храм рождества пресвятой богородицы славгород
Славгород. Церковь Рождества Богородицы
Город Славгород первоначально упоминается в Уставной грамоте 1136 года Смоленского князя Ростислава Мстиславича, как Пропошеск.
В сентябре 1772 года Пропойское староство было присоединено к Российской империи и вскоре подарено Екатериной II князю Алексею Михайловичу Голицыну. Название города видоизменялось в дальнейшем в Пропошеск, Прупой, Пропойск и Славгород.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1791–93 гг.), расположена в центре города Славгорода.
Ансамбль церкви и колокольни — памятник архитектуры классицизма. В 1791—1793 гг.под личным присмотром А. М. Голицына была построена новая церковь Рождества Богородицы. Красивый Храм, с восьмигранным куполом имеет черты классицизма конца ХУ111 в., его архитектура носит светский характер.
Проектировал Храм, яркий представитель классицизма, русский архитектор Николай Львов — автор Невских ворот Петропавловской крепости, почтамта в Санкт-Петербурге, знаменитого Гатчинского дворца, Борисоглебского собора в городе Торжок, усадебных комплексов в Московской и Новгородской областях. Руководил строительством опытный мастер Лука Иванов.
Интерьер был украшен иконостасом, живописью и великолепными фресками, которых изначально насчитывалось 57 сюжетов Нового и Старого заветов. Лучшие московские художники расписывали Храм, руководил росписью знаменитый художник Владимир Боровиковский — автор портретов Павла1, Екатерины II, Марии Лопухиной, Державина и других известных исторических личностей.
Рядом с Храмом построена двухъярусная колокольня, с небольшой башенкой, две хозпостройки и здание церковно-приходской школы.
До 1930 года Храм был главным православным приходом района, но затем после атеистических гонений, Храм был закрыт и выполнял роль подсобного помещения пристани. В годы Великой Отечественной войны он сильно пострадал от длительного обстрела, был наблюдательным пунктом немцев. На здании практически не было штукатурки, стены в сплошных выбоинах.
В 1987 году здание церкви передано Славгородской православной общине, которая действует в настоящее время как Православный Приход Рождества Пресвятой Богородицы. Здание представляет историко-культурную ценность и охраняется государством.
Славгород. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Славгород первоначально упоминается в Уставной грамоте 1136 года Смоленского князя Ростислава Мстиславича как Пропошеск. В сентябре 1772 года Пропойское староство было присоединено к Российской империи и вскоре подарено Екатериной II князю Алексею Михайловичу Голицыну. Название города видоизменялось в дальнейшем в Пропошеск, Прупой, Пропойск (до 1945 г.) и Славгород.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1791–93 гг.) расположена в центре города Славгорода. Ансамбль церкви и колокольни — памятник архитектуры классицизма. В 1791-1793 гг.под личным присмотром А. М. Голицына была построена новая церковь Рождества Богородицы. Красивый храм с восьмигранным куполом имеет черты классицизма конца ХVIII в., его архитектура носит светский характер.
Проектировал храм яркий представитель классицизма русский архитектор Николай Львов — автор Невских ворот Петропавловской крепости, почтамта в Санкт-Петербурге, знаменитого Гатчинского дворца, Борисоглебского собора в городе Торжок, усадебных комплексов в Московской и Новгородской областях. Руководил строительством опытный мастер Лука Иванов.
Интерьер был украшен иконостасом, живописью и великолепными фресками, которых изначально насчитывалось 57 сюжетов Нового и Старого заветов. Лучшие московские художники расписывали храм, руководил росписью знаменитый художник Владимир Боровиковский — автор портретов Павла I, Екатерины II, Марии Лопухиной, Державина и других известных исторических личностей.
Рядом с храмом построена двухъярусная колокольня с небольшой башенкой, две хозпостройки и здание церковно-приходской школы.
До 1930 года храм был главным православным приходом района, но затем после атеистических гонений храм был закрыт и выполнял роль подсобного помещения пристани. В годы Великой Отечественной войны сильно пострадал от длительного обстрела, был наблюдательным пунктом немцев. На здании практически не было штукатурки, стены в сплошных выбоинах.
В 1987 году здание церкви передано Славгородской православной общине, которая действует в настоящее время как православный приход Рождества Пресвятой Богородицы.
Церковь Рождества Богородицы в Славгороде, Беларусь: история, описание, фото
Славгород, ул. Ленинская
Церкви, костелы, соборы, монастыри
О городе Славгород впервые стало известно как о маленьком поселении в княжестве Смоленском. Первое упоминание о нем относится к 1136 году. Город достаточно старинный и привлекает туристов не только своей многовековой историей, но и рядом достопримечательностей. Среди них можно выделить удивительную церковь Богородицы с находящейся рядом колокольней из двух ярусов. Она располагается недалеко от горы Замковой, в самом центре города. По распоряжению Голицына, в конце XVIII века (1791-93 гг.) была возведена церковь Богородицы в Славгороде.
Спроектирована церковь была очень опытным архитектором, известным представителем стиля классицизм Н. Львовым. За его плечами большое количество известных старинных построек на просторах Петербурга. При строительстве храма был использован материал, который изготавливали прямо на месте, однако металл для крыши был привезен из Москвы.
В 1930 году, когда начались атеистические гонения, церковь была закрыта, даже несмотря на то, что до этого она была основным православным храмом во всем районе. Долгий период закрытое здание церкви играло роль хозяйственного здания у пристани.
В период Отечественной войны из-за многочисленных долгих обстрелов храм существенно пострадал – на святыне почти не осталось штукатурки, а стены представляли собой сплошные неровности с выбоинами. В это время здесь располагался пункт наблюдения у немцев.
В 1987 году храм передали православной общине, потому работает и до сегодняшнего дня он как церковь Пресвятой Богородицы. Она является охраняемым государством объектом и несет в себе культурно-историческую ценность.
Комплекс построек из церкви Богородицы и звонницы представляет собой яркий пример памятника архитектуры стиля классицизм. Основными чертами этого стиля в данной церкви считают особенную планировку здания: совсем не используются аспиды, одинаковым образом украшен фасад. Строение храма имеет вид безапсидной центрической церкви, которую завершает купол из восьми граней. Весь интерьер святыни украшает интересная живопись. Внутри общее количество иконостасов и фресок насчитывалось около 60, которые освящают сюжет, как Нового, так и Старого завета. Над росписью храма трудились очень опытные художники под руководством В. Боровиковского. Вблизи храма располагается звонница из двух ярусов, которую завершает компактная башенка.
Церковь Рождества Богородицы в Славгороде
Описание
Впервые Славгород, как небольшое поселение Смоленского княжества, упоминается в летописных источниках в 1136 г. С XIV в. город стал частью Великого княжества Литовского. В 1772 году, после первого раздела Речи Посполитой Славгород был подарен князю А. Голицыну Екатериной II. Город, вошедший в состав Российской империи, вызывает интерес у тех туристов, кто предпочитает Туризм и отдых в Беларуси.
К архитектурным достопримечательностям Славгорода, представляющим интерес для гостей города, относится церковь с отдельно стоящей трехъярусной колокольней. Храм расположен неподалеку от Замковой горы. По указанию Голицына в 1791-1793 гг. была построена Славгородская церковь Рождества Богородицы. Конструкция представляет собой центрический безапсидный храм, увенчанный восьмигранным куполом. Интерьер храма украшен живописью.
Архитектура сочетает в себе черты классицизма конца XVIII в. и носит светский характер, что особенно проявляется в планировке церкви, типичной для гражданского строительства, а также в отсутствии традиционных апсид и равноценном художественном украшении всех фасадов. Неподалеку от церкви располагается двухъярусная колокольня, увенчанная небольшой башенкой. В настоящее время путешествие в Славгород включено в большую часть туристических программ, направленных не только на обычный отдых в Беларуси, но и на такие направления, как «Отдых выходного дня в Беларуси» (или «Отдых в Беларуси на выходные»), «Активный отдых в Белоруссии», «Экотуризм в Беларуси», «Детский отдых в Белоруссии» и во многие другие программы, предполагающие туризм и отдых в Беларуси.
В Славгородском храме Рождества Пресвятой Богородицы исчезает уникальная настенная роспись
В храме нашелся фото альбом, которому больше 40 лет. Ученые Министерства культуры БССР зафиксировали в нем все фрески, сохранившиеся на тот момент. Их здесь обозначено 57. Сейчас этих фресок значительно меньше, но в последнее время верующие стали замечать, что их контуры стали более яркими и контрастными. Церковь, словно живая, стала напоминать, что у нас еще есть шанс спасти эту красоту.
Школа Боровиковского
Христос сидит на облаках, а вокруг него собрались пророки. Эта фреска над алтарем выглядит наиболее ярко, даже кажется, что написана она совсем недавно. Настоятель храма отец Владимир говорит, что в последнее время краски на ней стали более сочные. Ярче становятся и некоторые другие фрески. Даже буквы, которые под слоем извести раньше было невозможно прочитать, стали четкие. Он читает и объясняет старинную надпись на стене:
— Мы должны больше смотреть на свой внутренний мир, на свою душу. Мы же чаще видим грехи брата своего, а собственные не замечаем.
История храма начинается в конце XVIII века. После раздела Речи Посполитой в сентябре 1772 года Пропойская волость была присоединена к Российской империи и подарена Екатериной II князю Александру Голицыну. В 1793 году по его распоряжению и была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фрески, которыми она украшена, совсем не похожи на рисунки местных художников, здесь чувствуется изысканный вкус, профессиональная манера. От них нельзя отвести глаза, они чем-то напоминают картины из Третьяковки или Эрмитажа.
О славгородском храме упоминал в своем «Опыте описания Могилевской губернии» Александр Дембовецкий, который был ее губернатором в конце XIX века. Он писал, что эта культовая постройка является главным украшением городка. Храм стоял на возвышенности, и его было видно в 34 километрах.
Таинственный герб рода Голицыных
Весь альбом заполнен черно-белыми фотографиями настенной росписи. Он почти полностью посвящен описанию фресок славгородской церкви, но в конце есть и несколько фотографий росписи храма в агрогородке Вейно Могилевского района.
К сожалению, в Славгороде сохранилось не очень много из того, что сфотографировано и описано. Как раз там, где сегодня продают свечи, на стене очень четко проступает сюжет о немилосердном должнике. Помните? Это притча о человеке, который попросил царя отсрочить его долг, и тот дал согласие. Но сам проситель не пожелал простить своим должникам. Эту притчу Христос рассказал апостолу Петру, когда тот спросил, сколько раз можно простить брату.
— А вот притча о богаче и бедном Лазаре, дальше — о поцелуе Иуды, — показывает отец Владимир на уцелевшие фрески, а я сама себе думаю, как это сегодня актуально.
Сохранилась фреска, где первосвященник допрашивает Христа. Вокруг на арестованного напирает толпа, жаждущая крови. Кажется, даже тут слышишь их крики — «Распни!» Но самая яркая — все-таки фреска над алтарной частью, где пророки поклоняются Господу.
Старший научный сотрудник Славгородского районного историко-краеведческого музея Вера Стасенко, которая часто сюда приводит экскурсии, с восторгом отмечает, как четко проявились эти рисунки за последнее время. Мне кажется, что я вижу изображение Екатерины Великой, но мой гид поправляет, что это — надежда, а вон там есть еще Вера и любовь. Очень хорошо сохранилась фреска, где Божья Матерь Мария приветствуется с матерью Иоанна предшественника — Елизаветой. По мнению моей поводырки, на храмовых стенах сохранился и герб рода Голицыных.
— Я считаю, что это он и есть, — указывает она на изображение под потолком. — Причем не Александра, которому было даровано это местечко, а его двоюродного брата Дмитрия, который жил во Франции. Вон и буква Д проступает. Александр писал Дмитрию во Францию, что если бы Пропойск был не за 600 верст от Москвы, он бы и не нашел лучшего места для отдыха. Ему очень здесь нравилось.
Вера Стасенко нашла в архивных записях, что именно Дмитрий помогал строить Александру церковь. А умер он в 1793 году, когда она уже была построена. Скорее всего, в память об умершем и нарисовали этот герб, считает сотрудница музея.
— Я постоянно ждала, когда проявится эта фреска, чтобы разобраться, что к чему, — говорит она. — Сначала думала, что это буква А, но сейчас, когда надпись стала более четкой, видно, что это Д. Теперь понятно, откуда тут на стенах надпись про Дмитрия Ростовского.
Храм, который собирались сделать музеем
В отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи Славгородского райисполкома хранятся два больших тома с надписью: эскизный проект. Министерство культуры БССР дважды предпринимало попытку вернуть этот памятник архитектуры к жизни. Есть проектный эскиз 1969 года с подробными схемами, описаниями и планами, где указано, что храм должен быть возвращен к первоначальному виду. А когда это произойдет, открыть в нем музей. Реставрационные работы планировалось начать уже в 1969 году и вести в течение следующей пятилетки — до 1975 года. Но что-то этому помешало. Второй раз попробовали аж через 20 лет — в 1989 году, с теми же целями. Причем под административное здание планировалось отвести бывшую церковноприходскую школу, стоящую рядом с церковью, а храм должен был стать большим экспозиционным залом.
В документах говорится, что Славгородский храм уникален тем, что «несет новые черты культуры строительства конца XVIII — начала XIX века, со свободной трактовкой классических приемов и форм». В его интерьере было расписано все — и стены, и купол. Карнизы оконных столбов своей росписью имитировали лепку. Реставрационные работы планировалось проводить в мастерских Министерства культуры БССР. Вера Стасенко полагает, что часть фресок и сейчас хранится где-то там. В храме предусматривалось создать воздушное отопление, чтобы температура зимой не снижалась более чем до плюс 18 градусов, а летом не поднималась выше 25. В центре зала должна была появиться большая люстра, в которой свечи имитировали бы лампы накаливания. Здесь собирались восстановить потерянную винтовую лестницу на хоре, металлические детали и кресты. Планировалось также реставрировать колокольню, которая по форме повторяет храм, но в уменьшенных размерах, и церковноприходскую школу.
Но скоро начнется распад Советского государства, и о памятнике архитектуры снова забудутся.
История под угрозой
В Славгородском райисполкоме идею реставрировать храм считают нереальной. Ведь даже невозможно представить, сколько это будет стоить. Но никто не спорит, что он — самая главная Славгородская жемчужина, которую нужно спасать. Вот только кто возьмет на себя расходы?
— Кто захочет помочь, поможет, — вздыхает отец Владимир. — Многие приезжают сюда, включая россиян. Все в восторге, но дальше этого дела не идут. Если то будет нужно Господу, спонсор найдется. Мы же не знаем, как сделать внешний ремонт: нет денег. Колокольню необходимо ремонтировать. Весной приезжали строители из Могилева и насчитали за внешний ремонт храма и колокольни 52 тысячи рублей. Для нас это большие деньги. Весной будем просить у местной строительной организации вышку и что-то делать. Осенью заниматься этим бессмысленно. Каждый год белим, подмазываем, но за зиму все осыпается. Храм удерживаем исключительно на те деньги, что приносят прихожане. А их, к сожалению, не хватает.
Отец Владимир работает в приходе уже около 10 лет и делает все, что может, чтобы сохранить место для молитвы. Зимой храм не отапливается, а того тепла, которое он накапливает за лето, хватает до Рождества, говорит священник. Когда очень холодно, службы идут в теплом храме — стоящем рядом здании. В советское время там принимали бутылки, а в старину, как рассказывают местные старожилы, в нем были княжеские стайки. Верующие об этом знают и не очень охотно туда идут.
Интересно, что фрески чрезвычайно стойко переносят испытание погодой. За все время своей службы в храме отец Владимир не заметил, чтобы они испортились. Наоборот, становятся все ярче.
Со Славгородским храмом связано много легенд. Рассказывают, что под фундаментом был подвал и даже подземный ход. Отец Владимир вспоминает, что он слышал об этом от прихожан.
— С правой стороны была похоронена девочка — дочь спонсоров, даже стоял памятник, — говорит он. — Когда стучишь ломом, действительно чувствуешь, что внизу пустота. Там еще росла береза. Когда храм передали верующим, березу срезали, а когда ее выкорчевали, открылся вход под алтарную часть. Там были захоронения. Одна женщина, которая здесь работала, но уже умерла, рассказывала, что лазила туда и видела их. Говорит, что оттуда шел сильный приятный запах. Потом этот ход завалили. Я сам не видел, рассказываю то, что слышал. Не мое это дело вообще. Я тут сам на послушании у Бога.
Понятно, что без участия государства здесь не обойтись. И Вера Стасенко надеется, что деньги на реконструкцию обязательно найдутся. Возможно, когда-то Славгород также станет столицей Дня белорусской письменности. А почему бы нет? Здесь родились известный композитор Осип Антонович Козловский, духовный проповедник Иван Иванович Григорович, летописец игумен Орест, портретист Федор тулов. Центром духовной жизни является уникальный памятник природы республиканского значения «Голубой источник». Можно считать, что отсюда также начиналось крещение. Источник тогда стал чем-то похожим на Иордан в Израиле — здесь крестили язычников. Ну а духовным центром в здешних местах, безусловно, является храм Рождества Пресвятой Богородицы. Ведь даже те одиночные фрески, которые еще уцелели, красноречиво свидетельствуют, что, кроме денег и власти, есть еще сильный дух и вера.