храм рождества богородицы в крылатском духовенство
Храм Рождества Богородицы в Крылатском
Сайт :https://www.hramnaholmah.ru/
Адрес: Москва, ул. Крылатские Холмы, 12.
Телефон: +7 (963) 771-38-89
Краткая история
Первое упоминание о храме относится к 1554 г. в связи с освящением деревянной церкви Рождества Богородицы, на котором присутствовал Иоанн IV (Грозный). Каменный храм, построенный в 1862–1877 гг., некоторое время был приписан к Успенскому собору Кремля.
Поблизости находится источник, почитаемый чудотворным, где в начале XIX в. была обретена икона Божией Матери «Рудненская». В память ее явления была сооружена часовня. В 1936 г. храм был закрыт, часовня разобрана, а в 1941 г. были разрушены колокольня и кровля храма. Богослужения возобновлены в августе 1989 г., к настоящему времени колокольня восстановлена, храм расширен и расписан.
Как проехать общественным транспортом
• м. «Крылатское» (первый вагон из центра), далее автобусом
№ 229 до остановки «Храм Рождества Богородицы»
или пешком 15 мин
• м. «Кунцевская» (последний вагон из центра), далее автобу-
сом № 733 до остановки «Храм Рождества Богородицы».
Престол • главный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы,
престольный праздник — 21 сентября
• приставной — в честь иконы Божией Матери «Рудненская»,
престольный праздник — 25 октября
в крестильном храме
• верхний — в честь Собора Пророка, Предтечи и Крестителя
Господня Иоанна, престольный праздник — 20 января
• нижний — в честь священномученика Зосимы Пепенина,
престольный праздник — 2 ноября
Святыни икона Божией Матери «Рудненская», мощевик с частицей мощей
мученика Вонифатия, иконы — прп. Иова Анзерского, мучеников
14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, святителя
Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, великомученика
Георгия Победоносца, свт. Тихона Воронежского и Задонского,
свт. Луки (Войно-Ясенецкого) — с частицами мощей
Расписание богослужений
ежедневно
9:00 — Божественная литургия, 17:00 — вечернее богослужение
• воскресенье, великие, двунадесятые и престольные праздники
7:00 и 10:00 — Божественная литургия
• воскресенье
17:00 — вечернее богослужение с акафистом Божией Матери
• первая и последняя неделя Великого поста
7:00 — Божественная литургия
18:00 — вечернее богослужение
храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00
Духовенство
Настоятель храма – протоиерей Сергий Викторович Тишкун, 1981 г. р.
день тезоименитства 18 июля
пресвитерская хиротония 20.09.2009
протоиерей Иоанн Павлович Никишин, 1955 г. р.
день тезоименитства 2 апреля
пресвитерская хиротония 18.04.1992
иерей Андрей Геннадьевич Шишкин, 1977 г. р.
день тезоименитства 13 декабря
пресвитерская хиротония 26.10.2004
иерей Виктор Владимирович Волков, 1976 г. р.
день тезоименитства 29 сентября
пресвитерская хиротония 19.12.2014
иерей Димитрий Карпов
диакон Алексей Сергеевич Сапронов, 1980 г. р.
день тезоименитства 30 марта
диаконская хиротония 12.07.2016
Прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы
Прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
В группу с радостью приглашаем всех, кто имеет отношение к нашему храму!
Группа служит местом, где наши прихожане могут во внебогослужебное время познакомиться друг с другом поближе, пусть вначале и виртуальным образом. Это эдакие виртуальные «Приходские пироги» (кто был, тот помнит).
Любая реклама удаляется.
Для более комфортного общения и защиты от спама новых участников будем все-таки проверять.
Вышла книга о. Георгия Бреева «Радуйтесь»!
Вот немного информации о книге:
К духовнику священства города Москвы, настоятелю двух Богородичных храмов протоиерею Георгию БРЕЕВУ часто обращаются с вопросами: прихожане, приезжие из ближних и дальних мест, журналисты. И это не случайно – батюшка пользуется огромным духовным авторитетом среди верующих людей и тех, кто только присматривается к вере.
В этой книге отец Георгий рассказывает о христианских праздниках, трудностях и радостях человеческого бытия, способах решения «неразрешимых» проблем, вспоминает свою жизнь. Книга будет интересна читателям различных возрастов.
Прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПОЛГОДА В ВЕЧНОСТИ ПРОТОДИАКОНА СИМЕОНА АВЕТИСЯНА
Протоиерей Сергий Тишкун,
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
Фото: 07.02.2021 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Елена Иванова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/135133/
Показ «Вестника Духовно-просветительского центра» Сестрорецка состоится 7 ноября на ТК «Залив ТВ». Репортаж также будет показан на телеканале «Союз». Он приурочен к роковой дате Октябрьской революции в истории России.
В программу включен репортаж о посещении митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием храма Тихвинской иконы Божией Матери и совершении правящим архиереем Всенощного бдения.
Показать полностью.
Казачья община подарила владыке икону Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкую). https://www.sestroretsk.com/main/95171/
Образ, родившийся на берегах Разлива, выражает молитвенное воздыхание к Царице Небесной о разрушении коммунистических капищ, победе над идолопоклонничеством и искоренении классовой непримиримости.
А так же предлагаем Вашему вниманию Фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) «Набат к покаянию» https://www.youtube.com/watch?v=hMiAqrx9flE
Прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК!
АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Праздничное Богослужение возглавил
епископ Одинцовский и Красногорский Фома @zapadvikar
Показать полностью.
С ПРАЗДНИКОМ РУДНЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
Наталия Ломинашвили запись закреплена
Доброго дня, дорогие прихожане!
Осуществляем набор
в 5 и 6 Православный класс
Школа 1593.
Наш класс для тех, кого не устраивает духовная атмосфера в классе вашего ребёнка!
Вакантно 10 мест, начало обучения совсем скоро!! Со 2 четверти! Звоните!
Прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
Новые пелены на Престолы в наши Крестильные храмы
Прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
СЕГОДНЯ НАД НАШИМ ХРАМОМ
«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.» (Быт.9:13)
С НАСТУПАЮЩИМ ПРЕСТОЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ!
Показать полностью.
РАСПИСАНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
Рудненской иконы Божией Матери
понедельник, 25 октября 2020 г.
Богослужебные песнопения исполнит молодёжный хор Западного викариатства.
Подать записки на богослужение онлайн https://www.hramnaholmah.ru/podat-zapiski-2/
Елена Кирикова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/134752/
9 октября 2021 года. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Гавриил (Коневиченко) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За Богослужением вместе с прихожанами и гостями храма молились казаки общины «Невская сечь». В числе молящихся был помощник Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А. А. Ваймер.
Во время чтения канона владыка попросил отца Гавриила показать приход. Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко) показал митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию поклонный Царский крест, который установлен у Духовно-просветительского центра и Библиотеку памяти Государя Императора Николая II. В Библиотеке Памяти Государя Императора Николая II отец Гавриил рассказал владыке об истории ее создания. Фонды библиотеки сейчас насчитывают более 28 000 единиц хранения.
Также отец Гавриил показал владыке вещевую службу «Петербургской станицы».
Затем владыка и отец Гавриил спустились в Мемориал памяти мученического подвига Царской Семьи «Расстрельная комната», в то место, которое напоминает о доме Ипатьева и о подвале Ипатьевского дома, где пролилась Царская кровь, где Царская Семья приняла мученическую кончину. В «Расстрельной комнате» отец Гавриил рассказал о написании картины «Преисподняя Ипатьевского дома».
Царский мемориал «Расстрельная комната» очень впечатлил владыку Варсонофия.
Затем батюшка Гавриил показал владыке выставочный павильон «Спасская башня», который находится перед зданием на территории Духовно-просветительского центра и храма Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас в павильоне инсталляция, посвященная 800-летию святого благоверного великого князя Александра Невского, установленная 11 сентября 2021 года.
«Каждый воскресный вечер на богослужении мы прославляем воскресшего Господа, благодарим Его за подвиг, совершенный ради нашего спасения, — сказал владыка в проповеди. — Поклоняясь Его Воскресению, Святая Церковь совершает память угодников Божиих. Мы должны внимательно слушать чтение за Всенощным бдением канонов, стихир: в них раскрывается суть подвига святых. Если слушаем внимательно, можем их примером вдохновиться. Нам кажется, что мы живем трудно, молимся, соблюдаем посты, все правильно делаем. Но если посмотреть на подвиг святых, то все наши дела далеки от этого, как земля от неба. Сегодня мы чтим память нескольких святых, я кратко о некоторых из них скажу. Например, мученик Каллистрат, который жил во втором веке, в еще языческом мире. Его дед стоял у Креста на Голгофе, был из Карфагена, служил в войске Понтия Пилата. Увидев, как распинают Сына Божия, уверовал во Христа и передал свою веру сыну Нестору, который тоже был военным, как и его сын Каллистрат, отличавшийся кротким нравом. По ночам, когда в казарме все спали, он уходил молиться в тайное место. Его выследили и донесли начальству. Начальники стали угрожать, что если он не откажется от веры, его замучают. Он не принес жертвы языческим богам и выбрал Христа. После истязаний его зашили в мешок и бросили в море. Мешок зацепился за острую скалу и разорвался, а дельфины по промыслу Божию вынесли Каллистрата на берег. Сорок пять воинов были поражены этому чуду и уверовали во Христа. Всех их бросили в темницу, и там Каллистрат рассказал воинам, что Христос — Сын Божий и не нужно бояться смерти: они получат мученические венцы. Военачальник приказал воинов утопить, но не в море, а в пруду, где дельфинов нет. Их связали по рукам и ногам и бросили в пруд. Но веревки развязались. Видя это чудо, еще сто тридцать пять воинов уверовали во Христа. Тогда этих сорок пять казнили, а те сто тридцать пять их погребли».
«Второй святой, о котором я хочу рассказать, это преподобный Савватий Соловецкий, — продолжил архипастырь. — Он жил в пятнадцатом веке в монастырях, устроенных учениками преподобного Сергия Радонежского. Начал подвизаться в Кирилло-Белозерской обители, принял там монашеский постриг и решил уйти в более уединенное место. Пришел сначала на Валаам, но и здесь не нашел покоя, и направился дальше на север. Достиг Белого моря и Соловецких островов. Здесь вместе с преподобным Германом основал монастырь, позже к ним присоединился преподобный Зосима. Так появилась обитель, где они подвизались в суровейших условиях. Это сейчас на Соловках все благоустроено, а тогда ничего не было. Остров не был населен, иногда приплывали туда охотники или рыбаки. В уединении, в суровых условиях они подвизались много лет. Я не знаю, какими для этого нужно обладать духовными силами. Господь укреплял их, посылал им ангела, и в конце концов они все стали святыми. Прошли века, Соловецкая обитель тоже стала известной, но наступили революционные времена, и мощи святых угодников «помешали» советской власти. Их осквернили. Тогда многие святыни привозили в Казанский собор, где был антирелигиозный музей. Мощи преподобного Савватия были здесь до 1990 года. Патриарх Алексий Второй обратился к властям, и их передали Церкви. Два года они находились в Александро-Невской лавре, а потом были перенесены в обитель».
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 55-летием настоятель был награжден патриаршей грамотой.
Правящему архиерею была подарена икона Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). «Мы находимся у озера Разлив, в котором истории больше, чем воды, — сказал отец Гавриил. — На его берегах — шалаш и сарай, это второе место поклонения злодею, из-за которого погибла Царская Семья и Великая Империя. Первое — это мавзолей на Красной площади, где заблудшие поклоняются идолу. Иконописный образ — это видимое молитвенное воздыхание нашей казачьей общины Церкви Небесной. Мы взываем ко Господу, Божией Матери, святым. Божия Матерь на этой иконе является с Крестом, на котором был распят Ее Божественный Сын. Крестом Она попирает мавзолей, это капище проваливается в преисподнюю, оттуда выползает змей, его прокалывают архангелы Михаил и Гавриил, а святой Лонгин сотник делает контрольный прокол. Здесь изображены и священномученики Вениамин и Серафим Петроградские, и архимандрит Гавриил (Ургебадзе), и священномученик Николай, епископ Сестрорецкий, небесный ангел нашего города, и лейб-медик Боткин, и профессор права Юрий Новицкий — новомученики. Мы также видим Успенский собор Кремля с Владимирской иконой Божией Матери на фасаде, храм Христа Спасителя, Никольскую башню с воинственным образом Николая Чудотворца. Этот образ родился здесь, мы назвали его «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). Доска сделана в виде креста. Казаки написали две иконы: одну подарили нашему храму, другую мы приготовили к вашему приезду».
Храм построен в 2004 году, освящен 4 мая 2005 года. При нем действуют духовно-просветительский центр и библиотека.
По материалам ИА «Вода живая»,
09. 10.21
Рубрики
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы
в Крылатском г. Москвы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы
в Крылатском г. Москвы
Историческая справка
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в бывшем селе Крылатском – памятник истории Западного округа Москвы. Прежде эта местность входила в состав Московского уезда, отстояв всего в четырех верстах [1] от столицы, и была окружена лесами, полями и лугами. Она располагалась на высоких холмах рядом с Москвой-рекой и, согласно археологическим изысканиям, была обжита с незапамятных времен.
Сохранившийся до наших дней каменный храм построен сравнительно поздно – во второй половине XIX столетия. Его типовой для своего времени архитектурный облик искупается выгодным месторасположением – живописными окружающими просторами, близостью реки, захватывающей перспективой полей, холмов и лесов. Безграничная широта пейзажа вызывает неподдельный духовный восторг, устремленность в бесконечность и восхищение красотой мира Божьего. Прежде от храма просматривались располагавшиеся в двух-трех километрах церкви соседних сел – Хорошева, Тушина и Кунцева. Не удивительно, что уже в XVI веке, а, вполне возможно, и раньше, на этом месте стояли деревянные церкви.
Столетиями намоленная земля пробуждает интерес к прошлому. Рядовой, на первый взгляд, подмосковный сельский храм зовет вернуться вглубь веков, оживить исторические события, вспомнить имена церковнослужителей, жертвователей и боголюбивых прихожан, усилиями которых церковь неоднократно восстанавливалась, порой восставая из пепла в буквальном смысле этих слов.
Лишь незначительная часть изложенных в этой главе данных почерпнута из опубликованных источников; большинство же из них удалось разыскать в исторических архивах. Отрывочные сведения о небогатом сельском храме рассыпаны по множеству рукописных фондов, к сожалению, не составляя законченную картину его жизни. Наибольшее число документов обнаружено в фондах Московской Духовной консистории Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), несколько меньше выявлено в Центральном государственном архиве древних актов (РГАДА) и Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО), и совсем немного источников удалось разыскать в Санкт-Петербурге, в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Две фотографии 1933 года, запечатлевшие храм до его частичного разрушения, обнаружены в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры (ГНИМА).
Исторические сведения о селе Крылатском и церкви в нем
На широких, заросших непроходимыми лесами пространствах Руси издавна средой обитания становились, прежде всего, берега рек и озер. По водоемам и летом, и зимой пролегали пути сообщения и сплавлялся лес, в них ловили рыбу, а по соседству устраивали сенокосы. Село Крылатское было основано на правом берегу Москвы-реки, на высоких холмах, имевших немаловажное оборонительное значение. Строительство городищ – естественных природных возвышенностей, укрепленных на случай военных действий, – характерно как для древних эпох, так и для раннего средневековья. В первой половине XX столетия на эти выгодные для заселения места обратили внимание археологи. Ими были найдены предметы материальной культуры бронзового века, датируемые II тысячелетием до Рождества Христова. В X–XI веках здесь располагались поселения, относящиеся к Дьяковской культуре [2]. После принятия христианства в этих местах проживали славяне, а сравнительно недавно в районе церкви были обнаружены селища с некрополем XV–XVI веков. Вблизи церкви были выявлены восемнадцать валунных надгробий, сходных с другими могильниками Московской земли того времени.
Впервые село упоминается в завещании сына святого благоверного князя Димитрия Донского, Василия Дмитриевича супруге, Софье Витовтовне: «А ис сел из Московских даю своей княгине Крилатьское село, што было за татаром, а княгиня моя даст с того села чернице Софье пятьдесят рублев долгу ее».
Здесь интересно указание о том, что село «было за татаром» то есть, по мнению одного из исследователей, было связано с большим, покрытым травой лугом. Позже на месте этого луга появилась деревня Татарово, вошедшая в приход исстари существовавшей в Крылатском церкви. Впрочем, в справедливости этого предположения можно усомниться, так как лугов при деревнях и селах было великое множество, а Татарово в Московской губернии – лишь одно. Кроме того луг располагался не перед селом (если смотреть от Москвы), а, наоборот, за ним. Согласно другому, более обоснованному, на наш взгляд, мнению, название деревни возникло из-за поселившихся когда-то в этих местах слуг татарских послов.
Село также называлось Крылецким, и это название многие ассоциируют с крыльцом, с въездом в Москву. Существует и поэтическое, хотя и несколько наивное объяснение возникновения этого топонима от вида, открывающегося с Крылатских холмов с высоты птичьего полета, поскольку на одной из карт 1700-х годов село названо «Крылоцким».
Знаменитый историк Москвы, археолог Иван Егорович Забелин (1820–1909), изучавший соседнее сельцо Кунцево, отмечал: «В 1423 году оно принадлежало великому князю Василию Дмитриевичу, а прежде было за каким-то Татаром, оставившим свое имя в названии деревни Татаровой, бывшей в 1572 году селом же. Со времени Василия Дмитриевича Крылацкое постоянно находилось в числе государевых вотчин и было очень любимо царем Иваном Васильевичем Грозным, который, возвращаясь по этой дороге из Волока Ламского или Можайска, всегда в нем останавливался. При нем оно называлось Крылецким, и в духовной [3] царя 1572–1578 годов было отказано [4] царевичу Феодору, младшему сыну, который позже стал царем. В 1554 году осенью на возвратном пути из объезда в Клинские леса на Волок и в Можайск царь останавливался в Крылатском по случаю освящения в нем церкви. В 1563 году царевич Феодор Иоаннович встречал в Крылацком своего отца, возвращавшегося из литовского счастливого похода, при завоевании Полоцка; 20 марта здесь был большой пир, а на другой день, когда государь выехал в Москву и ехал Крылацким полем, к нему явился боярин Троханиотов с новой радостью, что Бог даровал царице сына Василия, который, однако, скончался через 5 недель. В конце XVI и начале XVII столетий Крылацкое и Хорошево принадлежали боярам Романовым, как можно судить по указанию, что оно числилось в вотчинах инокини Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича и супруги Федора Никитича, а потом Филарета – патриарха. Таким образом, при царе Михаиле оно снова поступило в дворцовые вотчины. В 1680 году в селе стояла деревянная ветхая церковь Рождества Богородицы, построенная исстари, быть может, еще при царе Иване Грозном».
Неизвестно, было ли связано освящение церкви времени Ивана Грозного с ее изначальным строительством или она в очередной раз возобновлялась после пожара или обветшания старой. Однако можно смело утверждать, что в середине XVI столетия храм уже существовал, а это обстоятельство указывает на самодостаточность населенного пункта, способного содержать храм и его причт.
Расположенное неподалеку от Москвы село всякий раз оказывалось вовлеченным в военные действия. Подмосковная земля была разорена и значительно обезлюдела в годы опричнины (1565–1572). Кроме того известно, что Крылатское и окружавшие его деревни серьезно пострадали во время Смуты и польско-литовского нашествия. В 1619 году в селе останавливались «литовские люди», притесняли местных крестьян и «имали у них хлеб».
В писцовых книгах за 1623–1624 годы мы читаем: «Село Крылацкое, на реке Москве и на речке Меленке, а в нем церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, пашни паханые церковной земли 6 четьи [5], да лесом поросло 6 же четьи в поле, сена церковного вниз по Москве реке 8 десятин [6]».
Службы тогда совершал священник Димитрий. То, что поля начинали зарастать лесом, указывает на запустение, вызванное Смутой. Впрочем, плодородные земли вблизи реки скоро начали восстанавливаться. Как и положено, церковь регулярно выплачивала в Патриарший приказ необременительную денежную дань.
Количество приходских дворов со временем менялось. Так, в 1646 году в Крылатском числилось всего восемнадцать крестьянских дворов, в которых проживали двадцать четыре человека, не считая дворов попа Мины Дмитриева, дьячка Данилки Иванова и просвирницы Маланьи. При осмотре церкви Рождества Богородицы в Крылатском в 1680–1681 годах было отмечено, что она «дровяна ветха, а построена де та церковь изстари, а у той церкви на церковной земле двор попа Федора Филиппова, двор дьячка Савки Федорова, двор просвирницы Анницы, Ларионова дочери, а по скаске той церкви попа Федора с причетчики, пашня церковная у той церкви и сенной покос против писцовых книг есть, и тою пашнею и сенными покосами владеют они, а крепостей у них на пашню нет; а та земля в межах того села с крестьянскою землею, а от Москвы до той церкви 4 версты; а по данным книгам с той церкви дани рубль 9 алтын [7] 5 денег [8], и ему попу с причетчики указ против наказу сказан, чтоб он за той землею стоял и от сторон оберегал».
Порой неспешную сельскую жизнь нарушали торжественные проезды царских экипажей на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь по проходившей рядом с Татаровым Звенигородской дороге. Нередко государевы выезды в Подмосковье завершались шумными пирами в соседнем селе Хорошеве.
Кроме обработки земли крестьяне занимались коневодством, охотой и производством строительных материалов. Например, в соседней деревне Татарове находилась каменоломня, в которой добывался белый камень. Другая приходская деревня располагалась на противоположной стороне Москвы-реки. В ней жили государевы рыбные ловцы, ловившие налимов или, как тогда говорили, мней, отчего, вероятно, деревня и получила название «Мневники». В середине XVII века в ней насчитывалось шестнадцать дворов и сорок два жителя.
В самóм Крылатском землепашцы занимались еще и разведением и содержанием коней, так как в XVIII столетии село находилось в подчинении Дворцовой конюшенной канцелярии, центральная контора которой располагалась в селе Хорошеве. Известно, что в середине XVII века окрестности села служили местом царской охоты. Так, в 1647 году государевы ловчие добывали медведя непосредственно возле Крылатского, что указывает на тогдашнюю дремучесть этих мест.
Постепенно леса уступали место пашням, увеличивалось и количество жителей. По переписным книгам 1703 года в приходе церкви Рождества Богородицы числилось уже восемьдесят семь хозяйств. Крестьянские дворы располагались тогда на склонах холма относительно свободно, а композиционным центром поселения служил храм.
В конце октября 1713 года деревянная церковь в селе Крылатском сгорела. Поскольку зимой возводить большой храм было затруднительно, «для поставления святых икон» решили построить временную часовню. За теплые месяцы следующего года новая деревянная церковь была построена и в сентябре освящена. В 1717 году к ней был добавлен придел во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а в 1734-м ее священника Иоанна Кириллова после многолетнего служения сменил иерей Иоанн Егоров. Именно он весной 1749 года писал в Дворцовую Конюшенную канцелярию Хорошевской волости: «Божия деревянная строения блаженные памяти благоверные государыни Марфы Матвеевны, которая от долгого времени стояния обветшала и вместо оной ветхой церкви вторая церковь деревянная строения блаженной памяти благоверныя государыни царевны и великия княжны схимомонахини Софии Алексеевны, которая церковь от пожарного времени згорела, тому будет ныне лет с тритцать с пять, да во оной церкве книги и ризы и вся церковная утварь пожалована оною благоверною государынею царевною и великой княгинею Софиею Алексеевною, а после де того на оное погорелое место за малолюдством при той церкви прихоцских людей в то село Крылацкое третья церковь деревянная жилая вкладу пожалована думным дьяком Артамоном Ивановым, которая ныне от долговременного стояния весьма обветшала и святый олтарь и боковые стены погнили, також кровли и паперть все обвалилось в которой святей церкви церковные Божественные службы исправлять невозможно, и при оной де церкви ныне имеется церковных денег только два рубли, и из оные денег употребляется на свечи, на ладон и на вино церковное, и оной де церкви построить прихоцкими людьми никак невозможно, поныне же тех прихоцких людей имеется при той церкве малолюдство».
Отец Иоанн сообщал о том, что для строительства нового храма необходим лес, находившийся при деревне Терехово, входившей в приход Крылатской церкви, а также сто рублей на заготовку строительных материалов. В 1751 году на посланный из Дворцовой Конюшенной канцелярии в Московскую Духовную консисторию запрос о перестройке новой церкви было «велено в показанном селе Крылацком ветхую церковь освидетельствовать, нежели де оная подлинно ветха и службы исправлять в ней невозможно, то тое ветхую церковь разобрать и на том же месте вновь деревянную церковь строить позволить по силе святых отец и правил и указов по подобию протчих святых церквей и построя убрать святыми иконами, писанными по древнему православно построенные церкви обычаю и престол устроить и протчим церковным благолепием украсить и приличествующее к освящению все изготовить и всеми потребностями удовольствовать…»
Вскоре отец Иоанн Егоров доносил: «Вместо ветхой вновь деревянная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы по силе святых отец правил и указов по подобию прочих светлых церквей олтарем на восток построена и светыми иконами, писанными по древнему православно восточные церкви обычаю убрана, и всяким церковным благолепием украшена».
Особый интерес представляет указание священника на то, что одна из предшествующих деревянных церквей была возведена при царице и великой княгине Марфе Матвеевне. Известно, что она была второй женой царя Федора Алексеевича и овдовела вскоре после замужества, в том же 1682 году. Именно по ее повелению была перестроена ветхая деревянная церковь, известная нам по дозорным книгам 1680 года. Но и новая церковь долго не простояла, по всей видимости, став жертвой пожара. Другую церковь, пришедшую ей на смену, причт и прихожане связывают с царевной Софией Алексеевной, которая правила с 1682-го по 1689 годы, а затем была обвинена Петром I в измене и сослана в Новодевичий монастырь, где и скончалась в 1704 году. Возведенная на ее средства церковь сгорела в 1713-м. Немаловажно и упоминание о том, что в 1714 году храм заново отстраивался на деньги нового доброхота – думного дьяка Артамона Иванова. Как видим, богатых жертвователей на восстановления церквей в царской вотчине хватало, однако и сами прихожане не оставались безучастными к судьбе святыни. Это и неудивительно, ведь именно в церкви крестьянин искал исцеление от болезней, душевное спасение, очищение от страстей и грехов. Молившиеся видели в храме свой Небесный Иерусалим и самого Христа – Царя Небесного, так как церковь издавна уподоблялась Горнему Иерусалиму.
Архитектурные традиции, заимствованные из Византии, со временем претерпевали изменения, композиция и планировка храмов становились разнообразнее, но чаще всего сохраняли образ кубического купольного храма с высоким верхом, закомарами [9] и главой – символом Града Небесного. Даже необученные грамоте крестьяне видели в кресте символ Господа и Его страданий, в купольных барабанах [10] – престол Сил Небесных, в стенах – тело Иисуса, в арках-закомарах – врата Царствия Божия, в окнах – неизреченный свет Христов. Понятна им была и внутренняя символика храма, где на престоле в алтаре незримо восседал Христос, где центральное место занимали иконостас и подкупольное пространство с изображениями важнейших моментов священной истории. Крестьяне, занятые тяжким повседневным трудом и накрепко связанные с землей, отсчитывали время по церковным праздникам.
Деревянные строения не живут без неравнодушного и пристального догляда. Уже через три десятка лет обветшавший храм в Крылатском настоятельно требовал замены, что отражено в письменном источнике, датированном 1749 годом. В нем мы читаем о разборке старой церкви и постройке новой, которую следовало «убрать святыми иконами, писанными по древнему православно восточныя церкви обычаю, а не по иностранных кунштов [11] и престол устроить в вышину аршина [12] шти вершков [13], в ширину аршина четырех вершков и протчим церковным благолепием украсить». В 1769 году при том же священнике Иоанне Григорьеве обнаружилась ветхость церковной крыши и колокольни, а главы требовали «для лучшей впредь прочности обить жестью». В церковь был направлен «архитектуры ученик» Андрей Афонасьев, составивший смету на «исправление ветхостей» с подробным указанием необходимого количества строительного материала и его стоимости. В течение 1770 года все запланированные работы были проведены.
На основании анализа исповедальной ведомости [14] за 1783 год, составленной священником Григорием Ивановым, можно судить о приходе Крылатской церкви того времени. Всего в четырех селениях насчитывалось 117 дворов и 760 жителей. Из них в селе Крылацком было 45 дворов с 273 крестьянами, в деревне Татарово – 38 дворов с 227 православными и 35 раскольниками, в деревне Мневники насчитывалось 14 дворов и 117 человек, а в деревне Терехове – 20 дворов и 137 жителей. Духовное сословие было представлено четырьмя дворами, в которых проживали священник, диакон, дьячок и пономарь.
В 1784 году церковь Рождества Богородицы постигло очередное несчастье – она опять сгорела. О том, каким образом решался вопрос о ее замене, рассказывает архивный источник. В донесении из Крутицкой духовной консистории, которой тогда подчинялся храм, указывалось, что «в том селе имеется церковь деревянного здания, которая от несчастного случая сгорела, и на месте оной, в разсуждении из неимущества, новой еще не сооружено, на построение коей потребно от дворцовой Конюшенной канцелярии выдано 300 рублей, есть ли же к тем деньгам для совершения оной церкви следовать будет в дополнение, то они прихожане сей недостаток мирским коштом [15] исправить готовы, и просили о построении в том селе Крылатском, вместо помянутой сгоревшей вновь церкви. А по справке в консистории оказалось прошлого 784 года ноября 20 дня подмосковных сел Благочинный села Перхушкова священник Василий Иванов репортом его преосвященству бывому Епископу Крутицкому, что ныне Архиепископ Казанский Амвросию представил, что оная Рождественская церковь того ноября 17 дня по отпетии Божественной Литоргии незнанным случаем, кроме церковной утвари, згорела. Посему того ж ноября 27 числа по прошению того села священники Григорей Иванова и прихожаны в силу резолюции его преосвященства, посланным из Консистории ко означенному Благочинному указом, велено вместо оной сгоревшей церкви для хранения утвари и для исправления треб, кроме браков, покуда церковь не выстроится, на первой случай построить дозволить деревянную часовню с тем, чтоб они священники и прихожане о строении вновь церкви имели немедленное попечение, в тем реченой священник и подпискою в консисторию обязан. При оной же Рождественской церкви по разборным 784 года ведомостям показан приходских 111 дворов, церковной земли усадебной, полевой и сенокосной 33 десятины, священноцерковнослужителей на лицо состоит священник Григорей Иванов 60 лет, диакон Григорий Иванов 31 года, женаты, грамоты имеют, дьячок Иван Андрианов 32 лет, пономарь Евдоким Михайлов 30 лет, женаты в стихарь посвящены и грамоты имеют. Того ради в Крутицкой Духовной Консистории определено в Московской Святейшего Правительствующего Синода контору представить доношением, соблаговлено ль будет вышепомянутым просителям в показанном в селе Крылацком, вместо згоревшей, вновь церкви деревянным же зданием на том же месте и то же именование под смотрением и наблюдательством благочинного по чину грекороссийскому строить дозволить, а по построении оной часовню упразднить и о том благочинному послать указ. Мая 23 дня 1785 года».
Вскоре специальным указом было дано благословение на производство работ. Из сгоревшей церкви в новую перенесли уцелевшие в огне антиминс, ковчег со Святыми Дарами, сосуды, напрестольное Евангелие, образа и священные одеяния.
В связи со случившимся пожаром староста деревни Мневники Андрей Макаров обратился к архиепископу Московскому Платону с прошением об отписке от нее пятнадцати дворов, поскольку остальные ее дворы еще раньше относились к Троицкой села Хорошева церкви, и прихожанам лучше было бы ходить туда, нежели дожидаться постройки нового храма и испытывать трудности при переправе через Москву-реку в весеннее половодье. Крутицкая консистория согласилась с этими доводами и всех прихожан деревни Мневники на время приписали к Троицкой церкви.
На смену немолодому уже священнику Григорию Иванову в 1794 году пришел его тезка и однофамилец – иерей Григорий Иванов, прослуживший в храме вплоть до 1816-го. Именно на его долю выпало возрождение церкви после наполеоновского нашествия 1812 года. На этот раз храм удалось уберечь от пожара, уцелела и церковная утварь, однако святой антиминс и срачица жертвенника были похищены. Уже вскоре после ухода французов высокопреосвященный Августин предписал благочинному освятить храм и получить новый антиминс. 2 января 1813 года церковь была освящена вновь.
Благополучие прихода восстановилось достаточно быстро. В ведомости подмосковных имений, разоренных неприятелем, указывается, что в мае
1813-го в селе Крылатском из тридцати семи сожженных домов были заново отстроены тридцать четыре, а в деревне Татарове из сорока семи домов – тридцать семь.
В 1816 году священник Иван Григорьев сообщал в Синод: «При оной церкви нахожусь я 29 лет, а всего от роду 65 лет и другой год в течение как одержим параличем. Что случилось со мной от простуды, и отчего излечиться надежды не имею, а потому и должности священнической справлять не могу, прошу меня именованного по прописной болезни уволить».
В целом священник был в консистории на хорошем счету, но иногда оказывался «невоздержан». По старости и «невоздержанию» он и был уволен на покой. На смену ему прихожане просили назначить ученика Спасо-Вифанской семинарии Ивана Лебедева, однако Консистория предпочла поставить на должность иерея Ивана Афонасьева – зятя уволенного священника, с которого была взята подписка о том, «чтоб он его Иванова до бродяжничества по миру не допустил». Такое по-человечески оправданное решение церковных властей свидетельствует об их понимании сложностей приходской жизни и сочувствии к оставленному без попечения престарелому клирику.
В то время при Крылатской церкви насчитывалось 159 приходских дворов с 472 душами мужского и 503 женского пола. Сохранившиеся церковные метрические книги первой четверти XIX века свидетельствуют о постоянном приросте населения. По заведенному порядку, новорожденных обычно крестили в первые два дня; восприемниками при этом чаще всего становились приходские крестьяне, но иногда – московские мещане или купцы. К сожалению, младенцы нередко умирали от оспы, кори и других инфекционных болезней. В среднем ежегодно появлялись на свет от тридцати пяти до пятидесяти малышей, из них от тридцати до сорока погибали. Все почившие обретали последний приют на церковном кладбище. Ежегодно заключалось от восьми до четырнадцати браков, причем поручителями при этом выступали священник с причтом.
Исполненная древнего правила жизнь церковного прихода нарушалась редко, крестьяне регулярно посещали храм, исправно нес службу причт, поэтому в архивных источниках почти нет известий о храмовой жизни. Лишь серьезные отклонения от издавна заведенного порядка находили место в церковной переписке. Так, например, в 1820 году отвечавший за духовную жизнь округи благочинный церкви села Ромашкова Николай Иванов сообщал в Синод о том, что священник Иван Афонасьев «ведет себя несоотносительно своему званию, а именно бывает нередко нетрезв, вздорен, драчлив, находится по прошению прихожан под следствием. Меня благочинного ни в чем не слушается». По приказу Московской Духовной консистории было проведено дознание. Священники Троицкой Хорошевской и Знаменской церквей сообщали, что пьяным его никогда не видели, а диакон и дьячок Крылатской церкви заявили о том, что он редко бывает нетрезв, впрочем, по характеру своему вздорен, драчлив и благочинному своему не послушен. Был допрошен и сам обвиненный священник Иван Афонасьев, заявивший, что должность свою «справляет беспорочно», горячительных напитков не употребляет, кроме белого и красного вина. В результате дознания священник был осужден и провел два месяца под строгим «усмотрением его жизни», в течение которых вел себя «трезвенно и кротко» и в результате был опять допущен к исправлению своей должности. В дальнейшем он ни в чем предосудительном замешан не был, и прослужил в храме вплоть до 1838 года.
Сведения о состоянии храма Рождества Богородицы в первой трети XIX столетия дает клировая ведомость за 1830 год. Она свидетельствует о том, что церковь «построена которого года неизвестно, тщанием всех прихожан. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, крыта железом, крепка. Престол в ней один во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Утварью достаточна. Причту положено по штату издавна: священник, диакон, дьячок и пономарь». Площадь церковной земли соответствовала норме, установленной в свое время Синодом для сельских храмов: усадебной – три десятины, пашенной и сенокосной – тридцать три десятины. Земельный план и межевая книга хранились в церковной ризнице. Клир землей не занимался; ее издавна возделывали крестьяне, за что ежегодно выплачивали церковнослужителям двести рублей. У клириков были собственные деревянные дома, располагавшиеся на церковной земле. Денежные оклады клирикам не полагались; они жили на деньги, получаемые за землю.
Опись церковного имущества была проведена в 1813 году. В соответствии с установленными правилами при храме хранились приходно-расходные книги, а также копии метрических книг с данными о рождении и смерти прихожан и исповедные росписи. При церкви проживали сироты – дочери бывшего священника и умершего дьячка, а также вдова покойного дьякона. Среди прихожан Крылацкой церкви в «Коннозаводской Хорошевской волости» перечислены 484 жильцов в 68 крестьянских дворах. Кроме того в деревне Татарове в 45 дворах с 286 жителями проживали 25 раскольников. В деревне Терехове в 30 крестьянских дворах числились 207 человек, а в Немниках был 31 двор со 209 жителями. Всего же в 183 дворах проживали 1 214 человек.
Приписных и домовых церквей при селе не было. В двух верстах от храма Рождества Пресвятой Богородицы располагалась церковь Знамения Божией Матери в Кунцеве, в трех верстах – церковь Живоначальной Троицы в Хорошеве и на таком же отдалении – церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове.
Новая клировая ведомость церкви, датированная 1842 годом, не сообщает почти ничего нового за исключением того, что в ней с 1838 года служил священник Петр Александрович Орлов. Общее количество приходских дворов увеличилось на 4 двора, а прихожан – на 26 человек, достигнув 1 240.
Характер планировки села определялся, прежде всего, спецификой местности и рельефа, хотя к тому времени застройка была уже в достаточной степени регламентирована. Как видно из плана 1844 года, индивидуальные дворы с домами и небольшими приусадебными участками располагались по сторонам широкой улицы попарно через свободную от застройки пространственную зону, что было необходимо в противопожарных целях. Единственная улица Крылатского постепенно спускалась от храма по пологому восточному склону и почти под прямым углом сворачивала к реке. За домами располагались небольшие прямоугольные приусадебные участки с огородами. К сожалению, нередким бедствием для русских сел и деревень были пожары, однако богатые лесные угодья и сноровка крестьян позволяли быстро восстанавливать свои хозяйства собственными силами.