храм рождества христова в юркино
Христорождественский храм c. Юркино
Официальный приходской сайт
Христорождественский храм c. Юркино
Престольный праздник — ождества Христова (7 января)
Настоятель — священник Михаил Вадимович Сорокин, 1984
Богослужение:
В настоящее время поддерживается режим консервации до начала реставрационных работ и проводятся молебны.
Из истории:
Христорождественский храм в Юркине — один из шести старинных вотчинных каменных храмов в Подмосковье, возведенных на рубеже XV-XVI вв.
Предположительно, построен в 1490—1500 гг. при участии итальянского зодчего. Храм имеет уникальное терракотовое убранство. По воле заказчика, Якова Семеновича Голохвастова, с западной стороны устроен притворусыпальница.
С 1760 г. история храма Рождества Христова была связана с родом Оболенских.
В 1761 г. их иждивением отремонтирован каменный престол и получен новый антиминс. Позже устроен барочный иконостас взамен тяблового. В мае 1822 г. князь П.Н.Оболенский подал прошение о пристройке к храму трапезной и новой колокольни с устройством в теплой трапезной двух приделов «во имя Николая Чудотворца и Петра Александрийского».
В 1882 г. освящен Никольский придел, а в 1825 г. — предел, посвященный священномученикам Клименту, папе Римскому, и Петру Александрийскому.
В царствование императора Александра II церковь стала приходской.
После 1917 г. в храме служили священник Димитрий Смирнов, диакон Николай Воздвиженский и псаломщик Иван Нечаев. В апреле 1922 г. ценности храма были изъяты, а в конце 1930-х гг. храм закрыли. В 1948 г. разрушена трапезная и обнаружен древний терракотовый фриз итальянской работы.
Юркино. Церковь Рождества Христова.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
«Рождественская церковь была возведена в усадьбе боярина Я. Голохвастова в самом начале XVI века. Вокруг храма густые заросли, и никаких видимых следов от хором и хозяйственных построек не сохранилось. Первое впечатление от памятника зодчества – ясность и строгая простота здания.
Усиленное строительство в Москве небольших одноглавых посадских церквей обусловило поиски зодчими возможности ликвидации столбов, затеснявших внутреннее пространство храма. Выход был найден в конструкции крестчатого свода, представлявшего собой сомкнутый свод, прорезанный пересекающимися крест-накрест сводами иной формы. На их пересечении был поставлен барабан шлемовидной главы.
План и фасады храма в Юркине имеют немало общего с московской церковью Трифона в Напрудном, возведенной примерно в те же годы. Но интерес не только в сходстве, но и в различии. Необычен декор фасадов Рождественской церкви и особенно керамический фриз, опоясывающий стены здания под трехлопастными их завершениями. Детали его напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения, что свидетельствует о знакомстве автора с работами иноземных мастеров в Кремле. Сочетание декора храма с традиционными приемами древнерусского зодчества придает сооружению своеобразие. Здание было детально исследовано археологом-реставратором Л.А. Давидом, под руководством которого был восстановлен ряд бесстолпных церквей этой эпохи.
Сегодня храм в Юркине предстает перед нами с некоторыми искажениями. Позднейшая четырехскатная кровля, заменившая первоначальные посводные покрытия черепицей, закрыла кольцо кокошников у основания барабана главы, срезала килевидные завершения фасадов. В целях создания опор для новой кровли нарастили угловые пилястры и заложили пазухи между ними и боковыми лопастями.
К западному фасаду в XVI веке примыкал невысокий притвор, позднее замененный трапезной, соединявшей храм с существующей поныне колокольней в стиле классицизма. Она настолько зарыта разросшимися деревьями, что не мешает целостности восприятия древнего сооружения».
Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974
Из книги «Храмы Истринского района», протоиерей Олег Пэнэжко, Владимир 2009 г.
В XVIст. церковь Рождества Христова каменная с двумя приделами Петра и Алексея Московских чудотворцев, существовавшая с давних времен, находилась на погосте Московского уезда, Сурожского стана, принадлежавшем в 1584 г. Федору и Алексею Ивановичам Голохвастовым. Близ Рождественского погоста находились деревня Татищево и сельцо Юркино. Татищево в 1564 г. было во владении Федора и Алексея Голохвастовых; в 1623 г. – у Богдана (Якова тож) Алексеевича Голохвастова, как старинная вотчина отца его Алексея Ивановича; в деревне находился 1 двор вотчинников с деловым человеком.
Юркино в 1589 г. – сельцо, вотчина Ивана Голохвастова, проданное Вериге Бельскому, а у него купленное Борисом Годуновым; в 1584 г. променено Василию и Семену Олферьевым. По смерти их жена Василия Олферьева, вдова Дарья Матвеевна, с детьми Михаилом и Иваном сельцо Юркино и погост на речке Истрице с каменною в нем церковью Рождества Христова в 1617 г. продала Федору Леонтьевичу Бутурлину, «возобновителю» Рождественской церкви.
В писцовых книгах Московского уезда Сурожского стана 1623 г. говорится: «погост на речке Малой Истрице, а в нем храм каменный во имя Рождества Христова, да в приделе Алексея митрополита Московского чудотворца, да теплая церковь Петра митрополита, древян, клетцки, стоит ветх, без пения, а в церкви образы местные, строение прежних вотчинников, а починивал те старые местные образы вочинников же окольничий Федор Бутурлин, а свечи, книги, колокола на колокольнице строение вотчинниково Федора Бутурлина; да на церковной земле во дворе поп Фалелей Васильев, во дворе дьячок Баженко Юрьев; пашни церковной земли 4 четьи, лесом поросло 30 четьи в поле, сена на 20 копен; пашут ту церковную землю поп, дьячок и деловые люди на вотчинника Федора Бутурлина». В селе Юркине в 1624 г. числилось 2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских, в них 4 человека.
В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г. «церковь Рождества Христова писалась под Сурожскою десятиною, в селе Юркине, в вотчине окольничего Федора Леонтьевича Бутурлина, дани 3 алтына 4 деньги, в корм и в московской проезд гривна». В 1680 г. Рождественская церковь перечислена из Сурожской в Загородскую десятину.
В 1678 г. «на церковь Рождества Христова, что в селе Юркине, по переписным книгам архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря Питирима» положено вновь дани 29 алтын 3 деньги, заезда гривна, платил думного дворянина Василия Яковлевича Голохвастова человек Петр Колокольцев августа в 24 день».
В 1679 г. В. Я. Голохвастов сельцо Татищево с погостом продал двоюродным братьям Иову и Ивану Голохвастовым и в 1685 г. эта вотчина досталась Иову Голохвастову. В дозорных книгах 1680 г. написано: «августа в 9 день, по сказке вотчины думного дворянина Иова Демидовича Голохвастова и церкви Рождества Христова попа Григория Киприянова служит он, поп, у той церкви с полгода из руги, а руги дает думный дворянин Иов Демидович Голохвастов в год по 8 руб. с полтиною, да хлеба – ржи и овса со всеми причетники, а церковная пашня той церкви есть ли – того он не ведает».
После И.Д. Голохвастова его сын Иван сельцо Татищево с Рождественским погостом и дер. Пироговою в 1698 г. продал князю М.Г. Ромодановскому, а тот в 1703 г. отдал в приданое своей дочери Настасье Михайловне при выходе ее замуж за А.Ф. Салтыкова. В деревнях Татищевой и Пироговой в 1704 г. числилось 32 двора крестьянских, бобыльских и кабальных, в них 106 человек. В переписных книгах 1710 г. записано: «Алексей Федоровича Салтыкова Вотчина, погост на речке Малой Истрице, что слывет село Юркино, близ его вотчины сельца Татищева, а на погосте церковь Рождества Христова…». После А.М. Салтыковой село Татищево с деревнями досталось ее родной племяннице Марфе Андреевне, урожденной княжне Ромодановской, жене П.И. Вельяминова-Зернова, по разделу с родными ее сестрами Прасковьею и Екатериною. В 1755 г. Сергей Петрович Вельяминов-Зернов село Юркино с деревнями, доставшееся ему после матери его Марфы Андреевны, продал князю В.С. Долгорукову, а в 1760 г. оно куплено князем Н.П. Оболенским.
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.
Церковь понемногу перестраивалась при последующих владельцах: М. Г. Ромодановском, Вельяминовых-Зерновых. В 1823 г. на средства кн. П. Н. Оболенского церковь значительно обновили: с запада вместо небольшого притвора пристроили новую трапезную и двухъярусную колокольню, увенчанную шпилем. Трапезную разобрали при реставрации церкви в 1968 г., а колокольня, ранее соединенная с храмом, оказалась чуть в стороне.
Храм Рождества Христова село Юркино
Адрес:
Московская область, Истринский район, с. Юркино.
Телефон:
8(49631)4-63-63
Проезд:
от станции Истра (или Новоиерусалимская) авт. № 34 до ост. «Юркино».
Вотчинные каменные храмы в Подмосковье, возникшие на рубеже XV-XVI веков насчитываются единицами. По последним данным их уцелело всего шесть, и среди них ярким индивидуальным обликом отличается церковь Рождества Христова в селе Юркино Истринского района. В ХХ в. памятник архитектуры неоднократно обследовался и был определен как значительная архитектурная ценность.
В 70-х гг. XIX века архимандрит Леонид (Кавелин), настоятель Воскресенского Ново-Иерусалиского монастыря, изучил большой архив древних владельцев села Юркина из рода Голохвастовых и установил несомненную древность Христорождественской церкви, высказав предположение, что она построена до 1504 г.
Уточнить сведения о храме и о времени его строительства (отнести на более ранний срок: 1490-1500 гг.) удалось реставратору В.В. Кавельмахеру, который отнес церковь Рождества Христова к одному из самых ранних (если не самому раннему) образцу каменных усадебных церквей на Руси. «В церкви Рождества Христова, помимо пропорционального совершенства и тонкой деталировки, поражает какая–то сложность замысла, таинственная, неподдающаяся обычным классификационным приемам, глубина архитектурной идеи».
Предположительно, церковь строил один их, работавших на Руси в период рубежа XV–XVI вв., итальянских мастеров. Подтверждением этого служит важнейший типологический признак храма – крещатый свод, перекрывающий стрельчатый четверик храма крестообразно пронизанными распалубками со световым барабаном в центре. Этот выразительный архитектурный прием не был типичным для посадского строительства того времени.
Можно предположить, что в храме Рождества Христова нашла достойное воплощение воля заказчика, дипломата, Якова Семеновича Голохвастова.
В 1822 г. новый владелец села, князь П.М.Оболенский пристроил к церкви трапезную с двумя приделами и колокольню.
В апреле 1922 года церковные ценности были изъяты, а в конце тридцатых годов церковь была закрыта. В 1948 году разрушена трапезная.
В начале 2000 г. начаты проектно-реставрационные работы.
Настоятель Христорождественской церкви священник Михаил Сорокин.
Итальянский уникум на земле Подмосковья: храм Рождества Христова в Юркино
Историк древнерусской архитектуры Вольфганг Кавельмахер (1933–2004) называл храм Рождества Христова в селе Юркино одним из самых ранних каменных вотчинных храмов на Руси. На рубеже XV–XVI веков в Подмосковье было построено всего шесть подобных церквей: в Чашниково, Чиркино, селе Ильинском, на Благовещенском погосте, в Сипягино и, наконец, в Юркино. Исследователи называли в качестве зодчего одного из итальянских мастеров. Также это одна из старейших в Подмосковье фамильных церквей-усыпальниц. В 2019 году была окончена реставрация этого древнего подмосковного памятника.
Каменный храм Рождества Христова был построен в конце XV столетия родоначальником одной из четырех ветвей древней знатной фамилии Голохвастовых, прибывших в Россию из Литвы столетием ранее. Яков Семенович Голохвастов имел усадьбу в Юркино на берегу реки Малой Истры. До 1870-х годов уникальная церковь не привлекала к себе внимания археологов, пока ее не описал исследователь подмосковной старины архимандрит Воскресенского Новоиерусалимского монастыря Леонид (Кавелин) (1822–1891).
В каменной Рождественской церкви был устроен придел во имя святителя Алексия Московского (митрополит Киевский и всея Руси, святитель Московский и всея России чудотворец, государственный деятель, дипломат Алексий, в миру Елевферий Федорович Бяконт, 1292/1305–1378. – Прим. ред.), а рядом имелся еще и деревянный теплый храм святителя Петра. Учитывая, что обретение мощей святителя Алексия произошло в 1431 году, а храмоздатель Яков Семенович Голохвастов скончался в 1504 году, архимандрит Леонид достаточно точно вычислил дату постройки церкви в Юркино. Это могла быть середина или вторая половина XV века. Советские искусствоведы, опираясь на архитектурные особенности церкви, впоследствии уточнили эту датировку, сдвинув ее на конец XV века.
Известный дореволюционный генеалог Леонид Михайлович Савелов так описывал дворянскую фамилию Голохвастовых: «Считаются выехавшими из Литвы в половине XIV ст. Род разделился на несколько ветвей, потерявших связь. Борис Яковлевич в 1495 г. провожал в Литву великую княгиню Елену Иоанновну (дочь Ивана III, жена литовского князя), в 1509 г. посол в Польшу, в 1515 и 1519 г. в Турцию. Александр Яковлевич в 1495 г. провожал великую княгиню Елену Иоанновну, в 1499 г. посол в Кофу, 1502 г. в Царьград». Борис и Александр Голохвастовы, отличившиеся на дипломатическом поприще, были сыновьями храмоздателя церкви в Юркино. Александр впоследствии принял иноческий постриг с именем Арсений, став монастырским книгохранителем. Их младший брат Владимир после смерти отца Якова Семеновича Голохвастова в 1504 году унаследовал деревню и занял место ктитора Христорождественской церкви.
Архимандрит Леонид (Кавелин) в 1875 году описывал уникальную юркинскую реликвию, которая некогда принадлежала Владимиру Яковлевичу Голохвастову. Речь шла о ктиторской иконе Рождества Христова, вырезанной на аспидном камне. Этот камень называли еще «демонидом», потому что, согласно поверью, он защищал от злых духов. На каменной иконе XVI столетия в верхней половине было вырезано изображение Рождества Христова, а в нижней изображались московские святители Алексий и Петр вместе с крестителем Руси равноапостольным великим князем Владимиром Святым. Выбор святителей на иконе объяснялся посвящением приделов Рождественского храма, а князь Владимир появился среди них как небесный покровитель владельца Юркино. На иконе была надпись: «Лета 7052 (1544) сделан бысть сей камень демонид Володимеру Яковлеву Голохвастову».
После смерти Владимира Яковлевича – младшего сына храмоздателя – резной образ, видимо, продолжал храниться в церкви, но несколько столетий о нем не встречалось никаких упоминаний. Только в 1860-х годах собиратель старины, библиофил и купец Алексей Хлудов случайно купил где-то пропавшую юркинскую святыню. Звенигородское дворянство, в свою очередь, выкупило икону у Хлудова. Семейный образ преподнесли в дар потомку Якова Семеновича и его сына Владимира Яковлевича – Дмитрию Дмитриевичу Голохвастову в знак благодарности за семилетнюю службу в звании звенигородского предводителя дворянства.
Голохвастовы владели Юркино непрерывно до 1559 года. Позднее им владели Верига Бельский, правитель Борис Годунов, Алферьевы, Федор Леонтьевич Бутурлин, а во второй половине XVII века Юркино ненадолго вновь возвратилось представителям фамилии Голохвастовых.
В первой четверти XIX века Юркино купил князь Петр Оболенский, который отметился довольно грубыми переделками ценного памятника. Новый хозяин сломал древний придел митрополита Алексия (где был погребен храмоздатель Яков Семенович Голохвастов) и звонницу, а на их месте в 1825 году возвел трапезную с приделами Николая Чудотворца, Климента Римского и Петра Александрийского (своего небесного покровителя). При этой реконструкции были уничтожены, кроме придела и колокольни, старинные надгробные камни бывших вотчинников Голохвастовых: плиты разбили и использовали для фундамента новой постройки. Единственный осколок надгробия с частично сохранившейся надписью, как писал архимандрит Леонид, князь Оболенский использовал в качестве порога новой паперти.
В советское время так же бесцеремонно обошлись с трапезной, построенной князем Оболенским, – она была разобрана. Уничтожили и могилу князя, которая располагалась когда-то в часовне на кладбище вблизи церкви.
Исследователи советского периода ставили Христорождественский храм в Юркино в один ряд со знаменитыми московскими церквями того же периода, а также указывали на его возможное итальянское происхождение. Советский архитектор-реставратор, историк архитектуры заслуженный архитектор РСФСР Владимир Либсон (1910–1991) в книге «По берегам Истры и ее притоков» так описывал особенности облика подмосковной церкви: «План и фасады храма в Юркине имеют немало общего с московской церковью Трифона в Напрудном, возведенной примерно в те же годы… Детали его напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения, что свидетельствует о знакомстве автора с работами иноземных мастеров в Кремле». На итальянское происхождение указывал характерный терракотовый фриз на западном фасаде храма. Церковь Трифона в Напрудном и храм в Юркино упоминаются в качестве ярких примеров бесстолпных каменных храмов (на посаде и в боярской вотчине) конца XIV–XV веков в энциклопедии «История русской архитектуры» 1956 года. Советский архитектор-реставратор заслуженный деятель искусств Российской Федерации Лев Давид (1914–1994) даже приписывал постройку храма в имении Голохвастова знаменитому итальянскому архитектору Алевизу Новому (автору Архангельского собора Московского Кремля) или одному из его учеников. Вольфганг Кавельмахер, хотя и не соглашался с этой версией, утверждал, что юркинский храм построен несомненно одним из итальянских мастеров, работавших на Руси на рубеже XV–XVI веков.
Юркино. Церковь Рождества Христова
Юркино. Церковь Рождества Христова (Россия, Московская область, Истринский район, Юркино), поворот с трассы [М-9]на Мансурово и Раково
Как добраться? Церковь находится не в самом Юркино, а немного дальше по шоссе в лесу справа от дороги, не поворачивая в деревню.
Сохранились: церковь Рождества Христова с колокольней
Не перестаю удивляться сокровищам, сокрытым в укромных уголках Подмосковья. На просторах Истринского края, у самой дороги, в тени раскидистых вековых деревьев стоит миниатюрный одноглавый храм Рождества Христова. Памятник рубежа XV-XVI вв. выстроен по приказу боярина Я. Голохвостова в своей вотчине.
Позднейшая накладка стен и четырёхскатная кровля исказили первоначальное завершение стен. Они заканчивались трёхлопастными арками с тонкой профилировкой архивольтов. Их форма отвечала построению сложного, крестчатого свода, призванного освободить небольшое внутреннее пространство храма от опор.
Усадьба Юркино и церковь Рождества Христова
Любопытен терракотовый стенной пояс, уцелевший на западном фасаде, поражающий своеобразием рисунка и совершенством форм. Его составляют листья античного аканта, бусины и другие элементы, позволяющие говорить, что средневековый зодчий был знаком с декоративными приёмами архитектуры Возрождения.
Рождественская церковь в Юркино стала образцом подражания для целой группы храмов XVI столетия, разбросанных по всей Руси.
Подобные сооружения, с завершениями стен трифолиями, похожей конструкцией сводов, и малыми размерами можно было встретить в Коломне (церковь Иоанна Предтечи на Городище, вт. половина XIV в., верх здания, перестроенный в XVI в. получил трёхлопастные арки), и в Ростове Великом (церковь Исидора на Валах 1566 г.).
В 1823 г. к Рождественской церкви примкнули трапезная и квадратная в плане трёхъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Работы проводились на средства князя П.Н. Оболенского, которому усадьба Юркино принадлежала с 1760 года. Расширенная трапезная с двухскатной кровлей и закруглёнными углами просуществовала недолго, ныне она разобрана. Колокольня так же сильно повреждена временем. а Рождественский храм, будто древний воин-русич всё-таки устоял перед разрушительной мощью природы и человека.
Вот уже несколько лет ведется реставрация храма.
Из Холмогоровых
C частичным сохранением орфографии
В XVI ст. церковь Рождества Христова каменная с двумя приделами Петра и Алексея Московских Чудотворцев, существовавшая, по всей вероятности, с давних времен, находилась на погосте, на речке Малой Истрице, Московского уезда, Сурожского стана, принадлежавшем в 7092 (1584) г. Федору и Алексею Ивановым Голохвастовым. Близ Рождественского погоста находились дер. Татищево, на реке Малой Истрице, Московского уезда и сельцо Юркино Звенигородского уезда Тростенского стана, а часть этого сельца (третье поле) было в Московском уезде.
Татищево, в 7092 (1564) г., было во владении у них же Федора и Алексея Голохвастовых; в 7131 (1623) г. — у Богдана (он же Яков) Алексеева Голохвастова, как старинная вотчина отца его Алексея Ив.; в деревне находился один двор вотчинников с деловым человеком.
Юркино, в 7067 (1589) году, — «сельцо» — вотчина Ивана Голохвастова, проданное Вериге Вольскому, а у него купленное Борисом Годуновым в 7092 (1584) г. променено Василью и Семену Олферьевым. По смерти их жена Василья Олферьева, вдова Дарья Матвеева с детьми Михайлом и Иваном Васильевыми Олферьевыми, сельцо Юркино, на речке Малой Истрице, и погост на речке Истрице, с каменною в нем церковью Рождества Христова, в 7125 (1617) г., продала Федору Леонтьевичу Бутурлину, «возобновителю» Рождественской церкви.
В писцовых книгах Московского уезда, Сурожского стана, 7136 (1623) г., говорится: погост на речке Малой Истрице, а в нем храм каменной во имя Рождества Христова, да предел Алексея Митрополита Московского Чудотворца, да теплая церковь Петра Митрополита древяна клетцки, стоит ветха, без пения, а в церкви образы местные строенье прежних вотчинников, а починивал те старые местные образы вотчинник — же окольничей Федор Леонтьевич Бутурлин, а свечи и книги и на колокольнице колокола строенье вотчинниково окольничего Федора Леонтьевича Бутурлина; да на церковной земле во дворе поп Фалелей Васильев, во дв. дьячек Баженко Юрьев; пашни церковные середние земли 4 четьи, перелогом 3 четьи с осминою, лесом поросло 30 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по речке по Малой Истрице 20 копен, лесу непашеннаго 4 десятины; пашут тою церковную землю поп и дьячек и деловые люди на вотчинника на Федора Леонтьевича Бутурлина. В сельце Юркине в 7136 (1624 г.) числилось 2 двора крестьянских и два двора бобыльских, в них 4 человека.
Богдан Алексеев Голохвастов — владелец деревни Татищевой в 7136 (1624 г.) имел «тяжбу в Приказе Сыскных Дел» с Федором Леонтьевичем Бутурлиным о Рождественском погосте. Для разрешения этого спорного дела была прислана из Патриаршего Казенного Приказа «память», в которой значится, что «в книгах онаго Казенного Приказа, 7093 (1585) года, написано: Сурожские десятины церковь село Юркино; да в приемочных книгах 7098, 7100 и 7102 (1590—1594) гг. написано: Сурожские десятины бранья поповского старосты церковь Рождества Христова из Голохвастова», — но дело это решено не было и погост с сельцом Юркиным до 1646 г. оставался во владении Федора Леонтьевича Бутурлина, а после у его вдовы Анны Саввичны.
В приходных окладных книгах Патр. Каз. Приказа за 7136 (1628) г. «церковь Рождества Христова» писалась под Сурожскою десятиною «в селе Юркине, в вотчине окольничего Федора Леонтьевича Бутурлина, в Московском уезде, в Сурожском стану, дани алтына, 4 деньги, в корм и в московской проезд гривна».
В 7188 (1680) г. Рождественская церковь перечислена из Сурожской в Загородскую десятину.
После Богдана Алексеевича Голохвастова его сын Василий «во 155 (1647 г.) бил челом великому государю, в прошлом во 132 году искал отец его родственной своей вотчины погосту церковь каменная Рождество Христово на окольничем на Федоре Леонтьевиче Бутурлине, и после того суда отца его не стало, а он после отца своего остался мал, побить челом было некому и ныне то судное дело в Разбойном Приказе не вершено и тою его родственною вотчинною владеет окольничего Федора Леонтьевича Бутурлина жена Анна Савина и чтоб по тому судному делу указ учинить». — Того-же года, ноября в 3 день, велено: «дело вершить окольничему Борису Ивановичу Пушкину и дьяком». 155 (1646 года), в 12 день мая, «слушав судное дело, приговорили: вотчину окольничего Федора Леонтьевича Бутурлина и жены его вдовы Анны Савиновны в Московском уезде, погост на речке Истрице Малой, а в нем храм каменной Рождества Христова, а в пределе Алексея Митрополита, да теплая древана церковь Петра Митрополита, пашни церковные земли 37 четвертей с осминою, пустошь Ананьино, что Богдан в челобитье писал Анакиным, 33 четверти, по старым межевым и писцовым книгам 93 и 94 и 131 132 гг. взять и отдать его Богданову сыну Василью Голохвастову, потому на суде муж ее Федор в ответе своем сказал, что купил у Ольферьевых он ту вотчину сельцо Юркино и с тем храмом каменным по Веригиной продаже Бельского, как у него купил царь Борис, будучи в правителях, и как царь променил Олферьевым с тем храмом по старым межам, и потому его ответу в продаже к в мене за Веригою и за Олферьевым того погосту и пустоши не сыскано, а по писцовым книгам 93 (1585) г. тот погост Рождественской написан за Алексеем да за Федором Голохвастовыми».
В деревне Татищевой числилось в 7154 (1646 г.) 12 дворов крестьянских и 4 дв. задворных; в 7186 (1678 г.) — 8 дворов крестьянских, 5 бобыльских и 3 дв. задворных, а в них 50 челов. В 7186 (1678 г.) «на церковь Рождества Христова, что в селе Юркине», по переписным книгам архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря Питирима» положено вновь дани 29 алт. 3 ден., заезда гривна, платили думного дворянина Василья Яковлевича Голохвастова человек Петр Колокольцев, августа в 24 день».
В 7187 (1679) г. Василий Яковлевич Голохвастов сельцо Татищево с погостом на речке Малой Истрице продал братьям (двоюродным) Иову и Ивану Демидовичам Голохвастовым и в 7193 г. эта вотчина по их разделу досталась Иову Голохвастову.
В дозорных книгах 188 (1680) г. написано: «августа в 9 день, по сказке вотчины думного дворянина Иова Демидовича Голохвастова, церкви Рождества Христова попа Григорья Киприянова, служить де он поп у той церкви с полгода из руги, а руги дает думный дворянин Иов Демидович Голохвастов на год по 8 рублев с полтиною, да хлеба — ржи и овса 30 четьи со всеми причетники, а церковная пашня той церкви есть ли — того он не ведает».
После Иова Демидовича Голохвастова его сын Иван сельцо Татищево с Рождественским погостом и дер. Пироговою в 7206 (1698) г. продал князю Михайлу Григорьевичу Ромодановскому; а он в 1703 г. отдал в приданое дочери своей Настасье Михайл. при выходе ея замуж за Алексея Федоровича Салтыкова. В дер. Татищевой и Пироговой в 1704 г. числилось 32 двора крестьянских, бобыльских и кабальных, в них 106 человек. При дер. Татищевой находилось вновь построенное после 186 (1676) г. сельцо Рождествено с двором вотчинника Алексея Федор. Салтыкова и дворами скотным и конюшенным, в которых числилось 7 человек. В переписных книгах 1710 г. записано: «Алексея Федоровича Салтыкова вотчина, погост на речке Малой Истрице, что слывет село Юркино, близ его вотчины сельца Татищева, а на погосте церковь Рождества Христова» при ней находились священники: Григорий Киприянов 1660—1704, и Фирс Васильев 1710—1720 г., бывший дьячком при одной же церкви в 1704 г.; и дьячек Василий Дорофеев 1710 г.
После Настасьи Михайловны Салтыковой (ум. 1737 г.) село Татищево, оно же и Рождествено, с деревнями досталось ея родной племяннице Марфе Андреевне (урожденной кн. Ромодановской) 1746 г. – жене Петра Ивановича Вельяминова — Зернова, по разделу с родными ея сестрами княжною Прасковьею Андреевою Ромодановскою и Екатериною Андр. женою Ивана Петровича Ладыженского. В 1755 г. Сергей Петрович Вельяминов — Зернов село Рожествено — Юркино с деревн., доставшиеся ему после матери его Марфы Андреевны, продал князю Василью Сергеевичу Долгорукову; в 1760 г. оно куплено кн. Николаем Петровичем Оболенским.
Источник:
В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII» в. 3, (Загородская десятина) с. 258