храм рождества христова в малах
Храм рождества христова в малах
Из исторической справки, составленной насельником Свято – Успенского Псково –Печерского монастыря монахом Геннадием Русевым:
«В 2000-м году Министерство культуры Российской Федерации официально передало в ведение Псково-Печерской обители остатки Мальского Христорождественского монастыря для реставрации и возобновления на этом святом месте монашеской жизни. Здесь разместится один из скитов Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
В XV веке на берегу Мальского озера среди лесов и болот был основан преподобным Онуфрием Мальский Христо-Рождественский монастырь. О личности и жизни основателя обители не сохранилось никаких фактов, кроме известия о смерти и погребении в Мальском монастыре. Известно, что преставился он в 1492 году, июня 12 дня. Жития преподобного Онуфрия нет, подвиги его миру не открыты. Известно только, что он был учеником преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровского – начальника псковского монашества, которого молва называла по иноческим подвигам «железным среди железных». Сочетание «среди железных» относится к его ученикам – основателям псковских общежительных монастырей, среди которых и был преподобный Онуфрий. По рукописным святцам он новый чудотворец. Мощи его до поры почивают под спудом, под развалинами монастырского храма.
С именем преподобного Онуфрия связан также заветный местный праздник – так называемое Мальское воскресение. Очень давно, еще во время жизни преподобного Онуфрия выпал в окрестностях Мальского монастыря летом снег, так что будущему урожаю грозила гибель. Но по молитвам преподобного Онуфрия снег растаял, а урожай в это лето оказался богаче, нежели в предыдущие годы. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде в первое воскресенье, которое следует за памятью первоверховных Апостолов Петра и Павла, то есть после Петрова поста.
Историческая судьба Мальского монастыря также малоизвестна, поскольку выпали все звенья предания, и нет никаких письменных источников. Исследователь псковской старины Митрополит Евгений (Болховитинов) в своем труде «История княжества Псковского» сообщает, что «Христорождественский Мальский мужеский, близ Изборска, монастырь построен около 1480 года». На протяжении столетий порубежный монастырь подвергался нашествию разноплеменных врагов, поскольку находился всего в 2-3 верстах от старинного псковского тракта, по которому они и двигались на православную Русь.
Выдерживая натиск врага, монастырь должен был обратиться в крепость. Ею он и был. На это указывает толщина стен, как полуразрушенного храма, так и действующего. В подвалах разрушенного и существующего храмов находятся источники ключевой воды. Это обычное явление для древних храмов Псковской епархии. Оно вызывалось опасением отвода воды неприятелем во время осады. Свидетелями постоянных сражений служат и многочисленные могильники к западу от деревни Малы.
Хотя в 1581 году монастырь был разрушен войсками польского короля Стефана Батория, но духовная жизнь на этом святом месте не прекращалась никогда. Есть сведения о возобновлении монастыря в 1675 году, разрушении шведами в 1710 году, восстановлении в 1730 году. Согласно Духовным штатам 1764 года по указу императрицы Екатерины II монастырь упразднен, но он продолжал жить как погост.
Со времени ли преподобного Онуфрия и в честь его ли, или в честь Онуфрия Великого – небесного покровителя мальского Онуфрия, но только монастырь всегда именовался «Онуфриевым». Деятельность настоятеля Онуфрия была такой полезной для монастыря, что монастырь уже в половине XV века по справедливости стали называть по имени замечательнаго игумена. Это усвоение, приписывание Мальского монастыря святому Онуфрию не потерпело изменений и в дальнейшем, но твердо вошло в народную память, что находит свое выражение и в ежегодном почитании памяти знаменитого подвижника. Поэтому и будущий скит именуется Спасо-Онуфриевым: Спасо – в честь Спасителя, ибо главный храм бывшего Мальского монастыря был освящен в честь Рождества Христова и Онуфриев – в честь преподобного Онуфрия Мальского.
Мальский монастырь исторически был связан всегда с Псково-Печерским монастырем, влияние которого на округу всегда было велико. Еще в XVI веке святой преподобномученик Корнилий крестил в Православную веру окрестное население – народность сету и, возможно, именно он, святой игумен Корнилий – миссионер и строитель храмов для новопросвещенных, является и строителем каменных зданий Мальского монастыря.
Во всяком случае, комплекс из звонницы, развалин трапезной палаты и трапезной церкви, а также действующий и ныне храм в честь Рождества Христова построены в XVI веке, во время преподобного Корнилия – строителя храмов и крепостных стен и башен в Псково-Печерском монастыре. «Архитектурное решение Благовещенского храма (Псково-Печерского монастыря) было достаточно распространенным в псковской строительной практике XVI века. Можно указать хотя бы на такие памятники как трехъярусная трапезная церковь Мальского монастыря в 20 километрах от Печорского монастыря».
Писатель Леонид Зуров, иссследователь городищ, курганов и храмов Печорского края, в письме к другу пишет 28 февраля 1958 года из Парижа в Россию по поводу книги Г. Рабиновича «Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря»: «Благовещенская церковь,– пишет Рабинович,– является редким для псковской архитектуры примером двухэтажного храма». Сообщаю ему, что в погосте Малах, под Изборском, у Мальского озера, я осматривал развалины древней монастырской церкви. Мальской храм так же, как и Благовещенский, был двухэтажный, внизу находилась трапезная. Храм разорен войсками Батория. Венгры в нем устроили конюшню. Древние стены сравнительно хорошо сохранились».
История не сохранила названия этого храма – в честь кого он был наименован и освящен, но именно он предназначен для богослужений в будущем монашеском скиту. В конце книги Леонида Зурова «Отчина» есть и указание на возобновление в Малах монашеской жизни. Несколько веков, передаваясь из поколения в поколение, живет это предание. Недаром жители Мальский погост всегда называли и называют монастырем.
«Место для иноческой жизни выбрано было, действительно, удачное. Кругом горы, болото, когда-то поросшее дремучим лесом, и озеро, чрез которое нет никакой переправы, а дальше идти некуда. Недаром крестьяне и посейчас Мальский погост вазывают монастырем. А тишина на погосте постоянная. Нарушается она только въ праздничные дни по утрам в богослужебное время. Особенное оживление бываетъ только один раз в год, в так называемое Мальское воскресенье, первое воскресение после Петрова дня, день богомоленья, установленного в давние времена по случаю какого-то общественнаго бедствия. В окружности Мальский монастырь пользуется до сих пор особым уважением. На горе против дома священника видны следы двух ям. Это, говорят, место столбов монастырских ворот, «святых ворот». Крестьяне, дойдя до этого места, оборачиваются назад к существующей церкви и крестятся на нее». Так писал в начале XX века мальской житель, псковский краевед Е. Скоропостижный.
Спасо-Онуфриев скит разместится на территории бывшего Мальского монастыря. Восстановительные и реставрационные работы предстоят громадные: от трапезной палаты остались только развалины, в полуразрушенном состоянии храм, где будет проходить весь суточный круг Богослужения.
В восстановлении Псково-Печерский монастырь сталкивается со множеством трудностей. Это и недостаток средств, и строительных материалов, и квалифицированных специалистов, но с Божией помощью, мы надеемся и верим, что на развалинах Мальского Христо-Рождественского монастыря вновь затеплится монашеская лампада. Отдаленность монастыря от основной дороги, его малая известность сберегли его, как «сокровище потаенное», как подарок старины нам, далеким потомкам, и наша задача – восстановить здесь обитель».
25 июня Архиепископ Псковский и Великолуксий Евсевий служит Божественную Литургию в храме Рождества Христова в Малах.
Приход храма Рождества Христова, с. Малы
Служит протоиерей о. Леонид Секретарёв
Приход храма Рождества Христова, с. Малы запись закреплена
Приход храма Рождества Христова, с. Малы запись закреплена
Познавший свои прегрешения имеет силу над языком своим.
Преподобный Иоанн Лествичник
Алия Нуракишева
Приход храма Рождества Христова, с. Малы запись закреплена
Кругом шумно, а в сердце у меня тихо, ибо где бы ни был я, в каких бы обстоятельствах ни находился, со мной Христос.
Священноисповедник Роман Медведь
Приход храма Рождества Христова, с. Малы запись закреплена
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший день перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Установлена она после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) по благословению преподобного Сергия Радонежского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Иеромонах Иов (Гумеров)
Приход храма Рождества Христова, с. Малы запись закреплена
С днем Казанской иконы Божией Матери!
С днем народного единства!
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.
Кто виноват и что делать: На берегу Мальского озера разрушается древний храм
Фото: temples.ru, Екатерина Михеева
А началось все с письма, пришедшего в адрес Псковской епархии из комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области за подписью председателя, Елены Яковлевой. Как стало ясно из документа, храм Рождества Христова в Малах находится в, мягко говоря, неудовлетворительном состоянии и нуждается в реставрации. Государство готово выделить необходимые средства, но есть одно «но». По неясным причинам церковь до сих пор не зарегистрирована ни по церковным законам, ни по государственным.
Странности объяснились достаточно быстро. Оказалось, что настоятель протоиерей Василий Шведик и его прихожане попросту отказываются регистрировать храм. Они убедили себя в том, что, если церковь получит государственную регистрацию, то это будет отречением от Бога.
Как стало известно Псковской Ленте Новостей, митрополит Псковский и Порховский Тихон стал инициатором встречи с отцом Василием, на которой также присутствовали протоиерей Владимир Семендяев, благочинный церквей Печорского округа епархии, и ответственный за сохранение древних памятников Псковской епархии иеромонах Серафим (Козулин), наместник Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря.
Настоятеля церкви в Малах пытались убедить в необходимости соблюсти правила церкви и государства, приводили доводы о реальной угрозе отчуждении храма, но все резоны разбивались, как о чугунную заслонку. Отец Василий был непоколебим. Не подействовало и напоминание о том, что, согласно учению церкви, для спасения христианину необходима православная вера в Бога и личное покаяние: изменение своей жизни согласно евангельских заповедей. Ни слова о регистрации в государственном реестре. Священник продолжал стоять на своем.
Все-таки «соломоново решение» выработали: в храм назначат другого настоятеля, который оформит церковное здание необходимым образом, возьмется за реставрацию, а отец Василий сохранит право служить в своем приходе. Впрочем, прощаясь со священником, митрополит Тихон выразил предчувствие, что тот не сдержит данное обещание.
Как в воду глядел: спустя пару дней протоиерей Василий прислал письмо, в котором отказался от своих слов и сообщил, что приход не примет другого настоятеля, никакой регистрации не будет.
Так в одночасье небольшой храм в Печорском районе стал источником смуты и раздоров, напоминая подзабытую уже историю о «пензенских затворниках», считавших ИНН «печатью дьявола» и ожидавших в 2008-м падения на землю кометы «Армагеддон». И пока в Малах нагнетается обстановка и множатся суеверия, храм продолжает разрушаться, с каждым днем теряя шансы на спасение.
Юридическая служба администрации Псковской области в письме митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону категорически потребовала, чтобы храм прошел регистрацию, иначе церковь Рождества Христова в Малах будет отчуждена из ведения Русской православной церкви.
Мальский монастырь Псковской области (Онуфриева пустынь)
Содержание:
Мальский монастырь, и правда, совсем невелик. Его и называли «монастырьком». Но от этих мест, от этих стен веет Стариной — именно так, с большой буквы.
Основание Мальского монастыря
В уже упомянутой книге В. В. Косточкина читаем:
«Англосаксонская монета времен Этельреда II (979—1016), найденная когда-то в Малах, наводит на мысль, что здесь в стародавние времена, когда Изборск располагался еще на Труворовом городище, могли проходить какие-то торговые караваны, двигавшиеся с востока на запад и с запада на восток. Кто знает? Никто не может сказать о тех временах что-то определенное. Однако на всем протяжении дальнейшей истории края Малы были в стороне от больших дорог. Только старинный, изъеденный непогодой крест, в миниатюре повторяющий “Труворов”, говорит об их древности. »
Вот в такие края пришел во второй половине XV века преподобный Онуфрий. Он был учеником преподобного Евфросина Псковского — основателя Спасо-Елеазаровского монастыря в окрестностях Пскова, первого пустынножителя на псковской земле. Как и его учитель, Онуфрий тяготился жизнью в больших монашеских обителях. В Малах он нашел уединение — правда, не надолго; как это обычно и случалось, к подвижнику, слава о котором быстро распространилась окрест, за помощью и утешением стали приходить люди — и многие оставались в Малах. Отшельничий скит вскоре превратился в монастырь. Память об основателе сохранилась в его втором названии — Онуфриева пустынь. Под спудом здесь почивают мощи преподобного.
Архитектура Мальского монастыря
К XV—XVI векам относят сооружение двух дошедших до нас храмов Мальского монастыря. Пятиглавый Христорождественский собор интересен с точки зрения влияния столичного «тренда» на зодчество псковской глубинки. Нет, сам собор, если говорить о его формах, безусловно классически-«псковский», но солидные пять куполов напоминают о московских храмах той эпохи. Соседняя трапезная церковь, выглядит более древней — но, возможно, это аберрация восприятия, связанная с внешним видом непобеленного, в щербинах известняковой кладки храма. Его точный возраст неизвестен.
А вот оригинальная четырехгранная колокольня — это нечто удивительное. Из тех характерных (или даже с ударением на второй слог — характерных) сооружений, которые западают в душу и запоминаются сразу, с первого взгляда. Таких «неожиданных» колоколен в России навскидку и не вспомнишь. Впрочем, для знающего человека неожиданности, наверное, никакой и нет — ведь до начала XX века это была не колокольня, а простая звонница. Мысленно убираем четырехскатный верх и три стены яруса звона, оставляем только одну — южную, с арочными проемами для колоколов, оставшийся нижний массивный четверик опять же мысленно перекрываем односкатной кровлей. ну да, все так и есть — классическая псковская звонница! Современное завершение она получила в 1902 году, и не от хорошей жизни — старинная конструкция грозила рухнуть и требовала срочного укрепления.
Время запустения и восстановления монастырской жизни в Малах
В 1581 году для Мальского монастыря настало тяжелое время. Польский король Стефан Баторий, обломавший зубы о твердыни Пскова и Печор, с лихвой отыгрался на маленькой обители, у которой и всей защиты-то было, что бревенчатая ограда да полтора десятка насельников. Онуфриеву пустынь поляки буквально опустошили, всех ее монахов убили. Почти сто лет Мальской монастырь лежал в руинах. Лишь к 1675 году (судя по надписи-датировке на одном из колоколов) он возродился — по крайней мере, это возрождение именно тогда было впервые задокументировано. Но мирное развитие обители вскоре (в 1710 году, во время Северной войны) прервали шведы. Снова двадцать лет запустения — и снова восстановление.
По этому поводу существует интересная, но совершенно неправдоподобная легенда о некоем пчеловоде из Кирсановского уезда (далеко-то как — тамбовская земля!), с которым однажды вдруг заговорила человеческим голосом пчела-матка и повелела собираться в путь и идти за роем. Через много недель рой привел его в Малы на развалины монастыря, и там во сне услышал он голос, велевший копать. копать до тех пор, пока не отыщется все необходимое для возрождения обители. И будто бы выкопал кирсановский пасечник зарытый монахами при приближении неприятеля клад. На эти деньги якобы и восстановили Мальской монастырь. На самом деле с источником финансирования все было гораздо проще — Онуфриеву пустынь подняли из руин при епископе Псковском Рафаиле (Зборовском) по личному приказу императрицы Анны Иоанновны. Так что «тамбовская» легенда — проявление исторической несправедливости по отношению к самодержице, которую наша отечественная историография и так не очень-то жалует.
Зато при обласканной историками Екатерине II Мальской монастырь (как и многие другие) упразднили. Хорошо разбиравшаяся в государственном управлении и экономической целесообразности, императрица слабо понимала суть монашеского духовного подвига. «Бесперспективные» с бюджетно-мирской точки зрения обители в процессе секуляризации выводились за штат или обращались в приходы. Малы стали погостом, приписанным к Псково-Печерскому монастырю.
Мальский монастырь в советское время
После революции и Малы, и Печоры, и Изборск отошли к Эстонии, а с ее вхождением в состав СССР, при очередной «перекройке» границ, снова вернулись в лоно России. Понятно, что в атеистическом государстве обитель действовать не могла. Постройки в Малах долго стояли бесхозными (впрочем, справедливости ради нужно отметить, что в 1960-х годах здесь побывали реставраторы, обеспечившие на какое-то время консервацию памятников), пока в 2000 году погост не вернули Псково-Печерскому монастырю для восстановления и устройства скита во имя преподобного Онуфрия.
Храмы Псковской области
Церковь Рождества Христова
Кем, когда и по какому случаю построена церковь — неизвестно.
Достоверно известно, что в веке здесь подвизался преподобный Онуфрий, ученик преподобного Евфросина, основателя Елеазарова монастыря, по месту подвигов получивший название Мальской. Житие его не сохранилось, и не известно, кто он и откуда родом. Известна только дата его кончины: 12 июня 1492 года. Если он и не был основателем монастыря в честь Рождества Христова, существовавшего здесь, он много сделал для его благоустройства, в последующем монастырь назывался Онуфриев Рождества Христова Мальской.
Мощи Онуфрия почивают под спудом под развалинами разрушенного храма. От монастыря сохранились: трапезная Церковь с развалинами трапезной и колокольня, построенные в одно время, в XV веке, и пятиглавая церковь Тождества Христова. Оба храма поставлены на источниках. В летописях упоминаний о Мальском монастыре нет. Исторические и литературные источники говорят о том, что монастырь построен в 1480 году, основателем его называют Онуфрия Мальского.
В 1581 году монастырь был разрушен войсками Стефана Батория, воины к°торого убили почти всех насельников.
В 1675 году монастырь возобновлен старцем Лаврентием и другими жертвователями, однако трапезная церковь не восстановлена. В 1685 году Мальской монастырь силами своих вотчинных крестьян и бобылей покрыл четыре сажени городовой стены Пскова. В 1710 году монастырь вновь опустошен шведами. После издания Императором Петром I «Духовного регламента» монастырь приписан к Псковскому архиерейскому дому. В 1730 году монастырь возобновлен по указу Императрицы Анны Иоанновны. Согласно манифесту Императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764 года и указу от 31 марта 1764 года Мальской Рождества Христова монастырь упразднен, церковь стала приходской. В приходе жили русские и сету.
Каменная церковь Рождества Христова построена в XV веке, в подцерковье находился источник со святой водой.
Вес остальных колоколов неизвестен.
Престолов в церкви два, главный престол — во имя Рождества Христова, в приделе — в память Преподобного Онуфрия Великого, Петра Афонского и Онуфрия Мальского. Рядом с церковью находится кладбище. На кладбище у церкви похоронен блаженный болящий Матвей Кондратьев. Он 40 лет лежал не вставая, без движения, терпел боль и, превозмогая ее, молился, пользовался авторитетом среди народа, который шел к нему за советом по всем житейским вопросам. Как Матвей говорил — так и делалось. Многих раскольников он наставил на путь православия, доказав ложность их учения. По его молитвам Бог посылал детей бездетным супругам. К нему приезжала фрейлина Великой княгини Александры Иосифовны, передавшая от имени Великой княгини деньги на строительство храмового придела. Великая княгиня Александра Иосифовна (1830-1911 гг.), принцесса Саксен-Альтенбургская, являлась супругой Великого князя Константина Николаевича, сына Императора Николая I. Скончался праведник 15 июня 1905 года. Рядом с ним покоится родственник Святейшего Патриарха Тихона протоиерей Михаил Владимирович Ьелавин, бывший настоятелем Христо-Рождественского храма в 1949-1985 годах.
В приходе находились три деревянные часовни в деревнях Малы, Соколово и Кошельки. Когда они построены — неизвестно.
Приходского попечительства, богадельни и больницы при церкви не было.
В 1898 году на средства прихожан благотворителей устроена церковно-приходская школа.
Средства на ее содержание отпускались епархиальным училищным советом. В 1914/15 учебном году в ней обучался 71 ученик.
В 1900 году в приходе было 1056 прихожан.
В 1917 году протоиереем служил Леонид Жемчужин псаломщиком — Михаил Красноумов. 26 мая 1917 года священник Леонид Жемчужин утвержден благочинным Псковского округа.
В соответствии с Тартуским договором 1920 года погост Малы входил в состав Эстонской Республики. В соответствии с указом Эстонской Апостольской Православной Церкви от 22 мая 1935 года в Малах стало два прихода: один эстонский (сетуский) православный, получивший главный храм Рождества Христова, другой русский, получивший Свято-Онуфриевский придел.
В эстонском приходе было в 1935 году 1897 человек, в русском приходе, согласно данным 1937 года, было 2767 человек.
В 1938 году на государственные средства построен каменный дом для причта. Несмотря на разделение на два прихода, сету и русские ощущали себя единой православной семьей. На Пасху вокруг храма шел единый крестный ход. На крестный ход стекалась вся округа, все, кто мог двигаться, выходили навстречу иконам. Провожали крестный ход от деревни до деревни столько, сколько хватало сил. В 1944 году погост (село) возвращен в состав Российской Федерации, включен в состав Псковской области. В 1951 году эстонский приход объединен с русским.
Храм никогда не закрывался.
В 1963 году проведены работы по укреплению размытых водами источника оснований стен и подклета.
Автор проекта реставрации — Б.С. Скобельцын. Церковь действующая.
В Малах сохранилась и действует часовня Святых Флора и Лавра.