храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Собор Рождества Божией Матери

Cобор Рождества Богородицы

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа.

Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.

Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.

Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.

После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.

На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х гг.

Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого.

В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.

К 600-летию обители работы в храме велись под руководством музейного реставратора 1 категории С.П. Лосева.

Архитектурная реставрация уникального памятника раннемосковского зодчества велась под руководством архитекторов В.И. Федорова, Л.К. Россова (восстановлено позакомарное покрытие собора на рубеже 1960–70-х гг.) и В.М. Пустовалова.

К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен. Работы в интерьере храма по восстановлению иконостаса, устройству новой раки и сени велись архитекторами монастыря Т.Н. Кудрявцевой и послушницей Ириной Тимофеевой под руководством о. Гурия.

22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и Преподобный слышит мольбы каждого — случаи чудотворений не прекращаются и по сей день.

В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.

Литература:
Вереш С.В. Мастера иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. М.: Издательство Зебра Е; Звенигород: Саввино-Сторожевский монастырь, 2007.

Кондрашина В.А. Сокровища Звенигородского музея. Каталог. /М/, /1991/.

Кондрашина В.А. Иконостас Саввино-Сторожевского монастыря работы царских
изографов середины XVII в.// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 387–405.

Лосев С.П. О реставрации в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 88–89.

Мельниченко А.Л. Реставрация иконостаса середины XVII века Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 84–87.

Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.

Огнев Б.А. Московское зодчество конца XIV и первой четверти XV столетия.

Диссертация// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008 (Глава II. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). С. 277–311.

Палкина Д.Ю. Аргументы в пользу передатировки собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008. С. 13–26.

Пустовалов В.М. Основные этапы строительства Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 323–347.

Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.

Яснова Л.Ю. Об истории реставрации настенной живописи и икон 1650-х годов в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря: 1959–1979 годы// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 406–412.

Источник

Собор Рождества Божией Матери

Cобор Рождества Богородицы

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405 гг.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа.

Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки.

Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.

В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.

Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.

Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в.

После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна — осень) 1649 г.

На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г.
Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х гг.

Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого.

В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.

К 600-летию обители работы в храме велись под руководством музейного реставратора 1 категории С.П. Лосева.

Архитектурная реставрация уникального памятника раннемосковского зодчества велась под руководством архитекторов В.И. Федорова, Л.К. Россова (восстановлено позакомарное покрытие собора на рубеже 1960–70-х гг.) и В.М. Пустовалова.

К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен. Работы в интерьере храма по восстановлению иконостаса, устройству новой раки и сени велись архитекторами монастыря Т.Н. Кудрявцевой и послушницей Ириной Тимофеевой под руководством о. Гурия.

22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и Преподобный слышит мольбы каждого — случаи чудотворений не прекращаются и по сей день.

В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.

Литература:
Вереш С.В. Мастера иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. М.: Издательство Зебра Е; Звенигород: Саввино-Сторожевский монастырь, 2007.

Кондрашина В.А. Сокровища Звенигородского музея. Каталог. /М/, /1991/.

Кондрашина В.А. Иконостас Саввино-Сторожевского монастыря работы царских
изографов середины XVII в.// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 387–405.

Лосев С.П. О реставрации в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 88–89.

Мельниченко А.Л. Реставрация иконостаса середины XVII века Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Православное искусство и Саввино-Сторожевский монастырь. Материалы научных конференций, посвященных 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, 17 декабря 1997 и 22 сентября 1998 г. Звенигород, 1998. С. 84–87.

Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.

Огнев Б.А. Московское зодчество конца XIV и первой четверти XV столетия.

Диссертация// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008 (Глава II. Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). С. 277–311.

Палкина Д.Ю. Аргументы в пользу передатировки собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря// К 600-летию Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Сост. Е.А. Белов. М.: «Лето», 2008. С. 13–26.

Пустовалов В.М. Основные этапы строительства Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 323–347.

Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.

Яснова Л.Ю. Об истории реставрации настенной живописи и икон 1650-х годов в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря: 1959–1979 годы// Звенигород за шесть столетий. Сборник статей/ Под ред. В.А. Кондрашиной, Л.А. Тимошиной. М.: УРСС, 1998. С. 406–412.

Источник

Саввино-Сторожевский монастырь

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Для паломников и туристов обитель открывается в 6:00, а закрывается после
окончания вечерней службы.

Добираться до обители можно как на своем транспорте, так и на общественном:

История монастыря

Монастырь в Звенигороде начал свою историю в далеком 1398 году. Основал его ученик преподобного Сергия Радонежского, инок Савва, духовник семьи князя Дмитрия Донского (жены Евдокии и сына Юрия). Когда умер Дмитрий Донской, его сын Юрий стал княжить в Звенигороде. Новый звенигородский князь и поручил своему духовнику основать обитель на горе Стороже, где открывается прекрасный вид на слияние двух рек: Сторожку и Москву-реку.

Сначала была возведена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, затем не далеко от нее Савва выкопал скит, где он уединился для молитвы и поста. Зная о его молитвенных подвигах, к нему стало приходить все больше братии, монастырь рос на глазах.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Преподобный Савва Сторожевский — один из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. Был духовником сына Дмитрия Донского князя Юрия, и по его просьбе основал в Звенигороде обитель, которая впоследствии стала называться Саввино-Сторожевским монастырем. За подвижническую жизнь Господь удостоил его дара прозорливости. Преподобный считается чудотворцем, много чудес исцеления и помощи происходит от его мощей. Также Святой много раз являлся людям и помогал им.

Обитель много претерпела в годы польско-литовской интервенции: ее поджигали и обворовывали. Обитель любил посещать царь Иван Грозный со своей женой Анастасией и сыном Федором. В годы царствования Михаила Федоровича обитель стала возрождаться.

Период расцвета

В период правления Алексея Михайловича Саввино-Сторожевский монастырь стал преображаться на глазах: менее чем за десять лет обновили Рождественский собор, расписывали стены храма известные московские иконописцы. Стали возводить новые храмы, хозяйственные сооружения, и у обители появились огромные крепостные стены, царские палаты и башни. Царь делает монастырь своей резиденцией и присваивает ей почетный статус Лавры, который был первым в истории русских обителей. В это время произошло обретение мощей святого основателя монастыря и в память об этом был отлит Благовестный колокол.

По указу царя была проложена дорога от Москвы до самой обители, которая стала именоваться Звенигородским трактом, также ее ещё называли Царский путь и Дорога царей богоизбранных. По ней совершали паломничества к мощам преподобного русские монархи и князья. Сейчас она называется
Рублево-Успенским шоссе. В XVIII веке положение монастыря утратилось, но его продолжали посещать царственные особы.

В годы отечественной войны 1812 года для всенародного поклонения и для защиты от врагов вывозились святыни: Владимирская и Иверская иконы Божией Матери. И после боя под Звенигородом, когда французы заняли монастырь, они его все же не тронули: одному из их полководцев явился преподобный Савва и велел оставить монастырь в покое.

Период запустения

В 1918 году по приказу местных властей в монастыре произошла конфискация церковного имущества, насельники пытали противостоять этому, не отдавали мощи преподобного Саввы, но все же этого не удалось избежать, они были конфискованы, монахи арестованы и монастырь закрыт.

В 1941 году во время войны монастырь очень пострадал: был разбит 35-тонный Благовестный колокол, звон которого был слышен в Москве (благодаря ему город и назвали Звенигород). Уже в XXI веке была сделана его копия.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

В советское время здесь были и воинская часть, и санаторий, и музей. В церкви Рождества Богородицы не пострадали только верхние ярусы иконостаса, все остальное было разграблено.

XX век

9 февраля 1995 года Администрация Московской области и Московский патриархат подписали договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и Саввино-Сторожевским мужским монастырём некоторых зданий обители. Монастырь стал ставропигиальным.
В 1995 году монастырь снова открылся. В 1998 году, на праздновании 800-летия обители патриархом Алексием II были возвращены мощи преподобного и положены в соборе Рождества Богородицы. Также там были отреставрированы древние настенные росписи. В 2006 году открыли памятник основателю
монастыря.

Современное состояние

Сейчас обитель насчитывает 50 монахов. В 2007 году был торжественно открыт памятник основателю монастыря. Обитель славится своим вкуснейшим квасом, который настаивается на изюме.

Архитектура и ансамбль монастыря

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

К счастью, Саввино-Сторожевский монастырь обошла стороной участь большинства русских обителей в начале XX века. И сейчас он выглядит так же, как выглядел при царе Алексее Михайловиче:

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Святыни и реликвии монастыря

Главной святыней обители по праву являются мощи ее основателя преподобного
Саввы. Они находятся в главном соборе. Также в монастыре находится Крест-мощевик и ковчеги-мощевики с множеством частиц мощей и камнями от Гроба Господня и Голгофы и другими святынями.

Могила старца Симеона. В народе его называли «Семенушка». Праведник вел благочестивую христианскую жизнь, принял на себя подвиг юродства. Источник преподобного Саввы Сторожевского.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Находится вне монастырских стен, около скита. Скит был построен на месте пещеры, выкопанной самим Саввой, где он жил и молился. В настоящее время, как и раньше, в скиту живут монахи. На источнике можно набрать благодатной водицы, а в купели искупаться.

Чудотворные иконы

В обители есть несколько чудотворных икон с частицами мощей святых: вмч. Пантелеимона, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, прмч. Елисаветы, блаженной Матроны Московской, святителя Спиридона Тримифунтского (с тапочком, привезённая с острова Корфу).
Информация для паломников и туристов

Адрес монастыря: город Звенигород Одинцовского района, Городок, 5. Телефоны обители: 93-37-978 — приемная (код 495), (903)-27-40-121 — паломническая служба, (963)-64-03-700, (495)-99-29-418 — монастырская гостиница.

Как добираться

Добираться до обители можно как на своем транспорте, так и на общественном:

Где остановиться

При обители есть трехэтажная гостиница, рассчитанная на пятьдесят человек. Комнаты разной вместимости: на одного, двух, трех, четырех и одна комната на шесть человек. Есть номера как эконом-класса, так и люксовые.

За пребывание детей в гостинице платить не нужно, они размещаются вместе с родителями. Запрещается привозить с собой животных. Также рекомендуется бронировать места заранее.

Паломническая служба монастыря

Для гостей обители паломническая служба разработала 2 экскурсионных маршрута. Первый короткий и включает в себя знакомство с архитектурой монастыря, посещение храмов, крепости и колокольни. Маршрут длится 1,5 часа. Второй длинный и включает в себя не только монастырь, но и звенигородский кремль, скит святого Саввы и источник. Тем, кто решил воспользоваться услугами паломнической службы, желательно связаться с ней заранее.

Паломническая служба работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:00.

Для паломников и туристов обитель открывается в 6:00, а закрывается после окончания вечерней службы.

Таблица 1. Расписание богослужений в обители

ДеньНазвание богослуженияНачало
Будние дниПолуношница, молебен

Часы, Божественная Литургия, Акафист Савве Сторожевскому

Всенощное бдение6.00

17.00СубботаПолунощница, молебен

Часы, Божественная Литургия, Акафист Савве Сторожевскому

Всенощное бдение6.00

17.00Воскресенье и праздникиРанняя Литургия,

Поздняя Литургия, Акафист Савве Сторожевскому

График работы Купальни: ежедневно с 7.00 и до:

В понедельник купальня закрывается раньше на час.

Тем, кто решил посетить святую обитель, не стоит забывать, что это действующий монастырь, в котором действуют строгие правила поведения. Одежда и внешний вид должны быть максимально скромными (мужчинам запрещено ходить в шортах, женщины не должны быть в брюках и с непокрытой головой). Вести себя нужно также благоговейно и скромно. Снимать фото и видео можно только здания снаружи.

Видео

Документальный фильм «Саввино-Сторожевский монастырь», снятый студией «Неофит». В нем известный православный историк и публицист Николай Державин рассказывает всю правду об истории монастыря.

Источник

Святыни Подмосковья. Звенигород

В самом назва­нии это­го горо­да слы­шит­ся радост­ный пере­звон коло­ко­лов, празд­нич­ный гул вос­крес­ной ярмар­ки и блеск на солн­це золо­тых купо­лов. И небо, обра­ти­те вни­ма­ние! Голубое-голубое.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Элек­трич­ка от Бело­рус­ско­го вок­за­ла идёт час два­дцать. Мель­ка­ют за окном ели, сос­ны. «Хлю­пи­но», «Малые Вязё­мы», «Жаво­рон­ки», – про­бе­га­ют мимо стан­ции с милы­ми рус­ски­ми назва­ни­я­ми. По ваго­нам ходит бая­нист со сво­и­ми неза­мыс­ло­ва­ты­ми наигрышами.

Авто­бус № 23 – имен­но на него нуж­но сесть, если Вы хоти­те дое­хать до мона­сты­ря – отправ­ля­ет­ся от желез­но­до­рож­ной стан­ции и про­хо­дит через весь Зве­ни­го­род, пет­ляя по его узким улоч­кам. Город на хол­мах, низ­ко­этаж­ный, уют­ный. По сути, то, что сей­час явля­ет­ся горо­дом – это посад, посе­ле­ние, неко­гда раз­рос­ше­е­ся у стен зве­ни­го­род­ско­го крем­ля, осно­ван­но­го еще в XII веке Юри­ем Дол­го­ру­ким – в одно вре­мя с Москвой.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке

Что­бы попасть в место, с кото­ро­го начи­нал­ся Зве­ни­го­род, нуж­но попро­сить кон­дук­то­ра или води­те­ля «оста­но­вить на Город­ке». Собор Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы на Город­ке – это неболь­шой бело­ка­мен­ный храм с одним купо­лом. Стро­и­ли его мос­ков­ские масте­ра где-то на рубе­же XIV и XV веков. Древ­ний. Таких древ­них хра­мов сохра­ни­лось мало – вот, напри­мер, Тро­иц­кий собор в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре, или собор Неру­ко­твор­но­го Спа­са в Спа­со-Анд­ро­ни­ко­вом мона­сты­ре (в Москве). Все они свя­за­ны с име­на­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия и его уче­ни­ков – пре­по­доб­ных Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го и Анд­ро­ни­ка Московского.
храм рождества пресвятой богородицы звенигород

К Успен­ско­му собо­ру на Город­ке нуж­но под­ни­мать­ся: сна­ча­ла по желез­ной кова­ной лест­ни­це, потом — в гор­ку. По обе сто­ро­ны доро­ги – ого­ро­ды, дере­вян­ные избы. Так все, навер­ное, и было 7 веков назад – изго­ро­ди, под­сол­ну­хи, куры-гуси во дворах.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Рестав­ра­ци­он­ные леса, нако­нец, сня­ли, и теперь бес­пре­пят­ствен­но мож­но полю­бо­вать­ся тво­ре­ни­ем древ­них зод­чих, кото­рые в камне сла­ви­ли Господа.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Навер­ху, по пери­мет­ру апси­ды – полу­круг­ло­го высту­па – вьет­ся камен­ный орна­мент, опо­я­сы­ва­ю­щий фасад собора.

Когда захо­дишь внутрь, гла­за долж­ны попри­вык­нуть к сумра­ку собо­ра, что­бы раз­гля­деть сохра­нив­ши­е­ся фрес­ки XIV века. Вот ангел вру­ча­ет сви­ток с мона­ше­ским обще­жи­тель­ным уста­вом пре­по­доб­но­му Пахо­мию. Повы­ше – свя­тые вра­чи Флор и Лавр. А вот пре­по­доб­ный Вар­ла­ам бесе­ду­ет с индий­ским царе­ви­чем Иоаса­фом. А если запро­ки­нуть голо­ву, то там, в бара­бане купо­ла – про­рок Даниил.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Лик Спа­са Все­дер­жи­те­ля (“Рус­ский Спас”), хоро­шо извест­ный нам, ока­зы­ва­ет­ся, был обна­ру­жен в 1918 году здесь же, в Успен­ском собо­ре. Вме­сте с ико­на­ми архан­ге­ла Миха­и­ла и апо­сто­ла Пав­ла, образ хра­нит­ся сей­час в Тре­тья­ков­ской гале­рее. Не было у ико­но­пис­цев обы­чая под­пи­сы­вать свои тво­ре­ния – кто я такой, все­го лишь кисточ­ка в Божи­их руках – пото­му-то чаще все­го и не зна­ем мы, кто писал ту или иную ико­ну. Но Спас Все­дер­жи­тель с боль­шой веро­ят­но­стью напи­сан рукой Андрея Рублева.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Саввино-Сторожевский монастырь

… Пово­рот в мона­стырь — здесь нуж­но вый­ти из авто­бу­са. Идти неда­ле­ко, но в гору. Пеший подъ­ем мож­но рас­тя­нуть минут на 10.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Сквозь дере­вья беле­ют камен­ные сте­ны оби­те­ли, с круг­лы­ми баш­ня­ми, бой­ни­ца­ми – как у кре­по­сти. Ведь мона­сты­ри-то рань­ше и были кре­по­стя­ми, часто выпол­ня­ли обо­ро­ни­тель­ную функцию.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Любил это место царь Алек­сей Михай­ло­вич Тишай­ший. Как-то во вре­мя охо­ты в окрест­но­стях мона­сты­ря встре­тил­ся он с мед­ве­дем, и не ока­за­лось рядом нико­го из госу­да­ре­вых людей. По пре­да­нию, из чащи вдруг вышел ста­рец и усми­рил дико­го зве­ря. «Кто ты?», – спро­сил Алек­сей Михай­ло­вич. «Сав­ва», – отве­тил монах и так же неожи­дан­но скрыл­ся, как и появился.
С тех пор царь регу­ляр­но при­ез­жал сюда, даже постро­ил себе здесь рези­ден­цию – цар­ский дво­рец и цари­цы­ны пала­ты, где сей­час рас­по­ла­га­ют­ся соот­вет­ствен­но палом­ни­че­ская служ­ба и музей. Уче­ные гово­рят, что эти бело­ка­мен­ные цар­ские пала­ты – один из самых зна­чи­тель­ных памят­ни­ков граж­дан­ско­го зод­че­ства сере­ди­ны-кон­ца XVII века.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Окна цар­ской свет­ли­цы, навер­ное, выхо­ди­ли на луга…

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

А в поко­ях, где когда-то оста­нав­ли­ва­лась Мария Ильи­нич­на Мило­слав­ская, супру­га Алек­сея Михай­ло­ви­ча, теперь рас­по­ла­га­ют­ся экс­по­зи­ции и выстав­ки Зве­ни­го­род­ско­го исто­ри­ко-архи­тек­тур­но­го и худо­же­ствен­но­го музея. Израз­цо­вые «мурав­ле­ные» печи, мебель бояр­ская, кокош­ни­ки и серь­ги – чего-чего там толь­ко нет! В музее мож­но про­быть и час, и два.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Рождественский собор монастыря

Пер­во­на­чаль­но на месте это­го хра­ма в 1398–99 году была воз­двиг­ну­та дере­вян­ная цер­ковь. Вокруг – мож­но себе пред­ста­вить – воз­вы­ша­лись такие же дере­вян­ные кельи, мона­стыр­ские построй­ки. Но уже через несколь­ко лет, в 1404–1405 гг., по ука­зу кня­зя Юрия и на его сред­ства начи­на­ет­ся стро­и­тель­ство бело­ка­мен­но­го собо­ра в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Белый камень добы­вал­ся неда­ле­ко от этих мест – в вер­хо­вьях Москва-реки.

При­мер­но в это же вре­мя, по при­гла­ше­нию кня­зя Юрия Зве­ни­го­род­ско­го, Сав­ва остав­ля­ет Тро­иц­кую оби­тель в Сер­ги­е­вом мона­сты­ре, где он был на тот момент игу­ме­ном, и при­хо­дит в Зве­ни­го­род, что­бы окорм­лять мест­ную братию…

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Захо­жу в полу­мрак собо­ра. Вечер­нее бого­слу­же­ние, чита­ют кафиз­мы. Спо­кой­но, мирно.

Наста­ви мя, Гос­по­ди, на путь Твой, и пой­ду во истине Тво­ей; да воз­ве­се­лит­ся серд­це мое боя­ти­ся имене Твоего…

В хра­ме тем­но, лишь огонь­ки све­чей. Под купо­лом через окон­ца льет­ся вечер­ний свет, загля­ды­ва­ет послед­ний закат­ный луч. С бал­ко­на поёт муж­ской хор: «Свя­тей­ший вла­ды­ка, бла­го­сло­ви», – Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ская оби­тель – став­ро­пи­ги­аль­ный мона­стырь.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Рас­по­ло­же­ние глав­ной свя­ты­ни оби­те­ли, мощей пре­по­доб­но­го Сав­вы – спра­ва от ико­но­ста­са, под рез­ной золо­той сенью. Когда-то сень была дубо­вой, потом – сереб­ря­ной; рядом были осо­бо почи­та­е­мые Сав­вой обра­за, теп­ли­лись неуга­си­мые лам­па­ды. После рево­лю­ции мощи пре­по­доб­но­го были кон­фис­ко­ва­ны, а 22 авгу­ста 1998 года тор­же­ствен­но воз­вра­ще­ны в обитель.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Остать­ся пере­но­че­вать в гости­ни­це при мона­сты­ре – это зна­чит мно­гое. Напри­мер, мож­но спо­кой­но вый­ти после вечер­ней служ­бы, не спе­ша прой­тись по тер­ри­то­рии мона­сты­ря. Дой­ти до смот­ро­вой пло­щад­ки, кото­рая за сте­на­ми оби­те­ли, с юго-запад­ной сто­ро­ны. Мона­стырь нахо­дит­ся на хол­ме, под кото­рым течёт реч­ка Сто­рож­ка. Это от сло­ва «сто­ро­жить», ведь и мона­стырь назы­ва­ет­ся Сто­ро­жев­ским. Рас­по­ло­жил­ся он запад­ным фор­по­стом мос­ков­ско­го кня­же­ства, слов­но сто­рож Москвы.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

В пол­де­вя­то­го спус­ка­ют­ся сумер­ки, и в это вре­мя бра­тия идёт с крест­ным ходом вокруг стен оби­те­ли, с ико­на­ми, кроп­ле­ни­ем свя­той водой и пени­ем «Свя­тый Боже».

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

В этот час нет наро­да и у колод­ца Сав­вы. Мож­но спу­стить­ся по дере­вян­ной лест­ни­це (спуск про­дол­жи­тель­ный, собьешь­ся со сче­та сту­пе­нек), умыть­ся водою из источника.

Рядом с колод­цем рас­по­ло­же­но рыб­ное мона­стыр­ское хозяйство.

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Толь­ко зано­че­вав в мона­сты­ре, есть воз­мож­ность попасть на ран­ний брат­ский моле­бен, кото­рый в Сав­в­ви­но-Сто­ро­жев­ской оби­те­ли начи­на­ет­ся в 6 утра. После него откры­ва­ет­ся стек­ло над моща­ми и мож­но при­ло­жить­ся к гла­ве преподобного.

…Пре­по­доб­ный Сав­ва при­нял постриг от пре­по­доб­но­го Сер­гия, «игу­ме­на рус­ской зем­ли», и так же, как его учи­тель, явил собой обра­зец крот­кой и сми­рен­ной жиз­ни. Как гово­рит­ся в житии, «всем казал­ся про­стым и ниче­го не знав­шим, хотя муд­ро­стью пре­вос­хо­дил мно­гих мня­щих быть мудрыми».

Скит преподобного Саввы Сторожевского

храм рождества пресвятой богородицы звенигород

Над пещер­кой Сав­вы – местом его уеди­не­ния и непре­стан­ной слез­ной молит­вы – сей­час нахо­дит­ся мона­стыр­ский скит с хра­мом в его память. Скит обра­зо­вал­ся в 60–70 гг. XIX века сила­ми свт. Фила­ре­та (Дроз­до­ва), насто­я­те­ля Сав­ви­на мона­сты­ря епи­ско­па Дмит­ров­ско­го Лео­ни­да (Крас­но­пев­ко­ва), зве­ни­го­род­ско­го куп­ца и фаб­ри­кан­та Пав­ла Гри­го­рье­ви­ча Цури­ко­ва и намест­ни­ка Сав­вин­ской оби­те­ли о. Галак­ти­о­на. Назы­вал­ся он изна­чаль­но «обще­жи­тель­ное отде­ле­ние». Жизнь в Сав­вин­ском ски­ту осно­вы­ва­лась на пра­ви­лах стро­го­го обще­жи­тель­но­го уста­ва. Мит­ро­по­лит Фила­рет усерд­но насаж­дал в оби­те­лях подоб­ный тип ино­че­ской жиз­ни, вос­хо­див­ший к тра­ди­ци­ям пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го и его уче­ни­ков. Сей­час там храм в честь пре­по­доб­но­го Сав­вы, брат­ский кор­пус, мона­стыр­ский ого­род, скот­ный двор.

Рас­сто­я­ние до ски­та – вер­ста, чуть боль­ше кило­мет­ра, то есть. Ран­ним утром народ поне­мно­гу сте­ка­ет­ся в скит к Боже­ствен­ной Литур­гии, кото­рая быва­ет там еже­днев­но. За литур­ги­ей – общее пение. Реген­ту­ет все­ми монах, и толь­ко Херу­вим­скую песнь и Милость мира поют в одно­го­лос­ную мело­дию мона­хи. Без нестрой­ных выкри­ков, сла­жен­но поют люди, дружно.

Как-то побы­вав здесь с груп­пой ико­но­пис­цев, мне захо­те­лось вер­нуть­ся сюда сно­ва. Тогда, слу­шая экс­кур­си­он­ные искус­ство­вед­че­ские речи про ран­не­мос­ков­ское зод­че­ство и ико­но­пис­ные тех­ни­ки арте­ли Андрея Руб­ле­ва, мне вдруг поду­ма­лось, что Русь – свя­тая, и мы, совре­мен­ные несчаст­ные люди, долж­ны чаще воз­вра­щать­ся в эти свя­тые места, что­бы быть счастливыми.

В мате­ри­а­ле исполь­зо­ва­ны фото с офи­ци­аль­но­го сай­та оби­те­ли и фото­гра­фа Артё­ма Мочалова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *