храм рождества христова в кыштыме
Собор Рождества Христова (Кыштым)
Собор Рождества Христова построен в 1858 году в русско-византийском стиле. Храм закрывался, возвращен верующим во время войны. Реставрировался.
Содержание
История [ править ]
Храм Рождества Христова — одна из действующих церквей в Кыштыме и самая величественная из них. Двухэтажный храм был основан в 1848 году. Имя архитектора не установлено. Строительство велось на пожертвования и длилось девять лет, причем сначала его строили крепостные, а затем – наемные рабочие и мастера.
К 1857 году возведение кыштымского Христорождественского храма завершилось. Высота главного купола – 9 метров, колокольни – 71 метр. В облике угадываются русско-византийские мотивы с килевидными закомарами и луковичными главами.
Первый этаж храма расписывали в 1902 году приглашенные мастера из Москвы.
В революционные годы имущество церкви было полностью конфисковано, колокола сняли, службы прекратились. Долгое время внутри располагались конюшни и склад. В годы Великой Отечественной войны храм был вновь освящен.
Восстановительные работы начались в 1990 годах.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Челябинская область, г.Кыштым, ул. Ленина, 22.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Собор Рождества Христова
История Собора
13 июля (30 июня ст.с.) 1848 Преосвященным Ионою(Капустиным) епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии в Кыштымском заводе был заложен Христо-Рождественский собор — каменный, двухэтажный, шестипрестольный, с колокольней, могущий вместить свободно до 5000 молящихся на каждом этаже.
Преосвященный Иона, епископ Екатеринбургский родился 24 января (11 ст.с.) 1790 года в Тобольске, 19 мая ст.с. 1846 года рукоположен во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, скончался 26 ноября (13 ст.с.) 1867 года, похоронен в Далматове, за правым клиросом Успенского собора Далматовского монастыря. Родственник(дядя) известного архимандрита Антонина(Капустина) — начальника Русской Духовной Миссии в Палестине 1865 — 1894 годов.
Христо-Рождественский собор освящен 3 августа(21 июля ст.с.) 1857 года.
Из клировых ведомостей известно, что собор построен «тщанием прихожан».
Престолы в верхнем храме «летнем»:
Престолы в нижнем храме «зимнем»:
К 1873 году были освящены престолы нижнего храма. Богослужения совершались у главного престола собора в Воскресные дни и по Праздникам. К этому времени верхний храм еще не был «устроен».
Согласно ведомости 1877 года в верхнем храме собора «все три иконостаса поставлены на свое место, покрашены, но позолотою еще не окончены», Богослужения в соборе совершаются постоянно.
К 1890 году освящены приделы верхнего храма.
С 1857 по 1909 годы Христо-Рождественский собор являлся приписным к церкви Сошествия Святаго Духа Кыштымского завода с наименованием кладбищенского, отдельного клира не имел. Известно, что в 1856 году в Кыштыме проживало 7507 человек и еще полторы тысячи были приписаны к Троицкой единоверческой церкви.
С 1859 в составе клира церкви Сошествия Святаго Духа в сане дьякона служил Алексий Павлов Пьянков, рукоположенный во священника в 1871 году. Умер отец Алексий 6 мая (23 апреля ст.с.) 1895 года и был погребен «в ограде Христорождественской церкви».
В конце XIX – начале XX века в составе клира служил священник(в последствии протоиерей и первый настоятель собора) Константин Алексиев Пьянков — сын отца Алексия Пьянкова.
Фотография начала XX века. Величие собора и веры жителей города.
8 ноября (26 октября ст.с.) 1892 года с благословения Преосвященнейшаго Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, прихожане и духовенство поздравляли Дмитрия Ивановича Мартынова с 12-ти летием трудов старостой общины: «… Вы дѣятельно принялись за украшеніе и обогащеніе всѣмъ нужнымъ къ освященію трехпредѣльнаго верхняго храма, поновленіемъ иконъ и иконостаса въ нижнемъ храмѣ, поновленіемъ в сей церкви с наружи, позолотою главъ и крестовъ на ней, устройствомъ роскошной для столь величественнаго храма ограды и въ ней сада, по Вашему предложенію устроена подписка на колоколъ, на что вы первый подали примѣръ своею нескудною жертвою. Ваше служеніе и Ваша деятельность глубоко запечатлѣлась въ сердцѣ каждаго прихожанина и останутся памятными изъ рода въ родъ. …».
В 1902 году были расписаны стены нижнего храма трудами московской придворной художественной мастерской Якова Ефимовича Епанечникова.
Указом Святейшаго Правительствующаго Синода(№ 16171) от 13 декабря (30 ноября ст.с.) 1909 года поручено открыть самостоятельный приход при «Христорождественской церкви» с штатом в два священника, дьяконом и двумя псаломщиками.
В начале 1910 года священник Константин Пьянков назначен «на настоятельское место к Христорождественской церкви».
Вторым священником был переведен в штат из Духосошественской церкви Мутин Дмитрий, а на диаконское место диакон Хлопотов Василий.
Священник Дмитрий Мутин умер 22 февраля (9 ст.с.) 1914 года и был погребен в церковной ограде. На освободившееся место был перемещен священник Александр Иоаннов Левитский.
Священник Александр Иоаннов Левитский умер 19 ноября (6 ст.с.) 1918 года и погребен «в соборной церковной ограде».
6 ноября (24 октября ст.с.) 1912 года по окончании Божественной Литургии, которую в «Христорождественской церкви Кыштымского завода» совершал Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан(Афонский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский, был обнародован Указ Святейшаго Правительствующаго Синода о возведении «Кыштымской Христорождественской церкви на степень штатного собора», священник Константин Пьянков возведен в сан протоиерея. За Литургией рукоположены диакон Константин Словцов в сан священника (священномученик, прославлен в числе новомученников и исповедников Церкви Русския), Александр Юшков в сан диакона.
В дневнике путешествий по обозрению церквей за октябрь 1911 года епископ Митрофан отмечает: «Не смотря на недавнее существование прихода, в нем имеется церковно-приходское попечительство, церковная библиотека и церковно-приходская школа. Заботою попечительства служит благоукрашение приходскаго храма».
Там же находится сообщение настоятеля о приходской жизни: «Состояние прихода в религиозно нравственном отношении удовлетворительно. Храм прихожанами посещается охотно и в большом количестве, особенно в осеннее и зимнее время, когда прихожане бывают свободны от полевых работ. Любовь ко храму со стороны прихожан выражается в пожертвованиях разных предметов, необходимых для его благоукрашения. В настоящем, напр., году прихожанами Лаврентием и Иваном Лобутиными пожертвованы были на иконы нижнего иконостаса две серебряные ризы весом 33 ф. и стоимостью 1400 рублей.
Среди прихожан существуют и поддерживаются многие благочестиво-религиозные обычаи, как, напр., поминовение умерших, которое совершается как в церкви, так и в домах прихожан во все дни, в которые установлено творить таковое; общее молебное пение ко Пресвятой Богородице о болящих членах приходской семьи, каковое совершается почти во все воскресные дни после литургийных служб; чтение акафистов и крестные ходы по случаю каких либо бедствий или милостей, ниспослаемых от Бога. В июне настоящего года по случаю сильной засухи, по желанию прихожан, крестные ходы устраивались пять раз, при этом со св. Иконами ходили на поля за 10—15 верст, и каждый раз молящихся собиралось до трех тысяч.».
В эти годы «прихожан считается 8244 д. об. п. (душ обоего пола)».
В феврале-апреле 1914 года «церковно-приходскими собраниями избраны и с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, вступили в должности председателей и членов церковно-приходских попечительств: при Кыштымском Христорождественском соборе, Екатеринбургскаго уезда председателем крест. Н. Ф. Вогулкин, членами: К. Д. Устинов, М. Е. Швейкин, И. Г. Лабутин, А. Л. Лабутин, И. М. Санников, И. Е. Ходов, К. Н. Долгов, Д. А. Астахов, Е. А. Тверсков, И. Н. Васелков, П. Д. Абрамов, Н. П. Казанцев, П. И. Горелов, Г. И. Курчавов, А. В. Шипулин, Ф. А. Глазков, П. П. Миронов, П. М. Алферов, С. Г. Мартынов, П. Г. Корольков, А. И. Карташев, Д. И. Родионов, М. М. Швейкин, П. С. Санников, И. С. Алексеев, В. С. Санников, A. И. Чуфаров».
В должности старосты утвержден крестьянин Захаров Андрей.
С середины 1938 года собор был закрыт.
Богослужения возобновились в послевоенные годы. В соборе хранится антиминс, освященный и подписанный архиепископом Челябинским Ювеналием(Килиным) в 1947 году.
В 2020 году под медальном Рождества Христова на фасаде собора обнаружено более раннее изображение Господа Вседержителя.
Автор: иерей Николай
Материалы предоставлены: Савелюк Л.В.
Святыни Собора
Уникальные росписи нижнего храма
Стены нижнего храма и алтаря расписаны трудами московской придворной художественной мастерской Якова Ефимовича Епанечникова в 1902 году.
Войдите в ОК
Строительство
церкви началось в 1848
А вот то,
что к росписям в соборе приложили свои руки мастера из московской мастерской
мастера Якова Ефимовича Епанчикова, известно достоверно. Об этом есть надпись
на стене собора. Заказать росписи в мастерской Епанчикова это было « по первому
разряду». Ефим Епанчиков имел звание « поставщика двора Его Императорского
Величества» и принадлежал к числу наиболее известных московских мастеров. В его
мастерской исполняли заказы по росписи церквей не только в России, но и за рубежом.
Тут уж было без благотворителей не обойтись. Известно про Лаврентия и Ивана
Лабутиных, которые пожертвовали на это дело 1400 руб.
Храм строили
долго, более 30 лет. Хотя частичное освещение и службы начались спустя 10 лет
после начала строительства. Сооружение велось с начала крепостными, а потом
вольнонаемными мастерами. Старожилы про Кыштымский собор говорят « на моленый
Храм».
В 30-е годы
20-го столетия собор Рождества Христова закрыли. Имущество церкви конфисковали,
колокола сняли. В храме были организованы складские помещения, потом конюшня. И
разрушаться бы ему дальше, если бы… не война. Да, большое людское горе
положительно отразилось на судьбе церквей в России. Тут ведь вот, что
получилось. К 1937 году, по идеи большевиков, в России не должно было остаться
верующих. Однако план советского руководства по искоренению « церковного
мракобесия», провалился. Большая часть населения, пусть только в душе,, тайно,
считала себя христианами. Люди справляли церковные праздники ( втихаря),
совершали обряды, тоже не афишируя. Но вот, например, моя прабабушка в
ультимативной форме заявила деду, яростному партийцу, мол, не буду водиться с внучкой пока не окрестите ( или правильнее
будет покрестите?). И окрестили ( а куда деваться и бабушка и дед работали с
утра до ночи), втихаря, в какой-то
глухой деревне. Уж, очень боялся дед, что знают на работе. Всегда был
начальником и секретарем « ячейки» на своем предприятии.
Официальная
Церковь как институт к началу войны была практически уничтожена. Епархии
ликвидированы, а большинство представителей духовенства истребили, но всех не
уничтожишь. И когда жареный петух клюнул в одно место, Верховное руководство
СССР, отказалось от планов уничтожения религии, начало разрабатывать другую
тактику. Мол, религиозная жизнь может быть, но под жестким контролем
государства. Поняли все-таки что( особенно на фоне первых не успехов в начале
войны), что людям нужна хоть какая-то отдушина. Вот и в Кыштыме люди обратились
к властям, с просьбой разрешит открыть собор.
lyutov70
«ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ТЕТРАДИ» Вячеслава Лютова
Легенда о Старой церкви
Рядом с демидовской усадьбой, на острове, возвышается старейший храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, в народе – Старая церковь. На Южном Урале это второй по времени создания каменный храм – старше него только Уйский (Троицкий) собор в Троицке. К тому же он один из немногих храмов, выстроенных в стиле барокко, практически не подвергшийся перестройке. А главное – он был рожден вместе с Кыштымом и стал свидетелем всей его истории.
Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов
Если верить одной легенде, то в 1755 году, спустившись с горы Егоза, осмотрев окрестности и начало строительства завода, Никита Никитич Демидов отобедал на острове и сказал: «Пусть народ ведает, где Никита обедает! Построить здесь храм!» Это «спонтанное решение» и по сей день вызывает недоумение исследователей. «Церковь была заложена не в центре поселения и не на горке, а на острове посреди пруда, – пишет Г.Х. Самигулов. – Это совершенно нестандартное решение: чтобы церковь или мечеть были отделены от поселения водным пространством. Сложно сказать, чем руководствовались Демидовы, принимая решение о таком размещении храма».
Стройка с размахом
Тем не менее, строительные работы на означенном месте закипели сразу же. Бутовый камень везли с Кыштымского и Сугомакского рудников – благо, его после вскрышных работ накопилось много. Архитектурный проект был выбран не совсем обычный.
«Церковь строили с размахом: в два этажа, кирпично-каменную. Кирпичи, камни, раствор – все доставлялось наверх вручную или с помощью простейших лебедок. Для глухой провинции церковь получилась на редкость нарядной и величавой. Каждый апартамент получил свое имя: верхний этаж – в честь Сошествия Святого Духа, а нижний стал называться во имя Усекновения главы пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи». Верхний этаж храма не отапливался, и службы там велись в летний период. Зато нижний, небольшой и теплый, действовал круглый год.
Церковь выстроили за пять лет. Средства вкладывались заводчиками и собирались жителями заводского поселка. В 1764 году строительство завершилось, внутри ее расписали богомазы Богатыревы. Как указывает кыштымский краевед Б. Мещеряков, храм освятил протоиерей Екатеринбургский Федор Кочнев в день преподобных Парфентия и Луки 7 февраля 1765 года.
Вид с колокольни
Испытания и освящения
В рассказах о духовной истории Кыштыма чаще всего используется образное сочетание: «Кыштымский крест», который, если смотреть с высоты птичьего полета, образуют четыре православных храма, едва соединишь их прямыми линиями: храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (1755), Свято-Троицкая церковь (1848), храм Рождества Христова (1857) и церковь Николая Чудотворца (1896). У каждого храма сложилась своя судьба, но на особицу все же стояла Свято-Троицкая церковь.
Каменный трехпрестольный храм построили в рекордно короткие сроки: в 1847-1849 годах по инициативе заводчиков Зотовых, которые сами были старообрядцами, но «политическое предназначение» нового храма хорошо понимали. Имя архитектора храма не известно. Скорее всего, Зотовы в целях экономии воспользовались готовым проектом – по епархиям как раз были разосланы рекомендации по строительству новых храмов, к которым прилагались типовые чертежи.
Единоверческий характер Свято-Троицкой церкви не слишком притягивал прихожан. В 1911 году в Кыштым прибыл епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан. Посетив Свято-Троицкую церковь, он писал в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях»: «Прихожане не отличаются особой любовью к посещению храма. Служение в единоверческих приходах для духовенства является своего рода подвигом. /В приходе царят/ раздоры, происходящие от разногласия и соблюдения тех или иных обычаев».
…и клуб имени Кирова
В годы советской власти Свято-Троицкая церковь не избежала участи других культовых сооружений – в начале1930-х годов она была закрыта, а здание передано механическому заводу. В 1934 году там был организован клуб имени Кирова, в котором проводили торжественные заседания и крутили кино. Позднее в клубе находился заводской музей.
От церковной утвари ничего не осталось – лишь чудом сохранилась чугунная плита с указанием даты постройки храма, которая сейчас хранится в музее Кыштымского машзавода. Также бытует легенда, что когда в 1935 году со звонницы снимали колокола, то один из них покатился по крутому берегу в воду – и до сих пор лежит на дне заводского пруда…
Следом были демонтированы купольные барабаны, и церковь совершенно изменила свой облик. В годы Великой Отечественной войны «храм-клуб» стал местом, откуда кыштымцы уходили на фронт. Здесь проходили проводы: играла солдатская гармонь, а затем, выстроившись в колонну, добровольцы шли на вокзал. После войны здесь кипела клубная жизнь, девушки ходили на танцы, работали всевозможные творческие кружки. Вот только, как вспоминает уроженка Кыштыма известная актриса Инга Оболдина, входили и выходили из клуба через место, где располагался алтарь. Теперь, восстанавливая храм, люди словно просят прощения и за это…
Храм Рождества Христова
Одновременно со Свято-Троицкой единоверческой церковью в Кыштыме началось строительство еще одной церкви – большого Христорождественского храма, который и по сей день впечатляет своим величием и красотой.
Христорождественский храм
Как бы то ни было, итог этого творческого осмысления превзошел все ожидания. Х рам Рождества Христова был и остается самым величественным во всем Кыштымском округе, соперничая лишь с храмом Вознесения Господня в Каслях.
По свидетельству епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана внешний вид храма был великолепен. «Высокие многоколонные стены, покрашенные белой известью, вместе с многочисленными блестящими окнами и огромными железными вратами устремлены ввысь. Посеребренные неярким октябрьским солнцем «луковицы» с большими крестами над колокольней словно парили над поселком. Прочная высокая чугунная ограда на каменном фундаменте, солидные ворота с западной и северной сторон, маленькие иконы над воротами – все это внушало прохожим «радостную лепоту» и «божию благодать»…
В отличие от строительства, внутренняя роспись собора двигались гораздо медленнее: основательному храму требовалась тщательная отделка. Настенная роспись нижнего этажа была завершена лишь в 1902 году. Сделанные по окончании работ надписи свидетельствуют, что «стенная живопись святых картин и орнаменты исполнены Московскою придворною художественною мастерской Якова Ефимовича Епанечникова», одного из наиболее известных московских мастеров, «поставщика двора Его Императорского Величества». На втором этаже тоже установили иконостас, все было достаточно благочинно, но без такой торжественности, как внизу. Расписать верхний придел до революции так и не успели.
Христорождественский храм
В церковной ограде
За чугунной решеткой храма таится загадка – здесь похоронен Александр Григорьевич Дружинин, сын одного из совладельцев Кыштымских заводов Григория Васильевича Дружинина. Известно, что у главы семьи было четыре сына и пять дочерей. Практически все Дружинины похоронены в Петербурге, а вот младший Александр нашел свое вечное пристанище в Кыштыме. Почему так произошло – установить не удалось…
К братьям и сестрам
Время берет свое: старое величественное здание нуждается в постоянной заботе. Как рассказывает почетный житель Кыштыма священник Михаил Чирков, многие росписи удалось обновить, чтобы они вновь засияли яркими красками. В храме есть немало удивительных святынь. Например, сохранилась икона Успения Пресвятой Богородицы, в которую вкраплены часть мощей святых угодников, в том числе апостола Варфоломея и святого великомученика и целителя Пантелеймона.
В Христорождественском храме
Почитают кыштымские прихожане и отца Сергия, выпускника Московской духовной семинарии, который был настоятелем Христорождественского храма четверть века. Уже в наше время здесь появился небольшой музей, где собраны разные вещи церковного убранства, которые были в руках отца Сергия. Например, сохранились части послевоенного иконостаса – незатейливые, из дерева и фольги, но по-своему торжественные. Или обычные, жестяные венцы для совершения таинства венчания…
В 1990-е годы на колокольне Христорождественского храма были обновлены колокола – самый крупный из девяти колоколов был отлит в Воронеже. В начале лета 2016 года впервые за долгие годы в верхнем пределе прошли богослужения. А в сентябре произошло еще одно удивительное событие – в храме Рождества Христова с благотворительным концертом духовной музыки выступили сразу три хора: Архиерейский хор Свято-Симеоновского кафедрального собора, церковный хор Свято-Троицкого храма и камерный хор Челябинской филармонии.
Концерт в Христорождественском храме
Храм не смог вместить всех желающих – настолько необычной была сама идея концерта. В итоге только от продажи билетов и пожертвований был собран почти миллион рублей. Еще столько же перечислила на ремонт храма «Русская медная компания». Уникальный подарок сделал почетный житель Кыштыма Виктор Пичугов – икону Преподобного Сергия, которая была написана в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и освящена у мощей Преподобного Сергия Радонежского.
– Зрители и слушатели были просто поражены невероятной акустикой верхнего придела храма Рождества Христова, которая словно преумножала голоса, – рассказывает глава Кыштымского городского округа Л.А. Шеболаева. – Люди говорили, что когда наверху под занавес концерта все три хора вместе под колокольный перезвон грянули «Многая лета», в нижнем приделе сами собой зажглись свечи…
Церковь Николая Чудотворца на Нижнем Кыштыме
Церковь Святителя Николая Чудотворца, замкнувшая «кыштымский крест», является самой «молодой» в городе – ее освятили 5 мая 1896 года. До нее в поселке Нижне-Кыштымского завода – «в нижнем заводе» – была небольшая, но очень красивая часовня, своды которой были выложены мозаикой из цветного стекла.
К концу XIX века Нижний Кыштым основательно разросся: здесь проживало две с половиной тысячи человек – и без «христианского попечения!». Вопрос со строительством собственного храма, как говорится, назрел. Средства собирали и жители Нижнего Кыштыма, и владельцы завода. При выборе проекта было решено взять не масштабом, а изяществом. Каменный пятиглавый однопрестольный храм с ярусной колокольней был выдержан в неорусском стиле, а венчали его необычные кресты, которые переливались всеми цветами радуги. Хитрость заключалась в том, что контуры крестов были выкованы из меди, а цент заполнен цветным стеклом. Украшением храма были великолепные кованые двери и каменная ограда с чугунными столбами и проволочными решетками…»
Никольская церковь
Отец Николай Ляпустин, настоятель
История Никольской церкви была бы неполной без имени ее первого и единственного настоятеля в ХХ веке – отца Николая Алексеевича Ляпустина.
Он родился в 1864 году в семье священнослужителя Алексея Ивановича Ляпустина, был старшим из детей. В 22 года окончил Пермскую духовную семинарию и приехал в Кыштым с молодой женой Марией Константиновной. Правда, своих детей у Ляпустиных не было, и они усыновили несколько сирот. При Никольской церкви после ее освящения практически сразу же открылись воскресная школа и школа для заводских детишек. С обязанностями учителя отец Николай справлялся с блеском, а школы получили высокую оценку митрополита Митрофана, посетившего Кыштым в 1911 году.
После революции все сложилось против отца Николая. В 1923 году умерла его жена, а спустя несколько лет новая власть лишила пастыря и церкви, и крова. Священник вынужден был скитаться по квартирам и, чтобы не умереть с голода, тайно исполнял требы в домах бывших прихожан.
Его последним местом службы стал Екатеринбургский Иоанно-Предтеченский собор, куда Николай Алексеевич был призван на служение в 1936 году, а еще через несколько месяцев его не стало. Но и за это короткое время кыштымский священник успел оставить по себе добрую память. Посему и был похоронен на территории храма, а в 2002 году на средства Епархии на его могиле поставлен памятный чугунный крест. Таких почестей удостаиваются лишь избранные.