храм рядом с театром пушкина
Храм рядом с театром пушкина
Театр имени Пушкина, призраки Таирова и Алисы.
Театр имени Пушкина, Тверской бульвар, дом 23.
Таиров, потеряв театр, оказался в психиатрической больнице, Алиса же прокляла театр. Как результат, театр в советское время считался непрестижным, руководство менялось семь раз. Все наладилось только в 1991 году, когда театр освятили, а перед актерами появилась огромная синяя бабочка. Можно верить, можно нет, но говорят, это была душа Алисы, простившая людям мирские обиды.
Вторая версия появления призрака – старое кладбище, расположенное за театром под современными пристройками. Сразу за театром стоит церковь Иоанна Богослова, у которой в петровское время были похоронены восставшие стрельцы. Изъятие церковных ценностей из храма в 1922 году наблюдали О.Э. Мандельштам с супругой, которая записала увиденное: «Мы вошли в церковь, и нас никто не остановил. Священник, пожилой, встрепанный, весь дрожал, и по лицу у него катились крупные слезы, когда сдирали ризы и грохали иконы прямо на пол. Проводившие изъятие вели шумную антирелигиозную пропаганду под плач старух и улюлюканье толпы, развлекавшейся невиданным зрелищем». В 1932 году Московский Городской камерный театр (им. А.С. Пушкина) ходатайствовал о сносе храма, но архитектор Д.П. Сухов выступил против. Закрыт храм в 1933. Разрушили только церковные купола и сам барабан. Затем внутри разместились театральные мастерские, склад декораций и столярный цех. В начале 1970-х годов началась медленная реставрация храма: была исправлена колокольня и по фотографии из альбома Найденова изготовлен крест.
Проклятие Алисы Коонен.
Храм Иоанна Богослова в Бронной слободе.
Справа на фото служебный вход
театра им. А.С. Пушкина
Весна, 1914 год. По бульвару от Никитских ворот к Тверской медленно идут двое влюбленных. Ей двадцать четыре года, она веселая, капризная, своевольная – Алису Коонен, любимицу театральной публики, героиню мхатовских капустников, к этому времени уже знает вся Москва. Ее спутник четырьмя годами старше, у него хорошая открытая улыбка и репутация новичка: десяток ролей и пара постановок на провинциальной сцене пока не принесли Александру Таирову ни славы, ни денег. Пройдут годы, и о ней еще при жизни скажут – «великая», а его после смерти назовут гением. Но это впереди. Сейчас же они ищут дом, чтобы открыть в нем свой театр, который будет называться камерным.
В своих воспоминаниях она напишет, что пыталась обмануть судьбу. И в первом особняке, и во втором, и в третьем им отвечали отказом. Домовладельцы не желали перестраивать свою собственность под театр. «Вы, молодой человек, в своем уме? – говорили Таирову, невежливо выпроваживая его за дверь.
Тогда Алиса предложила перейти на другую сторону бульвара и указала на старинное темное здание, приглянувшееся ей своей таинственностью: по вечерам в нем не было света… Таиров, оглядев его, сказал: «В нем что-то есть». И, подойдя к двери, решительно позвонил. Ничего еще не было решено, предстояли долгие переговоры об аренде, поиск денег, но Алиса уже сделала свой выбор: сквозь пыльные окна особняка она увидела будущее. Этот дом, который она сама выбрала, тридцать пять лет будет свидетелем ее успеха, а потом превратит ее в заложницу.
Успех был небывалый, невиданный. Судя по фотографиям. Алиса Коонен никогда не отличалась красотой: простоватое лицо, тяжелый подбородок… Но это не имело значения: в ней чувствовалась такая трагическая сила, что противиться было трудно, почти невозможно.
Недоступная, надменная, она как будто вышла из другого мира, где правят бал великие, нечеловеческие страсти. Федра, Клеопатра, Саломея, мадам Бовари.. Обожавший Алису Таиров подбирал репертуар в расчете на нее, она меняла роли, как только чувствовала, что вырастает из них, как из старых платьев, меняла партнеров, мельчавших рядом с ней.
В конце концов ей показался тесным театр. И было решено его расширить.
Рядом с театром соседствовала небольшая церковь. Это был храм Иоанна Богослова в Бронницах. Сохранились документы, подтверждающие, что церковь закрыли по просьбе руководителей театра, которые намеривались выстроить на ее месте «помещение для театральных нужд». Московские старожилы помнят, как в 1933 году разоряли старинный храм. Надежда Мандельштам, жившая неподалеку, пишет, что они с Осипом Эмильевичем стали невольными свидетелями его разграбления: видели. Как ломают алтарь, сдирают со стен ризы, как грохаются оземь иконы… Храм лишился куполов, в его стене зиял огромный пролом, окна были заложены. Театр отгородил большую часть принадлежавшей церкви территории, превратив ее в свой внутренний двор. И по сей день актеры проходят через этот дворик…
У Таирова и Коонен был свой вход – со стороны Большой Бронной.
Театр Пушкина со стороны Большой Бронной.
В этом флигеле жили Коонене и Таиров
Сюда выходили окна их квартиры, которая располагалась прямо в здании театра. Они осуществили свою мечту – не видеть ничего, что происходит за его стенами: отыграв спектакль, возвращались домой, минуя улицу. И не подозревали, что живут и работают… на кладбище.
Храм Иоанна Богослова в Бронной слободе
В летописях можно прочитать, что храм Иоанна Богослова построен в 1652 году на месте древней деревянной церкви, в которой, если верить легенде, венчался со своей четвертой женой Иван Грозный. Упоминается и приходское кладбище, которое было на этом месте с незапамятных времен. Оно окружало церковь; потом его сравняли с землей. Дом номер 23 в буквальном смысле стоял на костях. Алиса Коонен увидит это уже потом, в 50-х… Когда начнется реконструкция сцены, под ней выроют котлован, и поднимутся наверх гробы – деревянные чурки с замурованными в них останками… (Так, по преданию, после бунта 1698 года хоронили казненных стрельцов). Гробы вытаскивали и бросали во дворе…
А Камерного театра не станет годом раньше. В 1949-м Александра Таирова объявят космополитом. Камерный переименуют в театр имени Пушкина, а его руководителей и часть актеров уволят. 29 мая Алиса Коонен в последний раз выйдет на сцену в роли парижской комедиантки Адриенны Лекуврер, чтобы произнести слова, которые стали для нее пророческими: «Театр, мое сердце не будет больше биться от волнения успеха! О, как я любила театр… Искусство! И ничего от меня не останется, ничего, кроме воспоминаний…»
Александр Таиров
Александр Таиров умер 25 сентября 1950 года в больнице имени Соловьева. Алиса Коонен пережила его на четверть века. Она продолжала жить в том же доме, но сталась верной своему обещанию: ни разу не переступила порог, отделяющий квартиру от театра. из комнаты, выходящей окнами во внутренний двор, она видела, как в гримуборных готовятся к выходу актеры, слышала аплодисменты… Терпела ежедневную муку лишь в надежде на то, что когда-нибудь здесь будет музей Камерного театра. однако этому не суждено было случиться: после смерти Коонен в 1974 году квартира ее будет растерзана, а вещи распроданы и разворованы. Кое-что купила Марина Влади. Они с Владимиром Высоцким забрали часть оказавшейся никому не нужной старинной мебели: большой письменный стол с многочисленными ящичками, кресло темного дерева, секретер «очень дамского вида», застеленную горку… В огромном платяном шкафу висели дорогие старомодные платья – Марине приглянулись два, расшитых жемчужинами и темными агатовыми бусинками. Высоцкий тогда сказал: «Целая жизнь – а не осталось ничего, кроме нескольких вещей…»
Алиса Коонен
Грузчики выносили на улицу мебель, а в это время в театральном дворе жгли то, что не понадобилось никому: письма, фотографии, открытки… Один из сотрудников театра как-то обмолвился, что присутствовал при этом: «На дворе валялись полуобгоревшие бумаги. Я поднял одну из них – это было письмо Анри Барбюса. Я стоял и смотрел, как ворочается в огне фотография великой Коонен в роли Федры, хотел наклониться к ней – и вдруг увидел, как ее улыбка буквально на глазах превращается в страшный оскал. Я почувствовал жуткий холод, несмотря на то, что стоял близко к огню. Вдруг откуда-то снизу раздался дикий хохот, и фотография рассыпалась в прах.
Вскоре после этого художница, задержалась допоздна, чтобы подновить и подкрасить декорации, уверяла, что своими глазами видела Алису Коонен: «Она прошла мимо меня – легкая, стройная. Я почувствовала колыхание ее вуали прямо у своего лица».
Алиса Коонен
Алиса Коонен и Александр Таиров
Ирина Пороховщикова
Караван историй
Июнь 1999 г.
Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин
Загадка имени: почему Вознесение большое?
Храм Вознесения Господня в Сторожах, или Большое Вознесение, — один из самых известных в Москве. Именно там венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Слово «большое» в названии указывает на близкое соседство с другой церковью — храмом XVII века, расположенным напротив консерватории (Большая Никитская улица, дом 18), который называется Малое Вознесение. Не так давно там тоже завершилась реставрация.
Церковь Большое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 36, строение 1) названа в честь Вознесения Господня. Праздник отсылает к описываемому в Евангелии событию — восшествию Христа на небо после воскресения.
Первая церковь на месте нынешнего Большого Вознесения появилась в середине XVI века. Тогда это было ближайшее Подмосковье — храм стоял за крепостной стеной Белого города. В XVII веке неподалеку располагался дворец Натальи Кирилловны Нарышкиной — жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. По ее приказу на месте деревянной церкви построили каменную — Вознесенский храм. Работы завершили в 1685 году.
Пять великих архитекторов: кто построил церковь?
Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.
Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.
Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).
При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.
Придел Николая Чудотворца: где венчался Пушкин?
К 1831 году старый храм разобрали, службы перешли в новый. Среди прихожан была жившая неподалеку семья Гончаровых. В недостроенном храме, в приделе Николая Чудотворца, 18 февраля 1831 года венчалась девица Наталья Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. В Большом Вознесении Пушкина поминают ежегодно.
После того как здание церкви было в 1836 году построено, колокольню, полагавшуюся храму по проекту, возводить не стали. От предыдущей церкви осталась шатровая колокольня, которая прослужила до 1937 года. 19 сентября 1848 года митрополит Московский Филарет освятил новый храм.
Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию
В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.
В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.
5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.
В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.
В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.
Реставрация храма и пожертвования москвичей
Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.
20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.
В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.
Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.
Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам
Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия. Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы. Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.
В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.
Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».
С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.
Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).
Вознесенский Храм у Никитских ворот (Большое Вознесение)
Венчальный венок Пушкина
Первая ассоциация, которая связана у москвичей с этой церковью — венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Но история храма Большое Вознесение связана также с именами Потемкина, Шаляпина, Ермоловой.
Первую церковь на месте храма Вознесения Господня у Никитских ворот построили в 1685-1689 годах по указу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной.
При Екатерине II здесь располагался Преображенский полк, шеф которого Потемкин решил возвести новый храм. Обследования фундамента показали, что грунт зыбкий, поэтому храм заложили на другом месте. Начал строительство Василий Баженов. Так как возводили храм на народные средства, стройка постоянно останавливалась. Работы возобновили уже под руководством Матвея Казакова, но в 1812 году почти законченное здание сгорело.
В 1831 году еще в незавершенном и освященном малым чином храме венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Место это выбрал лично Митрополит.
Завершенная в 1845 году церковь Большое Вознесение стала любимой у московской интеллигенции: просторная, с прекрасной акустикой.
В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, сам певец читал во время церемонии Апостола. А уже через 2 года из церкви Вознесения Господня изъяли все ценное. Тем не менее именно здесь в 1928 отпевали Марию Ермолову.
Власти обложили церковь Большое Вознесение огромными налогами. Средства на их выплату собирали даже иностранные посольства и иноверцы, но это не помогло. В 1931 году храм закрыли, а в 1937 снесли колокольню. Здание оставили только как памятник пушкинской эпохи. Но это не помешало устроить в алтаре правительственный гараж, а в здании церкви разместить склад и лабораторию Энергетического института им. Кржижановского. Хотели еще открыть концертный зал, но не случилось.
В 1987-1990 годах храм Большое Вознесение отреставрировали и вернули Церкви. В 2004 заново построили колокольню по проекту Олега Журина.
Старинный особняк и его тайны. История Театра имени Пушкина
25 декабря исполняется 105 лет со дня основания Камерного театра Таирова, который под новый 1915 год открылся на Тверском бульваре. Камерный театр, заслуживший восхищение легенд зарубежной драматургии, которые часто приезжали сюда на премьеры, просуществовал здесь до конца 1940-х. После закрытия его сменил Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. С чего все начиналось и чем живет театр сегодня — в материале mos. ru.
Из Свободного в Камерный
1913 год. Молодой талантливый режиссер Александр Таиров переживает творческий кризис: он решил навсегда бросить театральную сцену. Его друг Константин Марджанов, основатель небольшого Московского свободного театра, просит его не принимать поспешных решений и приглашает поставить спектакль. Таиров соглашается, начинает репетиции и… остается. В Свободном театре он встретил много людей с похожими взглядами, в их числе Алиса Коонен, которая позже стала его женой.
Здесь Таиров создал две постановки: «Покрывало Пьеретты» по пьесе Артура Шницлера и «Желтую кофту» по пьесе Джозефа Генри Бенримо и Джозефа Хазлтона. Свободный театр просуществовал недолго, и в 1914-м Таиров вместе с частью труппы основал свой собственный — Камерный театр.
Слава Камерного прогремит на весь мир: спектаклями Таирова будут восхищаться Бернард Шоу, Юджин О’Нил, Бертольт Брехт. Пока за стенами театра будет бушевать ветер перемен, охвативший Россию в начале ХХ века, на его сцене будут идти тонкие эстетские спектакли. Именно камерные, то есть не для всех.
Особняк на Тверском
Главной задачей стало найти помещение. Поисками занимались Таиров и Коонен. Режиссер и актриса остановились на особняке на Тверском бульваре. Дом принадлежал трем братьям Паршиным — студентам Московского университета. Они сдавали его под разные нужды.
Алиса Коонен потом писала: «…Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным». А Таиров думал менее возвышенно: он быстро прикинул, как пристроить к дому небольшой зрительный зал и сцену. Тогда же, в 1914 году, и начались строительные работы, не продлившиеся и года.
Камерный театр
Новый театр решили назвать Камерным. «Это ясно и естественно», — считал Александр Таиров. Он говорил, что хочет работать вне зависимости от рядового зрителя, иметь собственную небольшую аудиторию, которой было бы понятно его творчество. Первым спектаклем в стенах Камерного театра стала «Сакунтала» по произведению индийского драматурга Калидасы.
После премьеры возникли первые трудности: театр находился рядом с храмом Иоанна Богослова, церковники решили, что такое соседство недопустимо. Они требовали от театра освободить особняк и переехать в другое место. Вопрос уладили, но с большим трудом.
После «Сакунталы» поставили «Фамиру-кифаред», «Федру». Специально для «Федры» Валерий Брюсов сделал новый перевод трагедии Жана Расина. В главной роли блистала Алиса Коонен. Она была главной актрисой театра, и ею Таиров был неизменно доволен, не смешивая личное и профессиональное. Остальная труппа его скорее огорчала: не сомневаясь в профессионализме коллег, Таиров пенял на их нерешительность. Он просил их открыться новому и постараться забыть опыт, мешающий проживать новые роли. Артисты прислушивались к нему и старались не подводить.
Таиров решил, что в его театре большое внимание должно уделяться актерскому движению, пластике, балетной гимнастике. С артистами занимались мастера фехтования, акробатики и жонглирования. В других театрах открыто над этим смеялись: актеры Камерного, вместо того чтобы играть, «дрыгают ногами».
Несмотря на удачные премьеры, доходы театр приносил маленькие. И в 1917 году, перед самой революцией, братья Паршины просто выгнали артистов на улицу. Некоторое время Таирову и его команде пришлось существовать в доме на Никитском бульваре. Там выпустили «Саломею». По счастливой случайности на премьере оказался первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский, которому спектакль очень понравился. Он поспособствовал возвращению театра в прежнее здание.
В 1933 году храм Иоанна Богослова закрыли. Там разместили мастерские и общежитие Камерного театра. Они, кстати, располагались здесь до 1992 года, пока храм не вернули церкви.
Во время войны Камерный театр показывал спектакли в городе Балхаш Карагандинской области. В 1945-м Таирова наградили орденом Ленина, а через год вышло постановление, запрещающее зарубежную драматургию в театрах. Режиссеров призывали ставить пьесы драматургов-соцреалистов. Таиров был с этим не согласен. Судьба театра была решена. В 1949 году он закрылся. Последним спектаклем театра стала «Адриенна Лекуврер».
Александр Таиров, который не мог перенести потерю своего детища, вскоре умер. Алиса Коонен жила рядом со зданием театра, но после того, как он был реорганизован под другим именем, ни разу не переступила его порог.
Театр имени А.С. Пушкина
В 1950 году на основе Камерного театра было решено создать новый. Художественным руководителем назначили народного артиста СССР актера Василия Ванина. Здание отремонтировали. Зрительский зал отделали бархатом, повесили огромную хрустальную люстру и герб СССР. Фасад оставили практически без изменений.
Ванин много размышлял о том, как назвать новый театр. Решение пришло с неожиданной стороны. Он увидел, как племянница его жены, маленькая Наташа, бегает по квартире, приговаривая: «Пушкин, Пушкин». Ванин подумал: «Пушкин — наше все. Театр Пушкина никогда не закроют». И написал властям большое письмо, в котором обосновал, почему театр должен носить имя прославленного поэта: вокруг много мест, связанных с ним. Так бывший Камерный театр стал Московским драматическим театром имени А.С. Пушкина.
Основу репертуара составила русская классика и современная отечественная драматургия. Первым спектаклем нового театра стал «Из искры» Шалвы Дадиани о молодости Иосифа Сталина. Затем — «Украденное счастье» Ивана Франко и «Джон — солдат мира» Юрия Кроткова о судьбе певца Поля Робсона. Также при Ванине поставили детский «Аленький цветочек», который вошел в Книгу рекордов России как самый продолжительно идущий детский спектакль». Увидеть его можно и сегодня.
Высоцкий, Раневская и другие
В последующие годы художественные руководители менялись в театре достаточно часто. В 1952 году на этот пост пришел Борис Бабочкин. При нем поставили нашумевший спектакль «Тени» по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина, сам он сыграл одну из лучших своих ролей — Клаверова. Постановка оказалась настолько острой, что после показа на худсовете цензура не решалась выпускать ее целый год.
С 1953 по 1960 годы во главе театра был Иосиф Туманов, который пригласил сюда Фаину Раневскую. В 1930-е годы она играла в Камерном театре у Таирова. При Туманове она сыграла в таких спектаклях, как «Деревья умирают стоя», «Изгнание блудного беса».
1960-е ознаменовались увеличением музыкальных спектаклей в репертуаре. Этому поспособствовал тогдашний худрук Борис Равенских. Он пригласил в Театр имени А.С. Пушкина выпускника Школы-студии МХАТ Владимира Высоцкого, но не доверял молодому актеру больших ролей. Высоцкий был заметен и в маленьких: его Леший прославил сказочный спектакль «Аленький цветочек».
В 1970-е годы театром руководил народный артист РСФСР Борис Толмазов. Он ставил легендарные спектакли — «Легенда о Паганини», «Последние дни», «Каменное гнездо», «Без вины виноватые», «Судьба человека». В театр пришел выпускник Государственного института театрального искусства режиссер Алексей Говорухо, чьи спектакли сразу же становятся аншлаговыми. В его первых постановках играла Вера Алентова. В 1979 году он становится художественным руководителем. Самые яркие спектакли его времени — «Оптимистическая трагедия» и «Разбойники». Главную роль в последнем играл Виталий Безруков, отец народного артиста России Сергея Безрукова. Последний вспоминал, как в детстве часто бывал в театре, наблюдая из-за кулис за игрой отца.
В 1983 году театр возглавил режиссер Борис Морозов. В 1984-м открылась анфилада «Пушкинские залы». В четырех залах, помнивших еще самых первых владельцев особняка, восстановили оригинальную потолочную лепнину, узор и резьбу.
На смену Морозову в 1987-м пришел Юрий Еремин, поставивший громкую «Палату № 6». Билеты на этот спектакль было очень сложно достать. Его показывали на фестивалях в Швейцарии, Франции, Италии, США. А в 1997-м спектаклем «Повести Белкина» Еремина открылся филиал театра в Сытинском переулке.
В 2001-м художественным руководителем стал заслуженный артист России Роман Козак, при котором Театр имени А.С. Пушкина начал активно работать с приглашенными режиссерами. Сам Козак поставил «Академию смеха», номинированную на премию «Золотая маска». Еще один важный его спектакль — «Ромео и Джульетта», для которого пьесу Шекспира заново перевел Осия Сорока. Главные роли сыграли ученики Козака Сергей Лазарев и Александра Урсуляк.
В 2005 году в театре сделали ремонт: поменяли кресла, обновили фойе, на втором этаже открыли экспозицию, рассказывающую о Театре имени А.С. Пушкина с момента его основания.
Театр сегодня
В 2010 году художественным руководителем назначили заслуженного артиста России Евгения Писарева. До этого он был помощником художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Олега Табакова.
В Театре имени А.С. Пушкина он поставил «Много шума из ничего», затем — «Великую магию», в которой сам исполнил одну из главных ролей. Он пригласил Юрия Бутусова, чтобы тот поставил «Доброго человека из Сезуана» Бертольта Брехта. Спектакль получил «Золотую маску».
Одной из главных работ Писарева называют концерт-спектакль «Камерный театр — 100 лет», созданный как дань памяти режиссеру Александру Таирову. Драматург Елена Гремина много работала с письмами, дневниками и другими материалами, имеющими отношение к тому, первому театру. Спектакль был показан всего один раз — 25 декабря 2014 года. 25 декабря 2019-го, в день 105-летия со дня основания Камерного театра, покажут фрагменты этой постановки.
Визитная карточка театра сегодня — спектакль «Влюбленный Шекспир» Евгения Писарева. В основе — киносценарий британского драматурга Тома Стоппарда. Одноименный фильм 1998 года получил премию «Оскар». Главные роли исполняют Дмитрий Власкин, Кирилл Чернышенко, Таисия Вилкова, Андрей Кузичев.
Еще здесь стоит посмотреть классические постановки — например, «Женитьбу Фигаро», которую тоже поставил Евгений Писарев, «Вишневый сад» Владимира Мирзоева.
Спектакль «Гардения» режиссер Семен Серзин создал по пьесе современного польского драматурга Эльжбеты Хованец. Это история четырех поколений одной польской семьи, которая пытается ужиться под одной крышей.
«Инспектор пришел» — премьера этого сезона. За пьесу английского драматурга Джона Бойнтона Пристли взялся режиссер Олег Пышненко. Но впервые она появилась на этой сцене больше 70 лет назад, в постановке создателя Камерного театра Александра Таирова.