храм с аркадой республика крым

Храм с аркадой — мечеть и церковь в Судакской крепости

В Крыму много мест, которые стали визитными карточками городов-курортов. Они привлекают внимание археологов и художников, интересующихся прошлым полуострова и любителей крымской природы. Один из таковых – храм с аркадой в Судаке, расположенный на территории Генуэзской крепости.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится храм на карте в Судаке

Он располагается в восточной части форта, на западе Судака. Рядом вы обнаружите башни консулов Каррадо Чигала (1404 г.) и Лукини ди Фиески ди Лавани (1409 г.), Консульский замок с Выставкой орудий пыток эпохи инквизиции.

История становления и существования

Прошлое этого храма удивительно. Построили его в XIII веке. Начиная с 1926 г., эта памятка культурного наследия исследовалась историками и археологами, даже велись споры об изначальном ее предназначении. Известно, что здесь располагалась мечеть, затем католический костел, а после – православная церквушка. Следовательно, памятник архитектуры именовался и «мечетью», и «капеллой», и «церковью с аркадой», а некоторые посетители называли его неопределенным «строением с куполом».

В литературе встречаются также довольно-таки разные названия этой достопримечательности Судака: храм с аркадой республика крыммечеть Айя-Базид и Падишах-Джами, Матфеевская церковь. Храм расположен в восточной части фортификации, как мы уже успели сказать. В сравнении с другими средневековыми богатствами Крыма он сохранился в чрезвычайно хорошем состоянии благодаря проведенным реставрациям и реконструкциям. Его внешний вид близкий к «первозданному», что отмечают многочисленные отзывы туристов.

Интересные факты

Храм построен из крымского серо-белого известняка и на первый взгляд не представляет ничего выдающегося. Изначально он возводился как мечеть, соответственно в архитектуре просматривается мусульманский стиль. Исследователи предполагают, что скорее всего строительство ее не было завершено, так как город с 1365 по 1475 гг. находился во властвовании у генуэзцев, заканчивавших возведение и переоборудовавших постройку в католическую капеллу. О том, что исламский культовый объект не достроили, напоминает сохранившаяся над михрабом строительная надпись на латинском языке, указывающая год окончания строительства – 1373. В центре подписи высечен крест, а по краям – два герба. Внутренние стенки расписаны фресками в итальянском стиле. До сих пор на одной из колонн просматривается изображение святого.

На то, что сооружение планировалось как святыня для мусульман, указывают остатки лестницы внутри, которая вела в минарет, и осталась молитвенная ниша, украшенная орнаментом в мусульманском стиле. В некоторых местах исламские узоры остались намеченными на камне, но так и не высечены до конца – это свидетельствует о том, что работу бросили буквально на полпути.

храм с аркадой республика крымВ плане объект прямоугольный, площадью 14,5 x 13,5 кв. м, над центральным строением возвышается полусферический купол. С южной стороны идет открытая галерея, образованная аркадой, откуда и появилось название – «Храм с аркадой».

В связи с назначением в разные исторические периоды цитадели сооружение неоднократно перестраивалось. Об этом говорит и внимательный осмотр стен – характер каменной кладки, раствор, на который укладывали камень. Когда католический храм перестраивали в православный, два проема аркады заложили. Таким образом, добавили сюда закрытый притвор.

В XVIII в., после присоединения Крыма к России, в Судакской крепости основались донские казаки. Здесь они обосновали поселение, построили на территории казармы, а мечеть переоборудовали в православный храм, который посвятили евангелисту Матфею. В 1816 г. гарнизон покинул цитадель, а приход остался невостребованным. Были времена, когда земли долин Судака осваивали помещики, но они жили на Тавриде только в летнее время. В 1829 г. в городе открылась новая Покровская церковь, куда перенесли иконостас и церковную утварь из Матфеевского храма, а постройка в бастионе стояла в запустении.

Чем интересен храм с аркадой сегодня?

С 1960 г. Генуэзская крепость стала музейным комплексом. В храме же разместился археологический музей, где сохраняются различные вещи, найденные во время раскопок на крепостной территории и в окрестностях. храм с аркадой республика крымЗдешняя экспозиция отражает историю города Судак в разные периоды. В ней присутствуют монеты, изделия из металла, украшения из серебра, предметы быта, в том числе керамика, которая здесь занимает особое место, ведь курорт славился гончарным ремеслом.

В 2015 г. фортификация внесена в список объектов культурного наследия федерального значения. С этого времени здесь началась реконструкция с целью сохранения памятки.

Храм с аркадой в Судаке не реставрировался десятки лет, купол начал протекать, а стены от дождя и времени стали понемногу разрушаться. В 2017 г. произвели его реконструкцию, обновили купольное покрытие. Музей же пополняется новыми экспонатами. В ходе раскопок ученые находят различные артефакты, представляющие историческую ценность. Так, в 2017 г., археологи обнаружили золотоордынское поселение XIV века. Найденные предметы сегодня находятся на реставрации, но со временем пополнят музейную коллекцию, которую вы сможете посмотреть во время экскурсии.

Как добраться (доехать)?

Добираться на городском транспорте сюда удобнее всего на маршрутке №№ 2, 5 или 6, выйдя на остановке «ТОК Горизонт» или «улица Морская».

На машине подъехать к Музею-мечети турков-сельджуков нетрудно так:

Туристу на заметку

Отзывы посетителей Генуэзского форта говорят, что здесь красиво в любое время года. Величественные башни с зубчатыми стенками на фоне скал и моря ежегодно привлекают тысячи туристов. Те же, кто не один раз побывал здесь, рекомендуют к обязательному посещению Храм с аркадой. Фото на его фоне делают все, особенно когда узнают его уникальную историческую сущность, отразившуюся на всем г. Судак.

Источник

Храм с аркадой

Из Википедии — свободной энциклопедии

Храм с аркадой (храм апостола Матфея, Падишах-Джами) — культовое сооружение в Судаке, в комплексе Генуэзской крепости.

Здание изначально было построено в XIII веке и неоднократно позже перестраивалось. Археологи различают 4 разновременные кладки.

Его первоначальное предназначение является предметом дискуссий историков. По одной из версий здание было построено сельджуками в 1222 году как мечеть. Затем оно было разрушено и восстановлено уже как греческий православный храм. После занятия города генуэзцами здесь была обустроена католическая церковь, а уже после взятия Судака турками в 1475 году храм снова стал мечетью под названием Падишах-Джами. По другой версии, генуэзцами здание использовалось как консульская зала. После занятия Крыма российскими войсками мечеть переделали в православную церковь и освятили во имя апостола Матфея. Церковь была закрыта в 1817 году из-за ветхого состояния, иконостас и часть утвари были переданы в освященный в 1829 году Свято-Покровский храм. В 1883 году храм вновь реставрировали и открыли как армяно-католический храм, который был закрыт советскими властями в 1924 году.

храм с аркадой республика крым

В 1926 году в здании разместился музей Генуэзской крепости, который располагается тут и поныне.

Археологические исследования храма проводились в 1926, 1969—1975 и 1986 годах.

Источник

Храм с аркадой (апостола Матфея)

Храм апостола Матфея или храм с аркадой — здание XIII века в Судаке, в котором была мечеть, католическая церковь и православный храм. Сегодня здесь устроен музей, экспозиции которого рассказывают об истории Судака и Генуэзской крепости. Здание расположено в восточной части цитадели (внутри Судакской крепости), к нему ведёт широкая дорога от ворот.

История

Впервые в литературе описан в 1642 г. и назван мечетью Айя-Баязид. На руссом плане 1771 г. назван Падиша-мечетью. Археологические исследования проводились в 1926, 1969–75 и 1986 гг.

О его назначении у историков нет единого мнения. По одной версии, оно было построено турками-сельдьжуками в 1222 году как мечеть, позже разрушено и вновь восстановлено в качестве православного греческого храма. Когда хозяевами крепости стали генуэзцы, они устроили здесь католическую церковь. А после взятия Судака турками в 1475 году храм вновь превращается в мечеть. По другой версии, генуэзцы использовали это здание под консульскую залу — своеобразное присутственное место.

Доподлинно известно, что строение из местного серовато-белого известняка возвели в XIII веке и неоднократно перестраивали, при внимательном осмотре можно различить четыре разновременные кладки. Здание прямоугольное в плане (14,34 м x 13,87 м), стены и крыша связаны друг с другом зубчатой гофрировкой. Центральная часть перекрыта большим полусферическим куполом без барабана. С юга к нему пристроили открытую галерею, образованную аркадой (поэтому некоторые исследователи называют его «Храм с аркадой»). Но при последующих перестройках два проема галереи замуровали, получился закрытый притвор. Окна и двери в середине этого помещения украшены резными наличниками с пышной резьбой в виде плетенки. Конструкция здания имеет многочисленные аналоги в мусульманской культовой архитектуре Малой Азии и Крыма этого периода.

Фото: ПАВЕЛ СМИРНОВ «>храм с аркадой республика крым Генуэзская крепость. Храм с аркадой. Судак. Фото: ПАВЕЛ СМИРНОВ

Внутри здания сохранились остатки лестницы, которая когда-то вела на минарет. В южной стене находится молитвенная ниша — михраб, ее украшает восточный орнамент. Над нишей надпись на латинском языке: «Во имя Христа, аминь. 1423 года, в четвертый день января, эту постройку велел сделать …консул Талано Кристиано Мондиано». Рядом герб, на котором изображены крепостные башни. При реставрации под слоем извести обнаружили средневековые фрески, на одной из них был изображен святой Николай.

После присоединения Крыма к России в 1783 году в Судакской крепости разместился русский гарнизон — Кирилловский Новгородский полк, часть Донского казачьего войска. Здесь построили казармы, учредили комендатуру, выставили караулы. Бывшую мечеть переделали в православную церковь и освятили во имя апостола и евангелиста Матфея.

После ухода гарнизона из крепости церковь оказалась заброшенной. Но земли в Судакской долине были проданы или подарены многочисленным русским помещикам. Сами они постоянно здесь не жили, позволяя заниматься разведением и выращиванием виноградников татарам. Однако летом, к сбору винограда все съезжались для отдыха и продажи урожая. Храма же в Судаке не было, ближайшая православная церковь находилась в 40 верстах. Поэтому решили возродить службу в Матфеевской гарнизонной церкви, но 27 декабря 1810 года ее пришлось закрыть из-за ветхого состояния. Здание подремонтировали и вновь открыли в 1813 году. Но храм постепенно разрушался: в стенах появились трещины, в своде — дыры, к тому же, внутри из-за отсутствия окон было темно. Комиссия Духовной консистории обследовала храм и решила, что проводить Богослужения в нем опасно для прихожан, поэтому указом от 14 апреля 1817 года его закрыли навсегда.

В 1867 году Судак посетила Императрица Мария Александровна, она осмотрела развалины крепости и приказала очистить древнюю мечеть от мусора, а потом закрыть.

Судак постепенно разрастался, православного населения становилось больше, а строительство нового храма затянулось. В 1883 году вновь встал вопрос о реставрации древнего здания на Крепостной горе. Инициатором стал Николай Никифорович Маркевич, вице-президент Одесского Императорского Общества истории и древностей. Храм реставрировался на добровольные пожертвования прихожан, работы провели всего за четыре месяца. Известного художника-киммерийца профессора Академии художеств Л. Ф. Лагорио пригласили для внутреннего оформления храма. Его кисти принадлежит образ Божией Матери Скорбящей. 2 октября 1883 года обновленный храм вновь освятили.

Источник

«Храм пяти конфессий» в Судакской крепости

храм с аркадой республика крым

храм с аркадой республика крым

храм с аркадой республика крым

Вид на мечеть и город из Судакской крепости

Посещение средневековой генуэзской крепости в Судаке – настоящий праздник и для историка, и для художника, и для любого ценителя крымских красот и древностей. Это необыкновенное место, где красота природы гармонично дополнена одним из наиболее впечатляющих исторических памятников Крыма.

По сравнению с большинством других средневековых сооружений полуострова крепость неплохо сохранилась, а масштабная реставрация 1970-80-х гг. и вовсе придала ей почти «первозданный» вид. Крепостная скала в несколько рядов опоясана длинными зубчатыми стенами, над ними возвышаются величественные башни, а вдали простирается изрезанный бухтами берег под остроконечными силуэтами гор. О Судакской крепости, этом большом сооружении с богатейшей историей, можно рассказывать бесконечно. Но сегодняшний очерк я посвящу одной-единственной из многих ее построек. Это здание настолько необычно, что даже не имеет общепринятого названия: в научной литературе этот памятник именуют и «храмом с аркадой», и «мечетью», и «капеллой», и даже просто «купольным зданием Судакской крепости». Чем же настолько примечательно это сооружение?

На первый взгляд, постройка не представляет собой ничего особо выдающегося – особенно по сравнению с эффектными башнями Консульского замка, что нависли неподалеку над пропастью на самой вершине скалы. «Судакская капелла» – это небольшое здание почти кубической формы с круглым куполом. Скальный склон, на котором выстроено это сооружение, настолько крут, что кажется, будто оно должно непременно съехать вниз, однако это лишь иллюзия: на самом деле фундаменты «храма с аркадой» прочно сцеплены со скалой, и он стоит на своем месте уже не менее 600 лет, несмотря ни на какие землетрясения.

Поднявшись вверх по каменной лестнице, входим вовнутрь. Здесь жара ослепительного летнего дня сменяется прохладным полумраком. У стен расставлены каменные надгробия, витрины с глиняной посудой и металлическими изделиями – в помещении расположен выставочный зал музея «Судакская крепость». Во внутреннем убранстве зала сразу привлекают внимание знакомые мотивы: сельджукские узоры. Они украшают и раму входной двери, и капители приземистых колонн, и нишу в южной стене (а если музейные работники позволят зайти в закрытую галерею у входа, то и в ее стене можно увидеть окно и дверной проем, тоже покрытые изящным сельджукским орнаментом). Проходящие через зал туристы едва ли обращают внимание на это, но «натренированный» на ордынских памятниках глаз сразу замечает, что эти узоры во многих местах недоделаны: например, на раме входной двери орнаменты лишь намечены линиями по камню, но не высечены до конца. Похоже на то, что строители бросили свою работу на полпути. И этому были свои причины, но о них – позже.

храм с аркадой республика крымЮжная стена мечети Судакской крепости: музейная выставка и резной наличник с михрабом

Наиболее интересный объект внутри здания – это высокий каменный наличник в южной стене, украшенный роскошным сельджукским орнаментом из лилий. В его центре, едва доходя до середины высоты, устроена михрабная ниша. Михраб весьма прост: он лишен всяких украшений, кроме резных ячеек в верхней части. Очень похожие орнаменты можно увидеть и в других средневековых постройках Крыма. Но вот чего не увидишь нигде больше – так это поразительного соседства мусульманского михраба с латинской надписью, крестом и генуэзскими гербами. На фризе наличника, между рядами сельджукских узоров, хорошо заметны позолоченные латинские буквы. Специалисты до сих пор спорят по поводу мелких нюансов перевода этой надписи, но общий смысл ее вполне ясен: «Во имя Христа, аминь. В 1423 году, в четвертый день января, это строение велел возвести господин Дж. Каталано. Да хранит Христос». В центре надписи высечен крест в круге, а по краям – полосатый щит с изображением трехбашенного замка (герб генуэзского рода Гоано) и львиная голова в профиль (вероятно, тоже герб, но кому он принадлежал – еще не выяснено).

Удивительное смешение символов! Подобное возможно, пожалуй, только в Крыму, где встречались и тесно взаимодействовали цивилизации, пришедшие сюда с разных концов континента. Но как такое соседство могло возникнуть?

храм с аркадой республика крымПрорисовка резьбы на наличнике вокруг михраба (рисунок из издания: Джанов А.В., «Храм с аркадой» в Судаке, «Сугдейский сборник», вып. II, 2005)

Наиболее близкие аналоги этому зданию находятся в Восточной Турции – на территории бывших сельджукских султанатов. И в восточных летописях сохранились сведения о строительстве турками-сельджуками мечети в Судаке. Известно, например, что в начале 1220-х гг. анатолийские торговцы пожаловались сельджукскому султану Ала-эд-Дину Кейкубаду на то, что их ограбили городские власти Судака (который в то время, накануне монгольского завоевания, зависел от кыпчакских ханов-язычников). Султан послал через море войско, разгромил кыпчаков и заставил их возместить убытки обиженным купцам. После этого Ала-эд-Дин велел выстроить в захваченном городе мечеть (и ее возвели будто бы всего за две недели), назначил при ней служителей, после чего развернул войска домой. Некоторые исследователи считали, что купольное здание в Судакской крепости и есть та самая мечеть Кейкобада. Однако постройки «сельджукского стиля» в Крыму вовсе не обязательно возводились выходцами из Анатолии. В 14 и 15 столетиях этот стиль, вобравший в себя армянские, иранские и турецкие влияния, настолько широко «вошел в моду» и распространился у всех народов полуострова, что «сельджукскими» орнаментами в то время украшали и крымскотатарские мечети, и закладные плиты генуэзских крепостей, и армянские монастыри, и дворец правителей крымской Готии на Мангупе.

Загадка необычного соседства мусульманских и христианских деталей на южной стене купольного здания Судакской крепости ставила в тупик многих исследователей. Вполне очевидно, что латинская надпись не была добавлена на готовый михраб: ибо гербы и крест на ней выпуклые, то есть, были высечены одновременно с сельджукскими узорами. Предположений возникало множество. Одни исследователи полагали, что здание было христианским храмом, перестроенным в мечеть. Другие считали, что это сельджукская мечеть, переоборудованная генуэзцами в католический храм. Третьи выдвинули предположение, что это вовсе не культовая постройка, а генуэзское общественное здание – например, городская ратуша, ложа для приемов или зал суда. Резной наличник, считали они, изначально предназначался не для михраба (пристроенного позже), а для большого окна или входной двери, которая открывалась как раз в сторону Консульского замка, где жил начальник крепости.

Археологические раскопки, проводившиеся в разные годы, позволили отчасти дать ответы на некоторые вопросы. Оказалось, что здание относится не к 13, а к 14 веку (таким образом, версия о его возведении Ала-эд-Дином не подтвердилась). Но выяснилось также и то, что с самого начала сооружение возводилось именно как мечеть.

14 столетие в истории Судака было весьма насыщено важными событиями. За богатый портовый город развернулась упорная борьба двух итальянских морских республик: Венеции и Генуи. Победу в ней одержала Генуя, и в 1380-х гг. Золотая Орда утвердила за генуэзцами право владения Судаком, его морским портом и 18 селами в судакских окрестностях.

Мечеть, которой посвящен очерк, теперь находится внутри крепостных стен. Но так было не всегда. В 14 столетии Судакская крепость занимала лишь вершину скалы, нижний ряд ее стен еще не охватил подножия, и мечеть начинала строиться за пределами крепости. Однако к 1409 г. крепость была значительно расширена, и здание оказалось на крепостной территории. В договорах Орды с Генуей был определен особый порядок управления местными мусульманами, но наличия мечетей внутри генуэзских замков он не предусматривал. Здание, по всей видимости, было передано генуэзцам – и похоже на то, что оно досталось им недостроенным (чем и могут быть пояснены незавершенные орнаменты на колоннах и входе). Вероятно, генуэзцам довелось за свой счет завершать постройку, пригласив местных мастеров: так мог появиться парадный сельджукский наличник с латинской надписью о завершении строительства в январе 1423 г.

Не вполне ясно, как именно использовали помещение итальянцы: то ли как католический храм или капеллу (часовню), то ли как зал для гражданских собраний и приемов. Интерьер здания был расписан фресками в итальянском стиле, в том числе изображениями святых, одно из которых до сих пор хорошо просматривается на колонне внутри помещения (в самой Италии такие росписи делались и в церквях, и в торжественных залах).

храм с аркадой республика крымМечеть Судакской крепости, вид с юга

В 1475 г. древний город вновь перешел из рук в руки: на этот раз его хозяевами стали турки-османы. С их приходом здание стало мечетью. Вот как описывает ее в 1666 г. Эвлия-челеби: «На восточной стороне крепости, у берега моря — древняя соборная мечеть султана Баязида Вели, с каменным куполом и каменным минаретом, построенными из как бы светящегося мягкого камня. В этой мечети есть михраб, опять же вырезанный из этого камня, образцовый и украшенный, как хамелеон, да так, что разум человеческий поражается».

Здесь хочется обратить внимание на один интересный момент, связанный со взаимодействием цивилизаций. Эвлия приводит в своем описании легенду о том, как некий «император неверных» будто бы истребил в стенах этой мечети три тысячи собравшихся в ней на намаз мусульман, и что «теперь на стенах внутри мечети заметна и различима кровь шехидов». В точности похожая история (только изложенная с противоположной стороны) была записана в Судаке в 1578 г. со слов греков: когда генуэзцы оборонялись от турецкой осады, – говорил рассказчик, – почти тысяча их укрылась в большой церкви, но все погибли в ней, и «турки заложили камнями двери и окна церкви; а трупы убитых и теперь еще лежат без погребения».

Эти две истории – яркий пример того, как одни и те же трагедии прошлого преломляются через века в народной памяти: каждая сторона предпочитает считать невинной жертвой именно себя. Но еще примечательнее другое. Превратив здание снова в мечеть (и, вероятно, соорудив посредине наличника новый михраб вместо консульского трона или пристроенного к стене алтаря), османы не стали стесывать со стен ни креста, ни гербов, ни латинских надписей. И если примеры резко противоположных толкований одних и тех же событий мы часто встречаем и в нашей нынешней жизни, то спокойное отношение османов к напоминанию о генуэзцах просто поражает: в наши времена чаще случается, что каждый новый победитель стремится дочиста истребить всякую память о побежденном.

храм с аркадой республика крым«Руины церкви в Солдайе» (гравюра середины XIX в.)

Мечеть султана Баезида (она же – Падиша-мечеть, как ее подписывали на картах конца 18 в.) действовала пока в 1771 г. Крым не был занят русскими войсками. В покинутой османами крепости был поставлен русский военный гарнизон, и в 1778 г. мечеть была превращена в православную часовню для солдат. Через 38 лет в Петербурге решили, что держать в крепости войска больше незачем, гарнизон покинул ее, и часовня перешла к немецким колонистам, которые как раз в начале 19 века по приглашению императоров активно заселяли окрестности Судака. Здание на время превратилось в лютеранский храм-кирху. Но затем немцы выстроили новый дом молитвы поближе к своим жилищам, и здание оставалось «ничейным» до 1883 г., когда его отдали армянско-католической общине. Армяне отремонтировали храм, перестроили его колоннаду и обновили интерьер. В их ведении здание и оставалось до революции. В эпоху воинствующего атеизма армянская церковная община была закрыта, и с 1926 г. в древнем здании располагается музей.

Такова удивительная история одного здания, которое на своем веку успело побывать и мусульманской мечетью, и католической капеллой, и русской часовней, и немецкой кирхой, и армянской церковью. Кому оно принадлежит по совести? Крымским мусульманам, которые уступили его римским католикам, а затем были вытеснены российскими православными? Итальянским католикам, которых изгнали турецкие мусульмане? Армянам, которых изгнали безбожники-большевики. Правильный ответ, я считаю, таков: в наши дни эта уникальная постройка является общим достоянием трагической и захватывающей крымской истории. «Храм пяти конфессий» в Судакской крепости – один из самых наглядных примеров удивительного взаимодействия разных цивилизаций на крымской земле.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *