храм рождества пресвятой богородицы в шитьково
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково
наш приходской сайт
О храме
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом пророка Божия Илии был построен в 1814-1824 годах на средства прихожан.
В 1930-е годы храм был закрыт, село Казаново исчезло. В годы Великой Отечественной войны ближайшая деревня Шитьково была занята немцами, храм подвергался обстрелам. После войны в храме был расположен молокозавод, после закрытия которого здание оставалось бесхозным и разрушалось. С 2010 года начались некоторые восстановительные работы, храм был приписан к Никольскому храму села Амельфино. В теплое время года регулярно служатся молебны, которые с 2014 года совершает настоятель ближайшего храма свт.Николая в Матренино.
Престольные праздники — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), пророка Божия Илии (2 августа).
Настоятель — протоиерей Михаил Поляков.
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково
наш приходской сайт
Духовенство
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково — протоиерей Михаил Поляков, благочинный Волоколамского округа.
Богослужения в нашем храме совершает иерей Павел Роввин, настоятель ближайшего к Шитьково храма святителя Николая в Матренино.
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково
наш приходской сайт
История храма Рождества Пресвятой Богородицы в Казаново (Шитьково).
Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы на этом месте существовала издревле. Село Казаново, где она стояла, в XVI веке принадлежало Степану Васильевичу Годунову (умер в 1603 г.), троюродному брату царя Бориса.
Годунов Степан Васильевич — окольничий и воевода, затем боярин, старший из 4 сыновей В. П. Годунова. В 1573 — воевода в ливонском городе Феллин; в том же году получил чин окольничего. В 1576 находился в походе с Иваном Грозным. Под 1580 упоминается в чине 7-й свадьбы царя. В 1584 встречал и участвовал в торжественном приёме английского посла Д. Фута. Тогда же с ним безуспешно местничался Ф. Ласкирев. В 1585 участвовал в приёме литовского посла. В том же году возведён в боярское достоинство. В июне 1587 ездил послом «в Литву к паном и к земле», а до того был воеводой полка правой руки и наместником в Костроме. В августе 1589 водил в Новгород Великий полк правой руки. В том же году встречал крымского царевича МуратГирея, а в августе того же года командовал полком правой руки. В июне 1591 в полку правой руки «з боярином и воеводою со князем Микитою Романовичем Трубецким в товарищех боярин и воевода Степан Васильевич Годунов». В декабре 1592 послан командовать полком левой руки в походе «из Новагорода… в свиские немцы под Выбор [Выборг]». В июне 1597 ходил 2-м воеводой полка правой руки «на берег». В том же году находился во дворце в день приёма императорского посла Авраама, бургграфа Дунайского. В 1598 — 1-й воевода большого полка у царевича Арслана-Али Кайбулича в царском походе к Серпухову против крымского хана Казы-Гирея Боры. В том же году получил звание дворецкого и стал заведовать Дворцовым приказом. В августе 1599 участвовал в праздничном обеде в честь прибывшего в Москву шведского королевича Густава: «…за кушеньем сидел дворецкой Степан Васильевич Годунов». В 1605 отправлен Лжедмитрием на воеводство в Сибирь. Служил ещё при Василии Шуйском. По свидетельству разрядных книг, убит в тюрьме по приказу Лжедмитрия II.
В 1596 г. село перешло к вдове Ивана Петровича Невежина Пелагее с дочерью Аксиньей. Тогда в селе уже была деревянная церковь Рождества Божией Матери с приделом праведного Евдокима. В смутное время в начале XVII века во время польско-литовского нашествия церковь и село были уничтожены.
В 1626 г. сельцо с церковным местом было во владении стольника Алексея Ивановича Полева, которому досталось от матери Аксиньи. С 1646 по 1658 гг. владел им боярин Михаил Михайлович Салтыков (умер в 1671 г.). Благодаря родству с матерью царя Михаила Феодоровича пользовался при дворе большим влиянием. В 1616 г. расстроил свадьбу царя Михаила с Марией Ивановной Хлоповой. Невесту оклеветали как неизлечимо больную и сослали в Тобольск. При возвращении из польского плена в 1619 г. отца царя патриарха Филарета, выяснилось, что братья Михаил и Борис Салтыковы оклеветали невесту из-за ссоры с ее родственниками. Михаил Михайлович был выслан в деревню. Возвращен в Москву только после смерти патриарха Филарета. В 1641 г. получил боярство. В 1650-х был воеводой в Казани. В 1656 г. на средства Михаила Михайловича Салтыкова была вновь построена деревянная церковь «клецки». В 1658 г. Салтыков променял село патриарху Никону, оно было вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря до 1740 г. В 1688 году на средства монастыря по благословению святейшего Патриарха Иоакима была построена новая деревянная церковь в Богородицерождественском Казановском погосте Рузского уезда.
Ныне существующая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Пророка Божия Илии и колокольней построена на средства прихожан в 1816-1824 гг. на месте обветшавшей деревянной. Некоторые подробности можно узнать из ведомости о церкви 1840 г.
«ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ» Рождества Пресвятыя Богородицы Рузского уезда села Казанова за 1840й год.
О ПРИЧТЕ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ.
Священник Иоанн Петров Смирнов, пономарский сын. По окончании Богословского курса в Спасо-Вифанской Семинарии был уволен с аттестатом второго разряда. В 1837м Году Июля 20го дня посвящен к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы ВЫСОКО- ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ ФИЛАРЕТОМ МИТРОПОЛИТОМ МОСКОВСКИМ И КОЛОМЕНСКИМ И СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ЛАВРЫ АРХИМАНДРИТОМ и КАВАЛЕРОМ во священника, за подписанием коего и грамоту имеет.
В семействе у него Жена Ольга Иванова Дети их Павел, Анастасия…
Диакон Феодор Петров Касицын, пономарский сын. По изсключении из среднего отделения Московской Семинарии, 1815го Года Декабря 25го дня посвящен к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы ПРЕОСВЯЩЕННЫМ АВГУСТИНОМ АРХИЕПИСКОПОМ МОСКОВСКИМ и КАВАЛЕРОМ во диакона… С 1832 Года Декабря за сумазбродное ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ доношение состоит под надзором благочинного. В 1833 Году 8 майя обязан подпискою, чтоб ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ не подавать на священнические места прошения. В 1835 Году состоял под следствием за подавание доношения ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ ПАВЛОВИЧУ о явлении Божия Матери, и был запрещен за нездравомыслие, а по окончании следствия в 1836 Году во второй половине майя был отослан в Саввиносторожевский монастырь для лучшего усмотрения нездравомыслия, и опять отдан под надзор благочинного…
Дьячек Василий Николаев Левитский, дьячковский сын… Пономарь Терентий Петров Казанцев, пономарский сын… Просвирня Наталия Иванова, вдова Рузской округи села Сляднева диакона.
Заштатные и сиротствующие:
Рузской округи церкви Рождества Пресвятыя Богородицы села Казанова умершего Священника Иоанна Михайлова жена вдова Параскева Петрова, дети ее: Михаил Розанов – в низшем отделении Спасо-Вифанской Семинарии обучается на казенном кочте, Мария, Екатерина…
О ПРИХОЖАНАХ ОЗНАЧЕННОЙ ЦЕРКВИ.
В селе Казанове Священнослужительских дворов 5, душ мужского пола 11, душ женского пола 16. В деревняъ Экономического ведомства крестьян:
В Шиткове 41 двор, душ мужского пола 231, душ женского пола 244 В Властьеве 14 дворов, душ мужского пола 80, душ женского пола 80 В Соснине 25 дворов, душ мужского пола 120, душ женского пола 150 В Таболове 31 двор, душ мужского пола 91, душ женского пола 112 В Сапегине 18 дворов, душ мужского пола 175, душ женского пола 178 В Иевлеве 30 дворов, душ мужского пола 174, душ женского пола 193 В Красикове 24 двора, душ мужского пола 134, душ женского пола 158 В Юрьеве 15 дворов, душ мужского пола 85, душ женского пола 89
В деревне Куликове вотчины Госпожи Анастасии Петровны Шереметевой, которая в оной жительства не имеет 10 дворов, душ мужского пола 46, душ женского пола 46
В сельце Васильевском вотчины Его Высокоблагородия Иоанна Васильевича Головина, который в оном не живет 20 дворов, душ мужского пола 35, душ женского пола 49
Итого 223 двора, душ мужского пола 1182, душ женского пола 1315
В деревне Властьеве Экономического ведомства раскольнических по безпоповщине 1 двор, 1 душа мужского пола, душ женского пола 4 Того ж ведомства в деревне Таболове 1 душа мужского пола Вотчины Госпожи Анастасии Петровны Шереметевой деревни Куликова 1 душа мужского пола, 1 душа женского пола В деревне Сапегине Экономического ведомства 1 душа женского пола
Итого 1 двор, душ мужского пола 3, душ женского пола 6.
/подписи членов причта и благочинного священника Матвея Матвеева/
А вот данные 1863 года: Шитьково — 68 дворов (около 800 человек), Соснино — 27 дворов, Таболова — 36, д.Куликова — 6, Сапегина 23, Ивлевой — 36, Красикова — 28, Юрьева — 18, Васильевское — 14, Казаново — 5.
Деревня Шитьково и соседнее село Казаново на карте Московской губернии Ф. Ф. Шуберта, 1860 г.
Протоиерей Дмитрий Касицын
В Ведомости упоминается диакон Феодор Касицын. В 1839 г. у него родился сын, Дмитрий Феодорович Касицын, будущий протоиерей, заслуженный профессор Московской Духовной академии, редактор-издатель журнала «Душеполезное чтение». Дмитрий Касицын первоначальное образование получил в духовном училище при Савино-Сторожевском монастыре, среднее – в Вифанской Духованой семинарии, где учился с 1854 по 1860 г., и высшее – в Московской Духовной академии. Оконочив в Академии курс наук по 1-му разряду, в 1864 г. он был определен в Виленскую Духовную семинарию преподавателем сначала патристики и греческого языка, а затем – логики, психологии и латинского языка. В 1867 г. Дмитрий Феодорович был возведен в степень магистра богословия и перемещен на должность бакалавра Московской Духовной академии по кафедре истории западной церкви, в 1869 г. преподавал в Академии новую церковную историю, в 1873 г. избран и утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1875 г. Касицын был командирован за границу с 15 июня 1875 г. по 156 августа 1876 г. для изучения на месте религиозной жизни западных государств. С преобразованием Академии в 1884 г. ему поручено было преподавание истории и разбора западных исповеданий. Как профессор, Дмитрий Феодорович за все время преподавания пользовался любовью слушателей-студентов, всегда обильно собиравшихся в его аудитории. Это вызвалось, с одной стороны, интересными оригинальными лекциями, которые Дмитрий Феодорович не читал по тетради, боясь утомить внимание студентов, но говорил и даже импровизировал, с другой – его неизменно теплым и искренно-доброжелательным отношением к студентам, весьма многие из которых продолжали и по окончании курса бывать у Дмитрия Феодоровича в доме и сохранили с ним непрерываемую связь до самой его смерти. Один из учеников Дмитрия Феодоровича так отзывался о нем, как о лекторе: «говорил он так, как будто бы и для него самого то, что он сообщал, было новостью, внезапно озарившею, вследствие чего от его лекций всегда веяло свежестью, жизнью, личною убежденностью оратора в непреложной истинности сообщаемого… Я слышал потом многих ораторов – и русских и иностранных, и французов и немцев. Между ними были в своем роде замечательные. Но Дмитрий Феодорович остается среди них оригинальным. Это своего рода – уникум».
В 1889 г. резолюцией митрополита Иоанникия от 20 августа Дмитрий Феодорович был определен священником московской Николаевской, что в Толмачах, церкви, на место своего тестя, протоиерея Василия Петровича Нечаева, который, лишившись супруги, принял пострижение с именем Виссариона и вскоре же получил епископский сан (епископ Костромской). Одновременно с этим от него перешел к его зятю и журнал «Душевнополезное чтение», и указом Святейшего Синода от 20 ноября 1889 г. о.Дмитрий Касицын был утвержден в звании редактора-издателя.
Отец Дмитрий не был новичком в духовных писаниях для журналов. Он долго сотрудничал в «Московских Ведомостях» при М.Н.Каткове, особенно до принятия священного сана, руководя всеми духовными вопросами, хотя писал и в других областях, также он поместил много статей, обычно не подписывая своего имени, на страницах «Душеполезного чтения». Приняв на себя новые многосложные обязанности по приходу и журналу уже в преклонном возрасте, он, однако, еще в течение 2 лет продолжал свою профессорскую службу в Московской Академии, а с 1890 г., избранный членом московского городского училищного совета, ревностно занимался также делом народного образования в Москве. В 1890 г. о.Дмитрий Касицын награжден камилавкой, в 1892 г. избран в действительные члены общества духовного просвещения, возведен в сан протоиерея, утвержден в звании заслуженного профессора Московской Академии и награжден золотым наперсным крестом. Как священник, о.Дмитрий Касицын отличался строгим отношением к своим пастырским обязанностям, всегда истово и с благоговением совершал богослужения и требы, особенное же внимание уделял делу исповедования своих духовных детей. Он много сделал для умственного и нравственного блага своих прихожан – открыл в приходе отдел Елизаветинского благотворительного общества, основал церковно-приходское попечительство, был одним из усердных членов – строителей местной церковно-приходской школы и (благодаря гг.братьям Лосевым, купившим библиотеку преосвященного Феофана Затворника и давшим для нее даровое помещение) открыл бесплатную библиотеку-читальню, куда пожертвовал значительную часть своих собственных книг.
Храм святителя Николая в Толмачах
Прихожанином храма святителя Николая в Толмачах был создатель художественной галереи Павел Михайлович Третьяков. Именно о.Дмитрий Касицын 4(16) декабря 1898 г. отпевал Павла Михайловича Третьякова в толмачевском храме. В этом же храме служил с 1867 по 1895 год диакон Феодор Соловьев, будущий старец Алексий Зосимовский (именно ему доверили вытянуть жребий с именем нового Патриарха в 1918 г.).
О.Дмитрий Касицын 12 лет стоял во главе журнала «Душеполезное чтение». Он придал журналу живость и разнообразие, и так хорошо поставил его, что журнал стал самым распространенным духовным журналом в России. Протоиерей Дмитрий Касицын иотличался высокой религиозной настроенностью, которая особенно сказалась при его кончине. Протоиерей Дмитрий Касицын скончался в ночь на 3 декабря 1901 г. и был погребен на Даниловском кладбище в Москве, где сам для себя приготовил заранее могилу. В храме святителя Николая в Толмачах память об отце Димитрие сохраняется и поныне, ему посвящено немало страниц в книге Ольги Четверухиной «Очерки по истории храма святителя Николая в Толмачах» упоминается и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Казанове (стр.42-43).
Первым священником после отмены крепостного права в 1861 году был Дмитрий Тихомиров, Алексей Чертков – пономарь и дьячек – Василий Левитский, диаконом был Петр Соловьев (точное время когда стал служить неизвестно, с 1872 по 1883 год, точное время когда перестал служить неизвестно). В таком составе проходили богослужения в храме Богородицерождественском с.Казанова до 1874 года, в этот год 23 мая умирает Алексей Чертков от чахотки в возрасте 53 лет. Новым пономарем становится — Михаил Покровский.
В 1867 году в храме были расписаны стены. В 1900 г. произведен ремонт храма: устроено духовое отопление, заменены новыми престол и жертвенник, перебран и вызолочен иконостас, возобновлена настенная живопись, на главах установлены новые кресты.
В 1877-78 гг. происходит смена священника, им становится Алексей Советов. В конце 1880-х Михаил Покровский становится псаломщиком, в 1895-97 — диаконом.
В 1896-97 гг. после практически 20-летней службы Алексея Советова священником становится Василий Любимов.
Священномученик Александр Покровский.
14 августа 1879 года в семье псаломщика Михаила Покровского родился сын Александр. В семье было шестеро дочерей и четыре сына, жили бедно, порой занимали хлеб в соседних деревнях. Дети помогали родителям по хозяйству: сеяли, убирали хлеб, косили и собирали сено, порой нанимались на работы к местному священнику или диакону.
Когда дети подросли и учились в семинарии, то часто не приезжали на рождественские и пасхальные каникулы домой из-за недостатка средств. Александр Покровский учился в земской школе, затем в Духовном училище в Волоколамске и, наконец, в Вифанской духовной семинарии, после окончании которой недолго учительствовал, а затем был рукоположен во диакона. В 1906 году Александр женился на девушке из духовного сословия Надежде Добровой.
С 1909 года отец Александр служил в храме св.Владимира в Старых Садех, в том же году родился первый сын Борис. Семья поселилась в доме рядом с храмом, который сохранился и доныне.
Вскоре на плечи диакона Александра легла забота о тяжело заболевшем отце и трех незамужних сестрах. В 1916 году в семье родилась дочь Ольга. В 1919 году отец Александр был рукоположен во священника и переведен в храм преподобной Елисаветы при Дорогомиловском кладбище.
В послереволюционные годы жить стало совсем тяжело и отец Александр вынужден был искать подработку. Ему пришлось потрудиться и дворником, и счетоводом, и статистиком по переписи населения.
В 1930 году для отца Александра начался путь на «первую голгофу». Он был осужден по ложному доносу и отправлен в Соловецкий концлагерь. После освобождения ему было запрещено жить в стокилометровой зоне Москвы и он уехал в Волоколамск, устроившись конюхом. В НКВД ему пригрозили: «Больше не служи!», супруга также уговаривала отказаться от служения, но отец Александр стал хлопотать о полученим священнического места, начав, таким образом путь к «второй голгофе».
В 1934 году отец Александр был направлен в Троицкую церковь села Ново-Никольского Шаховского района. В начале 1937 года он последний раз повидался с семьей. В Старосадский переулок в Москве он пришел пешком (это около 160 км), денег на проезд не было. В семье его сына Бориса родилась дочь, это была единственная внучка, с которой Александру Михайловичу довелось пообщаться. Печальным известием для него стало то, что под давлением НКВД его супруга ради спасения детей оформила развод и отказалась от фамилии мужа.
В конце сентября 1937 года отец Александр переехал в село Ново-Васильевское Лотошинского района, получив назначение служить в Покровской церкви.
Его предшественник на этом месте священник Дмитрий Розанов (ныне прославленный как священномученик), с которым отец Александр был знаком по семинарии, незадолго до этого был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Уже 12 ноября по такому же обвинению был арестован и сам отец Александр и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Свою вину он не признал, однако 23 ноября он был приговорен к расстрелу и 27 ноября расстрелян в Бутово. Протоиерей Александр Покровский был прославлен как священномученик 21 августа 2007 года.
Икона сщмч. Александра, находящаяся в храме св.Владимира в Старых Садех.
В 1880 году в семье псаломщика Михаила Покровского родился сын Петр, также ставший священником и пострадавший в советское время. В 1925 году был осужден за «неуплату налогов за церковь» на 6 месяцев принудительных работ. В 1930 году был приговорен к 1 год заключения. В 1933 году был приговорен по ст. 58-10 «сопротивление власти» на 5 лет заключения. После освобождения стал служить в церкви Иоанна Предтечи в селе Раменье Шаховского района Московской области. Жил в одном доме со священником Петром Никольским. 22 января 1938 года был арестован за «антиколхозную агитацию среди населения Лотошинского и Шаховского районов». Осужден тройкой УНКВД по Московской области 2 марта 1938 года, приговорен к расстрелу (Групповое дело П-61300). Принял мученическую кончину 14 марта 1938 г. на Бутовском полигоне, где и захоронен. Реабилитирован 29 мая 1959 г.
Архимандрит Филадельф (в миру Мишин Митрофан Петрович) родился 4 июня 1879 года в селе Трудки Покровского района Орловской области в крестьянской семье. В 1893 году окончил Церковно-приходскую школу села Трудки. Служил ратником в ополчении Русской Армии. В 1901 году был принят послушником в Параклитову Пустынь Троице-Сергиевой Лавры, где нес различные послушания, состоял при Серапионовой часовне.
В книге архимандрита Тихона (Агрикова ) «У Троицы окрыленные» есть глава «Свеча негасимая», посвященная архимандриту Филадельфу: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2154#part_26722
Также в середине 1920-х годов в Шитьково служил будущий схиигумен Савватий (Крутень).
В 1930-е годы храм был закрыт. Примерно в это же время исчезло и село Казаново.
Великая Отечественная война.
Во время Великой Отечественной войны Шитьково заняли немцы. Вот как описывает эти события Анастасия Бунакова, ученица 114-й школы г.Москвы, в сочинении «Как жители Москвы жили в годы войны», написанном к 65-летию Победы:
Эту историю мне рассказала моя двоюродная бабушка, когда началась война ей было 8 лет и она хорошо запомнила события, которые происходили в начале войны.
Воспоминания Тамары Ивановны Федуловой (Большаковой), записанные ее внуком Даниилом Федуловым:
Есть данные, что храм во время войны подвергался обстрелу. На обороте одной из фотографий храма 1940-х годов есть надпись:
В этой церкви 17/ХII-42 г сражался некий вони Красной Армии корректировщик огня один против карательного отряда немцев 4 танками 2 самоходки и 12 бронемашин. Потеряв около 15 человек убитыми и поврежденную самоходку немцы отошли.
Оборона Москвы Отечественной войны
(очевидно, что год 1942 указан неверно, правильно – 1941)
Около Шитьково есть братская могила, в которой похоронены воины 28-й и 35-й стрелковых бригад, погибшие в ноябре-декабре 1941 г. в ходе наступательных боев. 9 мая 1952 г. на могиле был установлен памятник.
Братское захоронение д. Шитьково Спасского сельского поселения
Волоколамского района Московской области Всего похоронено 14 чел., из них известны 11 чел., неизвестны 3 чел.
№ п/п | ФИО | Воинское звание | Год рождения | Дата гибели |
1. | Байраков Андрей Петрович | Мл. л-т | Нет данных | 00.12.41 |
2. | Белов Федор Максимович | Кр-ц | Нет данных | Нет данных |
3. | Клейманов П. Т. | Кр-ц | Нет данных | 20.12.41 |
4. | Климов Владимир Арсентьевич | Кр-ц | 1922 | 29.12.41 |
5. | Колесников Василий Михайлович | Политрук | 1907 | 00.12.41 |
6. | Михеев Алексей Гаврилович | Кр-ц | 1914 | 20.12.41 |
7. | Рясной Иван Аксентьевич | Кр-ц | 1915 | 15.11.41 |
8. | Таранцев Александр Иванович | Кр-ц | 1923 | 19.12.41 |
9. | Хотлинский И. П. | Кр-ц | 1918 | 14.11.41 |
10. | Чеберенков Андрей Егорович | Кр-ц | Нет данных | Нет данных |
11. | Якименко Яким Яковлевич | Нет данных | Нет данных | 14.11.41 |
Есть солдатская могила и в самой деревне. Другая братская могила находится у соседней деревни Соснино, там захоронено около 400 человек.
После войны в храме расположили молокозавод, а после его закрытия храм остался бесхозным и постепенно разрушался. Сохранилась фотография храма, сделанная на Троицу в начале 1960-х годов:
Только в 2010 году начались первые работы по восстановлению. По благословению митрополита Ювеналия летом у храма был открыт летний трудовой лагерь, в котором трудились прихожане Знаменского храма города Красногорска. Алтарная часть храма была отчищена от мусора, над храмом воздвигли временный деревянный крест. 3 июля 2010 г. настоятелем Знаменского храма протоиереем Владимиром Шафоростовым была отслужена первая за многие десятилетия Литургия, на которой вместе с участниками лагеря собралось и немало жителей окрестных деревень. Вот как вспоминала об этом участница лагеря Светлана Синицына, библиотекарь Знаменского храма Красногорска:
«Ранним июльским утром от Знаменской церкви г. Красногорска отошел автобус с группой прихожан во главе с настоятелем храма протоиереем Владимиром Шафоростовым. Ехали мы в Волоколамский район, и поездка эта была необычной.
Через 1,5 часа пути автобус останавливается. Вдалеке в куще деревьев виден храм. Нас встречает старший алтарник Знаменского храма Алексей Пушкин, возглавляющий передовой отряд наших молодых прихожан, приехавший сюда пятью днями раньше.
Дальше идём к храму пешком по пыльной дороге среди заброшенных незасеянных полей, которые оживляются только полевыми цветами среди бурьяна. И вот мы у храма. С трудом верится, чтобы всё, что мы увидели, можно было сделать всего за пять дней. Сразу по приезде, разбив палаточный лагерь, наши молодые прихожане, и одинокие и семейные с детьми, немедленно приступили к работе: очищению полуразрушенного четверика храма от битого кирпича и мусора. Дети, которые были в лагере вместе с родителями, получили замечательный пример жертвенного труда во славу Божию.
Пока мы всё осматривали, приехавшие с нами алтарники стали готовить алтарь к совершению Божественной литургии, а отец Владимир начал исповедь.
День был прохладный и пасмурный, сквозь раскрытую кровлю храма начал накрапывать дождик, в открытый дверной проём подул ветер. В храме было зябко и холодно.
Но вот всё готово к богослужению. И началась первая Божественная литургия в храме Рождества Пресвятой Богородицы после его разрушения и осквернения.
Во время Херувимской песни дождь прекратился, вдруг выглянуло солнце и стало явно ощущаемым благоухание цветущих вокруг храма огромных лип.
Это была необычная для наших прихожан литургия в полевых условиях. Почти все молящиеся за этой литургией причастились Святых Христовых Таин. Забыть такое богослужение невозможно.
А начиналось всё так.
13 декабря прошлого года настоятель Знаменского храма г. Красногорска протоиерей Владимир Шафоростов провёл встречу с молодыми прихожанами, желающими войти в молодёжную организацию прихода. Тогда же молодые люди попросили дать им хорошее большое дело, которое объединило бы всех. Отец Владимир предложил молодёжи помочь возрождению из руин храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шитьково (бывшее Казаново) Волоколамского района.
Первая поездка к разрушенному храму состоялась еще 4-го января нынешнего года. Помолившись среди занесенных снегом руин храма, решили с Божией помощью организовать летом молодёжный трудовой лагерь, чтобы начать возрождение поруганной святыни.
По благословению митрополита Ювеналия и при поддержке администрации Красногорского района и благотворителей Знаменского храма 30-го июня православный трудовой лагерь близ Богородице-Рождественской церкви был открыт. Отслужив молебен пред началом доброго дела, освятили временный деревянный крест. А на следующий день в очищенном от битого кирпича и мусора четверике храма впервые после более чем семидесятилетнего перерыва была совершена Божественная литургия. Слава Богу, что вместе с братией Знаменского храма за литургией молились и причащались Святых Христовых Таин несколько местных жителей. Узнав о богослужении в разрушенной церкви, жители окрестных деревень Власьево, Соснино и Шитьково стали подходить к храму, расспрашивать о возможности помочь в его восстановлении, предлагать свою помощь. Какая бы дорога ни вела к храму, но души идущих по ней пробуждаются.
Вот и инициативная группа местных жителей во главе с Сергеем Семёновым обратилась к благочинному церквей Волоколамского округа с просьбой о создании православной общины при храме Рождества Богородицы.
По благословению благочинного протоиерея Константина Попова 15-го августа здесь были совершены водосвятный молебен, крестный ход и панихида. По милости Божией вместе с протоиереем Андреем Табаченковым, настоятелем Никольского храма села Амельфино Волоколамского района, молились уже около шестидесяти жителей окрестных сёл.
28-го августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, отец Андрей вновь отслужил молебен и панихиду в этой церкви. Стоит она на возвышенном месте, а окрестные сёла расположены на значительном от неё расстоянии. И, вероятно, по причине непрекращающегося дождя с порывистым ветром, а главное труднопроходимых глинистых дорог, местных жителей на сей раз было меньше тридцати человек, но еще столько же было и нас, прихожан Знаменского Храма. Мы привезли в дар храму большую писаную икону Богородицы «Нечаянная радость» и напольный подсвечник к ней. От шоссе, где нам пришлось оставить машины, так как дорогу через поле к храму развезло, икону и подсвечник несли на руках.
Тем же путём икона после богослужения была препровождена в Никольский храм села Амельфино, где она будет пребывать до тех пор, пока, по милости Божией, не появится возможность её пребывания в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Даст Бог, и в этом доме Божием возродится литургическая жизнь.
Теперь, вспоминая о пребывании в трудовом лагере, Наталья Пушкина рассказывает: «Когда впервые за последним поворотом дороги мы увидели сиротливо стоящий в зарослях разрушенный храм, замерла душа. Мелькнула мысль: «Что можем сделать мы, десяток прихожан, вооруженных кирками и лопатами, когда враг почти век разрушал обитель Божию?». К тому же в лагере собрались люди, не имеющие ни строительных профессий, ни опыта проживания в полевых условиях. Казалось, всё было против нас: палящее солнце днём и холодный туман ночью, не прекращающиеся ни днём, ни ночью налёты туч слепней, комаров и мошек и отсутствие поблизости воды. Но Господь всё устроил по Своему Промыслу. И взрослые, и дети, которых в лагере была добрая половина, с молитвой и Божией помощью адаптировались к непривычным условиям. Уставали, конечно, но удовлетворение от труда во славу Божию перекрывало физическую немощь. Зато совместная жизнь в палаточном лагере и нелёгкий труд над освобождением святыни от поругания помогли понять, что мы одна настоящая православная любящая семья. А приезд «в гости» прихожан нашего храма, Божественная литургия и общая трапеза, стали торжеством православия на маленьком кусочке Волоколамской земли.
Регент мужского хора Знаменского храма Алексей Пушкин вспоминает: «Когда подготовив лагерь к прибытию основной группы, я встречал прихожан нашего храма во главе с отцом Владимиром, батюшка, расспрашивая о трудностях, как бы невзначай спросил: «Радость-то есть в сердце?» Тогда я ответил, что нам пока не до радости. И это было правдой. Уставали так, что не было сил словечком перемолвиться. И даже литургия прошла для меня как-то привычно. Вроде служишь как обычно – только в развалинах, где вокруг обломки кладки стен, а из оконных проёмов видны заросли крапивы. Да еще Херувимскую поешь вместе с птичьими голосами, а вместо алтарной преграды – пустота. Молящиеся, певчие и тут же алтарники и батюшка пред импровизированным престолом, и молитва и … Чаша! И только позже я осознал, что у нас в храме замечательная община, и по вере этих простых удивительных людей совершается чудо – преображается храм, преображается и место, где он находится. И это действительно так. Уезжая из Шитькова, оглянувшись, я еще раз оглядел окрестности. Храм как будто вырос, распрямился, поднялся над землей, и всё вокруг ожило. И село кажется не таким унылым, и поля, и дороги … И только по пути домой в сердце начала проникать тихая-тихая радость. Как будто ты совершил маленькое, но по-настоящему доброе дело».http://www.mepar.ru/news/2010/08/31/8695/
Как уже было сказано в воспоминаниях Светланы Синицыной, после закрытия лагеря храм в Шитьково был приписан к храму святителя Николая в Амельфино, настоятелем которого в то время был протоиерей Андрей Табаченков. В августе – ноябре 2010 г. в Шитьково было отслужено несколько молебнов, начали собираться исторические сведения о храме. Весной 2011 года в министерстве культуры Московской области было оформлено охранное обязательство на храм, являющийся памятником архитектуры регионального значения, осенью начались противоаварийные работы.
В сентябре 2012 года протоиерей Андрей Табаченков был переведен в Михаило-Архангельский собор города Бронницы, настоятелем храма святителя Николая в Амельфино и нашего храма, как приписного к Амельфинскому, был назначен протоиерей Владимир Митякин, а затем протоиерей Константин Попов.
Осенью 2014 года благочинный Волоколамского округа игумен Серафим (Николин) благословил совершать богослужения в Шитьково настоятелю Никольского храма в Матрёнино (этот храм — ближайший к Шитьково) священнику Никите Митякину. Это особенно символично, ведь именно в Матрёнино бывал у своих духовных чад архимандрит Филадельф, о котором мы уже упоминали в этой статье. Впервые удалось отслужить молебен в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, на который собралось 60 человек! (день был воскресный, были гости из Москвы и Красногорска).
В мае 2015 года отец Никита был переведен в Преображенский храм села Спас, а в Матрёнино назначен священник Павел Роввин. В августе 2015 года в Шитьково были отслужены три молебна, впервые за многие годы освящали мёд и плоды.
Воодушевленные прихожане своими силами уложили в низине по дороге к храму две трубы, дорога в этом проблемном месте была укреплена битым кирпичом. В самом храме наконец-то была демонтирована временная стенка, построенная во времена молокозавода и занимавшая место иконостаса. Территория вокруг храма была выровнена с помощью бульдозера. Силами Дружины деревни Шитьково, созданной Даниилом Федуловым была перекрыта кровля над алтарем.
На престольный праздник вновь был молебен, приезжали гости из Москвы и Красногорска, один из гостей, фотограф Рамон Гонсалес из Москвы написал об этом празднике заметку, опубликованную в приходском календаре московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (Рамон является прихожанином этого храма).
Престольный праздник вдохновил прихожан храма, вскоре у северного входа появилось крыльцо, возведенное стараниями Александра из Соснино и его помощников. 17 октября в Шитьково приезжали волонтеры из МИРЭА: Даниил Федулов (житель Шитьково и организатор поездки), Денис и Наталия. Ребята приехали на электричке и первым делом посетили мемориал Героев-Панфиловцев в Дубосеково, где сотрудница музея провела краткую экскурсию. В храме с помощью гостей и главного организатора работ Михаила Яковлевича Журавлева удалось вставить временные окна в алтаре и четверике храма, вырубить кустарники и немного убрать территорию вокруг храма.
14 ноября 2015 года Шитьково посетила молодежная организация храма свт.Николая в Толмачах, храма, «родственного» по протоиерею Димитрию Касицыну. Утром гости из Москвы приехали в Дубосеково, возложили цветы к памятнику Героев-Панфиловцев, после чего одна группа пошла в Шитьково пешком, а вторая поехала к храму готовиться к молебну и встрече путешественников. В тот день в храме был отслужен молебен святителю Николаю, потом состоялась трапеза, ели приготовленную на костре в котелке кашу. Прихожане из Шитьково рассказали гостям о истории храма, дети из Москвы в ответ сделали несколько сообщений о Толмачевском приходе. Читали стихи Александра Солодовникова, в ответ на которые местный поэт Владимир Зуев прочел свои стихи.
30 апреля 2016 года, в Великую Субботу, у храма впервые за многие десятилетия прошло освящение куличей, пасок и яиц. А в самый день Светлого Христова Воскресения в нашем храме был молебен и крестный ход!
17 сентября 2016 года наш храм посетили родственники священномученика Александра Покровского, впервые побывавшие на родине своего деда, прадеда и прапрадеда. Был отслужен молебен священномученику Александру. 2 и 16 октября в храме вновь трудились студенты МИРЭА, чьи трудовые выезды стали традиционными.
В 2018г. были возобновлены противоаварийные работы по консервации храма. Наружные стены храма освобождены от растительности и навалов мусора. По завершении 2018 года силами прихожан были завершены работы по укладке полов, установлена алтарная преграда и покрыта крыша на колокольне.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о красоте храма Рождества Пресвятой Богородицы в Шитьково и его окрестностей, которая привлекает сюда немало паломников, многие размещают фотографии этого удивительного места в интернете. Эта красота привлекла и режиссера Александра Борисовича Стефановича, храм можно увидеть в сериале «Кураж». А у волоколамского поэта Владимира Зуева есть строки, родившиеся в поле у храма:
Посреди ромашек
Полем я иду.
Щебетанье пташек
Слышно за версту.
Ветерок ласкает
Белые цветы.
Нет прекрасней края,
Где родился ты.
Речка вдаль петляет,
Мило всё окрест.
В небесах сияет
Колокольни крест…
Это стихотворение поэта, не раз бывавшего в этом храме, обращено к будущему, пока еще крест установлен лишь над четвериком, а колокольня, да и весь храм еще ждут восстановления былого благолепия. Но мы верим, что с Божией помощью храм будет восстановлен!