храм с полумесяцем и крестом

Полумесяц в нижней части крестов православных церквей. Что это — знак уважения к исламу или демонстрация превосходства христианства?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Перекладина в форме полумесяца в нижней части накупольного креста называется цата. В Византийской империи цата символизировала царскую власть, была знаком принадлежности к царской фамилии. Как символ царского достоинства цата с давних пор использовалась в православной культуре не только для украшения накупольных крестов, но и в окладах икон Святой Троицы и Господа Иисуса Христа — Царя царствующих и Господа господствующих (1 Тим 6:16). Цату можно увидеть также в некоторых окладах икон Богоматери и святых. Цатами украшены кресты на куполах известных древних храмов Северо-Восточной Руси — Покрова на Нерли и Димитриевского собора во Владимире.

У полумесяца в основании накупольного креста есть и другие символические значения. Это прежде всего якорь — как знак твердости в вере. Он восходит к словам из Послания к Евреям (Евр 6:19), где христианская надежда названа якорем безопасным и крепким. В богословской и искусствоведческой литературе можно найти и другие образы, в которых цата символизирует крещальную купель, ясли, в которых родился Иисус, евхаристическую чашу, парус и т. д.

храм с полумесяцем и крестом

Иногда люди считают, что этот полумесяц символизирует победу православия над исламом — это не так, никакого отношения к исламу полумесяц в основании креста не имеет. Как уже говорилось, этот символ имеет древнее происхождение и употреблялся христианами еще до столкновения с исламской цивилизацией. Это может показаться парадоксальным, но полумесяц перекочевал в ислам как раз из христианской культуры в результате побед, одержанных мусульманами. Так, в официальную символику Османской империи полумесяц вошел после взятия Константинополя в 1453 году, когда православная империя пала под ударами турок, а знаменитый собор Святой Софии был превращен в мечеть.

Взаимопроникновение культур нередко проявляется именно в храмовом зодчестве. Одним из таких примеров могут служить традиционные для русских храмов купола-луковки. Конечно, луковичная форма куполов имеет практическое значение — с таких куполов легче скатывается снег и на них не образуется лед. Однако ряд специалистов в области храмового строительства видят здесь влияние иных культур: такие главки-луковки широко распространены в культовой архитектуре на мусульманском и индуистском Востоке, где снега не бывает.

Полумесяц — многогранный символ, история которого уходит в христианскую древность. Переплетение и взаимовлияние культур в мировой истории еще больше расширили символическое значение этого образа, породив вместе с тем и ряд заблуждений, не имеющих ничего общего с его реальным смысловым содержанием.

Источник

Полумесяц в основании Креста?

храм с полумесяцем и крестом

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

храм с полумесяцем и крестомПрежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

Источник

Полумесяц на кресте

Дмитриевский собор во Владимире. Полумесяц в основании креста, что бы это значило?

После нашего непродолжительного визита во Владимир и Суздаль зимой 2021 года мои познания в теологических вопросах значительно расширились. Не скажу, что я стал более религиозным человеком, чем был до этого. Лукавить не буду, этого не случилось. Однако, определённое погружение в историю православной веры на Руси, осознание роли православия в формировании русского этноса, частичная ликвидация теологической безграмотности, это да, такое, безусловно, было.

Но, ровно также, например, после посещения Ирана, я старался разобраться, чем, же отличаются шииты от суннитов, после двадцати дней в Китае хотелось понять философию и главные особенности религий этой страны, а увидев храмы Кхаджурахо надо было обязательно понять значение непотребных сексуальных сцен украшавших стены храмов средневековой Индии. Тут я всеяден, интересно всё, хотя, конечно, русское православие ментально всё-таки ближе и роднее.

Материалы из Владимира и Суздаля, так или иначе, будут касаться религиозной тематики, ведь монастырей и храмов в тех местах много, в том числе древних с длинной историей и всякими загадками. Вот, например, Дмитриевские собор, ещё одна великая достопримечательность города Владимир.

храм с полумесяцем и крестом

храм с полумесяцем и крестом

Чур, не путать с храмом Покрова на Нерли, уж очень они внешне похожи, да и период постройки примерно совпадает.

Думая как представить Дмитриевский собор, я сначала было решил ввязаться в тему интерпретации рельефов, которые активно представлены на белокаменных фасадах Дмитриевского собора. Их там действительно много, они изображают собой какие-то деревья, животных, причём как реальных, так и вымышленных, вперемешку с ликами святых.

храм с полумесяцем и крестом

храм с полумесяцем и крестом

храм с полумесяцем и крестом

Целая куча-мала из всяких изображений и символов.

Собор находится в центре города, недалеко от Успенского собора, соответственно, он постоянно появлялся на нашем пути или это нас периодически притягивало к нему непостижимой силой.

храм с полумесяцем и крестом

Иногда, несмотря на мороз, мы стояли, рассматривали фасадные украшения, пытаясь понять их смысл.

Дело в том, что перед поездкой я напал на несколько расследований, трактующих эти узоры, абсолютно по-разному. Иные выстраивали взаимосвязь храмовых изображений Дмитриевского собора с византийским или романским стилем, другие видели в них иероглифы Индии и Египта.

Но самыми спорными и даже скандальными были толкования данных узоров, как неких ведических символов. Оказывается, в определённых, скажем так, неоязыческих кругах, рельефы Дмитриевского собора принимают или за изображения языческого Даждъбога, возносящегося в небо на грифонах, или за древнеславянского божества Велеса, или в том же духе и тому подобное.

храм с полумесяцем и крестом

Немного послушав трактовки умных и принимающих себя за таковых специалистов, я пришёл к выводу, что большинство подобных рассуждений просто бред и что мне это неинтересно.

Безусловно, рельефных изображений на стенах Дмитриевского собора немало, несколько сотен, не зря же его прозвали «белокаменной книгой». Но, я соглашусь с мнением серьёзных учёных, что присутствуют там некие геральдические символы — грифоны и кентавры, львы, орлы, имеются сцены охоты и борьбы животных, возможно, представлены библейские сюжеты. Назначение этих символов очень простое — прославление власти князя и не более того. Наличие христианских элементов тоже понятно, храм то православный и к язычеству точно не имеет никакого отношения.

Надо понимать, что храм этот строился как личная церковь князя Всеволода Большое Гнездо и его семейства.

храм с полумесяцем и крестом

Князь Всеволод, носящий столь несуразную кличку, о которой он и не догадывался, ибо получил её столетиями позже от историков за его многочисленное потомство, жил во дворце рядом, попадая в храм по крытой галерее. Примерно так, как это делал его старший братец Андрей Боголюбский, но в своём поместье Боголюбово. Так в те времена было принято.

Дворец и галерея не сохранились, а вот храм стоит, практически в первозданном виде, не раз реставрированный, конечно.

храм с полумесяцем и крестом

Так вот, сомнительно, чтобы средневековые храмовые строители вкладывали в узоры-украшения столь сложные умозаключения некоторых современных толкователей. Очевидно, что всё гораздо проще.

Но есть момент, на который мне точно захотелось обратить внимание, вот это мне показалось довольно занимательным. Рассматривая узоры храма, мы поднимали наши взоры всё выше и выше и тут заметили, что крест, венчавший купол Дмитриевского собора необычной формы, в его основании присутствует полумесяц.

храм с полумесяцем и крестом

-ого, — подумали мы,— чтобы это значило — и стали после этого открытия с усердием рассматривать купола с крестами прочих храмов. Наши усилия опять увенчались успехом: купол храма Успенского собора, не там, где сейчас музей, а там где проходят богослужения, также венчался крестом и полумесяцем.

храм с полумесяцем и крестом

Вы про это слышали? Я вот, признаюсь, нет. Ну что, какой шикарный повод для нового расследования.

Для меня, как, думаю, и для большинства в меру религиозных персонажей полумесяц всё-таки символ ислама. Изображения полумесяца и пятиконечной звезды постоянно встречаются в мусульманских странах, взять хотя бы Турцию, да или мой родной город, ведь живу я в мусульманском регионе. Но как оказалось, изначально в исламе не было символов вообще, во всяком случае, в Коране нет об этом никаких сведений.

В православии полумесяц на кресте, именуемый термином цата, присутствует с 6-го века, еще до появления Ислама, и, очевидно, является неким результатом духовного наследия Византии.

Как это водиться в религии, если есть символ, то должны быть и его смысловые толкования. Я вот обнаружил такие, выбирайте любую, которая вам нравится, а если хотите, то и все сразу.

Полумесяц на кресте может являться символом Вифлеемской люльки, в которой пребывал новорожденный Спаситель, после своего появления на свет. Как вам такая интерпретация, очень даже душевно.

храм с полумесяцем и крестом

храм с полумесяцем и крестом

А вот представление полумесяца как некоего церковного корабля, помогающего уберечься всем верующим от греховного потопа, на мой взгляд, более подходящее, во всяком случае, визуально.

храм с полумесяцем и крестом

Крещальная купель, через которую человек имеет возможность стать дитем Божьим и получить спасение в будущем у меня на перовом месте.

храм с полумесяцем и крестом

Однако, своего дилетантского мнения никому не навязываю.

Как же важно, оказывается, смотреть периодически вверх, устремлять свой взгляд к небесам. Вот мы увидели купол храма и полумесяц с крестом, а что хорошего можно обнаружить, если смотреть только себе под ноги. Разве что рубль найти или сто долларов.

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь города Владимира. Тайна древней усыпальницы

Ранним морозным февральским утром, сразу после завтрака, мы решили уйти в монастырь. Нет, не подумайте, что мы устали от мирской жизни и решили посвятить себя духовному и нравственному очищению. На такой радикальный шаг готовы мы не были, а меня конкретно всё равно бы туда не взяли, ибо монастырь был женский.

Наша задача была куда как проще, увидеть древний русский монастырь любимого мной домонгольского периода, а заодно прикоснуться к его тайне.

храм с полумесяцем и крестом

Сразу предупреждаю, дальше будет очень страшно, ибо вокруг будет много трупов и даже придётся ковыряться в человеческих останках.

Что мы знали об этом монастыре? Сообщаю следующее. Основан он был в 1200 году вышеупомянутым великим владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо по просьбе своей первой жены Марии Ясыни, она же Мария Шварновна, дочери чешского князя Шварна.

Последние лет семь своей жизни, чувствовала княгиня себя очень плохо, хотя и не была слишком стара, долго и сильно болела, в итоге решила перед кончиной принять постриг и последние дни своей жизни посвятить служению Богу.

храм с полумесяцем и крестом

К слову сказать, именно в браке с этой женщиной у князя Всеволода родились 12 детей, 8 сыновей и 4 дочери, отчего он и получил эту свою смешную кличку — Большое Гнездо.

Надо знать, что в русской традиции были приняты раздельные захоронения — усыпальницы князей и княгинь располагались в разных обителях. Вот новый монастырь и предназначался как место упокоения женщин правящего рода. Княгиня Мария действительно под конец жизни стала монахиней, но была ей не долго, и месяца не прошло, как она скончалась и была похоронена в монастыре. А сам монастырь в память о ней стали именовать Княгининым.

храм с полумесяцем и крестом

Одной княгиней Марией дело не ограничилось, на вечный покой в данной обители, среди прочих, определились вторая жена князя Всеволода — Любава (она же Анна), супруга князя Александра Невского — Александра и их дочь Евдокия.

Вооружённые такой информацией мы проникли через ворота монастыря, с опаской поглядывая по сторонам.

храм с полумесяцем и крестом

храм с полумесяцем и крестом

храм с полумесяцем и крестом

храм с полумесяцем и крестом

Совершенно было непонятно, можно ли вообще здесь бродить посторонним людям и тем более фотографировать.

Монастырь то действующий, а, как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, в том смысле, что желательно было бы знать местные правила и их соблюдать.

Все наши сомнения развеял мужик, что чистил дорожки от снега.

храм с полумесяцем и крестом

-заходите, не бойтесь, — с немного дибильной улыбкой молвил он, — почти все монашки помёрли этой весной.

Жутко, не спорю. Но я предупреждал, будет много трупов. Однако, некоторые монашки видимо всё-таки выжили, ибо отдельные из них весьма шустро носились по территории, были веселы и выглядели довольно здоровыми. Да и нашему появлению они оказались очень даже рады, став наперебой предлагать то крещеной водички, то свечек, то требы, хоть за здравие, хоть за упокой.

В меру удовлетворив коммерческие интересы пока ещё живых обитателей монастыря, мы немного погуляли, провели время в храме, внутри которого фотографировать всё-таки не решились, а потом ретировались по дальнейшим своим экскурсионным делам, коих на этот день было запланировано немало.

храм с полумесяцем и крестом

храм с полумесяцем и крестом

храм с полумесяцем и крестом

Но помнится, я обещал жуткую тайну древней обители. Ну что же, такая имеется, сейчас доложу.

Совсем недавно, в 2015 году, учёные проводили раскопки, в том самом месте, где лежали останки княгини Марии. Останки нашли, но целых трёх человек. Возникает закономерный вопрос: кто эти люди и почему они захоронены вместе?

К расследованию был привлечён эксперт-криминалист Сергей Никитин, который взялся восстанавливать черты лица по форме черепа. В предыдущем своём материале я упоминал о методе Герасимова, который в сороковые годы прошлого века реконструировал облик Андрея Боголюбского по его черепу. Современные криминалисты считают его метод несколько устаревшим, но Никитин по-прежнему взял его за основу.

Однако, в век цифровых технологий нет никакой необходимости работать с глиной или пластилином, чтобы воссоздать требуемый облик, для этого есть специальные компьютерные технологии на основе методов 3D моделирования.

Сначала надо было разобрать останки, перемешавшиеся между собой, по внешним признакам. В результате чего выяснилось, что в одном месте захоронено не трое, а уже четыре человека. Ужас, да и только, трупов всё больше и больше.

Что показала антропологическая экспертиза?

Труп № 1 — женщине 40–45 лет, страдала артрозом, в последние годы жизни из-за сильных болей практически не вставала с постели. По состоянию эмали зубов определили, что имела многочисленные роды. Думаю, уже все догадались кто это. Княгиня Мария, собственной персоной.

Труп № 2 — женщина 25–30 лет. Столь явных признаков как в первом случае выявлено не было, тогда на основе летописных источников предположили, что это была родная сестра княгини Марии, умершая вскоре после неё.

Труп № 3 — девочка примерно 9 лет. Предположили, что это одна из дочерей княгини Марии. Важно, что внешне все трое были очень похожи между собой. Вроде как логично, они же ближайшие родственники.

Труп № 4 — мужчина примерно 40 лет. Более точных данных получить не удалось, потому как сохранились лишь три небольшие кости черепа. Мужчина? Странно, а он тут что забыл, усыпальница то женская?

Кстати, 3D портрет княгини Марии получил полное неодобрение со стороны церкви, уж очень сильно воссозданный образ не соответствовал иконописному изображению. Портрет княгини Марии в представлении православной церкви у меня имеется, варианта Никитина нет, не нашёл.

храм с полумесяцем и крестом

Жаль было бы интересно сравнить, какая она была на самом деле.

Однако, вернёмся к расследованию. Древние останки подверглись экспертизе ДНК, выводы получены следующие: женщина 40–45 лет и девочка — родственницы, т. е. предположение, что это мать и дочь подтверждалось. Но вот женщина 25–30 лет в кровном родстве с ними не состояла. Значит это не сестра княгини, тогда кто?

Эта версия полностью объясняла, почему экспертиза ДНК не показала кровного родства. Но, как быть с внешним сходством? Очередная нестыковка.

Началось дальнейшее расследование, стали разбираться каким образом происходила переустройство монастыря и его восстановление после того, как там орудовали монголы.

храм с полумесяцем и крестом

Обнаружили, что в одном из приделов монастыря имеются захоронения родственниц Александра Невского, в том числе его дочери Евдокии. Нашли сведения, что девочка умерла в довольно юном возрасте.

А ещё узнали, что в 17-м веке монахини решили переложить останки княгини Марии в другой гроб, так как прежний развалился. В летописях написано, что останки княгини подложили в гроб, где уже лежал скелет, бывшей княгине по плечи. Определили рост княгини Марии и несчастной Евдокии, сравнили, как раз и получилось, по плечи княгине. Любаву, вторую жену, очевидно, таскали за компанию.

А откуда внешнее сходство? Да вроде как Любава, вторая жена Всеволода, и Евдокия, дочь Невского, происходили из одного рода князей Витебских. Тут я подумал, что жёны князя Всеволода были похожи между собой. Видно, князь выбирал себе по вкусу. Мудрено всё это, конечно. Но в итоге получилось, как получилось.

Ну ладно, а мужик то откуда взялся? Нашли упоминание, что один из сыновей князя Всеволода — Георгий, из похода на земли булгар доставил во Владимир мощи святого мученика Авраамия. Их захоронили в Княгинином монастыре подле княгини Марии, матери Георгия. Для чего это было сделано, точно не знаю, но причина, очевидно, была, мощи всё-таки святые.

Уже через несколько столетий мощи святого Авраамия, куда-то перенесли, да три небольших кусочка забыли или потеряли, их, то и нашли уже в наши дни.

Вот такая история, тайна раскрыта, а может и нет. Кто его знает?

Следующий свой материал я из Суздаля планирую сделать. Были мы там три дня, исходили вдоль и поперёк, невероятно интересно. Ведь это не город, а музей под открытым небом.

Источник

Православная Жизнь

«Откуда взялся полумесяц на православном кресте?» – этот вопрос возникает у многих людей, обративших внимание на накупольные кресты некоторых храмов. Есть несколько вариантов ответа. Давайте их и рассмотрим.

Христианство и ислам

У большинства людей полумесяц ассоциируется в первую очередь с исламом. Хотя на самом деле изначально данный символ не имел такого значения в мусульманстве, как сегодня. В ранние эпохи последователи Мухаммеда во время битв использовали лишь одноцветные полотна. Полумесяц же был символом некоторых народов Азии еще до возникновения ислама. Только после арабского завоевания халифы позаимствовали его, сделав знаком мусульманской власти. После столь длительной и стойкой ассоциации и возникает недоумение: «Почему на православном кресте внизу полумесяц? Что он делает на вершине православного храма?».

Уточним еще кое-что. В связи с тем, что полумесяц как символ появился до возникновения ислама и не был им сразу присвоен, нельзя рассматривать его положение в основании креста в качестве указания на превосходство христианства над мусульманством. Более того, на Руси, еще задолго до того как там вообще появились какие-либо сведения об исламе, христиане уже активно использовали этот «христианский полумесяц» внизу накупольных крестов. Примерами тому служат первоначальный вид храма Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире – оба основаны в XII веке. Вообще, изображение креста с полумесяцем снизу довольно типично для домонгольского периода истории Русской Православной Церкви.

Понимание символики «полумесяца»

Перейдем теперь к прямому ответу на вопрос: «Что означает полумесяц на православном кресте?». Итак, можно выделить три основных толкования:

1. мессианское;
2. сотериологическое;
3. царское.

Рассмотрим каждое из них.

Мессианское толкование

Если мы обратимся к Откровению апостола Иоанна Богослова, то можем увидеть там описание великого знамения: явление облеченной в солнце жены, под ногами которой была луна (Откр. 12:1). В зависимости от понимания образа жены меняется и понимание луны.

Такие отцы, как Мефодий Патарский и Ипполит Римский, утверждают, что под образом жены подразумевается Церковь. Именно Церковь сохраняет в себе все Откровение, содержит истинное познание Бога. Луна при этом – символ всего изменчивого и непостоянного. Отсюда исходит и соответствующе изображение, когда под православным крестом помещается полумесяц, символизирующий превосходство Церкви над всем земным и преходящим. У свт. Мефодия есть свое, оригинальное толкование луны. Так как от спутника Земли зависят приливы и отливы, т. е. как бы управление влажным естеством, то в его образе святитель усматривал веру, очищаемую от всякого тления, подобно тому, как вода очищает от грязи и обновляет.

Другой вариант понимания образа жены и луны раскрывает нам свт. Андрей Кесарийский, указывая, что ряд толковников до него под женой понимали Богородицу. При этом луна знаменует Вифлеемские ясли. На основании этих образов возникли и другие понимания рассматриваемого символа. Так, полумесяц в основании креста стал восприниматься и в качестве символа Иордана, и в качестве символа Евхаристической Чаши.

храм с полумесяцем и крестом

Сотериологическое толкование

С ранних времен Церковь воспринималась как корабль спасения в бушующем житейском море. Отсюда возник и довольно древний христианский образ якоря. Получается, что здесь вообще отсутствует намек на какую-либо «лунную» тематику и вопрос: «Зачем на кресте изображен месяц?» – отпадает сам собой. Это не месяц, а «рога» якоря.

В Послании к евреям апостол Павел говорит, что надежда есть крепкий и безопасный якорь для души (Евр. 6:18–19). В I-II веках Климент Александрийский уже однозначно относил якорь к числу христианских символов. Что, как не крест, для христиан является надеждой, надеждой на избавление от власти греха, надеждой на победу над смертью? Лишь «ухватившись» за Крест Христов, мы можем достойно понести свой жизненный крест, преодолеть все скорби и достигнуть блаженной вечности.

Царское толкование

На некоторых иконах можно увидеть украшение в виде перевернутого полумесяца. Это цата, символ святительского или царского достоинства. Мы помним, что одним из даров волхвов Христу было золото, указывавшее на то, что Богомладенец является Царем. В Священном Писании есть еще множество указаний на Его царское достоинство. Спаситель назван:

Царем славы (Пс. 23:7–10; Мф. 19:28);
Царем, сидящем на престоле Божием (Евр. 1:3);
Царем царей (Пс. 88:28; 1 Им. 5:15);
Царем царства правды (Ис. 32:1; Иер. 23:5);
Царем царства вечного (Лк. 1:33; Откр. 11:25).

Все эти ссылки говорят, что цата в основании креста, особенно накупольного, ясно свидетельствует о том, Кто является истинным Царем мира.

Выводы

Отвечая на вопрос: «Почему на православных крестах полумесяц?» – мы увидели три различных толкования. Все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Если кому больше нравится один из вариантов, можно его так и воспринимать. Ну а вообще, разность понимания символики говорит лишь о богатстве христианской мысли.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *