храм рождества христова фото иерусалим
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова (Church of the Nativity)
Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус. Здание, возведенное почти полторы тысячи лет назад, дошло до нашего времени с незначительными изменениями.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Храм Рождества Христова
История храма Рождества Христова в Вифлееме
Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.
В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.
Значение храма для христиан
Насколько верно императрица Елена выбрала место для базилики, не знают даже досконально изучившие вопрос христианские теологи. В религиозных текстах этого периода в качестве места рождения Христа указываются и другие окрестности Вифлеема, и даже точки в самом городе. Считается, что Елена сначала просто пыталась сберечь пещеру для потомков, но довольно быстро базилика стала местом постоянных богослужений для паломников. В общем, уверенность в выборе места – это скорее плод общественной договоренности, нежели достоверные факты, что не мешает христианам всех конфессий с замиранием сердца ожидать наступления Рождества и торжественного богослужения в Вифлееме.
Ветви христианства и храм
Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.
Главные святыни
Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание туристов.
Звезда Рождества
В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.
Чудотворная икона Божьей Матери
Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.
Ясли Христа
Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.
Архитектурные черты храма
Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.
Интерьер церкви
Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.
Информация для туристов
Попасть в храм Рождества Христова можно через западный вход, или Врата смирения, ниже человеческого роста. Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали. Туристы проходят в храм с 10 до 18 часов, чтобы не помешать службам.
Как добраться
Христианские паломники часто останавливаются в монастырях, примыкающих к храму. Туристы обычно отправляются в Вифлеем из Израиля. Напрямую от Иерусалима до Вифлеема всего 8 км, но из-за разных статусов территорий путешествие будет довольно долгим. С собой обязательно иметь загранпаспорт, поскольку граждан Израиля в Палестине не жалуют. От Дамасских ворот Иерусалима, сооруженных в XVI веке, отправляется автобус № 21, который идет до конечной остановки около 40 минут. В пути возможна задержка на КПП, где у местных жителей проверяют паспорта. От станции нужно двигаться в направлении площади Мангер, рядом с которой расположен храм.
Правила безопасности
По отзывам путешественников, городские районы Палестины достаточно безопасны, регулярно патрулируются военными и полицией. Если вы путешествуете самостоятельно, в одежде достаточно придерживаться правил, которые и так выполняют паломники: женщинам желательно покрывать головы, не обнажать колени и плечи, мужчинам не ходить в шортах. На то, как одеты члены организованных туристических групп, никто особого внимания не обращает. Питаться лучше на израильской территории – санитарные нормы в кафе и ресторанах там соблюдаются более тщательно, чем в Палестине.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Вифлеем — небольшой город в Палестине, граничащий с южными районами Иерусалима. Город является спорной территорией между Палестиной и Израилем, хотя де факто принадлежит Палестине. В Вифлееме родился царь Давид. Через тысячу лет после этого волхвы увидели над Вифлеемом звезду, возвестившую о рождении мессии. Сегодня мы ненадолго заглянем на территории Палестинской автономии, чтобы посетить место рождения Иисуса Христа.
Вифлеем отделён от Иерусалима высокой стеной, возведённой израильским правительством, чтобы отгородиться от палестинских территорий. Проезд осуществляется через КПП, где у всех проверяют документы. Для русских процедура несложная — достаточно сказать, что ты из России, и необходимость показывать документы сразу отпадает.
Вдалеке в лёгкой дымке — один из кварталов Иерусалима. Так близко, и так далеко.
Одна из улиц Вифлеема.
Вифлеем — обычный мусульманский город. Хотя несколько десятков лет назад большинство населения было христианами.
Здесь в окружении ислама расположилась базилика Рождества Христова — вторая, после храма Гроба Господня, христианская святыня. Базилика является одной из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм на этом месте был построен ещё в начале IV века. С тех пор богослужения здесь практически не прерывались.
С трёх сторон базилика окружена разными монастырями — православным греческим, францисканским и армянским. Поэтому можно увидеть только одну из её стен.
Вход в базилику с течением времени постепенно уменьшался. Это очень хорошо видно по кладке на стене.
Сегодня войти в базилику можно лишь через небольшое отверстие в стене — Врата смирения. Пройти через них можно только нагнувшись поклонившись.
Внутри базилика представляет собой большой храм, поделённый на пять нефов.
Между нефами протянулись стройные ряды потемневших от времени колонн.
Во время очередного ремонта под полом была обнаружена древняя византийская мозаика.
Чтобы попасть к одной из главных христианских святынь нужно отстоять в длинной очереди.
Отстояв в очереди и спустившись по узкой лестнице из 15 ступеней мы попадаем в Пещеру Рождества. Это — то место, где родился Иисус.
Место рождения отмечено серебряной 14-конечной звездой, символизирующий Вифлеемскую звезду.
Рядом — место, где находились ясли, в которые был положен Иисус после рождения.
Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Серия статей «Галопом по Израилю»
7–14 января 2011
1. Введение в Израиль (Иудею, Палестину — нужное подчеркнуть)
Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.
Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года
Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.
Внутренний вид храма
Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.
Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества
В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.
Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.
Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.
Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.
Храм рождества христова фото иерусалим
Ваша корзина
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова – первый христианский Храм на Святой Земле на месте рождения Сына Господа Иисуса Христа.
Это одна из главных христианских святынь, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.
Храм Рождества Христова — Старое новое чудо.
Храм Рождества Христова в Вифлееме (Палестина) встретил XXI век в не лучшем состоянии. Полная реставрация в нем не проводилась уже 500 лет. Некоторые кровельные балки помнили императора Юстиниана и явно устали от долгой жизни. Во время дождей сквозь щели в крыше просачивалась грязная вода, угрожающая бесценным росписям и мозаике.
Храм Рождества Христова напоминал дитя у семи нянек: три опекающих его клира — греческий православный, армянский и римско-католический. Они никак не могли выработать какой-то общий план по спасению как Храма, так и прихожан. Ветхая кровля могла ведь и рухнуть на головы! К тому же было понятно, на благое и необходимое дело уйдет несколько лет и миллионов евро.
Начало Реконструкции.
В 2011 году дело сдвинулось с мертвой точки. Власти Палестины объявили о начале восстановительных работ — которые начались только в 2013. Уже после того, как ЮНЕСКО включила храм Рождества Христова в Палестине в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой.
Пожертвования на спасение храма собираются по всему миру. A работает в нем команда профессиональных и вдохновенных людей, понимающих огромное значение своей работы. Они утверждают, что деятельность в храме очень впечатляет: «Ведь мы прикасаемся к небесам». В первую очередь они занялись кровлей, а затем внутренним убранством.
Размурованный пленник выглядел так свежо и ярко, что стало ясно, как должны выглядеть другие мозаики, затуманенные пылью и копотью, темные от влаги. После реставрации, они еще византийские, кажутся сделанными вчера.
Люди тоже могут творить чудеса. Особенно если ощущают себя близко к Богу.
Ведь существует же в маленьком Вифлееме рукотворное чудо — Храм Рождества Христова, службы в котором без перерыва идут вот уже 17 веков.
Экскурсии в Храм Рождества Христова
Вифлеем и Лавра Саввы Освященного
Иерусалим Вифлеем и Тель-Авив из Эйлата
Базилика Рождества Христова, Bethlehem
Рождественская литургия в Храме Рождества Христова
Русское подворье в Иерусалиме, Jerusalem, Israel
Святыни Вифлеема
Олд Сити, Иерусалим
Вифлеем и Иерусалим. Мини группы до 18 человек.
Jericho Province, Yerushalayim St, أريحا
Индивидуальная экскурсия Великий Иерихон
Базилика Рождества Христова, Bethlehem
Христианский Иерусалим и Вифлеем
Горненский монастырь, Jerusalem, Israel
Вифлеем и Иерусалим — Горненский Женский Монастырь
Русское подворье в Иерусалиме, Jerusalem, Israel
Русские Святыни Вифлеема и Иерусалима
Экскурсии по Израилю
Город, в котором всегда Рождество.
Город Вифлеем и сейчас невелик. Провинциален и к тому же придушен арабо-израильским конфликтом. Живет за счет туристов и паломников. Которые стремятся попасть туда не только в рождественские праздники, но просто чтобы своими глазами увидеть знаменитый храм.
Главный предмет торговли тут — тематические сувениры. Кафе или лавка могут носить название вроде «Дары волхвов». Везде вас встречают разнокалиберные звездочки и разнообразные миниатюрные вертепчики. Вот и кажется, что Рождество тут продолжается круглый год!
Во времена рождения Мессии это было маленькое поселение, где жили простой деревенской жизнью. Оба названия его и арамейское, и арабское — свидетельствуют о крестьянском труде здешних жителей. Первое говорит о выращивании хлеба, второе — о разведении скота.
Перепись Населения.
И в этом селе родился Сын Человеческий — согласно древним пророчествам. Случилось это благодаря язычнику, римскому императору Октавиану Августу. Который, как и его администратор в Палестине Квириний, слыхом не слыхивал о каких-то стародавних бродягах-фанатиках. Так он, наверно, воспринял бы иудейских пророков, если бы увидел хоть одного.
Но самому Октавиану хоть ставь памятник в Вифлееме. Не будь переписи населения, которую он затеял во всей Римской империи, чтоб удобнее было собирать налоги с провинций. Не пришел бы в Вифлеем плотник Иосиф со своей беременной женой. Для удобства римских чиновников всем жителям Палестины велено было явиться в города, из которых вели они свой род. Вот и собрался в дорогу Иосиф из рода Давидова.
Из-за наплыва других «переписываемых» Богоматери даже не хватило места в гостинице. Сюда, в подземный хлев, и привела волхвов Вифлеемская звезда. Озарив полудеревенское поселение навсегда и для всего мира.
Под высочайшим покровительством
Грот Рождества — а именно, подземный хлев, где был рожден Иисус — разыскала в процессе самых настоящих археологических раскопок 60-летняя царица Елена, мать Константина Великого, около 330 г. Она же повелела строить над новообретенным святым местом храм. Самолично «почтила бремя Богородицы», выбирая драгоценное убранство.
Затем поклониться святыне прибыл и ее сын-император. Также одаривший храм Рождества Христова в Израиле золотой и серебряной утварью и роскошными занавесями.
В 529 г. храм сильно пострадал в ходе восстания самаритян. Самаритяне бунтуя против власти Византии, жгли христианские церкви по всей Палестине.
Гроза прошла поверху — храм Рождества превратился в развалины, в буквальном смысле. Закрыв собою главную, подземную святыню, Грот.
С прошением о восстановлении важнейшей христианской церкви отправился к императору Юстиниану главный в то время духовный авторитет христианской Палестины — сам Савва Освященный.
И Юстиниан не просто восстановил то, что было. Он воздвиг на месте руин Базилику Рождества Христова, которую мы видим и сегодня.
Росписи, украсившие новый вариант храма, спасли его от разрушения персами в VII в. Шахиншах Хосров II пренебрежительно относился к чужой религии. В письме византийскому правителю он называл Христа «тщетной надеждой» Византии. «Он себя-то от евреев не мог спасти».
Спасение Волхвами.
И тем не менее, люди Хосрова не стали осквернять место, где родилась «тщетная надежда». Потому что увидели на фресках изображения волхвов! Те были одеты в штаны и фригийские шапки. Персы признали соотечественников и не стали поднимать на них руку!
Храм же и далее пользовался вниманием и покровительством правящих особ, верующих в Христа. Во времена крестоносцев в нем короновались на трон Иерусалимский оба Болдуина — и Булонский, и де Бург. В храм Рождества Христова валом валили паломники. На его розовых колоннах до сих пор видны призрачные изображения Девы Марии, Христа и святых, сделанные в годы Иерусалимского королевства.
В 1479 английский монарх Эдуард IV презентовал базилике Рождества свинцовое покрытие на кровлю.
Императоры Всероссийские Александр III и Николай II жертвовали в храм колокола и паникадила.
Храм Рождества в Вифлееме привлекал внимание царственных особ начиная с Константина не только потому, что правители горячо веровали в Христа. Очевидным мотивом их интереса к храму, разумеется, было укрепление собственной земной власти. Потому и тянуло их к подлинному месту рождения Сына Человеческого. Каждый из них хотел и себя, и подданных убедить. «Моя власть — от Бога», «Бог — со мной». Правда, неизвестно, часто ли они вспоминали о том, что Иисус Христос родился не под парчовой занавесью и золотой люстрой, а на сене в хлеву.
Храм Рождества Христова — Дом трех церквей.
Вход в храм Рождества Христова так мал, что напоминает нору.
Один израильский гид с доброй улыбкой вспоминает удивленное восклицание некой нетерпеливой паломницы: «Ну уж в такую церковь нормальный большой вход сделать не могли!». Конечно, он немедленно рассказал, что были здесь высокие врата, так называемая Дверь крестоносцев. И сейчас на стене можно разглядеть ее очертания. А низенький проход, в который нельзя пройти, не склонив головы, прозванный Вратами Смирения — не дизайнерское решение, а необходимость.
Во время захвата Палестины Османской империей высокая Дверь крестоносцев была заделана с оборонительной целью. Чтоб захватчики физически не могли въехать в святилище на повозке или верхом. Лишь потом появился символический смысл! Пусть входящий склоняет голову, кто он ни будь — даже если она в короне.
Внутри весь храм поделен между тремя приходами: греческим, армянским и католиками-францисканцами. Тоже очень символично! Рождество Христово значимо для всех христиан.
Разглядывать внутреннее убранство храма можно бесконечно. Тут и почти истаявшие росписи на красноватых полированных колоннах с коринфскими капителями в листьях, и разноцветный ковер византийских мозаик на стенах и разрешенных для осмотра фрагментах пола, и старый пожелтевший мрамор теплых оттенков, и величественный иконостас.
Святыни Храма.
Но неизменный интерес гостей храма вызывают его главные святыни.
Грот Рождества.
Грот Рождества находится в подземной крипте, в северной ее части, куда ведут две лестницы из тесаного камня. Крипта и грот Рождества отделаны белым мрамором. Стены украшены драпировками и иконами. Простые сетчатые ясли, в которые Богоматерь положила Сына, всегда освещены лампадами. Напротив яслей стоит алтарь Поклонения волхвов.
Вифлеемская звезда.
Вифлеемская звезда здесь уже вторая. Первая, украшенная золотом и драгоценными камнями оказалась слишком роскошной. И потому привлекательной для турецких завоевателей, которые и «увели» ее из храма. Нынешняя звезда — серебряная, с грубовато вырезанными четырнадцатью лучами. Над ней есть свой алтарь. Она обозначает место того колодца, в который когда-то упала. В этом колодце Богоматерь омывала после рождения Младенца Иисуса. Есть поверье, что в темной глубине можно увидеть отблеск той, настоящей Вифлеемской звезды. Звезду освещают 15 лампад — 4 католических, 5 армянских и 6 православных.
Вифлеемская чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Вифлеемская чудотворная икона Пресвятой Богородицы — русского письма. Она пожертвована храму Рождества Христова императорским домом Романовых. Это единственная из знаменитых икон Богоматери, на которой лик Святой Девы озарен улыбкой. Риза Богоматери на иконе сделана из платья великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Причисленной позже к лику святых мучеников в 1992 г. Перед иконой часто стоят букеты живых цветов. Она почитается не только христианским, но и мусульманским населением Палестины.