храм рождества богородицы на куликовом поле
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Монастырщино)
Мiръ Россия Тульская область село Монастырщино Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Монастырщино)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1884 году по проекту архитектора Александра Бочарникова. Закрыт в 1930-е годы, в здании располагался склад, потом музей. Находится в совместном использовании с музеем «Куликово поле».
Содержание
История [ править ]
С момента своего создания храм в селе Монастырщина обладал исторической ценностью, как памятник времен Куликовской битвы.
По преданию, на месте села Монастырщина русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а Царские врата иконостаса для храма были подарены преподобным Сергием Радонежским.
Строительство каменного храма по проекту архитектора Александра Бочарникова началось в 1850 году и продолжалось многие годы, так как велось на личные средства прихожан – небогатых местных жителей.
В период с 1867 по 1875 годы здесь был сооружен придел во имя Архистратига Божия Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году.
Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) российская газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля.
После завершения строительства церкви в 1884 году здесь стали совершать регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стал проходить крестный ход до памятника-колонны Дмитрию Донскому на Красном холме.
В 1930-е годы храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены, помещение храма стало использоваться под склад.
Здание было отреставрировано к юбилею Куликовской битвы в 1980 году и занято музеем.
Богослужения возобновились в 1990-е годы.
Современное состояние [ править ]
Находится в совместном использовании с музеем-заповедником «Куликово поле», постоянного прихода не имеет.
Музей-заповедник «Куликово поле» и Тульская епархия выступили с инициативой по сбору средств на восстановление придела Сергия Радонежского с царскими вратами XVI века.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская область, Кимовский район, село Монастырщино.
Паломнику [ править ]
Божественная литургия служится в 9.00 в воскресные дни, памятные даты воинской славы, двунадесятые праздники.
В храме на Куликовом поле восстановили придел с иконостасом и копией уникальных Царских врат
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Монастырщино Тульской области, являющегося памятником Куликовской битвы, восстановлен исторический придел в честь преподобного Сергия Радонежского.
Специально для придела по сохранившимся изображениям мастера также воссоздали иконостас с копией уникальных Царских врат XVI века, хранящихся в Государственном историческом музее, сообщает сайт музея-заповедника «Куликово поле».
Современный храм Рождества Пресвятой Богородицы на Куликовом поле был возведен в конце XIX века. Придел Сергия Радонежского был обустроен в нем последним и освящен накануне празднования 507-й годовщины Куликовской биты в 1887 году.
Специально для этого придела на народные средства в Петербурге изготовили иконостас с уникальными Царскими вратами XVI века. Эти врата были доставлены в Монастырщино в XVII веке из Донского монастыря Москвы, к которому в то время были приписаны земли Куликова поля и деревянная церковь.
Отмечается, что именно благодаря Царским вратам редкой стрельчатой формы щита с необычными киотами и подзором внизу иконостас придела Сергия Радонежского считался образцом «русского стиля».
«Похожие орнаменты резных украшений можно увидеть в басме на новгородских иконах 30-40 годов и середины XVI века, а также на ряде среднерусских басменных окладов икон XV-XVI веков, на оловянных накладных украшениях придельных иконостасов 1564 года в Благовещенском соборе Московского Кремля, басме суздальских икон XVI века, среди иллюстраций арабескового орнамента в книжной гравюре 60-годов XVI столетия», – говорится в сообщении.
В первые десятилетия советской власти Царские врата вывезли из заброшенного храма в Коломенское, а после Великой Отечественной войны они оказались в Государственном историческом музее.
Уникальные врата стали основой для восстановления иконостаса, все конструкции которого воссоздали специалисты «Софрино» по архивным материалам, в соответствии с современным архитектурным обликом церкви и на основе исследований подлинника.
Каркас и основа новой алтарной преграды придела выполнены из хвойных пород дерева, накладные резные элементы – из бука. Уточняется, что твердая порода помогла избежать дефектов при резке орнаментов, их впоследствии украсили сусальным и белым золотом.
В музее-заповеднике подчеркнули, что вернуть исторический облик старейшему храму Куликова поля помогли народные пожертвования, сбор которых благословил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.
Имена жертвователей и организации, участвовавшие в восстановлении исторического Сергиевского придела, размещены на сайте музея-заповедника в Книге Памяти. Освящение придела состоится 28 июля 2021 года.
Лики поля Куликова
628 лет назад в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялась Куликовская битва. В Москве сохранились памятники тех древнейших времен, связанные с первой победой Руси, которая открыла путь к великому стоянию на Угре и национальной свободе.
По преданию, однажды ночью св. Феодору, племяннику преподобного Сергия Радонежского, который подвизался с ним в Троицком монастыре, было чудесное видение. Во сне ему явилась Царица Небесная и молвила: «Иди из монастыря и найди место для собственной обители». Другое предание гласит, что во время ночной молитвы он услышал таинственный Глас, велевший ему идти в пустыню и основать обитель, в которой будут спасаться многие иноки.
Св. Феодор, родившийся в 1341 году, был сыном Стефана, старшего брата преп. Сергия. Преподобный сам постриг племянника в иноки, когда тому было всего 14 лет, и собирался вверить ему управление своей обителью в будущем, но тот задумал основать собственный монастырь.
Преподобный Сергий опасался, что юноша не справится с таким делом, но племянник так упрашивал его, столь тверд был в своем желании, что святой игумен увидел в этом Божественный Замысел, а когда тот рассказал ему о чудесном видении, дал благословение. Было это в конце 1360-х годов.
По преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил московского великого князя Дмитрия Иоанновича с воинством иконой Богоматери, той самой, что потом была прозвана Донской. Икону водрузили высоко на древке, как хоругвь, и весь поход она оставалась при русском войске: перед ней молился великий князь, перед тем как отправиться в бой, а в день сражения ее носили по рядам войск. По другой, более известной и принятой версии, ее поднесли великому князю донские казаки, которые вышли на битву со своей иконой и после сражения подарили ее государю.
А в своей любимой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове великий князь похоронил Пересвета и Ослябю, погибших на поле брани. Известная точка зрения, что Ослябя остался жив и в 1398 году участвовал в посольстве в Константинополь, подвержена сомнению: в летописном повествовании упоминался не он, а Иродион Ослебятя, его родственник. Андрей Ослябя пал на Куликовом поле и упокоился рядом с Пересветом, в особой каменной палатке подле стен храма. Такое решение князь принял и потому, что церковь была посвящена празднику, в который пришла на Русь первая, великая победа. Так Донской хотел почтить своего духовника, преподобного Феодора, вдохновить воинов на новые ратные подвиги, и оставить святых иноков при себе, в своей домовой церкви, как благословение Сергиево. С того времени церковь стала местом паломничеств и государей, и простых москвичей и всех русских людей. После смерти Дмитрия Донского от полученных ран в этом храме слезно молилась его вдова.
Исполнила Евдокия и завет мужа, оставаясь соправительницей сына Василия. В грозном 1395 году, когда на Москву шел хан Тамерлан, именно она повелела принести для защиты столицы Владимирскую икону Богоматери. Остаток жизни великая княгиня провела в богоугодных делах. Основывала сиротские приюты, помогала вдовам, погорельцам, беднякам. Никто не знал о ее замысле уйти в монастырь. Она всегда появилась на людях радостная, в богатых пышных одеждах, подкладывая подушки, чтобы скрыть худобу от постов и ночных молитв, а под ними носила железные вериги.
По легенде, в октябре 1812 года, когда армия Наполеона оставила Москву, первый благовест раздался с колокольни Рождественского монастыря, хотя другое предание относит это событие к Страстному монастырю.
Счастливо сложилась и судьба Рождественской церкви в Кремле. В начале XVI века она тоже была перестроена Алевизом Фрязиным. А когда возводили Большой Кремлевский дворец по проекту Константина Тона, император Николай I пожелал, чтобы домовыми при нем остались старые теремные церкви. Их требовалось отреставрировать подобающе роскошному дворцу. И тогда архитектор Тон установил в Рождественском храме изящный серебряный иконостас, а расписать его намеревались в строгом древнерусском стиле по образу Успенского и Архангельского соборов. Из этой идеи ничего не получилось. Иконы были написаны в мягком греческом стиле, а свод храма украсили звезды, наподобие ночного неба. Службу здесь совершали только по воскресеньям и в двунадесятые праздники. Прихожанами стали чиновники Московского дворцового управления и придворные служащие. Оттого в этой церкви 23 сентября 1862 года Лев Толстой венчался с Софьей Берс, которая была дочерью кремлевского врача.
Революция закрыла все кремлевские храмы, но этой церкви повезло: она не была разрушена и не была разорена. Есть свидетельства, что недалеко от этого храма расположилось помещение знаменитого кинотеатра, и Сталин, направляясь на очередной сеанс, порой любил заходить в эту церковь и побыть в одиночестве.
Из Куликовских святынь погиб Вознесенский монастырь в год великого перелома. Захоронения перенесли в подклет Архангельского собора, и когда поднимали каменный саркофаг Евдокии, он раскололся, словно в предзнаменование бед, которые вновь ожидали страну. Зато в наше время отрадным событием стало строительство в Кожухово храма Александра Невского с приделом во имя святых Пересвета и Осляби, заложенного в мае 2005 года накануне 60-летия Победы. Очень символично, что он приписан к церкви Рождества Богородицы в Симоново.
Музей «Куликово поле» объявил о воссоздании храма Рождества Богородицы
Государственный музей-заповедник «Куликово поле» выступил с инициативой возвращения исторического облика храму Рождества Богородицы в селе Монастырщино, построенного рядом с местом погребения павших русских воинов, и объявил всероссийский сбор средств на его воссоздание, сообщает РИА Новости.
Речь идет, прежде всего, о воссоздании придела преподобного Сергия Радонежского с копией древних царских врат XVI века в храме Рождества Богородицы. Как отмечает агентство, уже есть реставраторы, готовые выполнить эти работы.
«Это историческая реликвия, которую надо вернуть, воссоздать, дабы люди, приезжающие на Куликово поле со всей страны, увидели тот храм Рождества Богородицы, который был до 1933 года (время закрытия храма)», — цитирует агентство директора музея-заповедника Владимира Гриценко, выступившего на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».
Храм Рождества Богородицы на Куликовом поле
Сам храм Рождества Богородицы, построенный на земле митрополитов Сарских и Подонских (впоследствии Крутицких), упоминается в письменных источниках после 1676 года. Однако в народном предании сохранились сведения о более древней деревянной церкви, существовавшей в селе Монастырщино. Тот первый храм возник по воле князя Дмитрия Донского сразу после Куликовской битвы недалеко от могилы погибших воинов.
В конце XVII века земли села Монастырщино и деревянная церковь были приписаны к Донскому монастырю. Оттуда на Куликово поле и прибыл уникальный памятник древнерусского искусства 50-60-х годов XVI века — деревянные царские врата, которые находились там до момента строительства нового каменного храма в Монастырщине в 1865—1884 годах.
Царские врата имеют высокую художественную ценность: их поверхность покрыта липовыми досками с мелкой резьбой, сами врата имеют стрельчатую форму, что необычно для древнерусского искусства XVI века; нехарактерны для этого периода и «кивотцы», в которые помещались изображения святых.
21 сентября Православная церковь отмечает праздник Рождества Богородицы, по светскому календарю совпадающий с Днем воинской славы России.
В дальнейшем храм несколько раз перестраивался, а чудом сохранившиеся на чердаке и отреставрированные в 1885 году врата вместе с иконостасом вновь вернулись в придел прп. Сергия Радонежского в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Но в 1933 г. знаменитый реставратор П.Д. Барановский вывез врата (без иконостаса) в новообразованный музей «Коломенское», а после эвакуации во время войны они оказались в хранилищах Государственного исторического музея, где и пребывают до сих пор.
Храм Рождества Богородицы, не действовавший в советское время (его помещения использовались местным колхозом), был передан в 1997 году музею-заповеднику «Куликово поле», чем было положено начало формированию здесь нового музейно-мемориального комплекса. Одновременно с 1990-х годов храм был в совместном пользовании общины верующих и музея, и в 2001 году его повторно освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Воссоздание святыни всем миром
Как отметил на пресс-конференции заместитель директора музея по науке Андрей Наумов, в данном случае организаторы акции продолжают уже сложившуюся историческую традицию.
«Все наши храмы, памятники на Куликовом поле создавались не только за счет средств местных помещиков и крестьян — это были всероссийские акции. И храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино, и храм Сергия Радонежского на Красном холме, и колонна Дмитрия Донского — православные святыни создавались всем миром, там были сотни и сотни жертвователей по всей России, которые принимали участие в создании этих памятников. И мы следуем этой традиции», — приводит РИА Новости слова А. Наумова.
Фото: Alexxx Malev (CC by-sa 2.0) В отношении финансирования новой всероссийской акции директор музея-заповедника сказал: «Мы пришли к вам, чтобы эта акция приобрела своих сторонников, сейчас у нас нет никакого генерального партнера по этой акции, но очень надеемся, что найдем таких, учитывая, что у нас есть уже практический реальный опыт по восстановлению святынь Куликова поля».
Объясняя определение «всероссийская» в названии акции, Владимир Гриценко заметил: «Мы считаем, что Куликово поле — национальное достояние всей России. Откуда бы ни приехали люди, они будут иметь возможность увидеть храм Рождества Богородицы, каким он был до 1933 года. Все, кто пожелает участвовать материально в этой акции, найдут на сайте музея расчетный счет, также будут проводиться разные благотворительные акции, и каждый желающий сможет внести свою лепту».
Это не первая совместная акция музея, Церкви и общественности по сохранению святынь Куликова поля. Так, в ходе акции «Колокола Куликова поля» для храмов на Красном холме и в селе Монастырщино были отлиты 19 колоколов.
При поддержке Фонда Андрея Первозванного был отреставрирован старейший монумент воинской славы России — памятник-колонна Дмитрия Донского. Фонд также поддержал начинание музея по восстановлению исторического ландшафта эпохи Куликовской битвы.
В рамках акции «Зеленая Дубрава» с 2005 года на Куликовом поле высаживаются молодые деревья на месте утраченных исторических лесных массивов.
Примером взаимодействия музея и Церкви является также тот факт, что в 2010 году музей-заповедник «Куликово поле» добровольно освободил храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля, отдав его для церковного служения. Для музея тогда возвели новое здание. Сергиевский храм был передан Троице-Сергиевой лавре и является подворьем этого монастыря.
МОНАСТЫРЩИНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ
Монастырщинский Богородице-Рождественский храм. Вид с северо-востока. |
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщине Тульской епархии
Храм стоит в 1 км от слияния рек Непрядвы и Дона.
Сказание о первом храме
То же сказание говорит что царские врата иконостаса в храм были подарены преподобным Сергием Радонежским.
Деревянная Богородице-Рождественская церковь
Каменный храм
В 1865 году на месте старого храма была заложена каменная церковь. Архитектором нового храма стал А. Г. Бочарников. Строительство растянулось на годы, так как велось на средства местных прихожан. В 1867 году был выстроен придел во имя Архистратига Михаила, освященный 23 октября 1869 года, где и проходили службы. В 1875 году была построена колокольня. В 1879 году приступили к сооружению главной части храма. Летом 1880 года, когда шла подготовка к празднованию 500-летия Куликовской битвы, было решено обнести оградой место старого погоста, на котором, как предполагалось, были захоронены погибшие в Куликовской битве. Внутри ограды были устроены две часовни, отметившие места престолов старой деревянной церкви. Накануне 500-летнего юбилея газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы,» после чего на церковь стали поступать пожертвования от многих лиц, начиная с самого императора Александра Александровича. Иконостас был сооружен по проекту Н. В. Султанова. Наружные работы по сооружению храма были закончены в 1884 году. Для обогрева храма были изготовлены две круглые железные печи, приспособленные для топки углем. В трапезной церкви был сделан новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского, освященный архиепископом Тульским Никандром 7 сентября 1887 года. Из-за нехватки средств к внутренним работам приступили в 1890 году, и лишь в 1894 году законченный храм был освящен.
После завершения строительства церкви в ней стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. В 1899 году при храме была построена церковно-приходская школа. С 8 сентября 1901 года стал проводиться регулярный крестный ход от храма до колонны-памятника Дмитрию Донскому на Красном холме. В церкви сберегались старинный потир и дискос с медной звездицей, а также Евангелие 1605 года.
Советский период
В 1930-е годы храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, а помещение храма стало использоваться местным колхозом под зерновой склад.
В 1977 году в связи с подготовкой 600-летнего юбилея битвы архитектором О. В. Череватой был выполнен проект реставрации храма и школы рядом с ним. В 1978-1979 годы была проведена реставрация. Работы были выполнены неполностью, однако это не помешало в здании церкви открыть выставку художественных работ, которая в скором времени была закрыта, и здание осталось пустым.
Монастырщинский Богородице-Рождественский храм. Вид с запада. |
Возрождение церковной жизни и музеефикация
В 1997 году здания храма и приходской школы были переданы Государственному музею-заповеднику «Куликово поле,» чем было положено начало формированию нового музейно-мемориального комплекса, открытого 19 сентября 2000 года. Одновременно, с 1990-х годов храм был в совместном пользовании общины верующих и музея. В 2001 году храм повторно освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II [1]. К 625 годовщине Куликовской битве была полностью восстановлена звонница храма.
Архитектура
Кирпичная церковь в духе эклектики, односветный одноапсидный четверик под восьмериком, грани которого завершены закомарами, с трапезной и колокольней.