храм село кукобой ярославской области официальный сайт
Кукобой и Великое. Это что ещё такое?!
Кукобой
Кукобой — село в Ярославской области на реке Ухтома. 886 жителей, даже чуть больше, чем в нашем Чекалине. Первое упоминание села Кукобой сделано в купчей князя Кемского, датированной 1526 годом.
Название с саамского можно перевести как «длинная река», а с карельского почти как «петушиные бои». Но это не точно :))) Лично я планировала встретить в Кукобое большое количество кукушек, но не встретила ни одной. Зато был встречен этот золотой «Кукобой», явно располневший и довольный жизнью. Они ему даже цветы до сих пор возлагают!
В 2004 году Кукобой был объявлен «Родиной Бабы-Яги», сразу же была обустроена Избушка на курьих ножках, а 26 июня стали праздновать её «день рождения» с размахом и приглашением всякой нечисти.
Асфальт к Кукобою, судя по всему, сама Баба-Яга и укладывала. Заплатка на заплатке. На много-много километров.
Мало того, приехав, мы поняли что старухи не было дома о-о-очень давно… И никаких танцев со ступой мы не увидим! Хоть бы записку оставила, а вот нет. И сама избушка оказалась далека от идеала. Никаких курьих ножек, никаких черепов на частоколе, никаких гусей-лебедей… Разочарование. То ли дело её домик в Калязине!
Кукобой — село на семи родниках. Тот, что в сосновом парке, не далеко от резиденции Бабы-Яги, в народе именуют «Ключиком» и причисляют к чудодейственным. В мае 1912 года родник освятил архиепископ Тихон, будущий Патриарх Московский и Всея Руси, впоследствии причисленный православной церковью к лику святых.
К источнику и легенда прилагается — про кривоногую дочь местного землевладельца Ивана Кемского. Та, якобы, приходила к источнику, как на сеанс к психоаналитику: плакала, жаловалась на судьбу, опустив ноги в холодную хрустальную водицу. И произошло чудо! Ноги выпрямились. После чего красавица удачно вышла замуж и прожила долгую и счастливую жизнь, не раз приезжая к целебному источнику принести благодарность и сотворить молитву.
Источник фото http://babajaga76.ru
Очень необычно здание школы в Кукобое, построенное в начале XX века. На фоне серого неба оно вообще выглядело инфернально, а надпись на асфальте только усиливала впечатление :))
В школе, кстати, есть музей, в нём более 200 экспонатов про историю села, русский лён и предметы быта. Вдруг захотите посмотреть, как там — внутри школы. 🙂
Но самое впечатляющая достопримечательность Кукобоя — это, конечно, Храм Спаса Нерукотворного Образа. Он точно сошёл с полотен Васнецова или Билибина… Имхо.
У Храма Спаса Нерукотворного Образа в крошечном Кукобое очень интересная история. Представьте, наши дни, человек, которому осточертела деревня, уезжает в Питер — за мечтой, длинным рублём и рок-н-роллом. Если он и вернётся, то только за тем, чтоб посмотреть, из какой срани выбрался.
А теперь переносимся в 1909-й. Местный купец Иван Агапович Воронин едет в Санкт-Петербург, делает там баснословное состояние, а потом возвращается в родные края, чтобы сделать кукобойцам подарок: либо храм либо прокладку железной дороги от села Кукобой до города Пошехонье. На выбор. Вот это жест!
Жители выбирают храм за миллион рублей. Белый облицовочный кирпич для стен и бюрюзовый для колоколен доставляется аж из самой Финляндии. Храм возводят за четыре года, и он выглядит настоящим чудом! До сих пор.
Великое
В селе Великом проживает 1713 человек, и это одно из старейших в Ярославской области. Его основание относят к началу XIII века.
При Иване Грозном село Великое было в числе дворцовых сёл.
Здесь базировалась воеводская власть, таможня и конский завод. Находясь на перекрёстке торговых путей, село славилось Великосельской ярмаркой, на которую съезжались купцы аж из Ростова Великого, Ярославля и Нижнего Новгорода. Ну, а ещё тут был крупный центр льноводства и ткачества.
Село очень долго достойно держало планку, развивалось и богатело. Ленин в 1899 году упоминал его в числе 100 крупнейших промышленных центров России. Сейчас, конечно, всё в прошлом, в село Великое едут посмотреть на остатки былого величия… Но даже то, что сохранилось, впечатляет!
Прежде всего так называемый Великосельский кремль. Он состоит из церкви Рождества Богородицы, церкви Покрова Богородицы и расположенной между ними колокольни.
Раньше весь комплекс опоясывала ограда, от которой сохранилась часть торговых рядов и три башенки-часовни.
От «кремля» расходятся лучами улицы Великого.
56-метровая колокольня с мощным монолитным основанием, переходящим в ажурные арки.
Изразцы, украшающие алтарные окна Покровской церкви.
Росписи Рождественской церкви.
Источник фото ru.wikipedia.org
Ещё одна достопримечательность села Великого — Усадьба купца Локалова ( ул. Ярославская, 14) . Ей уже более 100 лет и это настоящее архитектурное чудо.
В середине 1880-х годов купец 1-й гильдии, основатель Гаврилов-Ямской льняной мануфактуры Александр Алексеевич Локалов решил построить в родном селе усадебный комплекс по проекту тогда ещё малоизвестного Фёдора Осиповича Шехтеля.
Что примечательно, это было во времена, когда Шехтеля отчислили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за плохую успеваемость,.
…и все свои проекты он, не имя солидного диплома, осуществлял за пределами Москвы.
Главное здание усадьбы выстроено в псевдорусском стиле, стилизовано под русский терем.
Сам Локалов в своём замке толком и пожить не успел — умер через год.
В начале Великой Отечественной войны особняк недолгое время занимала швейная фабрика, а в 1942 году здесь был основан Великосельский детский дом. Сначала — для детей из блокадного Ленинграда, а затем для обычных сирот. Сейчас там всё также детдом.
Но внутрь пускают — посмотреть на интерьеры XIX века и уникальную комнату-грот в виде соляной пещеры, стены которой сделаны из льняного волокна. Понятно, что в эпоху коронавируса об этом речи не шло… Не повезло нам. Источник фото prousadbi.ru и wikipedia.org.
Декор потолка в голубой комнате второго этажа особняка.
Продолжение следует. Нас ждёт Вологда.
Были в Кукобое или в Великом?
Поделитесь своими впечатлениями. И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉
Как в российской глубинке 100 лет назад построили храм, который по красоте не уступает Спасу на Крови
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Село Кукобой и сегодня остается небольшим населенным пунктом, живут в нем чуть больше тысячи человек. Однако это место по-настоящему богато своей историей. Первое упоминание о нем было сделано почти 500 лет назад – царский воевода купил тогда сельцо у монастыря за 100 рублей и коня. В середине XIX века здесь построили первую каменную церковь, чуть позднее – школу, а в начале XX именно здесь находилась самая крупная в уезде библиотека.
В 1909 году произошло событие, изменившее всю историю этого места. На родину вернулся богатый купец Иван Агапович Воронин. Уехал он из родного села давно, еще в молодости. Отправился искать счастья в столице и не ошибся. Женился на богатой вдове, жил с ней на Невском проспекте, стал купцом 1-й гильдии и действительным статским советником. Владел он и ткацкими мануфактурами, и кирпичными заводами, стал даже членом Учетного комитета Государственного банка, а кроме того – входил в руководство акционерного общества по постройке церквей и соборов столицы. Вернувшись через 40 лет на родину, решил сделать всем землякам подарок – такой, чтобы действительно людям был в радость.
Купец предложил сельчанам на выбор – или проложить железную дорогу от Кукобоя до Пошехонья (60 километров по бездорожью, лесам и болотам), или выстроить в их селе храм. Жители единодушно выбрали собор. Так началась эта стройка, которую вершили действительно «всем миром». Воронин выделил один миллион рублей – сумму, для тех мест небывалую. Но и сами сельчане не стояли в стороне. В Кукобое в те времена жили отменные строители, плотники, резчики. За работу взялись все вместе. Мастерство сельских умельцев было так велико, что даже главным инженером был назначен местный строитель.
Строил храм в глубинке известнейший русский архитектор Василий Антонович Косяков, автор таких грандиозных проектов, как Морской собор в Кронштадте, Собор Петра и Павла в Петергофе и Собор Святого Владимира в Астрахани. Для нужд стройки в Кукобое быстро запустили небольшой кирпичный завод. Однако облицовочный материал доставляли особый, из Финляндии. Белый с розовым отливом кирпич, полый внутри, служил заодно и прекрасным теплоизолятором, а удивительной красоты бирюзовая черепица была покрыта глазурью. Привозили материалы водным путем, по реке Ухтоме. Старожилы потом долго рассказывали, что каждый заморский кирпичик был завернут в упаковочную бумагу и пронумерован.
Собор в селе Кукобой до сих пор считается одной из главных жемчужин Ярославской области. Сто лет назад в русской глубинке удалось создать настоящее архитектурное чудо. Построили храм всего за неполные четыре года. На открытие святыни в мае 1912 года собралось такое количество гостей, которое Кукобой, наверное, никогда еще не видел. Освящал собор будущий Патриарх Московский и Всея Руси Тихон. В то время он был епископом ярославским и ростовским. Кстати, пожертвованного миллиона рублей хватило еще и на школу, и на три здания для больницы и приюта.
После революции кукобойский храм разделил судьбу большинства церквей на Руси. Он был сразу закрыт, в 30-е годы его разорили – сбросили кресты и купола, уничтожили уникальный резной иконостас, сожгли иконы. К счастью, стены архитектурного чуда сохранились, так как помещению нашли применение. На старой фотографии видно, как в храме проводят слет колхозников-стахановцев. Позднее в нем устроили склад, а в подвалах – тюрьму.
В 1989 году храм был возвращен церкви, однако до сих пор его реставрация не была проведена в том объеме, которого он заслуживает. Это тем более обидно, что сегодня РПЦ находит огромные средства для постройки и восстановления множества и гораздо более крупных объектов в областных и районных центрах. Остается надеяться, что уникальный памятник архитектуры, расположенный в небольшом селе, тоже дождется когда-нибудь своей очереди.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Спасский собор, с. Кукобой
Адрес: 152 450, РФ, Ярославская область, Первомайский район, село Кукобой, ул. Октябрьская
Храм вызывает восхищение и удивление, связанное с вопросом: каким образом в обыкновенном среднем селе, с небольшим населением, не имеющем особого экономического значения, стоит собор, по своей красоте и величию не уступающий знаменитым соборам России?
Село Кукобой, как видно из работы С. К. Любимова, с 16 века было то княжеским владением, то монастырской вотчиной. В 1764 году после секуляризации монастырских земель крестьяне здесь получают свободу от крепостной зависимости и с тех пор входят в категорию «экономических крестьян». (Сергей Любимов «История Кукобоя до 1917 года»; статья в газете Призыв 18 июня 2014 года)
Спасский Собор был построен на средства петербургского статского советника, купца, владельца ткацкой мануфактуры в Санкт-Петербурге Ивана Агаповича Воронина. Вышел Воронин из крестьян деревни Рябинки (3 км от Кукобоя) и, являясь уроженцем Кукобойского прихода, принимал активное действие в жизни своей родной стороны. Собор в Кукобое был третьим храмом, который построил Иван Агапович. Сохранилось устное предание о том, что Воронин предложил своим односельчанам на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (70 км по непроходимым лесам и болотам). Миряне выбрали храм, хотя в Кукобое действовала каменная церковь с колокольнею в честь Успения Божией Матери. В ней было еще два придела: свт. Николаю Чудотворцу и прп. Кириллу Белозерскому. Церковь была построена в 1836 году тщанием прихожан вместо пришедшей в негодность деревянной церкви святителя и чудотворца Николая с приделом преподобного Кирилла Белозерского (1765 года постройки).
Никаких подтверждающих источников о выборе односельчан между храмом и железной дороги не сохранилось. Как бы то ни было, в 1907 году Воронин обращается к Ярославскому Епархиальному Начальству с прошением о разрешении на постройку нового храма в селе Кукобой, Пошехонского уезда, Ярославской губернии. Причина, указанная в документе: существующая церковь Успения Божией Матери по своей ветхости и маловместимости не удовлетворяет нуждам прихожан. (Приход состоял из 1043 душ мужеского пола и 1177 женского; Успенская церковь могла вместить в себя: 400 душ в зимнем храме и столько же в летнем, холодном). Все расходы, как на строительство, так и на дальнейшее содержание будущего храма, Иван Агапович брал на себя. (Сведения из журнала Ярославской духовной консистории от 30 мая 1907 года. ГКУ ЯО, фонд 230, опись 2, дело 5728, листы 141-143).
Было получено добро, и в 1907 или 1908 году (точной даты нет) началось строительство, а в 1912 году состоялось торжественное освящение храма. Автором чертежей, руководителем при постройке был профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров В. А. Косяков. «В лесу за деревней Тютрюмово был построен кирпичный завод, производительностью 300 тыс. штук кирпича в год, на котором мастерами работали приезжие, а рабочими – местные крестьяне.» (Сергей Любимов «История Кукобоя до 1917 года» (статья в газете Призыв 25 июня 2014 года) Облицовочный же кирпич привозили из Германии, отлитым во Франкфурте-на Майне. По рассказам кукобойцев, каждый кирпич был завернут в отдельную бумагу и пронумерован. Строительство собора обеспечило многие семьи хорошим и продолжительным заработком. Это отметили крестьяне при поднесении иконы И. А. Воронину при освящении храма.
Торжества начались 18 ст. ст./30 нов. ст. мая 1912 года и длились три дня. Освящал храм архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси. На освящении храма присутствовал и сам И. А. Воронин, и архитектор-строитель, пел архиерейский хор под управлением священника Василия Зиновьева. «Особенно много богомольцев было 20 мая, день, когда сельчане освободились от полевых работ… На память присутствующим раздавались снимки храма, снятого учителем П. И. Любомудровым. Сотни нуждающихся нашли долгую и оплачиваемую работу, так как строитель приказал пользоваться местными рабочими. Это отметили крестьяне при поднесении иконы строителю храма – Ивану Агаповичу Воронину» (газета Голос, № 120, 1912 год, стр. 4).
Есть в Кукобое источник («ключик», как его зовут местные жители), который, по преданию, был освящен свт. Тихоном. Воды источника, по некоторой информации из интернета, а также по рекламной информации, опирающейся на легенды для туристов, приезжающих в гости к бабе Яге, обладает целебными свойствами. Со стороны прихода Спасского храма источник святым не считается, но почитается как место, связанное с именем святителя Тихона. Каждый год в праздник Крещения (19 января) на нем совершается водосвятный молебен. Местные жители берут оттуда воду для питья (Источник входил в число объектов, информацию о которых мне необходимо было собрать, но по причине немногочисленности последней, решила не выделять на него отдельную статью).
Спасский собор имеет три придела:
I – главный во имя Воскресения Христова
II – во имя святителя и чудотворца Николая
III – во имя преподобного Иоанна и мученицы Марии (21 июля (3 августа) и 7 июня (20 июня), соответственно) – святые покровители И. А. Воронина и его жены.
«На высоких треугольных фронтонах причудливых крылец некогда располагались фресковые иконы, сейчас утраченные. Декоративные гирьки под фронтонами, многогранные колонки, обрамляющие белокаменные ступени, высокие двускатные кровли, имитируют теремные постройки XVII века. Витиеватые кокошниками обрамлены оконные витражи-арки, выходящие на северный и южные фасады, по краям этих огромных световых проемов располагаются плоские лопатки с квадратными портальными нишами, придающими аркам – витраж монументальность.
Особенно богато украшен западный фасад собора, разделенный на три части, с теремным крыльцом посередине. Многочисленные арочные оконные проемы, обрамленные стройными колонками, а так же богатая орнаментика горизонтальных поясов из облицовочного кирпича, завершающаяся поясом декоративных кокошников, придают парадному фасаду собора необычный сказочный вид. Это подчеркивается двумя симметричными башенками с шатровым завершением, облицованным глазурованной плиткой лазурного цвета, и сходной с ними трехъярусной колокольней, украшенной так же, как и башенки рядами декоративных кокошников и завершающейся ярко голубым шаром с маленькой главкой.
Центральная часть храма венчается пятиглавием с серебристыми вытянутыми луковичными главками.» (брошюра «Спасский собор в селе Кукобой Ярославской области»)
«В подвале были расположены четыре калориферные печи со сложнейшей системой воздушного отопления.
Богатая роспись украшала собор снаружи по всему периметру храма, над огромными окнами-витражами и над крылечками, внутри же храм расписать не успели. Соборная колокольня была оснащена прекрасного звучания колоколами. Отличительной особенностью храма является удивительное по красоте кирпичное узорочье, которым искусные зодчие украсили его с внешней стороны….. Храм потрясает тщательностью отделки и богатством убранства.» (Там же)
Всего на храм купец потратил свыше 600 тысяч рублей. И. А. Воронин, как и обещал, пожертвовал облигации С-Петербурского кредитного общества на содержание храма и будущий ремонт. Статский советник сделал еще немало хорошего для своего родного края: пожертвовал одну из самых богатых в уезде библиотеку, построил больницу, новую школу и несколько каменных домов.
Недолго было суждено новому храму радовать сердца верующих. После событий 1917 года приходу пришлось регистрироваться как религиозное общество с последующими ежегодными перерегистрациями с предоставлением устава общества, списком служителей культа и списком верующих. С 1931 года религиозное общество было ликвидировано, а собор осквернен и поруган. Роспись уничтожена, колокола и резной иконостас сданы на завод. Примечателен случай, произошедший при срывании с храма крестов. Трактором, срывавшим кресты, управляла одна из активисток-комсомолок. Вскоре после этого она отморозила себе обе руки. Как потом рассказывала ее дочь, мать видела в этом наказание за участие в осквернении храма.
«13 февраля 1931 года состоялось решение Первомайского райисполкома о передаче здания собора под культурно-просветительное учреждение, которое существовало в нем до 1937 года» (С. Любимов, «История Кукобоя до 1917 года», Призыв, 25 июня 2014 года, стр. 3). Помещение храма использовалось как клуб, склад, в подвале была устроена тюрьма.
Сохранились фотографии слета колхозников, проходившего в храме. На стенах висят портреты В. И. Ленина и И. В. Сталина, в алтаре за столом сидят руководители и начальники.
В 1989 году храм возвращается верующим. «Первым настоятелем собора был назначен иерей Георгий Фомин. Благодаря его энергичной деятельности были полностью перекрыта крыша и купола, поставлены кресты и отремонтирован небольшой уголок храма, в котором и по сей день совершается богослужение»( брошюра «Спасский собор в селе Кукобой Ярославской области»). Как вспоминает Антонина Кузьминична Фомичева (прихожанка собора, многие годы проработавшая старостой и отдавшая все свои силы для храма) отдали в разрухе. Храм, в прямом смысле слова пришлось откапывать от грязи, первых ступенек было совсем не видно под слоем земли и мусора более метра. Но восстанавливали с большим энтузиазмом и охотой, многие пришли предложить свою помощь.
Однако собор сильно разрушается. За долгие годы из-за отсутствия отопления храм сильно отсырел. Особенно стремительно разрушается мозаичная облицовка храма, обсыпается штукатурка внутри. Необходимы средства для активных мер по спасению храма.
Мы будем бесконечно благодарны всем, кто пожелает оказать помощь и содействие в восстановлении Кукобойского собора.
Пояснение о названии собора.
Долгое время ошибочно считалось, что храм освящен в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа с приделами Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. Как уж так вышло, разобраться сложно. Скорее всего, из-за отсутствия достоверных сведений, такой вывод был сделан по старинным фотографиям, на которых отчетливо видна роспись, изображающая икону Спаса Нерукотворного над центральным входом в храм. Храм так и называли – собор Спаса Нерукотворного. В некоторых источниках, особенно на просторах интернета он обозначен именно так. Однако, благодаря деятельности С. К. Любимова, были подняты архивные документы, в которых четко указываются приделы храма: I – главный во имя Воскресения Христова; II – во имя святителя и чудотворца Николая; III – во имя преподобного Иоанна и мученицы Марии. В ведомости о церкви за 1911 название такое: церковь во имя Христа Спасителя. С 2014 года празднование престольных праздников отмечается по новым датам.
На приходе совершаются регулярные богослужения, по воскресным и праздничным дням. Каждый воскресный день по вечерам поются акафисты нараспев всеми желающими. Время от времени прихожане собираются на совместные трапезы, на которых обсуждаются текущие проблемы приходской жизни; все желающие подготавливают и задают настоятелю вопросы духовного содержания. Совершаются совместные паломнические поездки по святым местам Пречистенского благочиния, Ярославской и Вологодской областей.
На протяжении многих лет сложилась традиция устраивать праздничные Рождественские и Пасхальные концерты. Организация осуществляется совместными усилиями храма, сельской школы и дома культуры. В концертах принимают активное участие дети всех возрастов: от дошкольников до старшеклассников, выпускников и студентов, а также взрослые коллективы, в которые входят учителя, врачи, работники дома культуры, сельсовета и другие жители Кукобоя и ближайших сел. В программе концертов – поздравления, инсценировки, танцы, песни в исполнении хоров, ансамблей и солистов. В среднем общее количество участников доходит до 60 человек. Украшением праздника нередко бывают произведения классической музыки в исполнении гостей из Москвы (скрипка, альт и фортепиано). Уже не раз участники концерта получали приглашение повторить праздничную программу в других селах района. Концерты дают возможность разделить друг с другом торжество пасхального и рождественского праздника, доставляют большую радость зрителям и участникам.
Существует традиция поздравлять всех женщин на праздник жен-мироносиц. Всем прихожанкам (присутствующим и отсутствующим) дарятся букеты цветов, и устраивается праздничная трапеза.
Уже много лет на праздник Крещения Господня сложилась традиция крещенских купаний, которые проходят дружно и тепло. После окончания ночной службы прихожане и все желающие (которых с каждым годом становится все больше: приезжают жители соседних сел и даже городов) отправляются на Иордань, где усилиями жителей села подготавливаются все условия для купания: прорубь с надежным и удобным спуском, палатки для переодевания с обогревом, горячий самовар с бутербродами и т. д. Служится Великое освящение воды, после которого происходит всеобщее купание, заканчивается все праздничным салютом.
Долгое время считалась главной храмовой иконой, в связи с тем, что главный придел храма полагали освященным в честь Нерукотворного Образа. Однако, благодаря деятельности С. К. Любимова, были подняты архивные документы, в которых четко указываются приделы храма: I – главный во имя Воскресения Христова; II – во имя святителя и чудотворца Николая; III – во имя преподобного Иоанна и мученицы Марии. В связи с этим даты престольных праздников были изменены. Тем не менее, праздник Спаса Нерукотворного (29 августа) продолжает торжественно отмечаться, как местночтимый, а икона все также пользуется особенным почитанием верующих. Каждое воскресенье перед иконой совершается акафист, в пении которого принимают участие все желающие. При совершении крестных ходов икона обносится вокруг храма.
Частица мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси
Святитель Тихон в Кукобойском храме пользуется особым почитанием. Документально подтверждено, что, будучи в сане архиепископа Ярославского и Ростовского, он посещал Кукобой не менее двух раз (в 1908 и в 1912 гг.). Храм удостоился быть освященным будущим патриархом, причисленным к лику святых, причем святитель совершал богослужения три дня подряд, освящая все три престола. В Кукобое также сохранился источник, освященный, по преданию, свт. Тихоном.
В начале восстановительных работ по храму из-за невозможности служить в исконных алтарях, в правом крыле было отделено небольшое помещение для богослужение в холодное время года. В нем появился новый алтарь, посвященный патриарху Тихону (престол еще официально не освящен). Несколько лет назад (около трех) приходу была передана частица мощей святителя (часть ребра), которая была помещена в специальный ковчег и предлагается для поклонения верующим. День памяти святителя считается престольный, перед частицей поются акафисты.
Монахиня Анна (Мария Алексеевна Благовещенская) была старшей дочерью священника Алексея Апполосовича Благовещенского, служившего в церкви села Борисоглеб Белосельской волости Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии.
Родилась она 30 января 1898 года. Воспитанная в благочестивой семье потомственного священнослужителя, свою горячую веру она сумела пронести через всю свою недолгую жизнь.
Окончив в 1916 году Пошехонскую женскую гимназию, Мария Алексеевна становится учительницей. В течение пяти лет она преподавала в нескольких школах Белосельской волости.
Мария с самого детства хорошо знала богослужение и время от времени служила псаломщицей в церкви своего батюшки, собирала девушек-односельчанок в хор. Будучи от природы человеком деятельным, она, вероятно, искала наилучшей возможности использовать все свои силы и знания.
Мария была духовной дочерью последнего игумена Павло-Обнорского монастыря архимандрита Никона (Чулкова).
Первоначально составляли её всего 7 человек. Но к 1932 году было уже около 100 «коммунарок».
Община, состоявшая исключительно из женщин, вскоре стала известна как передовое хозяйство. У сестёр были и скотный двор, и пасека, они сами плотничали, строили дома.
О «коммунарках» писали в газетах, к ним приезжали экскурсии по обмену опытом. Коммуне было присвоено звание «имени Крупской». Но внутреннее устройство общины было монашеское.
В 1922 году архимандрит Никон благословил вступить в эту «коммуну» и Марию Алексеевну Благовещенскую. В общине она занималась пчеловодством, была счетоводом, заведовала «культурно-просветительской работой».
По воспоминаниям некоторых насельниц общины, архимандрит Никон не благословлял принимать монашеский постриг, объясняя это тем, что слишком тяжёлое время для верующих и церкви. Но, видимо, это относилось не ко всем. Со времени вступления в общину Марию Алексеевну называют Анной. И во всех документах «коммуны», и в материалах следствия 1932 и 1937 годов она значится как Анна Алексеевна Благовещенская, что могло быть при тайном постриге.
До 1925 года девушки регулярно посещали церковь села Захарьево, где с 1923 года служил Любимский священник Леонид Киселёв. На богослужениях они пели на клиросе. Анна очень часто читала часы и Апостол. Когда церковь закрыли, девушки стали молиться тайно.
Эта «коммуна» со временем стала вызывать слишком много подозрений у органов ОГПУ: девушки не желают объединяться с местными колхозами, не принимают к себе всех желающих. На общину стали собираться «агентурные сводки».
Весной 1931 года органами ОГПУ были арестованы почти все члены «коммуны». Началось следствие под кодовым названием «Непорочные», ведь община считалась тайным монастырём.
В 1932 году «коммуна» была ликвидирована.
Анна была арестована 29 апреля 1931 года. Обвинялась она в том, что вела религиозную работу в «коммуне». На допросах она держалась стойко, не подала и намёка на существование тайного монастыря.
На судебном заседании Коллегии ОГПУ от 23 апреля 1932 года инокиня Анна осуждена на заключение в концлагерь сроком на 3 года, считая с 9 декабря 1931 года (а не с момента ареста).
Её отправили в совхоз Управления НКВД в Иваново.
«Вопрос: Следствие располагает достаточными материалами, которые уличают вас не только в том, что вы были связывающим звеном между Никоном и контрреволюционной группой, но и в том, что вы, после ухода Никона на нелегальное положение, стали руководить контрреволюционной группой и давали участникам её указания по контрреволюционной работе, то есть, чтобы они среди населения проводили антисоветскую агитацию, мобилизовали верующих на противодействие закрытию церквей, распространяли провокационные слухи о скорой гибели Советской власти. Кроме того, вы давали указания им о конспирации антисоветской работы. Следствие требует от вас исчерпывающих показаний.
Ответ: Никаких показаний дать не могу, так как виновной себя не признаю в этом».
11 марта в Ярославле приговор был приведен в исполнение. Место захоронения инокини неизвестно.
25 мая 1989 года Анна (Благовещенская) была реабилитирована.
3 августа прп. Иоанн Постник
19 декабря и 22 мая (свт. Николай)
9 октября и 18 ноября (свт. Тихон)
11 марта (прпмч. Анна Благовещенская)