храм село большая валяевка

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Официальный приходской сайт

храм село большая валяевка

Контактная информация

В 1806 г. над святым источником была построена каменная часовня, а чуть выше на склоне, усердием помещика Николая Саввича Печерина, – каменная же Казанская церковь с колокольней.

В 1871 г. к северу от Казанского храма построили монументальный пятиглавый собор во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с отдельно стоящей колокольней.

В 20-х гг. в Большой Валяевке служил диаконом святой старец Иоанн Оленевский. Между 1929 и 1934 гг. храмы были закрыты, колокольня позже снесена. В храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» располагался склад зерна и удобрений, в Казанской церкви — топливно-заправочная станция.

В 1995 г. в Большой Валяевке открылся молитвенный дом, его первым настоятелем стал протоиерей Алексий Спирин. В 1999 г. была отреставрирована часовня, в 2000 г. из Митрофановского храма г. Пензы Крестным ходом перенесли чтимую икону «Живоносный Источник»

В 2003-2004 гг. была восстановлена Казанская церковь, в 2006-2014 гг. –собор иконы Божией Матери «Живоносный Источник», заново отстроена колокольня. 5 апреля 2014 г. митрополит Серафим освятил валяевский собор великим чином. Сейчас готовятся к освящению боковые приделы – во имя блгв. кн. Александра Невского и священноисповедника Иоанна Оленевского.

Ктитором комплекса является директор ОАО «Пензтяжпромарматура» Александр Анатольевич Чернышев.

Источник

Большая Валяевка. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Карта и ближайшие объекты

храм село большая валяевка

Статьи

По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери «Живоносный Источник». Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню, а затем и переселились сюда.

Согласно документам, первая церковь в Валяевке была построена в самом начале XVIII века. 5 сентября 1704 г. была положена дань с попова, пономарева, просвирницына дворов «при новопостроенной в деревне Ольшанке церкви Пресвятыя Богородицы Живоносного Источника с приделом Иоанна Златоустого». 10 октября 1705 г. были выданы два антиминса на освящение этих церквей. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню.

Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Саввича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносный Источник. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.

В начале 1870-х гг. основоположник пензенского церковного краеведения протоиерей Иаков Бурлуцкий впервые записал предание о явлении иконы. По его сведениям, размером икона была 71 на 58 сантиметров; живопись иконы он оценивает, как «греческую». Бурлуцкий пишет: «Устные предания о чудесах, бывших от сей Св. Иконы, неопределенны, как и все предания в устах простолюдинов. Рассказывают, что в одной деревне больная женщина сидела у ворот дома своего, когда народ, шедший в Валяевку на богомолье, позвал ее с собою; и едва в ней на сей зов явилось желание быть в Валяевке, как она почувствовала себя лучше прежнего, встала с своего места и, хотя с трудом, дошла до Валяевки; а отслужив в оной молебен пред явленною Иконою Богородицы, и совершенно выздоровела, прославляя Царицу Небесную. Передают также, что одна неизвестная женщина, не владевшая ногами, так что ее возили в тележке, услышав о чудесах от валяевской иконы, пожелала, чтоб ее везли к сему благодатному источнику исцелений, и, отслужив пред нею молебен, оставила свою тележку и возвратилась в дом свой на клюках; а сходивши вторично к образу Живоносного Источника Божией Матери в Валяевку и совершенно выздоровела и возвратилась в дом свой без клюк.

Сии и многие подобные предания о чудесах хотя неопределенны, но общая вера в чудотворную силу сей Св. иконы много говорит в их пользу. Редкий из пензенских граждан не бывает по нескольку раз в жизни в Валяевке на поклонении у иконы Пресвятыя Богородицы Живоносного источника, а многие ежегодно совершают путешествия к сей Св. Иконе. В летнее время целые сотни христиан из смежных сел и уездов Пензенского, Городищенского, Петровского и Чембарского толпами приходят в село Валяевку; особенно в день отдания Пасхи велико бывает стечение народа у Живоносного Образа Живоносной Источницы Валяевской. Приходящие совершают молебствие с водоосвящением в часовне над источником ее явления, пиют воду из сего источника, берут оную с собою в домы и мажутся ею, усвояя ее благодатную силу врачевства в болезнях. Местному церковному причту не раз случалось слышать от мордвов, приходящих на богомолье, что по умовении сею водою они чувствуют себя здоровее.

Во время холеры, свирепствовавшей в Пензе в 1831 и 1848 годах, сия Св. Икона с дозволения бывших преосвященных пензенских Иоанна и Амвросия торжественно приносима была жителями в Пензу; редкий дом пензенских жителей в сие скорбное время не был освящен ее присутствием в оном и, без сомнения, не оставался без благодатной помощи Царицы Небесной. Особенно в 1831 году жители Пензы чувствовали, что по принесении ее в город воздух заметно очистился и губительная язва ослабела».

В конце XIX века валяевская икона имела уже общероссийскую известность. В известной книге Софии Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», где приведены краткие сведения практически обо всех известных на то время в христианском мире образах Приснодевы Марии, автор указывает: «В 12 верстах от Пензы находится село Валяевка, в церкви которого хранится чудотворная икона, известная под именем Живоносная Источница. Обычай ходить туда на поклонение св. иконе пред экзаменами и после оных ведет свое начало с давних времен и особенно исполняется неизменно и ежегодно воспитанниками духовных учебных заведений». Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.

В 1920-х гг. в Валяевке служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский. Он также советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.

В 1932-34 г. храмовый комплекс в Валяевке был закрыт. След чудотворной иконы затерялся. В храмах разместились колхозная заправка и овощехранилище. Но они уцелели, из всего комплекса снесли только колокольню. Паломничество на 9-ю пятницу продолжалось. Часовня в 1958 г. была даже отремонтирована на колхозные средства. Но уже в мае 1959 г. было намечено отобрать у верующих ключи от часовни. В том же году источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.

В 1996 г. в Валяевке был открыт молитвенный дом, и с 1999 г. началась реставрация часовни. Чудом сохранившийся список иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с 1950-х гг. пребывал в Митрофановском храме Пензы, крестным ходом 22-25 августа 2000 г. его перенесли в Валяевку.

В конце 2003 г. началось восстановление малой Казанской церкви. Первая архиерейская литургия в ней прошла 16 апреля 2004 г., 2 сентября Владыка Филарет освятил кресты и купола, а 4 ноября протоиерей Сергий Лоскутов с духовенством провел службу в уже восстановленном храме. Большую Валяевку неоднократно посещал архиепископ Филарет. В 2005 г. о Валяевских святынях был издан красочный буклет. 23 декабря отмечалось 300-летие основания комплекса. С 2006 г. началось восстановление собора иконы Божией Матери «Живоносный Источник», чуть позже – и колокольни. 5 апреля 2014 г. митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим освятил храм великим чином.

Источник

Храм Божией Матери «Живоносный источник» в с. Большая Валяевка

БОЛЬШАЯ ВАЛЯЕВКА Пензенского р-на. По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери Живоносного Источника (по-другому, Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню (она впервые фиксируется в 1704 или 1705 г.), а затем и переселились сюда. Некий помещик Савичев построил здесь и церковь, а само село первоначально назвал Богородским. Такова основная, самая распространенная легенда, но вот Владыка Серафим, к примеру, упоминал о явлении в Валяевке Самой Богородицы.

храм село большая валяевка

Согласно документам, первая церковь Божией Матери Живоносного Источника была построена в 1704-1705 г. Местным помещиком Павлом Валяевым. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню.

Перед революцией в среде студентов, особенно семинаристов, сложилась традиция посещения источника перед экзаменами и после них. Крестьяне соседних уездов приходили сюда сотнями. Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.

В 1920-х гг. в Валяевке служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский. Он также советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.

В 1932-34 г. Храмовый комплекс в Валяевке был закрыт. В храмах разместились колхозная заправка и овощехранилище. Но они уцелели, из всего комплекса снесли только колокольню. Паломничество на 9-ю пятницу продолжалось. Часовня в 1958 г. была даже отремонтирована на колхозные средства. Но уже в мае 1959 г. было намечено отобрать у верующих ключи от часовни. В том же году источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.

Только решением облисполкома от 6 июня 1985 г. Животворный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на него прекратились.

В 1996 г. в Валяевке был открыт молитвенный дом и с 1999-го начата реставрация часовни (завершена в 2000), на которой теперь укреплена мемориальная доска с надписью: «В память о прошлом и с верою в будущее свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание часовни «Живоносный источник» внесли генеральный директор «Арко» Кучеренко Иван Павлович с сотрудниками. 7.01.2000 г.».

Чудотворная икона за советские годы была утеряна. Ее чудом сохранившийся список с 50-х годов пребывал в Митрофановском храме Пензы, а крестным ходом 22-25 августа 2000 г. его перенесли в Валяевку.

В конце 2003 г. началось восстановление малой Казанской церкви. Первая архиерейская литургия в ней прошла 16 апреля 2004 г., 2 сентября Владыка Филарет освятил кресты и купола, а 4 ноября, на престольный праздник, протоиерей Сергий Лоскутов с духовенством провел службу в уже восстановленном храме. За труды по восстановлению церкви Александр Анатольевич Чернышев, директор «Пензтяжпромарматуры», был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. Настоятель храма, священник Алексий Спирин, в 2004 г. был возведен в сан протоирея.

2 мая 2003 г., 2 сентября 2004 г., 6 мая 2005 г. и 28 апреля 2006 г. Валяевку посещал архиепископ Филарет. В 2005 г. о Валяевских святынях был издан красочный буклет. 23 декабря отмечалось 300-летие основания комплекса. Торжественный вечер, посвященный этому, прошел в рамках фестиваля «Золотой венок Пензенского района».

С 2006 г. началось восстановление и самого собора Божией Матери Живоносного Источника. Его планируется завершить в 2008 г.

Источник

Пензенский инженер во сне узнал о миссии восстановить храм в Валяевке

Он опять стоял в неведомой изумрудно-зеленой долине, перед ним открывался вид на бескрайние засеянные поля. Знал, что стоит ему взмахнуть руками — и он поднимется ввысь, как птица, и закружится над землей, впитывая эту необыкновенную красоту, сотворенную Всевышним.

Где тот храм?

Но взлететь не получилось. Подняв глаза, он увидел на холме полуразрушенную старинную церковь, поросшую мхом и деревьями. Боль за поруганную святыню сдавила сердце, сковала движения. И вдруг он вновь услышал негромкий голос с небес: «Ты должен восстановить этот храм. Иначе не сможешь жить».

… Инженер-газовик совхоза «Пензенский» Алексей Спирин проснулся в холодном поту. За два года он видел этот сон в третий раз. Но слова о том, что он не сможет жить, если не восстановит храм, прозвучали впервые.

Вместе с женой Зинаидой он стал по вечерам объезжать окрестности на мотоцикле. Однако поиски не дали никаких результатов. А через несколько дней супруги отправились запасать сено на зиму для коров. Неподалеку от села Большая Валяевка вдруг заметили широкую тропинку, теряющуюся в густом кустарнике.

— Что-то я раньше не видел ее, — сказал муж. — Давай завернем, посмотрим, что там.

Дорога привела их на живописный луг, супруги огляделись и увидели… холм, на котором стояла та самая полуразрушенная церковь из его сна.

храм село большая валяевка

Непоругаемый

В эту историю сейчас трудно поверить, глядя на величественный белый пятикупольный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с 35-метровой колокольней, одноэтажной Казанской церковью и часовней над святым родником. Рядышком строятся гостиница для паломников и подземный храм с пандусом для людей с ограниченными возможностями.

Инженер-газовик (а еще раньше — прапорщик Советской Армии) Алексей Спирин уже более 20 лет как священник Пензенской епархии, протоиерей, настоятель того самого храма, восстановлением которого он руководит.

— Я ведь не собирался становиться священнослужителем, хотя и был верующим с детства, несмотря на атеистическую пропаганду, — говорит отец Алексий.

Но однажды в Успенском храме, прихожанами которого были супруги Спирины и трое их детей, во время пасхального богослужения архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов) взглянул на главу семейства и как бы между прочим произнес:

— После Пасхи приходи ко мне на прием.

храм село большая валяевка

Красивый и величественный

Храмовый комплекс в Большой Валяевке стал местом паломничества не только жителей Сурского края, но и близлежащих регионов.

Храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» можно по праву назвать жемчужиной среди пензенских святынь. Величественный снаружи, внутри – красив и ярок.

Чего стоит уникальный фаянсовый иконостас в розовых, голубых и золотых тонах, единственный в Пензенской области! Заказывали его в Воронеже, в керамической мастерской Виктора Шишкина.

Притягивают взор и росписи на стенах и сводах храма кисти художников Саксоновых из Самарской области — Сергея и его сына Андрея. Как рассказал отец Алексий, они не просто талантливые мастера, а глубоко верующие люди, приступающие к работе только после поста и молитвы.

храм село большая валяевка

Рождение святыни

История храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» сегодня известна практически всем православным жителям нашего региона.

По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, в этих местах скрывался один безвестный монах, он и увидел источник, а в нем — икону Божией Матери «Живоносный Источник» (по-другому «Живоносная Источница»).

Позже здесь была построена деревянная часовня. Каменный пятикупольный храм возвели уже в 1871 году. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, от которого сотни неизлечимо больных людей получили исцеление, был утрачен после революции 1917 года. До наших дней дошел только поздний список, который сохранила от поругания одна благочестивая семья, он хранится теперь в алтаре церкви.

Но вот что удивительно: чудотворная сила утраченной иконы, необъяснимым образом явившейся безвестному монаху в XVII веке, передалась другой, написанной в наши дни.

— Это сейчас тут Божья благодать, а в 1996 году, когда владыка Серафим благословил создание прихода, стоял лишь скромный деревянный молитвенный дом, — вспоминает отец Алексий. — Специально для него в тот год был написан такой же скромный иконостас.

Тогда казалось, что безбожные времена канули в лету и никто в России больше не посягнет на православные святыни. Однако кому-то молитвенный дом очень помешал, и в августе 2003 года неизвестные злоумышленники подожгли его. Здание удалось спасти, но иконостас сгорел.

Когда пожар потушили, настоятель вошел внутрь молитвенного дома. и остановился, не в силах произнести ни слова. На уцелевшем остове иконостаса, словно паря в воздухе, сквозь закопченное стекло светился неземным светом образ Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». На глазах священника произошло рождение святыни.

храм село большая валяевка

Почему именно здесь?

Мы видели эту икону, она находится в центральной части храма, рядом с алтарем. Я удивилась тому, что под стеклом лежат и жемчужные бусы. Как оказалось, их несколько лет назад передала в дар одна женщина — гражданка Германии. Она приехала в Пензенскую область проститься со старшей сестрой, умирающей от онкологического заболевания. Господь привел обеих в валяевский храм. Женщины приложились к спасенной из пожара иконе, долго и горячо молились перед ней.

— К нам приезжает много паломников, мы уже и забыли про тех женщин, — вспоминает супруга отца Алексия матушка Зинаида. — Но однажды они вновь появились здесь. Причем старшая выглядела абсолютно здоровой! Произошло чудо — она исцелилась по молитвам Пресвятой Богородицы. Младшая же сестра благоговейно положила перед иконой «Живоносный Источник» бусы из натурального жемчуга.

И это только один из множества случаев исцеления. Поневоле задумаешься: почему именно здесь явилась чудотворная икона несколько веков назад, почему этому святому месту было суждено обрести новую жизнь после долгих лет безбожия? Ведь сколько разрушенных церквей в Пензенской области, когда-то больших и величественных, так и остались лежать в руинах.

А сюда постоянно стекается народ, и не только паломники. Приезжают венчаться молодые пары из Пензы и соседних сел, крестят новорожденных малышей счастливые родители. При нас батюшка совершил таинство крещения над пятинедельным младенцем Тимофеем.

И что-то подсказывает, что Господь еще не раз явит свои чудеса в Большой Валяевке.

Источник

История храмов: За святой водой в Большую Валяевку приходил Федор Буслаев

храм село большая валяевка

храм село большая валяевка

Журналист Елена Качурина

Величественный соборный комплекс в Большой Валяевке мало уступает по своей красоте столичному храму Христа Спасителя. Кроме высоко возвышающегося холма и природного сочетания рельефов, вас здесь не оставит равнодушным еще и внутреннее убранство церкви, которое чудесным образом в себе сочетает необыкновенную красоту иконостаса и домашний уют прихода.

храм село большая валяевка

Серебряные трубы родника

По преданию, в конце 17 века во время очередного набега кубанцев один из монахов укрылся в камышах под горой, где сейчас располагается Большая Валяевка. Там на роднике он и обнаружил икону Божией Матери Живоносного Источника (по-другому Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своем обретении крестьянам из соседнего села Поляны. Они немного позже и построили здесь деревянную церковь и переселились сюда.

Но согласно архивным записям, первую церковь в Валяевке возвели в самом начале 18 века. «5 сентября 1704 года была положена дань с попова, пономарева, просвирницына дворов при новопостроенной деревне Ольшанке церкви Пресвятыя Богородице Живоносного Источника с приделом Иоанна Златоустого. 10 октября 1705 года были выданы два антиминса на освещение этих церквей». Скорее всего, в те же годы и появилась над родником деревянная часовня.

Каменную часовню над источником, сохранившуюся до наших дней, возвели в 1807 году. Немного позже на средства Саввича Печерина рядом с ней построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 году около нее расположился величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносного Источника. Ходит молва, что сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью воздвигли необыкновенно высокую и стройную колокольню.

Документы нам сообщают о том, что от данной иконы не раз происходили исцеления. Например, крестьянка, совсем не владевшая ногами, была привезена к источнику на тележке, а от него уже смогла добраться до дома на костылях и вскоре совершенно поправилась. В 1828 году одна женщина из Ермолаевки, болевшая девять лет, исцелилась сразу же после того, как дала обет посетить Валяевку. А в 1831 и 1848 годах во время эпидемий холеры икону Живоносного Источника перенесли в Пензу, и болезнь отступила.

Среди богомольцев, посещавших это святое место, в 1820 – начале 1830 годов был и юный Федор Буслаев, будущий ученый-филолог. Академик через много времени не забудет Валяевку, так как в своих воспоминаниях он неоднократно будет упоминать о ней.
Перед революцией среди студентов, особенно семинаристов, сложилась такая традиция – посещать источник перед экзаменами и после них. Крестьяне из близлежащих уездов собирались сотнями около этого благодатного места. Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и праздник Отдания Пасхи.

В 1915 году при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Большую Валяевку прошел крестный ход. В то время подобные крестные ходы бывали не раз, последний из них относится к 1924 году.

В 1920-х годах здесь служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский, который советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.

храм село большая валяевка

Вместо святой воды — горючее

В 30-х годах двадцатого столетия Валяевский храмовый комплекс был закрыт. На его месте разместилась колхозная заправка и овощехранилище. Но храмы уцелели, снесли только колокольню. Паломничество на девятую пятницу продолжалось. В 1958 году на колхозные средства часовню отремонтировали, но уже через год решили отобрать у верующих от нее ключи. В то же время святой источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.

храм село большая валяевка

Только в 1996 году в Большой Валяевке был открыт молитвенный дом, а через три года началась реставрация часовни. Чудом сохранившийся список иконы Божией Матери Живоносный Источник с 50-х годов находился в Митрофановском храме Пензы. В 2000 году ее крестным ходом перенесли в Валяевку.

В 2003 году здесь началось восстановление малой Казанской церкви. Уже годом позже в ней прошла первая архиерейская служба. С 2006 года велись реставрационные работы в самом соборе и на колокольне. В 2014 году митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим освятил храм великим чином.

Публикация подготовлена на основе материалов епархии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *