храм рождества богородицы в вологде
ВОЛОГОДСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР
Вологодский Богородице-Рождественский собор |
Вологодский кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Вологодской епархии
Кладбищенский храм
Каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен не позднее 1790 года на Глинковском кладбище Вологды. Раннее здесь существовала деревянная Никольская церковь. К 1830-м годам храм уже не удовлетворял вологжан из-за малых размеров.
Строительство нового храма началось в 1832 году, его возглавил церковный староста мещанин Александр Иванович Попов-Тестов. Каменная двухэтажная церковь с такой же колокольней была построена и освящена в 1836 году [1].
Некоторое время службу в Богородицкой кладбищенской церкви вели священники приходских церквей города, в 1839 году при ней был учрежден собственный причт.
В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж.
В 1927 году при Богородицкой кладбищенской церкви была открыта обновленческая община, которая заняла верхний этаж храма. Раздельной описи ценностей православной и обновленческой общинами составлено не было, и поэтому постоянно провоцировались имущественные споры. Местная газета того времени констатировала: «общины… предъявляют одна другой требования убираться из здания…».
Постоянное закрытие храмов в городе привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объединились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о. Константин Богословский из Благовещенского храма, о. Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о. Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о. Александр Садоков из Покрово-Казанской (на Торгу).
В 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году был закрыт верхний обновленческий храм и размещен архив НКВД. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла.
Кафедральный собор
В конце 1940-х годов был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора, но власти разместили в нем вначале областной музей, затем клуб, и, наконец, – картинную галерею, и возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором.
6 апреля 1946 года епископ Вологодский и Тотемский Иустин (Мальцев) совершил освящение верхнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы [2].
26 января 1992 года состоялось открытие при соборе первой на тот момент в епархии воскресной школы [3].
Архитектура
Храм рождества богородицы в вологде
Другое
Действия
5 752 записи
Обращаемся к вам за ПОМОЩЬЮ в СРОЧНОМ СБОРЕ СРЕДСТВ на ремонт изношенной электросети прихода. Требуются материалы на сумму: 100-200 тысяч рублей, в зависимость от точки подключения, которую сейчас определяют. Показать полностью. Работы нужно произвести в кратчайшее время, что бы не остаться приходу без электричества, а это: семинария, воскресная школа, Собор Рождества Пресвятой Богородицы. По окончании ремонтных работ будет сформирован публичный отчет о расходе средств.
Посильные средства можно направлять, с пометкой «благотворительный платеж на уставную деятельность (ремонт электросети)», на Расчетный счет Собора (Местная православная религиозная организация Приход Рождество-Богородицкого кафедрального собора г. Вологды Русской Православной Церкви (Московский Патриархат),160017 г. Вологда, Говоровский проезд, д. 2а, тел./факс 8(8172) 71-55-39, 8-996-309-09-50 (настоятель протоиерей Алексий (Ольховников), e-mail: kafedralnyisobor@yandex.ru, Код по ОКВЭД 91.31, ОКПО 34274298):
ИНН 3525053696, КПП 352501001, Вологодское отделение № 8638 ПАО Сбербанк г. Вологды,
Расчетный счет 40703810012000100081, БИК 041909644, СОГР 1023500000370, Корр. счет 30101810900000000644
Так же средства можно передать через церковную лавку Собора.
В Оптиной поем Акафист с сестрой К. Подошло время молитвы, во время чтения которой все молящиеся встают на колени. Только я успела опуститься, слышу над ухом шепот К.: «Я ведь причастилась!». С удивлением от несвоевременной реплики отвечаю: «Слава Богу» и пытаюсь сосредоточиться на словах молитвы. Но К. не унимается: «А можно я встану на колени?». Эта странная просьба (все вокруг уже давно стоят на коленях) меня озадачивает еще больше. Тем более, что К. гораздо старше меня и уже несколько лет живет в монастыре. Несмотря на мой утвердительный ответ, К. все еще мнется. Ни о какой молитве речи уже нет: я пытаюсь разгадать причину этого загадочного поведения. И тут раздается последняя реплика К.: «А благодать от Причастия в пол точно не уйдет?»
***
Как-то, благословили в пономари вновь пришедшего в наш храм молодого человека.Серьезный, молчаливый, чернявый, глаза с восточной поволокой.Благословили его, в первый же день его пребывания в храме,прочесть «апостола» на Литургии.Выходит он, как положено, в стихаре,торжественно неся книгу над головой, встает перед амвоном,все торжественно и чинно.Диакон:»Премудрость», чтец:»Ко ЕВРЕЯМ послания св.Апостола Павла чтение», диакон:»Вонмем», и тут оказалось, что новенький чтец прилично картавит, но не смотря на это понизив голос и выдержав паузу чинно начал:»Бхххатие. «. Певчих пришлось откачивать, они не как не могли успокоиться от смеха.
***
Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института однажды произошел смешной случай. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» — «Нет, я православный!».
***
«Увидев у своей кельи толпу страждущих мирян, отец Паисий бросился бежать. Резво кинулись за ним страждущие, кто-то схватил было его за кончик мантии, да упустил.
Долго бегали они так за непослушным духовником, помяли уже две монастырские клумбы, но догнать не умели и до того расстроились, что пошли жаловаться на отца Паисия игумену.
Игумен же, выйдя на крыльцо, поманил отца Паисия толстым пальчиком и говорит ему на ухо:
— Что ж ты, братец, бежишь от своих духовных чад, а?
— Не от них, отец, но от духа тщеславия, — отвечал запыхавшийся отец Паисий.»
***
Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха Павла для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
— Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
— Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?
***
У владыки Василия Родзянко была трагическая судьба, но при этом он был человеком светлым, веселым, любил шутку.
В иконную лавку в г. Новогрудке зашла женщина: “Мне, пожалуйста, дайте икону Божией Матери огнеcтрельную”. Продавец, которая только недавно начала работать и,
будучи недостаточно воцерковленной, пересмотрев иконы, растеpянно отвечает: “Огнестрельных на этот раз что-то не завезли…”
***
Есть такая традиция-после отпевания усопшего икону с его груди забирают и оставляют на 40 дней в храме, а по истечении этого срока забирают домой. Многие люди (особенно из тех, кто в храм заходит только по случаю отпевания или крестин) забывают об оставленной иконе, вследствие чего в храме иногда накапливается изрядное количество образов, так что церковницам приходится заводить специальные ящички для них, чтобы как-то упорядочить. Вот однажды такие «забывшие» вспомнили об оставленной иконе и пришли в храм, чтобы её забрать. Обращаются к церковнице:
-Вот мы тут давно оставляли икону, нам бы забрать.
-А какую именно Вы оставляли? (достали ящичек с иконами, стали искать)
-Точно мы не помним, но там Божия Матерь изображена.
-А как называется?
-Да вот что-то такое. название такое. с едой связано.
-. Может, Спорительница хлебов?
-Нет,не она. (продолжают искать: церковница смотрит иконы, а пришедшие стоят рядом)
-Может, Домостроительница?
-Нет-нет, там такое название-чтобы с едой благополучие было.
Ищут-ищут, не могут найти. Пошли по второму разу. Вдруг пришедшие радостно восклицают:
-Да вот же она!
Церковница держит в руках икону «Достойно есть».
*Слово «ЕСТЬ» люди восприняли буквально.
***
Из жизни семинаристов:
10 НОЯБРЯ
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ, митрополит
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, Показать полностью. в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. Несмотря на желание святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).
Собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Вологды
Благочиние
Адрес
160017 Вологодская область, г. Вологда, Говоровский проезд д. 2 а
Настоятель
протоиерей Алексей Ольховников
Телефон
Вконтакте
Духовенство
Расписание
Как добраться
Фотогалерея
Справка
История храма начинается с основания кладбища. В 1760-1770 годы полоса эпидемий долгое время опустошала Россию. Одной из причин непрекращающегося мора посчитали кладбища внутри городов, и в 1772 году указом Екатерины Великой было предписано учредить новые кладбища в удобных местах за городом. В 1782 году землемер Неелов так охарактеризовал Богородицкое кладбище: «Находится… по течению реки Вологды, вверх по левой стороне, против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала, в трехстах саженях». Первоначально отпевания проводились в Глинковской церкви, поэтому и кладбище называли Заглинковским Николаевским. Захоронения на нем велись с 1781 года.
Первая церковь, каменная, была построена не поздее 1790 года и получила название Рождества Пресвятой Богородицы, что на Глинковском кладбище. Позднее кладбище становится главным в городе. Но храм уже не удовлетворял вологжан из-за малых размеров. Строительство нового храма, здание которого стоит и поныне, началось в 1832 году, его возглавил церковный староста, мещанин Александр Иванович Попов-Тестов. Церковь была построена и освящена в 1836 году. «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, устроенной в куполе над холодной церковью — двухэтажная, крепкая…» В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж. С этого времени церковь получила современные очертания.
После революции начинается государственная борьба с религией, которая шла по двум направлениям: разобщить верующих и закрыть храмы. Политика «разделяй и властвуй» была в полной мере использована большевиками: появилось несколько обновленческих течений, которые пытались приспособить православие к марксизму. В 1927 году при Богородицкой кладбищенской церкви была открыта обновленческая община. Здание храма поделили: вверху — обновленцы, внизу — «староцерковники». Власти искусно натравливали верующих друг на друга. Раздельной описи ценностей составлено не было, и поэтому постоянно провоцировались имущественные споры. Местная газета того времени констатировала: «общины…предъявляют одна другой требования убираться из здания…» Постоянное закрытие храмов в городе привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объеденились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о.Константин Богословский из Благовещенского храма, о.Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о.Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о.Александр Садоков из Покрово-Казанской (на Торгу). Вологжане особенно любили служение протодиакона Михаила Попова.
Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний «обновленческий» храм, т.к. не стало прихожан: люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД. В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о.Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и о.Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о.Николая увезли в больницу, где он и скончался. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца найден новый священник — о. Анатолий Городецкий.
В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадачно подыскивался «хозяин» собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец — картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором. 18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе.
Святыни: частица мощей прп. Иосафа Каменского, список иконы Божией Матери «Скоропослушница», список иконы Спасителя «Обыденная» из Всеградского собора, икона княгини Анны Кашинской с частицей мощей. Особо чтимые праздники: 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма. 31 октября — Всемилостивого Спаса. Этот праздник установлен в память об избавлении г. Вологды от моровой язвы в 1652 году. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю. После литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии). 27 мая — иконы Божией Матери «Скоропослушница» — в память о принесении иконы в г. Вологду.
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Вологда)
Мiръ Россия Вологодская область Вологда Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Вологда)
Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (церковь Рождества Богородицы на Богородицком кладбище, Рождество-Богородицкий собор, кладбищенская церковь Рождества Богородицы, Рождества-Богородицкая церковь, церковь за Горбатым мостом). Вологодская и Великоустюжская епархия / Вологодское благочиние. Действующий собор. Даты постройки: деревянная церковь — конец XVI — начало XVII в. Каменный храм между 1836 и 1838 гг.
Содержание
История [ править ]
История храма начинается с основания кладбища. В 1760-1770 годы полоса эпидемий долгое время опустошала Россию. Одной из причин непрекращающегося мора посчитали кладбища внутри городов, и в 1772 году указом Екатерины Великой было предписано учредить новые кладбища в удобных местах за городом.
В 1782 году землемер Неелов так охарактеризовал Богородицкое кладбище: «Находится. по течению реки Вологды, вверх по левой стороне, против старого кладбища церкви Николая Чудотворца, что на Глинках, от последней черты вала, в трехстах саженях». Первоначально отпевания проводились в Глинковской церкви, поэтому и кладбище называли Заглинковским Николаевским. Захоронения на нем велись с 1781 года.
В начале XX века по инициативе старосты церкви Николая Кубрякова удлинили трапезную часть храма и переделали вход на второй этаж. С этого времени церковь получила современные очертания.
Храм Рождества Богородицы – единственная церковь Вологды, избежавшая закрытия в послереволюционный период. Однако в первое десятилетие советской власти причту храма пришлось столкнуться с немалыми трудностями. В 1922 году под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья все драгоценные предметы церковной утвари были изъяты. После революции начинается государственная борьба с религией, которая шла по двум направлениям: разобщить верующих и закрыть храмы. Политика «разделяй и властвуй» была в полной мере использована большевиками: появилось несколько обновленческих течений, которые пытались приспособить православие к марксизму.
В 1927 году при Богородицкой кладбищенской церкви была открыта обновленческая община. Постоянное закрытие храмов в городе привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объединились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о. Константин Богословский из Благовещенского храма, о. Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о. Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о. Александр Садоков из Покрово-Казанской (на Торгу). Вологжане особенно любили служение протодиакона Михаила Попова.
Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний «обновленческий» храм, т.к. не стало прихожан: люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД. В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о. Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и. Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о. Николая увезли в больницу, где он и скончался.
К 1940-м годам кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы оставалась единственным действующим храмом во всей Вологодской области. Верхний этаж храма был закрыт (в нем обосновался архив НКВД), а церковные службы велись в нижнем этаже здания. В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадочно подыскивался «хозяин» собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором.
Начиная с 1960-х годов доходы кафедрального собора постепенно растут. В 1989 году был проведен конкурс на лучший эскиз благоустройства присоборной площади
18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе
Современное состояние [ править ]
Рождество-Богородицкий кафедральный собор в настоящее время является наиболее значительным среди храмов вологодчины. Храм расположен на бывшем Богородском (Глинковском) кладбище, открытом в 1782 году, и до постройки здесь церкви отпевание производилось в одном из приделов теплого храма Николая Чудотворца на Глинках (бывшая Флоро-Лаврская церковь). В 2011 году за счет средств областного бюджета завершены реставрационные работы на живописи собора Рождества Богородицы.
Деятельность [ править ]
При приходе действует:
1. Воскресная школа для детей и взрослых. Занятия проводятся в здании воскресной школы по субботам и воскресеньям с 10 часов.
2. Пункт социальной помощи, работает ежедневно с 10 до 14 часов.