храм семиключье пензенская область
Храм семиключье пензенская область
СЕМИКЛЮЧЬЕ Шемышейского р-на. Вряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте. Оно расположено в нескольких километрах от Русской Норки, на левом берегу Узы. По преданию, на рубеже XVII-XVIII вв. здесь жили благочестивые монахи, спасаясь в глуши от суеты мира. Во время очередного набега кочевников семеро из них были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. Так Семиключье стало свято. По прошествии времени (возможно, в середине XVIII в.) на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Нашедшие ее люди трижды пытались переносить икону в храм соседней Русской Норки, и трижды она возвращалась на Семиключье. Тогда здесь поставили часовню. В начале ХХ в. в клировых ведомостях Русской Норки упоминается «часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в 2-х верстах от села, в местности, именуемой «Семь Ключей»».
На девятую пятницу от Пасхи здесь ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи.
В начале 30-х всех их разогнали, само Семиключье было разорено, власти, чтобы пресечь паломничества, сливали в воду бензин, хотели построить санаторий. Но все равно верующие продолжали посещать это место – и в 40-х, и в 50-х, и позже, а в 1944 г. сельсовет даже обустроил его.
В марте 1959 г. райисполком сообщал, что для пресечения паломничества к Семи Ключам предполагается занять территорию под пастьбу колхозного стада и устроить карду с навесом. Однако уже в мае уполномоченный Совета по делам РПЦ С. С. Попов писал: «Первоначально намечалось… организовать там постоянную стоянку скота. Однако сейчас от этого намерения отказались. Будем искать другие пути «закрытия» этого источника. Трудности при этом заключаются в том, что Семи Ключи расположены в лесу, в 7 клм. от населенных пунктов. Использование этого родника под хозяйственные цели, а земельного участка под посевы и другие цели полностью исключено».
20 мая 1959 г. Семиключье посетил инспектор Совета по делам РПЦ К. Г. Иванов из Москвы. Вот как он описывает свои впечатления: «На роднике были 3 женщины, прибывшие к источнику из населенных пунктов соседнего района. В беседе они нам рассказали, что они этот источник посещают ежегодно и считают его целебным. Кроме того, сообщили, что сейчас они приехали потому, что 21 мая «Никола». Нам удалось выяснить, что к источнику привозят юродивого из села Терновки, Пензенского района гр-на Шумилина Михаила, инвалида с детства.
Затем мы поехали в церковь в селе Русская норка Шемышейского района. В этой церкви в день 9-й пятницы после пасхи проводятся церковные службы в течение двух дней в честь явленной на водном источнике 7 ключей иконы Тихвинской Божией Матери.
В беседе с местными жителями, работниками сельского совета и настоятелем церкви села Русская норка священником Калмыковым Д.М. нам удалось установить, что паломничества к водному источнику «Семь ключей» действительно имеет место в 9-ю пятницу, в течение двух дней в церкви проводятся церковные службы, посвященные Тихвинской божией матери и безусловно это способствует посещению паломников в эти дни к так называемому «святому источнику»…
Священник Колмыков Д.М. письмо патриарха Алексия и правящего архиерея не зачитывал перед верующими и не разъяснял. В результате этого верующие не знают содержания письма по линии церкви по вопросу прекращения паломничества к так называемым «святым местам». Нами рекомендовано священнику Колмыкову зачитать письмо патриарха и правящего архиерея и сделать необходимые разъяснения с амвона перед верующими, чтобы они не ходили к истоку. Надо думать, что при этих случаях паломничество к источнику «Семь ключей» уменьшится». Иванов указывает, что на 10-ю пятницу к Семи Ключам собирается 200-300 человек.
К этому С. С. Попов добавляет: «В церкви с. Р-Норка Шемышейского района, расположенной в 5-6 км от родников Семи Ключи, хранится копия иконы «Тихвинской божей матери», которая якобы 200 лет тому назад «явилась» на этом роднике. Настоятель этой церкви свящ. Калмыков с целью побуждения хождения верующих к родникам Семи Ключи в течение 2-х дней в день «9 пятницы» устраивая торжественные службы в честь этой «явленной иконы» Тихвинской божей матери». Верующие, прибыв в церковь для почитания этой иконы, после церковной службы естественно направлялись и к месту, где эта икона якобы явилась, т.е. шли к родникам Семи Ключи. Такими действиями Калмыков способствовал паломничеству верующих к роднику Семи Ключи». Священник был переведен из Русской Норки в Головинскую Варежку.
К концу мая 1959 г. «в целях прекращения паломничества к роднику Семи Ключи Шемышейский райисполком разместил на этой территории пасеку и производит ее ограждение. Доступ к роднику будет закрыт». Служба в церкви на праздник также не совершалась. Паломничество на девятую пятницу сократилось, и в 1959 г. сюда пришли только 220-240 (или 150-200) человек против тысячи в прежнее время. В мае-июне 1961 г. на Семиключье все-таки была построена пасека, место огорожено. Райисполком издал постановление о запрете паломничества. Тихвинская икона Божией Матери, явившаяся на роднике, из церкви Русской Норки была передана в пензенский Успенский собор. По оценкам Попова, в этом же году паломничество прекратилось полностью.
С 2000 года Семиключье снова благоустраивается. Главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Из-под горы бьют не менее пятнадцати родников, а тот, на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом. Выше стоят лавочки, беседка, указатель. 12 августа 2001 года источник посетил Преосвященнейший епископ Филарет. В последние годы прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена просторная бревенчатая купальня. 8 июня 2007 года освящена бревенчатая часовня.
Добраться до Семи Ключей можно только по грунтовой дороге, через Русскую или Мордовскую Норку, но и в дождливое время поток паломников не прекращается.
Настоящие чудеса и исцеляющая сила Семиключья Пензенской области
Первая мысль, которая посещает тебя на Семиключье, в Тихвинском скиту Спасо-Преображенского монастыря (Шемышейский район): «Хочу здесь жить!». Остаться бы навсегда в этой блаженной лесной тиши, нарушаемой лишь пением птиц и журчанием родников, среди вековых деревьев, где дышится полной грудью. Где одинаково хорошо чувствуют себя и люди, и животные, сосуществуя в полной гармонии.
Здесь всем хорошо
Вода в святых источниках (их не семь, как можно предположить из названия места, а гораздо больше, и название происходит не от русской цифры «семь», а от мордовского слова «симемс» — «пить») невероятно холодна для полного погружения, но приятна для умывания и питья. Вкусна невероятно. И, по заверению здешнего насельника иеромонаха Антипы (Масленникова), чиста настолько, что совсем не оставляет накипи в чайнике.
— Когда мы обустраивали скит, не ставили целью превратить его в образцово-показательную обитель с нарезанными по линеечке клумбами, — рассказывает отец Антипа. — Да, построили братский корпус, оборудовали подъездные пути, выложили плиткой дорогу к родникам, провели освещение — к нам ведь люди порой и ночью приезжают. Постоянно очищаем лес от валежника. А в остальном оставляем природу в ее первозданной красоте.
Жизнь отшельника
Отец Антипа — первый монах, поселившийся в скиту после его возрождения в ноябре 2011 года. Когда батюшка приехал на Семиключье, здесь были только храм, церковная лавка и купель над родником. Жить до 2014 года, пока не построили братский корпус, ему пришлось в строительном вагончике, отапливаемом печкой-буржуйкой.
В первую же зиму он перенес тяжелейший бронхит, перешедший затем в хронический.
— Я же городской житель, привык к центральному отоплению и к тому, что из крана постоянно течет горячая вода. А тут раз — и как будто в XIX век попал, — вспоминает отец Антипа. —Вагончик кое-как протапливался, я потом систему поменял, но все равно вверху было душно, а внизу — холодно. Этот перепад температур и сыграл со мной злую шутку. Плюс я постоянно выскакивал на мороз, ходил в храм — дров подложить в печку.
Фактически два с половиной года батюшка жил здесь отшельником. Днем, правда, приезжали люди — паломники, строители, работники церковной лавки. А вот ночью все стихало — и ни единой человеческой души на несколько километров вокруг.
По мирской профессии отец Антипа — техник-электрик, но за годы отшельничества успел освоить еще несколько специальностей.
— Например, научился заготавливать дрова — у нас все жилые и хозяйственные здания до сих пор отапливаются дровами, газ сюда, за четыре километра от основной дороги, никто специально проводить не будет. Получил водительские права.
Одиночество его не угнетало. Он никогда не избегал людей, но наедине с самим собой ему легче. В тишине и молитва лучше идет, и труд спорится.
Это состояние очень точно описал известный православный автор-исполнитель иеромонах Роман (Матюшин): «Слава Богу, снова я один, снова я лампадку затеплю. Суету оставив позади, Господу молитву пролию».
Про иконы и дуб
Беседуя, мы неспешно двинулись с отцом Антипой по дорожке к святым источникам. Тут же к батюшке за благословением подошли несколько паломников. Как выяснилось, не местные, даже не из Сурского края. Например, Марина Белышева приехала из Москвы, гостит у знакомых в Шемышейском районе:
— Грех было не заехать на Семиключье! Я столько слышала об этом святом месте, но все не получалось выбраться сюда. А в этом году Господь наконец дал возможность.
Марина говорит, в источники окунается редко — тяжело переносит ледяную воду, а на этот раз аж в три захода погружалась.
— Вы не представляете, какая благодать!
По потоку людей, стремящихся к святым источникам, сразу видно, кто и зачем прибыл в Семиключье Пензенской области. Люди в шортиках и майках с пятилитровыми канистрами в руках — «за водичкой и свежим воздухом подышать». Другие, соблюдающие благочестие, в том числе и в одежде, первым делом заходят в храм — паломники.
Есть и еще одна категория, с виду вроде благочестивая: всем интересуются, вопросы задают.
— Нет, история о семи монахах, которых здесь убили кубанцы во время набега в начале XVIII века, всего лишь легенда, новодел 1990-х
годов, — поясняет батюшка. — А вот то, что в одном из здешних родников в том же XVIII веке была обретена Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, — правда.
И тут некий мужчина спрашивает:
— А сколько раз нужно обойти вокруг дуба, чтобы желание исполнилось?
Отец Антипа глубоко вздыхает и спокойно объясняет, что тот самый дуб никаких желаний исполнить не может, что это непонятно откуда взявшееся языческое суеверие, о котором людям, называющим себя православными, не пристало говорить всерьез. Да, порой мы поступаем как та бабушка из старой русской байки, которая перед сном ставила две свечи перед образом Георгия Победоносца: большую — самому святому, маленькую — поверженному змею, на всякий случай.
Под покровом Богородицы
А настоящие чудеса и исполнения желаний на Семиключье происходят постоянно. Помните евангельское «По вере вашей да будет вам…»?
Пару лет назад сюда приехали две паломнические группы из Пензы и близлежащего региона. В одной оказался молодой парень, в другой — девушка. И у родника, зачерпывая воду в ковшик, они встретились глазами. В общем, случилась любовь с первого взгляда.
Через несколько месяцев молодые люди вернулись в Семиключье вдвоем. Уже с обручальными колечками. И пожертвовали в храм большую красивую резную Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Как рассказала молодая жена, именно перед этим образом, еще до той памятной поездки, она молилась Святой Деве о счастливом замужестве.
По небесному ходатайству Богородицы после погружения в источники были и случаи исцеления. В частности, отец Антипа приводит пример, когда от одной из паломниц отступила онкологическая болезнь, а к другой, которой предстояла операция на глаза, после умывания водой вернулось зрение.
— Наверняка исцелений было больше, мы ведь не ведем учета, — улыбается батюшка. — Просто эти женщины вновь приезжали в скит после исцеления.
Свой предел
Сегодня в скиту живут шесть насельников — четыре монаха и двое трудников. Последним прибился Михаил Печенков. Он на Семиключье всего два месяца. Колоритный, представительный, с окладистой бородой.
Его Господь сюда из Башкирии привел. А до этого где только не мотало бывшего детдомовца! Рыбачил на Камчатке, 22 года работал в Америке, не чураясь никакого труда. Там же, в Сан-Франциско, впервые пришел в православный храм. Но его тянуло на родину. Вернулся в Россию, а здесь ни семьи, ни работы, ни жилья…
— Но я не отчаивался, верил, что Господь все управит, — признается Михаил Георгиевич. — Однажды в интернете прочел про Тихвинский скит и вспомнил, что родился-то в Пензенской области, хотя детство и юность провел в Самаре. В общем, на свой страх и риск приехал сюда. Меня приняли как родного.
Жизнь в труде и молитве вновь обрела смысл.
— Верю, что здесь, на Семиключье, мой предел.
Интересные места, Культура в Россия, Пенза
Пенза. Узкие, неровные, запутанные улочки южнорусского городка. Жара под 40 градусов к нашему приезду сменилась прохладой в +20. Видно местная погода решила не пугать северян. Но нас это не радует, ведь в дополнение к прохладе зарядили по-осеннему унылые дожди.
И что за погода в августе!
По дороге в Семиключье
Наши родственники настроены оптимистично: «Мы поедем в удивительное место. » Заинтригованные, мы садимся в машину.
Химические поля сменяет поле подсолнуховое – такое родное, русское.
Чтобы отвлечь нас от унылых мыслей, дядюшка с тетушкой рассказывают легенду о том месте, куда мы едем. Надо сказать, что рассказчики они замечательные и отлично дополняют друг друга.
Итак, Семиключье…
Когда-то здесь жили монахи. Их было семеро. Аскетизм, как отказ от жизненных благ, дал им нечто большее. Они слились с Природой, а Природа приняла их. Однажды на монашескую общину напали разбойники и убили монахов. Но осталась их вера, её сила и мощь. Семь родников практически одновременно пробились из-под горы как Божье чудо. Местные жители, прознав про особенные свойства этого места, соорудили часовню, стали молиться и, купаясь, избавляться от хворей. И прослыло место святым.
Указатель при въезде в Семиключье
Подъезжаем. Слева от дороги высокий, вырезанный из дерева указатель «Семиключье», а справа уже практически достроенный красивый деревянный храм.
В 2012 году этот храм освятили
Оставляем машину на небольшой стоянке и дальше идем пешком. Идти не далеко. Дорога грунтовая, песок звонко поскрипывает под ногами, слева озерцо со стоячей водой, заросшей ряской, деревья слегка шуршат, склонив над нами свои зеленые ветки-руки, словно хотят погладить, еле слышно щебечут птицы.
Урочище. По-другому и не назовёшь… Блаженная тишина после суматошной городской жизни….
Кажется, пришли.В маленькой часовне идет ремонт, но можно зайти и поклониться чудотворной «Тихвинской» иконе.
Никто не может точно сказать, как здесь появилась эта икона, но события, связанные с ней заставляют задуматься о её божественной силе. Впервые обнаружили икону на семи ключах на девятую неделю после пасхи. Трижды переносили люди эту икону в храм в ближайшее село Русская Норка, и трижды непонятным образом икона возвращалась на своё прежнее место у семи ключей. А вода на «Семиключье» приобрела целительные свойства. Если человек с верой трижды окунётся в родниковой воде, покинут его хвори и болезни и никогда не возвратятся.
7 поминальных крестов
О, чудо! Выглянуло солнышко, осветило семь воедино скреплённых поминальных крестов в память об убиенных отшельниках. Горят свечи, стоят маленькие иконки и букеты цветов.
Чуть поодаль, высокий крепкий дуб.
Местные жители считают его священным. Мы тоже поднимаемся к дубу, обходим его, обнимаем это могучее дерево, чтобы увезти с собой хоть капельку его силы. Рядом с дубом табличка.
предостережение у дуба
Читаем и пожимаем плечами, есть ли смысл в таких предупреждениях. Судя по тому, как утрамбована земля вокруг дуба, в своих размышлениях мы не одиноки.
Идем по узенькому мостику к ключам, бьющим у самой земли. Пьем освежающую, необыкновенно вкусную сладковатую воду, набираем с собой.
с мамой у купальни
Вода здешних источников содержит ионы серебра и естественный радон, поэтому купание в ней дает телесное здоровье, исцеляет болезни опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы. Сама местность имеет особенную, благоприятную для человека энергетику.
Я бы назвала это место духовной жемчужиной России.
Когда мы покидали Семиключье, солнце вновь спряталось в тучах, будто выходило специально, чтобы порадоваться вместе с нами в этом святом месте.
Обратно ехали в тишине, не замечая ни «китайских» полей, ни свинцового неба, ни накрапывающего дождика, погрузившись в свои мысли…
Мы прикоснулись к тайне Святых источников.
К тайне, которую до конца познать никто не в силах.
Надо просто жить и надеяться на лучшее.
Надеяться и верить.
Настоящие чудеса и исцеляющая сила Семиключья
Первая мысль, которая посещает тебя на Семиключье, в Тихвинском скиту Спасо-Преображенского монастыря (Шемышейский район): «Хочу здесь жить!». Остаться бы навсегда в этой блаженной лесной тиши, нарушаемой лишь пением птиц и журчанием родников, среди вековых деревьев, где дышится полной грудью. Где одинаково хорошо чувствуют себя и люди, и животные, сосуществуя в полной гармонии.
Здесь всем хорошо Вода в святых источниках (их не семь, как можно предположить из названия места, а гораздо больше, и название происходит не от русской цифры «семь», а от мордовского слова «симемс» — «пить») невероятно холодна для полного погружения, но приятна для умывания и питья. Вкусна невероятно. И, по заверению здешнего насельника иеромонаха Антипы (Масленникова), чиста настолько, что совсем не оставляет накипи в чайнике.
— Когда мы обустраивали скит, не ставили целью превратить его в образцово-показательную обитель с нарезанными по линеечке клумбами, — рассказывает отец Антипа. — Да, построили братский корпус, оборудовали подъездные пути, выложили плиткой дорогу к родникам, провели освещение — к нам ведь люди порой и ночью приезжают. Постоянно очищаем лес от валежника. А в остальном оставляем природу в ее первозданной красоте.
Жизнь отшельника Отец Антипа — первый монах, поселившийся в скиту после его возрождения в ноябре 2011 года. Когда батюшка приехал на Семиключье, здесь были только храм, церковная лавка и купель над родником. Жить до 2014 года, пока не построили братский корпус, ему пришлось в строительном вагончике, отапливаемом печкой-буржуйкой.
В первую же зиму он перенес тяжелейший бронхит, перешедший затем в хронический.
— Я же городской житель, привык к центральному отоплению и к тому, что из крана постоянно течет горячая вода. А тут раз — и как будто в XIX век попал, — вспоминает отец Антипа. —Вагончик кое-как протапливался, я потом систему поменял, но все равно вверху было душно, а внизу — холодно. Этот перепад температур и сыграл со мной злую шутку. Плюс я постоянно выскакивал на мороз, ходил в храм — дров подложить в печку.
Фактически два с половиной года батюшка жил здесь отшельником. Днем, правда, приезжали люди — паломники, строители, работники церковной лавки. А вот ночью все стихало — и ни единой человеческой души на несколько километров вокруг.
По мирской профессии отец Антипа — техник-электрик, но за годы отшельничества успел освоить еще несколько специальностей.
— Например, научился заготавливать дрова — у нас все жилые и хозяйственные здания до сих пор отапливаются дровами, газ сюда, за четыре километра от основной дороги, никто специально проводить не будет. Получил водительские права.
Одиночество его не угнетало. Он никогда не избегал людей, но наедине с самим собой ему легче. В тишине и молитва лучше идет, и труд спорится.
Это состояние очень точно описал известный православный автор-исполнитель иеромонах Роман (Матюшин): «Слава Богу, снова я один, снова я лампадку затеплю. Суету оставив позади, Господу молитву пролию».
Про иконы и дуб Беседуя, мы неспешно двинулись с отцом Антипой по дорожке к святым источникам. Тут же к батюшке за благословением подошли несколько паломников. Как выяснилось, не местные, даже не из Сурского края. Например, Марина Белышева приехала из Москвы, гостит у знакомых в Шемышейском районе:
— Грех было не заехать на Семиключье! Я столько слышала об этом святом месте, но все не получалось выбраться сюда. А в этом году Господь наконец дал возможность.
Марина говорит, в источники окунается редко — тяжело переносит ледяную воду, а на этот раз аж в три захода погружалась.
— Вы не представляете, какая благодать!
По потоку людей, стремящихся к святым источникам, сразу видно, кто и зачем прибыл в Семиключье. Люди в шортиках и майках с пятилитровыми канистрами в руках — «за водичкой и свежим воздухом подышать». Другие, соблюдающие благочестие, в том числе и в одежде, первым делом заходят в храм — паломники.
Есть и еще одна категория, с виду вроде благочестивая: всем интересуются, вопросы задают.
— Нет, история о семи монахах, которых здесь убили кубанцы во время набега в начале XVIII века, всего лишь легенда, новодел 1990-х
годов, — поясняет батюшка. — А вот то, что в одном из здешних родников в том же XVIII веке была обретена Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, — правда.
И тут некий мужчина спрашивает:
— А сколько раз нужно обойти вокруг дуба, чтобы желание исполнилось?
Отец Антипа глубоко вздыхает и спокойно объясняет, что тот самый дуб никаких желаний исполнить не может, что это непонятно откуда взявшееся языческое суеверие, о котором людям, называющим себя православными, не пристало говорить всерьез. Да, порой мы поступаем как та бабушка из старой русской байки, которая перед сном ставила две свечи перед образом Георгия Победоносца: большую — самому святому, маленькую — поверженному змею, на всякий случай.
Под покровом Богородицы А настоящие чудеса и исполнения желаний на Семиключье происходят постоянно. Помните евангельское «По вере вашей да будет вам…»?
Пару лет назад сюда приехали две паломнические группы из Пензы и близлежащего региона. В одной оказался молодой парень, в другой — девушка. И у родника, зачерпывая воду в ковшик, они встретились глазами. В общем, случилась любовь с первого взгляда.
Через несколько месяцев молодые люди вернулись в Семиключье вдвоем. Уже с обручальными колечками. И пожертвовали в храм большую красивую резную Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Как рассказала молодая жена, именно перед этим образом, еще до той памятной поездки, она молилась Святой Деве о счастливом замужестве.
По небесному ходатайству Богородицы после погружения в источники были и случаи исцеления. В частности, отец Антипа приводит пример, когда от одной из паломниц отступила онкологическая болезнь, а к другой, которой предстояла операция на глаза, после умывания водой вернулось зрение.
— Наверняка исцелений было больше, мы ведь не ведем учета, — улыбается батюшка. — Просто эти женщины вновь приезжали в скит после исцеления.
Свой предел Сегодня в скиту живут шесть насельников — четыре монаха и двое трудников. Последним прибился Михаил Печенков. Он на Семиключье всего два месяца. Колоритный, представительный, с окладистой бородой.
Его Господь сюда из Башкирии привел. А до этого где только не мотало бывшего детдомовца! Рыбачил на Камчатке, 22 года работал в Америке, не чураясь никакого труда. Там же, в Сан-Франциско, впервые пришел в православный храм. Но его тянуло на родину. Вернулся в Россию, а здесь ни семьи, ни работы, ни жилья…
— Но я не отчаивался, верил, что Господь все управит, — признается Михаил Георгиевич. — Однажды в интернете прочел про Тихвинский скит и вспомнил, что родился-то в Пензенской области, хотя детство и юность провел в Самаре. В общем, на свой страх и риск приехал сюда. Меня приняли как родного.
Жизнь в труде и молитве вновь обрела смысл.
— Верю, что здесь, на Семиключье, мой предел.