храм семи севастийских мучеников
Храм семи севастийских мучеников
В 1642 году при царе Михаиле Федоровиче был воздвигнут каменный храм святых сорока Севастийских мучеников с приделом в честь святителя Николая.
Главный престол освящен во имя святых сорока Севастийских мучеников, боковые приделы – в честь святителя Николая Мирликийского и святых апостолов Петра и Павла.
В 1932 году храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство.
Передача храма общине верующих состоялась после письма Патриарха Алексия II от 31 августа 1990 года в Моссовет, и с 1992 года в нем проводятся богослужения.
Ковчег с мощами святых сорока Севастийских мучеников.
Икона святителя Нектария Эгинского с частью его облачения.
В субботние и воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников – начало Божественной Литургии в 9:00,
накануне всенощного бдения в 17:00.
В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная Литургия в 9:00.
В пятницу в 19:00 акафист святым сорока Севастийским мученикам.
Игумен ИЛИЯ (Чураков Вадим Борисович), настоятель.
Родился 16 февраля 1967 года.
Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.
29 декабря 1989 года пострижен в монашество.
19 января 1990 года рукоположен в сан иеродиакона.
14 октября 1990 года в сан иеромонаха.
1 декабря 1993 года назначен настоятелем храма.
Протоиерей Максим Валерьевич ПЕРВОЗВАНСКИЙ.
Родился 16 декабря 1966 года.
Образование: Московская Духовная Семинария.
9 января 1994 года рукоположен в сан диакона,
22 апреля 1995 года в сан пресвитера.
Игумен ИАКОВ (Стратила Андрей Иванович).
Диакон Вадим Викторович НЕСТЕРОВ.
Родился 12 августа 1964 года.
Образование: Московская Духовная Семинария.
16 апреля 2004 года рукоположен в сан диакона.
Проезд до ст. метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава», далее идти по 3-му Крутицкому переулку в сторону Новоспасского проезда, перейти Новоспасский проезд по подземному переходу, повернуть направо и идти прямо, с левой стороны будет храм.
Патриарх Кирилл освятил восстановленный храм 40 Севастийских мучеников в Спасской Слободе
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Храм 40 Севастийских мучеников в Спасской Слободе Москвы, восстановленный после частичного разрушения и перестроек в советские годы, освятил в воскресенье 10 марта патриарх Кирилл.
Затем, в сослужении столичного духовенства, Святейший возглавил в новоосвященном храме Литургию.
В дар приходу Святейший преподнес икону Христа Спасителя, в свою очередь, настоятель храма игумен Илия (Чураков) подарил Предстоятелю Церкви икону Севастийских мучеников.
Первое письменное упоминание о храме 40 Севастийских мучеников в Спасской Слободе относится к 1625 году.
В 1812 году храм разграбили солдаты армии Наполеона. Настоятель храма Петр Вельяминов успел спрятать особо ценную церковную утварь. Даже под жестокими пытками он не выдал место хранения святынь, за что и был убит французами. Мученический подвиг священника увековечен мемориальной доской на стене храма.
В 1925 году, на престольный праздник 40 Севастийских мучеников 22 марта, одно из последних своих богослужений в храме совершил святой патриарх Тихон.
В 1932 году храм был закрыт, его колокольню разрушили до второго яруса и пристроили к ней дополнительные помещения.
С 1992 года в храме проводятся регулярные богослужения. За период с 2008 по 2015 год он почти полностью возродился. Была восстановлена колокольня со звонницей в 12 колоколов, историческая каменная ограда вокруг храма, воссоздана входная группа с железными ставнями-дверями, козырьком на колоннах-основаниях, отреставрирован белокаменный цоколь, положена новая кровля, укреплены фундаменты. Проведены другие ремонтные работы.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Московская церковь Сорока Святых Мучеников Севастийских
Московская церковь
Сорока Святых Мучеников Севастийских
Единственный в Москве храм, освященный во имя Сорока Севастийских Мучеников, находится прямо напротив Новоспасского монастыря, на углу Крестьянской площади и Динамовской улицы, которая прежде по этой церкви красиво называлась Сорокосвятской.
Это ее официальный адрес, а фактически церковь стоит на улице Большие Каменщики, обязанной своим рождением, видимо, как и сама церковь, Новоспасскому монастырю. В 1640 году царь Михаил Федорович поселил здесь, за Таганскими воротами, дворцовых каменщиков, для постройки новых каменных стен монастыря и его главного Спасо-Преображенского собора.
По предположению одного из настоятелей Храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов. Первое письменное упоминание о храме содержится в окладной книге церковных соборов за 1625 год. Вполне вероятно, что он был построен в XVI веке после переведения в конце XV века великим князем Иоанном III Спасского монастыря на «Новое» место и формирования в округе монастырской слободы.
Михаил Федорович Рома́нов
В 1642 году при царе Михаиле Федоровиче, одном из главных благоустроителей Новоспасского монастыря, на месте деревянного был воздвигнут каменный храм с приделом во имя святителя Николая. В том же году были освящены сначала придел, а позже – главный престол храма.
В 1714 году, вероятно после поновления, состоялось вторичное освящение храма Новоспасским архимандритом Моисеем. Неоднократно за историю Сорокосвятского храма его настигали беды.
В 1764 году он был подвергнут ограблению. Были похищены серебряные венцы с икон, цаты и ожерелья, низанные жемчугом, а главное – святой крест и священные сосуды. Когда в 1771 году в Москве свирепствовала чума, число прихожан храма уменьшилось на 200 человек. Через два года – новое испытание: в 1773 году в пожаре сгорают все приходские дома, после чего возникает угроза закрытия храма.
Но благодаря показаниям диакона Петра Гавриловича Святославского (Вельяминова) о том, что все оставшиеся без домов «приходские люди строиться намерение имеют», храм был оставлен, а сам диакон – рукоположен во священника для служения в Сорокосвятском храме.
Заботами и попечением отца Петра в 1801 году храм обрёл каменную ограду и новую колокольню. В то время он славился на всю Москву иконами XVII века Господа Вседержителя и Знамения Божией Матери, Евангелием 1698 года, старинными крестами с частицами святых мощей, хранившимися на особом аналое в приделе Николая Чудотворца.
Известно, что среди прихожан храма был выдающийся художник Фёдор Степанович Рокотов, возвратившийся из Петербурга в Москву в начале XIX века и приобретший домик на Воронцовской улице. Он исповедовался у отца Петра Вельяминова, им же и был отпет в декабре 1808 года и похоронен в Новоспасском монастыре.
В Отечественную войну 1812 года храм Сорока мучеников подвергся разграблению наполеоновскими войсками, все его древние святыни были утрачены. Настоятель же храма Пётр Гаврилович Вельяминов принял от руки врага мученическую кончину. Он был убит на второй день после вторжения французов в Москву в возрасте 66 лет. Батюшка отказался выдать им место хранения наиболее ценной церковной утвари, за что подвергся жестоким истязаниям.
Изрубленный саблями и исколотый штыками, но ещё живой, отец Пётр всю ночь пролежал возле храма, плавая в крови. Утром третьего сентября один из французских офицеров, сжалившись над его страданиями, выстрелил батюшке в голову.
Зарытый без гроба и отпевания на кладбище Новоспасского монастыря, он трижды был вырываем из могилы неприятелем. И только пятого декабря, после того как его тело было ещё раз вырыто, отец Пётр был отпет по церковному чину.
По свидетельству очевидцев, тело батюшки, пролежав в земле три месяца и три дня, оставалось нетленным и из его ран сочилась кровь.В память о подвиге одного из самых замечательных священнослужителей к храмовой стене была прибита позолоченная доска с изложением обстоятельств его кончины. После Отечественной войны храм Сорока мучеников постепенно стал принимать прежний вид.
К 1818 году его иконы были украшены сребропозлащёнными ризами, число прихожан к 1830 году достигло 1158 человек. В 1831 году стараниями настоятеля Иоанна Тимофеевича Тихомирова и усердием старосты солдатки Гликерии Елисеевой был сооружён новый вызолоченный иконостас, а в 1839 году на средства ктитора купца Петра Яковлевича Маслова храм изменил свой облик.
Расширена и покрыта росписями трапезная, соединившая храм с колокольней, устроен новый иконостас в приделе святителя Николая; в южной части трапезной возник придел во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1859 году стараниями того же благотворителя храм был обновлён.
Федор Михайлович Стриженов
В 1876-1878 годах стараниями ктитора Федора Михайловича Стриженова вновь были проведены работы по обновлению Сорокосвятского храма, и с особой торжественностью прошло 25 июня 1878 года 1878 года освящение обновлённого придела апостолов Петра и Павла, которое совершил митрополит Иннокентий в сослужении с настоятелем Новоспасского монастыря епископом Порфирием. Был совершён крестный ход вокруг храма.
Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
При храме Сорока мучеников до 1917 года существовала богадельня для лиц сначала обоего, а потом только женского пола. Дата её открытия неизвестна, но она присутствует уже в документах XVIII века. Девятого марта 1895 года Сорокосвятский храм торжественно отметил своё 250-летие. Богослужение по этому случаю совершил местный благочинный протоиерей И. А. Смирнов. В октябре 1896 года было совершено освящение и открытие при храме церковно-приходской школы, устроителем которой явился священник храма отец Пётр Смирнов.
В после революционный период для истории храма знаменательно то, что в нём двадцать второго марта 1925 года, в воскресенье Крестопоклонной недели, совершил одну из своих последних литургий святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Тогда же Святитель совершил здесь последнюю в своей жизни хиротонию, рукоположив архимандрита Тихона в епископа Гомельского.
Священномученик диакон Иоанн Хренов
В марте 1921 года епископом Верейским Илларионом (Троицким) был рукоположен во диакона прихожанин храма Иван Семёнович Хренов. В нашем храме он прослужил около года и был вынужден покинуть его из-за распрей, перейдя в Троицкий храм в Котельниках.
В 1937 году отец Иоанн был арестован и приговорён «тройкой» НКВД к расстрелу за контрреволюционную деятельность. Двадцать первого октября на полигоне Бутово он был расстрелян вместе с другими мучениками за Христа и похоронен в безвестной могиле. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви диакон Иоанн был прославлен в лике святых в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.
Сорок мучеников Севастийских — где почтить память святых?
Сорок Мучеников Севастийских.
22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам. Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник.
Праздник Сорока мучеников особо почитается Церковью. В этот день, если он выпадает на любой будний день Великого поста, обязательно совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на трапезе разрешается вино и елей, а по русскому народному обычаю готовится дополнительное угощение — булочки из постного дрожжевого теста в виде птичек — «жаворонки». Храмы, посвященные Сорока мученикам, существуют во всем христианском мире: в колокольне храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме, в столице Болгарского царства Тырново (построен в XIII в.), а также и в России: в Переяславле Залесском (сер. XVIII в.) и напротив Новоспасского монастыря в Москве (сер. XVII в.). Но святынь, связанных с памятью Севастийских мучеников, осталось крайне мало.
После страдания святых, их останки были чудесным образом сохранены, но уже в VI веке их основное местонахождение было неизвестно: святитель Григорий Нисский сообщает, что мощи святых мучеников Севастийских рассеяны по всему свету. При этом Церковь сохранила в памяти имена святых: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
В мире известно всего несколько храмов и монастырей, в которых сохранились частицы мощей мучеников Севастийских. Есть древняя святыня и в Москве — в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Он расположен по адресу Сокольническая площадь, дом 6, добираться пешком от станции метро Сокольники — меньше пяти минут.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Храм Воскресения Христова был построен в 1913 году и имеет интересную архитектурную особенность: алтарь его обращен не на Восток, как принято, а в сторону Иерусалима.
Эта церковь никогда не закрывалась (в 1930-х до 1944 года перешла к обновленцам). В 1945 году здесь проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором был избран Святейший Патриарх Алексий (Симанский).
Частица мощей сорока мучеников Севастийских — далеко не единственная святыня храма. Всего в нем находится около сотни частиц мощей разных святых и три чтимые иконы Пресвятой Богородицы.
Сорок Севастийских мучеников
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Житие 40 Севастийских мучеников
Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.
В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».
Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло. Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.
Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.
Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников
Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована.
Храм 40 Севастийских мучеников
Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.
В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.
Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.
Молитвы святым сорока мученикам Севастийским
Молитва первая
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона 40 Севастийских мучеников
В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.
В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.
Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников
На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».