храм село арамашево алапаевский район
Село Арамашево и его достопримечательности
Старинное село Арамашево на реке Реж сыграло большую роль при освоении этой части Урала. Помимо большого исторического значения это место отличается ещё и красотой. Здесь есть что посмотреть туристам. В данной статье познакомимся с историей и достопримечательностями села Арамашево Свердловской области.
Происхождение названия
Есть несколько версий о происхождении названия села Арамашево. Авторы книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» в 1902 году предполагали, что название дано по встречающейся тут в изобилии ромашке. Однако эта гипотеза не выдерживает критики.
По мнению известного уральского исследователя топонимов А.К. Матвеева, название села пошло от речки Арамаш, которая упоминалась в документах XVII века. Этот гидроним восходит к башкирско-татарскому «әрәмә» – урёма или место у реки, поросшее густым кустарником.
Также иногда встречается трактовка от тюркского слова «ара» – «граница». Поселение действительно стояло на границе башкирских и вогульских (мансийских) земель. Кстати, неподалёку расположено ещё одно село с подобным названием – Арамашка.
История Арамашевской слободы
Арамашевская слобода была основана в 1636/37 году на высоком левом берегу реки Реж, хотя историком Г.Ф. Миллером выдвигалась ошибочная версия об основании слободы в 1630 году. По данным авторов книги «Слободы и слободчики Урала», сведения об основании слободы именно в это время сохранились в крестьянской книге Верхотурского уезда 1636/37 года. В ранних документах она называлась как слобода «на Акшарке».
Арамашевская слобода стала одним из самых старых русских поселений в Зауралье. Перед поселенцами стояла задача снабжать хлебом людей в городах и острогах Зауралья и Сибири, поэтому тут развивали хлебопашество. Благо местные почвы этому способствовали. Арамашево причислили к разряду так называемых пашенных слобод. Крестьяне были обязаны пахать «десятинную пашню» вместо денежного оброка и поставлять хлеб в государственные житницы, откуда его отправляли по воде в Сибирь. Известно, что в 1645 году в Арамашевской слободе насчитывалось 32 человека, пахавших 14 десятин государственной пашни.
По мере освоения Урала, с появлением новых слобод по рекам Пышме, Исети, Багаряку, Тече, Миассу, эта территория стала безопасной и надобность в остроге пропала. Кстати, сторожевую башню Арамашевского острога воссоздали в музее-заповеднике деревянного зодчества в Нижней Синячихе. Там же можно увидеть и старинный якорь, который нашли около Арамашево. В середине XX века его использовали для укрепления деревянного моста через реку Реж, пока не построили новый железобетонный мост.
Арамашевская слобода была административным центром для окрестных земель, отведенных ей в пользование. В 1680 году к Арамашевской слободе относилось 23 деревни, а в 1734 году, как пишет историк Н.К. Чупин, – 31 селение. После пуска в начале XVIII века казённого Алапаевского завода жители Арамашевской слободы оказались к нему приписаны. С появлением в окрестностях новых крупных сёл территория Арамашевской слободы постепенно уменьшалась, а затем Арамашево и вовсе стало обычным селом.
Главным занятием жителей вплоть до советского времени было хлебопашество. Тут работала государственная мельница, где мололи хлеб, собираемый с пашенных крестьян. Также арамашевцы в свободное время рубили и доставляли дрова, перевозили руду и железо для Алапаевского завода. Были тут и кое-какие промыслы. По данным И.Я. Кривощёкова, в начале XX века здесь действовали 1 кожевенное заведение, 2 кирпичноделательных завода, 3 кузницы, работали 2 сапожника, 2 овчинника, а также занимались обжигом извести. К слову, ещё П.А. Словцов в «Истории Сибири» писал, что на берегах реки Реж близ Арамашево добывали известь. Её использовали в том числе для строительства первой каменной церкви в Тобольске. Об этом сообщалось в документе 1680 года. Ещё на Реже располагались 2 вододействующие артельные мельницы с крупообдирками. Работало несколько частных зерносушилок. В 1901 году по инициативе агронома А.И. Бузникова тут возникло сельскохозяйственное общество.
В прошлом Арамашево относилось к Верхотурскому уезду Пермской губернии. Тут проходила старая почтовая дорога из Екатеринбурга в Верхотурье. В селе был храм. К Арамашевскому приходу относились деревни Комкова, Кулига и Катышка.
Что представляло собой Арамашево в начале XX века? Обратимся к книге И.Я. Кривощёкова «Словарь Верхотурского уезда»:
«В селе имеются: земское одноклассное училище с библиотекой, волостное правление, земский медицинский фельдшерский пункт и акушерка, земская станция, пожарная дружина, кредитное товарищество, только что возникшее, и сельскохозяйственное общество, имеющее до 100 членов с 25-копеечным годовым членским взносом. При обществе имеется склад для продажи сельскохозяйственных машин и орудий. Торговых лавок две и одна казённая винная. Ярмарки в селе: 6 января, 8 июля и 22 октября».
В советское время тут продолжали заниматься сельским хозяйством. В 1925 году в село было проведено электричество от местной электростанции, генератор которой стоял на реке Реж. В январе 1935 году в село пустили электричество с Егоршинской ГРЭС. В 1928 году в Арамашево создали товарищество по обработке земли, а уже на следующий год его преобразовали в колхоз «Красная Новь». В 1932 году в Арамашево возникла первая в Алапаевском районе МТС. В 1960-е годы в селе возник совхоз «Арамашевский».
Избрант Идес и Адам Бранд об Арамашево
В 1692 году через Арамашево проследовали Избрант Идес и Адам Бранд, направлявшиеся с посольством в Китай. Вернувшись, каждый из них опубликовал записки об этом продолжительном путешествии. Избрант Идес писал:
«Далее мы последовали вдоль реки Режи до слободы Арамашевой и оттуда до Невьянского острога на вышеупомянутой реке Нейве. Это путешествие сухим путем до Невьянска доставило мне величайшее наслаждение, так как по пути встречались прекраснейшие луга, леса, реки, озёра и самые плодородные и прекрасно обработанные поля, какие только можно себе представить, все хорошо заселённые русскими; здесь можно было достать всякие припасы по сходной цене».
А вот какие строки оставил его спутник Адам Бранд:
«12 июня прибыли в слободу, лежащую на реке, по имени которой слобода называется Аятская, а 13-го — в другую слободу, под названием Арамашево на реке Реж, которая нам понравилась. Эта область превосходит другие не столько числом жителей, сколько, главным образом, плодородием почвы и богатыми урожаями, и, если прежде нам едва ли встречалась одна деревня на 60 вёрст, здесь богатые сёла, где можно было достать что угодно в избытке, попадались каждую версту».
Достопримечательности Арамашево
Знакомство с селом начнём на Церковном камне. Это скала на реке Реж, с которой открываются прекрасные виды на окрестности – на село, текущую внизу реку Реж, на лес на другом берегу. Впечатляющая картина открывается и снизу – с реки во время сплава по Режу. К Церковному камню примыкает Шуриков камень – скала меньших размеров.
В прошлом тут стоял Арамашевский острог, защищавший от набегов неприятелей. Сейчас тут возвышается каменная Казанская церковь. По ней-то скала и получила своё название – камень Церковный.
Церковь построили в 1800 году вместо деревянной. Главный храм освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а придельный – во имя святого Архистратига Михаила. В 1885 году в главном храме поставили новый иконостас, а старый передали в церковь села Бичуринского Ирбитского уезда.
В 1928 году (или по другим данным в 1929 году) церковь закрыли. Колокольню разобрали. Рассказывают, что колокол с церкви сбросили в реку Реж. В наши дни предпринимались поиски колокола в реке, но тщетно – так и не нашли. Возможно, это всего лишь легенда. В здании церкви разместилась изба-читальня и клуб, а в 1936 году – Дом культуры. Но и он проработал лишь до начала 1970-х годов, затем его закрыли после пожара. С тех пор здание стояло заброшенным, постепенно всё больше разрушаясь.
В 2005 году руины здания передали церковной общине. По инициативе директора Арамашевского краеведческого музея Веры Васильевны Реутовой началось постепенное восстановление. Сейчас церковь действует, но теперь она стала выглядеть как обычный новодел. И не подумаешь, что ей уже более двух веков. Внутри можно увидеть несколько старых икон. Больше всего почитается икона святителя Иоанна Богослова, которую случайно нашли на чердаке одного из домов. Церковь окружена забором из чугунных решёток, которые отлиты на заводе в городе Касли.
Внизу, недалеко от реки Реж, расположен Крещенский родник. Источник благоустроили и освятили в 2006 году по инициативе всё той же В.В. Реутовой. Правда, говорят, что качество воды тут не очень хорошее, перед употреблением её обязательно нужно кипятить.
Но пройдёмся по улицам самого села. Тут работает Арамашевский краеведческий музей (ул. Советская, 38; тел. (34346) 73-6-33). Он был создан в 1963 году как школьный музей усилиями учителя географии местной школы Ивана Семёновича Кесарева. В 2003 году музей получил статус краеведческого и с этого времени размещается в краснокирпичном купеческом особняке конца XIX века – в доме купца Загайнова. В прошлом в этом здании размещались как жилые, так и торговые и складские помещения. На стене дома можно увидеть мемориальную доску в память об основателе музея.
Неподалёку есть ещё один музей – «Изба с уральской росписью XIX века» (ул. Первомайская, 11, телефон 8-912-24-96-357). В 2009 году один из дачников показал В.В. Реутовой фрагменты старинной росписи на своей дачной территории. Так у Веры Васильевны возникла идея создать новый музейный комплекс в старой деревянной избе. Реализовать это удалось с помощью выигранного гранта от фонда Потанина. В прошлом крестьяне украшали росписью как дом, так и домашнюю утварь. Для этого нанимали специальных мастеров. Помимо экскурсии тут проводятся народные праздники, тематические программы, мастер-классы по уральской росписи и плетению оберега из бересты.
«Интерактивная программа никого не оставляет равнодушным, как и волнующий рассказ Веры Васильевны, идущий от самого сердца. Главная особенность проекта «Избы с уральской росписью» в глубокой нравственной, содержательной составляющей», – пишет краевед Алексей Рычков в книге «По реке Реж».
На улицах Арамашево сохранилось много старых домов, а также тут много домиков с красивыми деревянными наличниками на окнах. Самое старое здание – рублёная деревянная изба с самцовой крышей, построенная в XVIII веке. А поблизости от краеведческого музея стоит кирпичное здание бывшего волостного правления (ул. Советская, 31). Его построили в 1901 году. Отсюда управляли территорией волости, здесь же располагался волостной суд, который рассматривал дела по мелким преступлениям.
На соседней улице Самоцветной (в доме № 2) располагается Творческая эко-дача «Арамашево». Здесь можно остановиться на ночь или приехать на занятия по саморазвитию. Телефон 8-932-110-14-32.
Если двигаться дальше по улице Советской, то заметите довольно большое здание земской школы 1911 года постройки. В нём и сейчас учатся дети.
В центре села стоит памятник сельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Кстати, два жителя Арамашева стали Героями Советского Союза – Иосиф Михайлович Бельских и Михаил Никонович Мантуров. А в логу Постная Редка на братской могиле стоит памятник жертвам Гражданской войны.
Чуть ниже по течению Режа от Церковного камня, на другом, правом берегу реки, стоит красивая скала Шайтан-камень высотой около 50 м. По местным легендам, по ночам тут якобы замечали загадочные огоньки, а иногда от скалы доносились таинственные звуки. На реке около скалы хорошее место для купания. На Шайтан-камне часто тренируются альпинисты. Шайтан-камень, пожалуй, можно отнесли к пятёрке самых красивых скал реки Реж.
Есть легенда, что церковь в Арамашево будто соединялась подземным ходом с пещерой в скале Шайтан-камень, где жители прятались во время вражеских набегов. Хотя никакого подземного хода на другой берег реки тут, конечно, не могло быть. Но пещера в Шайтан-камне действительно есть. В середине XX века вход в пещеру взорвали (рассказывают, что после несчастного случая с детьми) – здесь планировалась добыча известняка. В этом месте хорошо заметна каменная осыпь (в конце скалы).
При желании в пещеру можно попасть и сейчас. Её называют пещерой Спасения, Арамашевской или просто пещерой Шайтан-камня. В 2014 году спелеологи СГС прокопали ход в старую часть пещеры. Там им предстали надписи 1930-50-х годов, которые были сделаны до взрыва скалы. Это самая длинная пещера на реке Реж, но она сложна для прохождения и доступна только опытным спелеологам. Длина ходов пещеры 210 м. Внутри есть вертикальный колодец, имеются и шкуродёры. Местами сохранились красивые натёчные формы. В нижней части пещеры стоит вода. Тут расположено место зимовки летучих мышей.
Во время посещения этого места в 2021 году мы заметили на скале совсем свежий обвал. Внушительная часть камня откололась и упала в реку. Хорошо, что в это время тут не тренировались скалолазы, которые здесь не редкость.
Добавлю, что выше по течению Режа расположены камни Дунькин и Мамин, а ниже – Косяковский камень (там снимали некоторые сцены сериала «Угрюм-река» 2021 года). А ещё неподалёку от Арамашево стояло здание старой мельницы с оборудованием. Его можно было увидеть ещё в 1990-е годы. И.Д. Самойлов планировал перевести строение в музей в Нижнюю Синячиху, но не удалось. Здание мельницы было утрачено.
Но вернёмся в Арамашево. Между селом и трассой на Алапаевск можно заметить тепличный комбинат «Долина роз». Это крупнейшее цветочное хозяйство на Урале. С 2007 года здесь выращивают розы по голландским технологиям. Каждый цветочный куст высаживают в отдельное гнездо из минеральной ваты и поливают водой с удобрениями. Внутри теплицы создаются оптимальные температура и влажность с помощью современной системы климатконтроля. Когда день становится короток, сверху розы освещают мощными электрическими лампами. Зимой свет отражается и облаков и виден за многие километры. За день срезают до 40 тысяч цветов. Здесь работает магазин, в котором можно купить розы напрямую от производителя, а также есть представительство в Екатеринбурге.
Осталось добавить, что на другом берегу реки Реж расположен курорт-санаторий «Самоцвет». В посёлке при курорте стоят руины дома, который в народе связывают с маршалом Г.К. Жуковым. Также неподалёку от Арамашево расположено озеро Молтаево с целебными грязями. Во время поездки в эти места можно посетить село Коптелово и город Алапаевск.
Достопримечательности Арамашево на карте
Видео
Посмотрите видео из нашего насыщенного путешествия вдоль рек Реж и Ница. Во время него мы посетили в том числе Арамашево.
Как добраться до Арамашево
Село Арамашево расположено на территории Алапаевского района Свердловской области. Чтобы сюда доехать, на автомобиле из Екатеринбурга нужно выехать на Режевской тракт. Около Режа двигаться на Алапаевск, повернуть по указателю на Арамашево.
Можно добраться и на общественном транспорте. Для этого нужно сесть на автобус, следующий из Екатеринбурга в Алапаевск и выйти у поворота на Арамашево. Ну а ближайшая железнодорожная станция – Самоцвет, расположенная в 4 км от села.
Координаты села Арамашево (церковь): 57.608393°, 61.736633°. Расстояние от Екатеринбурга – 120 км.
По святым местам Урала
Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала
Арамашево: храм Казанской иконы Божией Матери и другие святыни
от admin
Святыни: икона Иоанна Богослова, образ великомученика Пантелеимона Целителя
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Арамашево
Главная достопримечательность села Арамашево, что в 110 километрах от Екатеринбурга в сторону Алапаевска, – старинная Казанская церковь, построенная в 1800 году на высоком Церковном камне над рекой Реж, красота-красот всей режевской земли. С камня открывается изумительный вид на окрестности.
Казанский храм в середине XX века. Хорошо видно какой была колокольня
В середине XVII века первопоселенцы на этом месте срубили деревянный храм и деревянную крепость для защиты окрестных деревень от набегов кочевников. Для русских, осваивавших в это время Средний Урал с севера, от Верхотурья, на юг, Реж был одним из рубежей на южной границе русского государства и мира кочевников. Большинство режевских сел и деревень были основаны именно в этот период, и были основаны они на более безопасном северном (левом) берегу реки.
Казанская церковь в Арамашево зимой
Особенности такого расселения хорошо сохранились до наших дней: на карте хорошо видно, что почти все населенные пункты по Режу находятся на левом берегу Режа, который сильно распахан в среднем течении реки, в значительной степени лишен леса, в отличии от правого берега, который едва не сплошь лесистый.
Храм в Арамашево в самом начале реставрации в 2006 году
Интересна история древнего подземного хода, проложенного от Церковного камня на противоположный берег реки. В давние времена в Арамашевском остроге был обустроен подземный ход, который вел к камню Шайтан. Следы его сохранились, несмотря на столетия. В народе ход прозвали пещерой Спасения. В советские годы, когда церковь осталась без пригляда, в пещере играли любопытные мальчишки. Однажды случилось несчастье — в подземелье произошла осыпь свода, и одного из мальчишек завалило камнями. После этого случая местные начальники велели ход со стороны камня Шайтана взорвать: следы осыпи от того взрыва хорошо видны до сих пор. Уже в наши дни, в 2015 году, вход в Шайтанские пещеры был вскрыт спелеологами, к 2017 году длина расследованных ходов пещеры насчитывала более 200 метров.
Восстановление Казанской церкви в 2010 году
Каменный Казанский храм построен в 1800 году на месте не раз горевшего деревянного храма, пережившего не один набег кочевников, поэтому он не только религиозная святыня, но и памятник воинской доблести наших предков. Это старейший храм в окрестных землях и один из самых древних на Среднем Урале. В годы советской власти, в начале 1930-х годов, Казанская церковь была закрыта, обращена в клуб, а с 1960-х годов вообще пришла в запустение. Сохранились рассказы о том, как разрушители сбросили в реку главный церковный колокол. С тех пор этот колокол, несмотря на все попытки, никто не смог обнаружить, он как будто мистически исчез в водах Режа.
На экскурсии в Арамашево
В 2005 году по инициативе Реутовой Веры Васильевны, директора Арамашевского краеведческого музея, началась реставрация храма. Сегодня интересно увидеть и услышать как трудно шло восстановление храма, как чудесным образом возвращаются в родную церковь на свое место старинные иконы, казалось бы навсегда утраченные временем.
Пейзаж с Казанским храмом в Арамашево
Среди святынь Казанского храма более всего почитается старинный образ апостола Иоанна Богослова. Современная его история такова. На улице, прозванной в старину Церковной, уже в наше время купили дом дачники из Екатеринбурга. На чердаке среди рухляди обнаружили фигурную доску, хотели ее выбросить, но, перевернув, вдруг с обратной стороны увидели святой лик.
Иконостас Казанской церкви в Арамашево
После возрождения арамашевской церкви икону передали храму. В 2006 году, по дороге из Синячихи в Екатеринбург, в церковь заехал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, услышав, что небольшая группа энтузиастов начала в Арамашево восстановление храма. Именно владыка определил, что святой лик на иконе – это образ апостола Иоанна Богослова, покровителя любви. «Если Иоанн Богослов вернулся в родной храм, то Вашей церкви – жить», — сказал архиепископ после молитвы пред древним образом.
Еще одна старинная особо почитаемая икона — образ великомученика Пантелеимона Целителя. Одна местная жительница, будучи маленькой девочкой, при закрытии храма вынесла одну из икон, чтобы спасти образ. Шли годы, она переехала в другую область. Совсем старенькая стала, икону всю жизнь при себе берегла. И вот однажды, уже совсем перед смертью, по православному телевидению вдруг услышала, что в ее родном Арамашево реставрируется храм. Тогда она и завещала дочерям — во чтобы то ни стало вернуть старую икону домой, в родную церковь. Это был ее предсмертный наказ. Наказ был исполнен. А икона в Казанском храме с тех пор стала особо почитаемой.
В Казанском храме по просьбам разрешают подняться на колокольню, откуда открываются чудесные виды на реку Реж, бескрайние просторы окрестностей Арамашево, на скалу Шайтан камень и на купола арамашевского храма.
Родник Крещенский
По скалистой тропинке, среди травы и цветов, спускаемся к подножию Церковного камня, где обустроен и освящен родник Крещенский, святой арамашевский источник.
У святого источника в Арамашево
Местные жители почитали это место с древних времен. Но в XX веке родник пришел в запустение, место оказалось заболоченным и заросшим. Лишь в 2006 году источник был возрожден и обустроен. По местному поверью, считается, что если умыться водою Крещенского родника в ночь на Святое Крещение, то целый год никакая болезнь к тебе не пристанет. А еще местные жители говорят, что целительные силы этой воде дают сапропелевые грязи, которые находятся в округе. Святой источник сегодня особенно любим и посещаем экскурсантами.
«Избы с уральской росписью» в Арамашево
Большой интерес представляет встреча с энтузиастом, благодаря которому арамашевский храм был восстановлен. Это Вера Васильевна Реутова, человек-легенда. Ее силами в селе основан необычный частный музей – «Избы с уральской росписью» (Арамашево, Первомайская, 11). Самое удивительное в этом музее – это конечно же сочетание увиденного и услышанного: рассказ В. В. Реутовой – погружение в реальность далекого XIX века. Туристическая группа не просто рассаживается по лавкам в избе для прослушивания лекции, а начинается экскурсия-действо, участником которого является не только рассказчик, но и экскурсанты.
В Избах с уральской росписью во время экскурсии
Интерактивная программа никого не оставляет равнодушным, также, как и волнующий рассказ Веры Васильевны, идущий от самого сердца. В дополнение же, если нужно, для туристов организуется мастер-класс по уральской росписи или плетению оберегов из бересты. А как удивителен целебный чай на пяти травах с деревенскими пирогами с капустой и с картошкой, да по старинным русским традициям в арамашевских избах!
PS. В настоящее время музей стал частью Арамашевского краеведческого музея. Вера Васильевна ушла на пенсию.
Самые потрясающие виды на село Арамашево открываются со скалы Шайтан камень. Фото Дениса Рычкова