храм с колоннами в арзамасе
Воскресенский собор в Арзамасе
Кафедральный собор Воскресения Христова
Воскресенский собор в Арзамасе — это православный кафедральный собор в честь Воскресения Христова.
Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на средства жителей города. Кафедральный собор Воскресения Христова в Арзамасе внесён в списки объектов культурного наследия народов РФ федерального значения.
История строительства
Строительство храма началось 1814 году по проекту архитектора М.П. Коринфского, местного уроженца, ученика известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академиком А.В. Ступиным Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром.
Воскресенский собор построен на месте ветхого летнего храма во имя Воскресения Христова с приделом великомученика Иоанна Воина.
Строительство собора продолжалось 28 лет, и неоднократно приостанавливалось из-за недостатка средств.
Главный престол во имя Воскресения Христова освящен в 1840 году. Собор имеет еще четыре придела, которые были освящены в 1832,1833, 1834 и 1842 годах.
В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма.
В 1944 году вопрос об открытии храма поставил патриарх Сергий (Страгородский), уроженец Арзамаса.
В 1947 году в храме снова стали проходить службы.
Описание Воскресенского собора
Воскресенский собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. В плане представляет форму греческого креста, положенного на квадрат.
Размеры храма: длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см).
На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты:
Престолы
Святыни собора
В Воскресенском соборе Арзамаса находятся Животворящий Крест Господень, чтимые иконы святого Николы Можайского, Божией Матери «Казанская», «Семистрельная», «В родах Помощница», иконы с частицами мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, а также святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворце.
Расписание богослужений
Богослужения совершаются ежедневно.
В будние дни:
8:00 – Божественная литургия
17.00 – вечерня, утреня
Суббота:
6:00 – ранняя Божественная литургия
8:00 – поздняя Божественная литургия
17:00 – всенощное бдение
Воскресенье:
6:00 – ранняя Божественная литургия, водосвятный молебен
9:00 – поздняя Божественная литургия
17:00 – вечерня, утреня
Молебны
Понедельник 7:30 – молебен святому великомученику и целителю Пантелеимону
Вторник 7:30 – молебен преподобному Серафиму Саровскому
Среда 7:30 – молебен перед иконой Божией Матери «Казанская»
Четверг 7:30–молебен святителю Николаю Чудотворцу
Пятница 16:00 – молебен с акафистом Животворящему Кресту Господню
Суббота 16:00 – молебен о страждущих от недуга пьянства и наркомании
Воскресенье 16:00 – молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица» о болящих раковыми заболеваниями
Крещение
Вторник — воскресенье 8:30
Где находится и как доехать, телефон, время работы, цена
Адрес: Нижегородская область, Арзамасский район, Арзамас, Соборная площадь
Как доехать: находится в центре Арзамаса на Соборной площади
Телефон: +7 (83147) 9-43-46, 9-44-93
Время работы: ежедневно
Стоимость: бесплатно
Воскресенский собор в Арзамасе на карте
GPS координаты: 55.38668, 43.81342
Объекты рядом
Отзывы посетителей
В этой статье ещё нет отзывов посетителей. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.
Воскресенский кафедральный собор
Версия для мобильных устройств
Виртуальный тур из 3D-панорам по Воскресенскому собору.
Воскресенский кафедральный собор в Арзамасе занимает доминирующее положение на Соборной площади. Величественный храм — главное украшение города — стоит на высоком холме, завершая ансамбль его главной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.
Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор воздвигнут в благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, как памятник героизму русских воинов.
Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма, ученика знаменитого архитектора Андрея Воронихина. Строительство продолжалось 28 лет. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.
Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина храма равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).
Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи Александра Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах, работы профессора живописи Николая Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии обязательна
Воскресенский собор в Арзамасе
К самым важным и интересным историческим достопримечательностям Арзамаса относят Воскресенский собор. Это действительно уникальный объект с богатой историей, удивительной архитектурной, роскошным внутренним оформлением. Грандиозную постройку видно с разных частей города. Уже на подъезде в Арзамас вы увидите его возвышающиеся купола с золочеными крестами. Святыня располагается на центральной площади. Композиция просто потрясающая: 5 куполов, около 50-ти колонн. Фасады оформлены фресками. Строительство храма длилось в течение 28 лет. С возведением святыни связано много сказаний и загадочных историй.
Собор Воскресения Господнего в Арзамасе – это яркий образец традиционного классицизма. Построен храм по проекту, разработанному известным на то время архитектором Михаилом Коринфским. Величественная памятка просто поражает воображение. Она шикарна, как внутри, так и снаружи. Более 20-ти лет талантливейшие мастера изо всего региона раскрашивали стены. Среди наиболее известных личностей, трудившихся над росписью храма, братья Ломакины и братья Серебряковы. Авторство сюжетов принадлежит профессору Николаю Алексееву.
Как добраться
Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки в Дивеево с заездом в этот храм.
История создания
Собор Воскресения в Арзамасе удивляет не только внешним видом, но и удивительной историей возведения и функционирования. Храм строился в знак благодарности Господу за победу в Отечественной войне 1812 года. Это не только святыня, это памятник русским воинам, которые готовы были отдать свои жизни за Родину. Победа над Наполеоном объединила и вознесла народ. Жители города единогласно решили воздвигнуть собор, чтобы поблагодарить высшие силы. Конечно, для строительства объекта такого масштаба были нужны деньги, и немалые. На центральной площади Арзамаса установили ящик, в котором собирали пожертвования на сооружение собора.
Особенность святыни ещё и в том, что это, наверное, наиболее величественный и богатый храм, построенный на деньги народа. Идея строительства Воскресного собора объединила местных жителей. В течение 28 лет они просто жили этой идеей. Каждый прикладывал немало усилий для того, чтобы проект был реализован: кто-то давал деньги на закупку материала, кто-то жертвовал время и усилия на выполнение технологических процессов, другие предоставляли транспортные услуги, добывали сырьё, собирали деньги. Для строительства собора потребовалось 5,5 млн. штук кирпичей. Для закладки фундамента использовали более 1000 кубических метров бутового камня и 164 тонны железа.
Начало строительства
Разработку проекту доверили известному архитектору М.П. Варенцову (Коринфскому), который был выходцем из Арзамаса. А вот деньги собирали разными способами. Кроме пожертвований местных жителей использовались также так называемые кормовые средства. Это деньги, которые должны были выделены городу правительством за то, что он содержат военных, останавливающихся в Арзамасе. Оберпрокурор Святейшего Синода составил прошение о выдаче кормовых на сооружение святыни, которое, в конце концов, было удовлетворено. 17 февраля 1914 года на центральной площади города состоялось собрание жителей, они своё намерение подтвердили, после чего протоиерей и староста повезли проектную документацию на согласование епископу.
Владыка одобрил проект, дал благословение на строительство Воскресного собора. Его решение сопровождалось выдачей храмозданной грамоты и книги пожертвований. Деньги, которые люди давали на реализацию проекту, были на строгом подсчете. Все пожертвования записывались в приходо-расходную книгу, которую в конце года нужно было представить в консисторию. В архивах нет данных о точной дате закладки фундаменты собора, однако, можно предположить, что случилось это в скором времени после благословения епископа. Кстати, в городе был старый Воскресенский собор, которые решили разобрать. Полученные в ходе демонтажа строительные материалы сразу же отправлялись на сооружение нового собора, а иконостас и другие убранства продали в храм, который находился в соседнем селе. Оставили только две иконы: Воскресенья Христова и Иоанна Воина.
Как строился собор?
Непосредственно о самом процессе возведения храма первый доклад подал протопоп Стефан Пименов. Масштабное строительство продвигалось медленно, но уверенно. Ящик пожертвований постоянно пополнялся. Нехватки в рабочих не было. Работа была организована отлично. Основные этапы сооружения собора, о которых есть упоминания в документах:
Форс-мажоры тоже возникали. Когда уже начинали возводить купол, треснул юго-западный столп. Сначала думали, что придётся всё перестраивать. В Арзамасе в то время жил полуграмотный, но очень толковый мастер, который предложит более выгодное решение. Столб укрепили железом и обклеили бумагой, чтобы проверить, не разрушается ли он. Строительство возобновилось.
Пожар в Арзамасе
Самым тяжёлым годом был 1823, когда в Арзамасе случился большой пожар, в результате которого выгорела дотла нижняя часть города. Огонь уничтожил богатые купеческие здания, старинные постройки, дома состоятельных жителей города, которые жертвовали деньги на храм. Это не могло не сказаться на процессе строительства святыни, хотя она и не пострадала.
Первый престол был освящён только в 1832 году, второй – в 1833, а третий – в 1834. На этот период внутренне оформление не было завершено. Отделочные работы проводились постепенно. Главный престол освятили в 1840 году. На торжестве присутствовал епископ. Последний 5-й престол был завершен в 1842 году.
Собор в 1880-1900-х годах
После Октябрьской революции
Когда власть перешла к большевикам, собор ещё продолжал функционировать. Долгое время на него не обращали внимания. Закрыли святыню только в 1932 году. С того времени храм выполняет функции антирелигиозного музея. Проводились перепланировки. Сюда завезли иконы и другие религиозные предметы из других храмов. Теперь они находились здесь в роли экспонатов. Спустя несколько лет это была тюрьма для заключённых. А в 1937 году в здании собора организовали спортивный зал. Но, даже, несмотря на все эти события, уникальная художественная роспись, фрески, иконостас пострадали незначительно. Воскресенский собор был открыт в 1944 году. С того времени проводятся масштабные реставрационные работы.
Внутренняя отделка
В Воскресенском соборе есть 9 престольных праздников. К оформлению внутренних стен приглашали самых талантливых учителей и учеников школы живописи. Большинство фресок выполнены в светло-коричневой цветовой гамме. Отсутствуют яркие цвета и отвлекающие мотивы. Атмосфера в соборе настраивает на спокойствие, молитвенное настроение. Мастера рисовали тушью по сырой штукатурке. Так как штукатурка быстро сохнет, художникам приходилось каждый раз наносить новый слой и рисовать, пока он остаётся ещё мокрым. Тематика картин: земная жизнь Иисуса Христа.
Особого внимания стоит иконостас. Над созданием этого величественного шедевра трудились братья Ломакины. Он состоит их 5-ти частей, обрамленных колоннами с капителями, которые изящно оформлены резными элементами, пилястрами. Иконы Богоматери и Иисуса с царскими коронами – это работа профессора Алексеева. Есть в соборе также иконы, сохранившиеся с XVI века. Храм украшали и работы местных рукодельниц, которые в совершенстве владели техникой золотого шитья.
Сооружение колокольни
Архитектурный ансамбль Воскресенского собора дополняет колокольня. Вначале было 10 колоколов. Самый большой колокол имел достаточно внушительные размеры, весил 8 тонн. Он отлит в 1849 году в Ярославле. Это работа мастера Мартьенова. Вес второго колокола – 3 тонны. Остальные менее впечатлительны. В храме почитают благодетелей и меценатов, которые жертвовали и жертвуют на строительство, ремонт, реконструкцию собора. Их фамилии записаны на памятных досках, располагающихся у западных врат.
Собор построен из кирпича, холодный. Было принято решение построить возле него тёплую церковь. Она была возведена на месте старого собора. В оформлении фасадов сочетаются черты двух архитектурных стилей: классицизм и барокко. Церковь имеет 22 окна, изящно декорированных наличниками и лепными элементами.
Воскресенский собор сегодня
Сегодня собор продолжает функционировать, являясь одной из главных достопримечательностей Арзамаса. Это предмет гордости местных жителей. Храм сочетает в себе функции святыни и исторической, религиозной достопримечательности. Он привлекает не только величественными размерами, оригинально и богато оформленными фасадами и интерьером, но и удивительной историей. В Арзамасе Воскресенский собор – это must have к посещению.
Воскресенский собор, Арзамас: описание, история и интересные факты
Главным украшением Арзамаса, города с древней и богатой историей, является его Воскресенский кафедральный собор. Расположенный на естественной возвышенности, он в ясные погожие дни виден за десятки километров, а благовестом своих колоколов оглашает раскинувшиеся со всех сторон просторы. Судьба этого храма, как большинства российских святынь, тесно связана с событиями отечественной истории.
Идея постройки нового собора
По свидетельству сохранившихся исторических документов, при царе Фёдоре Иоанновиче в Арзамасе был построен и освящён храм Воскресения Христова, которому он пожертвовал крест с мощами святых мучеников. Однако за два последующих столетия эта постройка весьма обветшала, и в начале XIX века было решено её разобрать и строить заново на более удобном для этого месте. По замыслу создателей, Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать памятником победы российских войск над Наполеоном.
Работа по составлению проекта нового храма, а также непосредственное руководство его строительством было поручено талантливому арзамасскому зодчему Михаилу Петровичу Каринфскому, являвшемуся учеником знаменитого архитектора А. Н. Воронихина, обессмертившего своё имя созданием Казанского собора в Санкт-Петербурге. Кстати, М. П. Коринфский помогал своему учителю в создании его знаменитого проекта, однако прослеживается определённое сходство Воскресенского собора в Арзамасе не с ним, а с другим петербургским шедевром храмового зодчества ─ Исаакиевским собором О. Монферана.
Начало подготовительных работ
Место для новой постройки выбрали на вершине холма, где когда-то, ещё во времена Ивана Грозного, размещался деревянно-земляной острог, весьма претенциозно именовавшийся кремлём. С годами он был разрушен и уступил место деревянным домикам местных обывателей, которые перед началом строительства скупались на слом городскими властями и употреблялись в качестве дров для обжига кирпичей.
О том, как строили Воскресенский собор в Арзамасе, сохранилось немало свидетельств, поскольку работы были развёрнуты с подобающим размахом. Прежде всего для возведения столь грандиозного сооружения неподалёку от него было открыто несколько кирпичных заводов, именовавшихся «соборными». На них, согласно архивным документам, произвели более 5,5 млн кирпичей.
Возведение стен будущего собора заняло семь лет (1814-1821) и явилось весьма затратным делом, поскольку, кроме огромного количества кирпичей, для сооружения фундамента потребовалось почти 10 тыс. кубометров бутового камня и ещё 164 т. железа. На покрытие столь значительных расходов, средств, выделенных из казны, не хватало, и их недостаток компенсировался за счёт добровольных пожертвований населения, всегда отзывчивого на богоугодные дела.
«Собор, скованный кандалами»
Строительство Воскресенского собора в Арзамасе не обошлось и без происшествия, ставшего впоследствии местной легендой и наглядно иллюстрирующего профессиональную смекалку рабочего люда. Рассказывают, что однажды, когда уже всё было готово для монтажа главного купола, дал трещину один из четырёх столпов, поддерживавших своды собора. Положение сложилось поистине критическое, так как обнаружившийся дефект создавал угрозу обрушения всего здания. Собранный в срочном порядке технический совет не мог предложить ничего лучшего, кроме демонтажа всей возведённой к этому времени постройки.
И тут в разговор учёных мужей вмешался крестьянин ─ опытный строительный подрядчик Егор Измайлов. Он предложил стянуть треснувший столп стальными обручами, а снаружи заштукатурить. Так и поступили, а для проверки надёжности всю его поверхность оклеили бумагой и наблюдали за ней некоторое время. Лишь после того как убедились в том, что бумажный слой не лопнул, возобновили дальнейшие работы. С тех пор в народе повелось говорить, что Воскресенский собор в Арзамасе «кандалами скован».
Внешний облик нового храма
Кровлю Воскресенского собора в Арзамасе венчают 5 куполов сферической формы, из которых самый большой ─ центральный, украшен 12 вертикальными окнами. Такое композиционное решение полностью соответствует традициям русской храмовой архитектуры. Основное здание окружено четырьмя портиками-колоннадами, имеющими высокие треугольные фронтоны и придающими ему строгий классический вид. Каждый из фронтонов собора украшен фресками на сюжеты, заимствованные из Священного Писания.
Оформление внутренних помещений
Благодаря обилию света, проникающего в собор через 24 вертикально прорезанных окна, внутри него создаёт ощущение обширности и пространства. В целом оформление интерьера выполнено в приглушённых коричневых тонах, что способствует концентрации внимания и создания у присутствующих молитвенного настроения.
Кроме многочисленных фресок, на которых представлены эпизоды из земной жизни Иисуса Христа, а также традиционных для любого храма икон, внутренние стены собора украшает целый ряд живописных полотен, большинство из которых являются копиями работ известных европейских мастеров прошлого, писавших на библейские сюжеты.
Закрытие собора большевиками
История Воскресенского собора в Арзамасе после прихода к власти большевиков столь же печальна, как и большинства его собратьев, разбросанных по всей территории России. Повезло ему лишь в том, что, в отличие от остальных 38 храмов и 5 монастырей, украшавших город в 1917 году, он не был разрушен, хотя новые власти и пытались это сделать. Спасло его лишь всеобщее возмущение граждан, а также заступничество ряда видных советских деятелей культуры.
Тем не менее богослужения в нём были прекращены, а всё находившееся внутри имущество либо конфисковано, либо попросту разграблено. С 1921 года в здании бывшего Воскресенского собора (Арзамас) помещалось несколько сотен политзаключённых, свезённых в город для работы на одном из военных объектов.
Божий храм, превращённый в музей
В 30-е годы местному руководству пришла идея использовать собор для размещения в нём экспозиций незадолго до этого созданного музея религии и атеизма, как это было сделано в Ленинграде с Исаакиевским собором. Следует признать, что это решение сыграло положительную роль в судьбе исторического памятника и уберегло его от неминуемых перестроек или полного разрушения. Привычное для старожилов города, расписание богослужений Воскресенского собора в Арзамасе сменила вывеска с графиком работы музея и перечнем ближайших атеистических лекций, но в целом облик здания остался прежним.
В те годы созданный большевиками музей стал средоточием многих православных святынь, свезённых в него из разорённых храмов не только Арзамаса, но и многих других городов и сёл России. Среди них, в частности, оказался весьма почитавшийся на протяжении веков напрестольный крест XVII века, находившийся более двух столетий в разрушенной большевиками Ильинской церкви, а также целый ряд икон, признанных уникальными памятниками древнерусской живописи.
Патриаршая инициатива
Возрождение арзамаского Воскресенского собора как духовного центра началось в 1944 году. Толчком к этому послужило обращение святейшего патриарха Сергия (Страгородского), являвшегося уроженцем этого города, к руководству Совета по делам РПЦ при ЦК КПСС. В нём он просил рассмотреть вопрос о передаче храма верующим и возобновлении в нём богослужений. Патриаршее ходатайство, хоть и не сразу, но было удовлетворено, поскольку события Великой Отечественной войны заставили правительство пойти на определённые уступки в религиозных вопросах.
Самый крупный действующий храм в СССР
В 1947 году Кафедральный Воскресенский собор в Арзамасе (этот статус он получил вскоре после своей передачи в ведение Московского патриархата) вновь открыл свои двери для прихожан и многочисленных паломников со всех концов страны. В последующий период богослужения в соборе более не прерывались. В 1988 году он стал центром мероприятий, связанных с празднованием тысячелетия крещения Руси. Это и неудивительно, поскольку тогда самым крупным из всех действовавших в Советском Союзе православных храмов являлся именно Воскресенский собор Арзамаса.
Расписание ежедневных богослужений
Все желающие посетить главный собор города Арзамаса должны учесть, что расписание его богослужений несколько отличается от стандартного графика, принятого в большинстве российских церквей. Так, по будням они начинаются в 7:30 с молебна, посвящённого святому, чья память отмечается в тот день согласно церковному календарю. Затем в 8:00 следует Божественная литургия, а в 17:00 совершается всенощное бдение или вечерня и утреня. В воскресные и праздничные дни общий порядок служб сохраняется, но ему предшествует начинающаяся в 6:00 ранняя Божественная литургия.