храм села спас талица
Летопись храма Спаса Нерукотворного
Как пишет краевед В.Кордюков, священник Александр Агафонников родился в 1881 году. В 1907 году был назначен в церковь с.Монастырщина Вятской епархии. Летом 1915 года[1] (по другим данным, в 1914-м[2]) переведен служить в Спасскую церковь села Спасо-Талица.
За несколько лет до этого, в 1910 году, храм был расширен – в память избавления от смерти Императора Николая II и его семьи при аварии яхты «Штандарт» 29 августа 1907 года. 11 ноября 1910 года перестроенный храм освятил епископ Вятский Филарет (Никольский).[3]
Каким он был, первый спасо-талицкий год о.Александра Агафонникова? Ведь жизнь на новом месте всегда полна яркими впечатлениями. Может, и для о.Александра год 1915-й был «необычайным»,[4] как выразилась одна из вятских газет.
Но чем же, по мнению газетчиков, он был необычаен? Дело в том, что Пасха 1915 года была очень и очень ранняя – 22 марта (4 апреля нового ст.). Даже Благовещение Пресвятой Богородицы (оно отмечается, как известно, 25 марта/7 апреля) пришлось на Светлую пасхальную седмицу, а не, как обычно, на Великий пост. Да и сам Великий пост начался 2/15 февраля. Православные знают, что ежегодно в этот день празднуется великий праздник Сретения Господня. Так вот, в 1915 году из-за раннего начала поста «неподвижный» праздник Сретения сдвинулся на день раньше – 1/14 февраля.
«Такого «ключа границ» не было со времен Бориса Годунова и снова повторится только через 500 лет», – отмечала газета «Северное слово».[5] Термин «ключ границ» и вообще само празднование православной Пасхи было установлено еще в 4-м веке, Никейским собором, который состоялся в 325 году.[6]
Летом того же 1915 года, 15 июля, исполнилось 900 лет со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Было повелено «повсеместно совершить торжественные богослужения, устроить крестные ходы и производить весь день колокольный звон в церквах».[7] Уверен, все это было в Спасо-Талице у о.Александра Агафонникова и у его родных братьев – священников Николая и Василия, которые служили в других храмах епархии. И во время общехристианской радости они также молились о здравии своего отца, иерея Владимира Агафонникова.
А 10 декабря 1915 года газета «Северное слово» сообщала, что «ожидается сегодня»[8] приезд в Вятку нового губернатора Николая Андреевича Руднева. Конечно, Руднев ехал через Оричи, – здесь идет железная дорога из столицы – и, вполне возможно, спасо-талицкий настоятель знал об этом (и молился о новом главе губернии).
По церковному календарю 10 декабря – день памяти свят. Иоасафа Белгородского (в спасо-талицком храме находится замечательная икона святого). Н.А.Руднев подъезжал к месту своего назначения, еще не зная, что в Вятке полным ходом шло строительство Феодоровской церкви, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы династии Романовых. Как отмечали газеты той поры, оно посвящалось «в память св. угодников Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Серафима Саровского, Анны Кашинской и др.»[9] То, что были выбраны имена этих святых, не случайно – их прославление или восстановление почитания свершилось в царствование Императора Николая II.
Личность же самого Н.А.Руднева, последнего вятского губернатора до 1917 года, лучше всего характеризуют следующие слова: «Мы все обязаны во имя блага дорогой Родины исполнять спокойно каждый свое дело».[10]
В годы Первой мировой войны такие слова звучали как напутствие. Это понимали не только государственные мужи – все истинные слуги России. Не случайно в первый день Рождества нового, 1916 года, по указанию Св.Синода, вместо традиционного благодарственного молебна «об избавлении России от нашествия Наполеона был отслужен просительный молебен о даровании победы русскому оружию и оружию союзников».[11]
Известно, что за время своего служения в Спасо-Талице отец Александр Агафонников состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. Осенью 1914 года получил архипастырское благословение «за труды по церковно-школьному делу». В 1917 году назначен благочинным по 1-му округу Орловского уезда.[12]
В 1918 году, как говорится в житии о.Александра, он был переведен в Вятку.[13] Впрочем, по другим сведениям, это случилось позже – в 1919 году. В Вятке он служил всего несколько месяцев и уже в июле 1919 года назначен в Троицкий собор г.Котельнича.[14] Если батюшка ехал к месту своей новой службы в поезде, то, бесспорно, из окна вагона увидел в последний раз купол спасо-талицкого храма, которому отдал несколько лет жизни…
Именно в Котельниче в конце 1926 года о.Александр оказался вовлечен в события, которые были судьбоносными для всей Русской Православной Церкви.
В то время в городе отбывал ссылку митрополит Казанский Кирилл (Смирнов).[15]
Митрополит Кирилл (Смирнов) – род. в 1863 году в г.Кронштадте. В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, рукоположен во священники. В 1902 году после смерти жены и дочери принял монашество. В 1904-1920 годах – еп.Гдовский (викарий С.-Петербургской епархии), последовательно второй, первый викарий С.-Петербургской епархии, еп.Тамбовский и Шацкий. В 1908 году перед своей кончиной св. прав. Иоанн Кронштадтский просил, чтобы его отпевал еп.Кирилл. В 1913 году возведен в сан архиепископа. По ходатайству и трудами Владыки совершилось прославление свят.Питирима Тамбовского. Член Поместного Собора 1917 – 1918 годов. С 1920 года – митрополит Казанский и Свияжский.[16]
Вот как характеризует святителя одно из авторитетных исторических изданий: «Митрополит Кирилл – одна из самых выдающихся, величественных фигур в истории Русской Православной Церкви 20 века. Немного найдется примеров святителей столь безупречных, соединивших в своем подвиге горячую молитву с кипучей архипастырской деятельностью, достоинство высочайшего сана – с величавой простотой, смирением и любовью, могучий интеллект и удивительное пастырское призвание – с самоотвержением многолетнего узника, способность всегда и всем говорить правду – с вынужденным молчанием».[17] Даже в материалах ОГПУ говорится о том, что Владыку называли «святым митрополитом».[18]
Осенью 1926 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) со своими сподвижниками начал собирать подписи епископов под актом избрания Патриарха. Семьдесят два Владыки назвали кандидатом на Патриарший престол митрополита Кирилла. Но в дело вмешалось ГПУ, проведя стремительные аресты.[19] Как следует из жития о.Александра Агафонникова, именно на квартире священника был арестован митр. Кирилл.
Что касается о.Александра Агафонникова, то решение о его аресте было принято 7 января 1927 года,[21] в праздник Рождества Христова. На следующий день, 8 января, батюшку арестовали. Вскоре последовал приговор, трехлетнее заключение. После освобождения о.Александр жил и служил в течение 1930-1933 годов в вятских храмах. А потом по совету своего брата о.Николая, служившего в Подмосковье, переехал и служил в храме с.Лемешово Подольского района.[22] Здесь он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Расстрелян и похоронен на полигоне Бутово под Москвой. Здесь же расстреляны и похоронены: 5 ноября старший брат батюшки о.Николай[23], а 9 декабря – младший брат о.Василий Агафонниковы. Только с 8 августа 1937-го по 19 октября 1938 года в Бутово было расстреляно 20675 человек.
Священник Александр Агафонников принял мученическую кончину 1/14 октября – в праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1937 года.[25]
Хранимое Богом село
Храм села спас талица
Закладка храма великомученика Георгия победоносца в поселке Мирном 18 июля 2009 года.
27 ноября 2009 года по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа освящен возрожденный из небытия храм в честь св. Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в селе Пустоши.
Морозным воскресным днем в неделю Неделю Новомученников и Исповедников Российских школа совершила поломничество к поруганным в годы правления безбожной власти святыням села Истобенского. В центре села стоит в удручающем состоянии, но следами былого величия, Никольский храм. На фоне этого безмолвного свидетеля попыток уничтожения православной Руси тема исповедничества и мученичества за веру стала близкой и осязаемой для каждого ученика.
14 июня 2011 года группа учащихся Воскресной школы во главе с отцом Николаем совершили поход на берег речки Талица.
Храм села спас талица
Андрей спрашивает:
Добрый день, отец Николай. Существует ли метрическая книга церкви? Или как узнать годы жизни и смерти прихожанки Багаевой Анны Афонасьевны?
Отец Николай отвечает:
Всю зависит от того в какой период проходило отпевание. Если это 2000-е года, то можно посмотреть. Приезжайте в храм или позвоните 38-1-22
Юлия спрашивает:
Здравствуйте, отец Николай, подскажите, пожалуйста, хотим крестить полуторамесячного ребенка в вашем храме. Возможно ли это сделать в субботу, 16 января?со сколько проходит церемония? Необходимо ли договариваться заранее?
Отец Николай отвечает:
крещение в субботу возможно. Приезжайте к 9-30.справки по тел. 38-1-22 с 7-00 до 11-00 и с 17-00 до 19-30
сот. 8922-915-25-36
Светлана спрашивает:
Здравствуйте,отец Николай! Девятый день по маме приходится на 7 января,когда лучше придти на литургию и панихиду?
Отец Николай отвечает:
Можно прийти на ночное богослужение в сам праздник Рождества Христова и заказать поминовение. Во время литургии и помолимся вместе
Олег спрашивает:
Здравствуйте, батюшка! Начался Рождественский пост, но и в это время у некоторых семей остается насущный вопрос о демографии. У святых отцев читал, что если это направленно на продолжение рода (и необходимо по-времени), а не на удовольствие, то церковь может позволить сие (в исключительных случаях). Как Вы смотрите на это и можете ли Благословить?
андрей спрашивает:
вечер добрый,отец Николай,скажите пожалуйста,освящяете ли вы автомобили?
Отец Николай отвечает:
Да, конечно. Можно после службы, либо по предварительной договоренности.
Татьяна спрашивает:
Здравствуйте, отец Николай! В какие из дней возможно исповедоваться 30.05, 31.05., 06.06. 2015 в Приходе храма Спаса Нерукотворного в селе Спас-Талица и ко скольки подъезжать нужно? Спасибо.
Отец Николай отвечает:
31 мая и 1 июня с 8-00
30 мая с 17-00
Светлана спрашивает:
Женщина обязана в церкви быть с покрытой головой.А как быть в миру когда стараешься пребывать в молитве,но по каким то причинам не можешь одеть или не любишь головные уборы?
А также в дни нечистот нельзя прикасаться к святыням,причащаться и прочее.Из какого то источника узнала что за три дня до этих дней также уже нельзя этого делать.Хотелось знать так ли это или только в сами эти дни нельзя?
Валентина спрашивает:
Добрый вечер Отец Николай!Скажите пожалуйста,можно ли приступать к Соборованию без исповеди и без причастия?
Отец Николай отвечает:
Да, конечно. Осипов в доступной форме может раскрыть для простого человека основы богословия.
Если вы располагаете электронными носителями, типа флеш карты, то можете приехать в храм в Спас-Талицу и я поделюсь с Вами лекциями А.И. Осипова. У меня большой сборник его лекций.
Емеля спрашивает:
Почему ведическая вера не признается православной
Спас-Талица. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.
Спасская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В одном из храмов Вятской епархии случилось чудо. Явления, подобные этому, люди называют проявлением Бога на земле. Для них это большая радость. А для тех, кто искренне верит в Бога, это еще больше укрепляет их веру.
Храм Спаса Нерукотворного был построен в начале семнадцатого века. Точной даты история до наших дней не сохранила. Известно только, что почти три века храм оставался действующим. Для многих прихожан это до сих пор остается загадкой. Настоятель церкви сейчас пытается разгадать другую тайну.
Отец Николай (настоятель храма Спаса Нерукотворного): «И когда поставил икону к свету, вернее, стекло, то увидел, что на стекле отобразилась икона. Не просто общие очертания, а вплоть до мельчайших деталей». Второе изображение Божьей Матери на стекле отец Николай заметил во время реставрации иконы. Засвидетельствовать это чудесное явление пригласили комиссию из епархии. Сейчас Нерукотворный Образ тоже считается иконой. Правда, пока она выставлена в храме только на всеобщее обозрение. Свечки к ней еще не ставят, но жизнь прихожан она уже изменила. То, что храм пережил советскую власть, местные жители тоже называют чудом. Нерукотворный образ Богоматери Скоропослушницы в ближайшее время должен стать уже действующей иконой. Местом, где она впервые явилась людям, считается местный храм. С появлением необычной иконы сюда уже начали приезжать паломники.
(источник статья авторов: М. Постникова, А. Стахеев., сайт Телекомпании CTC-9 канал (23.03.2004г.)
Спасская церковь каменная, построена в 1778 г. расстоянием от г. Вятки в 50 верст, от уездного города и от благочиния в 25 верст. Часовни деревянные: сельская Спасская, построена в 1728 г., Троицкая Цепелевская и Владимирская. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме псаломщика Пупышева, который живет в своем доме. Земли: усадебной 2 десятины 288 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 3 десятины, неудобной 1530 сажень. Братский денежный доход: 1-го священника 676 руб. 59 коп., псаломщик 285 руб. 53 коп., 2-го св. 697 руб. 23 коп., псаломщика 232 руб. 41 коп., диакона 457 руб. 94 коп. Руги собирается на весь причт до 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2886 муж. пола, 3026 жен. пола. Приход состоит из 54 селений расстоянием до 10 верст.
Село расположено на низменной местности, переходящей к северу от села в болотистую и луговую; на север тянется лесной бор; близ села протекают речки Истобница и Талый Ключ. Около села встречаются небольшие перелески из некрупного соснового и елового леса. В 10 верстах течет речка Вятка. В селе три школы: церковно-приходская мужская, земская мужская и земская же женская. В приходе две школы: одна школа грамоты в дер. Помаскинской в 5 верстах, другая земская смешанная в дер. Смирновской в 5 верстах. Главное занятие прихожан земледелие, но, вследствие малоземелья, многие крестьяне ходят на заработки в Сибирь и там несут разные обязанности по судоходству в качестве матросов, лоцманов и капитанов.
В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».
Современная история Спасской церкви не менее интересна, нежели архитектура самого здания. Совсем недавно в храме произошло чудо, которое сразу же разнеслось по Вятской епархии. Настоятель церкви священник Николай Смирнов решил почистить киоты святых икон. Когда он снял стекло с иконы Божий Матери «Скоропослушница», написанной в прошлом веке монахиней одного Вятского монастыря, то обратил внимание, что на стекле отразилась точная копия образа Скоропослушницы, сделанная как бы из мельчайших капелек. Сколько лет назад отпечаталось изображение на стекле, было неизвестно, так как киоты не снимались много лет. Батюшка поместил этот образ в алтарь и направил рапорт Вятскому митрополиту Хрисанфу. Спустя некоторое время в село прибыла епархиальная комиссия во главе с благочинным протоиереем Михаилом Ильницким, которая подтвердила действительность этого чуда. О «Талицком» чуде заговорили по всей Кировской области, да и не только. Люди стали приезжать в храм, чтобы увидеть своими глазами этот нерукотворный образ. Многие благоговейно прикладывались к стеклу с образом Скоропослушницы, а кое-кто и просто с праздным любопытством разглядывал творение Невидимого Художника. У людей и специалистов стали появляться всякие материалистические версии насчёт того, как отпечатался образ на стекле. Предполагали, что свежие краски иконы каким-то образом «впитались» в структуру стекла, и вот получилась точная «фотокопия». Тем временем настоятель Спасской церкви каждую субботу совершал молебны перед чудотворным образом. А для «старого» образа Скоропослушницы, писанного красками, решил заказать новый киот. И вдруг обнаружил, что на стекле, временно покрывавшем писанный образ Божией Матери, проявилось новое нерукотворное изображение, аналогичное первому. Видимо, оно было явлено для утверждения того, что это чудо явное.
Церковные приходы
Село Талица, Спасская церковь
Вернуться на главную страницу раздела (к поиску приходов)
Категория: Православные церкви
Современное/позднее наименование и местоположение населённого пункта
Сводная информация о церкви (приходе)
Храмозданные грамоты
Приходы Вятской епархии за 1872 г.
Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
216. Спасская в селе Талицком.
Построена в 1778 г., каменная. Престолов три: главный во имя Всемилостивого Спаса, в приделах в честь Рождества Христова и Св. Ап. Петра и Павла.
Духовенства при церкви два священника, диакон и три причетника, Священники и один из причетников имеют свои дома, диакон пользуется казенною квартирою, прочие живут в наемных квартирах. Причт пользуется 30 дес. пахатной земли; в 1840 году было отведено к церкви еще 66 дес. пахатной земли, но эта земля остается во владении крестьян.
Приход простирается на 10 в. от церкви; к нему принадлежат 74 селения; прихожан 2080 м. п. и 2395 ж.
Село Талицкое от г. Вятки в 50 в. Ближайшия села: Камешница и Пустоши в 10 в. и Истобенское в 12 в.
216. Спасская въ селѣ Талицкомъ.
Построена въ 1778 г., каменная. Престоловъ три: главный во имя Всемилостиваго Спаса, въ придѣлахъ въ честь Рождества Христова и Св. Ап. Петра и Павла.
Духовенства при церкви два священника, діаконъ и три причетника, Священники и одинъ изъ причетниковъ имѣютъ свои дома, діаконъ пользуется казенною квартирою, прочіе живутъ въ наемныхъ квартирахъ. Причтъ пользуется 30 дес. пахатной земли; въ 1840 году было отведено къ церкви еще 66 дес. пахатной земли, но эта земля остается во владѣніи крестьянъ.
Приходъ простирается на 10 в. отъ церкви; къ нему принадлежатъ 74 селенія; прихожанъ 2080 м. п. и 2395 ж.
Село Талицкое отъ г. Вятки въ 50 в. Ближайшія села: Камешница и Пустоши въ 10 в. и Истобенское въ 12 в.
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века
ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
Приходы Вятской епархии за 1912 г.
Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
10) Село Талица – Спасская церковь, каменная, построена в 1778 г.; расстоянием от г. Вятки в 50 вер., от уездного города и от благоч. в 25 вер.; часовни деревянные: сельская Спасская, постр. в 1728 г., Троицкая Цепелевская и Владимирская; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные, кроме псал. Пупышева, который живет в своем доме; земли: усад. 2 д. 288 с., пахотн. 30 д., сенок. 3 д., неудобн. 1530 с.; братский денежный доход: 1 св. 676 р. 59 к., псал. 285 р. 53 к., 2 ев. 697 р. 23 к., псал. 232 р. 41 к., диак. 457 р. 94 к.; руги собир. на весь причт до 100 п. овса; прихожан: правосл. рус. 2886 м. п., 3026 ж. п.; приход состоит из 54 селений, расст. 1 – 10 вер.
Село расположено на низменной местности, переходящей к северу от села в болотистую и луговую; на север тянется лесной бор; близ села протекают речки Истобница и Талый Ключ; около села встречаются небольшие перелески из некрупного соснового и елового леса. В 10 верстах течет речка Вятка. В селе три школы: церк.-прих. мужская, земская мужская и земская же женская; в приходе две школы: одна школа грамоты в дер. Помаскинской в 5 вер., другая земская смешанная в дер. Смирновской в 5 вер. Главное занятие прихожан земледелие, но, вследствие малоземелья, многие крестьяне ходят на заработки в Сибирь и там несут разные обязанности по судоходству в качестве матросов, лоцманов и капитанов. Мед. пунк. в г. Орлове. Волост. правл. Спасское в самом селе. Ст. ж. д. Оричи вь 4 вер.; парох. прист. в г. Орлове и при селе Истобенском в 12 вер. Село стоит на проселочной дороге из села Истобенского в г. Вятку; в 5 вер. Нолинский тракт.
10) Село Талица – Спасская церковь, каменная, построена въ 1778 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 50 вер., отъ уѣзднаго города и отъ благоч. въ 25 вер.; часовни деревянныя: сельская Спасская, постр. въ 1728 г., Троицкая Цепелевская и Владимірская; причта по штату положено: 2 свящ., 1 діак., 2 псал.; квартиры для причта казенныя, кромѣ псал. Пупышева, который живетъ въ своемъ домѣ; земли: усад. 2 д. 288 с., пахотн. 30 д., сѣнок. 3 д., неудобн. 1530 с.; братскій денежный доходъ: 1 св. 676 р. 59 к., псал. 285 р. 53 к., 2 ев. 697 р. 23 к., псал. 232 р. 41 к., діак. 457 р. 94 к.; руги собир. на весь причтъ до 100 п. овса; прихожанъ: правосл. рус. 2886 м. п., 3026 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 54 селеній, разст. 1 – 10 вер.
Село расположено на низменной мѣстности, переходящей къ сѣверу отъ села въ болотистую и луговую; на сѣверъ тянется лѣсной боръ; близъ села протекаютъ рѣчки Истобница и Талый Ключъ; около села встрѣчаются небольшіе перелѣски изъ некрупнаго сосноваго и еловаго лѣса. Въ 10 верстахъ течетъ рѣчка Вятка. Въ селѣ три школы: церк.-прих. мужская, земская мужская и земская же женская; въ приходѣ двѣ школы: одна школа грамоты въ дер. Помаскинской въ 5 вер., другая земская смѣшанная въ дер. Смирновской въ 5 вер. Главное занятіе прихожанъ земледѣліе, но, вслѣдствіе малоземелья, многіе крестьяне ходятъ на заработки въ Сибирь и тамъ несутъ разныя обязанности по судоходству въ качествѣ матросовъ, лоцмановъ и капитановъ. Мед. пунк. въ г. Орловѣ. Волост. правл. Спасское въ самомъ селѣ. Ст. ж. д. Оричи вь 4 вер.; парох. прист. въ г. Орловѣ и при селѣ Истобенскомъ въ 12 вер. Село стоитъ на проселочной дорогѣ изъ села Истобенскаго въ г. Вятку; въ 5 вер. Нолинскій трактъ.
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века
По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1075, 1260)
Справочник по составу приходов церквей Орловского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012
Каталог метрических книг
Интересуются фамилиями из населённых пунктов этого прихода
Дмитрий Лысов, Таня Водолей, Иван Зыков, siyaii, Тултаева, Astron, НСЗ, KOLODEC, Роман Береснев, Ishutinov, Anastasi, nowik, maxgagarinov, Молька