храм рождества богородицы в боголюбове
Боголюбский монастырь: бывший замок Андрея Боголюбского, где хранится икона Божией Матери
В слиянии рек Клязьмы и Нерли раскинулся один из известнейших монастырских комплексов нашей страны – Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области.
Уникальность его в том, что располагается он частично в светских зданиях – бывших покоях великого князя Андрея Боголюбского.
Небольшой городок Боголюбово входит в Золотое кольцо России, а храмы и старинные постройки находятся под охраной всемирной организации ЮНЕСКО.
История монастыря
Монастырь в Боголюбово — один из самых старых: ему более 8 веков. Вместе со всей страной монахи переживали все значимые события нашей истории. Не обошли обитель стороной и набеги врагов, и кровавые войны, и смертоносные болезни, но после любых бед монастырский комплекс возрождался монахами и прихожанами.
Возведение и основание
Древняя легенда гласит, что в 1155 году через эти места проезжал сын Юрия Долгорукого великий князь Андрей. Неподалеку от Владимира ему пришлось заночевать, так как лошади отказывались идти дальше. С собой у Андрея была икона Божией Матери, перед которой князь молился. Ночью явилась ему Пресвятая Богородица и велела построить на этом месте храм.
Князь Андрей Боголюбский славился своим благочестием и богопочитанием, за что и получил свое прозвище. И, конечно, он исполнил приказание — начались строительные работы. А в память о видении повелел написать икону, которая изображала Богоматерь и в последующие века прославилась многими чудесами исцеления от болезней и защиты от эпидемий чумы и холеры.
Рядом с собором Андрей приказал построить крепость и двухэтажный дворец, который стал основной резиденцией князя. Чуть позже при храме был организован монастырь.
Постепенно поселение разрослось и стало городом.
Княжеский замок в Боголюбове был древнерусским духовным и политическим центром: здесь Великий Князь принимал послов, поражая их великолепием и богатством убранства покоев и церквей. Здесь же решались важные государственные вопросы.
Андрей Боголюбский был мудрым, справедливым правителем, боролся за объединение русских земель. Не всем боярам это нравилось: летом 1174 года они собрали заговор и зверски убили князя. Место смерти в лестничной башне сохранилось до наших дней.
Историческая судьба
Монастырь существовал и действовал и после кончины своего основателя. Несколько раз обитель грабили и разрушали. Но снова и снова он восстанавливался силами монахов и жертвователей.
В разные годы были построены:
В XIX веке в монастыре наблюдался духовный расцвет: увеличивалось количество монахов, возводились новые постройки, хозяйственные корпуса.
С самого возникновения храма в Боголюбово сюда приезжали молиться самые высокопоставленные деятели: и светские, и духовные. Здесь любили бывать известные и могущественные в те времена патриархи русской церкви. Нередко заезжал на монастырский двор и святой князь Александр Невский, здесь же его и отпевали после смерти.
Почетными богомольцами были Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Знаменитый Андрей Рублев, когда расписывал собор во Владимире, также приезжал в монастырь.
Не обошли обитель своим вниманием и российские правители. А царь Федор Иоаннович подарил монастырю свой наперстный крест для украшения Боголюбской иконы Божией Матери. Почтили своим посещением храмы монастырского комплекса Петр I, многие великие князья и последний российский император Николай II с семьей.
После революции 1917 года некогда богатые храмы были разорены, колокола разбиты, монахи разогнаны. В монастырских постройках размещались больница, школа, почтовая служба, отделение милиции, даже консервный завод. В церквях, утративших былое величие, разместили склады. Официально Боголюбский монастырь был окончательно закрыт летом 1923 года.
Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря находился учебный центр по подготовке новобранцев.
Восстановление и реставрация
Запустение продолжалось до 1991 года, когда часть построек была передана Православной церкви, и началось восстановление обители.
В 1997 году для возрождения церковной жизни из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря переселились 63 монахини. Всего за одно лето они оштукатурили и покрасили снаружи собор Боголюбской иконы Божией матери.
Под руководством опытных реставраторов была восстановлена роспись собора, выложен гранитом пол, мрамором отделаны солея (возвышение перед иконостасом), алтарь и престол.
Были отлиты и новые колокола взамен утраченных. Самый большой колокол весит 8 тонн.
У монастырских стен в честь иконы Божией матери выстроена часовня с двумя купелями: для служителей монастыря и для мирян. Купание в местной воде считают исцеляющим тело и душу.
Стараниями обитателей монастыря была проведена огромная работа:
Современное положение
В настоящее время в монастыре проживают 170 сестер. Жизнь в обители протекает спокойно и размеренно. Монахини выполняют различные послушания: работают в хорошо оборудованных швейной и иконописной мастерских, продолжают восстанавливать постройки монастырского двора, обеспечивают жизнедеятельность монастырского комплекса.
Архитектура и убранство
Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области поражает своей грандиозностью и торжественностью. На сегодняшний день это самый крупный из монастырей Владимирской области.
Внешний вид
Изначально загородная резиденция задумывалась Андреем Боголюбским как хорошо укрепленная крепость с толстыми стенами, бойницами, боевыми башнями. Замок был обустроен по примеру западно-европейских: он был окружен по периметру земляными валами и рвом с водой.
Центром дворцового ансамбля был белокаменный Рождественский собор. Он был богато украшен резьбой по камню и имел позолоченный купол. С собором башнями и переходами был связан княжеский замок так, чтобы Андрей мог перейти прямо в храм, не выходя из дворца.
Площадь перед воротами в замок была замощена камнем, и на ней стоял киворий – каменный шатер над чашей со святой водой. Он располагался на том самом месте, где князю явилась Богородица.
Возведенные позже церкви являются типичными образцами русско-византийского зодчества: белокаменные стены, золоченые или голубые купола.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство церквей было не менее впечатляющим: иконы в золотых окладах, богатая настенная роспись. Церкви в Боголюбово Владимирской области мастера расписывали по подобию фресок Андрея Рублева.
Своды храмов поддерживаются колоннами, раскрашенными под мрамор, в окнах – витражи удивительной красоты. В нишах располагаются иконы, отделанные драгоценными камнями.
Святыня храма
Главная святыня монастыря – Боголюбская икона Божией Матери. Богородица изображена на ней так, как увидел ее князь Андрей: со свитком в руке и ликом, обращенным к Христу. Эта одна из древнейших русских чудотворных икон считается символом Святой Руси. Сейчас она хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а в большом соборе находится чудотворная копия конца XIX века.
По традиции 2 июня ежегодно совершается крестный ход с Боголюбской иконой во Владимир, и целый месяц монахини со священнослужителями из обители носят святыню крестными ходами по всем приходским храмам, где служатся молебны. Затем торжественно возвращаются в монастырь накануне дня памяти Боголюбской иконы.
Архитектурный ансамбль
Как уже говорилось, за 800 лет своего существования монастырский комплекс много раз перестраивался и достраивался.
Боголюбский собор с колокольней
Самый большой храм комплекса — Боголюбский собор. Построен он был в 1866 году по чертежам архитектора Тона, который до этого строил Храм Христа Спасителя в Москве. В соборе одновременно могут молиться около 5 тысяч верующих. Именно здесь хранится список главной святыни Боголюбова – Боголюбская икона.
Остатки дворца Андрея Боголюбского
В архитектурный ансамбль входят строения, возведенные в основном в XVIII-XIX веках, но со времен князя Андрея Боголюбского сохранился пролет стены княжьего замка с лестничной башней, где был убит Боголюбский.
Благовещенская церковь
Вдоль южной монастырской стены расположена Благовещенская церковь. Она была построена в 1683 году на месте церкви великомученника Леонтия, которую возвели еще при жизни Великого Князя. Изначальный вид храма не сохранился, так как в начале XIX века он был полностью перестроен.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Рождественская церковь была центром резиденции князя Андрея. Для постройки храма были приглашены более 20 мастеров из разных стран. Этот собор не уступал по красоте убранства и архитектуре дворцам царя Соломона. Свет проходил через узкие окна, падал на блестящий пол, отражался от золотых подсвечников и украшенных драгоценностями одежд священников. От этого казалось, что церковь сияет. Такое впечатление производил собор на гостей князя, которых он обязательно приводил на хоры полюбоваться таким великолепием.
В конце XVII века было принято решение расширить окна, чтобы вставить стекла и впустить в собор больше света. После такой реконструкции храм простоял чуть больше 20 лет и рухнул.
В 1756 году собор восстановили, а спустя полтора века расписали изнутри стены и купола старинного сооружения.
Надвратная колокольня
При жизни князя Андрея была построена и надвратная церковь в честь святого Андрея Первозванного. В XVIII веке ее разобрали и позже построили на этом месте трехъярусную колокольню высотой 58 метров. На первом этаже были святые ворота, на втором — храм Успения Божьей Матери, а на самом верху — звонница с колоколами.
Также в комплекс входят келейные корпуса, где размещаются сестры-монахини, Иустиновский корпус, дом архимандрита, хозяйственные постройки, монастырская гостиница для паломников.
Богослужения
В Свято-Боголюбском женском монастыре службы проводятся ежедневно в 6.00 и в 16.00. По праздникам действует особое расписание, которое можно посмотреть в обители или на официальном сайте церкви в Боголюбово.
Посещения
Церкви открыты для туристов и паломников. Вход бесплатный, но можно оставить пожертвования.
Обитель можно посетить в составе группы в ходе экскурсии по Золотому Кольцу. Хотя никакого труда не составит доехать туда самостоятельно, чтобы спокойно, без спешки осмотреть древние места, окунуться в купели с чудотворной водой, отдохнуть и полюбоваться архитектурой и природой этих мест.
Как добраться до монастыря
Монастырь находится в поселке Боголюбово Суздальского района Владимирской области.
Как добраться
Доехать до обители несложно.
Удобно начать путешествие по Святым местам из Владимира.
Где остановиться
Есть возможность остановиться в самом монастыре – в гостинице (там же можно и пообедать в трапезной) или во Владимире, где найдутся отели на любой вкус и кошелек. Нужно помнить, что Боголюбово пользуется большой популярностью у туристов и паломников, и лучше забронировать номера заранее.
Церковь в Боголюбово строили итальянцы
Ученые Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в селе Боголюбово Владимирской области, сообщает пресс-служба Института. Экспедиция под руководством известного археолога Владимира Седова исследует храмовый комплекс в Боголюбово с 2015 года. Главный итог работ 2018 года — определение «домашних адресов» итальянских строителей, возводивших храм по заказу князя Боголюбского.
Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, в 1157 году стал великим князем Владимирским. При его правлении Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством. С именем князя Андрея Боголюбского также связана история величайшей святыни – Владимирской иконы Божьей Матери, которую князь Андрей принес из Киева во Владимир.
Храм Рождества Богородицы был построен по заказу князя в конце 1150-х годов или первой половине 1160-х годов. Храмовый комплекс включал церковь Рождества Богородицы, белокаменные переходы от нее к дворцу и другим постройкам, а также лестничную башню, с помощью которой можно было подняться наверх, к переходам на хоры церкви.
Летом 1174 года Андрей Боголюбский был убит заговорщиками. В Ипатьевской летописи говорится не только об убийстве князя, но также описывается место, где он был убит: убийцы князя увидели его «за столпом всходным», то есть за лестничной башней.
Лестничная башня и переход на хоры — наиболее сохранившаяся часть памятника, как полагают ученые, благодаря тому, что считалась местом, хранившим память о мученической кончине князя, который был канонизирован в 1702 году.
А сам храм обрушился в 1722 году и позже был заменен схожей по размерам, но довольно скромной по архитектуре барочной церковью. Лестничная башня также была надстроена в середине XVII века кирпичной колокольней с шатровым верхом.
В 1930-1950 годах археолог Николай Воронин во время раскопок открыл основания древнего храма Рождества Богородицы с юга и запада, а также обнаружил основания столбов в южной части внутри храма и основание продолжения северного перехода, южного перехода, водосвятной чаши, а также башни или дворцового сооружения на южном склоне холма. Эти раскопки впервые доказали, что современная церковь стоит прямо на сохранившейся в неприкосновенности нижней части древнего храма.
Воронин впервые отметил, что базы колонн имеют сложный рисунок и предположил, что зодчими храма могли быть западные мастера. Но впоследствии раскоп был засыпан, основания были по-прежнему скрыты толстым слоем земли, и свидетельством того, что когда-то у храма были развитые основания, стал лишь сделанный ученым чертеж. На сегодняшний день увидеть древние основания можно лишь в открытом музеефицированном раскопе в западной части собора.
В 2015 году сотрудники Института археологии раскопали ранее неизвестные части постройки: часть северного портала, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба.
Как отмечает Институт археологии, эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбовского храмового комплекса: выяснилось, что северный портал был похожим на западный и южный, однако у колонок лестничной башни были базы с так называемыми «когтями» (или «листьями»), но не было профилированного цоколя. При этом цоколь храма, одинаковый, на западном и северном фасадах, имел сложные обломы. Эти декоративные особенности позволили предположить, что храм на Владимирской земле был построен незаурядными мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии.
На первый «адрес» мастеров, работавших на строительстве боголюбовского храма, указали угловые колонны, поставленные по диагонали: подобные колонны есть в соборах Северной Италии: например, в Кафедральном соборе Модены (католический собор в Эмилии-Романья, Италия, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) и в Кафедральном соборе Феррары (Эмилия-Романья, Италия).
Второй «адрес» мастеров дали полуколонны на стенах храма в Боголюбове, дополненные по сторонам малыми колонками. Подобные формы встречаются в итальянских храмах, например, в базилике Сан-Микеле в Павии. Эти особенности позволили предположить, что мастера, построившие храмовый комплекс в Боголюбове, пришли не из одного города, а из нескольких городов двух исторических областей Италии – Ломбардии и Эмилии-Романья.
Сейчас, по словам исследователей, не представляется возможным определить, какими были декоративные особенности древнего храма в Боголюбово. Ученые не исключают, что обширные площадные раскопки позволят обнаружить неизвестные ранее конструкции вблизи храма, новые фрагменты его резного белокаменного декора и другие элементы.
Закончив работы, археологи засыпали место проведения раскопок, скрыв остатки старого храма. По оценке специалистов, в Боголюбово есть возможность показать туристам и паломникам материальные свидетельства мастерства древних зодчих — но на это требуется много денег. Напомним, территорию храмового комплекса в Боголюбово в настоящий момент занимает известный на всю Россию женский монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря
Фото и описание
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря был построен в 1751-1758 годах на месте бывшего храма, возведенного, предположительно в 1157-1158 годах. Сначала собор был центром дворцового комплекса Боголюбова, скорее всего, в последней четверти 12 века он стал монастырским. Стены собора 12 века сохранились на уровне трех рядов каменной кладки по всему периметру.
Собор был трехапсидным, одноглавым, четырехстолпным. Круглые колонны, которые венчают резные капители, расписаны под мрамор. Столпам изнутри отвечали плоские лопатки. Просторный и светлый внутренний объем здания был декорирован медью и золочением. Пол был из полированных плит красной меди (на хорах – из глазурованной цветной плитки с изображением орнаментов и птиц); закомары и порталы были покрыты листами золоченой меди. Храм украшали фрески (они были выполнены, вероятнее всего, в 50-х годах 12 века греческими иконописцами), он был насыщен иконами, книгами, тканями, священными сосудами и др.
По периметру снаружи собор охватывался характерным для средневековых владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатым поясом, архивольты перспективных порталов были декорированы резьбой с орнаментами, у цоколя был аттический профиль, стены делились сложно профилированными пилястрами, имеющими тонкие полуколонки
В тимпанах центральных закомар, по мнению Г.К. Вагнера, размещались скульптурные композиции, выполненные в технике белокаменного рельефа (их фрагменты найдены во время археологических раскопок: изображения зверей и птиц, женские маски; 3 львиных изображения были вмонтированы в соборную кладку). Гости князя и богомольцы сравнивали этот собор с храмом Соломона; ближайшим архитектурным аналогом собора является храм Покрова Богородицы на Нерли.
Роскошное убранство собора, вероятнее всего, разграбили войска рязанского князя Глеба, а потом монголо-татарские завоеватели.
При игумене Ипполите (1684-1695) было решено растесать узкие окна церкви, чтобы потом вставить стекла, затем разобрали хоры. В результате этих перестроек здание собора начало разрушаться, и, в конце концов, в 1722 г. он обрушился, хотя опись, проводимая в монастыре в 1767 году, сообщает о том, что своды храма обрушились в 1705 году.
В 1751-1752 годах на месте старого храма возвели новый Рождественский собор, который повторил крестово-купольную систему предыдущего храма. В 1752-1755 годах собор расписали и установили в нем иконостас. 18 июня 1756 года храм был освящен епископом Владимирским и Яропольским Платоном.
В 1764 году в соборе Рождества Богородицы снова сделали хоры, которые окончательно были разобраны в 1802 году. В 1765-1766 годах была отреставрирована настенная живопись собора. В 1802 году по причине ветхости росписи по столпам и на западной стене были уничтожены. Только в алтаре и в четырех клеймах сохранились композиции: Успение, Введение во храм, Сретение Господне, Рождество, на стенах центрального нефа – образы архангела Гавриила и Божией Матери.
В 1803 году устроили новый трехъярусный иконостас, который был увенчан резным изображением Христова Воскресения. В 1804-1809 годах пол храма выстлали известняковыми плитами. В 1892 году храм расписали по образцу Успенского собора.
С хор собора на второй этаж лестничной башни ведет переход, который располагается над арочным проездом и представляет собой прямоугольное в плане помещение, освещенное одним узким окном – с востока и двумя – с запада, и перекрытое сводом. Внутренняя роспись, выполненная в 1764 году, изображает явление князю Андрею Божией Матери, а также сцены расправы над ним. По легенде, переход играл роль моленной комнаты князя. Внизу башни – винтовая лестница. Вход на нее – в восточной стене башни, а в северной стене находится заложенный проем, который выводил на не существующий ныне переход в сторону княжеского дворца.
Предполагают, что с северной стороны Рождественского храма под белокаменной лестницей располагалась комната, где и был убит Андрей Боголюбский. У южных и северных стен собора с конца 17 века располагались каменные паперти, которые были перестроены в начале 19 века. Первоначально точно такая же паперть располагалась и с запада, но в 1809 году вместо нее устроили придел в честь князя Андрея Боголюбского, алтарь этого придела находился под аркой перехода. В 17 веке над лестничной башней возвели шатровую колокольню.
Монастырь где убили Андрея Боголюбского. Чудо-храм Покрова на Нерли
Этот монастырь находится уже в СУЗДАЛЬСКОМ районе Владимирской области, хотя от Владимира он всего-навсего в 6 км на север.
Сведения о дате и обстоятельствах возникновения Боголюбского женского монастыря Рождества Богородицы настолько туманны, скудны и противоречивы, что я воздержусь от изложения их всех в данной заметке. Иначе погрязну в изложении версий и споров специалистов.
Это тайна, покрытая мраком средневековья. А поскольку автор этой заметки «исторический сухарь», любитель точных дат и зануда, то изложу лишь основную версию.
Очень вероятно, что монастырь был основан во искупление вероломного злодейского убийства князя Андрея Боголюбского.
Да-да, этот князь, построивший столько храмов, что дай Бог любому правителю, закончил свой земной путь при весьма печальных обстоятельствах и погиб именно здесь.
Для интересующихся личностью и политикой этого неординарного князя ссылка — drevo-info.ru/articles/24607.…
В Боголюбово на территории сегодняшнего монастыря находится дворец-замок Андрея Боголюбского — единственное гражданское здание Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Бытует мнение специалистов что строили его итальянские мастера, прислал которых знаменитый Фридрих Барбаросса.
По преданию князь ехал из Владимира в Ростов с чудотворным образом Богородицы (Владимирская икона), и во время ночёвки в этом месте ему явилась Богоматерь, а лошади отказались идти дальше. После этого здесь построили храмы и белокаменный замок.
Но скорее всего всё было прозаичнее.
Этот замок был построен Андреем на стратегически важном месте слияния бывших русел рек Клязмы и Нерли, чтобы «приглядывать» за своим ремесленно-торговым городом Владимиром и заодно боярским Суздалем.
А ещё в те далекие годы (как и сейчас) властьпридержащие старались селится подальше от простого люда. По иронии судьбы князь встретил свою гибель именно здесь. А живя Боголюбский поближе к народу в городе, глядишь и вступился бы кто-то из черни или «администрации президента» за любимого князя.
Князь опирался в своей политике на дружину и на горожан, а не на бояр (за что те дышали в его сторону ядом и ждали случая поквитаться).
И таки дождались.
А народ князя любил, как любят удачливых и харизматичных сильных правителей. Он был умным правителем и вместе с тем удалым рубакой. Короче, славный парень.
В политической жизни Боголюбский опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников — милостников, прообраз будущего дворянства. Он им за службу раздавал земли в условное владение.
Но как часто было, бывает, и (как это не печально) ещё долго будет в нашей стране, короля делает окружение (бояре, олигархи).
А народ что? Народ — безмолвствует. Как по Пушкину «Борис Годунов».
Князь проводил политику усиления самовластия, каким станет будущее самодержавие в Московской Руси XV—XVI вв.
Вообще, историки считают Боголюбского первым РУССКИМ самовласцем. Ключевский считает его первым русским (великороссом).
Интересное определение, если учесть что мать князя была половецкая княжна и облик его поэтому был наполовину тюрским.
Фото из интернета. Антропологическая реконструкция Герасимова 1939 года.
Совсем недавно, в 2007 году, провели новое медицинско — криминологическое исследование, инициированное Московским фондом имени Юрия Долгорукого, который создали по решению правительства Москвы и при поддержке РПЦ.
Так вот, заключение этого нового (заказного) исследования полностью исключает наличие «монголоидных» черт в облике князя и указывает на ошибку Герасимова.
Уважаемые читатели, как в облике человека могут отсутствовать черты полученные от матери половчанки? Лишний раз убеждаюсь что нас все эти фонды держат за «лошков» и все результаты делаются в современном мире «под заказчика».
Кто платит, тот и заказывает музыку.
Андрей Боголюбский канонизирован РПЦ и его мощи находятся в Успенском соборе Владимира.
А как канонизированный церковью может иметь «монголоидные» черты? Как-то некрасиво, непорядок.
Кстати, о канонизации и почитании. Прозвище Боголюбский князь получил за неутомимое строительство храмов в Боголюбово, прежде всего за строительство замка.
Всё грандиозное строительство во Владимирской земле должно было подчеркнуть могущество его земли. И для этой цели князь не жалел ни времени, ни сил, ни средств.
Этими произведениями великой архитектуры мы можем теперь любоваться.
Это с его лёгкой руки православные празднуют Покров и Спас, его заслуга.
Также Боголюбский это значит почитающий и любящий Бога. Прозвище князя понятно что означает.
Однако, справедливости ради замечу, что Боголюбский был известен и как инициатор карательного похода на Киев (матерь городов русских) в союзе с северными зависимыми от него князьями. Это чтобы добиться независимости от Киева и посадить на киевский престол угодного правителя. Чем не сепаратизм?
Взяв Киев, победители два дня жгли и грабили столицу. Множество киевлян были уведены в полон. В монастырях дружинники забирали не только драгоценности, но и святыни.
Знаменитый Софийский собор (Митрополия) и Печёрский монастырь были так же разграблены. И всё это с разрешения, вернее, с прямого приказа Андрея Боголюбского.
Вот такая «канонизация».
Получается, князь строил храмы на своей земле и грабил на киевской?
А разве бывают чужие и свои иконы? Чужие и свои храмы?
Возвеличивая своих божеств, князь карал чужих. Видимо, Андрей усматривал, не без основания, в чужих храмах угрозу собственной идеологии.
Но возмездие за киевский разгром православных святынь князя настигло спустя 15 лет, в ночь с 28 на 29 июля 1174 года.
Согласно летописи заговор против князя организовали бояре Кучковичи, владеющие московскими землями, родственники князя.
Бояре были недовольны последними неудачными походами князя на Киев в 1173 году и против волжских булгар в 1171 году. Также они были недовольны казнью своего родственника (шурина Андрея Боголюбского), убитого отцом Андрея — Юрием Долгоруким.
Ну и, конечно, им не нравились милости в отношении мелкотравчатых дружинников, будущих дворян.
К заговору был также привлечен приближённый князя ключник Анбал, осетин. Что называется, пригрел князь змею на груди.
Долгое время по летописи было известно только 3 имени заговорщика.
Совсем недавно, в декабре 2015 года, при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20-ти заговорщиков убийц князя и описание обстоятельств убийства.
По легенде бояре Кучковичи спустились вначале в винные погреба замка князя.
Употребили там, видимо, для храбрости изрядно. Пьяному море по колено.
Вот тут всё происходило, в этих старых серых каменных стенах, слева.
«Нагрузившись под завязку» мёдами хмельными, да винами заморскими, почуяв себя героями, подошли заговорщики к спальне князя и постучали.
Князь вполне резонно поинтересовался кого черти принесли в ночь глухую.
Один из заговорщиков назвался именем слуги Прокопия. Нет, это не Прокопий решил князь, хорошо знавший голос слуги и отворять не стал.
Дверь выломали. Князь кинулся к мечу, а меча-то нет, ибо его предварительно похитил ключник Анбал. Князь был не робкого десятка. Несмотря на 20-ти кратное превосходство противника одного из нападавших Боголюбский «подрихтовал» подручными предметами до степени трупа.
Сильный князь долго сопротивлялся и наконец окровавленный и изрубленный упал.
Нападавшие вновь спустились в подвал, отпраздновать победу, пить вино хмельное.
Славно потрудились!
Однако, могучий князь очнулся и пытался скрыться. Но это ему не удалось, его обнаружили по кровавому следу или стонам. Здесь ему и отрубили руку.
Фото из интернета. Картина Кириллова, «Убийство Андрея Боголюбского».
Перед смертью князь произнёс:
«Господи! В руки твои предаю дух мой….».
Вот в этой лестничной башне и растерзали «первого российского самодержца», Боголюбского.
Плохо закончили и участники заговора, убийцы. Все они были казнены следующим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, младшим братом Андрея.
У сыновей Андрея тоже с княжением как-то не заладилось. Все четверо сыновей умерли или погибли в походах. Один из них, Юрий успел даже побывать мужем знаменитой грузинской царицы Тамары и погиб в борьбе за власть в Грузии.
А как же развивались события сразу после убийства А. Боголюбского?
Владимирцы кинулись сразу грабить хоромы князя и княжеских приближенных, «чиновников».
А пограбить там было что!
Бесчинство и пьяный разгул продолжались долго. А меж тем о бывшем всесильном князе, вернее, об его теле лежащем на улице как-то все позабыли. Недосуг.
По легенде хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.
Через пару дней тело было перевезено из Боголюбово во Владимир, где и было отпето настоятелем Владимирского собора.
Высшее духовенство на службе не присутствовало, видимо, сочувствуя заговору. Понятно, что не было и бояр.
Люд владимирский когда увидел похороны, то даже устыдился и протрезвели многие.
Ведь ничего кроме добра простые горожане от своего князя не видели.