храм село михайловское домодедовского района
контакты
Престольные праздники
Архангела Михаила (21 ноября, 19 сентября)
иконы Божией Матери Боголюбская (1 июля)
блгв. кн. Александра Невского (12 сентября, 6 декабря)
телефон: +7 985-427-48-47
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОГО ХРАМА СЕЛА МИХАЙЛОВСКОЕ ОДИНЦОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН: | 5032072952 |
КПП: | 503201001 |
ОГРН: | 1035000033034 |
ОКПО: | 56887937 |
Расчетный счет: | 40703810940290100245 |
Банк: | ПАО СБЕРБАНК |
БИК: | 044525225 |
Корр. счет: | 30101810400000000225 |
Юридический адрес: | 143057, Московская обл, Одинцовский р-н, Михайловское с, дом № 71 |
Телефон: | +7(985)4274847 |
Поделиться:
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Главная
Адрес: Московская область, Домодедовский район, с. Михайловское, стр. 28А
Статус: действующий
Язык богослужений: церковнославянский
Расписание богослужений (общее кратко):
В субботу и накануне великих праздников всенощное бдение — 16:00 (15:40 — молитвы к исповеди)
В воскресенье водосвятный молебен — 8:30. Исповедь — 9:00. Божественная литургия — 9:30
В праздничные дни Божественная литургия — 9:00 (исповедь — 8:30)
Престольные праздники
•21 ноября — Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил
•19 декабря — Память святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца
•Неделя 3-я по Пасхе — святых Жен-Мироносиц
Храмовые праздники
•22 мая — Перенесение честных мощей святителя Николая, чудотворца, из Мир Ликийских в Бар-град
•19 сентября — Чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех
•4 августа — Память святой равноапостольной Марии Магдалины
Святыни
В храме находится множество святынь. В 1950 г. сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне, — чтимый образ из одноименного местного монастыря, упраздненного в начале 1930-х гг. Также у нас находятся:
•Частица Животворящего Креста Господня;
•Частица ризы Господней;
•Плащаница с частицей Гроба Господня;
•Икона святителя Николая с частицей мощей;
•Икона священномученика Ермогена с частицей мощей;
•Два Распятия с частицами дуба Мамврийского;
•Частицы мощей святых угодников, числом более 80-ти.
Среди икон особым почитанием пользуются образы Божией Матери «Всепетая Мати», «Тихвинская», «Скоропослушница».
Краткая историческая справка
Село Михайловское упоминается в книгах Патриаршего приказа за 1627—1628 гг. Деревянная церковь во имя Архангела Михаила просуществовала в селе до начала XIX в. В Писцовых книгах 1675—1677 гг. содержится ее описание: «древяная клетцки, на паперти два всхода, церковь и паперть крыты тесом, на паперти колокольня на столбе, на ней два колокола, по смете в них пуда с три, в церкви образ Архангела Михаила обложен серебром, оклад золочен, венцы белые серебряные…».
Каменный храм во имя Архангела Михаила с приделами во имя святителя Николая и святых Жен-мироносиц, существующий доныне, возведен в 1816—1822 гг. благочестивой графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской (в монашестве Агнией). Здание построено в стиле ампир, возможно, по проекту архитектора Доменико Жилярди. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня. На ней было установлено шесть колоколов, самый большой из них весил 104 пуда (около 1670 кг). Современный храму центральный иконостас по художественным достоинствам в настоящее время уникален. Освящен храм 9 ноября 1824 г.
В 1848 г. при священнике С.И. Фелищеве по проекту архитектора Литвинова храм обнесли изящной кирпичной оградой на белокаменном фундаменте, с коваными решетками; был сооружен и дом причта.
В 1857 г. настоятелем церкви во имя Архангела Михаила стал протоиерей Тимофей Розанов. При нем стены храма были расписаны артелью Сафонова, славившейся своим уникальным стилем. Со Святой Горы Афон в храм привезли иконы целителя Пантелеимона, Божией Матери «Скоропослушница», сделали список «Черниговской» иконы Божией Матери, центральное паникадило было вызолочено, изготовлены и богослужебные сосуды, сохранившиеся до наших дней, заново настелен пол из каменных плит. В эти же годы в храме на правом клиросе пел единственный на юге Московской губернии детский хор, составленный из учеников местной школы.
В советское время богослужения в храме не прекращались, и лишь с 1941 по 1944 г. храм был закрыт.
В настоящее время храм приобрел первоначальное благолепие.
Духовенство
О служивших
во святем храме сем…
Первое упоминание о духовенстве, служившем в храме, находим в Переписных книгах 1646 г., где читаем: «село Михайловское на речке Раменка, у церкви поп Иван Андреев, да в селе крестьян десять дворов…»
Фото из архива храма Священник Василий Ремизов с матушкой и детьми
Писцовые книги за 1675-1677 гг., при описании михайловской церкви упоминают и о духовенстве: «При дворе (церковном) поп, дьячок, место пономарево, место просвирницыно. Под дворами и огородами усадебной церковной земли десятина без четверти десятины, животинный выпуск общий с крестьянским. Сена на кладбище и на усадебной земле 100 копен, церковной землею владеет поп михайловский, Семен, с причетниками…»
Исторические документы, относящиеся к 1687 году, снова упоминают о михайловском духовенстве, и вот по какому случаю… Михайловский поп Федор Семенов подал тяжбу патриарху Иоакиму: «… у церкви Михаила Архангела приход мал и церковной землей, и сенным покосом скуден. В 1675-1677 годах приписана к нему пустая земля Маслово. И с 1680 года пустошь, что было село Маслово, находилась в приходе церкви Михаила Архангела. Но владеет ей Ф.С. Мещерский!… » Федор Семенов просит разрешить тяжбу и вернуть землю в приход церкви, что и исполнилось в 1732 г.
Известно также, что в 1769 г. при священнике Григории Иванове и диаконе Иоанникии Макарове в деревянной церкви Архангела Михаила произошел сильнейший пожар. Священник, диакон и церковный староста вынесли из церкви всю утварь, саму же церковь спасти не удалось…
1848 г. Одним из первых священнослужителей в новом каменном храме Архангела Михаила был священник С.И.Фелищев. При нем по проекту архитектора Литвинова храм был обнесен изящной кирпичной оградой с коваными решетками, был сооружен и дом причта
В 1857 г. настоятелем храма Архангела Михаила был назначен протоиерей Тимофей Павлович Розанов, один из выдающихся людей своего времени, прекрасный знаток церковного устава. Надпись на стене храма гласит: «Украшен храм сей при священнике Тимофее Розанове, диаконе Димитрии Машкове и псаломщиках Косме Рождественском и Михаиле Юрасове, церковном ктиторе Стефане Насокине. Работы в храме исполнены мастером Николаем Михайловичем Сафоновым…» О.Тимофей прослужил в храме 52 года, был награжден за свои труды на поприще церковного и общественного служения несколькими наградами от Духовной Консистории, среди которых ордена Св. Анны III степени и Св. Владимира IV степени
После перерыва во время Великой Отечественной войны, службу в храме возобновил о.Михаил, фронтовой офицер
В 1950 г. при священнике Сергии Харламове, выпускнике Московской духовной академии, сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение», писанная на Афоне — чтимый образ из одноименного женского монастыря. За выдающиеся успехи в области церковной проповеди о. Сергий был переведен в Москву, а затем два года прослужил в русской миссии в Иерусалиме
С 1966 по 2004 г. настоятелем храма был протоиерей Андрей Усков (+ 12.02.2005 г.). С его именем связано второе обновление храма, в годы его служения храм обрел первоначальное благолепие
2004 — 2007 гг. настоятелем храма являлся иеромонах Никон (Головко)
Апрель 2007 г. — август 2016 г. настоятелем храма являлся священник Константин (Михайлов)
Сентябрь 2016 г. — октябрь 2017 г. настоятелем храма являлся священник Алексий (Сизинцев)
С ноября 2017 года настоятель храма Архангела Михаила священник Димитрий (Саввотеев)
Храм Архистратига Михаила (Михайловское)
Михаило-Архангельский храм построен в 1822 году по заказу владелицы села А.А. Орловой-Чесменской вместо деревянной церкви XVII века. Кирпичное здание, с белокаменными деталями, является характерным образцом московского ампира.
Содержание
История [ править ]
На южной границе Домодедовского района Московской области размещается небольшое село Михайловское, история которого уходит корнями в далекий XIV век. Вдоль широкой улицы расположены несколько десятков домов, а в центре на берегу обширного пруда возвышается величественный храм Архистратига Божия Михаила. Известно, что до конца XVIII века храм был деревянным, не раз перестраивался и располагался на окраине села.
Современный храм в Михайловском связан с именем помещицы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Желая возвести в своем селе каменную церковь, она получила в 1816 г. от архиепископа Московского и Коломенского Августина (Виноградского) храмозданную грамоту. Церковь благословлено было строить «на собственный Ея Сиятельства кошт», что означало нести расходы как на строительство храма, так и на последующее его содержание.
Для строительства и оснащения храма требовались большие деньги, и графиня дважды закладывала свое имение в Московском опекунском совете, взяв там ссуды в 400 и 266 тыс. рублей.
Новый храм сооружался в виде четверика размерами 30х30 аршин. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Храм являет собой характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Северный и южный фасады украшены дорическими портиками, стены покрыты квадровым рустом. Определенное своеобразие сообщает композиции здания отсутствие трапезной. С большой уверенностью можно утверждать, что проект храма принадлежит знаменитому Доменико Жилярди.
Внутри храм очень просторный и светлый. Центральный иконостас, современный храму, по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален: чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Радовал глаз двухъярусный иконостас с 12 местными иконами, окрашенный голубою краскою и покрытый лаком. Царские врата с позолоченной резьбой и изображением Благовещения Богородицы и евангелистов закрывала шелковая с бахромою завеса. На южных дверях алтаря был изображен Св. Архидиакон Лаврентий, а на северных – Св. Архидиакон Стефан.
Уже в то время в храме имелось 14 новых местных икон, большое паникадило с 32 подсвечниками в 4 ярусах и два поменьше, каждое на 16 подсвечников. По обе стороны клироса находились штофные, шитые золотом и обложенные кругом золотыми листьями, хоругви с изображением на одной — Воскресения Христова, а на обороте — свт. Николая Чудотворца; на другой – Богоявления Господня, а на обороте – Пресвятой Богородицы.
Наиболее почитаемыми были иконы Воскресения Христова с праздниками двунадесятыми в золоченой раме за стеклом и Архистратига Михаила в позолоченной серебряной ризе. Среди Богослужебных книг имелись Минеи месячные, напечатанные в Киеве в 1811 году.
На колокольне установили шесть колоколов: самый большой весил 104 пуда (более 1600 кг.), второй – 24 пуда и еще четыре малых.
Чуть позже храм по проекту архитектора Литвинова был обнесен изящной кирпичной на белокаменном фундаменте оградой с коваными решетками, был сооружен и дом причта.
Во второй половине XIX века, годы служения отца Тимофея Розанова храм сильно преобразился. Стены расписала артель Сафонова, славившаяся своим уникальным стилем. Со Святой Горы Афон были привезены иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Специально для Михайловской церкви сделали список Черниговской иконы Божией Матери, позолотили центральное паникадило; были изготовлены богослужебные сосуды, заново настелен пол из каменных плит.
Бурные события начала XX в., гонение на веру коснулось и этого отдаленного села. В 1930-е с колокольни храма были сняты колокола. До сих пор старожилы вспоминают, как сброшенный с колокольни полуторатонный колокол глубоко врылся в землю, и солдатам пришлось расколоть его на несколько частей, чтобы вынуть из земли, погрузить на подводы и вывезти. Однако, Михаило – Архангельский храм не постигла судьба большинства церквей. В советские годы его не закрыли, не осквернили, в нем постоянно совершались богослужения. Лишь в первый период ВОВ были прерваны службы.
С 1966 г. по 2005 г. настоятелем храма являлся протоиерей Андрей Усков, стараниями которого храм был во многом восстановлен. В это время храм Архистратига Михаила был признан памятником архитектуры федерального значения.
Среди Святынь Храма Архистратига Михаила стоит обратить внимание на некоторые особо чтимые иконы, с которыми связаны чудесные события, неразрывно связанные с историей храма.
В 1950г. при настоятеле священнике Сергии Харламове при закрытии Христорождественского храма с.Щеглятьево сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — чтимый образ одноименного женского монастыря в с.Добрыниха попавшая в Щеглятьево после его упразднения. В Михайловском икона была встречена большим стечением народа, очевидцы же этого события рассказывают, что последние 2-3 километра эту большую и массивную икону Божией Матери доверили нести детям, так как она, явив несомненное чудо, стала совершенно невесома.
Об одном чудесном случае рассказала Татьяна Максимовна Манухина. В годы когда Татьяна Максимовна была старостой с ней случилась беда: пока она шла домой, потеряла ключи от храма. Она была в ужасе: от Михайловского до с.Мансурово, где она тогда жила – восемь километров, на дворе стоит дождливый октябрь, кругом грязь и лужи – где же их теперь найти! А утром – Литургия. И вот она стала молиться Божией Матери «Скоропослушница»: «Матерь Божия, помоги мне найти ключи, а я Тебе рушничок вышитый подарю!» Так она молилась и заснула, и вот увидела во сне следующее: около железнодорожного переезда, мимо которого ей приходится ходить, она видит куст, а под кустом в грязи маленькая лужица от коровьего копыта, и вот в этой лужице – ключи. Утром она побежала сразу к этому месту и действительно нашла ключи именно в этой лужице!
Наряду с этими иконами есть в храме ещё одна – великомученика и целителя Пантелеимона так же заказанная в конце XIX века искусным иконописцам со святой горы Афон. Надпись, помещённая на обороте этих трёх икон гласит: «Икона сия писана и освящена на Святой горе Афонской в Русском Святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана…в благословение Христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию прибегающим ко святому Пантелеимону и умильно молящимся пред честным Его образом. 1897 года.» На иконах Богородицы соответственно: «к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом. 1896 года.»
Необыкновенный храм с необыкновенной историей, в которую вплетены имена людей, трудами и молитвами своими созидавшие и сохранившие Святыню. Особое место в Подмосковье, где происходит подлинное чудо — единение человека с Богом.
Описание [ править ]
Всех, кто впервые видит этот храм, поражает одна и та же мысль: «Мы ожидали увидеть что угодно, но… здесь — такой величественный и прекрасный храм и в такой глуши?! Как он оказался здесь? Он словно бы из другого мира, прекрасно мог бы украсить бы и одну из столичных улиц или площадей, и совершенно не сочетается с окружающим пустынным ландшафтом! Что же за места здесь такие были, или все дело в самой графине Анне — ведь это она не пожалела средств на такой храм в селе…»
Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах.
С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Определенное своеобразие сообщает композиции отсутствие трапезной. Лаконичная архитектура памятника выразительна и монументальна. Шестиколонные дорические портики боковых фасадов подчеркивают значимость гладких плоскостей стен, оживленных квадровым рустом. Трактовка деталей упрощена. Пластику верхних частей здания обогащают табернакли на барабане, выполненные из дерева.
Просторный и светлый храм представляет модификацию крестово-купольного сооружения. Повышенные ветви креста перекрыты парусными сводами, более низкие закрестовья – плоскими куполами. Стены и столбы опоясаны широким антаблементом ампирного рисунка, который вместе с архивольтами подпружных арок выявляет тектонику сооружения.
Современный храму центральный иконостас по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален. Чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Иконостасы в приделах, конца 1830-х гг., более ординарны. Плоские четырехъярусные, с золочеными деталями на белом фоне, они еще связаны с искусством ампира. Черты стиля ощутимы в рисунке металлического ограждения солеи. Паникадило, киоты и настенная масляная живопись – конца XIX – начала XX в. Пол из каменных плит.
Святыни [ править ]
В храме находится множество святынь. В 1950 г. сюда была перенесена икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне, — чтимый образ из одноименного местного монастыря, упраздненного в начале 1930-х гг. Также в храме находятся:
Среди икон особым почитанием пользуются образы Божией Матери «Всепетая Мати», «Тихвинская», «Скоропослушница».
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Домодедовский район, с. Михайловское, стр. 28 А. Михаило-Архангельский храм.
Паломнику [ править ]
В субботу и накануне великих праздников всенощное бдение — 16:00 (15:40 — молитвы к исповеди)
В воскресенье водосвятный молебен — 8:30. Исповедь — 9:00. Божественная литургия — 9:30
В праздничные дни Божественная литургия — 9:00 (исповедь — 8:30)
Краткий очерк истории
Отрывки из книги иеромонаха Никона (Головко)
«В церквах благословите Господа»,
вышедшей в свет в 2004 г
Дата постройки: 1822 год
Престольный праздник: Св. Архангела Михаила (19 сентября, 21 ноября)
Приделы:
свт. Николая (22 мая, 19 декабря)
свв. Жен-мироносиц (Неделя 3-я по Пасхе)
В годы гонений богослужения не прекращались
ДВОРЦОВОЕ СЕЛО
В Духовной грамоте 1410 года князя Владимира Андреевича, прозванного Храбрым, внука Ивана Калиты, волею Великого князя Ивана Ивановича, утверждены уделы отца его и упоминаются села, оставленные детям: Немцово, Михайловское, Хатунь, Растунова-слободка. Все эти села располагались в старинных царских охотничьих угодьях.
Начиная с 1462 года Серпухов, Хатунь, Вельяминово, а с ними, очевидно, и Михайловское переходят уже во владение потомков другой ветви, идущей от Ивана Калиты.
К сожалению, у нас нет достоверных исторических свидетельств о жизни села в XV-XVI вв. – документы тех лет практически не сохранились. Тем не менее с большой долей достоверности можно предположить, что Михайловское разделило судьбу многих окрестных земель юга Московии: опустошительные набеги татар, распри князей, удаленность от оживленных торговых путей не способствовали быстрому развитию.
Но вот наступил рубеж XVI–XVII вв. Междувластие, времена смуты отбросили развитие Российского государства на несколько десятилетий назад. Сильно пострадал в эти годы и юг Московии. Помимо того, что эти земли всегда подвергались в прошлом набегам иноземцев, в эпоху кризиса государственности в России, трактуемую рядом историков как гражданская война, в период внутреннего брожения и грубого произвола иноземцев, они были просто разорены.
Упадок был настолько сильным, что даже в конце 1620-х годов, как отмечал историк Ю.И. Готье, большинство приходных погостов Замосковного края «стоят без пения». В описаниях края встречается много указаний на «огромную убыль людей», известия о крестьянах, «вымерших в лихолетье, побитых от полоцких и литовских людей и в полон пойманных». Но гораздо чаще попадаются известия о «запустении сел и деревень от бегства живших в них крестьян, которые забрели безвестно или ходят по миру». Целые волости запустели: крестьяне были побиты, а дворы сожжены. Оставшиеся в живых люди бежали и часто уже обратно не возвращались. Брошенные на произвол судьбы села и деревни обращались в пустоши. И нередко писцы даже не могли указать точно в своих книгах название селения, обратившегося в пустошь: нет очевидцев!
Первое подробное описание церкви Архистратига Божия Михаила, в то время деревянной, расположенной в селе, относится к 1675-1677 годам. Вот, что поведали нам Писцовые книги.
«В селе Михайловское церковь во имя Архистратига Михаила, деревянная клецки (т.е. оштукатурена глиной), около церкви паперть, на паперть два всхода; церковь, и паперть, и всходы крыты тесом; на паперти клепало (малый колокол); колокольня на столпе, на ней два колокола пуда по три. В церкви местные образы по правую сторону царских дверей в серебряных и золоченых окладах. Образ Архангела Михаила обложен серебром, оклад золотой, венцы белые серебряные. По левую сторону царских дверей также образа: образ Пресвятой Богородицы Одигитрия, образ Архангела Михаила, обложены серебром, оклад гладкий золоченый. В табле деисусова 11 икон, перед ним паникадило медное о 6-ти шандалах (свечах). В алтаре на престоле одежда выбойчатая (с набойным узором), Евангелие в полдестъ печатное, евангелисты медные. За престолом образ Пресвятой Богоматери Одигитрия, оклад серебряный басменный (листовой), венец и фата басменные золоченые; крест выносной большой. На жертвеннике сосуды оловянные; кадило, укропы (сосуды для святой воды) медные.
При дворе поп, дьячок, место пономарево, место просвирницыно. Под дворами и огородами усадебной церковной земли десятина без четверти десятины, животинный выпуск общий с крестьянским, пашни пахотные церковной земли 9 четвертей в поле, да церковная пустошь, что было село Маслово в верховьях речки Чегодаевки, а Бытенка тож. Церковного кладбища полдесятины, да место попово, да место дъячково, пономаря и просвирницыно, земли под такими церковными местами десятина без четьи, сена на кладбище и на усадебной земле и около поля и по лужку Мостищам 100 копен, церковной землею владеет поп Михайловский, Семен, с причетниками».
Однако, отвлечемся на время от основной линии нашего повествования, и, чтобы яснее уловить колорит здешних мест, обратим свое внимание на пустошь Маслово, упоминаемую в этом документе. Это место весьма примечательное и о нем следует сказать особо…
На запад от села Михайловское, в верстах примерно в двух, есть место, известное среди местных жителей, как «масловская поляна». В Приходных книгах Патриаршего приказа за 1641 год мы находим о ней следующую запись: «по отписи и сыску прибыла вновь церковная земля Рождества Пресвятой Богородицы в приселке Маслово Ловчего пути и отдана в оброк охотнику Петру Молчанову, оброк 13 алтын, 2 деньги в год». Почему вновь? Потому, что первое упоминание об этом месте относится к 1573-1574 годам, где в Писцовых книгах Московского государства читаем: «В Каневском же стане — погост царя и Великого князя на р. Коширке, а на погосте церковь Рождества Пречистой Богородицы». Из этого следует, что на месте нынешней «масловой поляны» существовало селение Маслово, которое заселялось после 1570-х годов на царских землях и которое, просуществовав недолго, было разорено. Об этом свидетельствует и другая запись в Писцовых книгах 1675-1677 годов, где при описании церковных земель в селе Михайловское сказано: «. да церковная пустошь, что было село Маслово в верховьях речки Чегодаевки, а Бытенка тож. ».
К церкви Архангела Михаила пустошь эта была окончательно приписана только в 1732 году, а произошло это благодаря следующему случаю: в 1687 году Михайловский поп Федор Семенов подал «тяжбу» патриарху Иоакиму: «. у церкви Михаила Архангела приход мал и церковной землей, и сенным покосом скуден. В 1675-1677 годах Офросим приписал пустую землю Маслово. И с 1680 года пустошь, что было село Маслово, с церковным местом находилась в приходе церкви Михаила Архангела села Михайловского. Но владеет ей Ф.С. Мещерский… ». Федор Семенов просит разрешить тяжбу и отдать означенную землю в приход церкви. Сорок пять лет длилась тяжба, и лишь в 1732 году «масловская поляна» была окончательно приписана к михайловской церковной земле.
Вернемся снова к Михайловскому.
Деревянная церковь Архангела Михаила многократно перестраивалась, но вот 14 июня 1769 г. случилось непредвиденное…
Священник Григорий Иванов, диакон Иоаникий Макаров и церковный староста Григорий Анисимов после Божественной литургии, осмотрев церковь, заперли ее и разошлось по домам. Пополудни жители села заметили, что церковь загорелась, и ударили в набат. Прибежавший к церкви священник, взбежав на паперть, открыл дверь и проник внутрь. За ним бросились и другие. Огонь охватил левую сторону трапезы и быстро распространялся. Священник и диакон устремились к алтарю и с помощью прихожан вынесли из церкви святое Евангелие, антиминс, а также большинство местных икон, книги, ризы и другую утварь. Сама же церковь сгорела дотла.
Московская духовная консистория, несмотря на то, прихожане к священнику претензий не имели, «в назидание» направила служившего здесь священника в московский Сретенский монастырь. Три года прихожане были без церкви. В приходе церкви числилось тогда 53 крестьянских двора и около 400 прихожан, и оставлять их без церкви было нельзя.
В это время владелец с. Жуково Бронницкого уезда генерал-порутчик и сенатор Сергей Васильевич Гагарин просил Консисторию находившуюся в селе ветхую деревянную церковь во имя Покрова Пречистой Богородицы упразднить как «стоящую в праздности и не имеющую причта». В 1772 г. с разрешения духовной консистории эту церковь разобрали и вместе с утварью перевезли в с. Михайловское, где и поставили на месте сгоревшей.
В конце XVII века село Михайловское, вместе с Хатунской волостью, отошло к Дворцовому ведомству и оставалось в нем вплоть до 1775 года, когда для сельчан произошло очередное важное событие: Императрица Екатерина II пожаловала всю дворцовую Хатунскую волость графу А.Г. Орлову.
Получив столь щедрый подарок и вдобавок к нему титул Чесменского, граф вышел в отставку.
При Орловых-Чесменских Михайловское быстро застраивалось. Но 24 декабря 1807 года Алексея Григориевича не стало. Скончался легендарный герой Чесмы, один из непосредственных участников дворцового переворота 1762 г, возведшего на Российский престол Императрицу Екатерину II. В последний путь его провожали тысячи москвичей. Похоронили Алексея Григорьевича в усадьбе Орловых Отрада (ныне: село Семеновское, Ступинского района Московской области) рядом с могилами его братьев. Граф Алексей Орлов скончался, когда его единственной дочери Анне было всего 22 года… Теперь она стала владелицей огромных орловских богатств.
Что же происходило в эти годы в Михайловском? Отечественная война 1812 года практически не затронула село. Заслуга в этом принадлежит окрестным крестьянам. Когда фельдмаршал М.И. Кутузов совершал свой знаменитый тарутинский маневр, отдельные группы французских войск, особенно фуражиры, рыскали по окрестностям. Прознав об этом, местные крестьяне, собранные и вооруженные старостой села Семеновское Акимом Дементьевым, приказчиком села Хатунь Иваном Ильиным и старостой сельца Горки Никифором Савельевым, выставили в соседних лесах, у деревни Полушкино, заслон. Узнав об этом, неприятель прошел мимо окрестных деревень. Так рассказывает «Повествование о добродетельных народных Россиянах».
Заслугой новой владелицы села графини Анны Алексеевны является то, что в 1812 г. она пожертвовала на формирование московской военной силы 100 тысяч рублей, на свой счет обмундировала и вооружила 18 жителей села и деревни. Среди первых благодеяний графини А.А. Орловой-Чесменской михайловским крестьянам было и строительство в 1816-1822 гг. в селе величественного каменного храма Архангела Михаила.
Являясь одной из самых крупных душевладелиц, графиня не сочувствовала крепостному праву. Она старалась различными мерами облегчить участь принадлежавших ей крестьян, обратив часть их в «вольных хлебопашцев».
Объезжая в 1822 году подмосковные владения своего отца, графиня посетила и Михайловское. По преданию, большое село, давно не видевшее своих владельцев, ликовало. Народ толпами шел к графине, целовал ей руки, а она целовала всех в щеку. Графиня знакомилась с жизнью своих подданных, осмотрела состояние их хозяйства.
Современник вспоминал: «Не знаю, как распорядилась она при жизни и по духовному завещанию со своими, в разных губерниях имениями и с крепостными, но еще задолго до своей смерти с селом Хатунью и с ревизскими при нем душами поступила следующим образом: заложив их в сохранной казне за один миллион рублей ассигнациями, она обратила их в свободных хлебопашцев, предоставив им все без остатка принадлежащие этому имению земли». А было все это в 1839 году. Таким образом, задолго до отмены крепостного права в России, графиня освободила своих крестьян от крепостной зависимости. В специальной купчей крепости было записано: «желая упрочить благосостояние своих крестьян на вечные времена, отпускаю в свободные хлебопашцы на всех правах и преимуществах, ныне существующих и впредь для них существовать могущих, всех Хатунской моей волости крестьян тридцати восьми сел и деревень с их женами и прочим. ». Всем уволенным крестьянам графиня продала «в неотъемлемую мирскую собственность все пахотные и непахотные земли и прочие», поставив лишь одно условие, чтобы «крестьяне заботились о благоустройстве храмов Хатунской волости, а распределение между собой купленной земли было полюбовно и безобидно. В этом же году и крестьяне села Михайловского получили вольную.
Село в те годы быстро развивалось: только за 1755-1839 гг. число дворов в нем выросло с 31 до 75, а проживавших в них жителей обоего пола – с 271 до 728. Это было самое большое село в окрестности. В описи имения 1830-х годов о крестьянах села и деревни Глотаево отмечено, что они «в хорошем состоянии, равно как и строения». Жители Михайловского занимались «преимущественно хлебопашеством и в Москве на фабриках, а также шерстяным торгом. Недоимок мало.» А жители деревни – «преимущественно содержанием в посторонних селениях постоялых дворов по Каширской и другим дорогам, равно как и торговлею шерстью и рыбой, а хлебопашеством мало».
Став вольными, Михайловские крестьяне помимо ведения сельского хозяйства стали развивать и промыслы. В 40-е годы здесь, и особенно в д. Глотаево, возникло несколько фабрик, работавших на московских и богородских купцов. По данным за 1844-1845 гг., в селе работали три фабрики крестьян И. Михайлова, Ф. Петрова и Н. Прохорова, на которых было занято 38 рабочих, выпускавших шелковые и бумажные изделия, тафту на 10 тысяч рублей серебром в год. В 1845 году Григорий Пахомов организовал надомную фабрику по выработке плиса и полубархата. К 1852 году на фабрике работало 21 человек.
В д.Глотаево находились две фабрики богородского купца Саввы Морозова, вырабатывавшие ежегодно до 190 тысяч аршин плиса, полубархата и миткаля, и две фабрики поменьше московских купцов Чижовых и Медынцева, изготовлявших плис и полубархат. Одновременно развивается и Михайловское: в 1889 году в крестьянских хозяйствах находилось 95 лошадей и 132 единиц крупного рогатого скота.
Долгое время, почти вплотную к новой каменной церкви, стояла старая, ветхая, деревянная церковь Архангела Михаила. Стояла «без пения». По просьбе прихожан, по решению Его Высокопреосвященства церковь эта была оставлена для «поставления до срочного времени усопших». Позднее, в 1852 году, деревянная церковь была разобрана. С тех пор в Михайловском стоит один каменный храм во имя Архистратига Божия Михаила.
Приход церкви в разные времена был разным. В 1781-1782 годах в приход церкви Михаила Архангела входило только 4 деревни. К середине XIX века, после нескольких изменений в приходе Михайловской церкви остались село Михайловское, деревни Глотаево, Порышово, Полушкино и Чирково. В этом составе приход сохранился и по сей день.
Есть некоторые, скупые, сведения о составе верующих села тех лет. В 1871 году в Михайловском было 852 человека православных и 28 человек раскольников беспоповцев. Были раскольники беспоповцы и в других деревнях прихода, но они составляли малую долю населения. Всего же в Михайловском приходе в 1871 году было 2272 душ, из коих число православных 2219 душ.
Школа была расположена особняком от села, позади слободы, напротив церкви. Здание на кирпичном фундаменте, деревянное, рубленное. Крыша крыта железом. Школа строилась из нового материала, специально завезенного для нее. Помимо классов, в ней было отведено помещение для библиотеки и комната для проживания учителя. Ночлежного приюта для детей не предусматривалось. Школа имела хорошее печное отопление и хозяйственные постройки для лошади, скота, хозяйственного инвентаря, дров и прочего.
Преподавались в школе обычные для того времени предметы: Закон Божий, письмо, чтение, арифметика. В отличие от других школ здесь преподавалось пение по нотам на 4 голоса. По оценкам инспекторов, результаты в пении были недурны. В классе пели все дети, а дети с хорошими голосами пели на клиросе, и храм Архангела Михаила славился в округе единственным в то время на юге Подмосковья детским хором.
В 1885 году в школе организовали библиотеку. В ней насчитывалось около 100 книг: духовных, научных, исторических, сельскохозяйственных, детских. К чтению книг население относилось с большой любовью, особенно нравились книги светского содержания.
Просматривая отчеты о школе, можно было заметить, однако, что некоторые ученики выходили из школы без свидетельства, так как не доучивались до экзаменов: родители после Пасхи отправлялись на заработки и брали с собой детей в надежде определить их на хорошее место.
В двадцатые годы ушедшего века школа перешла на 4-х летнее обучение. Она стала называться «Михайловская начальная школа». Учительствовали в ней в то время жительницы Михайловского, сестры Чуфаровы: Наталья, Мария и Екатерина Васильевны. Последняя всю свою жизнь посвятила обучению деревенских детей. Была она женщиной незамужней, и местом ее жительства стала школа, а ее заслуги в обучении и воспитании детей были оценены государственными наградами.
Характерным для начала XX века в истории села являлось и то, что многие главы семейств и их взрослые дети уходили в Москву на заработки. Некоторые из них, обзаведясь своим делом, остались в городе и очень немногие возвращались обратно в село. Особенно большой отток жителей из села пришелся на период НЭПа.
В конце 1920-х, начале 1930-х годов в селе проводится коллективизация, для ее проведения в село был прислан партиец, Ураганов, который и организовывал в селе первый колхоз, получивший наименование «колхоз имени Ворошилова». К этому времени село было уже застроено в отведенных границах, и поэтому с приездом Ураганова здесь стала застраиваться новая слобода. На «урагановке», как называли ее сельчане, было построено всего несколько домов, да и те спустя несколько лет сгорели в одночасье, так что от слободы не осталось и следа.
И только лишь белоснежный храм, как безмолвный свидетель времен, остался неизменен.
Сегодня недалеко от села пролегла современная автомобильная дорога, по которой проносится поток автомашин. Спешат горожане на свои многочисленные дачи, торопятся уединиться, отдохнуть от каждодневных забот. И невдомек им, что совсем рядом, почти у дороги, есть чудное место, где за церковной оградой дышит история, где господствует тишина и мир, где так привольно становится утомленной страннице-душе. Где в прохладном воздухе старинного храма растворяется суета мира, и где мы, вкусив однажды глубочайший покой, остаемся сердцем уже навсегда.
ИСТОРИЯ ХРАМА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
троительство нынешнего каменного храма Архистратига Божия Михаила в селе Михайловское связано с именем владелицы села графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.
В 1816 году, по ее прошению, ей была выдана Храмозданная грамота. Текст этой грамоты приводится с оригинала, который отыскал и сохранил для истории настоятель храма протоиерей Андрей Усков, служивший в Михайловском более 30 лет.
Божиею милостию Смиренный Августин Архиепископ Дмитровский
Управляющий Московской Митрополией.
Просила Нас Ея Сиятельство, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская о дозволении построить в Серпуховской округе в селе Михайловском вместо деревянной Архистратига Михаила церкви в некотором от нее разстоянии вновь каменную с двумя приделами, на собственный, Ея Сиятельства, кошт. И как по учиненной в Московской Духовной Консистории справке, препятствий к тому не оказалось, то сего ради и благословили Мы графине построить в селе Михайловском церковь Архистратига Михаила вновь каменным зданием с приделами Святителя Николая Чудотворца и безсребренников Козмы и Дамиана на другом, удобном месте поблизости от нынешней, алтарями на Восток по подобию прочих церквей, доброю и благопристойною архитектурою. И по построении оную церковь и приделы убрать Святыми иконами и прочим церковным благолепием. А когда построены будут и всем приличествующим удовлетворены будут, тогда просить Нас и о освящении оных. О чем Ей, графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской, сия Наша Архиерейская Храмозданная грамота и дана в царствующем граде Москве, в доме Нашем июня 7 дня 1816-го года.
Грамота эта выдана Высокопреосвященнейшим Августином (Виноградским), в последние годы своей жизни занимавшим московскую кафедру в сане Архиепископа Московского и Коломенского (+ 1819 г.)
Новый храм сооружался в виде четверика размерами 30х30 аршин. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Храм являет собой характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом.
Определенное своеобразие сообщает композиции здания отсутствие трапезной. Центральный иконостас, современный храму, по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален: чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой.
Храм графине Анне Алексеевне благословлено было строить «на собственный Ея Сиятельства кошт». Это означало, что не только все нужды строительства необходимо было покрывать из собственных средств, но и дальнейшее содержание храма и причта так же.
Для строительства и оснащения храма требовались большие деньги, и графиня дважды закладывала свое имение в Московском опекунском совете, взяв там ссуды в 400 и 266 тыс. рублей.
Из описи церкви конца 20-х гг. XIX столетия видно, что графиня не пожалела средств на оснащение церкви. В то время на престоле находились малинового атласа Св. антиминс, выданный Святителем Филаретом (Дроздовым), серебряное с позолотой пудовое Евангелие с изображением Воскресения Христова посередине и четырех евангелистов по углам, серебряные, позолоченные, чеканной работы крест, ковчег и дароносица. Престол и жертвенник украшали парчовые покровы с шелковыми красными цветами по зеленой земле. Великолепные серебряные с позолотой Богослужебные сосуды на жертвеннике и серебряная кадильница дополняли убранство алтаря.
Вызолоченный, резной работы запрестольный крест соседствовал с помещенной в застекленную раму иконой Знамения Пресвятой Богородицы, на обороте которой изображен образ свт. Николая Чудотворца.
Радовал глаз двухъярусный иконостас с 12 местными иконами, окрашенный голубою краскою и покрытый лаком. Царские врата с позолоченной резьбой и изображением Благовещения Богородицы и евангелистов закрывала шелковая с бахромою завеса. На южных дверях алтаря был изображен Св. Архидиакон Лаврентий, а на северных – Св. Архидиакон Стефан.
Наиболее почитаемыми были иконы Воскресения Христова с праздниками двунадесятыми в золоченой раме за стеклом и Архистратига Михаила в позолоченной серебряной ризе. Среди Богослужебных книг имелись Минеи месячные, напечатанные в Киеве в 1811 году.
Одним из первых священнослужителей храма был священник Сергий Фелищев. При нем храм по проекту архитектора Литвинова храм был обнесен изящной кирпичной на белокаменном фундаменте оградой с коваными решетками, был сооружен и дом причта. В это время в приходе церкви насчитывалось 209 крестьянских дворов и около двух тысяч жителей.
Нельзя не упомянуть об одном достойном внимания чудесном событии, относящемся к тем временам. Как уже говорилось выше, вплоть до 1852 г. в Михайловском было две церкви: неподалеку от нового каменного храма посреди старинного сельского кладбища стояла ветхая деревянная первоначальная церковь. Она использовалась преимущественно для служения панихид и «поставления до срочного времени усопших».
История сохранила для нас имя второго благотворителя храма Архангела Михаила – протоиерея Тимофея Павловича Розанова, который прослужил здесь более полувека, став настоятелем в 1857 году. Это был один из известнейших людей своего времени. Прекрасный знаток церковного устава, он имел несколько трудов в области церковного Богослужения и христианского благочестия, был награжден от Духовной консистории орденами Св. Анны III степени и Св. Владимира IV степени.
При нем храм неоднократно ремонтировался и украшался новыми иконами и утварью. В годы его служения были изготовлены прекрасные Богослужебные сосуды, сохранившиеся до наших дней. Был настелен пол из каменных лит, а стены храма расписаны артелью Сафонова, известной своим уникальным стилем письма. Кисти Сафонова принадлежат, в частности, росписи древнейшего Георгиевского собора в Юрьевом монастыре близ Великого Новгорода, где находится усыпальница графини А.А. Орловой-Чесменской.
В нишах по обе стороны западного входа сохранились надписи, донесшие до наших дней имена благотворителей храма: «Украшен храм сей при священнике Тимофее Розанове, диаконе Димитрии Машкове и псаломщиках Косме Рождественском и Михаиле Юрасове, церковном ктиторе Стефане Насокине. Работы в храме исполнены мастером Николаем Михайловичем Сафоновым… усердием и иждивением крестьянина д. Глотаево Тимофея Стефановича Жирнова в 1897 г.».
В эти годы в храм были привезены иконы со Св. Горы Афон – Божия Матерь «Скоропослушница» и Св. великомученик и целитель Пантелеимон. Клеймо на образе Пресвятой Богородицы гласит: «Икона сия писана и освящена на Святой горе Афонской в Русском Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего послана в благословение христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умиленно молящейся к Ней перед пречистым Ея образом. 1896 г.»; аналогичная надпись имеется и на иконе Св. великомученика и целителя Пантелеимона.
Бурные события начала XX в., гонение на веру коснулось и этого отдаленного села. В 1930-е с колокольни храма были сняты колокола. До сих пор старожилы вспоминают, как сброшенный с колокольни полуторатонный колокол глубоко врылся в землю, и безбожникам пришлось расколоть его на несколько частей, чтобы вынуть из земли, погрузить на подводы и вывезти.
С 1966 г. по 2005 г. настоятелем храма являлся протоиерей Андрей Усков, стараниями которого храм вновь приобрел былое благолепие.
В середине 80-х годов выпускником Палехского художественного училища, настоятелем храма в пос.Михнево о.Валерием Климовым проделана огромная работа по восстановлению настенной и купольной живописи.