храм рождества богородицы в вологде

ВОЛОГОДСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

храм рождества богородицы в вологде
Вологодский Богородице-Рождественский собор

Вологодский кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Вологодской епархии

Кладбищенский храм

Каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен не позднее 1790 года на Глинковском кладбище Вологды. Раннее здесь существовала деревянная Никольская церковь. К 1830-м годам храм уже не удовлетворял вологжан из-за малых размеров.

Строительство нового храма началось в 1832 году, его возглавил церковный староста мещанин Александр Иванович Попов-Тестов. Каменная двухэтажная церковь с такой же колокольней была построена и освящена в 1836 году [1].

Некоторое время службу в Богородицкой кладбищенской церкви вели священники приходских церквей города, в 1839 году при ней был учрежден собственный причт.

В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж.

В 1927 году при Богородицкой кладбищенской церкви была открыта обновленческая община, которая заняла верхний этаж храма. Раздельной описи ценностей православной и обновленческой общинами составлено не было, и поэтому постоянно провоцировались имущественные споры. Местная газета того времени констатировала: «общины… предъявляют одна другой требования убираться из здания…».

Постоянное закрытие храмов в городе привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объединились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о. Константин Богословский из Благовещенского храма, о. Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о. Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о. Александр Садоков из Покрово-Казанской (на Торгу).

В 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году был закрыт верхний обновленческий храм и размещен архив НКВД. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла.

Кафедральный собор

В конце 1940-х годов был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора, но власти разместили в нем вначале областной музей, затем клуб, и, наконец, – картинную галерею, и возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором.

6 апреля 1946 года епископ Вологодский и Тотемский Иустин (Мальцев) совершил освящение верхнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы [2].

26 января 1992 года состоялось открытие при соборе первой на тот момент в епархии воскресной школы [3].

Архитектура

Источник

Храм рождества богородицы в вологде

храм рождества богородицы в вологде

храм рождества богородицы в вологде

Другое

Действия

5 752 записи

Обращаемся к вам за ПОМОЩЬЮ в СРОЧНОМ СБОРЕ СРЕДСТВ на ремонт изношенной электросети прихода. Требуются материалы на сумму: 100-200 тысяч рублей, в зависимость от точки подключения, которую сейчас определяют. Показать полностью. Работы нужно произвести в кратчайшее время, что бы не остаться приходу без электричества, а это: семинария, воскресная школа, Собор Рождества Пресвятой Богородицы. По окончании ремонтных работ будет сформирован публичный отчет о расходе средств.

Посильные средства можно направлять, с пометкой «благотворительный платеж на уставную деятельность (ремонт электросети)», на Расчетный счет Собора (Местная православная религиозная организация Приход Рождество-Богородицкого кафедрального собора г. Вологды Русской Православной Церкви (Московский Патриархат),160017 г. Вологда, Говоровский проезд, д. 2а, тел./факс 8(8172) 71-55-39, 8-996-309-09-50 (настоятель протоиерей Алексий (Ольховников), e-mail: kafedralnyisobor@yandex.ru, Код по ОКВЭД 91.31, ОКПО 34274298):

ИНН 3525053696, КПП 352501001, Вологодское отделение № 8638 ПАО Сбербанк г. Вологды,
Расчетный счет 40703810012000100081, БИК 041909644, СОГР 1023500000370, Корр. счет 30101810900000000644

Так же средства можно передать через церковную лавку Собора.

В Оптиной поем Акафист с сестрой К. Подошло время молитвы, во время чтения которой все молящиеся встают на колени. Только я успела опуститься, слышу над ухом шепот К.: «Я ведь причастилась!». С удивлением от несвоевременной реплики отвечаю: «Слава Богу» и пытаюсь сосредоточиться на словах молитвы. Но К. не унимается: «А можно я встану на колени?». Эта странная просьба (все вокруг уже давно стоят на коленях) меня озадачивает еще больше. Тем более, что К. гораздо старше меня и уже несколько лет живет в монастыре. Несмотря на мой утвердительный ответ, К. все еще мнется. Ни о какой молитве речи уже нет: я пытаюсь разгадать причину этого загадочного поведения. И тут раздается последняя реплика К.: «А благодать от Причастия в пол точно не уйдет?»
***

Как-то, благословили в пономари вновь пришедшего в наш храм молодого человека.Серьезный, молчаливый, чернявый, глаза с восточной поволокой.Благословили его, в первый же день его пребывания в храме,прочесть «апостола» на Литургии.Выходит он, как положено, в стихаре,торжественно неся книгу над головой, встает перед амвоном,все торжественно и чинно.Диакон:»Премудрость», чтец:»Ко ЕВРЕЯМ послания св.Апостола Павла чтение», диакон:»Вонмем», и тут оказалось, что новенький чтец прилично картавит, но не смотря на это понизив голос и выдержав паузу чинно начал:»Бхххатие. «. Певчих пришлось откачивать, они не как не могли успокоиться от смеха.
***

Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института однажды произошел смешной случай. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» — «Нет, я православный!».
***

«Увидев у своей кельи толпу страждущих мирян, отец Паисий бросился бежать. Резво кинулись за ним страждущие, кто-то схватил было его за кончик мантии, да упустил.
Долго бегали они так за непослушным духовником, помяли уже две монастырские клумбы, но догнать не умели и до того расстроились, что пошли жаловаться на отца Паисия игумену.
Игумен же, выйдя на крыльцо, поманил отца Паисия толстым пальчиком и говорит ему на ухо:
— Что ж ты, братец, бежишь от своих духовных чад, а?
— Не от них, отец, но от духа тщеславия, — отвечал запыхавшийся отец Паисий.»
***

Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха Павла для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
— Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
— Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?
***

У владыки Василия Родзянко была трагическая судьба, но при этом он был человеком светлым, веселым, любил шутку.

В иконную лавку в г. Новогрудке зашла женщина: “Мне, пожалуйста, дайте икону Божией Матери огнеcтрельную”. Продавец, которая только недавно начала работать и,
будучи недостаточно воцерковленной, пересмотрев иконы, растеpянно отвечает: “Огнестрельных на этот раз что-то не завезли…”
***

Есть такая традиция-после отпевания усопшего икону с его груди забирают и оставляют на 40 дней в храме, а по истечении этого срока забирают домой. Многие люди (особенно из тех, кто в храм заходит только по случаю отпевания или крестин) забывают об оставленной иконе, вследствие чего в храме иногда накапливается изрядное количество образов, так что церковницам приходится заводить специальные ящички для них, чтобы как-то упорядочить. Вот однажды такие «забывшие» вспомнили об оставленной иконе и пришли в храм, чтобы её забрать. Обращаются к церковнице:
-Вот мы тут давно оставляли икону, нам бы забрать.
-А какую именно Вы оставляли? (достали ящичек с иконами, стали искать)
-Точно мы не помним, но там Божия Матерь изображена.
-А как называется?
-Да вот что-то такое. название такое. с едой связано.
-. Может, Спорительница хлебов?
-Нет,не она. (продолжают искать: церковница смотрит иконы, а пришедшие стоят рядом)
-Может, Домостроительница?
-Нет-нет, там такое название-чтобы с едой благополучие было.
Ищут-ищут, не могут найти. Пошли по второму разу. Вдруг пришедшие радостно восклицают:
-Да вот же она!
Церковница держит в руках икону «Достойно есть».

*Слово «ЕСТЬ» люди восприняли буквально.
***
Из жизни семинаристов:

10 НОЯБРЯ
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ, митрополит

Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Да­ни­ил Сав­вич Туп­та­ло), ро­дил­ся в де­каб­ре 1651 го­да в ме­стеч­ке Ма­ка­ро­во, неда­ле­ко от Ки­е­ва, Показать полностью. в бла­го­че­сти­вой се­мье и вы­рос глу­бо­ко ве­ру­ю­щим хри­сти­а­ни­ном. В 1662 го­ду, вско­ре по­сле пе­ре­ез­да ро­ди­те­лей в Ки­ев, Да­ни­ил был от­дан в Ки­е­во-Мо­ги­лян­скую кол­ле­гию, где впер­вые рас­кры­лись да­ро­ва­ния и неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти та­лант­ли­во­го юно­ши. Он успеш­но изу­чил гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки и ряд клас­си­че­ских на­ук. 9 июля 1668 го­да Да­ни­ил при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ди­мит­рий – в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го. До вес­ны 1675 го­да он про­хо­дил ино­че­ское по­слу­ша­ние в Ки­ев­ском Ки­рил­ло­вом мо­на­сты­ре, где на­ча­лась его ли­те­ра­тур­ная и про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность. Чер­ни­гов­ский ар­хи­епи­скоп Ла­зарь (Ба­ра­но­вич) ру­ко­по­ло­жил Ди­мит­рия 23 мая 1675 го­да во иеро­мо­на­ха. В те­че­ние несколь­ких лет иеро­мо­нах Ди­мит­рий под­ви­зал­ся, про­по­ве­дуя сло­во Бо­жие, в раз­лич­ных мо­на­сты­рях и хра­мах Укра­и­ны, Лит­вы и Бе­ло­рус­сии. Неко­то­рое вре­мя он был игу­ме­ном Мак­си­мов­ской оби­те­ли, а за­тем Ба­ту­рин­ско­го Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря, от­ку­да в 1684 го­ду был вы­зван в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. На­сто­я­тель Лав­ры ар­хи­манд­рит Вар­ла­ам (Ясин­ский), зная вы­со­кую ду­хов­ную на­стро­ен­ность сво­е­го быв­ше­го уче­ни­ка, его об­ра­зо­ван­ность, склон­ность к на­уч­но­му тру­ду, а так­же несо­мнен­ное ли­те­ра­тур­ное да­ро­ва­ние, по­ру­чил иеро­мо­на­ху Ди­мит­рию со­став­ле­ние Че­ти­их-Ми­ней (жи­тий свя­тых) на весь год. С то­го вре­ме­ни вся даль­ней­шая жизнь свя­ти­те­ля Ди­мит­рия бы­ла по­свя­ще­на вы­пол­не­нию это­го по­движ­ни­че­ско­го, гран­ди­оз­но­го по сво­им мас­шта­бам тру­да. Ра­бо­та тре­бо­ва­ла огром­но­го на­пря­же­ния сил, нуж­но бы­ло со­брать и про­ана­ли­зи­ро­вать мно­же­ство раз­роз­нен­ных ис­точ­ни­ков и из­ло­жить их язы­ком, до­стой­ным вы­со­ко­го пред­ме­та из­ло­же­ния и од­новре­мен­но до­ступ­ным всем ве­ру­ю­щим. Бо­же­ствен­ная по­мощь не остав­ля­ла свя­ти­те­ля на про­тя­же­нии его два­дца­ти­лет­не­го тру­да. По сви­де­тель­ству пре­по­доб­но­го, ду­ша его на­пол­ни­лась об­ра­за­ми свя­тых, ко­то­рые укреп­ля­ли его дух и те­ло, все­ля­ли ве­ру в бла­го­по­луч­ное за­вер­ше­ние его бла­го­род­но­го тру­да. Од­новре­мен­но с этим пре­по­доб­ный Ди­мит­рий был на­сто­я­те­лем несколь­ких мо­на­сты­рей (по­оче­ред­но). Тру­ды по­движ­ни­ка об­ра­ти­ли на се­бя вни­ма­ние пат­ри­ар­ха Адри­а­на. В 1701 го­ду ука­зом Пет­ра I ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был вы­зван в Моск­ву, где 23 мар­та в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля был хи­ро­то­ни­сан на Си­бир­скую мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру в го­род То­больск. Но через неко­то­рое вре­мя из-за важ­но­сти на­уч­но­го тру­да и сла­бо­го здо­ро­вья свя­ти­тель по­лу­чил но­вое на­зна­че­ние в Ро­стов-Яро­слав­ский, ку­да при­был 1 мар­та 1702 го­да в ка­че­стве мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го.
Как и преж­де, он про­дол­жал неусып­но за­бо­тить­ся об укреп­ле­нии един­ства Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ослаб­лен­но­го ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом.
В его вдох­но­вен­ных тру­дах и про­по­ве­дях мно­гие по­ко­ле­ния рус­ских бо­го­сло­вов чер­па­ют ду­хов­ные си­лы для твор­че­ства и мо­лит­вы. Для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан он оста­ет­ся при­ме­ром свя­той, ас­ке­ти­че­ской, нес­тя­жа­тель­ной жиз­ни. По его кон­чине, по­сле­до­вав­шей 28 ок­тяб­ря 1709 го­да, у него не на­шли ни­ка­ко­го иму­ще­ства, кро­ме книг и ру­ко­пи­сей.
При­чис­ле­ние свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го, к ли­ку свя­тых со­вер­ши­лось 22 ап­ре­ля 1757 го­да. Празд­не­ство ему уста­нов­ле­но так­же 21 сен­тяб­ря, в день об­ре­те­ния мо­щей.
Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, при­быв в 1702 го­ду на Ро­стов­скую ка­фед­ру, преж­де все­го по­се­тил мо­на­стырь свя­ти­те­ля Иа­ко­ва, епи­ско­па Ро­стов­ско­го (па­мять 27 но­яб­ря и 23 мая). В со­бор­ной церк­ви в честь За­ча­тия Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы он со­вер­шил ли­тур­гию, по­сле ко­то­рой при всех при­сут­ство­вав­ших в хра­ме опре­де­лил на пра­вой сто­роне ме­сто сво­е­го бу­ду­ще­го по­гре­бе­ния со сло­ва­ми: «Се по­кой мой, зде все­лю­ся в век ве­ка». Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Ди­мит­рий 28 ок­тяб­ря 1709 го­да. Несмот­ря на же­ла­ние свя­ти­те­ля, вы­ра­жен­ное в за­ве­ща­нии, ду­хо­вен­ство и жи­те­ли Ро­сто­ва про­си­ли при­быв­ше­го для по­гре­бе­ния ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла Ря­зан­ско­го мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на Явор­ско­го со­вер­шить по­гре­бе­ние в со­бор­ном хра­ме го­ро­да, ря­дом с пред­ше­ствен­ни­ком свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, свя­ти­те­лем Иоаса­фом. Мит­ро­по­лит Сте­фан, со­блю­дая за­ве­ща­ние сво­е­го по­чив­ше­го дру­га, на­сто­ял на по­гре­бе­нии те­ла свя­ти­те­ля Ди­мит­рия в ука­зан­ном ме­сте. Од­на­ко до при­бы­тия мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на ме­сто по­гре­бе­ния при­го­тов­ле­но не бы­ло, хо­тя со дня кон­чи­ны про­шло око­ло ме­ся­ца. В свя­зи с неот­лож­ным отъ­ез­дом мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на из Ро­сто­ва в вы­ко­пан­ной мо­ги­ле был сде­лан на­ско­ро за­го­тов­лен­ный де­ре­вян­ный сруб, в ко­то­ром 25 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но те­ло свя­ти­те­ля. Это об­сто­я­тель­ство, преду­смот­рен­ное Про­мыс­лом Бо­жи­им, при­ве­ло к ско­ро­му об­ре­те­нию мо­щей. В 1752 го­ду про­из­во­дил­ся ре­монт в со­бор­ной церк­ви мо­на­сты­ря, и 21 сен­тяб­ря при по­чин­ке опу­стив­ше­го­ся по­ла бы­ло об­на­ру­же­но нетлен­ное те­ло свя­ти­те­ля Ди­мит­рия. Ме­сто по­гре­бе­ния ока­за­лось сы­рым, ду­бо­вый гроб и на­хо­див­ши­е­ся в нем ру­ко­пи­си ис­тле­ли, но те­ло свя­ти­те­ля, а так­же омо­фор, сак­кос, мит­ра и шел­ко­вые чет­ки со­хра­ни­лись нетлен­ны­ми. По­сле об­ре­те­ния у свя­тых мо­щей со­вер­ша­лось мно­же­ство ис­це­ле­ний, о чем бы­ло до­не­се­но Си­но­ду, по пред­пи­са­нию ко­то­ро­го в Ро­стов при­бы­ли Суз­даль­ский мит­ро­по­лит Силь­вестр и Си­мо­нов­ский ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил для осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ди­мит­рия и про­ис­шед­ших чу­дес­ных ис­це­ле­ний. По­сле­до­вал указ Си­но­да от 29 ап­ре­ля 1757 го­да о при­чис­ле­нии к ли­ку свя­тых свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го и уста­нов­ле­нии празд­но­ва­ния 28 ок­тяб­ря (день пре­став­ле­ния) и 21 сен­тяб­ря (день об­ре­те­ния мо­щей).

Источник

Собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Вологды

Благочиние

Адрес

160017 Вологодская область, г. Вологда, Говоровский проезд д. 2 а

Настоятель

протоиерей Алексей Ольховников

E-mail

Телефон

Вконтакте

храм рождества богородицы в вологде

Духовенство

Расписание

Как добраться

Фотогалерея

Справка

История храма начинается с основания кладбища. В 1760-1770 годы полоса эпидемий долгое время опустошала Россию. Одной из причин непрекращающегося мора посчитали кладбища внутри городов, и в 1772 году указом Екатерины Великой было предписано учредить новые кладбища в удобных местах за городом. В 1782 году землемер Неелов так охарактеризовал Богородицкое кладбище: «Находится… по течению реки Вологды, вверх по левой стороне, против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала, в трехстах саженях». Первоначально отпевания проводились в Глинковской церкви, поэтому и кладбище называли Заглинковским Николаевским. Захоронения на нем велись с 1781 года.

Первая церковь, каменная, была построена не поздее 1790 года и получила название Рождества Пресвятой Богородицы, что на Глинковском кладбище. Позднее кладбище становится главным в городе. Но храм уже не удовлетворял вологжан из-за малых размеров. Строительство нового храма, здание которого стоит и поныне, началось в 1832 году, его возглавил церковный староста, мещанин Александр Иванович Попов-Тестов. Церковь была построена и освящена в 1836 году. «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, устроенной в куполе над холодной церковью — двухэтажная, крепкая…» В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж. С этого времени церковь получила современные очертания.

После революции начинается государственная борьба с религией, которая шла по двум направлениям: разобщить верующих и закрыть храмы. Политика «разделяй и властвуй» была в полной мере использована большевиками: появилось несколько обновленческих течений, которые пытались приспособить православие к марксизму. В 1927 году при Богородицкой кладбищенской церкви была открыта обновленческая община. Здание храма поделили: вверху — обновленцы, внизу — «староцерковники». Власти искусно натравливали верующих друг на друга. Раздельной описи ценностей составлено не было, и поэтому постоянно провоцировались имущественные споры. Местная газета того времени констатировала: «общины…предъявляют одна другой требования убираться из здания…» Постоянное закрытие храмов в городе привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объеденились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о.Константин Богословский из Благовещенского храма, о.Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о.Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о.Александр Садоков из Покрово-Казанской (на Торгу). Вологжане особенно любили служение протодиакона Михаила Попова.

Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний «обновленческий» храм, т.к. не стало прихожан: люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД. В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о.Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и о.Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о.Николая увезли в больницу, где он и скончался. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца найден новый священник — о. Анатолий Городецкий.

В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадачно подыскивался «хозяин» собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец — картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором. 18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе.

Святыни: частица мощей прп. Иосафа Каменского, список иконы Божией Матери «Скоропослушница», список иконы Спасителя «Обыденная» из Всеградского собора, икона княгини Анны Кашинской с частицей мощей. Особо чтимые праздники: 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма. 31 октября — Всемилостивого Спаса. Этот праздник установлен в память об избавлении г. Вологды от моровой язвы в 1652 году. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю. После литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии). 27 мая — иконы Божией Матери «Скоропослушница» — в память о принесении иконы в г. Вологду.

Источник

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Вологда)

Мiръ Россия Вологодская область Вологда Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Вологда)

храм рождества богородицы в вологде

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (церковь Рождества Богородицы на Богородицком кладбище, Рождество-Богородицкий собор, кладбищенская церковь Рождества Богородицы, Рождества-Богородицкая церковь, церковь за Горбатым мостом). Вологодская и Великоустюжская епархия / Вологодское благочиние. Действующий собор. Даты постройки: деревянная церковь — конец XVI — начало XVII в. Каменный храм между 1836 и 1838 гг.

Содержание

История [ править ]

История храма начинается с основания кладбища. В 1760-1770 годы полоса эпидемий долгое время опустошала Россию. Одной из причин непрекращающегося мора посчитали кладбища внутри городов, и в 1772 году указом Екатерины Великой было предписано учредить новые кладбища в удобных местах за городом.

В 1782 году землемер Неелов так охарактеризовал Богородицкое кладбище: «Находится. по течению реки Вологды, вверх по левой стороне, против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала, в трехстах саженях». Первоначально отпевания проводились в Глинковской церкви, поэтому и кладбище называли Заглинковским Николаевским. Захоронения на нем велись с 1781 года.

В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж. С этого времени церковь получила современные очертания.

Храм Рождества Богородицы – единственная церковь Вологды, избежавшая закрытия в послереволюционный период. Однако в первое десятилетие советской власти причту храма пришлось столкнуться с немалыми трудностями. В 1922 году под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья все драгоценные предметы церковной утвари были изъяты. После революции начинается государственная борьба с религией, которая шла по двум направлениям: разобщить верующих и закрыть храмы. Политика «разделяй и властвуй» была в полной мере использована большевиками: появилось несколько обновленческих течений, которые пытались приспособить православие к марксизму.

В 1927 году при Богородицкой кладбищенской церкви была открыта обновленческая община. Постоянное закрытие храмов в городе привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объединились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о. Константин Богословский из Благовещенского храма, о. Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о. Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о. Александр Садоков из Покрово-Казанской (на Торгу). Вологжане особенно любили служение протодиакона Михаила Попова.

Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний «обновленческий» храм, т.к. не стало прихожан: люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД. В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о. Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и. Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о. Николая увезли в больницу, где он и скончался.

К 1940-м годам кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы оставалась единственным действующим храмом во всей Вологодской области. Верхний этаж храма был закрыт (в нем обосновался архив НКВД), а церковные службы велись в нижнем этаже здания. В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадочно подыскивался «хозяин» собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором.

Начиная с 1960-х годов доходы кафедрального собора постепенно растут. В 1989 году был проведен конкурс на лучший эскиз благоустройства присоборной площади

18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе

Современное состояние [ править ]

Рождество-Богородицкий кафедральный собор в настоящее время является наиболее значительным среди храмов вологодчины. Храм расположен на бывшем Богородском (Глинковском) кладбище, открытом в 1782 году, и до постройки здесь церкви отпевание производилось в одном из приделов теплого храма Николая Чудотворца на Глинках (бывшая Флоро-Лаврская церковь). В 2011 году за счет средств областного бюджета завершены реставрационные работы на живописи собора Рождества Богородицы.

Деятельность [ править ]

При приходе действует:

1. Воскресная школа для детей и взрослых. Занятия проводятся в здании воскресной школы по субботам и воскресеньям с 10 часов.

2. Пункт социальной помощи, работает ежедневно с 10 до 14 часов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *