храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре
Храм рождества пресвятой богородицы в краснодаре
[ | Tags | | | Рождества Богородицы, кладбищенские, пригородные, утраченные | ] |
пос. Северный,
ул. Пригородная, 8.
История храма Рождества Пресвятой Богородицы в посёлке Северном замечательна и трагична, и началась она в 1914 году.
Теперешний Северный (в советское время – Калинино) именовался тогда Новыми Садами; на них летом названного года был перенесён третий по древности в Городе деревянный Екатерининский храм, рядом со старым местом которого был построен одноимённый семипрестольный собор.
Интересно, что уже в ходе строительства каменного собора всерьёз ставился вопрос о будущем сносе старой церкви 1814 года постройки. Этому воспротивилась общественность Города. Имело место обращение в Императорскую Археологическую комиссию, и её ответом стало ходатайство к начальнику области и наказному атаману ККВ о принятии мер для защиты старого храма.
Как итог, весной 1914 года храм был разобран, а 3 июня городская Строительная комиссия выехала на Титаровскую межу, в Сады, для приёмки храма на новом месте.
Собран он был в несколько изменённом виде, и 9 (22 нов. ст.) сентября этого же года был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В советское время храм был закрыт, опечатан и объявлен памятником Республиканского значения.
Рядом был построен дом, в котором жил милиционер, в чью обязанность входило «сбережение архитектурного памятника старины».
Август 1974 года.
Посёлок Калинино. Фото В.А. Павлова.
Несмотря на статус памятника архитектуры и охрану государства, в ночь с 11 на 12 февраля 1978 года храм был сожжён.
В 1997 году рядом с сохранившимся фундаментом погибшего старого храма был построен новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Подборкой его изображений заканчивается цикл, посвящённый пригородным храмам.
На переднем плане этого изображения хорошо виден фундамент сгоревшей церкви:
Место, на котором находился старый храм:
Обновление –
Литература:
Селиверстов А. В. Все храмы Города. Краснодар, 2014. С. 245, 246.
Рождественская церковь в Краснодаре: история и современность
Краснодарский край – место, завораживающее живописной природой. Из года в год сюда едет все больше туристов, он стал центром притяжения паломников со всей страны. Множество монастырей и церквей впечатляет красотой. Одним из таких является Храм Рождества Христова в Краснодаре. Чем же он прославился?
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Рождественский храм в Краснодаре?
Территориально это юго-запад центральной части города, практически самый берег реки Кубань. Окружает местность замечательный Рождественский парк.
История и архитектура
Рождественская церковь не переживала трудные времена и мародерства, ведь она самая «молодая» в «Юбилейном» районе города Краснодара. Сначала там были одни высотные новостройки. Затем у жильцов возникла потребность в духовной «пище», следовательно, появилось желание построить храм.
История церкви началась с формирования небольшой православной общины района из нескольких семей. В скором времени они обратились к правящему архиерею с просьбой оказать содействие в постройке храма. В 1991 г. епископ Краснодарский и Кубанский Исидор дал благословение на начало сбора средств для его возведения, городская администрация выделила земельный участок на берегу реки Кубань. В это время был заложен первый камень в основание и объявлен конкурс на создание лучшего проекта. По его итогам выбрали победителя – заслуженного архитектора России и члена Союза Архитекторов России – Юрия Степановича Субботина.
Строительство этой православной достопримечательности Краснодара начали летом в 1992 г., а закончили осенью 1999 г. Сначала освятили нижние приделы и там проходили богослужения и требы, а в верхнем уже в 2000 г., совершили первую Божественную Литургию.
Архитектура и внутреннее убранство
В городе Краснодар храм Рождества Христова – кирпичный, в два этажа, с пятью главами и шатровой колокольней. Он имеет один престол в верхней части, в честь Рождества Христова, и два внизу – посвященный женам мироносицам и всем святым, в земле Российской просиявшим.
Придел нижнего этажа невысокий, его потолок и стены, выполнены в светлой цветовой гамме. В центре – белокаменный иконостас, который сделали волгодонские мастера. Иконописцы Краснодарщины написали для него 33 иконы. Здесь есть в виде креста купель-баптистерий для взрослых. В ней совершается таинство крещения с полным погружением в воду.
Новая гранитная паперть украшает верхний придел церкви. Для инвалидов сделали автоподъемник. В верхнем храме атмосфера Божьего величия и праздничного настроения. Необходимо сказать, что важную роль в этом играет трехрядный резной иконостас, разделяющий алтарь от общего помещения.
Продолжением его является роспись центрального купольного барабана, на котором изображены ветховетные праотцы и ангельский мир. В повторяющем стиле иконостаса сделаны деревянные киоты, сень над образом святых царственных страстотерпцев и над ковчегом-мощевиком.
Святыни храма Рождества Христова и современность
К списку важнейших в Рождественском храме относятся:
В храмовом алтаре находится еще одна святыня – ковчег с власами 3-х летнего Николая II, который выносят прихожанам в праздники. Перед чудотворным образом «Всецарицы» по воскресеньям в 18:00 совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. Люди, страдающие различными болезнями, в том числе онкологическими, получают помощь.
«Жизнь» храма сегодня
Сегодня настоятель храма – отец Александр (Игнатов). Он является руководителем отдела религиозного образования Кубанской епархии. Под его руководством и развивается жизнь общины. Сейчас храмовая территория довольно большая. Разделена она на много зон. Перед папертью расположено место для отдыха, где стоят скамейки и в центре которой – фонтан. Вокруг растут декоративные ели, различные растения и цветы.
Сразу возле входа, во дворе, находится артезианская скважина с целебной водой. Над ней возведена часовня в честь иконы «Живоносный источник». У самых ворот – небольшой киоск, где всегда продается горячий хлеб из храмовой пекарни. Справа от ворот расположен комплекс церковных лавок, в которых можно приобрести платки, нательные крестики, иконки, свечи, масло, духовную литературу.
Пользуется популярностью и храмовая трапезная. Здесь стоит настоящая русская печь, продаются вкусные постные блюда и ароматный чай с местной выпечкой. За храмом расположена зона, которую жители называют «казачий хуторок». Все праздники и гуляния проходят на этом месте. В летнее время тут устанавливают длинные столы для совместной трапезы. Здесь можно услышать песни кубанских казаков, исполненные под веселую гармонь.
В Рождественском храме действует первая на Кубани 11-летняя общеобразовательная православная школа имени преподобного Серафима Саровского. Более 150 учеников познают тут не только основные школьные предметы, но и «Закон Божий». При этом образовательном учреждении открыта православная библиотека. Благодаря многим прихожанам она пополняется новыми книгами каждый день.
Важно, что на территории в 2005 г. построили детский дом для детей с ограниченными возможностями «Рождественский». Рядом с ним организовали детскую площадку. Здесь и летом много гостей, и зимой – в праздник Рождества Христова. Дети с родителями с радостью приходят сюда посмотреть «Вифлеем». На улице, в окружении елей, делают вертеп, а рядом в загородке гуляют живые овечки, ослик, теленок. Святой вечер здесь особо празднуется.
Как добраться (доехать)?
Из разных районов Краснодара можно без труда попасть сюда, ваша остановка городского транспорта – «Рождественский храм». Тут останавливаются троллейбус №8, маршрутки №№32, 38, 42, 75, 77, 95 и 99, автобусы №№11, 28, 90.
На машине добираться к церкви от центра Краснодара нужно таким образом:
Контакты церкви
Рождественский храм приглашает к себе всех гостей Краснодара. Здесь можно приложиться к святыням, помолиться у чудотворных икон, послушать колокольный звон и просто отдохнуть душой. В заключение смотрите видео-экскурсию по сакральному месту, приятного просмотра!
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Преподобная А́нна (Евфимиа́н) Вифинская и сын ее, Иоа́нн Вифинский
Дни памяти 26 июня и 11 ноября
Преподобная Анна и сын ее святой Иоанн жили в Византии. Святая Анна была дочерью диакона Влахернской церкви в Константинополе.
Показать полностью. После смерти мужа, одевшись в мужскую одежду, под именем Евфимиана вместе со своим сыном святым Иоанном она стала подвизаться в одной из Вифинских обителей, близ Олимпа. Скончалась преподобная Анна в Константинополе в 826 году.
ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ АННЫ И ИОАННА ВИФИНСКИХ
Блаженная Анна родилась в Византии; отец ее был диаконом Влахернской церкви Пресвятой Богородицы[1]. Рано лишившись своего отца, Анна осталась юною сиротою на попечении бабки своей. Когда Анна пришла в возраст, бабка озаботилась отдать ее замуж, хотя девица и не желала того. Будучи замужем, благочестивая жена ходила к дяде своему, подвизавшемуся на Олимпе[2]. Сему подвижнику по повелению Льва Иконоборца[3] был урезан язык, и несмотря на это он свободно и без запинки мог говорить. Увидев Анну, он пожалел, что юная раба Божия отдана в супружество.
– Зачем сопрягли с мужем назначенную к Божественным подвигам и трудам? – сказал он и затем, благословив святую, отошел. Анна же возвратилась в Византию.
По прошествии многих лет беззаконный царь Лев скончался, и на царский престол вступили благочестивые и православные Константин и Ирина[4]. Они пожелали видеть вышеупомянутого подвижника с Олимпа, чтобы получить от него назидание и выслушать советы его[5]. Во время своего пребывания в Византии подвижник снова увидался со своею племянницею, блаженною Анною, и сказал ей:
– Мужайся и крепись, чадо, ибо много скорбей перенесешь ты; знай и то, что скоро умрет муж твой, но уже после того, как у тебя родится дитя.
Предсказание святого мужа исполнилось: у Анны родился отрок, и, когда он был еще очень юным, муж ее захворал. Блаженная Анна в это время готовилась сделаться матерью другого младенца. И, вот, по прошествии шестого месяца от зачатия, умер муж ее. Оплакав мужа и похоронив его, Анна отдала сына своего, рожденнаго до его смерти, на попечение одному родственнику; сама же предалась великим подвигам, молясь то в том, то в другом храме. Проводя такую жизнь, она родила другого младенца. В это время блаженная Анна снова виделась с олимпским подвижником, который пришел тогда с Олимпа в Византию. Анна поверглась пред ним на землю и, обнимая ноги его, просила благословения. Благословив ее, старец сказал:
– Где твой отрок, жено?
– Тот отрок, о котором ты предсказал мне, пребывает у твоего брата и моего благодетеля; а вот у меня другой отрок.
Сказав это, блаженная Анна стала стенать и жаловаться на тяжесть своей жизни.
– Помолись, честной отец, о детях моих, – говорила она с горьким плачем.
На это старец сказал ей:
– Не говорил ли я тебе, что много скорбей предстоит перенести праведникам. Надобно мужаться и терпеть; ибо если мы не претерпим сих скорбей, то не получим оправдания; так угодно Господу Богу. О детях же своих ты не беспокойся, – так как Господь наш и Владыка возьмет их к Себе.
Тогда Анна, возблагодарив Бога, припала к ногам старца и отошла от него успокоенною. Вскоре предсказание олимпского подвижника исполнилось, ибо дети Анны отошли ко Господу. Раздав все имение свое нищим, блаженная Анна стала обходить все церкви и святыни Константинополя, усердно предаваясь молитвам. Потом, встретив доброго инока-старца, который так же, как и упоминаемый выше прозорливец, подвизался на Олимпе, она в одном сокровенном месте приняла от него монашеский постриг и облеклась в монашеские мужские одежды[6], отложив свои женские. В таких одеждах, утаив свой женский пол, Анна пришла на Олимп. Достигнув одной киновии[7], она остановилась пред вратами обители и стала умолять вратаря, чтобы тот допустил ее до настоятеля. По обычаю вратарь оповестил о ней настоятеля, который и призвал пришедшую к себе. Припав к ногам его, святая Анна молила его, чтобы он принял ее в число братии. Преподав ей обычное благословение, сей божественный муж поднял ее и спросил:
– Что означает твое пришествие к нам и как твое имя?
На это Анна ответила:
– Пришел я к честной обители твоей ради множества прегрешений моих, чтобы провести оставшееся время жизни моей в чистоте и получить себе помилование от Господа в день судный. Имя же мое Евфимиан, я был евнухом при дворе царском.
И сказал святой старец:
– Если ты действительно имеешь такое помышление в сердце своем и желаешь спасение душе твоей, как ты говоришь, то бегай дерзновения и страстей, ибо природа евнухов склонна к страстным помыслам.
Сказав это, старец сотворил обычную молитву и сопричислил блаженную к братии. Будучи принята в число братии, святая Анна стала усердно упражняться во всяких добродетелях и особенно в смирении, являя собою высокий образец для всех подвизавшихся в киновии иноков.
Между тем бывший служитель Анны, которому было поручено окончательное устройство ее домашних дел, по окончании всех дел отправился отыскивать госпожу свою. Обретши инока, постригшего блаженную, он стал вопрошать его:
– Не знаешь ли, где госпожа моя, которая, оставив все земное, взыскала небесное?
– Что мне известно о ней, чадо, от того не буду отрекаться, ибо от меня она приняла пострижение и мною облечена в иноческий мужской образ; но где она теперь, – того не могу знать наверное. Впрочем я слышал, что она принята в число братии одного из Олимпских монастырей. Итак, пойдем вместе в тот монастырь и расспросим там о госпоже твоей.
Придя к упомянутой выше киновии, они стали расспрашивать вратаря и, разузнав от него относительно искомой, просили вызвать ее к ним. Когда святая вышла, инок сказал ей, указывая на слугу:
– Вот верный твой слуга, который много пострадал, отыскивая тебя.
Потом они стали молить ее, чтобы святая поселилась вместе с ними в Олимпской Лавре[8]. Блаженная Анна склонилась на их просьбы и, придя к настоятелю, приняла от него и от братии благословение и вышла оттуда. Придя, вместе с иноком тем и слугою своим в Олимпийскую Лавру, Анна поселилась в ней и пребывала там долгое время, неустанно трудясь и подвизаясь.
Бог прославил святую подвижницу даром чудотворения. Слух о ее чудесах достиг отдаленных стран, и толпы народа приходили к иноку Евфимиану, так что обитель не могла вмещать всех приходящих. Тогда настоятель Лавры известил о делах Евфимиана святейшего Тарасия[9], патриарха Константинопольского, поведав ему, что обитель по тесноте своей не может вместить всех желающих видеть подвижника. Патриарх вызвал святую Анну в столицу для бесед, а потом дал инокам Лавры более просторное место с повелением построить на ней пространную и большую Лавру. Когда новая Лавра была построена, блаженная Анна поселилась в ней для дальнейших подвигов на спасение многих. И распространялась слава о ней все дальше и дальше. Но и в славе своей блаженная жена не избежала скорбей. Ее ожидали новые напасти по вине одного лже-инока, оказавшегося на деле разбойником и приобщившегося злорадному клеветнику – диаволу. Совершив насилие над одной девицей, он разгласил, что сей грех сотворен Евфимианом. Но святая Анна не оскорбилась этим и ни во что вменила клевету, безропотно перенося постигшую ее напасть. Однако за нее вступилась одна боголюбивая женщина.
Услышав мерзкую клевету безстыдного, она сказала:
– Смотри, брат, не оказался бы евнух, опорочиваемый тобою, святою девственницею, и не пострадать бы тебе за грехи твои, ибо ты достоин огня геенского, безславя непорочную и будучи сам повинен в грехе.
Но нечестивый лже-инок и после того продолжал причинять святой Анне обиды и досаждения, пока, по воле Божией, не было обнаружено, что под видом инока Евфимиана подвизалась блаженная жена. Так была явлена лживость наговора нечестивого лже-инока, и уличенный в клевете и в преступном действии злодей был повешен. Святая же, не желая, чтобы тайна ее была известна многим, бежала оттуда с двумя иноками в одну пустыню. Найдя здесь заброшенную церковь и при ней источник с вертоградом, она поселилась там, а с ней вместе поселились и два инока из Олимпской Лавры, сопровождавшие ее, из которых один назывался Евстафием, а другой – Неофитом. Оттуда блаженная Анна перешла в страны Исигматские[10], где она и подвизалась, подавая всем исцеление и творя чудеса, пока не была призвана Богом в небесные обители. Таким образом, свято пожив, она отошла к Богу[11], Коего измлада возлюбила.
[1] Влахерны – местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императором Львом Великим (457–474 гг.), при котором в эту церковь в 474 году положены были честные ризы Пресвятой Богородицы, перенесенные из Палестины. Здесь же вместе с одеждою Богородицы хранились в златокованном ковчеге омофор Ее и часть пояса. Под омофором Богородицы, или, правильнее, мафорием разумеется Ее головной покров, большое покрывало, которое носила Она на главе своей.
[2] Эта гора находится в Малой Азии, на границах Фригии и Вифинии. Здесь было немало монастырей.
[3] Разумеется византийский император Лев 4 Хозар, царствовавший с 775–780 г.
[4] Император Константин VI Порфирородный царствовал в 780–797 гг. Императрица Ирина, мать его, сначала, за малолетством сына, управляла царством вместо него, а потом (797–802) царствовала от своего имени.
[5] Это было во время совещаний Вселенского Собора 787 года об иконах. Подвижник и был призван, несомненно, на соборные совещания.
[6] Этот поступок Анны объясняется обстоятельствами того времени. Император Константин Копроним (с 741–775) навел ужас лютостями против инокинь. Благочестивая Ирина старалась успокоить Церковь; но тогда мало надеялись на покой в будущем; отчего и возникали предосторожности, напоминающие собою поступок Анны.
[7] Киновиями называются общежительные монастыри, в которых братия не только стол, но и одежду и т.п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря.
[8] Лавра – с греческого «переулок», – собственно ряд келлий, расположенных вокруг жилища настоятеля в виде переулков и обнесенных оградой или стеной. Иноки в Лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в келлии, собираясь вместе для богослужения в первый и в последний день недели, а в остальные дни сохраняя полное безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях. С глубокой древности название Лавры применяется к многолюдным и важным по своему значению монастырям, от которых маленькие монастыри (киновии) часто находились в зависимости. Название Лавры впервые появилось в Египте и затем в Палестине. В настоящее время наименование Лавры употребляется у нас исключительно в смысле почетного названия.
[9] Св. Тарасий был патриархом Константинопольским в 784–806 гг.
[10] Местность Исигматская находилась в Константинополе близ одного портика, недалеко от пристани Иулианской, имевшего форму греческой буквы сигмы, отчего и произошло само название Исигматский.
[11] Кончина св. Анны последовала в 826 г.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Преподобномученица Анастаси́я Римляныня, Солунская (Фессалоникийская)
Память: 11 ноября и 12 ноября
Святая Анастасия Римляныня осиротела в возрасте трех лет. Воспитывалась она в монастыре близ Рима, в котором приняла иночество. При императоре Декии (249–251 гг.) Анастасии исполнился 21 год. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой.
Показать полностью.
В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.
Военачальник Пров повелел ей принести жертву идолам, но Анастасия отказалась отречься от Христа. Тогда ее подвергли лютым пыткам: у нее вырвали из пальцев ногти, потом отсекли руки и ноги, затем выбили все зубы. Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили, и святой Анастасии отрезали язык, которым она непрестанно славила Бога. Утомленные палачи, наконец, обезглавили ее. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.
Молитва преподобномученице Анастасии Римляныне
Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Анастаси́е преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и твоего́ заступле́ния у Го́спода о нас мо́лим. А́ще бо чистоте́ твое́й не поревнова́хом и безбоя́зненнаго испове́дания твоего́ не приобщи́хомся, па́че же мно́гими прегреше́ньми и лю́тыми паде́ньми и отсту́пствы гнев Бо́жий привлеко́хом, но не хо́щем во гресе́х на́ших умре́ти и, на твоя́ му́жеския по́двиги взира́юще, па́ки на одоле́ние страсте́й на́ших ополча́емся. Сие́ же ве́дуще, я́ко кроме́ благода́тныя по́мощи ничто́ же благо́е сотвори́ти возмо́жем, ту́ю нам от Го́спода пода́ти тебе́ про́сим. Ты бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие ко Влады́це дерзнове́ние стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой души́ твое́й и в телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́ вся прельще́ния и преще́ния мучи́теля презре́вши, искорене́ние же зубо́в и ногте́й истерза́ние, и сосце́в и рук и ног отсече́ние сла́дце претерпе́вши, дерзнове́нно вопия́ла еси́: «Христо́с есть бога́тство мое́ и похвала́». Те́мже от того́ бога́тств и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний живо́т наш соблюди́, мир и безмяте́жие нам испроси́, от нужды́ и уны́ния нас предста́тельством твои́м огради́, друг ко дру́гу нас в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити нам Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву, и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Преподобный Авра́мий (Авраа́мий) Ростовский, архимандрит
ДНИ ПАМЯТИ:
11 ноября
3 июня – Собор Карельских святых
Показать полностью.
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
21 августа (переходящая) – Собор Валаамских святых
Преподобный Аврамий (Авраамий), архимандрит Ростовский, в миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, поселился Аврамий в Ростове на берегу озера Неро. В Ростовской земле тогда было много язычников, и преподобный усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от келлии святого было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова.
В чудном видении предстал перед Аврамием святой апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым преподобный сокрушил идола. На месте идольского капища святой Аврамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. В память явления преподобный воздвиг храм во имя апостола Иоанна Богослова. Убежденные святым Аврамием, крестились многие язычники.
Особенно велико было его влияние на детей: он обучал их грамоте, наставлял в Законе Божием, крестил, постригал в иноки. Всех приходящих в обитель святой принимал с любовью. Жизнь его была повседневным подвигом молитвы и труда на пользу братии: он колол дрова для пекарни, стирал одежды иноков, носил воду для кухни.
Преставился преподобный в глубокой старости и был погребен в храме Богоявления († ХI в.). Святые мощи его обретены при великом князе Всеволоде (1176–1212). В 1551 году царь Иоанн Грозный перед походом на Казань обходил святые места. В Богоявленском-Аврамиевом монастыре ему показали тот жезл, которым преподобный Аврамий сокрушил идола Велеса. Посох царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм в честь Богоявления с четырьмя приделами и прислал туда книги и иконы.
Молитва преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому
О, преподо́бне о́тче наш Авраа́мие! Не забу́ди нас, но помина́й всегда́ во святы́х твои́х благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до твое́, е́же сам и пасл еси́, и не забу́ди посеща́ти ча́да твоя́, и моли́ за ны, о́тче свяще́нный, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду: не мним бо тя ме́ртва су́ща, а́ще и преста́вился еси́ от нас, па́стырю наш до́брый! Се мо́щи твоя́ святы́я пред очи́ма на́шима: свята́я же твоя́ душа́ с А́нгельскими Безпло́тных ли́ки у Престо́ла Всех Царя́ пред стоя́щий досто́йно весели́тся. Испроси́ у́бо нам вре́мя на покая́ние, е́же невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, и ве́чнныя му́ки изба́витися, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дниками бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка благоугоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА
Избра́нной Бо́гом от ро́да благоро́днаго, Икони́йскаго гра́да, прему́дрой и всехва́льной неве́сте Христо́ве, я́ко избавля́емии тобо́ю от искуше́ний и бед, благода́рственная пе́ния и хвале́ния воспису́ем ти моли́твенницы твои́, свята́я и многострада́льная му́ченице Параске́во.
Ты же, име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких нас бед свободи́, да со умиле́нием и ра́достию зове́м ти:
Ра́дуйся, Параске́во, неве́сто Христо́ва всехва́льная.
Показать полностью.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием.
С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов.
В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой.
Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками.
Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье.
По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота.
Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года.
Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа.
Святая мученица – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
Журнал Московской Патриархии
Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Храм Рождества Пресвятой Богородицы запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Святитель Дими́трий Ростовский, митрополит
ДНИ ПАМЯТИ:
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
23 июня – Собор Сибирских святых
Показать полностью.
4 октября – Обре́тение мощей
10 ноября
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. Несмотря на желание святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).
Молитва святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому
О, всеблаже́нный святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки А́нгелы предстои́ши! Умоли́ Его́ благоутро́бие, да не осу́дит нас по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Ще́дрого Бо́га, но в сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни; изба́ви нас возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия лица́ неизрече́нную добро́ту. Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рных укрепи́, заблужда́ющих обрати́ и всем да́руй вся, я́же ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; Оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жие Крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и поклоня́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.