храм семи отроков эфесских тобольск

ТОБОЛЬСКИЙ ХРАМ ЭФЕССКИХ ОТРОКОВ

храм семи отроков эфесских тобольск
Тобольский кладбищенский храм Ефесских отроков, фотография Василия Шелёмина, 2005 г.

Храм во имя семи отроков Эфесских на Завальном кладбище города Тобольска Тобольской епархии

Первоначальный деревянный храм во имя семи отроков Эфесских был построен на Завальном кладбище Тобольска, вероятно, после 1758 года.

В 1772 году было объявлено о строительстве каменного храма, которое поручили геодезии сержанту Абарину. Церковь была устроена в 1776 году тщанием тобольского губернатора Дениса Ивановича Чичерина и и освящен архиепископом свт. Варлаамом (Петровым).

В 1800 году владыка Варлаам благословил строительство колокольни, которое затянулось до 1810 года. Деньги на ее возведение были взяты из могильной суммы и из денег пожертвованных гражданами.

В 1823 году о. Василий Кузнецов на пожертвования прихожан сделал в храме чугунный пол, который сохранился до начала XXI века.

В 1886 году при храме были открыты внебогослужебные чтения с обучением присутствующих церковному пению, а также учрежден склад книг и листов религиозно-нравственного содержания для продажи их желающим [1].

С 1 мая того же года действовала одноклассная смешанная школа грамотности, помещавшаяся в доме, устроенном для могильщиков [2].

После расстрела священников, сторож Агриппина не отдала храм на поругание: закрывшись в храме, она безвыходно прожила в нем целый месяц, питаясь просфорами, и не пустила большевиков-красногвардейцев. В 1937-1943 годах, пока не был назначен настоятель храма, верующие самостоятельно собирались на молитву.

Во время Великой Отечественной войны Тобольской кладбищенской церковью было собрано для фронта 110 600 рублей. Настоятелем Тобольской Кладбищенской церкви получена телеграмма от Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств [4].

В приходском доме при храме с 1996 по 2000 год, до передачи Иоанно-Введенского монастыря епархии, жили монахини.

При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, проводятся встречи движения «Сибирь молодая православная» и Тобольского казачества.

Архитектура

Святыни

Приписные храмы

Литература

Использованные материалы

[1] Тобольские епархиальные ведомости, 1886, № 13-14, с. 187.

[2] Тобольские епархиальные ведомости, 1888, № 23-24, с. 304.

[3] Базылев В., свящ., Храм Семи отроков Эфесских г. Тобольска // Сибирская Православная газета, 2012, № 12.

[4] Из отчета уполномоченного по делам Русской православной церкви. Архив храма.

[5] Тобольские епархиальные ведомости, 1885, № 15; 1888, № 23-24.

[6] Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 1/2, отд. офиц. С. 23

Источник

Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск)

храм семи отроков эфесских тобольск

храм семи отроков эфесских тобольск

храм семи отроков эфесских тобольск

храм семи отроков эфесских тобольск

Группа для прихожан храма Семи отроков Ефесских и всех желающих посетить наш храм.

Немного о нашем Храме

Церковь св. Семи отроков Ефесских была построена в 1776 году при тобольском губернаторе Д.И. Чичерине. Освящен храм был Тобольским архиепископом Варлаамом (Петровым).

Удивительно, что в храме сохранился иконостас конца XVIII века. Уникален и пол храма. В 1823 году о. Василий на пожертвования прихожан, с дозволения архипастыря, сделал в храме чугунный пол, который существует до настоящего времени.

В 1910 году к храму был пристроен придел, который освятили во имя святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца и Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Кладбищенская церковь Семи отроков Ефесских – единственная из всех храмов Тюменской области, которая не закрывалась в тяжелые годы гонений. Верующие не дали закрыть храм: сторож закрылась внутри и несколько дней выдерживала осаду комсомольцев. В конце концов, храм оставили в покое, побив окна и посшибав кресты на могильных памятниках.

В 2003 году на пожертвования прихожан были приобретены колокола, и храм обрел свой голос. Первый колокольный звон храма Семи отроков горожане услышали в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября.

Сегодня желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола не только в Пасхальную седмицу, но и в обычные дни по предварительному согласованию.

Святыни нашего храма:

Икона Божией Матери Почаевская – написана сестрами Иоанно-Введенского женского монастыря в XIX веке. Прославилась в 2004 году, когда при фотографировании иконы заметили, что на стекле киота, где находилась икона, проявился, как на фотографическом снимке, абрис Богородицы и Младенца Христа. С этого времени в храме увеличился поток паломников со всей России, желающих увидеть это знамение.

Икона великомученика и целителя Пантелеимона. Написана специально для храма в XIX веке монахами русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон, в Греции. икона святителя Николая Чудотворца, XIX века. Доподлинно известно, что по молитвам к святому перед этой иконой совершается много чудес.

Вопреки сложившемуся стереотипу, храм Семи отроков всегда наполнен детьми. Здесь действует большая Воскресная школа: более 60 детей занимаются в 4 классах и различных кружках. Есть молодежная группа и взрослая Воскресная школа. В выходные дни работает библиотека. В храме регулярно совершается Таинство Крещения. Но вот венчаний, по понятным причинам, немного. Духовенство храма Семи отроков – очень образованное. Все 3 священника закончили духовную академию, являются преподавателями Тобольской православной духовной семинарии. Двое имеют кандидатские степени.

Все, кому доведется бывать в древнем Тобольске, обязательно посетите одну из его главных святынь – храм Семи отроков Эфесских, что на Завальном кладбище.

храм семи отроков эфесских тобольск

храм семи отроков эфесских тобольск

Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена

храм семи отроков эфесских тобольск

храм семи отроков эфесских тобольск

храм семи отроков эфесских тобольск

храм семи отроков эфесских тобольск

Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена

Им­пе­ра­то­ру вско­ре до­нес­ли, что про­кон­сул Ди­мит­рий – хри­сти­а­нин. Воз­вра­ща­ясь из по­хо­да про­тив сар­ма­тов (пле­мен, на­се­ляв­ших при­чер­но­мор­ские сте­пи), Мак­си­ми­ан оста­но­вил­ся в Со­лу­ни. Го­то­вясь к смер­ти, Ди­мит­рий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, а сам пре­дал­ся мо­лит­ве и по­сту. По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра тем­нич­ная стра­жа прон­зи­ла Ди­мит­рия ко­пья­ми в 306 го­ду. Те­ло ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия вы­бро­си­ли на съе­де­ние зве­рям, но со­лу­няне тай­но пре­да­ли его зем­ле. Слу­га Ди­мит­рия Лупп взял кро­ва­вую ри­зу и пер­стень му­че­ни­ка и на­чал ими ис­це­лять недуж­ных. Его то­же каз­ни­ли.

В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (324–337 гг.) над мо­ги­лой ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия воз­двиг­ли храм, а через сто лет бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи. При гро­бе ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия со­вер­ша­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Мав­ри­кия вава­ры, жив­шие на До­ну, оса­ди­ли го­род Со­лунь. Свя­той Ди­мит­рий явил­ся на го­род­ской стене, и 100-ты­сяч­ное вой­ско оса­ждав­ших об­ра­ти­лось бег­ство. В дру­гой раз свя­той спас го­род от го­ло­да.

Жи­тие свя­то­го Ди­мит­рия по­вест­ву­ет, что он осво­бож­дал плен­ных от ига невер­ных и по­мо­гал им до­стиг­нуть Со­лу­ни. С VII ве­ка при ра­ке свя­то­го Ди­мит­рия на­ча­ло ис­те­кать бла­го­вон­ное и чу­до­твор­ное ми­ро, о чем пи­са­ли совре­мен­ни­ки. В XIV ве­ке Ди­мит­рий Хри­зо­лог пи­сал о нем: ми­ро «по свой­ству сво­е­му не во­да, но гу­ще ее и не по­хо­же ни на од­но из из­вест­ных нам ве­ществ. Оно уди­ви­тель­нее всех бла­го­во­ний не толь­ко ис­кус­ствен­ных, но и по есте­ству со­здан­ных Бо­гом». По этой при­чине ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия на­име­но­ва­ли Ми­ро­то­чи­вым.

Святый великомучениче Димитрие моли Бога о нас!

храм семи отроков эфесских тобольск

Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена

ДМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

В далеком 1380 г., одержав победу над Мамаем на Куликовом поле, залечив свои раны, князь Дмитрий Московский отправился в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию.
Показать полностью.

Не так давно преподобный благословил князя Дмитрия на самую трудную в его жизни битву. Святой игумен отправил с ним своих иноков Пересвета и Ослаблю, и вот теперь Дмитрий ехал с печальной вестью. Погибли иноки на поле брани. Но Сергий это и так знал. В тот день Рождества Богородицы, когда сошлись в схватке русские и татары на поле за Непрядвой, игумен Сергий и братия молились в Троицком соборе. И преподобный, словно сам присутствовал на сражении, видел, как Господь забирает души русских воинов, и поминал их имена.

В Троицкой обители решено было в тот приезд князя Дмитрия отслужить панихиду по всем погибшим на Куликовом поле. Эта панихида прошла накануне дня святого мученика Дмитрия Солунского, небесного покровителя русских православных воинов.

С тех пор появилась традиция совершать такое поминовение ежегодно в это время.

Ушло время Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, а Россия продолжала вести войны, и русские воины слагали свои головы за Веру и Отечество. Теперь и их наравне с участниками Куликовского сражения поминали на панихиде в этот день. А постепенно стали поминать и всех православных христиан.

Так сложилась традиция Дмитриевской родительской субботы, одной из самых удивительных и проникновенных поминальных христианских служб. Это не просто память о князе Дмитрие и преподобном Сергии, о героях Куликова поля, это наш молитвенный дар любви всем нашим предкам, благодаря которым мы сейчас живем на родной земле.

храм семи отроков эфесских тобольск

Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена

6 Ноября Дмитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября).

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу 5 октября накануне родительской субботы.
В это время совершается великая панихида, или парастас.
Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.
Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

храм семи отроков эфесских тобольск

Прошу Ваших молитв

О здравии рабов Божиих: тяж.бол. Игумена Виталия, Схиигумена Гавриила, бол. Иеросхимонаха Рафаила, бол. Схимонаха Гавриила, Иеромонаха Игнатия, Иеромонаха Григория, Монаха Салафиила, бол. Монахини Киры, бол. Протоиерея Иоанна, бол. Максима, бол. Ларисы, бол. Даниила, тяж.бол. Риммы, тяж.бол. Бориса, бол. Сергия, Саввы, бол. Наталии, бол. Игоря, тяж.бол. Сергия, Валерия, бол. Вячеслава, Сергия, бол. Наталии, бол. Ларисы.

О упокоении рабов Божиих: Архимандрита Афанасия, Архимандрита Амвросия, Игумении Таисии, Схимонахини Марии, Схимонахини Наталии, Протоиерея Николая, Вячеслава, Иоанна, Иулии, Андрея, Марии, Софона, Агриппины, Иоанна, Софии, Александра, Александры, Иллариона, Аграфены, Семёна, Филиппа, Леонида, Савелия, Павла, Валентины, Александра, Петра, Аркадия, Василия, Анны, Александра, Марии, Илии, Феодоры, Алексея, Екатерины, Новопреставленного Сергия, Александра, Софии, Марины, Любови, Петра, Виталия, Феодора, Николая, Александра, Олега, Антонины.

Спаси Вас Господь и Пресвятая Богородица!+

храм семи отроков эфесских тобольск

Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена

храм семи отроков эфесских тобольск

Храм Семи Отроков Ефесских (г.Тобольск) запись закреплена

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Около 446 г. владелец участка земли, на котором находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло 194 года. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет.Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился эфесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере.

У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

Пещера Семи спящих отроков, традиционно отождествляемая с пещерой, где почила святая Мария Магдалина, стала известным местом паломничества. Почитание спящих юношей распространилось во всем христианском мире. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Источник

ТОБОЛЬСКИЙ ХРАМ ЭФЕССКИХ ОТРОКОВ

храм семи отроков эфесских тобольск
Тобольский кладбищенский храм Ефесских отроков, фотография Василия Шелёмина, 2005 г.

Храм во имя семи отроков Эфесских на Завальном кладбище города Тобольска Тобольской епархии

Первоначальный деревянный храм во имя семи отроков Эфесских был построен на Завальном кладбище Тобольска, вероятно, после 1758 года.

В 1772 году было объявлено о строительстве каменного храма, которое поручили геодезии сержанту Абарину. Церковь была устроена в 1776 году тщанием тобольского губернатора Дениса Ивановича Чичерина и и освящен архиепископом свт. Варлаамом (Петровым).

В 1800 году владыка Варлаам благословил строительство колокольни, которое затянулось до 1810 года. Деньги на ее возведение были взяты из могильной суммы и из денег пожертвованных гражданами.

В 1823 году о. Василий Кузнецов на пожертвования прихожан сделал в храме чугунный пол, который сохранился до начала XXI века.

В 1886 году при храме были открыты внебогослужебные чтения с обучением присутствующих церковному пению, а также учрежден склад книг и листов религиозно-нравственного содержания для продажи их желающим [1].

С 1 мая того же года действовала одноклассная смешанная школа грамотности, помещавшаяся в доме, устроенном для могильщиков [2].

После расстрела священников, сторож Агриппина не отдала храм на поругание: закрывшись в храме, она безвыходно прожила в нем целый месяц, питаясь просфорами, и не пустила большевиков-красногвардейцев. В 1937-1943 годах, пока не был назначен настоятель храма, верующие самостоятельно собирались на молитву.

Во время Великой Отечественной войны Тобольской кладбищенской церковью было собрано для фронта 110 600 рублей. Настоятелем Тобольской Кладбищенской церкви получена телеграмма от Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств [4].

В приходском доме при храме с 1996 по 2000 год, до передачи Иоанно-Введенского монастыря епархии, жили монахини.

При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, проводятся встречи движения «Сибирь молодая православная» и Тобольского казачества.

Архитектура

Святыни

Приписные храмы

Литература

Использованные материалы

[1] Тобольские епархиальные ведомости, 1886, № 13-14, с. 187.

[2] Тобольские епархиальные ведомости, 1888, № 23-24, с. 304.

[3] Базылев В., свящ., Храм Семи отроков Эфесских г. Тобольска // Сибирская Православная газета, 2012, № 12.

[4] Из отчета уполномоченного по делам Русской православной церкви. Архив храма.

[5] Тобольские епархиальные ведомости, 1885, № 15; 1888, № 23-24.

[6] Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 1/2, отд. офиц. С. 23

Источник

Церковь Семи Отроков Эфесских

храм семи отроков эфесских тобольск храм семи отроков эфесских тобольск

На Завальном кладбище Тобольска, которое носит такое название благодаря находившемуся там ранее земляному валу, расположена церковь Семи Отроков Эфесских — объект культурного наследия РФ. Православный храм, продолжавший ведение служб в 1930-е годы, когда гонение церкви было особенно сильным, был центром Тобольской епархии. Этот факт говорит и о том, что убранство храма было на тот момент достаточно богатым.

История о стороже, которая не позволила поругать святыню после расстрела священников, известна горожанам и туристам. Агриппина заперлась в церкви, и жила в ней месяц. Благодаря тому, что в церкви оставались просфоры, она не умерла от голода.

Опираясь на летописи, известно, что изначально, в 1756 году, церковь была деревянной, а после, в 1776 году, была перестроена в каменную. Заведовал стройкой Абарин Андрей — сержант геодезической службы. Губернатор Чичерин Денис Иванович, на тот момент выступил меценатом, полностью спонсирующим поднятие каменного Храма. До сих пор имена этих людей не забыты, как и все, что они сделали для города.

Начало возведения колокольни в 1800 году, и дальнейшая ее постройка, проводились полностью за счет пожертвований прихожан. Церковь разрослась в 1910 году благодаря достройке северного крыла «во имя Серафима Соровского и Иннокентия Иркутского».

В предвоенные и военные годы, постоянные прихожане и приезжие верующие продолжали приходить в Храм на молитву, несмотря на то, что церковь не имела настоятеля. Известен факт, что церковь получила письмо — благодарность от Иосифа Виссарионовича Сталина за то, что Храм собрал около ста двадцати тысяч рублей для фронта.

Источник

Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских.

Карта и ближайшие объекты

храм семи отроков эфесских тобольск

Статьи

С.П. Заварихин «В древнем сердце Сибири». М., 1987

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

В 2016 году исполнилось 240 лет со дня освящения храма св. Семи отроков Эфесских. Храм св. Семи отроков находится на Завальном кладбище г. Тобольска. Храм небольшой, скромный, и, к сожалению, часто туристические группы и гости города проходят мимо. А ведь храм этот уникальный. Чтобы показать духовное значение храма Семи отроков в жизни города, окунемся немного в историю.

В России вплоть до XVIII в. усопших хоронили рядом с приходскими храмами. Людей знатного происхождения, высшее духовенство хоронили под сводами соборов. (С этим, кстати, столкнулись реставраторы при восстановлении подгорных храмов). В 1723 году Петр I издал указ, запрещающий захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но этот указ не сразу вступил в действие, поначалу он практически не исполнялся. В период правления Екатерины II повторно издается указ о создании городских кладбищ. В указе было определено, что место для кладбища «для погребения мертвых тел отводить за городом». Тогда и появилось завальное (за городским валом) кладбище в Тобольске. Вскоре на кладбище была заложена деревянная церковь во имя Семи отроков Ефесских, а в 1772 году было объявлено о строительстве каменной церкви на кладбище. Строительство храма поручили геодезии сержанту Андрею Абарину.

Почему храм назвали в честь Семи отроков Ефесских? Связано это с событием, которое произошло в V веке. Один земледелец брал камни для строительства забора с горы Охлон возле города Ефеса (ныне город Сельджук в Турции) и случайно открыл вход в пещеру, в которой за 200 лет до этого были заживо завалены семь юношей-христиан. Они во время гонения императора Декия, в 251 году, не пожелали отречься от Христа, и за это были казнены. Но произошло чудо – юноши ожили, и один из них, не зная, что прошло уже столько лет, пришел в город, чтобы купить провизию. Здесь все и выяснилось. Весть о чуде быстро облетела империю. Сам император Феодосий Младший приезжал, чтобы убедиться в подлинности чуда и побеседовать с юношами.

Третий Вселенский собор (451 года) также оставил запись об этом событии. Юноши вскоре скончались и были похоронены в той же пещере. Место это возле города Сельджук (Ефес) очень почиталось и почитается до сих пор, несмотря на то, что население теперь турки-мусульмане. Именно это событие – воскресение усопших юношей – и стало причиной названия церкви на кладбище в их честь. Во всем мире всего несколько храмов в честь Семи отроков Ефесских. Один из них – в Тобольске.

Церковь св. Семи отроков Ефесских была построена в 1776 году при тобольском губернаторе Д.И. Чичерине. Освящен храм был Тобольским архиепископом Варлаамом (Петровым). Однако долгое время храм был без колокольни. Пристроили ее только в 1810 году. Храм никогда не отличался великолепием, богатством убранства. Даже потолок в храме плоский, невысокий – чтобы лучше сохранялось тепло. Но все это создает в храме уют, особую атмосферу покоя и тишины.

Удивительно, что в храме сохранился иконостас конца XVIII века. В Тобольском архиве хранится прошение священника Василия Кузнецова от 1822 года архиерею о том, чтобы позолотить иконостас. И, хотя многие иконы были впоследствии «записаны», таких храмов во всей Сибири всего несколько.

Уникален и пол храма. В 1823 году о. Василий на пожертвования прихожан, с дозволения архипастыря, сделал в храме чугунный пол, который существует до настоящего времени.

В 1910 году к храму был пристроен придел, который освятили во имя святителя Иннокентия Иркутского чудотворца и преподобного Серафима Саровского чудотворца. Иконостас придела также сохранился оригинальный.

Кладбищенская церковь Семи отроков Ефесских – единственная из всех храмов Тюменской области, которая не закрывалась в тяжелые годы гонений. В 1930-е годы здесь размещался центр Тобольско-Тюменской епархии вплоть до ее упразднения в 1937 году, когда по делу «Союз спасения России» архиепископ Артемий (Ильинский) и все священники храма были расстреляны. Их общая могила находится перед храмом с левой стороны.

Но верующие не дали закрыть храм: сторож закрылась внутри и несколько дней выдерживала осаду комсомольцев. В конце концов, храм оставили в покое, побив окна и посшибав кресты на могильных памятниках. До 1943 года прихожане сами собирались на молитву. В 1943 году Патриархом Московским и всея Руси Сергием настоятелем храма был назначен прот. Сергий Симановский, который сразу развернул бурную деятельность по сбору пожертвований на нужды фронта.

За 1944 год Тобольской кладбищенской церковью для фронта было собрано 110 600 руб. за это настоятель прот. Сергий Симановский получил благодарственную телеграмму от тов. Сталина «за выражение патриотических чувств». А в декабре 1945 года прот. Сергий получил разрешение на открытие Покровского собора ввиду того, что кладбищенская церковь маловместительна. Таким образом, храм Семи отроков стал матерью для всех современных храмов г. Тобольска. Община храма перешла в Покровский собор. Сюда же были перенесены многие святыни храма. (Покровский собор несколько десятилетий перед этим был закрыт. Здесь жили спецпереселенцы, была столовая, затем размещались склады).

После возрождения Тобольско-Тюменской епархии в 1990 году новый владыка, Епископ Димитрий, поселился в домике при храме на кладбище. Таким образом замкнулся духовный круг: там, где в 1937 году епархия прекратила свое существование и был погребен последний епископ, там начал служение первый епископ возрожденной епархии. После передачи епархии Каминного здания Кремля Владыка переехал в Кремль.

С 1996 года по 2000 год, до передачи иоанно-Введенского монастыря епархии, при храме в приходском доме жили монахини. Таким образом храм Семи отроков стал еще и колыбелью женского Иоанно-Введенского монастыря.

В 2003 году на пожертвования прихожан были приобретены колокола, и храм обрел свой голос. Первый колокольный звон храма горожане услышали в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября. Сегодня желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола не только в Пасхальную седмицу, но и в обычные дни по предварительному согласованию.

В храме действует большая Воскресная школа, есть молодежная группа и взрослая Воскресная школа. В выходные дни работает библиотека. В храме регулярно совершается Таинство Крещения. Но вот венчаний, по понятным причинам, немного. Духовенство храма Семи отроков – очень образованное. Все 5 священников закончили духовную академию, являются преподавателями Тобольской православной духовной семинарии. Двое имеют кандидатские степени.

Есть в храме и особо чтимые святыни. Икона Божией Матери Почаевская написана сестрами Иоанно-Введенского женского монастыря в XIX веке. Прославилась в 2004 году, когда при фотографировании иконы заметили, что на стекле киота, где находилась икона, проявился, как на фотографическом снимке, абрис Богородицы и Младенца Христа. С этого времени в храме увеличился поток паломников со всей России, желающих увидеть это знамение. Икона великомученика и целителя Пантелеимона. Написана специально для храма в XIX веке монахами русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон, в Греции. Икона святителя Николая Чудотворца, XIX века. Доподлинно известно, что по молитвам к святому перед этой иконой совершается много чудес.

Но все же главное предназначение кладбищенского храма – молитва за усопших. Рядом с храмом находятся могилы известных всему миру людей – Петра Николаевича Ершова, декабристов, отца Д.И. Менделеева. Отпевали их в тех храмах, к которым они были приписаны, но поминать приходили именно в храм Семи отроков. Здесь, на кладбище, похоронены и многие поколения тоболяков. Много здесь расстрелянных, репрессированных. Неудивительно потому, что в храм Семи отроков идут за духовным утешением потерявшие родных и близких.

Все, кому доведется бывать в древнем Тобольске, обязательно посетите одну из его главных святынь – храм Семи отроков Эфесских, что на Завальном кладбище.

Иерей Вадим Базылев, клирик храма Семи отроков Эфесских, благочинный Тобольского благочиния http://www.ihtus.ru/022012/st14.shtml

Первоначальный деревянный храм во имя семи отроков Эфесских был построен на Завальном кладбище Тобольска, вероятно, после 1758 года.

В 1772 году было объявлено о строительстве каменного храма, которое поручили геодезии сержанту Абарину. Церковь была устроена в 1776 году тщанием тобольского губернатора Дениса Ивановича Чичерина и освящен архиепископом свт. Варлаамом (Петровым).
В 1800 году владыка Варлаам благословил строительство колокольни, которое затянулось до 1810 года. Деньги на ее возведение были взяты из могильной суммы и из денег, пожертвованных гражданами.
В 1823 году о. Василий Кузнецов на пожертвования прихожан сделал в храме чугунный пол, который сохранился до начала XXI века.
В 1886 году при храме были открыты внебогослужебные чтения с обучением присутствующих церковному пению, а также учрежден склад книг и листов религиозно-нравственного содержания для продажи их желающим. С 1 мая того же года действовала одноклассная смешанная школа грамотности, помещавшаяся в доме, устроенном для могильщиков.

В конце XIX века к храму решено было пристроить двухпрестольный придел. В 1909-1910 годах он был построен «на жертвы доброхотных дателей» и освящен во имя святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского.

Во время Великой Отечественной войны Тобольской кладбищенской церковью было собрано для фронта 110 600 рублей. Настоятелем Тобольской Кладбищенской церкви получена телеграмма от Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств.

В приходском доме при храме с 1996 по 2000 год, до передачи Иоанно-Введенского монастыря епархии, жили монахини.

В 1772 г. в Тобольске за Земляным валом были открыто новое кладбище. Предписывалось на первое время построить здесь небольшую деревянную церковь. 11 октября 1774 г. архиепископ Варлаам (Петров) благословил закладку деревянной церкви Семи Отроков Эфесских. И несколько позднее, 22 октября, она была освящена. Первоначально в деревянной церкви не были определенного священника. По приказу Тобольской духовной консистории 29 октября 1774 г. были предписано священникам Троицкой, Богоявленской, Благовещенской, Архангельской, Хрсторождественской, Сретенской, Крестовоздвиженской попеременно нести службу в кладбищенской церкви.

В 1776 г. на Завальном кладбище на личные средства губернатора Д.И. Чичерина сержантом геодезии Андреем Абариным была построена церковь Семи Отроков Эфесских. Каменная церковь была построена в достаточно короткие сроки. Известно, что 4 августа 1775 г. она была заложена, и ровно через год – 4 августа 1776 г. освящена.

Семь эфесских отроков жили в III в. н.э. Они были детьми богатых родителей и состояли на военной службе. Юноши были христианами. В городе начались гонения на христиан. Юноши узнали, что за ними придут, чтобы их пытать и казнить и укрылись от гонителей в пещере. Правитель велел завались вход в пещеру камнями, чтобы юноши умерли от голода и жажды. Но Господь не дал им пропасть, отроки были погружены в чудный сон, в котором прибывали почти двести лет. Затем Господь оживил их, и они проснулись, словно от обыкновенного сна, не зная, что прошло почти 200 лет. Эфесский епископ, войдя в пещеру увидел в ней живых отроков и понял, что Господь через пробуждение их от долгого сна открывает тайну воскрешения из мертвых. Отроки исповедовались владыке и снова заснули. Теперь они проснутся только во время Страшного Суда, когда восстанут все умершие, и Господь будет их судить, отделяя праведников от грешников. Тела святых отроков были оставлены в пещере. Русские паломники видели в пещере святые мощи семи отроков.

До начала ХХ в. церковь являлась только кладбищенской и прихода не имела. В клировых записях в 1907 г. при описи церковного имущества отмечено «копий с метрических книг, за неимение при сей церкви прихода, нет».

В 1910 г. в церкви пристроен северный придел во имя Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского.

Скромная кладбищенская церковь в своем облике несет черты барокко и классицизма. В основании ее лежит четверик, несущий кровлю-купол. С запада примыкает трапезная и колокольня. Во внутреннем пространстве храма помещение храма отсечено от светового барабана плоским потолком, вследствие поздних переделок середины XIX в.

Церковь Семи отроков известна тем, что никогда не закрывалась для прихожан, даже в годы гонения на Церковь. Искусствоведы считают, что в храме сохранился уникальный барочный иконостас XVIII в. Во всей Сибири только два таких (другой в Иркутске). Правда, в 1930-х г.г. священник и служители церкви были репрессированы и до 1943 г. храм стоял без батюшки.

Среди святынь храма в последние годы особенно известен образ Божьей Матери «Почаевской», который проявился на стекле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *