистину необыкновенное. Рядом – село Радонеж, где жили родители Сергия Радонежского, неподалеку – Троице-Сергиева Лавра. Отсюда пешком совсем недалеко и до Абрамцева, ставшего знаменитым уже в XIX веке, прославленного именами выдающихся живописцев и других деятелей русской культуры. Это ведь в Абрамцеве, среди здешних пейзажей, великий М. Нестеров написал знаменитую картину «Видение отроку Варфоломею» – о чуде, в результате которого потом из отрока вырос преподобный Сергий.
Живописно тут, отрадно, благодатно. Да и может ли быть неблагодатным место, рождающее национальных духовных окормителей?
Кто же были эти люди, Кирилл и Мария? Жития расскажут, что происходили они из знатных ростовских бояр и проживали неподалеку от Ростова Великого, в своем поместье. Кирилл, состоявший на службе у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, не раз сопровождал своих руководителей в Золотую Орду. Был вполне безбеден, однако не гнушался простыми сельскими трудами и заботами.
Рассказчики жития праведной Марии уподобляют ее святой Анне, матери пророка Самуила, поскольку вместе с супругом она дала обет: в случае рождения мальчика отдать его Церкви. И – родился второй сын. Это воистину космическое для Руси событие произошло 3 мая 1314 года. А на сороковой день, 11 июня, младенец был окрещен Варфоломеем в честь небесного соименника, апостола, почитающегося в этот день. (Год рождения теперь утвержден Церковью, историки же, в том числе старые церковные, называли также 1319 и 1322 годы.)
Иерей Михаил, нарекший младенца, указал родителям примеры из Библии, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу, в частности, слова апостола Павла: «Бог воззвавый мя от чрева матере моея явити сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех» (Гал. 1: 16) и другие. Батюшка предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
Мать сразу обратила внимание: когда ела мясо, грудник отказывался от материнского молока, а по средам и пятницам вовсе отказывался питаться. Подобное постническое обыкновение Варфоломей сохранил и вырастая, порой этим тревожа мать.
Разные нестроения, а в наибольшей мере, по слову преподобного Епифания, «великая рать, или нашествие Туралыково, в 1327 году», крайне неблагоприятно сказались на материальном состоянии Кирилла и почти довели до нищеты, что стало причиной переселения семейства из Ростовского княжества в Московское, в село Радонеж.
Из-за возраста Кирилла на московской княжьей службе заменил Стефан, уже состоявший в браке. Третий сын Кирилла и Марии, Петр, тоже уже обзавелся своей семьей. Варфоломей же, по достижении двадцатилетия, попросил у родителей благословения на иночество. Родители лишь попросили его дождаться их кончины.
Дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям
Как возвышенно и трепетно пишут православные источники, «дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ». То есть, преклоняясь возрастом, приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму – в Покровском Хотьковском монастыре, тогда имевшем два отделения – для старцев и стариц, находившемся в 3 верстах от Радонежа. Примечательно, что Стефан, тогда же похоронивший в Хотьковском монастыре жену Анну, передал двоих сыновей на поруки брату Петру и его супруге Екатерине и тоже принял монашеский постриг, стал ухаживать за своими немощными родителями. Впоследствии – избрал пустынножительство и удалился из монастыря.
Схимники-бояре вскоре отошли ко Господу, в 1337 году, перед блаженной кончиной благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их в Покровской обители, которая с того времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.
Уже будучи игуменом, преподобный Сергий нередко приходил к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Словно указывал на необходимую духовную связь. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву обитель, богомольцы приходили в Покровский Хотьков монастырь, чтобы потом «явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».
Особенно проявилось заступничество Кирилла и Марии при моровой язве 1770–1771 годов, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах.
В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, хотя свидетельства о связанных с ними чудесах были и раньше. Летопись монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество при страшной моровой язве в 1770–1771 годах, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей Преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. Они сыздавна местно почитались в монастыре: уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия его родители изображены с нимбами.
Фото07 – Рака с мощами прпп. Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотькова монастыря в начале XX в.
Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек.
Мощи были упокоены в склепе на территории монастыря, причем без каких-либо знаков или надписей на склепе.
Лишь в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария тоже были прославлены в соборе Радонежских святых.
В 1989 году Покровский храм бывшего Хотькова монастыря был возвращен Церкви, и в том же году, в день празднования преподобного Сергия, сюда были перенесены мощи его праведных родителей.
Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября, 18 января (старого стиля), 6 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Молитва преподобным Кириллу и Марии,
родителям преподобного Сергия Радонежского
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Хотьково. На поклонение к родителям Сергия Радонежского, святым Кириллу и Марии
Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. В четырех верстах от Ростова Великого, по преданию, находилось их имение. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, прилежали молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия.
У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им другого сына, Варфоломея, в будущем — преподобного Сергия Радонежского. Еще до рождения Варфоломея Господь явил знамение Своего благоволения будущему подвижнику: однажды во время Божественной литургии ребенок во чреве Матери трижды громко воскликнул. Праведные супруги дали обет: если родится младенец мужского пола, посвятить его на служение Церкви и Богу
После Варфоломея у Кирилла и Марии родился третий сын — Петр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и чистоте. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его. И чудесным образом, через явление таинственного инока, Варфоломею дан был великий дар Божий — познание книжного учения.
Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, в земле Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям.
В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь, находившийся в трех верстах от Радонежа и в то время объединявший две обители: для старцев и для стариц. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу.
Покровский Хотьковский женский монастырь основан жителями Радонежской волости как мирской монастырь, в котором одновременно проживали и мужчины и женщины. В 1544 подчинен Троице-Сергиеву монастырю и преобразован в женский, с 1764 самостоятельный. В XIX в. разросся как один из центров паломничества рядом с Троице-Сергиевой лаврой и единственный в северо-восточном Подмосковье женский монастырь.
Ограда построена в 1781, отдельно стоящая колокольня (не сохр.) в 1834, келейные корпуса XIX в. В 1921 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1928, постройки заняты под жильё, школу механизаторов, к 1980-м частично заброшены. Вновь открыт в 1992 на части территории.
В настоящее время имеет статус ставропигиального монастыря. Хотьков Покровский монастырь находится в десяти с четвертью верстах от лавры по направлению к Москве и по Московской железной дороге, которая идет мимо монастыря и которая имеет у него свою первую станцию от Троицы. Стоит на реке Паже.
О начале Хотькова монастыря нет сведений, но он основан, или составился, не позднее первой четверти XIV века, ибо в 1335-1336 годах в нем постриглись а позднее были погребены родители преподобного Сергия Радонежского.
Адрес Покровского Хотьковского женского монастыря: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20.
Елизавета (7 лет)— В монастыре мне запомнились мощи святых, просфора и макароны в трапезной.
Усыпальница рода Сергиева в Хотьково
Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских являются главной святыней Покровского женского монастыря в Хотьково. Почитание родителей преподобного Сергия, закончивших свою жизнь в этой обители, зародилось почти одновременно с почитанием самого Сергия Радонежского. Под резной деревянной сенью над ракой в Покровском соборе можно также увидеть интересную икону «Рода Сергиева». На этом образе помимо Сергия, Кирилла и Марии изображены еще пять его родственников. Эта святыня олицетворяет влияние семьи на путь великого русского святого.
Три фигуры на переднем плане иконы «Рода Сергиева» имеют нимбы над головами. Слева от изображения гроба Кирилла и Марии стоит их сын Сергий Радонежский, в центре в архиерейском облачении – их внук ростовский святитель Феодор, а справа старший сын – преподобный Стефан. Фигура третьего сына Петра находится справа и без нимба. На втором плане с левой стороны стоят две женщины: одна в желтом, а другая в красном платье. Это жены сыновей – Анна и Екатерина.
Не будет преувеличением сказать, что именно в Хотьково началась история знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Из жития Сергия Радонежского, составленного монахом Епифанием в XV веке, нам известно, что отец преподобного был знатным боярином из Ростова. В силу обстоятельств Кирилл со своей женой Марией и тремя сыновьями: Стефаном, Петром и Варфоломеем – будущим Сергием – вынужден был переселиться из Ростова в село Радонеж. Когда дети выросли, супруги решили по старинному обычаю принять монашеский постриг, чтобы достойно подготовиться к смерти. Для этого Кирилл и Мария выбрали Покровский монастырь в Хотьково, который находился недалеко от их дома.
Хотьковский монастырь выделялся тем, что в нем могли вместе жить монахи и монахини. Такие монастыри существовали на Руси вплоть до царствования Ивана Грозного, когда согласно соборному определению инокам и инокиням было запрещено жить в одной обители. Таким образом, Кирилл и Мария, уйдя в монастырь, можно сказать, не расставались друг с другом и после кончины были погребены вместе. Старший сын благочестивых супругов Стефан, хотя и женился, также был склонен к монашеской жизни. Его жена Анна рано умерла, поэтому Стефан решил постричься в монастыре в Хотьково, куда прежде ушли его родители. Двух малолетних сыновей он, вероятно, отдал на воспитание в семью брата Петра.
Вскоре после кончины родителей к Стефану в Покровскую обитель пришел его младший брат Варфоломей, который также желал иночества. Он убедил Стефана уйти в лес в более уединенные и безлюдные места. Тогда в Хотьково, можно сказать, и зародилась мысль двух братьев-пустынников основать Троицкий монастырь. Варфоломей и Стефан покинули Покровскую обитель и, исследовав разные места, остановились в десяти верстах от Хотьково на холме Маковец, где срубили церковь в честь Святой Троицы. Стефан, будучи одним из основателей знаменитой в будущем обители, вскоре покинул младшего брата и уехал в другой монастырь. Сын Стефана Иоанн позже последовал примеру дедушки и бабушки, отца и дяди и также стал монахом. Он известен в церкви как святитель Феодор. Считается, что по просьбе своего дяди и учителя святого Сергия Радонежского он участвовал в создании Симонова монастыря в Москве, а, став епископом, переехал в родной для семьи Ростов.
Могила родителей преподобного Сергия стала объектом народного почитания с очень давних времен, хотя формально общецерковное признание Кирилла и Марии Радонежских святыми состоялось лишь в 1992 году. Их могила с XIV века находилась в Покровской церкви. Эта церковь не раз перестраивалась в течение веков. Дошедшее до нас каменное здание собора было построено в 1816 году. Могила преподобных находится сегодня внутри Покровского храма в трапезной части с правой стороны. О том, что народное почитание радонежской четы началось задолго до официальной канонизации, свидетельствует богато украшенная сень над их гробом, которую можно увидеть на дореволюционных фотографиях Покровского собора.
В период закрытия монастыря в XX веке останки были вынесены из церкви и погребены в земле недалеко от Покровского собора. С момента восстановления монастыря в 1992 году мощи родителей Сергия вернулись в храм, а на монастырском погосте установили памятную плиту, с указанием места, где они покоились в советские годы. Там же на погосте в 2010 году был установлен красивый резной каменный крест с барельефными изображениями Иисуса, ангелов, предстоящих святых, а также Кирилла и Марии Радонежских. Из надписи на этом кресте мы узнаем, что в Хотьковском монастыре помимо родителей преподобного были погребены и другие его родные: старший брат Петр, племянник Климент и две невестки Анна и Екатерина.
Паломники в старые времена имели негласный обычай перед посещением Троице-Сергиевой лавры и гроба радонежского праведника, обязательно зайти в Покровский монастырь в Хотьково, чтобы поклониться родителям преподобного. Такая последовательность паломнического пути была вполне логична для богомольцев, двигавшихся из Москвы, ведь Хотьково располагалось прямо на их пути в Сергиев Посад. Более того, сама планировка монастыря и сейчас представляет собой вытянутый прямоугольник. Все храмы и постройки группируются не вокруг какого-то главного собора, а по обеим сторонам своеобразной центральной «улицы» обители, которая в старину являлась одновременно отрезком длинного паломнического пути в Лавру.
Совсем другой маршрут был у паломников северо-востока страны, которые двигались, например, из Ярославской губернии. Им по пути был ближе сам Троицкий монастырь с мощами Сергия, а не Хотьково. Однако народное убеждение, что прежде нужно обязательно поклониться гробу родителей святого и испросить у них символического благословения, оказывалось сильнее логики маршрута. Эти богомольцы, достигнув Сергиева Посада, проходили мимо стен Лавры и делали лишние десять верст до Хотьково. Только после поклона преподобным Кириллу и Марии они возвращались обратно к Лавре.
Сегодня архитектурной доминантой монастыря является Никольский собор, построенный в 1904 году архитектором Александром Афанасьевичем Латковым. Более старый Покровский собор, где покоятся мощи родителей Сергия, после постройки второго храма оказался как бы в тени массивного здания из красного кирпича, напоминающего чем-то византийскую греческую архитектуру. Александр Латков до революции в течение двадцати лет был лаврским зодчим. Им были построены многие здания в Троицкой обители и ее скитах. Любопытная постройка Латкова сохранилась в Москве недалеко от метро Римская. Речь идет о часовне «Проща» Спасо-Андроникова монастыря, которая стоит, зажатая с двух сторон магазинами и кафе, на улице Сергия Радонежского. По преданию, часовня была поставлена на том месте, где святой Сергий попрощался со своим учеником Андроником, поручив ему возглавить Спасский монастырь на реке Яузе.