храм рождества пресвятой богородицы в городне

Церковь Рождества Богородицы (Городня)

храм рождества пресвятой богородицы в городне

Церковь Рождества Богородицы — православный храм Конаковского благочинного округа Тверской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Городня Конаковского района Тверской области. Объект культурного наследия федерального значения. Наиболее древняя сохранившаяся постройка в Тверской области, единственный дошедший до наших дней памятник архитектуры Великого княжества Тверского.

Содержание

История [ править ]

Стоящая на крутом правом берегу Волги в 30-ти километрах к юго-востоку от Твери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы является самым древними самым ценным памятником старины, сохранившимся от Тверского княжества. Как указывалось в клировых ведомостях 200-летней давности, построена она «неизвестно когда и кем».

храм рождества пресвятой богородицы в городне

Описание [ править ]

храм рождества пресвятой богородицы в городне

Церковь Рождества Богородицы изначально представляла собой четырехстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. Подклет был довольно высоким (сейчас он сильно погрузился в землю), поэтому ко входу в храм вели высокие лестницы-«всходы». Храм был белокаменным, и в целом имел весьма характерную для каменного зодчества той эпохи архитектуру. В частности, считается, что изначально храм был очень похож на Никольскую церковь в селе Каменском. Также церковь предположительно имела оборонное назначение, будучи «главной башней» крепости Городня.

В результате перестройки 1740-х годов прежняя кровля храма была изменена с позакомарной на простую четырёхскатную. Окна были растёсаны. Тогда же была «надстроена» главка храма: на старый барабан был поставлен еще один, более тонкий, а сверху — луковичная главка. В таком виде церковь дошла до нашего времени.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Тверская область, Конаковский район, с.Городня-на-Волге, ул.Ленинградская, д.105

Источник

ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ

храм рождества пресвятой богородицы в городне

ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ запись закреплена

храм рождества пресвятой богородицы в городне04.11. Четверг.
храм рождества пресвятой богородицы в городнеКазанской иконы Божией Матери.
храм рождества пресвятой богородицы в городне8:00 Литургия.
Показать полностью.

храм рождества пресвятой богородицы в городне06.11. Суббота.
храм рождества пресвятой богородицы в городнеДмитриевская родительская суббота.
храм рождества пресвятой богородицы в городне8:00 Утреня. Литургия.
храм рождества пресвятой богородицы в городне14:30 Всенощное бдение.

храм рождества пресвятой богородицы в городне07.11. Воскресенье.
храм рождества пресвятой богородицы в городнеНеделя 20-я по Пятидесятнице. Прав. Тавифы.
храм рождества пресвятой богородицы в городне9:00 Часы. Литургия.

Храм открыт с 8:00 до 16:00.

храм рождества пресвятой богородицы в городне

храм рождества пресвятой богородицы в городне

храм рождества пресвятой богородицы в городне

ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ запись закреплена
НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ

В Оптиной поем Акафист с сестрой К. Подошло время молитвы, во время чтения которой все молящиеся встают на колени. Только я успела опуститься, слышу над ухом шепот К.: «Я ведь причастилась!». С удивлением от несвоевременной реплики отвечаю: «Слава Богу» и пытаюсь сосредоточиться на словах молитвы. Но К. не унимается: «А можно я встану на колени?». Эта странная просьба (все вокруг уже давно стоят на коленях) меня озадачивает еще больше. Тем более, что К. гораздо старше меня и уже несколько лет живет в монастыре. Несмотря на мой утвердительный ответ, К. все еще мнется. Ни о какой молитве речи уже нет: я пытаюсь разгадать причину этого загадочного поведения. И тут раздается последняя реплика К.: «А благодать от Причастия в пол точно не уйдет?»
***

Как-то, благословили в пономари вновь пришедшего в наш храм молодого человека.Серьезный, молчаливый, чернявый, глаза с восточной поволокой.Благословили его, в первый же день его пребывания в храме,прочесть «апостола» на Литургии.Выходит он, как положено, в стихаре,торжественно неся книгу над головой, встает перед амвоном,все торжественно и чинно.Диакон:»Премудрость», чтец:»Ко ЕВРЕЯМ послания св.Апостола Павла чтение», диакон:»Вонмем», и тут оказалось, что новенький чтец прилично картавит, но не смотря на это понизив голос и выдержав паузу чинно начал:»Бхххатие. «. Певчих пришлось откачивать, они не как не могли успокоиться от смеха.
***

Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института однажды произошел смешной случай. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» — «Нет, я православный!».
***

«Увидев у своей кельи толпу страждущих мирян, отец Паисий бросился бежать. Резво кинулись за ним страждущие, кто-то схватил было его за кончик мантии, да упустил.
Долго бегали они так за непослушным духовником, помяли уже две монастырские клумбы, но догнать не умели и до того расстроились, что пошли жаловаться на отца Паисия игумену.
Игумен же, выйдя на крыльцо, поманил отца Паисия толстым пальчиком и говорит ему на ухо:
— Что ж ты, братец, бежишь от своих духовных чад, а?
— Не от них, отец, но от духа тщеславия, — отвечал запыхавшийся отец Паисий.»
***

Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха Павла для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
— Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
— Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?
***

У владыки Василия Родзянко была трагическая судьба, но при этом он был человеком светлым, веселым, любил шутку.

В иконную лавку в г. Новогрудке зашла женщина: “Мне, пожалуйста, дайте икону Божией Матери огнеcтрельную”. Продавец, которая только недавно начала работать и,
будучи недостаточно воцерковленной, пересмотрев иконы, растеpянно отвечает: “Огнестрельных на этот раз что-то не завезли…”
***

Есть такая традиция-после отпевания усопшего икону с его груди забирают и оставляют на 40 дней в храме, а по истечении этого срока забирают домой. Многие люди (особенно из тех, кто в храм заходит только по случаю отпевания или крестин) забывают об оставленной иконе, вследствие чего в храме иногда накапливается изрядное количество образов, так что церковницам приходится заводить специальные ящички для них, чтобы как-то упорядочить. Вот однажды такие «забывшие» вспомнили об оставленной иконе и пришли в храм, чтобы её забрать. Обращаются к церковнице:
-Вот мы тут давно оставляли икону, нам бы забрать.
-А какую именно Вы оставляли? (достали ящичек с иконами, стали искать)
-Точно мы не помним, но там Божия Матерь изображена.
-А как называется?
-Да вот что-то такое. название такое. с едой связано.
-. Может, Спорительница хлебов?
-Нет,не она. (продолжают искать: церковница смотрит иконы, а пришедшие стоят рядом)
-Может, Домостроительница?
-Нет-нет, там такое название-чтобы с едой благополучие было.
Ищут-ищут, не могут найти. Пошли по второму разу. Вдруг пришедшие радостно восклицают:
-Да вот же она!
Церковница держит в руках икону «Достойно есть».

*Слово «ЕСТЬ» люди восприняли буквально.
***
Из жизни семинаристов:

храм рождества пресвятой богородицы в городне

ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ запись закреплена
БИБЛИОТЕКА В ГОРОДНЕ

ОТ КРАЕВЕДЕНИЯ К КРАЕЛЮБИЮ

А вы знаете кому стоит памятник у Городенской Православной гимназии и почему?
Показать полностью.

Сегодня, 4 ноября, мы празднуем День народного единства.
4 ноября 1612 года народное ополчение выдворило из российской столицы польских интервентов. Более 10 тысяч людей из всех сословий России объединились и дали отпор врагу.

Однако кто знает, как сложилась бы история страны, если бы чуть дольше прожил выдающийся полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, положивший начало победам русских войск в Смутное время. Еще до 1-го народного ополчения (руководители – Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой) и 2-го народного ополчения (руководители – Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский) создал народное ополчение М.В. Скопин-Шуйский. Именно этому воеводе у здания Православной гимназии в Городне стоит памятный знак, который был открыт 1 августа 2009 года.

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (18 ноября 1586 — 3 мая 1610) — русский государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времён польско-литовской интервенции, организовавший освободительный поход на Москву, осаждённую войсками Лжедмитрия II. Князь был потомком суздальско-нижегородских князей. Его предком был младший брат Александра Невского князь Андрей Ярославич. Иноземцы, описывая русского вождя, говорили, что он, при своей молодости, был необыкновенно красив, статен, приветлив и привлекал всех своим умом и силой души.

«Замутнившееся, расшатавшееся в своих основах общество русское страдало от отсутствия точки опоры, от отсутствия человека, к которому можно было бы привязаться, около которого можно было бы сосредоточиться. Таким человеком явился, наконец, князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский». С.М. Соловьёв, историк.

Летом 1607 года в России объявился самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец расположился лагерем, когда подступил к Москве.) К концу 1608 года власть Лжедмитрия II распространялась на Переяславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострому, Галич, Вологду. Из крупных центров верными Москве оставались Коломна, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Новгород, Нижний Новгород и Казань. В результате деградации пограничной службы 100-тысячная Ногайская Орда разоряет «украины» и Северские земли в 1607—1608 гг. Лжедмитрий II фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. Официальный же царь Василий Шуйский был заперт в Москве и потерял контроль над страной.

На М.В. Скопина-Шуйского была возложена миссия возглавить посольство для начала переговоров о союзе со шведским королём Карлом IX. По договору русское правительство должно было оплачивать наёмников, составляющих большую часть шведского войска. Выполняя обязательства, Карл IX предоставил 5-тысячный отряд наёмников, а также 10-тысячный отряд.

В мае 1609 года 22-летний полководец князь М.В. Скопин-Шуйский выступил в освободительный поход из Великого Новгорода на помощь осажденной войсками «Тушинского вора» (Лжедмитрия II) Москве и изнемогавшим в кровопролитных боях с гетманом Сапегой и атаманом Лисовским героическим защитникам Троице-Сергиевой обители.

Шведами командовал Якоб Делагарди, а общее командование над всем войском осуществлял юный князь Михаил Скопин-Шуйский. Первому из них было 26 лет, второму – всего 23 года. Царь Василий Шуйский торопит князя Михаила скорее двигаться к Москве.

К концу весны от самозванца отложилось большинство северо-западных русских городов. К лету численность русских войск достигла 20 тысяч человек. 17 июня в тяжёлом сражении у Торжка русско-шведские силы принудили польско-литовское войско Зборовского к отступлению. 11—13 июля русско-шведские силы, под командованием Скопина-Шуйского и Делагарди, разбили поляков под Тверью.

В сочинении тверского историка Диомида Ивановича Карманова «Исторические известия Тверского княжества», опубликованном в 1775 году, читаем: «…В 1609 году, после Петрова дня, идущим из Нова-города боярином и воеводою князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским с набранным им российским и вспомогательным шведским войском, Тверь атакована и, по великом на вылазке с поляками бою, в коем поляки побеждены, взята…
Немцы (т.е., иноземцы) хотели приступать (т.е., пограбить) город, но князь Михайло Васильевич пожалел людей и не повелел им приступать к городу, а сам пошел на Городню, а немецкие люди, осердясь, поворотили назад и пошли к Нову-Городу, однако были через посланных уговорены и воротились к князю, с коим совокупно пошли к Колязину и прочая».

Ошеломленные жестокостью боёв и обозленные нежеланием Скопина-Шуйского отдать им Тверь на разграбление, наёмники Делагарди начали высказывать недовольство. Тем временем не успевшие укрыться в кремле вражеские отряды преследовались некоторое время по Волоколамской и Клинской дорогах. Вполне вероятно, что одна из стычек могла произойти в Городне (древнем Вертязине), где находился брод и переправа через Волгу. После боя за переправу русский полководец, названный Н.М. Карамзиным «гением Отечества», решил дать отдых войску. В этот момент произошел бунт легионеров, отказавшихся двигаться дальше и вернувшихся через Заволжье на Новгородскую дорогу. Верными присяге королю остался лишь отряд Кристиерна Зомме, состоявший из 250 конных и 750 пеших воинов.

24 июля русские отряды переправились на правый берег Волги и вступили в Макарьевский монастырь, располагавшийся в городе Калязине. Став под Калязином, Скопин-Шуйский разослал гонцов по всем соседним городам, призывая прислать ему дополнительные отряды, а также денежные средства. Одновременно он послал за благословением к Ростовскому чудотворцу Иринарху. Иринарх благословил его просфорой, крестом и наказал: «Дерзай, и Бог поможет тебе!» Тем временем подошли полки из Костромы и Ярославля, а из окрестных земель начало стекаться крестьянское ополчение. Кристер Зомме активно обучал их ратному ремеслу и строевым порядкам западного образца. К августу у Скопина-Шуйского было уже 20 тысяч воинов. В битве под Калязином 19 августа поляки под командованием Яна Сапеги были разбиты Скопиным-Шуйским. 10 сентября русские вместе с отрядом Зомме заняли Переяславль, а 9 октября воевода Головин занял Александровскую слободу. 16 октября русский отряд прорвался в осаждённый поляками Троице-Сергиев монастырь. 28 октября Скопин-Шуйский разбил гетмана Сапегу в битве на Каринском поле под Александровской слободой.

Очень быстро Михаил Скопин-Шуйский освободил от войск Лжедмитрия II весь северо-запад и центр России. В марте 1610 года им была освобождена Москва. Люди при виде князя Михаила падали на колени и благодарили за «очищение Московского государства». Эта народная любовь и погубила Михаила Васильевича.

Источник

Храм рождества пресвятой богородицы в городне

Когда утром с Волги поднимается туман и обволакивает городенский холм, белокаменная церковь Рождества Богородицы, кажется, плывет по воздуху, навстречу встающему солнцу.

Более шестисот лет назад эту церковь заложил Великий Тверской князь Михаил Александрович в память о своем предке Михаиле Ярославиче Тверском, мученической смертью погибшем в Орде. Но получилось так, что стала церковь Рождества Богородицы памятью о всем Великом княжестве Тверском: храм Рождества Богородицы в Городне — единственный памятник старины, сохранившийся от Тверского княжества.

Белокаменная церковь Рождества Богородицы в Городне построена во второй половине XIV века и является древнейшим памятником архитектуры на территории Тверской области и единственным сохранившимся в полном объеме сооружением великокняжеского периода. В подклете церкви существовал престол во имя Св. Николая Чудотворца.

В 1412 году церковь Рождества Богородицы сильно пострадала от пожара и по повелению Великого тверского князя Бориса Александровича была отстроена заново на старом подклете.

Эта перестройка была завершена до 1425 года. Спустя несколько лет церковь была расписана. Вся внутренняя фресковая роспись храма, выполненная в XV веке, сбита в результате перестроек XVIII-XIX веков. Остатки древней росписи частично сохранились в подклете (в том числе изображение св. благоверного князя Михаила Тверского) и на внутренних откосах некоторых окон. В росписях Рождественской церкви исследователи находят связь с работами сербских живописцев того времени. Церковь украшали скромные белокаменные резные детали, в которых чувствуются отголоски мастерства владимиро-суздальских резчиков домонгольского периода.

Церковь Рождества Богородицы в Городне строилась по княжескому заказу и украшалась лучшими тверскими мастерами. Еще в XVII веке в церкви находились «образа и всякое строение церковное великого князя Бориса Тверского», среди которых выделились храмовая икона Рождества Богородицы и местночтимая икона Св. Иоанна Предтечи. Северный вход украшали древние врата «корсунского дела», вероятно, изготовленные в конце XIV века тверскими мастерами в технике «золотой наводки».
В конце XVII века после очередного пожара церковь долгое время оставалась «без пения церковного». В 1745 году она была вновь перестроена, над древним барабаном появилась небольшая главка, окна растесали, к церкви пристроили кирпичную трапезную и колокольню. Был устроен второй престол — во имя Св. Иоанна Предтечи. Во второй половине XIX века храм заново расписали масляной живописью. С городенского холма открывается необычайно красивый вид на Волгу. А. Н. Островский писал: «Долго любовался я живописным видом с обрывистого берега от церкви. Под ногами Волга, синяя от пасмурной погоды и подернутая рябью; за рекой зеленел поемной луг, который расстилался ковром вплоть до высокого, темного соснового лесу. Справа и слева между кустарниками кое-где блестели изгибы и плесы Волги; по крутым берегам виднелись белые каменные церкви сел».

Источник

Село Городня на Волге и храм Рождества Богородицы

Если ехать по трассе «Россия» М-10 из Москвы в Тверь, то после поселка Радченко можно обратить внимание на изгиб дороги: основная трасса поворачивает налево, а прямо пойдет узкая, в колдобинах, дорога. Сбоку указатель на Городню. Здесь непременно стоит побывать!

храм рождества пресвятой богородицы в городнеВолга в районе Городни

История Городни

Ныне Городня — село в Тверской области, которое раскинулось на высоком берегу Волги. Главным его украшением является церковь Рождества Богородицы. Но как только выйдешь на высокий берег Волги, глянешь на широкие просторы, понимаешь, что непростое это место. А в овраге под ногами полно керамических черепков. После археологических экспедиций глаз был наметан — за минуту я собрала внушительную коллекцию.

храм рождества пресвятой богородицы в городнеХрам Рождества Богородицы в Городне

История Городни очень древняя. В окрестностях обнаружены следы селений, которые датируются VI-V тыс. до н.э.: поздненеолитические осколки кремня, наконечники стрел, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики. Культуру ямочно-гребенчатой керамики сменила фатьяновская культура, затем — дьяковская. В VII-VIII веках здесь появляются племена кривичей.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

храм рождества пресвятой богородицы в городнеВеличественная и спокойная Волга в районе Городни

Городня одно время была даже центром небольшого удельного княжества в составе Тверского княжества, где печатали свою монету с надписью «Печать Городеньская». На высоком холме на высоте около 20 метров над Волгой была построена деревянная, в плане овальная крепость площадью около 5000 кв.м. От окрестных равнин её защищали овраги. Кроме церкви Рождества Богородицы здесь также стояла Воскресенская церковь, фундамент которой сохранился до сих пор. Неподалеку стоял княжеский дворец. Посад лежал внизу, на берегу Волги. Его защищали 2-метровые земляные валы.

храм рождества пресвятой богородицы в городнеХрам Рождества Богородицы в Городне

Ныне существующее здание храма Рождества Богородицы в Городне на Волге было построено во второй половине XIV века и является самой древней постройкой во всей Тверской области. В 1412 году после пожара церковь была заново отстроена на старом подклете. Работы были завершены к 1425 году, через несколько лет храм был расписан.

К сожалению, древние фрески были сбиты в XVIII-XIX веках и сохранились лишь частично в подклете и на внутренних откосах окон. В частности, сохранились фрески с изображением святого благоверного князя Михаила Тверского. В конце XVII века церковь снова пострадала от пожара. В 1745 году храм был перестроен — растесали окна, надстроили главку над барабаном, пристроили трапезную и колокольню. Во 2-й половине XIX века храм заново расписали, уничтожив древние фрески.

храм рождества пресвятой богородицы в городнеЦерковь Рождества Богородицы в селе Городня на Волге

Поскольку Городня лежала на волжском пути, ее население было весьма большим. В городе и вокруг него находилось шесть монастырей. Об этом и поныне напоминают названия населенных пунктов в округе — Воскресенское, Отроковичи, Игуменка… В 1569 году опричники, усмирявшие Новгород, разгромили и Городню. В Смутное время Городня и прилегающие территории были разорены. Из шести монастырей остался один — Петровский.

храм рождества пресвятой богородицы в городнеОграда храма Рождества Богородицы в Городне

Городня в XVIII-XIX веках

В начале XVIII века Городня утратила статус города и превратилась в дворцовое село: местных жителей обязали поставлять волжскую рыбу к царскому столу. Монастырь был упразднен. Одно время селом владел светлейший князь Александр Меншиков, но после его опалы оно вновь стало дворцовым. Соборная церковь Рождества Богородицы превратилась в обычный приходской храм.

В 1788-1789 году по «типовому» проекту архитектора П.Р.Никитина (по другой версии — М.Ф.Казакова) в Городне в стиле позднего барокко был возведен Путевой дворец. В 1880 году в нем была открыта земская больница на 25 мест. После того, как в 1851 году была проложена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой, Городня оказалась в стороне от торговых путей и навсегда утратила былое значение.

храм рождества пресвятой богородицы в городнеВолжский берег

Храм Рождества Богородицы в Городне не закрывался даже в годы советской власти. И сейчас он единственный напоминает о расцвете и падении Великого княжества Тверского.

храм рождества пресвятой богородицы в городнеТихая заводь недалеко от Городни

Сегодня Городня и её окрестности известны своими красивыми пейзажами. С высокого холма открываются захватывающие виды на Волгу. Рядом — небольшие уютные заливы и заводи, которые облюбовали туристы.

Достопримечательности Городни

Если вы будете проезжать по трассе М-10 «Россия», то сделайте небольшой крюк и отдохните в Городне. Об этой остановке вы точно не пожалеете.

храм рождества пресвятой богородицы в городнеЖелтые цветы

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Машенька. верхняя фотка великолепна. Такое небо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *