храм ржевской иконы божией матери на поварской
Церкви Ржевской иконы Божией Матери в Москве
В старой Москве были всего две церкви во имя Ржевской иконы Божией Матери – на Пречистенском (Гоголевском) бульваре и на Поварской улице. Ни одна из них не дожила до нашего времени – обе были разрушены при большевиках.
Ржевская икона названа по месту своего чудесного явления – близ города Ржева в деревне Клочки Оковецкой волости. В мае 1539 году там случилось чудо: в Духов день местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом на другой сосне чудесно помещалась икона Богоматери, старинного письма, причем слева от Богородицы с Младенцем был изображен свт. Николай Чудотворец. (Оттого в храмах, освящаемых во имя Ржевского образа, обычно устраивали Никольский придел).
Инок Стефан, которого позвали прослышавшие о чуде местные жители, поднялся за святынями и когда ступил с ними на землю, от иконы засиял яркий необычный свет, и раздался сильный шум. Люди пали на колени, а потом узнали, что исцелился крестьянин, страдавший болезнью ног. Чудеса исцеления совершались во множестве – на одной только неделе их оказалось около 30. О чуде, наконец, решили сообщить в Москву, царю и митрополиту.
Узнав о том, власти решили соорудить в стольном граде храм во имя новоявленной чудотворной иконы и, согласно старинной традиции, перенести святыни в Москву – для освящения устроенного храма, для всенародного поклонения и для снятия списка.
Будущему первому русскому царю Иоанну Васильевичу было тогда всего девять лет, но он пожелал видеть святыни в столице: за ними отправились игумен Новинского монастыря Исайя и дьякон Афанасий Курицын. В январе 1540 года святая икона и крест были принесены в Москву. Малолетний государь с митрополитом Иоасафом, духовенством и всем московским людом торжественно встречали их в Новинском монастыре на Пресне. К тому времени в Москве уже воздвигли деревянную церковь недалеко от Кремля, близ будущих Пречистенских ворот – местность тогда именовалась Чертольем, ведь ни стены Белого города, ни ее Пречистенских ворот еще не было. Эту новосозданную церковь и собирались освятить во имя Ржевской иконы во время ее пребывания в Москве. Есть версия, что именно эта церковь, освященная во имя образа Пречистой Богоматери, потом дала имя улице Пречистенка. Обычно же считается, что царь Алексей Михайлович, часто молившийся в Новодевичьем монастыре пред Смоленским образом Божией Матери, повелел переименовать эту улицу, по которой с крестным ходом отправлялся в обитель к иконе Пречистой Богородицы. Еще говорили, будто бы церковь построили Ржевские, оттого она так и называлась. Но это – миф.
После встречи у Новинского монастыря икона и крест были почетно перенесены в возведенный деревянный храм; после освящения в нем состоялась первая литургия. А затем из храма святыни были с крестным ходом перенесены в кремлевский Успенский собор для всенародного поклонения. От них совершались многие чудеса и исцеления.
Полгода пробыли Ржевские святыни в Москве. 11 (24) июля их благоговейно отпустили обратно – оттого и явился этот летний праздник Ржевской иконы. Проводы были столь же торжественны, как и встреча, в них участвовал государь с митрополитом и все москвичи. Икону и крест провожали из Успенского собора до новоустроенной Ржевской церкви, и в память о пребывании чудотворной иконы в ней оставили список с Ржевского образа. И ежегодно 11 июля к храму на Пречистенских воротах отправлялся из Кремля крестный ход, с той ли поры, или со времен Михаила Федоровича. Неясно, и кто отменил это московское торжество – Петр I или Екатерина II.
В середине XVII века вместо деревянного построили каменный храм, но он вскоре сгорел, и в 1686 году тщанием окольничего Петра Кондырева была выстроена новая красавица-церковь. Храмоздатель сам обрел в ней последний приют покой. Здесь же был похоронен отец знаменитого русского полководца Бутурлина, скончавшийся в 1708 году.
В 1809 году Ржевскую церковь значительно перестроили и перенесли в нее храмовый образ святой великомученицы Параскевы Пятницы из соседнего храма, упраздненного во времена Петра. Последняя перестройка проводилась в самом конце XIX века. Архитектор А.А.Никифоров возвел оригинальную колокольню – точную копию ее старинной шатровой звонницы. Местную достопримечательность – белокаменный иконостас с мозаикой из стекла – устроил художник В.Д.Фартусов, участвовавший в росписи храма Христа Спасителя. А приделы во имя св. Николая Чудотворца и св. Алексия, человека Божия, имели мраморные иконостасы. По свидетельству современника, это была одна из самых богатых церквей, в главной степени за счет ее аристократических прихожан – Прозоровских, Долгоруковых, Волконских, Оболенских…
Иногда в ней совершал богослужение святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Осенью 1854 года он произнес здесь слово на погребении княжны Анастасии Голицыной. А в марте 1903 года в церкви служили панихиду по скончавшемуся во Франции русскому писателю А.В.Сухово-Кобылину. Погребен он был в Ницце, но его родные заказали заупокойную службу в этом московском храме.
После революции началась «большевистская атака» на Ржевскую церковь. Власти облюбовали это место для строительства рабочего жилищно-строительного кооператива. В апреле 1929 года Моссовет принял решение о сносе храма, и протест верующих не имел результата. О сносе очень хлопотал сам «всесоюзный староста» М.Калинин, который лично подтвердил решение Моссовета.
На месте храма было выстроено здание в революционном стиле конструктивизм – ныне это дом №8 по Гоголевскому бульвару: колокольня храма выходила на бульвар, а алтарь – на улицу Грицевец. Теперь появилась идея установить там мемориальную доску в память о московском храме.
Храм Ржевской иконы Божией Матери на Поварской (фото Н.А.Найденова 1881г.) |
Вторая Ржевская церковь на Поварской была устроена на месте встречи иконы или близ него – из монастыря икону несли навстречу толпившимся москвичам, и где-то здесь, вероятно, состоялось ее «сретение». Есть свидетельства, что этот храм был выстроен по приказу Ивана Грозного. Он стоял на углу Поварской и Большого Ржевского переулка, названного в его честь. Интересно, что в конце XVIII века рядом была усадьба капитана Федора Ржевского. Есть мнение, что и по домовладельцу могли быть названы эти местные переулки, хотя в таких случаях история всегда отдавала предпочтение храму.
Церковь была выстроена как приходская в дворцовой слободе работников, обслуживавших царскую кухню и стол. Деревянная упоминается в 1625 году, известно, что в ней находился еще один местночтимый список Ржевской иконы. Во второй половине XVII века появился каменный храм, с традиционным Никольским приделом и местным Космодамиановским.
В первой половине XIX века он ненадолго стал приходским храмом М.Ю.Лермонтова. В 1829 году его бабушка, Е.А.Арсеньева сняла здесь, на Малой Молчановке, дом, где, кстати, прежде жил молодой С.Т.Аксаков. Лермонтов прожил в этом доме до 1832 года, пока учился в Московском университете, до которого с Молчановки – рукой подать. Известно, что он часто бывал с бабушкой в этом храме и исповедовался в нем Великим постом, о чем была оставлена запись в церковных книгах. Интересно, что одна из таких записей позволила ученым точно установить возраст Е.А.Арсеньевой.
Память о Лермонтове не помогла сохранить эту церковь. С 1926 года в уже ограбленном храме стали служить монахи с упраздненного Валаамского подворья на 1-й Тверской-Ямской. К церкви же подбирались еще в 1938 году, снос был приостановлен войной, но конец храму пришел в 1952 году, когда на его месте стали строить «сталинское» здание Верховного Суда по проекту архитектора В.П.Лейбо.
Потом во время строительных работ там были обнаружены человеческие останки. Полагают, что это либо старые захоронения на церковном кладбище, либо останки расстрелянных в годы репрессий. А от церкви остались только возвращенные имена Ржевских переулков.
Хамовники. Церковь Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1540 году возведена церковь в честь перенесения в Москву из Ржева чудотворных икон Ржевской Божьей Матери. Храм располагался на Пречистенском бул. 10 / Знаменском Большой пер. 9 (сейчас Гоголевский бул. 8 стр. 1). Когда список сняли с иконы, ее отдали обратно, а список был помещен в церковь, которая находилась в Чернотолье. В период с 1585 по 1593 годы здесь возводят каменную крепостную стену Белого города. Однако в 1686 г. в Чернотолье был сильный пожар, при котором храм не уцелел. После церковь была перестроена окольничьим П.Т. Кондыриным, а уже через три года здесь красовалась каменная Ржевская церковь. Спустя некоторое время, были пристроены приделы св. Николая чудотворца и человека Божия, Алексей.
В 1896-1898 гг. арх. А.А. Никифоров создает новую трапезную, а по старым образцам строит шатровую колокольню. Особое внимание также стоит обратить и на интерьеры храма, которые поражали своей красотой и удивительными белокаменным иконостасом, оснащенные стеклянной мозаикой, созданной акад. живописи В.Д. Фартусовым.
После революции, как и большинство храмов, церковь Ржевской Божией Матери постигла та же участь, в 1929-м она была закрыта и разрушена. Позже на этом месте построен жилой дом.
Ржевской иконы Божией Матери близ Пречистенских ворот церковь (уничтожена).
Основание Ржевской церкви у Пречистенских ворот связано с иконой Пресвятой Богородицы, явившейся в 1539 г. в деревне Клочки близ города Ржева. Прослышав о многочисленных чудесах от иконы, молодой царь Иван IV пожелал увидеть святыню в Москве. Как свидетельствует летопись, 26 декабря 1540 г. чудотворный образ Богородицы был встречен царем Иваном IV и митрополитом Макарием с духовенством около Пречистенских ворот. Икону перенесли в Успенский собор Кремля, и там она находилась до 11 июля 1541 г., когда была возвращена в Ржев. В Москве изготовили точный список с чудотворной, который поместили в деревянный храм, поставленный повелением царя на месте его первой встречи с иконой. С тех пор ежегодно 11 июля, дня проводов иконы, стал совершаться крестный ход из Успенского собора в Ржевский храм. Отменили эту церковную традицию при императрице Екатерине II. По некоторым данным, первый каменный храм соорудили в 1657 г. Он сгорел в 1686 г., и тогда же окольничим Петром Тимофеевичем Кондыревым на месте старого был сооружен новый каменный храм с приделами святителя Николая и мученицы Параскевы Пятницы. В 1723 г. выстроили с левой стороны трапезной придельную церковь святителя Николая, а в 1809 г. с правой стороны трапезной – преподобного Алексия, человека Божия.
Ржевский храм сильно пострадал от пожара 1812 г. Но уже в декабре того же года освятили возобновленный Николаевский придел. В 1887 г. старый главный иконостас заменили новым, изготовленным в мастерской академика живописи В.Д. Фартусова. Вытесанный из белого камня, он был покрыт набранным разноцветным стеклом. Это был второй в России мозаичный иконостас (первый незадолго до этого установили в крестовой церкви Богоявленского монастыря). Царские врата и иконостасные двери изготовили из сквозной ажурной меди. К 1898 г. вместо старой трапезной соорудили новую, точно повторяющую формы предшественницы, и возвели новую колокольню. Приделы украшали двухъярусные иконостасы из итальянского белого мрамора с колоннами из светло-розового мрамора. Царские врата и алтарные двери были выполнены из бронзы, иконы написаны по вызолоченному фону. Новой живописью украсили стены и своды трапезной и приделов. На храмовую икону преподобного Алексия, человека Божия, соорудили дорогую ризу с эмалью.
Как главная святыня почиталась чудотворная Ржевская икона Божией Матери, представлявшая собою складень. В храме находилось шесть икон XVII века. На аналоях находились крест с мощами святых угодников Божиих – вклад 1659 г. дьяка Семена Углецкого и второй крест – вклад 1694 г. боярина Федора Лопухина. В храме хранился и драгоценный ковчег с частицами мощей – вклад 1681 г. дьяка Ерофея Богданова.
В апреле 1922 г. власти изъяли из храма более восьмидесяти серебряных риз, лампад, кадил, крестов. Немногое оставшееся серебро было похищено грабителями ровно через год. Храм закрыли в 1929 г. Царские врата, колокола и бронзовая утварь пошли на переплавку, остальное имущество сдали в музейный фонд. В этом же году храм снесли, а на его месте вскоре появилось конторское здание.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
Церкви Ржевской иконы Божией Матери в Москве
После встречи у Новинского монастыря икона и крест были почетно перенесены в возведенный деревянный храм; после освящения в нем состоялась первая литургия. А затем из храма святыни были с крестным ходом перенесены в кремлевский Успенский собор для всенародного поклонения. От них совершались многие чудеса и исцеления.
В середине XVII века вместо деревянного построили каменный храм, но он вскоре сгорел, и в 1686 году тщанием окольничего Петра Кондырева была выстроена новая красавица-церковь. Храмоздатель сам обрел в ней последний приют покой. Здесь же был похоронен отец знаменитого русского полководца Бутурлина, скончавшийся в 1708 году.
Иногда в ней совершал богослужение святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Осенью 1854 года он произнес здесь слово на погребении княжны Анастасии Голицыной. А в марте 1903 года в церкви служили панихиду по скончавшемуся во Франции русскому писателю А.В.Сухово-Кобылину. Погребен он был в Ницце, но его родные заказали заупокойную службу в этом московском храме.
После революции началась «большевистская атака» на Ржевскую церковь. Власти облюбовали это место для строительства рабочего жилищно-строительного кооператива. В апреле 1929 года Моссовет принял решение о сносе храма, и протест верующих не имел результата. О сносе очень хлопотал сам «всесоюзный староста» М.Калинин, который лично подтвердил решение Моссовета.
Церковь была выстроена как приходская в дворцовой слободе работников, обслуживавших царскую кухню и стол. Деревянная упоминается в 1625 году, известно, что в ней находился еще один местночтимый список Ржевской иконы. Во второй половине XVII века появился каменный храм, с традиционным Никольским приделом и местным Космодамиановским.
Память о Лермонтове не помогла сохранить эту церковь. С 1926 года в уже ограбленном храме стали служить монахи с упраздненного Валаамского подворья на 1-й Тверской-Ямской. К церкви же подбирались еще в 1938 году, снос был приостановлен войной, но конец храму пришел в 1952 году, когда на его месте стали строить «сталинское» здание Верховного Суда по проекту архитектора В.П.Лейбо.
Потом во время строительных работ там были обнаружены человеческие останки. Полагают, что это либо старые захоронения на церковном кладбище, либо останки расстрелянных в годы репрессий. А от церкви остались только возвращенные имена Ржевских переулков.
paulkuz
paulkuz
Как вы думаете, что это?
Общий вид решетки подземного хода (заложен).
Вот как все было, если опираться на этот источник: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/343.htm.
В мае 1539 года икона Пречистой Божьей Матери и железный крест чудесным образом явились на соснах около города Ржева и впоследствии исцелила более 30 местных жителей.
Девятилетний Иван Васильевич возжелал увидеть Ржевскую икону. В январе 1540 года спецмиссия игумена Новинского монастыря Исайи и дьякона Афанасия Курицына закончилась успехом: святая икона и крест были принесены в Москву. Малолетний государь с митрополитом Иоасафом, духовенством и москвичами торжественно встречали их в Новинском монастыре на Пресне, «под нее» специально построили деревянную церковь неподалеку от начала нынешнего Гоголевского бульвара, на его внутрренней (высокой) стороне. Через полгода икону «отпустили» обратно в Ржев, предварительно сняв с нее список (копию).
Есть версия, что именно по этой церкви был назван Пречистенский (ныне Гоголевский) бульвар и близлежащая улица Пречистенка и, соответственно, площадь Пречистенских ворот.
В середине XVII века вместо деревянного построили каменный храм, но он вскоре сгорел, и в 1686 году стараниями окольничего Петра Кондырева была выстроена новая церковь. Храмоздатель сам обрел в ней последний приют покой. Здесь же был похоронен отец знаменитого русского полководца Бутурлина, скончавшийся в 1708 году.
В 1809 году Ржевскую церковь значительно перестроили и перенесли в нее храмовый образ святой великомученицы Параскевы Пятницы из соседнего храма, упраздненного во времена Петра.
Вид на церковь с юга. Картина неизвестного художника середины XIX в. Государственный исторический музей (взято из книги «Москва православная», М.И.Вострышев и др., 2000).
Последняя перестройка церкви проводилась в самом конце XIX века (1898-1899). Архитектор А.А.Никифоров возвел оригинальную колокольню – точную копию ее старинной шатровой звонницы (хотя и не совсем на том же месте, где она была изначально).
Местную достопримечательность – белокаменный иконостас с мозаикой из стекла – устроил художник В.Д.Фартусов, участвовавший в росписи храма Христа Спасителя. А приделы во имя св. Николая Чудотворца и св. Алексия, человека Божия, имели мраморные иконостасы. По свидетельству современника, это была одна из самых богатых церквей, в главной степени за счет ее аристократических прихожан – Прозоровских, Долгоруковых, Волконских, Оболенских…
Фото из фондов Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева (взято из книги «Москва православная», М.И.Вострышев и др., 2000).
Иногда в ней совершал богослужение святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Осенью 1854 года он произнес здесь слово на погребении княжны Анастасии Голицыной. А в марте 1903 года в церкви служили панихиду по скончавшемуся во Франции русскому писателю А.В.Сухово-Кобылину. Погребен он был в Ницце, но его родные заказали заупокойную службу в этом московском храме.
В апреле 1929 года Моссовет принял решение о сносе храма, и протест верующих не имел результата. Но эту церковь (в отличие от того же Храма Христа Спасителя) не снесли полностью, а оставили ее фундамент (подвальный этаж) и прямо поверх него построили дом-коммуну, об удивительных квартирах-ячейках которой я писал раньше вот здесь и здесь.
Фото церкви со стороны Пречистенского бульвара (из альбомов Найденова, 1882 г.).
Церковь стояла несколько в стороне от красной линии бульвара, а дом выходит прямо на него, поэтому получилось, что часть дома опирается на руины церкви, а часть – нет, и мне, честно говоря, непонятно, как это возможно с инженерной точки зрения.
В итоге каждый может наблюдать сохранившийся церковный подклет. Достаточно спуститься в подвал дома 8 по Гоголевскому бульвару, где находится болгарский ресторан “Баба Марта” (кстати, весьма неплохой) и пройти в самый дальний зал “со сводами”:
Колонна конструктивистского дома насквозь пробивает старинные церковные своды, абсурдную картину дополняет труба ресторанной вентиляции:
Впрочем, как выяснилось, это только одна (и не самая большая) из сохранившихся частей церкви.
Два года назад, в июне 2008 года, ваш покороный слуга обнаружил залаз в церковные подвалы со стороны двора и при помощи диггеров-волонтеров granitsa и его друзей добыл следующие любопытные снимки (отчет 2008 года об этом приключении
granitsa можно почитать здесь):
Оказалось, что в подвальной алтарной части три апсиды. Вот одна из них:
Встретилось много клейменого кирпича:
В том числе тот, который мы для себя окрестили «с волчьей лапкой»:
Вот это же клеймо крупнее:
Имеется кладка с вторичным использованием еще более древних стройматериалов, а над ней, как видим – бетон дома 1930 год постройки:
Кроме белокаменной кладки есть и такая:
И, видимо, еще более поздняя, 19 века:
А это панорамка первого зала, близкого к месту колокольни:
Карта ниже дает представление о Т-образном ходе, по которому прошли бесстрашные диггеры (нарисован ручкой от руки):
С одной стороны церковный участок граничил с усадьбой Третьяковых (нынешний михалковский Фонд культуры, Гоголевский, дом 6), с другой – с усадьбой Цуриковых-Нарышкиных (нынешний музей современного искусства, находящийся под контролем семейства Церетели, Гоголевский, дом 10). Наконец, с востока по Бол. Знаменскому переулку его ограничивали владения Долгоруковского дома, когда-то входившего в состав легендарного Пречистенского дворца императрицы Екатерины (позднее в нем разместилась 1-ая московская гимназия).
Собственно это домовладение и составило в 1930 году двор дома-коммуны, в этом виде оно сохранилось до сих пор.
Следует сказать, что сохранившиеся церковные подвалы (как и конструктивистский дом-коммуна над ними) являются объектами культурного наследия и ждут своего часа, чтобы раскрыться археологам и реставраторам. А там, глядишь, и до подземного музея недалеко.
Правда, о подклете алтаря в Москомнаследии не знают, вот что у них числится.
И напоследок: в прошлом году на стене дома-коммуны со стороны Бол.Знаменского переулка установили мемориальную доску:
Следует отметить, что место для доски выбрано достаточно точно, буквально в метре от него под землей начинается алтарная часть церкви.
Храм ржевской иконы божией матери на поварской
Ржевская икона названа по месту своего чудесного явления — близ города Ржева в деревне Клочки Оковецкой волости. В мае 1539 году там случилось чудо: в Духов день местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом на другой сосне чудесно помещалась икона Богоматери, старинного письма, причем слева от Богородицы с Младенцем был изображен свт. Николай Чудотворец. (Оттого в храмах, освящаемых во имя Ржевского образа, обычно устраивали Никольский придел).
Инок Стефан, которого позвали прослышавшие о чуде местные жители, поднялся за святынями и когда ступил с ними на землю, от иконы засиял яркий необычный свет, и раздался сильный шум. Люди пали на колени, а потом узнали, что исцелился крестьянин, страдавший болезнью ног. Чудеса исцеления совершались во множестве — на одной только неделе их оказалось около 30. О чуде, наконец, решили сообщить в Москву, царю и митрополиту.
Узнав о том, власти решили соорудить в стольном граде храм во имя новоявленной чудотворной иконы и, согласно старинной традиции, перенести святыни в Москву — для освящения устроенного храма, для всенародного поклонения и для снятия списка.
Будущему первому русскому царю Иоанну Васильевичу было тогда всего девять лет, но он пожелал видеть святыни в столице: за ними отправились игумен Новинского монастыря Исайя и дьякон Афанасий Курицын. В январе 1540 года святая икона и крест были принесены в Москву. Малолетний государь с митрополитом Иоасафом, духовенством и всем московским людом торжественно встречали их в Новинском монастыре на Пресне. К тому времени в Москве уже воздвигли деревянную церковь недалеко от Кремля, близ будущих Пречистенских ворот — местность тогда именовалась Чертольем, ведь ни стены Белого города, ни ее Пречистенских ворот еще не было. Эту новосозданную церковь и собирались освятить во имя Ржевской иконы во время ее пребывания в Москве. Есть версия, что именно эта церковь, освященная во имя образа Пречистой Богоматери, потом дала имя улице Пречистенка. Обычно же считается, что царь Алексей Михайлович, часто молившийся в Новодевичьем монастыре пред Смоленским образом Божией Матери, повелел переименовать эту улицу, по которой с крестным ходом отправлялся в обитель к иконе Пречистой Богородицы. Еще говорили, будто бы церковь построили Ржевские, оттого она так и называлась. Но это — миф.
После встречи у Новинского монастыря икона и крест были почетно перенесены в возведенный деревянный храм; после освящения в нем состоялась первая литургия. А затем из храма святыни были с крестным ходом перенесены в кремлевский Успенский собор для всенародного поклонения. От них совершались многие чудеса и исцеления.
Полгода пробыли Ржевские святыни в Москве. 11 (24) июля их благоговейно отпустили обратно — оттого и явился этот летний праздник Ржевской иконы. Проводы были столь же торжественны, как и встреча, в них участвовал государь с митрополитом и все москвичи. Икону и крест провожали из Успенского собора до новоустроенной Ржевской церкви, и в память о пребывании чудотворной иконы в ней оставили список с Ржевского образа. И ежегодно 11 июля к храму на Пречистенских воротах отправлялся из Кремля крестный ход, с той ли поры, или со времен Михаила Федоровича. Неясно, и кто отменил это московское торжество — Петр I или Екатерина II.
В середине XVII века вместо деревянного построили каменный храм, но он вскоре сгорел, и в 1686 году тщанием окольничего Петра Кондырева была выстроена новая красавица-церковь. Храмоздатель сам обрел в ней последний приют покой. Здесь же был похоронен отец знаменитого русского полководца Бутурлина, скончавшийся в 1708 году.
В 1809 году Ржевскую церковь значительно перестроили и перенесли в нее храмовый образ святой великомученицы Параскевы Пятницы из соседнего храма, упраздненного во времена Петра. Последняя перестройка проводилась в самом конце XIX века. Архитектор А.А.Никифоров возвел оригинальную колокольню — точную копию ее старинной шатровой звонницы. Местную достопримечательность — белокаменный иконостас с мозаикой из стекла — устроил художник В.Д.Фартусов, участвовавший в росписи храма Христа Спасителя. А приделы во имя св. Николая Чудотворца и св. Алексия, человека Божия, имели мраморные иконостасы. По свидетельству современника, это была одна из самых богатых церквей, в главной степени за счет ее аристократических прихожан — Прозоровских, Долгоруковых, Волконских, Оболенских…
Иногда в ней совершал богослужение святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Осенью 1854 года он произнес здесь слово на погребении княжны Анастасии Голицыной. А в марте 1903 года в церкви служили панихиду по скончавшемуся во Франции русскому писателю А.В.Сухово-Кобылину. Погребен он был в Ницце, но его родные заказали заупокойную службу в этом московском храме.
После революции началась «большевистская атака» на Ржевскую церковь. Власти облюбовали это место для строительства рабочего жилищно-строительного кооператива. В апреле 1929 года Моссовет принял решение о сносе храма, и протест верующих не имел результата. О сносе очень хлопотал сам «всесоюзный староста» М. Калинин, который лично подтвердил решение Моссовета.
На месте храма было выстроено здание в революционном стиле конструктивизм — ныне это дом N8 по Гоголевскому бульвару: колокольня храма выходила на бульвар, а алтарь — на улицу Грицевец. Теперь появилась идея установить там мемориальную доску в память о московском храме.
Вторая Ржевская церковь на Поварской была устроена на месте встречи иконы или близ него — из монастыря икону несли навстречу толпившимся москвичам, и где-то здесь, вероятно, состоялось ее «сретение». Есть свидетельства, что этот храм был выстроен по приказу Ивана Грозного. Он стоял на углу Поварской и Большого Ржевского переулка, названного в его честь. Интересно, что в конце XVIII века рядом была усадьба капитана Федора Ржевского. Есть мнение, что и по домовладельцу могли быть названы эти местные переулки, хотя в таких случаях история всегда отдавала предпочтение храму.
Церковь была выстроена как приходская в дворцовой слободе работников, обслуживавших царскую кухню и стол. Деревянная упоминается в 1625 году, известно, что в ней находился еще один местночтимый список Ржевской иконы. Во второй половине XVII века появился каменный храм, с традиционным Никольским приделом и местным Космодамиановским.
В первой половине XIX века он ненадолго стал приходским храмом М.Ю.Лермонтова. В 1829 году его бабушка, Е.А.Арсеньева сняла здесь, на Малой Молчановке, дом, где, кстати, прежде жил молодой С.Т.Аксаков. Лермонтов прожил в этом доме до 1832 года, пока учился в Московском университете, до которого с Молчановки — рукой подать. Известно, что он часто бывал с бабушкой в этом храме и исповедовался в нем Великим постом, о чем была оставлена запись в церковных книгах. Интересно, что одна из таких записей позволила ученым точно установить возраст Е.А.Арсеньевой.
Память о Лермонтове не помогла сохранить эту церковь. С 1926 года в уже ограбленном храме стали служить монахи с упраздненного Валаамского подворья на 1-й Тверской-Ямской. К церкви же подбирались еще в 1938 году, снос был приостановлен войной, но конец храму пришел в 1952 году, когда на его месте стали строить «сталинское» здание Верховного Суда по проекту архитектора В.П.Лейбо.
Потом во время строительных работ там были обнаружены человеческие останки. Полагают, что это либо старые захоронения на церковном кладбище, либо останки расстрелянных в годы репрессий. А от церкви остались только возвращенные имена Ржевских переулков.