храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт

Храм Рождества Богородицы с. Никольское-Трубецкое

Официальный приходской сайт

Главная страница

храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт

Проезд из Москвы:
— от станции метро «Щелковская», автобусы № 447, остановка «Церковь»,
— внутригородским транспортом — автобусы и маршрутные такси №№ 8,15, ост. «Церковь»
храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт
Братия и сестры! В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в расписании богослужений возможны изменения! Будьте внимательны!

Вы можете отправить пожертвование на содержание храма по реквизитам (цель платежа обязательно указывайте «Благотворительное пожертвование») или при помощи QR-кода для оплаты через Сбербанк-Онлайн.

Село Никольское возникло в 1660-е гг. по указу царя Алексея Михайловича. В плане село имело вид креста, а в центре его находился деревянный рубленый трехпрестольный храм во имя святителя Николая.

В начале XIX в. Никольское перешло Трубецким. С этим родом принято связывать возникновение города Балашихи: в 1821 г. ими основана Балашихинская мануфактура.

Каменная церковь в Никольском была построена в 1858—1862 гг. в русском стиле. Церковь одноглавая, соединенная небольшим притвором с невысокой шатровой колокольней. В храме устроены два придела: во имя святителя Николая и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянные вызолоченные иконостасы сохранились до наших дней. Церковь достраивалась на средства фабрикантов Каулина и Хлудова, владевших в округе ткацкими фабриками. Многолетним ктитором храма был председатель правления Балашихинской мануфактуры Павел Григорьевич Шелапутин.

Церковь Рождества Богородицы в Трубецком не закрывалась в годы безбожия, но все же пострадала: в 1920-е гг. храм захватили обновленцы. Лишь в годы Великой Отечественной войны храм вновь наполнился православными верующими.

Источник

Дом
Божий

Дорогие братья и сестры!

В красивом Подмосковье на окраине утопающего в лесной зелени города Балашихи среди деревенских домов стоит, возвышаясь, как древний воин, святой храм Рождества Пресвятой Богородицы. Когда-то рядом с ним протекала полноводная речка Малашка. Теперь это заросший кустарником, полузасохший ручей, который приходит в движение, начинает течь и журчать лишь весной во время таяния зимних сугробов. И еще: здесь весной да и в начале лета нередко звучат чарующие слух сольные трели соловьев, воспевающих земную красоту и Бога, дарящего солнечные зори и чудные таланты Своим творениям: тому, кто дивно поет и тому, кто с замиранием сердца благодарно слушает.

А рядом с Малашкой, на некотором возвышении расположен красивый трёхпрестольный кирпичный храм. Его розовые стены украшены белыми оконными выступами, резными навесами и другими архитектурными украшениями, которыми так богато было церковное зодчество девятнадцатого века.

Храм – двухярусный. Он имеет высокую колокольню над папертью и один большой луковичный купол, возвышающийся над кровлей храма. Этот купол – темно-синий, украшен множеством звезд, покрытых позолотой.

Колокольня с часами. Она, как и кровля храма, увенчана небольшим синим куполом. Над каждым куполом, как и положено в Православных храмах, сияя золотом в небесной лазури, возвышается святой крест, как вечный символ и живой свидетель великой победы Христа Спасителя над грехом и смертью, над миром тлена, зла и лжи.

Храм, несмотря на то, что стоит среди мира на грешной земле, но принадлежит он Небу. Его священная миссия – дарить миру Божественную Благодать, духовные свет и тепло каждой человеческой душе, сообщать ей Истину, что она бессмертна, что ее ожидает Вечная жизнь и что эту Вечную жизнь дарит ей Христос Спаситель Своим Животворящим Крестом, венчающим купола церквей…

Трижды перекрестившись и поклонившись Богу у входа в святой храм, мы с благоговением входим туда, где служители Всевышнего совершают священнодействия, где все верующие возносят свои сердечые молитвы Небесному Отцу. Здесь Небо и земля незримо соединяются в едином прославлении неизреченного величия Святой Троицы.

Возгласы священника, каждение диакона, чтение Евангелия и пение хора, свет паникадил, тихое сияние восковых свечей, наполняющих воздух медовым ароматом, лики Небожителей с любовью проникновенно взирающих отовсюду на молящихся, – все это и есть та очищающая, озаряющая и освящающая человеческие души живая и благодатная атмосфера храма, вдохновляющая человека на добрую христианскую жизнь.

Храм – дом Божий, дом молитвы.

И Господь требует, чтобы седьмой день (воскресенье) мы посвящали посещению дома Божия, храмовой молитве.

Конечно, неразумно думать, что Бог нуждается в наших молитвах. Бог, будучи совершенным Существом, не нуждается ни в чем и ни в ком. Он Сам все имеет в избытке. Но по Своему человеколюбию желает всегда и всем, чтобы в избытке всех благ, духовных и телесных, находились и мы – его творения.
Принимая наши молитвы, Бог дарует нам силу веры, укрепление надежды, умножение любви, смирения, терпения, мужества и мудрости, а также всего материального, что необходимо нам для нормальной земной жизни.

Как и во многих храмах Русской Православной Церкви, в нашем храме есть чудотворные мироточивые иконы: Смоленская и Иерусалимская, иконы с мощами святых угодников Божьих и другие святыни.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится под особым покровом Божьей Матери. И не случаен тот факт, что в безбожные богоборческие годы он не был закрыт. Хотя враги Церкви все делали для прекращения службы в нем и его уничтожения.

В настоящее время в нашем храме совершаются богослужения ежедневно. Также ежедневно исполняются все требы и духовные нужды прихожан.
Кроме этого, работает Воскресная школа, в которой дети прихожан изучают закон Божий, занимаются музыкой, пением и рисованием, а также совершают паломнические поездки.

Вот, дорогие братья и сестры, собственно и все, что я хотел поведать Вам вначале.

Крестясь, мы входим молча в храм.
И с неба к нам нисходит Бог.
Он кротко всех обходит Сам
Стезями внутренних дорог.
Склонив в смирении сердца,
Прося за все грехи прощенья,
Мы молим Спаса и Творца
Подать нам слёзы очищенья,
Чтоб смыть проказу тлена, тьмы,
Сердца и души убелить;
Чтоб стали с Ангелами мы,
Творец, Тебя благодарить,
Любить Тебя, Отец Небесный,
За все Таланты и Дары
За Агнца-Сына, подвиг крестный,
Открывший Райские миры.
Ведь меч святого Херувима
Уж не стоит у входа в Рай.
Живи, душа, не умирай!–
Пусть грех и ад проходят мимо.

храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт

Источник

Храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт

О ХРАМЕ

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
СЕЛА НИКОЛЬСКОГО-ТРУБЕЦКОГО

храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт

Выступает из зелени город,
Колокольня с часами и храм.
Этот город – мистически дорог,
Его храм, что зовет к Небесам.

Балашиха рассветом одета.
Золотистым потоком лучей.
А душа наша храмом согрета,
Огоньками горящих свечей.

И молитвою к Богу живою
Озарена до самого дна.
И горячею, скорбной мольбою
Очищается Духом она.

Рукоплещет колокол звонко
Людям добрым, словам и делам.
Город славный, родная сторонка,
Радость жизни дарящая нам.

Протоиерей Владимир Бороздинов «Город славный».

Село Никольское-Трубецкое возникло в 60-е годы семнадцатого века и певоначально называлось Никольским, или Николаевским. Оно лежало на бывших землях кремлевского Чудова монастыря, после Смутного времени перешедших к первым царям из династии Романовых. Писцовая книга 1573-1574 годов отмечает здесь сельцо Остеево с небольшими угодьями, деревянным монастырским двором и мельницей на реке Пехорке. Эта мельница сохранялась еще столетие спустя и по своему местоположению именовалась Пехорской. К тому времени селение, в шестнадцатом веке обозначавшееся селом, запустело и превратилось в деревню, входившую как и многие окрестные земли в состав Измайловской волости. Как и соседнее Ивановское, Никольское числилось приселком государева дворцового Измайлова.

С самого начала Никольское, буквально созданное по приказанию царя Алексея Михайловича, планировалось как чисто крестьянское поселение, которое согласно записи царского архива, было велено в 1660-е годы заселить 80 крестьянскими дворами. В действительности их было поселено гораздо меньше.

храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт

По документам первое упоминание деревянной однопрестольной Никольской церкви относится ко второй половине XVII столетия, когда храм назывался «новопостроенным» (1678 год). По свидетельству священника Тимофея Семенова, в приходе приселка Никольского числились дворы причетников, дворы целовальников и 48 дворов крестьянских. В 1680 году Никольский священник Варфоломей и дьячок Федор доносили в Патриарший Казенный приказ, что существующая деревянная церковь в приселке Никольском «построена вновь на новом месте». Содержание («денежное и хлебное жалованье») причт получал от Приказа Большого Дворца, а церковной земли к храму отмежевано не было.

Постройка церкви сразу подняла статус поселения. Никольское наряду с Гольяновым и Ивановским числилось приселком Измайлова – деревней с церковью. Ее община, состоявшая из крестьян того же приселка, со временем уменьшалась и к 1700 году насчитывала лишь 39 дворов. Церковный причт не имел земли и покосов и содержался на государевой руге (содержании).

В 1700 году, в царствование Петра Великого, казенную ругу давать прекратили, распорядившись причетникам «довольствоваться подаянием приходских людей» (1). В 1717 году в составе Никольского причта числились священник Антип Федоров с двумя причетниками. Схематическое изображение села Никольского и храма святителя Николая сохранилось на уникальном чертеже XVII столетия. На нем хорошо видна планировка самого села, запруженная речка с мельничной плотиной. Храм показан трехглавым, из чего делали вывод о том, что церковь была трехпрестольной. Однако это лишь схематическое изображение, которое не подтверждается документами архивов 2.

Последняя деревянная церковь, простоявшая до постройки каменного храма, была построена в 1790 году. История этой церкви знаменательна и относится к середине XVIII столетия. В числе дворцовых усадебных ансамблей в ближайших окрестностях Москвы известно село Покровское на реке Яузе. С начала XVII века эта местность стала одним из любимых мест пребывания царственных лиц. При царе Михаиле Феодоровиче Покровское принадлежало его матери, инокине Марфе Иоанновне. В этой местности в древности был разбит большой сад и устроены разные садовые забавы. Здесь же были жилые и хозяйственные деревянные постройки.

храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт
Императрица Елизавета Петровна

храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт
Дворец в Покровском. Фасад. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1752 г. РГАДА.

Тогда же, в 1740-е годы, при дворце была устроена особая деревянная однопрестольная церковь, посвященная Воскресению Христову. Известно, что в 1742 году иконы в новый иконостас написали известный художник-иконописец XVIII столетия «Роман Никитин со товарищи». В январе 1743 года по инструкции М. Г. Земцова изготовили раму для картины «в плафонд» церкви. Как писала О. С. Евангулова, на «чертежах церковь представляла собой в плане прямоугольник, с прямоугольной апсидой и, видимо, колокольней меньшей ширины, нежели основная часть здания» 3.

В конце XVIII столетия, в последние годы царствования императрицы Екатерины Алексеевны, дворцовый ансамбль в Покровском стал терять свое значение как место пребывания знатных особ. Повелением Екатерины Великой в 1790 году деревянная однопрестольная Воскресенская церковь с колокольней была передана в дворцовое село Никольское и поставлена посреди приходского кладбища на месте ветхого храма XVII века.

По благословению Высокопреосвященного митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина) перенесенный храм переосвятили в честь святителя Николая. Эта деревянная на каменном фундаменте церковь с небольшой колокольней простояла чуть более 60 лет, когда, по желанию прихожан, была заменена обширным каменным храмом (4).

В иконостасе находилась древняя икона святителя Николая: «иконописная, вышиной 1 аршин 6 вершков, шириной 1 аршин, вверху над ней изображены Господь Саваоф и Спаситель, над Ними Святой Дух в виде голубя, а внизу – преставление святителя Николая». К этой иконе существовал привешенный на серебряной цепочке крест-мощевик, в котором хранились «Спасова Риза, схима Варсонофия Казанского, мощи святого мученика князя Константина Ярославского, святого мученика архидиакона Стефана, святой мученицы Варвары, святого князя Александра Невского и святителя Николая чудотворца»5. В ризнице каменной церкви хранились два напрестольных Евангелия из дворцового храма в серебряных окладах печати 1753 и 1774 годов.

Сохранился специальный геометрический план 1766 года «ведомства Дворцовой канцелярии дворцовой Измайловской волости села Измайлова с селами», и в том числе Никольского. На нем показано место Никольского храма и план селения с крестьянскими домами 6.

Князь Иван Николаевич Трубецкой (1766-1844), женатый на княжне Наталье Сергеевне Мещерской (1775-1852), имел трех сыновей: Николая, Петра и Алексея.

Трубецкие в Никольском не жили. Село для них имело преимущественно хозяйственное значение. В 1833 году в селе числилось 5 мещанских дворов и 48 дворов крестьян (341 человек). В селе упоминалась деревянная на каменном фундаменте однопрестольная церковь святителя Николая с колокольней, «состоящая в твердости». Об основании этого храма записано: «Построена церковь сия блаженной памяти императрицей Елизаветой Петровной в Покровском, а в котором году неизвестно, а в 1790 году по именному повелению императрицы Екатерины Алексеевны пожалована в сие село, на место же перевезена и устроена тщанием прихожан»(9). Причт состоял из священника и двух причетников. По благословению Преосвященного епископа Дмитровского Августина (Виноградского), настоятелем Никольского храма в 1808 году назначили отца Георгия Каринского. Выпускник Славяно-Греко-Латинской Академии, Георгий Семенович Каринский был сыном маститого протоиерея. В 1799 году он получил диаконское место в церкви села Козина Звенигородского уезда, а в 1808 году его рукоположили во священника Свято-Никольского храма в селе Никольском. За достойное поведение во время Отечественной войны 1812 года, когда отец Георгий смог сохранить от французских мародеров церковное имущество и сам храм неоскверненным, Епархиальные власти в 1818 году наградили его крестом с надписью «1812 год» на Владимирской ленте.

храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт
Проект часовни на кладбище в с. Никольское-Трубецкое. 1910 г. ЦИАМ.

С 1808 года в пользу причта была отмежевана законная пропорция церковной земли: «под дворами и огородами 920 сажей, под погостом 150 сажен, под проселочной дорогой 840 сажен, а всего 33 десятин 44 сажени» (10). Крестьяне села Никольского в 1832 году совершили условие с причтом Никольского храма о сдаче в аренду церковной земли с платой 300 рублей в год. План на церковную землю, датированный 1850 годом, хранился в церковной ризнице. Интересно, что кроме села Никольского и экономического сельца Ледова, в приходе Свято-Никольского храма уже в 1833 году в даче под названием Блошиха существовал суконный завод и при нем купеческий дом. Всего в приходе церкви святителя Николая числилось 62 двора с населением 441 человек (11).

Памятная доска, сохранившаяся на стене церкви, гласит: «Заложена сия церковь во имя Рождества Божия Матери с престолами Святых Апостолов Петра и Павла и Святителя Чудотворца Николая в 1858 г. июля 20 дня в царствование Императора Александра Николаевича и Митрополита Московского и Коломенского Филарета, старанием священника Дмитрия Николаевича Малинина и старосты церковного московского купеческого сына Александра Илларионовича Горшкова».

Знакомые фамилии: священник состоял в родстве с настоятелем соседнего Покровского храма, а ктитор – из тех купцов Горшковых, которым принадлежала Ткацкая фабрика в Пехра-Покровском.

В 1877 году всю церковь внутри расписали живописным письмом художники мастерской Я.Е. Епанечникова. В 1879 году Богородице-Рождественский храм в Никольском-Трубецком посетил и служил в нем Преосвященный Амвросий (Ключарев), епископ Дмитровский, викарий Московский.

храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт

План кладбища с показанием места часовни в с. Никольское-Трубецкое. 1910 г. ЦИАМ.

Главный иконостас был деревянный, вызолоченный на полименте, с резьбой и колоннами, четырехъярусный, и завершался иконописным Распятием с Предстоящими. В местном ярусе располагались иконы Спасителя, Рождества Пресвятой Богородицы (храмовая), икона Божией Матери «Благодатное Небо». Иконостас придела святых апостолов Петра и Павла был так-же четырехъярусным, весь вызолоченный, с резьбой. В местном ярусе помещались иконы Спасителя, святых апостолов Петра и Павла (храмовая), Божией Матери, архидиакона Лаврентия (северная дверь). За жертвенником алтаря этого придела находилась древняя Владимирская икона Божией Матери в серебряной ризе и с венцом. Иконостас левого придела был такой же, как и в правом. В местном ярусе находились иконы Спасителя, Трех Святителей и Учителей Вселенских, икона Божией Матери «Знамение», архидиакона Стефана (северная дверь).

За правым и левым клиросами главного алтаря в особых киотах помещались написанные на кипарисных досках образа святого великомученика Пантелеимона и Казанской иконы Божией Матери, присланные из Афонского Пантелеимонова монастыря.

За правым клиросом главного алтаря в особой иконе посередине располагался ковчег со святыми мощами, числом 21: святого князя Феодора Черниговского, святого Петра Митрополита, первомученика архидиакона Стефана, князя Феодора Смоленского, преподобного Маркелина игумена, святителя Николая Чудотворца, святителя Алексия Митрополита; Антония, Патриарха Цареградского; преподобного Кирилла Белоезерского, преподобного Зосимы Соловецкого, святителя Иоанна Златоуста, святого мученика Стефана Нового, князя Михаила Черниговского, преподобного Антония Римлянина, мученицы Феоклы; святителя Филиппа, Митрополита Московского; святителя Никифора, Патриарха Цареградского; святого юродивого Василия Блаженного, святого князя Всеволода; святителя Ионы, Митрополита Московского; святого Феодора игумена.

Старую деревянную Никольскую церковь на кладбище разобрали, а на месте алтаря воздвигли небольшую деревянную часовню с иконой Святителя Николая (14). Часовня была деревянная, на каменном фундаменте, обшитая тесом, окрашена масляной краской и покрыта железом.

В 1874 году Балашинскую фабрику приобрели известные московские предприниматели И.И. Корзинкин, П.Г. Шелапутин, М.Д. Щеглов и управляющий фабрикой англичанин М.О. Лунн. Тогда же было образовано Товарищество Балашихинской мануфактуры бумажных изделий. В 1879 году на фабрике работало 905 рабочих. Председатель Правления Балашихинской мануфактуры, потомственный почетный гражданин П.Г. Шелапутин (1848-1914), в 1911 году возведенный в дворянское достоинство, основал при фабрике богадельню, больницу, дома для рабочих (15). Искренне православный человек, Павел Григорьевич на дела милосердия тратил огромные суммы. На его средства в 1890-е годы было проведено капитальное обновление Богородице-Рождественского храма. Об этом говорят надписи на святых антиминсах главного престола и Петропавловского придела (священнодействованы митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) 29 октября 1899 года).

храм рождества богородицы в балашихе официальный сайт
Страховая оценка из Хозяйственного управления СВ. Синода. 1910 г. РГИА.

Святой антиминс придела Святителя Николая священнодействован 20 сентября 1892 года митрополитом Московским и Коломенским Леонтием (Лебединским). В течение 1892-1898 годов на средства Балашихинской мануфактуры в Никольском построили дома для причта Богородице-Рождественской церкви: бревенчатый одноэтажный дом священника на каменном фундаменте (1892); бревенчатый, обшитый тесом, на каменном фундаменте дом диакона (1896); бревенчатый, на каменном же фундаменте дом псаломщика (1898). По ходатайству церковного старосты П.Г. Шелапутина в 1896 году Московская Духовная Консистория разрешила открыть в Богородице-Рождественском храме диаконскую вакансию и, таким образом, причт с того времени состоял из священника, диакона и псаломщика. Служивший долгие годы настоятелем храма протоиерей Алексий Писарев (он был ровесником ктитора П.Г.Шелапутина) за усердное исполнение пастырских обязанностей и труды по благоустройству и благоукрашению приходского храма был отмечен благословенной грамотой Святейшего Синода и священническими наградами. Протоиерей Алексий Писарев был законоучителем еще и в Балашихинском фабричном училище, а кроме того, был избран председателем церковно-приходского попечительского совета. Все то, что организовывал, строил, обустраивал ктитор храма П.Г.Шелапутин, духовно наполнял отец настоятель.

В 1897 году на пособие Балашихинской мануфактуры при храме в Никольском открыли церковно-приходскую школу, которая помещалась в специально построенном здании: «дом бревенчатый, с квартирами учительницы и церковного сторожа, бревенчатый на каменном фундаменте, обшит тесом, окрашен масляной краской, отапливается голландской печью». При школе были устроены погреба, сарай (16).

С 1893 года церковным старостой храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольском-Трубецком Московского уезда избрали московского мещанина Митрофана Александровича Прохорова. За свою деятельность в пользу церкви па должности ктитора он был награжден большой золотой медалью (1904 год), а также получил большую золотую медаль от Кирилло-Мефодиевского Братства (1909 год).

В августе 1910 года Консистория препроводила в Строительное отделение Губернского правления предложение и проект каменной часовни на кладбище села Никольского-Трубецкого. Этот участок кладбища был вновь отведен Товариществом Балашихинской мануфактуры из части Никольского лесного имения Московского уезда Пехорской волости. На сохранившихся проектных чертежах нет подписи архитектора 18.

Революционные брожения в обществе 1917-1918 годов тяжело отразились на состоянии церковной жизни Московской епархии, особенно в промышленных районах Московской губернии. Балашихинская мануфактура в 1918 году была национализирована. Пехорская волость была переименована новыми властями в Разинскую. Общий беспорядок и беззаконие отразилось и на положении храма в Никольском.

В июле 1917 года злоумышленники проникли в церковь и украли многие ценные серебряные ризничные вещи. По декрету 1918 года Церковь была лишена права владеть недвижимым имуществом, и все церковные постройки были муниципализированы, это касалось и домов причта. Школа была отделена от Церкви, поэтому закрыли церковно-приходские школы и запретили обучение детей религиозным предметам. Все это коснулось и прихода села Никольского-Трубецкого. Местные власти муниципализировали церковную недвижимость, конфисковали капиталы причта и церкви в Государственном банке, отобрали здание церковно-приходской школы, превратив ее в советскую школу 1-й ступени. Причт и членов их семей лишили избирательных прав, сделав их беззащитными от государственной большевистской машины.

В период кампании по конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья в марте-апреле 1922 года в Богородице-Рождественском храме села Никольского-Трубецкого уездной комиссией были изъяты следующие предметы: риза с иконы святителя Николая, риза с Владимирской иконы Божией Матери, оклады с Евангелий среднего и малого формата, пять напрестольных сребровызолоченных крестов, два комплекта богослужебных сосудов, ковчег для хранения Святых Таин, серебряное кадило 20.

В 1923 году в причте церкви Рождества Пресвятой Богородицы произошли изменения: из храма Ермаковской богадельни в Москве в село Никольское перевели священника Владимира Померанцева. Тогда же назначили диаконом вернувшегося с гражданской войны Николая Богомолова.

По соглашению с Управлением милиции Разинской волости от 1 октября 1925 года православной общине Богородице-Рождественской церкви села Никольского-Трубецкого передали в пользование лишь здание «каменного одноэтажного храма с колокольней», остальные церковные строения к тому времени уже были муниципализированы (22).

Сохранился список членов церковного совета храма Рождества Пресвятой Богородицы, датированный 1927 годом. В приход, кроме села Никольского-Трубецкого Разинской волости Московской губернии, входила деревня Ледово Щелковского района, а также Балашихинская прядильная фабрика. Настоятелем церкви показан протоиерей Владимир Иванович Померанцев 57 лет, диаконом-псаломщиком упоминался Николай Васильевич Богомолов 29 лет. Председателем церковного совета избирался Алексей Федорович Горшков 48 лет22. Известно, что в отличие от большинства православных храмов, состоящих в Разинской (позже Реутовской) волости, церковь в Никольском-Трубецком приняла обновленческую ориентацию и подчинялась обновленческому Высшему Церковному Управлению (ВЦУ). Деятелем «обновленческого» раскола стал протоиерей Владимир Померанцев. Позже, уже в разгар сталинских репрессий 1930-х годов, настоятелем Богородице-Рождественской церкви стал священник Василий Копытов. Присутствие в обновленческом расколе подтверждают и данные списка обновленческих храмов, датированного 1936 годом, где под №8 упоминается храм села Никольского-Трубецкого Реутовского района с причтом, протоиереем Василием Копытовым и протодиаконом Владимиром Дмитриевским 23. К 1940 году в Реутовском районе Московской области оставались действующими лишь пять храмов, в том числе и в Никольском-Трубецком.

Лишь в годы Великой Отечественной войны, когда обновленческое движение сошло на нет, храм вновь наполнился православными верующими. Царица Небесная не оставила в поругании посвященный Ее Рождеству храм. После войны, в связи с ликвидацией «обновленческой» иерархии, Богородице-Рождественский приход в селе Никольском-Трубецком вернулся в Патриаршую Церковь.

Ныне храм Рождества Богородицы в Никольском-Трубецком в полном благолепии. Большая заслуга в этом принадлежит его многолетнему настоятелю, одному из старейших клириков Балашихинского благочиния митрофорному протоиерею Владимиру Сергеевичу Бороздинову. В декабре 2006 года исполнилось 30 лет служения отца Владимира в этом храме. С именем отца Владимира связывается и прекрасное состояние самого храма Рождества Пресвятой Богородицы, и строительство нового здания церковно-приходской школы. Отец Владимир Бороздинов известен не только как опытный пастырь и духовник, но и как замечательный духовный поэт, автор многих сборников стихотворений и прозы. Он член Союза писателей России. На его добрых стихах многому могут научиться не только воспитанники воскресной школы при храме, но и учащиеся Земской гимназии, которую он окормляет с момента ее создания. Не только учат стихи, но и совершают паломнические поездки по святым местам России духовные чада отца Владимира. Из-под его крыла вышло и несколько пастырей, несущих ныне свое служение в разных храмах Московской Епархии. Один из них, священник Михаил Калашников, помогает отцу Владимиру в деле духовного просвещения учащихся Земской гимназии и детской школы искусств №2 Балашихи, директором которой является регент правого клироса храма Л.И.Мирецкая.

В заключение хотелось бы привести замечательное стихотворение отца Владимира Бороздинова, посвященное нашему городу. Оно дало название одной из поэтических книг – «Близкие дали»:

Близкие дали: за морем и рядом.
Город священный, духовно родной.
Я обвожу его мысленным взглядом,
Святыни его, все – одну за одной.

Храм Рождества:
Небо в мраморной нише,
Блики горящих лампад и свечей…
Я в Балашихе, но есть ли что ближе
Давно пережитых там дней и ночей?!

Богослужения в храме совершаются ежедневно:

8.00 – Утреня и Божественная литургия;
В воскресные дни, в двунадесятые и великие праздники:
9.00 – Божественная литургия, накануне:
16.00 – Всенощное бдение.

Проезд из Москвы:

Адрес храма:

143909, Московская область, г.Балашиха, ул.Трубецкая, д.52 «Д».

Духовенство:

Настоятель храма – протоиерей Бороздинов Владимир Сергеевич,
1937 года рождения.

Священник Калашников Михаил Николаевич, 1955 года рождения.

Священник Савин Дмитрий Владимирович, 1980 года рождения.

Дьякон Куклин Андрей Константинович, 1981 года рождения.

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI XVIII ст. Вып. 5. М, 1887. С. 46.

РГЛДА, ф. 27, д. 484, ч. 2, № 71. План местности по Большой Стромынской дороге между деревней Горенки на Большой Владимирской дороге, озером Бобошипом, землей Богоявленского монастыря и землей Владимира Новосильцева.

Евангулова О.С. Дворец в Покровском. В кн. «Царские и императорские дворцы». М., 1997. С. 116.

Скворцов Н.А., протоиерей. Уничтоженные церкви в Московском уезде. М., 1902. С. 87. ЦИАМ, ф. 454, oil. 4, д. 17, л. 43.

ЦИЛМ.ф. 203, оп. 744, д. 1518, л. 292. В селе Говорове кн. Трубецкие в 1734 году построили каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, возобновленный после войны 1812 года князем И.Н. Трубецким в 1822 году.

Кн. Евгений Трубецкой. Из прошлого. Томск, 2000. С. 48, 310.

Нистрем К. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852. С. 59. Горшков пожертвовал в каменную Богородице-Рождественскую церковь священнические и диаконские облачения.

ЦИАМ, ф. 203, он. 438. О постройке храма в селе Никольское Московского уезда (уничтожено).

Скворцов Н.А., протоиерей. Уничтоженные в Московском уезде церкви. М., 1902. С. 87.

Петров Ю.А. Московская буржуазия в начале XX века: предпринимательство и политика. М„ 2002. С. 365.

Там же, л. 30. Оценка произведена 20 августа 1910 г.

ЦИЛМ, ф. 1176, огт. 1, д. 257, л. 200 206.

Список обновленческих церквей и священнослужителей Московской епархии за 1936 год (ГАРФ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *