храм рождества христова в ярославле
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в Ярославле
Церковь Рождества Христова находится на улице Кедрова ( бывш. Малой Варваринской, Малой Февральской) на пересечении её с Волжской набережной.
Значительный памятник ярославской школы архитектуры и живописи ХVII. Построена в 1644 на месте деревянной церкви. Храмоздателями ее были представители двух поколений ярославской купеческой династии государевых гостей Гурьевых-Назарьевых.
Церковь имеет сложный ансамблевый образ, это четырехстолпный храм на подклете, окруженный с трех сторон галереями, увенчанный первоначально пятью главами. В церкви пять приделов, первым был освещен придел Николая Чудотворца в подклете, а над ним — придел Петра и Павла, на южном окончании галереи находится придел пяти персидских мучеников — Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике — придел Иоакима и Анны. Главный придел, Казанский, возведенный позднее у юго-западного угла храма, устроен в память о событиях Смутного времени: в церкви в 1609 ярославцы прятали от поляков чтимую икону Казанской Богоматери. Этот придел с миниатюрной галерейкой, представляющий собой квадратную в плане башню, венчает изящная декоративная главка с ажурным, т.н. «процветшим» крестом. Крыльцо церкви — большое, с двухскатной кровлей, на ползучих арках, типично для начального периода ярославского зодчества XVII.
Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. На северо-западном углу опоры нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. Церковь интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены изразцы. Узкие пояса зеленых « муравленных» изразцов двух видов — с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.
В начале XIX внешний облик церкви был искажен переделками: снесены четыре боковые главы, вместо северной галереи устроен теплый храм, на западном фасаде появился портик в классическом стиле. В 1960-е ярославские реставраторы частично восстановили первоначальный вид храма.
Церковь соединялась через крытый переход с отдельно стоящим зданием колокольни, построенной позднее. Она представляет собой оригинальный по замыслу комплекс, включающий в себя Святые ворота, надвратную церковь Гурия, Самона и Авива, окруженную галереей с двумя шатровыми башенками, и богато декорированный восьмигранный шатер. Высота колокольни 38 м. По силуэту колокольня напоминает знаменитую трехшатровую « Дивную» церковь в Угличе. Декоративное убранство колокольни богаче и разнообразнее основного храма, а необычные завершения парных полуколонок на западном фасаде в виде « шапок» напоминают венчания восточных минаретов. Колокольня является выдающимся памятником древнерусской архитектуры.
Первый тябловый иконостас был заменен в XVIII высоким шестиярусным резным иконостасом в стиле барокко. Особый интерес представляют царские врата, на створках которых искусно вырезано в высоком рельефе « Сошествие Святого духа на апостолов». Иконы иконостаса написаны в первой половине XVII, это единственный сохранившийся в Ярославле цельный ансамбль, выполненный до раскола Церкви.
Ансамбль церкви складывался в течение нескольких десятилетий и запечатлел в своем облике лучшие достижения художественного творчества ярославских мастеров.
Иконографическая схема росписи, превосходно согласованная с характером небольшого и уютного интерьера, является продолжением тех посадских традиций в монументальном искусстве Ярославля, которые зародились впервые в ц. Николы Надеина. Заметное влияние на характер живописи оказала работа Гурия Никитина в ц. Ильи Пророка ( 1680). Но в целом рождественские мастера, предположительно « Федор Федоров с товарищи», пошли самостоятельным путем, создав оригинальный ансамбль.
Заказ был вызван временным приездом Гурьевых в Ярославль в период начавшейся в Москве смуты. 27 апреля 1682 умер бездетный царь Федор Алексеевич и началась борьба за престол. Вспыхнул стрелецкий бунт. 23 мая 1682 в разгар этих кровавых событий Петр Алексеевич был венчан на царство вместе с братом Иваном. Вскоре боярская дума признала двоецарствие и 29 мая узаконила регентство царевны Софьи. В канун этого переворота, в Петров пост, ярославские изографы, «попрося у Бога милости», приступили к росписи храма на подворье гостей Гурьевых. По каким-то причинам они не закончили ее в одно лето; два нижних яруса, стилистически отличные от трех верхних, возможно дописывали в апреле и мае 1683. Перед нами уникальный памятник живописи, созданный непосредственно под впечатлением кровавых событий стрелецкого бунта и хованщины.
В центральном куполе церкви изображен Вседержитель с раскрытым евангелием, в простенках между окнами праотцы. В нижней части барабана пророки в кругах, скрепленных цветочными розетками. На парусах евангелисты с символами, на лобовых частях « Спас на убрусе» ( в) и «Благое молчание» ( з). На подкупольных арках « Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой», «Сошествие св. Духа». На парусах барабанов ( разобранных в 1830-е) апостолы из числа 70, на лобовых частях херувимы. На юго-западной подпружной арке « Неверие Фомы», на северо-западной « Жены-мироносицы». На своде « Благовещение» и «Введение во храм» ( с апокрифическими сценами), «Рождество Христово» и «Богоявление», символическая композиция « София Премудрость Божия». На подпружных арках апостолы из числа 12 и числа 70. Столбы разделены на 4 яруса ( нижний декоративный). В верхнем изображены цари и благоверные князья, в среднем мученики, среди них Пантелеймон Целитель, в нижнем местночтимые святые и святые-патроны старших поколений семьи Гурьевых: св. Анкидин, св. Иоанн Лествичник, св. Гурий Исповедник и св. Назарий.
Стены церкви разбиты на 8 ярусов. Верхние пять — сюжетные, шестой — широкий декоративный фриз, седьмой — узкая летопись и восьмой — подзор из традиционных полотенец. На западной стене разбивка стен иная. Декоративный фриз там отсутствует. Нижний сюжетный ярус вдвое шире обычного. В нем размещены только две крупные композиции. Два верхних яруса ( включая люнеты) иллюстрируют земную жизнь Христа и притчи. Образцом для композиций многих сцен здесь служила не только Библия Пискатора, но и некоторые южно-русские печатные источники. Рисунок для « Притчи о разбогатевшем хозяине» заимствован из печатного « Синодика» XVII. Третий ярус, посвященный « Страстям и явлениям Христа по Воскресении», исполнен драматического пафоса. Четвертый ярус росписи связан с богородичной темой и посвящен различным « чудесам Богородицы», сведения о которых почерпнуты из книги И. Галятовского « Небо Новое». Этот уникальный литературный цикл иллюстрируется здесь впервые в ярославской фреске.
Несомненно, знаменщиком цикла был художник-миниатюрист. Большинство сюжетов заимствовано из западных источников: «Чудо Богородицы по Вознесении», «Чудо над умерлым отроком», «О монахе-иконнике Иерониме», «О еврейском отроке, брошенном в печь», «О девице, убившей младенца», «О львах, которые сопровождали богородицу по пути в Египет», «Об Иоанне, из уст которого выросло древо со словами « Радуйся, Мария», «О деве Александре, из-за которой два юноши пали в поединке», «О двух лествицах, ведущих на небо», «О князьях волошских Дерсе и Мерхесе», «О покаявшемся Адельмане», «О блаженном Павле и его ученике», «О трясении земли во Италии», «Об иконе во граде Казани», «О видении Марии Зегнии».
Одной из лучших композиций литературного цикла является « Чудо о монахе Ерониме». Он изображен смиренно сидящим в келье и пишущим икону Богородицы. К нему является дьявол в образе девицы с распущенными волосами и высокой боярской шапке. Красавица заставляет его обокрасть церковь и оборачивается лукавым бесом. Ероним звонит в колокола. Сбежавшиеся монахи привязывают дьявола к столбу. В этой новелле ярославскому мастеру особенно удался образ дьявола с наглым, улыбающимся лицом. Он напоминает древнегреческого сатира.
Шестой ярус южной стены посвящен деяниям и мученическим кончинам 12 апостолов. На северной стене в нем иллюстрированы молитва « Отче наш», «Семь таинств» ( над порталом) и «Мученическая кончина персидских мучеников Акиндина, Пегасия, Елпидифора и Анемподиста» ( последняя сцена посвящена патрону основателя ц. Анкидина Назарьева). В шестом ярусе западной стены над порталом написана « Богоматерь Живоносный источник» ( из книги И. Галятовского), по сторонам две большие символические композиции: «Хвалите Господа с небес» и «Страшный Суд», где среди грешников, помимо иноземцев, изображены русские в высоких боярских горлатных шапках. Символико-дидактическая композиция « Хвалите Господа с небес» на слова 148 псалма Давидова стала особенно популярна после выхода в 1680 в свет « Рифмованной псалтыри» Симеона Полоцкого.
Арки семи больших окон оформлены эмблематическими изображениями ангелов с зерцалами на фоне клубящихся облаков. В арках трех входных порталов деисусные композиции из трех круглых медальонов. В замкнутых помещениях алтаря и жертвенника ( диаконник не расписан) стенопись размещена следующим образом. В конхе центрального алтаря « О тебе радуется», на стене апсиды святители, мученики и преподобные, написанные в два регистра. На южной стене добавлена композиция « Достойно есть». На западной стене « Евхаристия», в арке « Спас на убрусе и архидьяконы». В конхе жертвенника « Великий вход», на своде « Что тя наречем благодатная». В апсиде избранные святые и синодик ( помянник) семьи Гурьевых.
Живопись на порталах паперти более всего пострадала от позднейших поновлений клеевыми и масляными красками. Арку входного портала украшает оглавный деисус. На откосах ангелы, стерегущие вход. По сторонам портала Иоаким и Анна. В арке южного портала архангелы со Спасом Эммануилом. По сторонам преподобные Зосима и Савватий, Сергий и Никон Радонежский. В арке северного портала Богоматерь Печерская, по сторонам Антоний и Феодосий.
Четырехъярусный иконостас церкви сооружен в середине XVII в. на средства правнуков Ивана Гурьева — Алексея и Федора Афанасьевичей Гурьевых. Несмотря на поновления, иконостас сохранил общие черты стиля елизаветинского барокко: пышную резьбу, украшающую прямоугольные рамы, картуши и витые колонки. На царских дверях горельефные изображения « Сошествия святого Духа на апостолов». На дверях выполнены в той же технике Архангел Гавриил и Богоматерь. Вокруг столбов существовали резные клиросы с восемью фигурами ангелов и серафимов.
Стены Казанского придела и придела Акиндина украшены клеевой плафонной живописью, выполненной в 1860. В своде Казанского придела « Коронование Богоматери», на стенах « Величит душа моя Господа», «Встреча Марии с Елизаветой», «Чудеса Казанской иконы», «Благовещение» и «Рождество», в конхе « Вседержитель», в апсиде вселенские святители.
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Церковь Рождества Христова
Среди сохранившихся ярославских каменных храмов первой половины 17 века удивительной силой притяжения обладает прекрасный образец декоративной архитектуры – Церковь Рождества Христова, находящаяся недалеко от Речного порта и Волжской набережной.
Рождественская была второй посадской церковью, сооруженной в каменном виде, после Храма Николы Надеина. Но возникла она не на пустом месте, а как и водится, взамен существующей здесь ранее деревянной Рождественской церкви.
История деревянной Церкви Рождества Христова
Первый деревянный Рождественский храм имел очень интересную и даже несколько героическую историю, относящуюся к годам обороны города во время польско-литовского нашествия. Во времена Смуты город был захвачен войсками Лжедмитрия Второго, а точнее, сдан им без сопротивления в 1608 году. В тот период в Ярославль из Романова попадает икона Казанской Богоматери. Но в 1609 – поляков выгнали ополченцы Н.Вышеславцева. Однако поляки обещали вернуться. (История Ярославля кратко)
После одного из боев с польскими захватчиками. Картина
Польско-литовские отряды напали на Ярославль в том же 1609 году. Но опасаясь безжалостного уничтожения чудотворной иконы Казанской Богоматери, под покровом ночи драгоценный образ был заранее перенесен из храма Похвалы Богородицы, где она находилась, на территорию Земляного города, который имел оборонительные сооружения. Местом сохранения иконы была выбрана Христорождественская церковь. Мероприятия по спасению иконы оказались вполне оправданными.
В то время около известного Спасо-Преображенского мужского монастыря в радиусе сегодняшней Богоявленской площади находился Рождественский женский монастырь, которому было суждено погибнуть в пожаре при польском нападении, и никогда более он не восстанавливался. Приемником погибшего Рождественского монастыря стал впоследствии Казанский женский монастырь на территории Земляного города, начало которому и дала спасенная икона. А Рождественскому храму в ближайшее время после установления мирной жизни судьба уготовила новую жизнь в камне.
Строительство каменного храма
Самым первым каменным храмом Ярославля был Успенский собор в Рубленом городе. А первым каменным храмовым сооружением посадского Земляного города была Церковь Николы Надеина, затем в камне возводился Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря, находящейся за пределами города.
Каменные оборонительные стены Спасо-Преображенского монастыря
Войска Народного ополчения в Смутные времена
Так вот, первые Назарьевы, дружные и героические братья, более чем через двадцать лет после победы над польскими супостатами, скопив уже значительные средства, решают соорудить храм, краше которого не было еще в ярославском посаде. Конечно, имена архитекторов, зодчих, строителей и художников-оформителей затерялись в веках. Но само строение, чудом не уничтоженное в советские времена, до сих пор поражает своей оригинальностью, изяществом и асимметричностью пропорций, которая придает ему особую привлекательность и неповторимость.
Гармония ансамбля Церкви Рождества Христова
Храм строился почти 9 лет (1635-1644) в основном из красного большемерного кирпича, соединяющегося с помощью известкового раствора. Для декора использовались фрагменты белого камня, тесаный кирпич и керамические изразцы. Изначально планировалось создать его неким подобием Храма Николы Надеина, но в результате строительства планы были изменены. Добавились дополнительные пределы, галереи, отдельная Колокольня и прочее, что привело к созданию ни на что не похожего сооружения.
На осуществление задуманного вначале не хватало денег, потом инициаторы строительства ушли из жизни. Их дело продолжили сыновья Гурия. Считается, что они решили даже усложнить композицию архитектурного решения. Как бы там не было, но спустя 8 лет от начала строительства, выросла на берегу Волги прекрасная церковь на гордость и на радость жителям ярославского посада.
Архитектурные особенности храма
Реконструкция первоначального вида Христорождественского Храма
Первые два предела – Николая Чудотворца и Петропавловский сооружаются друг над другом. Никольский предел, посвященный особо почитаемому семьей Назарьевых покровителю купцов и путешественников, сооружается в подклете, и второй – Петра и Павла – над подклетом.
Оба эти предела были теплыми изначально. В Никольском была установлена отопительная печь больших размеров, оформленная керамическими изразцами зеленых цветов. Остатки этих печных изразцов хранятся сегодня в фондах Ярославского музея-заповедника.Из нижнего предела в верхний вертикально поднимался канал, по которому наверх поступал теплый воздух. Позднее в верхнем пределе появилось собственное печное отопление.
Основной церковный четверик. Фрагмент
«Корсунский» крест над Казанским пределом
Особо выделяется западный фасад храма с его восьмигранными столбами, образующими арки. Этот фасад является крыльцом – входом в церковь. Ранее оно было украшено полихромными изразцами, которые, к сожалению, утрачены.
Западный фасад Рождественской церкви
Оформление главки Казанского предела
Изразцы в храмовом оформлении
Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано впервые и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.
Изразцовое оформление Храма
Храмовые изразцовые «муравленые» плитки были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.
Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись – это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.
Изразцовый текст вдоль фасада четверика
Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.
Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.
Построенная церковь стала образчиком для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме, в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.
К середине 19 века эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась икона Рождества, наиболее часто обращались к ней будущие матери.
Особо почитаемая икона Рождества
К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.
В советские годы храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.
Уникальность колокольни
В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.
В четверике прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой храм, посвященный Гурию, Самону и Авиву. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается восьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу слуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.
Декор храмовой колокольни с башенками
Колоколов на колокольной звоннице было восемь, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были переплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.
Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота, находящиеся внизу колокольни.
Оформление арочного входа внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная открытая галерея с кувшинообразными столбами.
Внутреннее оформление храма
Внутренние стены были расписаны только в 1683 году. Имена художников, как и имена зодчих не сохранились до наших времен. Считается, что ими могли быть прославленные ярославские живописцы Д.Семенов и Ф.Игнатьев.
Интерьерная роспись храма
Итак, стеновая роспись появляется в храме спустя почти 40 лет после его постройки. На ее осуществление уходит год по времени и приличная сумма по деньгам. Оплату осуществлял один из сыновей Гурия и его дети, т.е. возведение и оформление храма стало доброй семейной традицией Назарьевых-Гурьевых, их детей и внуков.
Росписью были оформлены основной храм и порталы паперти, которая сама расписана не была. Расписаны были и пределы. Схемы росписей были иконографическими и продолжили традиции ярославского монументального искусства. Некоторое воздействие на художников возможно оказали подобные росписи в Церкви Николы Надеина и в построенном несколько позже Ильинском храме, сделанные Гурием Никитиным, но самостоятельность в выборе тем и стиля очевидна.
Особо красивым получился Казанский предел, расписанный событийными сценами польской интервенции. Здесь есть рассказы о чудесах Казанской иконы, о короновании Богоматери, о Рождестве и Благовещении.
Сцена Вознесения Богоматери
Интересно, что роспись церкви была сделана в очередное российское смутное время, связанное с дворцовыми переворотами и борьбой за власть. Двоецарствие Ивана и Петра, регентство Софьи, стрелецкий бунт (хованщина) и его подавление – все эти события не могли не оказать впечатления на живописцев и на выбор ими тематического материала.
Декоративно-летописные ярусы стеновой росписи
Роспись стен, кроме западной, восьмиярусна – на пяти из них выполнены сюжетные мотивы, по шестому идет декор, седьмой – летописные письмена, а последний, самый нижний, напоминает полотенчатый подзор. Декор нижних ярусов из вьющихся растений как бы подчеркивает декоративность всех живописных сюжетов.
На западной стене размещены крупные композиции из земной жизни Христа и иллюстрации различных притч. Многие сюжеты невозможно встретить ни в одной другой церкви. Эти фресковые миниатюры являются подлинными шедеврами храмовой росписи и уникальными иллюстрациями церковной литературы. Чего стоит одна миниатюрная композиция, рассказывающая о монахе Ерониме!
Все фигуры изображены статично, но одежды их развиваются по ветру, лики очень индивидуальны. Много необычных и непривычных для нас сюжетов, иллюстрирующих различные церковные источники. Здесь больше литературы, чем живописи. Даже в сцене мученической смерти апостолов Иисус стоит с раскрытой книгой.
Сюжет «Смерть апостолов»
Миниатюрные композиции насыщены множеством деталей, предметов, архитектурными объектами, сказочным зверьем, причем четкого деления на отдельные сюжеты нет – идет как бы сплошное повествование, сотканное из перетекающих одного в другой сюжетов.
Сюжеты Деяний апостолов
Позднее, в середине 19, и во второй половине 20 веков в храме проводились ремонты, поновления росписей, реставрации и т.д. Но в целом иконописные фрески 17 века сохранились в первозданном виде.
Церковный Иконостас
Первоначально иконостас был сооружен в тябловом варианте (из деревянных брусов для установки икон) и был четырехъярусным. Но в 18 веке его заменили на более модный каркасный резной шестиярусный. Сегодня мы можем увидеть пышную резьбу елизаветинского барокко по краям прямоугольных иконостасных рам, в выполнении картушей и витых колон.
Каркасный резной иконостас во внутреннем убранстве церкви
Так же красиво были оформлены и Святые врата со скульптурной композицией на тему сошествия на апостолов Святого Духа. Фигуры ангелов у алтарного входа выполнены в полный рост. Все эти обновления делались потомками Гурьевых.
Хотя облик церковного иконостаса изменился, многие древние иконы 17 века остались на своих местах и сегодня являются уникальными памятниками иконописного творчества. Это практически единственная цельная коллекция икон первой половины 17 века, выполненная до церковного раскола.
Фрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконами
К сожалению, многие их этих икон, пережив годы войн и революций стали добычей простых грабителей конца 80-х годов 20 века, были вывезены за границу и проданы там. Интересно, что через десять лет после ограбления саратовский коллекционер Владимир Рощин случайно приобрел те похищенные образа и, проследив их судьбу, вернул иконы в ярославский храм.
Таким образом, целостный образ архитектурного ансамбля церкви складывался в течение не одного века и не одним поколением Назарьевых-Гурьевых. Но все, что сделано на протяжении такого длительного срока – является собранием самых лучших достижений ярославского храмового творчества.
Режим работы: осмотреть храм 17 века можно все дни, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 17.00.