храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

[Tags|Рождества Богородицы, кладбищенские, пригородные, утраченные]

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

пос. Северный,
ул. Пригородная, 8.
История храма Рождества Пресвятой Богородицы в посёлке Северном замечательна и трагична, и началась она в 1914 году.
Теперешний Северный (в советское время – Калинино) именовался тогда Новыми Садами; на них летом названного года был перенесён третий по древности в Городе деревянный Екатерининский храм, рядом со старым местом которого был построен одноимённый семипрестольный собор.
Интересно, что уже в ходе строительства каменного собора всерьёз ставился вопрос о будущем сносе старой церкви 1814 года постройки. Этому воспротивилась общественность Города. Имело место обращение в Императорскую Археологическую комиссию, и её ответом стало ходатайство к начальнику области и наказному атаману ККВ о принятии мер для защиты старого храма.

Как итог, весной 1914 года храм был разобран, а 3 июня городская Строительная комиссия выехала на Титаровскую межу, в Сады, для приёмки храма на новом месте.
Собран он был в несколько изменённом виде, и 9 (22 нов. ст.) сентября этого же года был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В советское время храм был закрыт, опечатан и объявлен памятником Республиканского значения.
Рядом был построен дом, в котором жил милиционер, в чью обязанность входило «сбережение архитектурного памятника старины».

Август 1974 года.
Посёлок Калинино. Фото В.А. Павлова.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Несмотря на статус памятника архитектуры и охрану государства, в ночь с 11 на 12 февраля 1978 года храм был сожжён.

В 1997 году рядом с сохранившимся фундаментом погибшего старого храма был построен новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Подборкой его изображений заканчивается цикл, посвящённый пригородным храмам.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

На переднем плане этого изображения хорошо виден фундамент сгоревшей церкви:

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Место, на котором находился старый храм:

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Обновление –
Литература:
Селиверстов А. В. Все храмы Города. Краснодар, 2014. С. 245, 246.

Источник

Рождественская церковь в Краснодаре: история и современность

Краснодарский край – место, завораживающее живописной природой. Из года в год сюда едет все больше туристов, он стал центром притяжения паломников со всей страны. Множество монастырей и церквей впечатляет красотой. Одним из таких является Храм Рождества Христова в Краснодаре. Чем же он прославился?

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Рождественский храм в Краснодаре?

Территориально это юго-запад центральной части города, практически самый берег реки Кубань. Окружает местность замечательный Рождественский парк.

История и архитектура

Рождественская церковь не переживала трудные времена и мародерства, ведь она самая «молодая» в «Юбилейном» районе города Краснодара. Сначала там были одни высотные новостройки. Затем у жильцов возникла потребность в духовной «пище», следовательно, появилось желание построить храм.

История церкви началась с формирования небольшой православной общины района из нескольких семей. В скором времени они обратились к правящему архиерею с просьбой оказать содействие в постройке храма. В 1991 г. епископ Краснодарский и Кубанский Исидор дал благословение на начало сбора средств для его возведения, городская администрация выделила земельный участок на берегу реки Кубань. В это время был заложен первый камень в основание и объявлен конкурс на создание лучшего проекта. По его итогам выбрали победителя – заслуженного архитектора России и члена Союза Архитекторов России – Юрия Степановича Субботина.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Строительство этой православной достопримечательности Краснодара начали летом в 1992 г., а закончили осенью 1999 г. Сначала освятили нижние приделы и там проходили богослужения и требы, а в верхнем уже в 2000 г., совершили первую Божественную Литургию.

Архитектура и внутреннее убранство

В городе Краснодар храм Рождества Христова – кирпичный, в два этажа, с пятью главами и шатровой колокольней. Он имеет один престол в верхней части, в честь Рождества Христова, и два внизу – посвященный женам мироносицам и всем святым, в земле Российской просиявшим.

Придел нижнего этажа невысокий, его потолок и стены, выполнены в светлой цветовой гамме. В центре – белокаменный иконостас, который сделали волгодонские мастера. Иконописцы Краснодарщины написали для него 33 иконы. Здесь есть в виде креста купель-баптистерий для взрослых. В ней совершается таинство крещения с полным погружением в воду.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Новая гранитная паперть украшает верхний придел церкви. Для инвалидов сделали автоподъемник. В верхнем храме атмосфера Божьего величия и праздничного настроения. Необходимо сказать, что важную роль в этом играет трехрядный резной иконостас, разделяющий алтарь от общего помещения.

Продолжением его является роспись центрального купольного барабана, на котором изображены ветховетные праотцы и ангельский мир. В повторяющем стиле иконостаса сделаны деревянные киоты, сень над образом святых царственных страстотерпцев и над ковчегом-мощевиком.

Святыни храма Рождества Христова и современность

К списку важнейших в Рождественском храме относятся:

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

В храмовом алтаре находится еще одна святыня – ковчег с власами 3-х летнего Николая II, который выносят прихожанам в праздники. Перед чудотворным образом «Всецарицы» по воскресеньям в 18:00 совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. Люди, страдающие различными болезнями, в том числе онкологическими, получают помощь.

«Жизнь» храма сегодня

Сегодня настоятель храма – отец Александр (Игнатов). Он является руководителем отдела религиозного образования Кубанской епархии. Под его руководством и развивается жизнь общины. Сейчас храмовая территория довольно большая. Разделена она на много зон. Перед папертью расположено место для отдыха, где стоят скамейки и в центре которой – фонтан. Вокруг растут декоративные ели, различные растения и цветы.

Сразу возле входа, во дворе, находится артезианская скважина с целебной водой. Над ней возведена часовня в честь иконы «Живоносный источник». У самых ворот – небольшой киоск, где всегда продается горячий хлеб из храмовой пекарни. Справа от ворот расположен комплекс церковных лавок, в которых можно приобрести платки, нательные крестики, иконки, свечи, масло, духовную литературу.

Пользуется популярностью и храмовая трапезная. Здесь стоит настоящая русская печь, продаются вкусные постные блюда и ароматный чай с местной выпечкой. За храмом расположена зона, которую жители называют «казачий хуторок». Все праздники и гуляния проходят на этом месте. В летнее время тут устанавливают длинные столы для совместной трапезы. Здесь можно услышать песни кубанских казаков, исполненные под веселую гармонь.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

В Рождественском храме действует первая на Кубани 11-летняя общеобразовательная православная школа имени преподобного Серафима Саровского. Более 150 учеников познают тут не только основные школьные предметы, но и «Закон Божий». При этом образовательном учреждении открыта православная библиотека. Благодаря многим прихожанам она пополняется новыми книгами каждый день.

Важно, что на территории в 2005 г. построили детский дом для детей с ограниченными возможностями «Рождественский». Рядом с ним организовали детскую площадку. Здесь и летом много гостей, и зимой – в праздник Рождества Христова. Дети с родителями с радостью приходят сюда посмотреть «Вифлеем». На улице, в окружении елей, делают вертеп, а рядом в загородке гуляют живые овечки, ослик, теленок. Святой вечер здесь особо празднуется.

Как добраться (доехать)?

Из разных районов Краснодара можно без труда попасть сюда, ваша остановка городского транспорта – «Рождественский храм». Тут останавливаются троллейбус №8, маршрутки №№32, 38, 42, 75, 77, 95 и 99, автобусы №№11, 28, 90.

На машине добираться к церкви от центра Краснодара нужно таким образом:

Контакты церкви

Рождественский храм приглашает к себе всех гостей Краснодара. Здесь можно приложиться к святыням, помолиться у чудотворных икон, послушать колокольный звон и просто отдохнуть душой. В заключение смотрите видео-экскурсию по сакральному месту, приятного просмотра!

Источник

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

_храм рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодаре_
Преподобная А́нна (Евфимиа́н) Вифинская и сын ее, Иоа́нн Вифинский
Дни памяти 26 июня и 11 ноября

Пре­по­доб­ная Ан­на и сын ее свя­той Иоанн жи­ли в Ви­зан­тии. Свя­тая Ан­на бы­ла до­че­рью диа­ко­на Влахерн­ской церк­ви в Кон­стан­ти­но­по­ле.
Показать полностью. По­сле смер­ти му­жа, одев­шись в муж­скую одеж­ду, под име­нем Ев­фи­ми­а­на вме­сте со сво­им сы­ном свя­тым Иоан­ном она ста­ла под­ви­зать­ся в од­ной из Вифин­ских оби­те­лей, близ Олим­па. Скон­ча­лась пре­по­доб­ная Ан­на в Кон­стан­ти­но­по­ле в 826 го­ду.

ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ АННЫ И ИОАННА ВИФИНСКИХ
Бла­жен­ная Ан­на ро­ди­лась в Ви­зан­тии; отец ее был диа­ко­ном Влахерн­ской церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы[1]. Ра­но ли­шив­шись сво­е­го от­ца, Ан­на оста­лась юною си­ро­тою на по­пе­че­нии баб­ки сво­ей. Ко­гда Ан­на при­шла в воз­раст, баб­ка оза­бо­ти­лась от­дать ее за­муж, хо­тя де­ви­ца и не же­ла­ла то­го. Бу­дучи за­му­жем, бла­го­че­сти­вая же­на хо­ди­ла к дя­де сво­е­му, под­ви­зав­ше­му­ся на Олим­пе[2]. Се­му по­движ­ни­ку по по­ве­ле­нию Льва Ико­но­бор­ца[3] был уре­зан язык, и несмот­ря на это он сво­бод­но и без за­пин­ки мог го­во­рить. Уви­дев Ан­ну, он по­жа­лел, что юная ра­ба Бо­жия от­да­на в су­пру­же­ство.

– За­чем со­пряг­ли с му­жем на­зна­чен­ную к Бо­же­ствен­ным по­дви­гам и тру­дам? – ска­зал он и за­тем, бла­го­сло­вив свя­тую, ото­шел. Ан­на же воз­вра­ти­лась в Ви­зан­тию.

По про­ше­ствии мно­гих лет без­за­кон­ный царь Лев скон­чал­ся, и на цар­ский пре­стол всту­пи­ли бла­го­че­сти­вые и пра­во­слав­ные Кон­стан­тин и Ири­на[4]. Они по­же­ла­ли ви­деть вы­ше­упо­мя­ну­то­го по­движ­ни­ка с Олим­па, чтобы по­лу­чить от него на­зи­да­ние и вы­слу­шать со­ве­ты его[5]. Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Ви­зан­тии по­движ­ник сно­ва уви­дал­ся со сво­ею пле­мян­ни­цею, бла­жен­ною Ан­ною, и ска­зал ей:

– Му­жай­ся и кре­пись, ча­до, ибо мно­го скор­бей пе­ре­не­сешь ты; знай и то, что ско­ро умрет муж твой, но уже по­сле то­го, как у те­бя ро­дит­ся ди­тя.

Пред­ска­за­ние свя­то­го му­жа ис­пол­ни­лось: у Ан­ны ро­дил­ся от­рок, и, ко­гда он был еще очень юным, муж ее за­хво­рал. Бла­жен­ная Ан­на в это вре­мя го­то­ви­лась сде­лать­ся ма­те­рью дру­го­го мла­ден­ца. И, вот, по про­ше­ствии ше­сто­го ме­ся­ца от за­ча­тия, умер муж ее. Опла­кав му­жа и по­хо­ро­нив его, Ан­на от­да­ла сы­на сво­е­го, рож­ден­на­го до его смер­ти, на по­пе­че­ние од­но­му род­ствен­ни­ку; са­ма же пре­да­лась ве­ли­ким по­дви­гам, мо­лясь то в том, то в дру­гом хра­ме. Про­во­дя та­кую жизнь, она ро­ди­ла дру­го­го мла­ден­ца. В это вре­мя бла­жен­ная Ан­на сно­ва ви­де­лась с олимп­ским по­движ­ни­ком, ко­то­рый при­шел то­гда с Олим­па в Ви­зан­тию. Ан­на по­верг­лась пред ним на зем­лю и, об­ни­мая но­ги его, про­си­ла бла­го­сло­ве­ния. Бла­го­сло­вив ее, ста­рец ска­зал:

– Где твой от­рок, же­но?

– Тот от­рок, о ко­то­ром ты пред­ска­зал мне, пре­бы­ва­ет у тво­е­го бра­та и мо­е­го бла­го­де­те­ля; а вот у ме­ня дру­гой от­рок.

Ска­зав это, бла­жен­ная Ан­на ста­ла сте­нать и жа­ло­вать­ся на тя­жесть сво­ей жиз­ни.

– По­мо­лись, чест­ной отец, о де­тях мо­их, – го­во­ри­ла она с горь­ким пла­чем.

На это ста­рец ска­зал ей:

– Не го­во­рил ли я те­бе, что мно­го скор­бей пред­сто­ит пе­ре­не­сти пра­вед­ни­кам. На­доб­но му­жать­ся и тер­петь; ибо ес­ли мы не пре­тер­пим сих скор­бей, то не по­лу­чим оправ­да­ния; так угод­но Гос­по­ду Бо­гу. О де­тях же сво­их ты не бес­по­кой­ся, – так как Гос­подь наш и Вла­ды­ка возь­мет их к Се­бе.

То­гда Ан­на, воз­бла­го­да­рив Бо­га, при­па­ла к но­гам стар­ца и ото­шла от него успо­ко­ен­ною. Вско­ре пред­ска­за­ние олимп­ско­го по­движ­ни­ка ис­пол­ни­лось, ибо де­ти Ан­ны ото­шли ко Гос­по­ду. Раз­дав все име­ние свое ни­щим, бла­жен­ная Ан­на ста­ла об­хо­дить все церк­ви и свя­ты­ни Кон­стан­ти­но­по­ля, усерд­но пре­да­ва­ясь мо­лит­вам. По­том, встре­тив доб­ро­го ино­ка-стар­ца, ко­то­рый так же, как и упо­ми­на­е­мый вы­ше про­зор­ли­вец, под­ви­зал­ся на Олим­пе, она в од­ном со­кро­вен­ном ме­сте при­ня­ла от него мо­на­ше­ский по­стриг и об­лек­лась в мо­на­ше­ские муж­ские одеж­ды[6], от­ло­жив свои жен­ские. В та­ких одеж­дах, ута­ив свой жен­ский пол, Ан­на при­шла на Олимп. До­стиг­нув од­ной ки­но­вии[7], она оста­но­ви­лась пред вра­та­ми оби­те­ли и ста­ла умо­лять вра­та­ря, чтобы тот до­пу­стил ее до на­сто­я­те­ля. По обы­чаю вра­тарь опо­ве­стил о ней на­сто­я­те­ля, ко­то­рый и при­звал при­шед­шую к се­бе. При­пав к но­гам его, свя­тая Ан­на мо­ли­ла его, чтобы он при­нял ее в чис­ло бра­тии. Пре­по­дав ей обыч­ное бла­го­сло­ве­ние, сей бо­же­ствен­ный муж под­нял ее и спро­сил:

– Что озна­ча­ет твое при­ше­ствие к нам и как твое имя?

На это Ан­на от­ве­ти­ла:

– При­шел я к чест­ной оби­те­ли тво­ей ра­ди мно­же­ства пре­гре­ше­ний мо­их, чтобы про­ве­сти остав­ше­е­ся вре­мя жиз­ни мо­ей в чи­сто­те и по­лу­чить се­бе по­ми­ло­ва­ние от Гос­по­да в день суд­ный. Имя же мое Ев­фи­ми­ан, я был ев­ну­хом при дво­ре цар­ском.

И ска­зал свя­той ста­рец:

– Ес­ли ты дей­стви­тель­но име­ешь та­кое по­мыш­ле­ние в серд­це сво­ем и же­ла­ешь спа­се­ние ду­ше тво­ей, как ты го­во­ришь, то бе­гай дерз­но­ве­ния и стра­стей, ибо при­ро­да ев­ну­хов склон­на к страст­ным по­мыс­лам.

Ска­зав это, ста­рец со­тво­рил обыч­ную мо­лит­ву и со­при­чис­лил бла­жен­ную к бра­тии. Бу­дучи при­ня­та в чис­ло бра­тии, свя­тая Ан­на ста­ла усерд­но упраж­нять­ся во вся­ких доб­ро­де­те­лях и осо­бен­но в сми­ре­нии, яв­ляя со­бою вы­со­кий об­ра­зец для всех под­ви­зав­ших­ся в ки­но­вии ино­ков.

Меж­ду тем быв­ший слу­жи­тель Ан­ны, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но окон­ча­тель­ное устрой­ство ее до­маш­них дел, по окон­ча­нии всех дел от­пра­вил­ся отыс­ки­вать гос­по­жу свою. Об­рет­ши ино­ка, по­стриг­ше­го бла­жен­ную, он стал во­про­шать его:

– Не зна­ешь ли, где гос­по­жа моя, ко­то­рая, оста­вив все зем­ное, взыс­ка­ла небес­ное?

– Что мне из­вест­но о ней, ча­до, от то­го не бу­ду от­ре­кать­ся, ибо от ме­ня она при­ня­ла по­стри­же­ние и мною об­ле­че­на в ино­че­ский муж­ской об­раз; но где она те­перь, – то­го не мо­гу знать на­вер­ное. Впро­чем я слы­шал, что она при­ня­та в чис­ло бра­тии од­но­го из Олимп­ских мо­на­сты­рей. Итак, пой­дем вме­сте в тот мо­на­стырь и рас­спро­сим там о гос­по­же тво­ей.

При­дя к упо­мя­ну­той вы­ше ки­но­вии, они ста­ли рас­спра­ши­вать вра­та­ря и, раз­уз­нав от него от­но­си­тель­но ис­ко­мой, про­си­ли вы­звать ее к ним. Ко­гда свя­тая вы­шла, инок ска­зал ей, ука­зы­вая на слу­гу:

– Вот вер­ный твой слу­га, ко­то­рый мно­го по­стра­дал, отыс­ки­вая те­бя.

По­том они ста­ли мо­лить ее, чтобы свя­тая по­се­ли­лась вме­сте с ни­ми в Олимп­ской Лав­ре[8]. Бла­жен­ная Ан­на скло­ни­лась на их прось­бы и, при­дя к на­сто­я­те­лю, при­ня­ла от него и от бра­тии бла­го­сло­ве­ние и вы­шла от­ту­да. При­дя, вме­сте с ино­ком тем и слу­гою сво­им в Олимпий­скую Лав­ру, Ан­на по­се­ли­лась в ней и пре­бы­ва­ла там дол­гое вре­мя, неустан­но тру­дясь и под­ви­за­ясь.

Бог про­сла­вил свя­тую по­движ­ни­цу да­ром чу­до­тво­ре­ния. Слух о ее чу­де­сах до­стиг от­да­лен­ных стран, и тол­пы на­ро­да при­хо­ди­ли к ино­ку Ев­фи­ми­а­ну, так что оби­тель не мог­ла вме­щать всех при­хо­дя­щих. То­гда на­сто­я­тель Лавры из­ве­стил о де­лах Ев­фи­ми­а­на свя­тей­ше­го Та­ра­сия[9], пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, по­ве­дав ему, что оби­тель по тес­но­те сво­ей не мо­жет вме­стить всех же­ла­ю­щих ви­деть по­движ­ни­ка. Пат­ри­арх вы­звал свя­тую Ан­ну в сто­ли­цу для бе­сед, а по­том дал ино­кам Лав­ры бо­лее про­стор­ное ме­сто с по­ве­ле­ни­ем по­стро­ить на ней про­стран­ную и боль­шую Лав­ру. Ко­гда но­вая Лав­ра бы­ла по­стро­е­на, бла­жен­ная Ан­на по­се­ли­лась в ней для даль­ней­ших по­дви­гов на спа­се­ние мно­гих. И рас­про­стра­ня­лась сла­ва о ней все даль­ше и даль­ше. Но и в сла­ве сво­ей бла­жен­ная же­на не из­бе­жа­ла скор­бей. Ее ожи­да­ли но­вые на­па­сти по вине од­но­го лже-ино­ка, ока­зав­ше­го­ся на де­ле раз­бой­ни­ком и при­об­щив­ше­го­ся зло­рад­но­му кле­вет­ни­ку – диа­во­лу. Со­вер­шив на­си­лие над од­ной де­ви­цей, он раз­гла­сил, что сей грех со­тво­рен Ев­фи­ми­а­ном. Но свя­тая Ан­на не оскор­би­лась этим и ни во что вме­ни­ла кле­ве­ту, без­ро­пот­но пе­ре­но­ся по­стиг­шую ее на­пасть. Од­на­ко за нее всту­пи­лась од­на бо­го­лю­би­вая жен­щи­на.

Услы­шав мерз­кую кле­ве­ту без­стыд­но­го, она ска­за­ла:

– Смот­ри, брат, не ока­зал­ся бы ев­нух, опо­ро­чи­ва­е­мый то­бою, свя­тою дев­ствен­ни­цею, и не по­стра­дать бы те­бе за гре­хи твои, ибо ты до­сто­ин ог­ня ге­ен­ско­го, без­сла­вя непо­роч­ную и бу­дучи сам по­ви­нен в гре­хе.

Но нече­сти­вый лже-инок и по­сле то­го про­дол­жал при­чи­нять свя­той Анне оби­ды и до­са­жде­ния, по­ка, по во­ле Бо­жи­ей, не бы­ло об­на­ру­же­но, что под ви­дом ино­ка Ев­фи­ми­а­на под­ви­за­лась бла­жен­ная же­на. Так бы­ла яв­ле­на лжи­вость на­го­во­ра нече­сти­во­го лже-ино­ка, и ули­чен­ный в кле­ве­те и в пре­ступ­ном дей­ствии зло­дей был по­ве­шен. Свя­тая же, не же­лая, чтобы тай­на ее бы­ла из­вест­на мно­гим, бе­жа­ла от­ту­да с дву­мя ино­ка­ми в од­ну пу­сты­ню. Най­дя здесь за­бро­шен­ную цер­ковь и при ней ис­точ­ник с вер­то­гра­дом, она по­се­ли­лась там, а с ней вме­сте по­се­ли­лись и два ино­ка из Олимп­ской Лав­ры, со­про­вож­дав­шие ее, из ко­то­рых один на­зы­вал­ся Ев­ста­фи­ем, а дру­гой – Нео­фи­том. От­ту­да бла­жен­ная Ан­на пе­ре­шла в стра­ны Ис­иг­мат­ские[10], где она и под­ви­за­лась, по­да­вая всем ис­це­ле­ние и тво­ря чу­де­са, по­ка не бы­ла при­зва­на Бо­гом в небес­ные оби­те­ли. Та­ким об­ра­зом, свя­то по­жив, она ото­шла к Бо­гу[11], Ко­е­го измла­да воз­лю­би­ла.

[1] Влахер­ны – мест­ность в Кон­стан­ти­но­по­ле на за­пад­ном уг­лу го­ро­да. Во вре­ме­на про­цве­та­ния Ви­зан­тий­ской им­пе­рии сла­ви­лась по все­му Во­сто­ку сво­и­ми свя­ты­ня­ми. Осо­бен­но из­вест­ны бы­ли Влахер­ны по Бо­го­ро­дич­ной церк­ви, по­стро­ен­ной им­пе­ра­то­ром Львом Ве­ли­ким (457–474 гг.), при ко­то­ром в эту цер­ковь в 474 го­ду по­ло­же­ны бы­ли чест­ные ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пе­ре­не­сен­ные из Па­ле­сти­ны. Здесь же вме­сте с одеж­дою Бо­го­ро­ди­цы хра­ни­лись в зла­то­ко­ван­ном ков­че­ге омо­фор Ее и часть по­я­са. Под омо­фо­ром Бо­го­ро­ди­цы, или, пра­виль­нее, ма­фо­ри­ем ра­зу­ме­ет­ся Ее го­лов­ной по­кров, боль­шое по­кры­ва­ло, ко­то­рое но­си­ла Она на гла­ве сво­ей.

[2] Эта го­ра на­хо­дит­ся в Ма­лой Азии, на гра­ни­цах Фри­гии и Вифи­нии. Здесь бы­ло нема­ло мо­на­сты­рей.

[3] Ра­зу­ме­ет­ся ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Лев 4 Хо­зар, цар­ство­вав­ший с 775–780 г.

[4] Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин VI Пор­фи­ро­род­ный цар­ство­вал в 780–797 гг. Им­пе­ра­три­ца Ири­на, мать его, сна­ча­ла, за ма­ло­лет­ством сы­на, управ­ля­ла цар­ством вме­сто него, а по­том (797–802) цар­ство­ва­ла от сво­е­го име­ни.

[5] Это бы­ло во вре­мя со­ве­ща­ний Все­лен­ско­го Со­бо­ра 787 го­да об ико­нах. По­движ­ник и был при­зван, несо­мнен­но, на со­бор­ные со­ве­ща­ния.

[6] Этот по­сту­пок Ан­ны объ­яс­ня­ет­ся об­сто­я­тель­ства­ми то­го вре­ме­ни. Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ко­про­ним (с 741–775) на­вел ужас лю­то­стя­ми про­тив ино­кинь. Бла­го­че­сти­вая Ири­на ста­ра­лась успо­ко­ить Цер­ковь; но то­гда ма­ло на­де­я­лись на по­кой в бу­ду­щем; от­че­го и воз­ни­ка­ли предо­сто­рож­но­сти, на­по­ми­на­ю­щие со­бою по­сту­пок Ан­ны.

[7] Ки­но­ви­я­ми на­зы­ва­ют­ся об­ще­жи­тель­ные мо­на­сты­ри, в ко­то­рых бра­тия не толь­ко стол, но и одеж­ду и т.п. по­лу­ча­ют от мо­на­сты­ря, по рас­по­ря­же­нию на­сто­я­те­ля, а с сво­ей сто­ро­ны весь свой труд и его пло­ды предо­став­ля­ют обя­за­тель­но на об­щую по­тре­бу мо­на­сты­ря.

[8] Лав­ра – с гре­че­ско­го «пе­ре­улок», – соб­ствен­но ряд кел­лий, рас­по­ло­жен­ных во­круг жи­ли­ща на­сто­я­те­ля в ви­де пе­ре­ул­ков и об­не­сен­ных огра­дой или сте­ной. Ино­ки в Лав­рах ве­ли от­шель­ни­че­ский об­раз жиз­ни и под­ви­за­лись каж­дый в кел­лии, со­би­ра­ясь вме­сте для бо­го­слу­же­ния в пер­вый и в по­след­ний день неде­ли, а в осталь­ные дни со­хра­няя пол­ное без­мол­вие; жизнь в лав­рах бы­ла мно­го труд­нее, чем в дру­гих оби­те­лях. С глу­бо­кой древ­но­сти на­зва­ние Лав­ры при­ме­ня­ет­ся к мно­го­люд­ным и важ­ным по сво­е­му зна­че­нию мо­на­сты­рям, от ко­то­рых ма­лень­кие мо­на­сты­ри (ки­но­вии) ча­сто на­хо­ди­лись в за­ви­си­мо­сти. На­зва­ние Лав­ры впер­вые по­яви­лось в Егип­те и за­тем в Па­ле­стине. В на­сто­я­щее вре­мя на­име­но­ва­ние Лав­ры упо­треб­ля­ет­ся у нас ис­клю­чи­тель­но в смыс­ле по­чет­но­го на­зва­ния.

[9] Св. Та­ра­сий был пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским в 784–806 гг.

[10] Мест­ность Ис­иг­мат­ская на­хо­ди­лась в Кон­стан­ти­но­по­ле близ од­но­го пор­ти­ка, неда­ле­ко от при­ста­ни Иули­ан­ской, имев­ше­го фор­му гре­че­ской бук­вы сиг­мы, от­че­го и про­изо­шло са­мо на­зва­ние Ис­иг­мат­ский.

[11] Кон­чи­на св. Ан­ны по­сле­до­ва­ла в 826 г.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

_храм рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодаре_
Преподобномученица Анастаси́я Римляныня, Солунская (Фессалоникийская)
Память: 11 ноября и 12 ноября

Свя­тая Ана­ста­сия Рим­ля­ны­ня оси­ро­те­ла в воз­расте трех лет. Вос­пи­ты­ва­лась она в мо­на­сты­ре близ Ри­ма, в ко­то­ром при­ня­ла ино­че­ство. При им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251 гг.) Ана­ста­сии ис­пол­нил­ся 21 год. Она бы­ла очень кра­си­вой, и мно­гие знат­ные рим­ляне про­си­ли ее ру­ки, но Ана­ста­сия всем от­ка­зы­ва­ла, пред­по­чи­тая остать­ся неве­стой Хри­сто­вой.
Показать полностью.

В то вре­мя им­пе­ра­тор Де­кий воз­двиг же­сто­кое го­не­ние про­тив хри­сти­ан. Языч­ни­ки вы­та­щи­ли свя­тую Ана­ста­сию из мо­на­сты­ря и при­ве­ли к пра­ви­те­лю го­ро­да. Они об­ви­ня­ли ее в том, что она не толь­ко пре­зи­ра­ет знат­ных и бо­га­тых же­ни­хов, но по­чи­та­ет за Бо­га рас­пя­то­го Хри­ста.

Во­е­на­чаль­ник Пров по­ве­лел ей при­не­сти жерт­ву идо­лам, но Ана­ста­сия от­ка­за­лась от­речь­ся от Хри­ста. То­гда ее под­верг­ли лю­тым пыт­кам: у нее вы­рва­ли из паль­цев ног­ти, по­том от­сек­ли ру­ки и но­ги, за­тем вы­би­ли все зу­бы. Свя­тая, ис­те­кая кро­вью, ста­ла из­не­мо­гать и по­про­си­ла во­ды. Сто­яв­ший при ее му­че­ни­ях некто Ки­рилл сжа­лил­ся и на­по­ил ее во­дой. Пыт­ки про­дол­жи­ли, и свя­той Ана­ста­сии от­ре­за­ли язык, ко­то­рым она непре­стан­но сла­ви­ла Бо­га. Утом­лен­ные па­ла­чи, на­ко­нец, обез­гла­ви­ли ее. Ре­шив, что Ки­рилл, на­по­ив­ший му­че­ни­цу во­дой, яв­ля­ет­ся тай­ным хри­сти­а­ни­ном, му­чи­те­ли схва­ти­ли его и так­же каз­ни­ли.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодаре храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Молитва преподобномученице Анастасии Римляныне

Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Анастаси́е преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и твоего́ заступле́ния у Го́спода о нас мо́лим. А́ще бо чистоте́ твое́й не поревнова́хом и безбоя́зненнаго испове́дания твоего́ не приобщи́хомся, па́че же мно́гими прегреше́ньми и лю́тыми паде́ньми и отсту́пствы гнев Бо́жий привлеко́хом, но не хо́щем во гресе́х на́ших умре́ти и, на твоя́ му́жеския по́двиги взира́юще, па́ки на одоле́ние страсте́й на́ших ополча́емся. Сие́ же ве́дуще, я́ко кроме́ благода́тныя по́мощи ничто́ же благо́е сотвори́ти возмо́жем, ту́ю нам от Го́спода пода́ти тебе́ про́сим. Ты бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие ко Влады́це дерзнове́ние стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой души́ твое́й и в телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́ вся прельще́ния и преще́ния мучи́теля презре́вши, искорене́ние же зубо́в и ногте́й истерза́ние, и сосце́в и рук и ног отсече́ние сла́дце претерпе́вши, дерзнове́нно вопия́ла еси́: «Христо́с есть бога́тство мое́ и похвала́». Те́мже от того́ бога́тств и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний живо́т наш соблюди́, мир и безмяте́жие нам испроси́, от нужды́ и уны́ния нас предста́тельством твои́м огради́, друг ко дру́гу нас в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити нам Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву, и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

_храм рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодаре_
Преподобный Авра́мий (Авраа́мий) Ростовский, архимандрит
ДНИ ПАМЯТИ:
11 ноября
3 июня – Собор Карельских святых
Показать полностью.
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
21 августа (переходящая) – Собор Валаамских святых

Пре­по­доб­ный Аврамий (Авраамий), ар­хи­манд­рит Ро­стов­ский, в ми­ру Авер­кий, с юных лет ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма и всту­пил на путь хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства. При­няв ино­че­ство, по­се­лил­ся Ав­ра­мий в Ро­сто­ве на бе­ре­гу озе­ра Неро. В Ро­стов­ской зем­ле то­гда бы­ло мно­го языч­ни­ков, и пре­по­доб­ный уси­лен­но тру­дил­ся над рас­про­стра­не­ни­ем ис­тин­ной ве­ры. Неда­ле­ко от кел­лии свя­то­го бы­ло ка­пи­ще, где языч­ни­ки по­кло­ня­лись ка­мен­но­му идо­лу Ве­ле­су (Во­ло­су), ко­то­рый на­во­дил страх на жи­те­лей Ро­сто­ва.

В чуд­ном ви­де­нии пред­стал пе­ред Ав­ра­ми­ем свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов и дал ему жезл, увен­чан­ный кре­стом, ко­то­рым пре­по­доб­ный со­кру­шил идо­ла. На ме­сте идоль­ско­го ка­пи­ща свя­той Ав­ра­мий ос­но­вал оби­тель в честь Бо­го­яв­ле­ния и стал ее на­сто­я­те­лем. В па­мять яв­ле­ния пре­по­доб­ный воз­двиг храм во имя апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Убеж­ден­ные свя­тым Ав­ра­ми­ем, кре­сти­лись мно­гие языч­ни­ки.

Осо­бен­но ве­ли­ко бы­ло его вли­я­ние на де­тей: он обу­чал их гра­мо­те, на­став­лял в За­коне Бо­жи­ем, кре­стил, по­стри­гал в ино­ки. Всех при­хо­дя­щих в оби­тель свя­той при­ни­мал с лю­бо­вью. Жизнь его бы­ла по­все­днев­ным по­дви­гом мо­лит­вы и тру­да на поль­зу бра­тии: он ко­лол дро­ва для пе­кар­ни, сти­рал одеж­ды ино­ков, но­сил во­ду для кух­ни.

Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный в глу­бо­кой ста­ро­сти и был по­гре­бен в хра­ме Бо­го­яв­ле­ния († ХI в.). Свя­тые мо­щи его об­ре­те­ны при ве­ли­ком кня­зе Все­во­ло­де (1176–1212). В 1551 го­ду царь Иоанн Гроз­ный пе­ред по­хо­дом на Ка­зань об­хо­дил свя­тые ме­ста. В Бо­го­яв­лен­ском-Ав­ра­ми­е­вом мо­на­сты­ре ему по­ка­за­ли тот жезл, ко­то­рым пре­по­доб­ный Ав­ра­мий со­кру­шил идо­ла Ве­ле­са. По­сох царь взял с со­бой в по­ход, а крест оста­вил в оби­те­ли. Воз­вра­тив­шись по­сле по­ко­ре­ния Ка­зан­ско­го хан­ства, Иоанн Гроз­ный при­ка­зал по­стро­ить в Ав­ра­ми­е­вой оби­те­ли но­вый ка­мен­ный храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с че­тырь­мя при­де­ла­ми и при­слал ту­да кни­ги и ико­ны.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодаре храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Молитва преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому

О, преподо́бне о́тче наш Авраа́мие! Не забу́ди нас, но помина́й всегда́ во святы́х твои́х благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же сам и пасл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́да твоя́, и моли́ за ны, о́тче свяще́нный, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду: не мним бо тя ме́ртва су́ща, а́ще и преста́вился еси́ от нас, па́стырю наш до́брый! Се мо́щи твоя́ святы́я пред очи́ма на́шима: свята́я же твоя́ душа́ с А́нгельскими Безпло́тных ли́ки у Престо́ла Всех Царя́ пред стоя́щий досто́йно весели́тся. Испроси́ у́бо нам вре́мя на покая́ние, е́же невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, и ве́чнныя му́ки изба́витися, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дниками бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка благоугоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА
Избра́нной Бо́гом от ро́да благоро́днаго, Икони́йскаго гра́да, прему́дрой и всехва́льной неве́сте Христо́ве, я́ко избавля́емии тобо́ю от искуше́ний и бед, благода́рственная пе́ния и хвале́ния воспису́ем ти моли́твенницы твои́, свята́я и многострада́льная му́ченице Параске́во.
Ты же, име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких нас бед свободи́, да со умиле́нием и ра́достию зове́м ти:
Ра́дуйся, Параске́во, неве́сто Христо́ва всехва́льная.

Показать полностью.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием.
С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов.
В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой.
Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками.
Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье.
По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота.
Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года.
Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа.
Святая мученица – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
Журнал Московской Патриархии

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре

Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

_храм рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодаре_
Святитель Дими́трий Ростовский, митрополит
ДНИ ПАМЯТИ:
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
23 июня – Собор Сибирских святых
Показать полностью.
4 октября – Обре́тение мощей
10 ноября

Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Да­ни­ил Сав­вич Туп­та­ло), ро­дил­ся в де­каб­ре 1651 го­да в ме­стеч­ке Ма­ка­ро­во, неда­ле­ко от Ки­е­ва, в бла­го­че­сти­вой се­мье и вы­рос глу­бо­ко ве­ру­ю­щим хри­сти­а­ни­ном. В 1662 го­ду, вско­ре по­сле пе­ре­ез­да ро­ди­те­лей в Ки­ев, Да­ни­ил был от­дан в Ки­е­во-Мо­ги­лян­скую кол­ле­гию, где впер­вые рас­кры­лись да­ро­ва­ния и неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти та­лант­ли­во­го юно­ши. Он успеш­но изу­чил гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки и ряд клас­си­че­ских на­ук. 9 июля 1668 го­да Да­ни­ил при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ди­мит­рий – в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го. До вес­ны 1675 го­да он про­хо­дил ино­че­ское по­слу­ша­ние в Ки­ев­ском Ки­рил­ло­вом мо­на­сты­ре, где на­ча­лась его ли­те­ра­тур­ная и про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность. Чер­ни­гов­ский ар­хи­епи­скоп Ла­зарь (Ба­ра­но­вич) ру­ко­по­ло­жил Ди­мит­рия 23 мая 1675 го­да во иеро­мо­на­ха. В те­че­ние несколь­ких лет иеро­мо­нах Ди­мит­рий под­ви­зал­ся, про­по­ве­дуя сло­во Бо­жие, в раз­лич­ных мо­на­сты­рях и хра­мах Укра­и­ны, Лит­вы и Бе­ло­рус­сии. Неко­то­рое вре­мя он был игу­ме­ном Мак­си­мов­ской оби­те­ли, а за­тем Ба­ту­рин­ско­го Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря, от­ку­да в 1684 го­ду был вы­зван в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. На­сто­я­тель Лав­ры ар­хи­манд­рит Вар­ла­ам (Ясин­ский), зная вы­со­кую ду­хов­ную на­стро­ен­ность сво­е­го быв­ше­го уче­ни­ка, его об­ра­зо­ван­ность, склон­ность к на­уч­но­му тру­ду, а так­же несо­мнен­ное ли­те­ра­тур­ное да­ро­ва­ние, по­ру­чил иеро­мо­на­ху Ди­мит­рию со­став­ле­ние Че­ти­их-Ми­ней (жи­тий свя­тых) на весь год. С то­го вре­ме­ни вся даль­ней­шая жизнь свя­ти­те­ля Ди­мит­рия бы­ла по­свя­ще­на вы­пол­не­нию это­го по­движ­ни­че­ско­го, гран­ди­оз­но­го по сво­им мас­шта­бам тру­да. Ра­бо­та тре­бо­ва­ла огром­но­го на­пря­же­ния сил, нуж­но бы­ло со­брать и про­ана­ли­зи­ро­вать мно­же­ство раз­роз­нен­ных ис­точ­ни­ков и из­ло­жить их язы­ком, до­стой­ным вы­со­ко­го пред­ме­та из­ло­же­ния и од­новре­мен­но до­ступ­ным всем ве­ру­ю­щим. Бо­же­ствен­ная по­мощь не остав­ля­ла свя­ти­те­ля на про­тя­же­нии его два­дца­ти­лет­не­го тру­да. По сви­де­тель­ству пре­по­доб­но­го, ду­ша его на­пол­ни­лась об­ра­за­ми свя­тых, ко­то­рые укреп­ля­ли его дух и те­ло, все­ля­ли ве­ру в бла­го­по­луч­ное за­вер­ше­ние его бла­го­род­но­го тру­да. Од­новре­мен­но с этим пре­по­доб­ный Ди­мит­рий был на­сто­я­те­лем несколь­ких мо­на­сты­рей (по­оче­ред­но). Тру­ды по­движ­ни­ка об­ра­ти­ли на се­бя вни­ма­ние пат­ри­ар­ха Адри­а­на. В 1701 го­ду ука­зом Пет­ра I ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был вы­зван в Моск­ву, где 23 мар­та в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля был хи­ро­то­ни­сан на Си­бир­скую мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру в го­род То­больск. Но через неко­то­рое вре­мя из-за важ­но­сти на­уч­но­го тру­да и сла­бо­го здо­ро­вья свя­ти­тель по­лу­чил но­вое на­зна­че­ние в Ро­стов-Яро­слав­ский, ку­да при­был 1 мар­та 1702 го­да в ка­че­стве мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го.

Как и преж­де, он про­дол­жал неусып­но за­бо­тить­ся об укреп­ле­нии един­ства Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ослаб­лен­но­го ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом.

В его вдох­но­вен­ных тру­дах и про­по­ве­дях мно­гие по­ко­ле­ния рус­ских бо­го­сло­вов чер­па­ют ду­хов­ные си­лы для твор­че­ства и мо­лит­вы. Для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан он оста­ет­ся при­ме­ром свя­той, ас­ке­ти­че­ской, нес­тя­жа­тель­ной жиз­ни. По его кон­чине, по­сле­до­вав­шей 28 ок­тяб­ря 1709 го­да, у него не на­шли ни­ка­ко­го иму­ще­ства, кро­ме книг и ру­ко­пи­сей.

При­чис­ле­ние свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го, к ли­ку свя­тых со­вер­ши­лось 22 ап­ре­ля 1757 го­да. Празд­не­ство ему уста­нов­ле­но так­же 21 сен­тяб­ря, в день об­ре­те­ния мо­щей.

Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, при­быв в 1702 го­ду на Ро­стов­скую ка­фед­ру, преж­де все­го по­се­тил мо­на­стырь свя­ти­те­ля Иа­ко­ва, епи­ско­па Ро­стов­ско­го (па­мять 27 но­яб­ря и 23 мая). В со­бор­ной церк­ви в честь За­ча­тия Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы он со­вер­шил ли­тур­гию, по­сле ко­то­рой при всех при­сут­ство­вав­ших в хра­ме опре­де­лил на пра­вой сто­роне ме­сто сво­е­го бу­ду­ще­го по­гре­бе­ния со сло­ва­ми: «Се по­кой мой, зде все­лю­ся в век ве­ка». Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Ди­мит­рий 28 ок­тяб­ря 1709 го­да. Несмот­ря на же­ла­ние свя­ти­те­ля, вы­ра­жен­ное в за­ве­ща­нии, ду­хо­вен­ство и жи­те­ли Ро­сто­ва про­си­ли при­быв­ше­го для по­гре­бе­ния ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла Ря­зан­ско­го мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на Явор­ско­го со­вер­шить по­гре­бе­ние в со­бор­ном хра­ме го­ро­да, ря­дом с пред­ше­ствен­ни­ком свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, свя­ти­те­лем Иоаса­фом. Мит­ро­по­лит Сте­фан, со­блю­дая за­ве­ща­ние сво­е­го по­чив­ше­го дру­га, на­сто­ял на по­гре­бе­нии те­ла свя­ти­те­ля Ди­мит­рия в ука­зан­ном ме­сте. Од­на­ко до при­бы­тия мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на ме­сто по­гре­бе­ния при­го­тов­ле­но не бы­ло, хо­тя со дня кон­чи­ны про­шло око­ло ме­ся­ца. В свя­зи с неот­лож­ным отъ­ез­дом мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на из Ро­сто­ва в вы­ко­пан­ной мо­ги­ле был сде­лан на­ско­ро за­го­тов­лен­ный де­ре­вян­ный сруб, в ко­то­ром 25 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но те­ло свя­ти­те­ля. Это об­сто­я­тель­ство, преду­смот­рен­ное Про­мыс­лом Бо­жи­им, при­ве­ло к ско­ро­му об­ре­те­нию мо­щей. В 1752 го­ду про­из­во­дил­ся ре­монт в со­бор­ной церк­ви мо­на­сты­ря, и 21 сен­тяб­ря при по­чин­ке опу­стив­ше­го­ся по­ла бы­ло об­на­ру­же­но нетлен­ное те­ло свя­ти­те­ля Ди­мит­рия. Ме­сто по­гре­бе­ния ока­за­лось сы­рым, ду­бо­вый гроб и на­хо­див­ши­е­ся в нем ру­ко­пи­си ис­тле­ли, но те­ло свя­ти­те­ля, а так­же омо­фор, сак­кос, мит­ра и шел­ко­вые чет­ки со­хра­ни­лись нетлен­ны­ми. По­сле об­ре­те­ния у свя­тых мо­щей со­вер­ша­лось мно­же­ство ис­це­ле­ний, о чем бы­ло до­не­се­но Си­но­ду, по пред­пи­са­нию ко­то­ро­го в Ро­стов при­бы­ли Суз­даль­ский мит­ро­по­лит Силь­вестр и Си­мо­нов­ский ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил для осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ди­мит­рия и про­ис­шед­ших чу­дес­ных ис­це­ле­ний. По­сле­до­вал указ Си­но­да от 29 ап­ре­ля 1757 го­да о при­чис­ле­нии к ли­ку свя­тых свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го и уста­нов­ле­нии празд­но­ва­ния 28 ок­тяб­ря (день пре­став­ле­ния) и 21 сен­тяб­ря (день об­ре­те­ния мо­щей).

храм рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодарехрам рождества пресвятой богородицы в краснодаре
Молитва святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому

О, всеблаже́нный святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Хрис­то́в, Златоу́сте Росси́йский, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки А́нгелы предстои́ши! Умоли́ Его́ благоутро́бие, да не осу́дит нас по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́­кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Ще́дрого Бо́га, но в сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни; изба́ви нас возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия лица́ неизрече́нную добро́ту. Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рных укрепи́, заблужда́ющих обрати́ и всем да́руй вся, я́же ко спасе́нию и сла́­ве Бо́жией подоба́ющая; Оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жие Крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и поклоня́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *