храм село богородицкое липецкой области
Храм Успения Пресвятой Богородицы, село Богородицкое
приходской сайт
История восстановления храма
История восстановления Успенского храма в селе Богородицкое Добровского района Липецкой области
Успенский храм в с. Богородицкое сейчас напоминает нам прекрасного белого лебедя. Но такой вид он приобрёл только в 2008 году. Ранее эта церковь, как и многие другие полуразрушенные храмы, была немым укором православным христианам.
То, как был закрыт храм после Октябрьской революции 1917 года, предстоит ещё выяснить серьёзным историкам. Я же могу сказать только следующее. Октябрьский переворот застиг настоятелем Успенского храма в селе Богородицкое иерея Владимира Петровича Розонова.
Могилы за алтарём храма
В 2005 году за алтарём были обнаружены могилы близких бывшего настоятеля: его жены — матушки Атонины; двух сыновей — Анатолия и Валерия (один из которых умер в юном возрасте от пневмонии, а другого, ещё отроком, задавило землёй в песчаной яме), маленькой дочки Лидии (задохнувшейся в одеяле, в которое её закутали родители при дальнем переезде в зимнее время на лошадях) и родной его матери Анны. Сам же отец Владимир похоронен на погосте рядом с храмом. Он понимал, что храм скоро будет в запустении, поэтому, умирая просил похоронить его на кладбище.
Так и случилось. После смерти настоятеля, селяне стали использовать церковное имущество в своих хозяйственных интересах. В сороковых годах ХХ столетия здание храма превратили в зернохранилище. К пятидесятым годам того же века сельская церковь осталась без крыши и имела заброшенный вид.
А в 1954 году к храму пришёл крепкий мужик с большим топором и кувалдой. Он стал выколачивать кирпичи у основания колокольни и вбивать на их место дубовые пеньки, которые потом поджёг. Так была разрушена колокольня. Вместо храма пытались устроить клуб (местные жители говорят, что там однажды показывали фильм), но эта нечестивая затея не увенчалась успехом. Организатор сельского досуга попал в тюрьму, откуда вышел больным, и в скором времени скончался.
До 2000 года храм был в полном запустении: от крыши, окон, дверей, полов, внутреннего убранства не осталось никаких следов. В своде зияли дыры, стены местами были полуразрушены, а на месте зимнего придела и колокольни росли деревья и бурьян.
Первым человеком, решившимся начать восстановление поруганной святыни, стала местная жительница — Послухаева Анна Макаровна (ныне покойная). Своими силами сельчане желали хотя бы очистить храм от мусора и вставить там окна и двери, чтобы приносить туда покойников для отпевания. И эти богоугодные начинания не остались без промысла Божьего.
Вскоре к своим землякам присоединились два брата: Послухаевы Николай Иванович и Алексей Иванович. Братья приезжают в родное село на могилки к своим родителям из Воронежа, где они живут и возглавляют крупные промышленные предприятия. При их содействии к 2002 году храм был частично восстановлен. Священник из соседнего села Панино, протоиерей Димитрий Киричук, совершал в нём Богослужения по просьбам прихожан.
В августе 2004 года, когда я начинал служить в Богородицком, оснавная часть храма была покрыта синей металлочерепицей и увенчана «золотой» маковкой. Были вставлены наружные оконные рамы и двери. Внутри стены были покрашены белой краской и настелен деревянный пол. 9 сентября того же года указом Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого, я был назначен настоятелем Успенского храма села Богородицкое с исполнением обязанностей Председателя Приходского совета.
В зимний период 2004 — 2005 годов богослужения совершались нерегулярно, так как храм не отапливался.
В начале 2005 года в восстановительных работах стали принимать участие богородицкие дачники. С их помощью удалось утеплить восстановленную часть храма: вставить вторые окна и двери, достроить газовую котельную, провести паровое отопление. Тогда же отсыпали щебнем дорожки вокруг храма.
В течение 2006 года завершили строительство крыльца с северной стороны, установили Царские врата и повесили паникадило.
24 марта 2007 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, на нашем Приходе произошло знаменательное событие — освящение престола. Праздничное Богослужение возглавил владыка Никон, епископ Липецкий и Елецкий. В сослужении священства (прот. Василия Бильчука, секретаря епархии; прот. Стахия Солодкова, благочинного Чаплыгинского церковного округа; иерея Константина Гришина, благочинного 1-го Липецкого церковного округа; иерея Андрея Сердюкова, настоятеля Успеского храма с. Богородицкое; иеродиакона Паисия (Боева); диакона Виктора Сергеева), владыка Никон освятил престол в честь Успения Пресвятой Богородицы, совершил Божественную Литургию и наградил ктиторов храма. Добрых слов и Архиерейской грамоты от епископа удостоились: Послухаев Николай Иванович, Послухаев Алексей Иванович, Лёвин Сергей Николаевич, Чаукин Сергей Михайлович. Укреплённые архипастырским благословением, спонсоры с особым усердием продолжили начатое дело.
К концу 2007 года ремонтно-восстановительные и реставрационные работы велись внутри, снаружи и вокруг храма. Была отреставрирована фреска на западной стене храма (копия картины Поленова «Христос и грешница»). И, «отталкиваясь» от неё, в той же цветовой гамме и академическом стиле, приступили к росписи купола. Восстановленную часть храма снаружи оштукатурили. По проекту воронежского архитектора Радина велось строительство колокольни. Вокруг храма устанавливалась красивая бетонная ограда.
29 августа 2008 года, на второй день престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы, Приход вновь встречал правящего архиерея. Владыка Никон освятил колокола и отслужил Божественную Литургию. К этому времени строительство колокольни было завершено, купол был расписан, фасад храма — оштукатурен и покрашен. Вокруг храма стояла покрашенная ограда. Видя красоту сельской церкви, епископ Никон высоко оценил труды и заботу приходских благодетелей.Согласно Его Преосвященнейшему представлению, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил: Послухаевых Николая Ивановича и Алексея Ивановича — Орденами прп. Серафима Саровского третьей степени; Лёвина Сергея Николаевича — Медалью прп. Серафима Саровского второй степени; Болдырева Сергея Васильевича, Чернышёва Павла Валентиновича, Чаукина Сергея Михайловича, Чулюкова Виктора Ивановича — Патриаршими грамотами.
В течение 2009 года завершена была роспись внутри основной части храма, в колокольне — установлены межкомнатные двери, обустроена комната для священника. С южной стороны храма были установлены кованные ворота.
В 2010 году продолжались строительно-отделочные работы в комнатах, расположенных внутри колокольни. Был обустроен выход к звоннице. Начата роспись алтаря. Были проведены мероприятия по благоустройству территории вокруг храма.
В настоящее время ремонтно-восстановительные и реставрационные работы на Приходе продолжаются. Необходимо постоянно трудиться, чтобы сохранить и приумножить церковное благолепие,
Священник Андрей Сердюков, 2013г.
Здесь можно просмотреть и скачать краткую информацию из истории Успенского храма в формате презентации и pdf. А также просмотреть фильм 2019г., посвященный 155-летию постройки каменного храма и 15-летию возобновления Богослужений.
Храм Успения Пресвятой Богородицы, село Богородицкое
приходской сайт
Из истории росписи
Из истории росписи Успенского храма села Богородицкое
В Успенском храме села Богородицкое Добровского района Липецкой области на западной стене нефа есть роспись по мотивам картины В. Д. Поленова «Христос и грешница» (Кто безгреха?). Это одна из главных работ художника на христианские темы, датируемая 1888 годом. Сюжет взят из Евангелия от Иоанна 8 глава, стихи 3-8:
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 Сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
(Лев 20, 10 Втор 22, 22)
5 А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Как известно, «цензоры и президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович для публичной демонстрации полотно запретили. При всех явных художественных достоинствах его назвали «вредным для народа» так как Христос отображён не Богом, как полагалось, а простым человеком, что не допускалось и считалось кощунством»1. Принимая во внимание секулярный характер цитируемого источника, нужно заметить, что нарочитое нежелание видеть во Христе Бога и изображать Его согласно с уже сложившейся церковной традицией, выявляет, прежде всего, не либеральность во взглядах художника и его способность преодолеть сложившиеся стереотипы, а неправославые убеждения в религиозных воззрениях Поленова. Об этом свидетельствует высказывание самого автора этой спорной картины: «В первых повествованиях о Христе личность Его является чисто человеческой, со всеми человеческими чертами, и несравненно более для меня привлекательной, трогательной и величественной, чем тот придуманный после Его смерти отвлечённый, почти мифический образ, который передали нам писатели и художники позднейших времён. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий, живой человек, или Сын Человеческий, как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа – Сын Божий, как Его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности» 2. Для Василия Дмитриевича Христос Сын Божий лишь «по величию духа», а не по природе, как «Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом» (второй член Православного Символа веры).
Художественный гений Поленова позволил ему ясно выразить свой душевный мир в красках. Это дало возможность зрителю увидеть и то, как В. Д. Поленов верит во Христа, кто Он для него.
Сохранились высказывания современников великого русского художника о своих впечатлениях от увиденного на картине, которой сам Поленов дал название «Кто из вас без греха…». «Писатель В.Г.Короленко увидел в поленовском Христе «странствующего восточного проповедника», человека сильного, мускулистого, с крепким загаром. В.В.Вересаев считал, что картина «даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой». И.Е.Репин отмечал, что Поленов всё Божественное и церковное снял с Христа, «сделав Его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником»3.
Эта работа В. Д. Поленова была обнародована только благодаря личному вмешательству императора Александра III, который приобрёл её для своего музея.
Теперь вернёмся в село Богородицкое. Каменный храм был там построен 1864 году, а закрыт 1938. После разрушения колокольни в 1954 году, попыток устроить в этом здании центра досуга для местных жителей, использования помещения как зернохранилища и пребывания в запустении к началу двухтысячных годов на стенах храма сохранилось всего несколько живописных работ, которые можно было восстановить. На южной и на северной стенах основной части храма были хорошо читаемы лики святых апостолов-евангелистов. А на западной стене сохранилась роспись по мотивам вышеупомянутой картины Поленова «Христос и грешница» и по бокам этой неточной копии просматривался орнамент. Вот то немногое, что сохранилось от церковной живописи в деревенской церквушке.
В 2005 году, благодаря усердию и материальной поддержке Послухаева Алексея Ивановича, началась реставрация росписи храма. Липецкие художники Дионисий и Надежда Серовы под видимым слоем красок обнаружили ещё один слой, отличающийся лаконичностью и простотой. Стало ясно, что храм расписывается уже в третий раз. Вероятно, первым благоукрасителем святого храма сего был кто-то из местных умельцев. Но его творчество не удовлетворило изысканных потребностей богородицких ктиторов, поэтому храм был расписан заново.
Судя по оставшимся фрагментам живописи, следующий художник, трудившийся в богородицком храме, имел академическое образование. Но свой талант и умение он применил более всего в работе над росписью западной части нефа, копируя, нашумевшую в определённых кругах, картину Поленова. Сохранившиеся же на северной и южной сторонах нефа иконы святых апостолов-евангелистов остались непрописанными. Видимо, художник-академист не желал полностью выкладываться в далёкой от всех административных центров и малолюдной деревушке. Но пикантная работа Поленова не могла оставить равнодушным даже ремесленника, согласившегося подработать на далёком маленьком приходе. Скорее всего, неизвестный нам художник и решился сделать роспись в храме по мотивам непринятой церковной цензурой роботы Поленова только потому, что находился в большой глубинке и тамошние прихожане были наверняка не знакомы с современным изобразительным творчеством. Но, если даже кто-то и пожелал бы упрекнуть смелого живописца, трудившегося в Богородицком в конце XIX или в начале XX века, в дерзости, то художник легко мог бы парировать претензию. Ведь основной камень преткновения в поленовской картине «Христос и грешница» — изображение Христа не по канонам – богородицкий художник-академист в своей работе избежал.
В богородицком храме на западной стене Христос написан в полном соответствии с традициями храмовой росписи конца XIX, начала XX веков. Промыслом Божиим, именно эта сохранившаяся настенная роспись, выполненная с художественным вдохновением, благодаря пикантности подлинника, взятого за основу изображения, стала камертоном для дальнейшей художественной работы. «Отталкиваясь» от данной восстановленной живописи, художники Серовы и их приемники продолжили расписывать храм в той же академической манере, сохраняя уже заданную цветовую гамму и используя многофигурные композиции. Желающие увидеть благолепие церковной росписи в деревенском храме могут посетить приходской сайт http://bogorodickoe.ru/
Интересно, есть ли ещё где-то в храмах росписи по мотивам картины В. Д. Поленова «Христос и грешница»?
1 Великие художники. Том 31 «Василий Дмитриевич Поленов» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» Москва 2010 г. с. 35
Храм село богородицкое липецкой области
Русские Церкви запись закреплена
Казанская церковь в Богородицком
Церковь Казанской иконы Божией Матери – православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Богородицкое Добринского района Липецкой области.
Село Богородицкое возникло в конце XVIII века и было известно под именем Богородицкое-Борятино (Барятино, Барятинское). В XIX веке являлось одним из крупнейших сел Усманского уезда и было центром одноимённой Барятинской волости.
Первая деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на средства прихожан в 1773 году. Перестроена (тоже в дереве) в 1873 году на средства помещика князя Гавриила Феодоровича Барятинского. По документам 1876 года Казанская церковь в Богородицком считалась приписной к Троицкой церкви села Новочеркутина. В селе в это время проживало 1779 человек. Церкви принадлежало 2 десятины усадебной и 30 десятин пахотной земли. Своего штата храм не имел и обслуживался новочеркутинскими священниками.
По данным епархии, в 1893 году в церкви появился свой штат: священник, диакон и псаломщик. В земской школе села обучалось 78, а в школе грамотности 16 человек.
В 1907 году на средства прихожан была возведена каменная Казанская церковь. Здание было сооружено в стилевых формах эклектики.
В документах 1911 года отмечено: «Церковь каменная, теплая, построена в 1907 году на средства прихожан. Престол – в честь Казанской иконы Божией Матери». Дворов в селе насчитывалось 356, «душ мужского пола 1164, женскаго 1230, великороссы, земледельцы, земли имеют от ½ десятины до 1-й десятины на душу. В приходе две деревни: Ольговка (Кожинская, в трех верстах от церкви) и Благодать (Крюковская, в пяти верстах). Школы: церковно-приходская и земская, обе одноклассныя, смешанныя, законоучителю 30 рублей, а диакону 360 рублей в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества и метрическия книги с 1781 года. Церковная библиотека в 52 тома».
В 1911 году штат церкви, по сравнению в 1893 годом, не изменился: священник, диакон и псаломщик. «У причта земли усадебной 2 десятины, полевой 30 десятин и сенокосной 3 десятины, находится в разных участках, в 1, 2 и 3-х верстах от церкви, средняго достоинства. Земля дает годовой доход ниже средняго. Братский годовой доход скудный».
Церковь была разрушена, полностью утрачены колокольня, купол храма. Казанский храм длительное время использовался как склад для зерна. В настоящее время церковь восстанавливают. Является объектом исторического и культурного наследия регионального значения.
ru
Регионы России
Страна глазами блогеров
Успенский храм добровского Богородицкого: алтарное сердце русского села
Если вам дороги история своего родного края и память поколений, если вы голодны до знаний и не ленивы, примите участие во Всероссийском краеведческом флешмобе, расскажите о любимом вами уголке родного края!
В сороковых годах ХХ столетия здание храма превратили в зернохранилище. К пятидесятым годам того же века сельская церковь осталась без крыши и имела заброшенный вид. Храм в 1951 году:
отсюда
Вскоре к своим землякам присоединились два брата: Послухаевы Николай Иванович и Алексей Иванович. Братья приезжают в родное село на могилки к своим родителям из Воронежа, где они живут и возглавляют крупные промышленные предприятия. При их содействии к 2002 году храм был частично восстановлен. Священник из соседнего села Панино, протоиерей Димитрий Киричук, совершал в нём Богослужения по просьбам прихожан.
В начале 2005 года в восстановительных работах стали принимать участие богородицкие дачники. С их помощью удалось утеплить восстановленную часть храма: вставить вторые окна и двери, достроить газовую котельную, провести паровое отопление. Тогда же отсыпали щебнем и дорожки вокруг храма. В течение 2006 года завершили строительство крыльца с северной стороны, установили Царские врата и повесили паникадило.
Восстановители храма в 2006 году:
Храм село богородицкое липецкой области
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Богородицкое
Бывает в дороге так, что промелькнёт вдруг в окне далёкий храм на холме, в каком-нибудь приятном живописном месте, и захочется остановиться, выйти из транспорта, а если это невозможно, то непременно вернуться сюда в следующий раз. Проезжая на Трубетчино и Парой, я этот храм видел! И вот апрельским днём специально приехал в село Богородицкое
Церковь Успения Пресвятой Богодицы в селе Богородицкое (1864)
Село Богородицкое Добровского района Липецкой области (Лебедянского уезда Тамбовской губернии) относится к числу наиболее древних сёл региона, возникших на границе Дикого Поля вскоре после окончания на Руси Смутного времени. Уже в документах 1610 года о пожаловании царём Василием Ивановичем Шуйским за «московское осадное сидение» Василию Аввакумовичу Давыдову Медведю его поместья в вотчину Добринского городища с землями на реке Воронеже и «по обе стороны речи Мартина» упоминается Богородицкое Озеро
В 1610-х годах деревня так и называлась: Богородицкое Озеро
Первая церковь, как водится, тут была деревянная: в писцовой и межевой книге города Лебедяни и Лебедянского уезда (1627
1628) упоминается церковь «во имя Успения Пречистыя Богородицы да святыя мученицы Пороскевеи нарецаемыя Пятьницы да чюдотворца Олексея»
Село входило в Добровский участок Белгородской засечной черты – укреплённой линии на южных рубежах Русского государства, созданной в середине XVII столетия для защиты от набегов крымских татар, ногайцев, черкас и пр.
По данным 1828 года, деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы была уже «склонна к ветхости». Земли при ней состояло 33 десятины. В приходе насчитывалось 94 двора, в них мужчин 408, а женщин 435
В Клировой ведомости 1845 года сказано, что: «построена церковь сия в древние времена тщанием прихожан. Зданием деревянная, с таковой же колокольнею. В 1836 году по выданному плану поднята на каменный фундамент, и вся покрыта железом и выкрашена медянкою на масле. Престол в ней один во имя Успения Божия Матери, холодная, без придела. Утварью бедна. Полный круг Богослужебных книг имеется. Книги же, исчисленные в десятой статье благочиннической инструкции для назидательного чтения, в сей церкви имеются. «
В 1860 году жители села Богородицкое ходатайствовали перед Тамбовской палатой государственных имуществ о выдаче им сборной книги для сбора «добровольных пожертвований на устройство в том селе каменной церкви»
Новый каменный храм был выстроен на новом месте на средства прихожан и освящён в 1864 году
На карте Менде Тамбовской губернии (1862)
Карта составлена за два года до постройки нового храма, и поэтому на ней крестиком отмечен храм старый, деревянный, стоявший совсем в другом месте, чем теперешний
В книге А.Е. Андриевского «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» (1911) читаем:
Богородицкое. Церковь каменная, холодная, трапезная теплая, построена въ 1864 г. на средства прихожанъ. Престоловъ два: главный − Успенія Пресвятой Богородицы и придѣльный − св. мучен. Параскевы.
Дворовъ 170, д. м. п. 539, ж. п. 600, великороссы, земледѣльцы, имѣютъ по 2 дес. на душу.
Въ приходѣ двѣ рѣки и лѣсъ.
Школа церковно-приходская, законоучителю въ ней 30 руб. въ годъ. Имѣются опись церковнаго имущества и метрическія книги съ 1844 года.
Штатъ: священникъ и псаломщикъ. У причта земли 36 дес. полевой и 1 дес. 300 кв. саж. усадебной, полевая земля находится близъ церкви. Общая доходность причтовой земли 275 руб. въ годъ. Братскій годовой доходъ 420 руб. Казенное жалованье: священнику 294 р. и псаломщику 98 руб. Домъ церковный у священника.
Приходъ отъ ст. «Чугунъ» въ 20 вер., почтоваго отдѣления въ 4 вер., больницы въ 20 вер., фельдшерскаго пункта, базара и волости Добринской въ 4 вер., благочиннаго въ 25 вер., г. Лебедяни въ 50 в. и г. Тамбова въ 120 вер. Адресъ: для почтовой корреспонденціи − Добровское почтовое отдѣление, а для телеграммъ − село Трубетчино. Земскій начальникъ 5 уч., приставъ 2 стана Лебедянскаго уѣзда.
В тексте указана Добринская волость и Добровское почтовое отделение. Опечатка?
В годы лихолетья и гонений на религию храм был закрыт (в 1838 году), и позже превращён в зернохранилище, а затем в клуб
Таким был храм (вернее то, что от него осталось) в 1987 году
(фото Андрея Найдёнова)
Возрождение храма началось в 2000 году с уборки мусора силами местных жителей. Восстановление шло долгие годы, медленно. Освящение главного престола состоялось 24 марта 2007 года. Роспись храма проведена в 2009
Хотя это и село, но по характеру и плотности застройки больше напоминает пригород: много здесь «новорусских» коттеджей
Да и трасса оживлённая рядом
Хотя встречаются здесь изредка и такие вот приятные домики с характерными именно для этих мест каменными наличниками
Уцелел и колодец
Местность неровная, холмистая, поэтому и заборы тут кривые
Домик уже из красного кирпича, но наличники такие же
Село располагается на высоких холмах на берегу пойменного Богородицкого озера, прилежащего к реке Воронеж, недалеко от впадения в неё речки Мартынчик (Мартынец)
К берегу Богородицкого озера подойти трудно: он почти всюду разгорожен заборами; а где подход возможен, можно наблюдать такую вот неприятную картину. Да и замусорено кругом сильно
Если отойти от села чуть подальше, вдоль озера и вниз по реке Воронеж, то встречаются более приятные виды
Да и природы больше. Пойма реки здесь обширная, а на той стороне видны леса
Первые витаминная зелень: щавель
Летят клином гуси
В этот день видел их много
На прогреваемых мелководьях в пойме реки зацвёл водяной первоцвет: калужница болотная
Необычайно рано в этом году! Обычно же она зацветает ближе к маю
Природа тут хороша!
День жаркий: температура до +18*
Из живности, помимо гусей, видел болотную овсянку, дроздов рябинников, какую-то крупную хищную птицу, кругами летавшую над поймой. В зарослях прошлогоднего тростника громко шебуршатся утки-лысухи, изредка выплывая на водную гладь. И иногда слышится редкий глухой и громкий звук: будто кто-то дует в огромную пустую бутыль. Это выпь, очень скрытная таинственная птица
На пойменных речных просторах начали горланить лягушки.
Бабочка Дневной Павлиний глаз
И вечером снова возвращаюсь к храму:
Вокруг всё плотно застроено, так что приходится немало полазить, чтобы отыскать хорошую точку съёмки
И в дополнении немного мобильных фото:
Сгоревший современный дом
Мусор здесь, похоже, не вывозят неделями
Даже кошка «удобно» устроилась на верхушке мусорной пирамиды на контейнере
Зацвела жёлтыми барашками козья ива
Взгляд с остановки
Вон вдалеке, справа, виднеется храм.
*В посте использовались материалы из книги А.А. Найдёнова «Из истории Успенского храма села Богородицкое Добровского района Липецкой области», цитаты приведены курсивом