храм рождества богородицы в образцово расписание богослужений
Богородицерождественский храм с. Образцово
Щелковское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви
История храма
Одно из первых упоминаний о Богородице-Рождественском храме относится к 1585 году, в то время село и храм были во владении Спасо-Преображенского Евфимиево-Суздальского монастыря, вплоть до 1702 года. Храм имел два придела: главный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и южный — в память преподобного Евфимия Суздальского, которые существуют и поныне.
В марте 1703 года по указу Петра I село перешло в пользование графа И.А. Мусина-Пушкина. Затем усадьбой владел его сын, который в 1736 году закончил постройку новой каменной церкви на месте ветхой деревянной, уже с тремя приделами. Третий, северный освящен в память преподобной Марфы, небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Феодоровны.
После Мусиных-Пушкиных имением и храмом владели графы Бестужевы-Рюмины, Волконские, Мещаниновы, Кисель-Загорянские и др.
Внутреннее убранство церкви современно постройке. В 1989-1999 годах велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. В ходе реставрации открылся живописный первоначальный слой, относящийся к первой половине XVIII века. Золочёный иконостас и росписи были выполнены в свое время итальянскими мастерами. Храм представляет собой традиционную для XVIII века барочную церковь с колокольней. Венчает храм восьмигранный купол с главой.
После 1917 года храм не закрывался. Главная святыня храма — икона Животворящего Креста Господня с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Спиридона, свт. Николая, свмч. царицы Александры и других святых. Чтимые иконы Божией Матери – «Боголюбская» и «Акафистная».
Храм Новомучеников и Исповедников Российских
Православный приход храма Новомучеников и исповедников Российских г. Химки Московской области
Храм расположен по адресу:
141400, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д.1
Храм Новомучеников и Исповедников Российских запись закреплена
Храм Новомучеников и Исповедников Российских запись закреплена
С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы!
14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми.
Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Образцово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В марте 1703 года по указу Петра 1 село перешло в пользование графа И.А. Мусина-Пушкина. В последствии усадьбой владел его сын, который в 1736 году закончил постройку новой каменной церкви на месте ветхой деревянной, уже с тремя приделами. Третий, северный освящён в память преподобной Марфы, небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Феодоровны. После Мусиных-Пушкиных имением и храмом владели графы Бестужевы-Рюмины, Волконские, Мещаниновы, Кисель-Загорянские и др.
Внутреннее убранство церкви современно постройке. В 1989-1999 годах велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф. Бабича. В ходе реставрации открылся живописный первоначальный слой, относящийся к первой половине XVIII века. Золочёный иконостас и росписи были выполнены в свое время итальянскими мастерами. Храм представляет собой традиционную для XVIII века барочную церковь с колокольней. Венчает храм восьмигранный купол с главой.
Источники: Материалы сайта «Храмы России». Справочник «Подмосковье. Монастыри Храмы Источники». М., УКИНО «Духовое преображение», 2008 г. Каталог «Памятники архитектуры Московской области», т.2. М., 1975 г. Протоиерей Олег Пенэжко «Город Щелково. Храмы Щелковского района». Владимир, 2000 г.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по адресу: Щелковский район, пос. Образцово, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения). Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624.
Кирилл Аминов, 23 мая 2015 г.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом св. Евфимия Чудотворца в 1585 и 1623 гг. была деревянная, стоявшая без пения, а в церкви образы и свечи, и колокола строение Спасо-Евфимьева монастыря. За 1628 г. в приходной книге Патриаршего казенного приказа написано: «новоприбылая в 1627 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Спасо-Евфимьева монастыря, в селе Образцове, на 1628 г. впервые дани взято 6 денег, поставлена церковь внове».
В дозорной книге Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «по сказке Рождественской церкви попа и села Образцова старосты и всех крестьян, с той церкви дани платят св. патриарха в казну Спасо-Евфимьева монастыря архимандрит с братьею из монастырской казны, да ему, попу, дают из монастыря хлебную и денежную ругу, да архимандрит с братьею дали к той церкви монастырской земли в двух полях по 2 десятины, а в третьем поле десятину, сенных покосов на 40 копен, да лесу на расчистку 2 десятины».
13 июля 1708 г. по благословенной грамоте выдан антиминс в Московский уезд, в Радонежскую десятину, в вотчину Спасо-Евфимьева монастыря, в село Образцово, в новопостроенную Рождественскую церковь; Успенского собора священник Петр антиминс взял. 17 сентября 1711 г. «выдан антиминс в Московский уезд, в вотчину графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; церкви Воскресения Христова, что у Арбатских ворот, поп Федот Гордеев антиминс взял».
В 1733 г. в Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Образцове каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Дело началось по прошению действительного статского советника графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина, служителя его Осипа Есаулова.
В прошении, поданном в казенный приказ 3 августа 1733 г., Есаулов писал: «вотчина у господина моего имеется в Московском уезде, село Образцово, и в оной вотчине церковь Божия во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Евфимия великого чудотворца древянная, ветха, в той церкви служить невозможно; а ныне господин мой желает, по обещанию своему, в селе Образцове построить церковь Божию каменную с двумя приделами, настоящую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, первый придел во имя Евфимия великого, второй придел во имя преп. матери нашей Марфы, и чтоб указом повелено было о строении каменной церкви с приделы дать благословенную грамоту». Резолюция преосвящ. Иоакима архиепископа Ростовского и Ярославского: «дать указ о строении церкви, докладовано 21 сентября 1733 г.», того же года 20 ноября выдан указ из Синодального казенного приказа графу П.И. Мусину-Пушкину о строении каменной церкви.
20 августа 1736 г. граф П. Мусин-Пушкин в прошении, поданном в казенный приказ, объяснял, что «по данному указу в ноябре месяце 1733 г. велено ему в селе Образцове, вместо ветхой древянной церкви, построить вновь каменную с приделы и ныне оная церковь и приделы построены, токмо еще к освящению не приуготовлены, а при оной церкви придел преп. матери нашей Марфы к освящению в готовности и чтоб об освящении оного придела послать указ Большого Успенского собора протопопу с братьею». Резолюция: «дать о посвящении указ и освященный антиминс 1736 г. сентября в 1 день». Того же числа за № 561 выдан указ из казенного приказа Успенского собора протопопу Никифору Иванову и велено: «буде оная придельная церковь построена, освятить ему, протопопу, по новоисправному требнику, как о том напечатано о положении освященного антиминса».
15 июля 1737 г. «бил челом в казенный приказ графа П.И. Мусина-Пушкина служитель Осип Есаулова, что… настоящая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Евфимия великого и преп. матери нашей Марфы в селе Образцове построены и ныне та церковь ко освящению в готовности, а придел преп. матери нашей Марфы в прошлом 1736 в сентябре по данному указу освящен, а настоящая церковь с приделом не освящена и чтоб повелено было об освящении помянутой церкви с приделом дать указ и освященные антиминсы выдать». Резолюция: «дать о посвящении указ и антиминс, 1737 году июля 22 день».
Того же июля в 30 день выдан указ из казенного приказа Большого Успенского собора протопопу Никифору Иванову, велено: «буде церковь и придел построены по силе данного указа, освятить ему, протопопу, с братьею по новоисправному требнику и для того освящения из синодального дому выдать антиминсы ему, протопопу, или диакону».
Село Образцово на реке Клязьме Московского уезда, Бохова стана, в 1585-1702 гг. находилось в вотчине Спасо-Евфимиевского монастыря; в 1703 г. по именному указу пожаловано боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину; в 1730 г. принадлежало его сыну графу Платону Ивановичу, у которого все имения в 1740 г. были отписаны и причислены к дворцовому ведомству. В 1749 г. село Образцово пожаловано графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину; после его смерти и его сына Андрея, принадлежавшие им имения в 1768 г. пожалованы племянникам графа А.П. Бестужева-Рюмина – князьям Алексею и Михаилу Волконским, которые между собою имения разделили и село Образцово досталось Алексею Волконскому, а после 1781 г. перешло к его сыну Михаилу по разделу с его братьями Петром и Николаем и сестрами Екатериною, женою А.И. Мусина-Пушкина, и Анною и их матерью вдовою княгинею Маргаритою Родионовною.
В селе Образцове в 1623 г. находились: двор монастырский и двор крестьянский; в 1646 г. – 6 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских; в 1678 г. – 10 дворов крестьянских и в 1704 г. двор боярина Мусина-Пушкина, дворы конюшенный и скотный, 6 дворов крестьянских.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.». Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 395, ООО «Де Агостини», 2020
В 2000 году Щёлковская земля обрела своего молитвенника и заступника перед Богом: Александр Крутицкий был причислен к лику священномучеников РПЦ. До Великой Отечественной войны на территории Образцова был образован совхоз, и здесь работала сельская школа. Грянула беда, и прихожане Рождество-Богородицкого храма вместе с другими селянами один за другим стали уходить на фронт. Закончилась война, начались трудовые будни. Со временем ценность храма в подмосковном Образцове признали советские власти. В декабре 1974 года согласно постановлению Совета Министров СССР церковь Рождества Пресвятой Богородицы была признана историческим раритетом и получила статус памятника архитектуры федерального значения. В 2016-м году храм в селе Образцово встретил своё 280-летие. Жизнь церкви продолжается, впереди новые благие события, деяния и, конечно же свершения.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №395, ООО «Де Агостини», 2020
Церковь Рождества Богородицы в Образцово
Храм Рождества Богородицы в селе Образцово городского округа Щелково был возведен в 1736 году по заказу владельца села Платона Ивановича Мусина-Пушкина. Церковь не закрывалась в советские годы, сохранила внутреннее убранство, росписи, иконы и старинный иконостас, который венчают деревянные скульптуры. Богородице-Рождественский храм имеет два придела, освященных в честь редких святых – святого Евфимия Великого и преподобной Марфы.
Образцово – вотчина боярина-инока Хабарова
Местность, где расположено село Образцово, во второй половине XV столетия принадлежала представителям древней и знатной русской фамилии – Хабаровым. Один из предков Хабаровых боярин Василий Федорович Образец-Симский в 1471 году воевал на Двине и в Заволочье, в 1478-1479 годах служил воеводой в Новгороде и Вятке. Вероятно, от прозвища Василия Федоровича «Образец» и произошло название села Образцово.
Внук Образца-Симского Иван Иванович Хабаров проявил себя не только на военном поприще и царской службе, но и остался в истории, как благочестивый христианин. В 1547 году Иван Иванович Хабаров выстроил каменную церковь Введения Пресвятой Богородицы у стен Троице-Сергиевой лавры, которая сохранилась до сих пор. Он также любил украшать богослужебные книги, святые иконы, аналои. Боярин делал щедрые пожертвования в Иосифо-Волоцкий, Переславский Горицкий и Ростовский Борисоглебский монастыри.
Иван Иванович Хабаров предпочитал уединенную жизнь и затворничество – келью и четки в руках. В 1558 году он принял иночество, в 1573 году числился среди братии Кирилло-Белозерского монастыря под именем инока Иоасафа. Там, в северной русской обители, славный боярин закончил свои земные дни, и был погребен за алтарем церкви Архангела Гавриила.
Строительство ныне существующей каменной Богородице-Рождественской церкви в Образцово было закончено в 1736 году, а до этого в селе поочередно сменилось пять деревянных храмов. Первая деревянная церковь Рождества Богородицы существовала здесь еще во времена Хабаровых. В 1578 году по инициативе начальства Спасо-Евфимиевой обители в Образцово была построена вторая деревянная церковь (взамен обветшавшей) с тем же посвящением Рождеству Богородицы, но с новым приделом во имя преподобного Евфимия Великого. Третья деревянная церковь появилась после Смутного времени в 1620-е годы и просуществовала почти столетие. Четвертую и пятую церкви в Образцово возвели в начале XVIII века новые владельцы Мусины-Пушкины.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Храмоздатели Мусины-Пушкины
С 1701 года история Богородице-Рождественского прихода тесно связана с новыми владельцами села Образцово Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным и его сыном Платоном Ивановичем. 24 января 1701 года граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин был поставлен царем Петром I во главе особого ведомства – Монастырского приказа. Вместо жалованья графу было передано село Образцово, которое до этого, как указывалось выше, принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю. Эта передача изначально была временной, однако граф смог в 1710 году добиться у царя полной собственности на село Образцово. Спасо-Евфимиев монастырь пытался оспорить это решение, пользуясь тем, что граф вскоре впал в немилость царя, однако в итоге вотчина все же осталась за Мусиным-Пушкиным, что было подтверждено новой жалованной грамотой в 1722 году.
В 1730 году Образцово перешло по наследству сыну Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина – Платону Ивановичу, который и построил нынешнюю каменную церковь. Отец и сын Мусины-Пушкины оставили после себя добрую память, как храмоздатели. По их заказу были возведены несколько каменных церквей в Подмосковье: в 1725 году Троицкая (Борисоглебская) в Раменском, в 1728 году Рождества Иоанна Предтечи в селе Новорождествено (не сохранилась), в 1737 году были освящены церкви в селе Глазове (не сохранилась) и селе Горетове Можайского уезда.
В 1733 году Платон Иванович Мусин-Пушкин начал постройку каменной церкви в селе Образцово. Новый храм сохранял древнее посвящение Рождеству Богородицы и придел преподобного Евфимия Великого, но храмоздатель также желал добавить второй придел – в честь преподобной Марфы, матери Симеона Столпника. Редкая святая была небесной покровительницей супруги Платона Ивановича – Марфы Федоровны Хомяковой.
Каменный храм Рождества Богородицы был построен в 1736 году, а уже через 4 года граф Платон Иванович Мусин-Пушкин был подвергнут суду по делу о заговоре против императрицы Анны Иоанновны. Главным заговорщиком был назначен противник «бироновщины» Артемий Волынский. 23 июня 1740 года три лидера заговора были казнены, а граф Мусин-Пушкин, как один из «конфидентов», был лишен всех имений и сослан в заточение в Соловецкий монастырь. В северной ссылке граф, однако, пробыл недолго: в декабре того же 1740 года ему разрешили вернуться и жить в одной из своих деревень в Можайском уезде. Так или иначе, Образцово Мусиным-Пушкиным больше не вернули.
Надгробие Николая Петровича Кисель-Загорянского
С 1740 года, после ареста Мусина-Пушкина, имение перешло к Алексею Петровичу-Бестужеву Рюмину, затем к его сыну Андрею и племянникам Алексею и Михаилу Волконским. В XIX веке Образцовым владели также купцы Мещаниновы и Ляпины, а последними хозяевами села до революции 1917 года были дворяне Кисель-Загорянские. Великолепный надгробный памятник майора Николая Петровича Кисель-Загорянского в виде скалы-голгофы до сих пор сохранился на погосте церкви Рождества Богородицы в Образцово. Еще одно интересное надгробие сберегло память о гонимом храмоздателе – справа от входа в храм погребен Иоанн Кулешевский – «верный слуга графов Мосиных-Пушкиных», как гласит текст на могильной плите.
Надгробие Кулешевского «слуги графов Мосиных-Пушкиных»
Преподобный Евфимий и святая Марфа – мать Симеона Столпника
Стоит сказать несколько слов о редких святых, которым посвящены приделы церкви в Образцово. Святой Евфимий Великий родился в городе Мелитине близ реки Евфрат и с раннего детства воспитывался в семье дяди – христианского пресвитера. Благочестие юноши отметил местный епископ Евтропий, который сделал его церковным чтецом. Со временем епископ посвятил Евфимия в священный сан, однако молодой подвижник тяготился жизнью в миру. В 29 лет он тайно бежал в Иерусалим и поселился в пещере около одной из лавр. Здесь Евфимий познакомился с пустынножителем Феоктистом, с которым затем жил неразлучно и делил свои отшельнические подвиги.
Через пять лет два подвижника сменили место обитания и переселились на крутую гору, заросшую лесом. Там они жили совершенно уединенно, питаясь травой и растениями. Однажды лесное обиталище Евфимия и Феоктиста случайно обнаружили пастухи. Они разнесли по округе весть о святых иноках, и с тех пор к лесному скиту ежедневно стали приходить люди.
Среди посетителей святого Евфимия был начальник сарацинов Теревон. Знатный юноша тяжело заболел и, испробовав все средства врачей и знахарей, в последней надежде отправился к келье преподобного. Евфимий помолился над больным, совершил крестное знамение, и болезнь отступила. Теревон, его отец и бывшие с ним сарацины, увидев это чудо, приняли святое крещение и стали христианами. С тех пор к преподобному непрерывным потоком несли больных для исцеления. В поисках большего уединения Евфимий скрылся на горе Марда около Мертвого моря, а потом в пустыне Зиф. Наконец, Евфимий поселился рядом со своим другом Феоктистом на другой горе, где основал известный в ту эпоху монастырь. Преподобный Евфимий совершал чудеса и исцеления, обратил к христианской вере много язычников. Евфимий Великий скончался в возрасте 97 лет в 437 году от Рождества Христова.
Преподобная Марфа была матерью святого Симеона – первого известного столпника в истории христианского монашества. Преподобный Симеон уже в 18 лет принял монашеские обеты, но искал сугубых подвигов: обматывал себя веревкой так, что она глубоко впивалась в тело, жил на дне пересохшего колодца, испытывал себя сорокадневным отказом от пищи. Наконец, святой Симеон придумал новый вид подвижничества – соорудил башню-столп и поставил на нем хижину высотой около метра. Столп с каждым годом становился выше, пока не достиг, наконец, высоты 16 метров!
Однажды дьявол решил искусить святого. Он явился ему в виде ангела на огненной колеснице, сказав, что пришел забрать его живым на небо, как пророка Илию. Святой Симеон поверил этим льстивым словам и уже поднял правую ногу, чтобы ступить в колесницу, но распознал обман, когда сотворил крестное знамение. Дьявол в облике ангела мгновенно исчез, а святой в знак покаяния решил целый год стоять неподвижно на одной ноге – той самой, который чуть не ступил в колесницу.
Преподобный Симеон принимал посетителей, мирил ссорившихся, убеждал еретиков отказаться от заблуждений, исцелял болезни, неотлучно находясь на своей башне. Он скончался столетним старцем, проведя на столпе около 80 лет жизни. На месте необычного жилища преподобного впоследствии построили церковь, а потом – монастырь. О матери его Марфе, известно, что она скончалась на 30 лет раньше в 428 году при столпе сына.
Посвящения престолов церкви в Образцово напоминают о разных периодах древней истории села. Главный придел Рождества Богородицы отсылал к первой деревянной церкви в вотчине Хабаровых, придел преподобного Евфимия Великого относился к почти двухвековому периоду, когда селом владел Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, а третий придел преподобной Марфы (тезоименитой святой супруги храмоздателя графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина) указывал на эпоху Мусиных-Пушкиных.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено)
Группа для прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы и всех желающих.
При храме действует воскресная школа, освященная в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2003 года Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
При храме действует библиотека православной литературы.
В состав прихода входит недавно отреставрированный снаружи храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа (на Новом кладбище), освященный в 1785 году, который является памятником архитектуры федерального значения.
Также к приходу приписана часовня св. мучеников и безсребренников Косьмы и Дамиана в деревне Выра, первоначально построенная в 1892 году на пожертвования крестьян в память спасения семьи императора Александра III (при крушении поезда в 1888 году). В 1946-47 годах часовня была разобрана богоборческими властями. Восстановлена в 1987 году архитектором А.А.Сёмочкиным. Ежегодно в дни празднования св. мучеников и безсребренников Косьмы и Дамиана 1/14 июля и 1/14 ноября в часовне совершается водосвятный молебен и крестный ход, а также служится панихида.
Также ежегодно в день празднования Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 24 июня\7 июля совершается крестный ход и освящение пещерного источника, который находится рядом с местом, где стояла церковь св. Николая Чудотворца, построенная в XV веке и, по легенде, ушедшая под землю в годы шведской оккупации в XVI веке.
24 июля 2016 года на реке Грязне Епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном была освящена часовня во имя иконы Божией Матери “Живоносный Источник” и расположенная прямо под часовней купальня.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы Божественная Литургия совершается по субботам, воскресеньям и праздничным дням в 10-00. По воскресным дням в 7-45 служится ранняя Литургия.
При наличии утреннего богослужения храм открыт с 8-00 (в воскресенье с 7-00).
Начало всенощного бдения в 17-00.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
Надежда Климова запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
«. Для М.М. Пришвина революция стала одной из первых ступенек к глубокой вере.
Если в начале века он – бывший революционер, отсидевший за политику в тюрьме, то к середине – тихо живущий писатель, нашедший свою любовь. Если в молодости ему свойственны религиозные метания (как и миллионам современников), то к возрасту мудрости он – человек воцерковленный, талантливо доказывающий в своих дневниках существование Бога.
Показать полностью.
…Мужики выгоняют «помещика Пришвина» из родового поместья, насаженный им сад вырубают и делят землю между собой.
«…цвет измят, крест растоптан, всюду рубят деревья, как будто хотят себе рубить новый крест – орудие казни позорной».
Его казнь – это годы голода, учительства, случайного заработка. Это годы поиска смыслов и оправданий – может быть, всё же возможно равенство людей когда-нибудь? А как жить, пока оно не наступило? Пока кругом «царит обезьяна, осуществляющая идеалы Христа», и на каждом шагу сбрасываются колокола.
В 1930-м в Загорске (тогда так назывался Сергиев Посад) на его глазах разворачивается вселенская катастрофа – с самой высокой колокольни в православном мире (Троице-Сергиевой лавры) сбрасывают колокола.
Через постижение природы и любви Пришвин вернулся к Богу.
…Под впечатлением от падения колоколов и охлаждения и без того «холодного времени» Пришвин всё больше думает о смысле жизни. И находит его только в своём писательстве. «Правда, как-то после краха всей христианской культуры стало бессмысленно жить. И вот эта необходимость привести жизнь современную к относительной ясности и прочности является единственным смыслом нашего мрачного, жесткого существования».
Его второй женой становится его секретарь Валерия Дмитриевна: «Самое замечательное, что я нашел в Ляле, это её религиозность, и как раз в той форме, в том тоне и напряжённости, какая соответствует моему идеалу. Благодаря этому соответствию я сам признал себя человеком верующим и стал на этот путь».
Полюбив эту женщину, на вопрос «Существует ли Бог?» он отвечал так: «. раз я в любви своей к Л. чувствую вечность, значит, Бог существует».
И эту благодарность своей жене за то, что «Бог существует», Пришвин пронесёт до конца своих дней. Ей он скажет: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».
Пересмотрено прошлое, и становится понятно, почему он не встретил революцию сердцем, почему отшатнулся от идеи коммунизма, как от бродяги в ночи. «Равенство людей возможно только перед Богом, никакого другого равенства быть не может на земле, и с этим надо покончить навсегда».
Но покончат с этим нескоро. Сам Пришвин не увидит падения коммунизма. И уснет навсегда с воспоминаниями о гуле падающих колоколов.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
Святитель Димитрий (1651–1709) — митрополит Ростовский, знаменитый церковный писатель, собиратель и редактор жизнеописаний святых, автор драм и стихов.
Показать полностью.
Будущий святитель Димитрий Ростовский, в отрочестве Даниил, родился в 1651 году, в семье сотника Саввы Туптало. Отрок оказался более склонен к учению, чем к воинской службе. После достижения совершеннолетия ушёл в Киевский Кириллов монастырь, где принял постриг с именем Димитрий. Вскоре отец последовал за сыном и также принял монашество.
В 18 лет Даниил стал иноком, в 21 — монахом, в 25 лет — иеромонахом. В возрасте 50 лет он был хиротонисан во епископа и указом Петра I сразу возведён на митрополичью кафедру.
Современники вспоминали о святителе Димитрии как о строгом постнике. Подражая царю Давиду, он часто подолгу молился, лёжа крестообразно на земле. Святитель устраивал трапезы для нуждающихся, открывал школы, противостоял несправедливым поборам с духовенства и не боялся критиковать церковные нововведения Петра I.
Помимо «Житий святых» святитель Димитрий оставил после себя множество поучений, проповедей, церковных произведений. Пьесы Димитрия Ростовского «Рождественская драма» («Ростовское действо») и «Успенская драма» сохранились и исполняются по сей день.
В духовном завещании митрополит Димитрий писал: «С той поры, как принял я святой иноческий образ и обещал Богу хранить добровольную нищету, не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».
В знак почтения усопшего митрополита положили в деревянный гроб, устланный черновиками его незаконченных произведений и, согласно завещанию покойного, погребли в Яковлевском монастыре Ростова. На погребении присутствовал местоблюститель патриаршего престола, сподвижник Петра I митрополит Стефан Яворский. Святитель Димитрий и митрополит Стефан дали друг другу обещание, что, когда один из них умрёт, другой его похоронит.
В 1752 году осел чугунный пол собора. В ходе ремонта открылся деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Ростовский митрополит, будущий святитель Арсений (Мацеевич), освидетельствовал останки святителя. Через 5 лет состоялась канонизация.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
Александр Габнис
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
Апостола Павла послание к ефесянам, 6:10–17:
«. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
Показать полностью.
Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
Редкий Петербург
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
«“О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род”.
. Чудеса и знамения не совершаются без причины. Нет сомнения, что многочисленные современные чудеса и явления Божией Матери имеют целью пробудить в людях веру в Бога и чувство покаяния. Но глух стал мир к всему духовному. Всё более поворачиваясь спиной к Богу, он, закусив удила, стремительно несётся к своей гибели. В это время всевозможных катастроф, потрясений и соблазнов, надо помнить Нашу Небесную Мать и Заступницу у престола Божия.
Пресвятая Богородице, спаси нас!».
Епископ Александр (Милеант). «Пресвятая Дева Мария, Заступница усердная рода христианского».
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
Родители, тайные христиане, крестили Димитрия и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.
Показать полностью. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал своё имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через 100 лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось в бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чём писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще её и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы(Рождествено) запись закреплена
Собор Архистратига Божия Михаила г. Железногорск
«. Люди мирские всеми силами стараются избавиться от скорбей: они заливают горе вином и водкой, одурманивают себя табаком и даже наркотиками, ища утешения, и, когда не находят его, стараются забыть о скорбях: ищут развлечений, гуляют, танцуют, ходят друг к другу в гости и пустословят. Этого да не будет никогда с христианами, ибо они не должны заглушать голос совести, а наоборот, должны чутко прислушиваться к нему.
Показать полностью.
Люди, более высоко стоящие в духовном отношении, ищут забвения своих скорбей в дружбе, в работе. Самое высшее, в чем находят облегчение,— взаимная любовь: любовь супругов, любовь родителей к детям и любовь детей к родителям, любовь к людям, достойным любви. Всякая любовь благословенна, но это начальная, низшая форма любви, ибо от нее, путем научения в ней, мы должны возвыситься до гораздо более высокой любви ко всем людям, ко всем несчастным, страдающим. От нее мы должны возвыситься до третьей степени любви — любви божественной, любви к Самому Богу.
Ни в чем никогда не найти утешения в скорби для тех, кто ищет его не там, где следует. Где искать утешения в скорби? Об этом говорит святой пророк Давид: Только в Боге успокаивается душа моя (Пс. 61, 2). Блаженны те, которые находят глубокое утешение в горячей, из сердца рвущейся молитве, в духовном общении с Богом. Такими были праведники Ветхого Завета, но нам, христианам, Господь даровал самое глубокое и высшее утешение — взирать на Крест Христов и поклоняться Ему.
Видите ли Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, вочеловечившегося Бога, Святейшего святых, Великого Праведника, Благодетеля рода человеческого, Какого никогда не знал и более никогда не узнает мир? Видите ли Его прибитым железными гвоздями ко Кресту? Как тяжко страдает Тот, Кто одним мановением руки Своей, одним словом Своим повелевал волнам и ветру утихнуть; Тот, Кто в течение короткой жизни Своей на земле творил изумительные чудеса из любви и жалости к людям; Тот, Кто исцелял все болезни, Кто слепым открывал глаза, Кто парализованных восставлял от одра, Кто насыщал немногими хлебами тысячи человек, Кто воскрешал мертвых,— Величайший Благодетель и Спаситель мира.
С Креста Христова изливается неизмеримым потоком любовь Божественная, любовь, дивным, таинственным образом истребляющая злобу и вражду, врачующая боль и смущение сердца, укрепляющая наши телесные и духовные силы. На Кресте Искупитель мира терзается за наши грехи. Эта величайшая Жертва и безграничное милосердие затмевают все наши скорби, как бы много их ни было, какими бы тяжкими они ни были.
И только проникнувшись этими мыслями и чувствами, взирая на Крест Христов, вы получите единое истинное утешение. Нет других подобных утешений, да и нужны ли они, если нам дан Крест, который мы можем не только лицезреть, но и лобызать. И не черпаем ли мы бесконечно надежду и силы из этого источника? Исполнено утешения и Божественное Писание, повествующее о крестном страдании Христа. Во всякой скорби нашей неизменно будем обращать внимание наше к Священному Писанию и ко Кресту Христову.
Вникните в слова апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих (II Кор. 1; 3—4). Свидетельствую всем сердцем истинность этих слов, свидетельствую по собственному опыту, ибо меня утешил Господь в великой скорби моей. По мере того, как будут умножаться скорби, будет умножаться и утешение Христово. «.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий.
Отрывок из проповеди» Где искать утешения в скорби?».