храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт
Храм Рождества Богородицы с. Никольское-Трубецкое
Официальный приходской сайт
Главная страница
Проезд из Москвы:
— от станции метро «Щелковская», автобусы № 447, остановка «Церковь»,
— внутригородским транспортом — автобусы и маршрутные такси №№ 8,15, ост. «Церковь»
Братия и сестры! В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в расписании богослужений возможны изменения! Будьте внимательны!
Вы можете отправить пожертвование на содержание храма по реквизитам (цель платежа обязательно указывайте «Благотворительное пожертвование») или при помощи QR-кода для оплаты через Сбербанк-Онлайн.
Село Никольское возникло в 1660-е гг. по указу царя Алексея Михайловича. В плане село имело вид креста, а в центре его находился деревянный рубленый трехпрестольный храм во имя святителя Николая.
В начале XIX в. Никольское перешло Трубецким. С этим родом принято связывать возникновение города Балашихи: в 1821 г. ими основана Балашихинская мануфактура.
Каменная церковь в Никольском была построена в 1858—1862 гг. в русском стиле. Церковь одноглавая, соединенная небольшим притвором с невысокой шатровой колокольней. В храме устроены два придела: во имя святителя Николая и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянные вызолоченные иконостасы сохранились до наших дней. Церковь достраивалась на средства фабрикантов Каулина и Хлудова, владевших в округе ткацкими фабриками. Многолетним ктитором храма был председатель правления Балашихинской мануфактуры Павел Григорьевич Шелапутин.
Церковь Рождества Богородицы в Трубецком не закрывалась в годы безбожия, но все же пострадала: в 1920-е гг. храм захватили обновленцы. Лишь в годы Великой Отечественной войны храм вновь наполнился православными верующими.
Дом
Божий
Дорогие братья и сестры!
В красивом Подмосковье на окраине утопающего в лесной зелени города Балашихи среди деревенских домов стоит, возвышаясь, как древний воин, святой храм Рождества Пресвятой Богородицы. Когда-то рядом с ним протекала полноводная речка Малашка. Теперь это заросший кустарником, полузасохший ручей, который приходит в движение, начинает течь и журчать лишь весной во время таяния зимних сугробов. И еще: здесь весной да и в начале лета нередко звучат чарующие слух сольные трели соловьев, воспевающих земную красоту и Бога, дарящего солнечные зори и чудные таланты Своим творениям: тому, кто дивно поет и тому, кто с замиранием сердца благодарно слушает.
А рядом с Малашкой, на некотором возвышении расположен красивый трёхпрестольный кирпичный храм. Его розовые стены украшены белыми оконными выступами, резными навесами и другими архитектурными украшениями, которыми так богато было церковное зодчество девятнадцатого века.
Храм – двухярусный. Он имеет высокую колокольню над папертью и один большой луковичный купол, возвышающийся над кровлей храма. Этот купол – темно-синий, украшен множеством звезд, покрытых позолотой.
Колокольня с часами. Она, как и кровля храма, увенчана небольшим синим куполом. Над каждым куполом, как и положено в Православных храмах, сияя золотом в небесной лазури, возвышается святой крест, как вечный символ и живой свидетель великой победы Христа Спасителя над грехом и смертью, над миром тлена, зла и лжи.
Храм, несмотря на то, что стоит среди мира на грешной земле, но принадлежит он Небу. Его священная миссия – дарить миру Божественную Благодать, духовные свет и тепло каждой человеческой душе, сообщать ей Истину, что она бессмертна, что ее ожидает Вечная жизнь и что эту Вечную жизнь дарит ей Христос Спаситель Своим Животворящим Крестом, венчающим купола церквей…
Трижды перекрестившись и поклонившись Богу у входа в святой храм, мы с благоговением входим туда, где служители Всевышнего совершают священнодействия, где все верующие возносят свои сердечые молитвы Небесному Отцу. Здесь Небо и земля незримо соединяются в едином прославлении неизреченного величия Святой Троицы.
Возгласы священника, каждение диакона, чтение Евангелия и пение хора, свет паникадил, тихое сияние восковых свечей, наполняющих воздух медовым ароматом, лики Небожителей с любовью проникновенно взирающих отовсюду на молящихся, – все это и есть та очищающая, озаряющая и освящающая человеческие души живая и благодатная атмосфера храма, вдохновляющая человека на добрую христианскую жизнь.
Храм – дом Божий, дом молитвы.
И Господь требует, чтобы седьмой день (воскресенье) мы посвящали посещению дома Божия, храмовой молитве.
Конечно, неразумно думать, что Бог нуждается в наших молитвах. Бог, будучи совершенным Существом, не нуждается ни в чем и ни в ком. Он Сам все имеет в избытке. Но по Своему человеколюбию желает всегда и всем, чтобы в избытке всех благ, духовных и телесных, находились и мы – его творения.
Принимая наши молитвы, Бог дарует нам силу веры, укрепление надежды, умножение любви, смирения, терпения, мужества и мудрости, а также всего материального, что необходимо нам для нормальной земной жизни.
Как и во многих храмах Русской Православной Церкви, в нашем храме есть чудотворные мироточивые иконы: Смоленская и Иерусалимская, иконы с мощами святых угодников Божьих и другие святыни.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится под особым покровом Божьей Матери. И не случаен тот факт, что в безбожные богоборческие годы он не был закрыт. Хотя враги Церкви все делали для прекращения службы в нем и его уничтожения.
В настоящее время в нашем храме совершаются богослужения ежедневно. Также ежедневно исполняются все требы и духовные нужды прихожан.
Кроме этого, работает Воскресная школа, в которой дети прихожан изучают закон Божий, занимаются музыкой, пением и рисованием, а также совершают паломнические поездки.
Вот, дорогие братья и сестры, собственно и все, что я хотел поведать Вам вначале.
Крестясь, мы входим молча в храм.
И с неба к нам нисходит Бог.
Он кротко всех обходит Сам
Стезями внутренних дорог.
Склонив в смирении сердца,
Прося за все грехи прощенья,
Мы молим Спаса и Творца
Подать нам слёзы очищенья,
Чтоб смыть проказу тлена, тьмы,
Сердца и души убелить;
Чтоб стали с Ангелами мы,
Творец, Тебя благодарить,
Любить Тебя, Отец Небесный,
За все Таланты и Дары
За Агнца-Сына, подвиг крестный,
Открывший Райские миры.
Ведь меч святого Херувима
Уж не стоит у входа в Рай.
Живи, душа, не умирай!–
Пусть грех и ад проходят мимо.
Храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт
О ХРАМЕ
РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
СЕЛА НИКОЛЬСКОГО-ТРУБЕЦКОГО
Выступает из зелени город,
Колокольня с часами и храм.
Этот город – мистически дорог,
Его храм, что зовет к Небесам.
Балашиха рассветом одета.
Золотистым потоком лучей.
А душа наша храмом согрета,
Огоньками горящих свечей.
И молитвою к Богу живою
Озарена до самого дна.
И горячею, скорбной мольбою
Очищается Духом она.
Рукоплещет колокол звонко
Людям добрым, словам и делам.
Город славный, родная сторонка,
Радость жизни дарящая нам.
Протоиерей Владимир Бороздинов «Город славный».
Село Никольское-Трубецкое возникло в 60-е годы семнадцатого века и певоначально называлось Никольским, или Николаевским. Оно лежало на бывших землях кремлевского Чудова монастыря, после Смутного времени перешедших к первым царям из династии Романовых. Писцовая книга 1573-1574 годов отмечает здесь сельцо Остеево с небольшими угодьями, деревянным монастырским двором и мельницей на реке Пехорке. Эта мельница сохранялась еще столетие спустя и по своему местоположению именовалась Пехорской. К тому времени селение, в шестнадцатом веке обозначавшееся селом, запустело и превратилось в деревню, входившую как и многие окрестные земли в состав Измайловской волости. Как и соседнее Ивановское, Никольское числилось приселком государева дворцового Измайлова.
С самого начала Никольское, буквально созданное по приказанию царя Алексея Михайловича, планировалось как чисто крестьянское поселение, которое согласно записи царского архива, было велено в 1660-е годы заселить 80 крестьянскими дворами. В действительности их было поселено гораздо меньше.
По документам первое упоминание деревянной однопрестольной Никольской церкви относится ко второй половине XVII столетия, когда храм назывался «новопостроенным» (1678 год). По свидетельству священника Тимофея Семенова, в приходе приселка Никольского числились дворы причетников, дворы целовальников и 48 дворов крестьянских. В 1680 году Никольский священник Варфоломей и дьячок Федор доносили в Патриарший Казенный приказ, что существующая деревянная церковь в приселке Никольском «построена вновь на новом месте». Содержание («денежное и хлебное жалованье») причт получал от Приказа Большого Дворца, а церковной земли к храму отмежевано не было.
Постройка церкви сразу подняла статус поселения. Никольское наряду с Гольяновым и Ивановским числилось приселком Измайлова – деревней с церковью. Ее община, состоявшая из крестьян того же приселка, со временем уменьшалась и к 1700 году насчитывала лишь 39 дворов. Церковный причт не имел земли и покосов и содержался на государевой руге (содержании).
В 1700 году, в царствование Петра Великого, казенную ругу давать прекратили, распорядившись причетникам «довольствоваться подаянием приходских людей» (1). В 1717 году в составе Никольского причта числились священник Антип Федоров с двумя причетниками. Схематическое изображение села Никольского и храма святителя Николая сохранилось на уникальном чертеже XVII столетия. На нем хорошо видна планировка самого села, запруженная речка с мельничной плотиной. Храм показан трехглавым, из чего делали вывод о том, что церковь была трехпрестольной. Однако это лишь схематическое изображение, которое не подтверждается документами архивов 2.
Последняя деревянная церковь, простоявшая до постройки каменного храма, была построена в 1790 году. История этой церкви знаменательна и относится к середине XVIII столетия. В числе дворцовых усадебных ансамблей в ближайших окрестностях Москвы известно село Покровское на реке Яузе. С начала XVII века эта местность стала одним из любимых мест пребывания царственных лиц. При царе Михаиле Феодоровиче Покровское принадлежало его матери, инокине Марфе Иоанновне. В этой местности в древности был разбит большой сад и устроены разные садовые забавы. Здесь же были жилые и хозяйственные деревянные постройки.
Императрица Елизавета Петровна
Дворец в Покровском. Фасад. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1752 г. РГАДА.
Тогда же, в 1740-е годы, при дворце была устроена особая деревянная однопрестольная церковь, посвященная Воскресению Христову. Известно, что в 1742 году иконы в новый иконостас написали известный художник-иконописец XVIII столетия «Роман Никитин со товарищи». В январе 1743 года по инструкции М. Г. Земцова изготовили раму для картины «в плафонд» церкви. Как писала О. С. Евангулова, на «чертежах церковь представляла собой в плане прямоугольник, с прямоугольной апсидой и, видимо, колокольней меньшей ширины, нежели основная часть здания» 3.
В конце XVIII столетия, в последние годы царствования императрицы Екатерины Алексеевны, дворцовый ансамбль в Покровском стал терять свое значение как место пребывания знатных особ. Повелением Екатерины Великой в 1790 году деревянная однопрестольная Воскресенская церковь с колокольней была передана в дворцовое село Никольское и поставлена посреди приходского кладбища на месте ветхого храма XVII века.
По благословению Высокопреосвященного митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) перенесенный храм переосвятили в честь святителя Николая. Эта деревянная на каменном фундаменте церковь с небольшой колокольней простояла чуть более 60 лет, когда, по желанию прихожан, была заменена обширным каменным храмом (4).
В иконостасе находилась древняя икона святителя Николая: «иконописная, вышиной 1 аршин 6 вершков, шириной 1 аршин, вверху над ней изображены Господь Саваоф и Спаситель, над Ними Святой Дух в виде голубя, а внизу – преставление святителя Николая». К этой иконе существовал привешенный на серебряной цепочке крест-мощевик, в котором хранились «Спасова Риза, схима Варсонофия Казанского, мощи святого мученика князя Константина Ярославского, святого мученика архидиакона Стефана, святой мученицы Варвары, святого князя Александра Невского и святителя Николая чудотворца»5. В ризнице каменной церкви хранились два напрестольных Евангелия из дворцового храма в серебряных окладах печати 1753 и 1774 годов.
Сохранился специальный геометрический план 1766 года «ведомства Дворцовой канцелярии дворцовой Измайловской волости села Измайлова с селами», и в том числе Никольского. На нем показано место Никольского храма и план селения с крестьянскими домами 6.
Князь Иван Николаевич Трубецкой (1766-1844), женатый на княжне Наталье Сергеевне Мещерской (1775-1852), имел трех сыновей: Николая, Петра и Алексея.
Трубецкие в Никольском не жили. Село для них имело преимущественно хозяйственное значение. В 1833 году в селе числилось 5 мещанских дворов и 48 дворов крестьян (341 человек). В селе упоминалась деревянная на каменном фундаменте однопрестольная церковь святителя Николая с колокольней, «состоящая в твердости». Об основании этого храма записано: «Построена церковь сия блаженной памяти императрицей Елизаветой Петровной в Покровском, а в котором году неизвестно, а в 1790 году по именному повелению императрицы Екатерины Алексеевны пожалована в сие село, на место же перевезена и устроена тщанием прихожан»(9). Причт состоял из священника и двух причетников. По благословению Преосвященного епископа Дмитровского Августина (Виноградского), настоятелем Никольского храма в 1808 году назначили отца Георгия Каринского. Выпускник Славяно-Греко-Латинской Академии, Георгий Семенович Каринский был сыном маститого протоиерея. В 1799 году он получил диаконское место в церкви села Козина Звенигородского уезда, а в 1808 году его рукоположили во священника Свято-Никольского храма в селе Никольском. За достойное поведение во время Отечественной войны 1812 года, когда отец Георгий смог сохранить от французских мародеров церковное имущество и сам храм неоскверненным, Епархиальные власти в 1818 году наградили его крестом с надписью «1812 год» на Владимирской ленте.
Проект часовни на кладбище в с. Никольское-Трубецкое. 1910 г. ЦИАМ.
С 1808 года в пользу причта была отмежевана законная пропорция церковной земли: «под дворами и огородами 920 сажей, под погостом 150 сажен, под проселочной дорогой 840 сажен, а всего 33 десятин 44 сажени» (10). Крестьяне села Никольского в 1832 году совершили условие с причтом Никольского храма о сдаче в аренду церковной земли с платой 300 рублей в год. План на церковную землю, датированный 1850 годом, хранился в церковной ризнице. Интересно, что кроме села Никольского и экономического сельца Ледова, в приходе Свято-Никольского храма уже в 1833 году в даче под названием Блошиха существовал суконный завод и при нем купеческий дом. Всего в приходе церкви святителя Николая числилось 62 двора с населением 441 человек (11).
Памятная доска, сохранившаяся на стене церкви, гласит: «Заложена сия церковь во имя Рождества Божия Матери с престолами Святых Апостолов Петра и Павла и Святителя Чудотворца Николая в 1858 г. июля 20 дня в царствование Императора Александра Николаевича и Митрополита Московского и Коломенского Филарета, старанием священника Дмитрия Николаевича Малинина и старосты церковного московского купеческого сына Александра Илларионовича Горшкова».
Знакомые фамилии: священник состоял в родстве с настоятелем соседнего Покровского храма, а ктитор – из тех купцов Горшковых, которым принадлежала Ткацкая фабрика в Пехра-Покровском.
В 1877 году всю церковь внутри расписали живописным письмом художники мастерской Я.Е. Епанечникова. В 1879 году Богородице-Рождественский храм в Никольском-Трубецком посетил и служил в нем Преосвященный Амвросий (Ключарев), епископ Дмитровский, викарий Московский.
План кладбища с показанием места часовни в с. Никольское-Трубецкое. 1910 г. ЦИАМ.
Главный иконостас был деревянный, вызолоченный на полименте, с резьбой и колоннами, четырехъярусный, и завершался иконописным Распятием с Предстоящими. В местном ярусе располагались иконы Спасителя, Рождества Пресвятой Богородицы (храмовая), икона Божией Матери «Благодатное Небо». Иконостас придела святых апостолов Петра и Павла был так-же четырехъярусным, весь вызолоченный, с резьбой. В местном ярусе помещались иконы Спасителя, святых апостолов Петра и Павла (храмовая), Божией Матери, архидиакона Лаврентия (северная дверь). За жертвенником алтаря этого придела находилась древняя Владимирская икона Божией Матери в серебряной ризе и с венцом. Иконостас левого придела был такой же, как и в правом. В местном ярусе находились иконы Спасителя, Трех Святителей и Учителей Вселенских, икона Божией Матери «Знамение», архидиакона Стефана (северная дверь).
За правым и левым клиросами главного алтаря в особых киотах помещались написанные на кипарисных досках образа святого великомученика Пантелеимона и Казанской иконы Божией Матери, присланные из Афонского Пантелеимонова монастыря.
За правым клиросом главного алтаря в особой иконе посередине располагался ковчег со святыми мощами, числом 21: святого князя Феодора Черниговского, святого Петра Митрополита, первомученика архидиакона Стефана, князя Феодора Смоленского, преподобного Маркелина игумена, святителя Николая Чудотворца, святителя Алексия Митрополита; Антония, Патриарха Цареградского; преподобного Кирилла Белоезерского, преподобного Зосимы Соловецкого, святителя Иоанна Златоуста, святого мученика Стефана Нового, князя Михаила Черниговского, преподобного Антония Римлянина, мученицы Феоклы; святителя Филиппа, Митрополита Московского; святителя Никифора, Патриарха Цареградского; святого юродивого Василия Блаженного, святого князя Всеволода; святителя Ионы, Митрополита Московского; святого Феодора игумена.
Старую деревянную Никольскую церковь на кладбище разобрали, а на месте алтаря воздвигли небольшую деревянную часовню с иконой Святителя Николая (14). Часовня была деревянная, на каменном фундаменте, обшитая тесом, окрашена масляной краской и покрыта железом.
В 1874 году Балашинскую фабрику приобрели известные московские предприниматели И.И. Корзинкин, П.Г. Шелапутин, М.Д. Щеглов и управляющий фабрикой англичанин М.О. Лунн. Тогда же было образовано Товарищество Балашихинской мануфактуры бумажных изделий. В 1879 году на фабрике работало 905 рабочих. Председатель Правления Балашихинской мануфактуры, потомственный почетный гражданин П.Г. Шелапутин (1848-1914), в 1911 году возведенный в дворянское достоинство, основал при фабрике богадельню, больницу, дома для рабочих (15). Искренне православный человек, Павел Григорьевич на дела милосердия тратил огромные суммы. На его средства в 1890-е годы было проведено капитальное обновление Богородице-Рождественского храма. Об этом говорят надписи на святых антиминсах главного престола и Петропавловского придела (священнодействованы митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) 29 октября 1899 года).
Страховая оценка из Хозяйственного управления СВ. Синода. 1910 г. РГИА.
Святой антиминс придела Святителя Николая священнодействован 20 сентября 1892 года митрополитом Московским и Коломенским Леонтием (Лебединским). В течение 1892-1898 годов на средства Балашихинской мануфактуры в Никольском построили дома для причта Богородице-Рождественской церкви: бревенчатый одноэтажный дом священника на каменном фундаменте (1892); бревенчатый, обшитый тесом, на каменном фундаменте дом диакона (1896); бревенчатый, на каменном же фундаменте дом псаломщика (1898). По ходатайству церковного старосты П.Г. Шелапутина в 1896 году Московская Духовная Консистория разрешила открыть в Богородице-Рождественском храме диаконскую вакансию и, таким образом, причт с того времени состоял из священника, диакона и псаломщика. Служивший долгие годы настоятелем храма протоиерей Алексий Писарев (он был ровесником ктитора П.Г.Шелапутина) за усердное исполнение пастырских обязанностей и труды по благоустройству и благоукрашению приходского храма был отмечен благословенной грамотой Святейшего Синода и священническими наградами. Протоиерей Алексий Писарев был законоучителем еще и в Балашихинском фабричном училище, а кроме того, был избран председателем церковно-приходского попечительского совета. Все то, что организовывал, строил, обустраивал ктитор храма П.Г.Шелапутин, духовно наполнял отец настоятель.
В 1897 году на пособие Балашихинской мануфактуры при храме в Никольском открыли церковно-приходскую школу, которая помещалась в специально построенном здании: «дом бревенчатый, с квартирами учительницы и церковного сторожа, бревенчатый на каменном фундаменте, обшит тесом, окрашен масляной краской, отапливается голландской печью». При школе были устроены погреба, сарай (16).
С 1893 года церковным старостой храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольском-Трубецком Московского уезда избрали московского мещанина Митрофана Александровича Прохорова. За свою деятельность в пользу церкви па должности ктитора он был награжден большой золотой медалью (1904 год), а также получил большую золотую медаль от Кирилло-Мефодиевского Братства (1909 год).
В августе 1910 года Консистория препроводила в Строительное отделение Губернского правления предложение и проект каменной часовни на кладбище села Никольского-Трубецкого. Этот участок кладбища был вновь отведен Товариществом Балашихинской мануфактуры из части Никольского лесного имения Московского уезда Пехорской волости. На сохранившихся проектных чертежах нет подписи архитектора 18.
Революционные брожения в обществе 1917-1918 годов тяжело отразились на состоянии церковной жизни Московской епархии, особенно в промышленных районах Московской губернии. Балашихинская мануфактура в 1918 году была национализирована. Пехорская волость была переименована новыми властями в Разинскую. Общий беспорядок и беззаконие отразилось и на положении храма в Никольском.
В июле 1917 года злоумышленники проникли в церковь и украли многие ценные серебряные ризничные вещи. По декрету 1918 года Церковь была лишена права владеть недвижимым имуществом, и все церковные постройки были муниципализированы, это касалось и домов причта. Школа была отделена от Церкви, поэтому закрыли церковно-приходские школы и запретили обучение детей религиозным предметам. Все это коснулось и прихода села Никольского-Трубецкого. Местные власти муниципализировали церковную недвижимость, конфисковали капиталы причта и церкви в Государственном банке, отобрали здание церковно-приходской школы, превратив ее в советскую школу 1-й ступени. Причт и членов их семей лишили избирательных прав, сделав их беззащитными от государственной большевистской машины.
В период кампании по конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья в марте-апреле 1922 года в Богородице-Рождественском храме села Никольского-Трубецкого уездной комиссией были изъяты следующие предметы: риза с иконы святителя Николая, риза с Владимирской иконы Божией Матери, оклады с Евангелий среднего и малого формата, пять напрестольных сребровызолоченных крестов, два комплекта богослужебных сосудов, ковчег для хранения Святых Таин, серебряное кадило 20.
В 1923 году в причте церкви Рождества Пресвятой Богородицы произошли изменения: из храма Ермаковской богадельни в Москве в село Никольское перевели священника Владимира Померанцева. Тогда же назначили диаконом вернувшегося с гражданской войны Николая Богомолова.
По соглашению с Управлением милиции Разинской волости от 1 октября 1925 года православной общине Богородице-Рождественской церкви села Никольского-Трубецкого передали в пользование лишь здание «каменного одноэтажного храма с колокольней», остальные церковные строения к тому времени уже были муниципализированы (22).
Сохранился список членов церковного совета храма Рождества Пресвятой Богородицы, датированный 1927 годом. В приход, кроме села Никольского-Трубецкого Разинской волости Московской губернии, входила деревня Ледово Щелковского района, а также Балашихинская прядильная фабрика. Настоятелем церкви показан протоиерей Владимир Иванович Померанцев 57 лет, диаконом-псаломщиком упоминался Николай Васильевич Богомолов 29 лет. Председателем церковного совета избирался Алексей Федорович Горшков 48 лет22. Известно, что в отличие от большинства православных храмов, состоящих в Разинской (позже Реутовской) волости, церковь в Никольском-Трубецком приняла обновленческую ориентацию и подчинялась обновленческому Высшему Церковному Управлению (ВЦУ). Деятелем «обновленческого» раскола стал протоиерей Владимир Померанцев. Позже, уже в разгар сталинских репрессий 1930-х годов, настоятелем Богородице-Рождественской церкви стал священник Василий Копытов. Присутствие в обновленческом расколе подтверждают и данные списка обновленческих храмов, датированного 1936 годом, где под №8 упоминается храм села Никольского-Трубецкого Реутовского района с причтом, протоиереем Василием Копытовым и протодиаконом Владимиром Дмитриевским 23. К 1940 году в Реутовском районе Московской области оставались действующими лишь пять храмов, в том числе и в Никольском-Трубецком.
Лишь в годы Великой Отечественной войны, когда обновленческое движение сошло на нет, храм вновь наполнился православными верующими. Царица Небесная не оставила в поругании посвященный Ее Рождеству храм. После войны, в связи с ликвидацией «обновленческой» иерархии, Богородице-Рождественский приход в селе Никольском-Трубецком вернулся в Патриаршую Церковь.
Ныне храм Рождества Богородицы в Никольском-Трубецком в полном благолепии. Большая заслуга в этом принадлежит его многолетнему настоятелю, одному из старейших клириков Балашихинского благочиния митрофорному протоиерею Владимиру Сергеевичу Бороздинову. В декабре 2006 года исполнилось 30 лет служения отца Владимира в этом храме. С именем отца Владимира связывается и прекрасное состояние самого храма Рождества Пресвятой Богородицы, и строительство нового здания церковно-приходской школы. Отец Владимир Бороздинов известен не только как опытный пастырь и духовник, но и как замечательный духовный поэт, автор многих сборников стихотворений и прозы. Он член Союза писателей России. На его добрых стихах многому могут научиться не только воспитанники воскресной школы при храме, но и учащиеся Земской гимназии, которую он окормляет с момента ее создания. Не только учат стихи, но и совершают паломнические поездки по святым местам России духовные чада отца Владимира. Из-под его крыла вышло и несколько пастырей, несущих ныне свое служение в разных храмах Московской Епархии. Один из них, священник Михаил Калашников, помогает отцу Владимиру в деле духовного просвещения учащихся Земской гимназии и детской школы искусств №2 Балашихи, директором которой является регент правого клироса храма Л.И.Мирецкая.
В заключение хотелось бы привести замечательное стихотворение отца Владимира Бороздинова, посвященное нашему городу. Оно дало название одной из поэтических книг – «Близкие дали»:
Близкие дали: за морем и рядом.
Город священный, духовно родной.
Я обвожу его мысленным взглядом,
Святыни его, все – одну за одной.
Храм Рождества:
Небо в мраморной нише,
Блики горящих лампад и свечей…
Я в Балашихе, но есть ли что ближе
Давно пережитых там дней и ночей?!
Богослужения в храме совершаются ежедневно:
8.00 – Утреня и Божественная литургия;
В воскресные дни, в двунадесятые и великие праздники:
9.00 – Божественная литургия, накануне:
16.00 – Всенощное бдение.
Проезд из Москвы:
Адрес храма:
143909, Московская область, г.Балашиха, ул.Трубецкая, д.52 «Д».
Духовенство:
Настоятель храма – протоиерей Бороздинов Владимир Сергеевич,
1937 года рождения.
Священник Калашников Михаил Николаевич, 1955 года рождения.
Священник Савин Дмитрий Владимирович, 1980 года рождения.
Дьякон Куклин Андрей Константинович, 1981 года рождения.
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI XVIII ст. Вып. 5. М, 1887. С. 46.
РГЛДА, ф. 27, д. 484, ч. 2, № 71. План местности по Большой Стромынской дороге между деревней Горенки на Большой Владимирской дороге, озером Бобошипом, землей Богоявленского монастыря и землей Владимира Новосильцева.
Евангулова О.С. Дворец в Покровском. В кн. «Царские и императорские дворцы». М., 1997. С. 116.
Скворцов Н.А., протоиерей. Уничтоженные церкви в Московском уезде. М., 1902. С. 87. ЦИАМ, ф. 454, oil. 4, д. 17, л. 43.
ЦИЛМ.ф. 203, оп. 744, д. 1518, л. 292. В селе Говорове кн. Трубецкие в 1734 году построили каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, возобновленный после войны 1812 года князем И.Н. Трубецким в 1822 году.
Кн. Евгений Трубецкой. Из прошлого. Томск, 2000. С. 48, 310.
Нистрем К. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852. С. 59. Горшков пожертвовал в каменную Богородице-Рождественскую церковь священнические и диаконские облачения.
ЦИАМ, ф. 203, он. 438. О постройке храма в селе Никольское Московского уезда (уничтожено).
Скворцов Н.А., протоиерей. Уничтоженные в Московском уезде церкви. М., 1902. С. 87.
Петров Ю.А. Московская буржуазия в начале XX века: предпринимательство и политика. М„ 2002. С. 365.
Там же, л. 30. Оценка произведена 20 августа 1910 г.
ЦИЛМ, ф. 1176, огт. 1, д. 257, л. 200 206.
Список обновленческих церквей и священнослужителей Московской епархии за 1936 год (ГАРФ)