храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

Церковь Шестоковской иконы Божией Матери Грузинского прихода

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

Церковь Шестоковской иконы Божией Матери Грузинского прихода

Пам. арх. (регион.)

Старорусская ул., 10

Церковь Шестоковской иконы Божией Матери, была построена арх. Н. Н. Никоновым для подворья Шестаковского Вознесенского женского монастыря Тверской епархии.

Каменный храм был заложен в конце декабря 1896 г. С 1895 г. здесь стоял деревянный храм. А каменный по проекту Никонова строился с 1897 по 1900 г.

Св. прав. Иоанн Кронштадский освятил закладной камень, а 13 февраля 1900 г. в сослужении епископу Нарвскому Никону и главный престол. Второй придел был освящен о. Вениамином Петроградским..

Церковь на высоком подклете выстроена в стиле XVII века по образу шатрово-купольных храмов Москвы и Ярославля.

Храм и подворье закрыли в 1932 г., здания были переданы районному штабу ПВО. Главки и барабаны снесли. После Великой Отечественной войны помещения были переоборудованы, в здании размещался проектный институт.

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

Архитектурная энциклопедия
второй половины XIX века:
Т.1-7/Г.В. Барановский.
-Санкт-Петербург: ред.
журн. «Строитель»,
1902-1908.- 1 т.;c.116

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

Шестаковское подворье.
Фото начала 1900-х гг.

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

ЦГАКФФД СПб Гр 76661
Вид фасада дома №10
на Старорусской улице.
1960 г.
(добавил Виктор М)

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

ЦГАКФФД СПб Ар 238426
* см. ниже
май 1974 год
(добавил Виктор М)

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

ЦГАКФФД СПб
Ар 215727
** см. ниже
21 апреля 2001 г.
(добавил Виктор М)

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

май 1974 год Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович

** Вид от Старорусской улицы на церковь Шестаковской иконы Божией Матери Шестаковского подворья Вознесенского женского монастыря

( архитектор Н.Н.Никонов, 1895-1900 гг.). 21 апреля 2001 г. Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович

19 мая 2002 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром освящается Церковь Шестаковской Иконы Божьей Матери Грузинского прихода.

Богослужение ведется на грузинском и церковнославянском языках.

Источник

Церковь Шестоковской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Шестоковской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

Церковь Шестоковской иконы Божией Матери построена в 1897-1900 годах; богослужение в храме ведется на грузинском и церковнославянском языках. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры федерального значения.

Содержание

История [ править ]

История храма началась с того, что купчиха А. И. Бильдеева приобрела в Санкт-Петербурге участок земли на Песках для устройства здесь подворья Шестоковского (Шелтомежского) Вознесенского женского монастыря Тверской епархии, в котором в 1895 года была сооружена деревянная Александровская церковь по случаю спасения Александра III в Борках.

28 декабря 1896 года Иоанн Кронштадтский освятил закладной камень. Строительство шло с 1897 по 1900 год по проекту епархиального архитектора Николая Никонова. Церковь на высоком подклете выстроена в стиле XVII века по образу шатрово-купольных храмов Москвы и Ярославля.

13 февраля 1900 году епископом Нарвским Никоном (Софийским) был освящён главный престол. В числе сослуживших ему был Иоанн Кронштадский.

18 июня того же года иеромонах Вениамин (Казанский) освятил придел святителя Николая и равноапостольной Марии Магдалины.

7 (20) октября 1901 года архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным) освящён левый придел во имя благоверного князя Александра Невского, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Александра.

Строительство храма обошлось в 110 тысяч тогдашних рублей, часть которых собрал сам Иоанн Кронштадский. Главными вкладчиками стали местные жители П. М. Степанов и П. М. Кумович.

В 1904 году во дворе храма по проекту Александра Пуринга выстроили четырехэтажный флигель для богадельни и сёстер, число которых доходило к началу Первой мировой войны до двадцати пяти.

На молебны перед иконой Шестоковской Богоматери, находившейся в местном чине резного иконостаса, стекалось множество народа.

17 августа 1932 года храм закрыли, здания были переданы районному штабу ПВО. Его архитектурный облик заметно изменился: барабанные основания вместе с куполами были снесены.

После Великой Отечественной войны помещения были переоборудованы, внутри сделаны межэтажные перекрытия, в здании разместился филиал института «Спецпроектреставрация».

Современное состояние [ править ]

В декабре 1992 года святыня была возвращена Церкви. 5 марта 1993 года храм передан грузинской общине. В ноябре 1993 года в нижнем помещении было совершено первое богослужении.

С марта 1993 года на средства грузинского землячества Петербурга начались реставрационные работы, продолжавшиеся почти десять лет. Одним из инициаторов восстановления храма выступил потомок грузинского царя Ираклия II Аристо Багратиони, проживавший в Петербурге. Весомый вклад в осуществление этого замысла внесли председатель петербургского землячества «Иверия» Бадри Какабадзе, генеральный директор пивоваренного завода «Степан Разин» Гия Гвичия, президент экономической ассоциации «Балтика» Сосо Харебов и другие. Иконы для иконостаса писал художник Заури Цхадая с тремя сыновьями.

В церковь была перенесена икона Трех Святителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, до революции хранившаяся в Трёхсвятительском храме на Васильевском острове, служившего в 1916—1918 годы грузинским подворьем в Петербурге.

Внешний облик храма воссоздан почти идентично первоначальному, только над его крытыми медью куполами установлены не восьми, а четырёхконечные вызолоченные кресты (установлены весной 2000 года).

23 ноября 2000 года был освящён верхний храм. Торжество было приурочено к празднику в честь грузинских царя-мученика Константина и великомученика Георгия.

19 мая 2002 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимиром (Котляровым) возглавил освящение церкви Шестаковской Иконы Божьей Матери Грузинского прихода. Делегацию Грузинской православной церкви в составе 20 человек возглавил епископ Ванский и Багдатский Антоний (Булухия). На освящении присутствовали советник президента Грузии по национальным вопросам Александр Герасимов, посол Республики Грузия в России Зураб Абашидзе, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. Из Москвы приехали известные деятели культуры Зураб Церетели и Зураб Соткилава.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 193144, г. СПб., Центральный р-н, ул. Старорусская, д. 8/2

Расписание богослужений [ править ]

Богослужения: по четвергам, субботам, воскресным и праздничным дням.

Исповедь: во время службы. Литургия: 10:00.

Источник

храм шестоковской иконы божией матери грузинского приходаpiter_places

Места Санкт-Петербурга

В столице Российской Империи активно появлялись монастырские подворья (жилые помещения и храм) многих епархий православной церкви. Городские подворья организовывались для сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов, и приёма паломников, как одни из основных мест духовно-культурной жизни городского населения.
Одно из таких подворий было организовано на Песках и относилось к Шестаковскому Вознесенскому женскому монастырю Тверской епархии. Там была построена деревянная церковь, которая при содействии Иоанна Кронштадтского была перестроена в каменный храм.
История происхождения иконы и названия «Шестаковская» довольно интересная и, скажем так, с оттенком сверхъестественности.

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода
Церковь Шестаковской иконы Божией Матери 1900-1908 гг

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода
Церковь Шестаковской иконы Божией Матери 1901-1905 гг

13 февраля 1900 года епископ Нарвский Никон в сослужении батюшки Иоанна освятил главный престол. Начались службы. На молебны перед иконой Шестоковской Богоматери, находившейся в местном чине резного иконостаса, стекалось множество народа.

Храм и подворье закрыли в 1932 г., здания были переданы районному штабу ПВО. Главки и барабаны снесли. После Великой Отечественной войны помещения были переоборудованы (внутри сделаны межэтажные перекрытия), в здании размещался проектный институт.

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода
Церковь Шестаковской иконы Божией Матери 1995 год

С марта 1993 года начались реставрационные работы, продолжавшиеся почти десять лет. Церковь восстановлена и вновь освящена в 2002 году. Храм обрел свой современный статус: Московский патриархат, Санкт-Петербургская епархия, церковь Шестоковской иконы Божией Матери. Большинство прихожан – православные грузины, поэтому чтение богослужебных текстов и пение совершаются на грузинском и церковнославянском языках.

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода
Церковь Шестаковской иконы Божией Матери 2008 год

Адрес церкви: Старорусская ул., 8; Кирилловская ул., 2.
Посмотреть: Яндекс.Карты, Яндекс.Панорамы.

Источник

Грузинская Православная церковь в Санкт-Петербурге

Фотографии

храм шестоковской иконы божией матери грузинского приходахрам шестоковской иконы божией матери грузинского прихода храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

В Санкт-Петербурге есть немало храмов и церквей, которые в течение длительного времени были закрыты, а в настоящее время возвращаются верующим, возрождаются буквально из небытия благодаря вере и труду неравнодушных людей. Одной из таких церквей является Грузинская Православная церковь, что на Старорусской улице, 8/2.

Историческая справка

В конце XIX века купчиха Бильдеева купила земельный надел для строительства подворья Шестоковского монастыря. Освящение первого камня производил сам Иоанн Кронштадтский 28 декабря 1896 года. Храм возводили по проекту зодчего Никонова. Он был построен в стилистике XVII века, повторяя шатрово-купольные храмы, которые строили архитекторы Москвы и Ярославля. В середине февраля 1900 года освятили главный придел.

Работы обошлись в 110 тысяч рублей, средства собирали всем миром, руководил сбором знаменитый петербургский священник Иоанн Кронштадтский. Меценатами, выделившими крупные суммы, были горожане Кумович и Степанов, о чем сохранились свидетельства в документах.

К 1904 году был пристроен флигель с кельями для сестер монастыря и помещениями богадельни. Люди со всего города и с окраин приходили помолиться в храм перед чудотворной иконой Шестоковской Богоматери.

17 августа 1932 года вышел указ о закрытии церкви. Здание лишилось куполов и барабанного основания, и было передано штабу ПВО. После войны его передали институту «Спецпроектирования». Была произведена масштабная реконструкция, возведены перекрытия, разделившие пролеты на три этажа. А там, где находился алтарь, были устроены кабинеты.

Лишь в конце 1992 года полуразрушенный храм был возвращен Церкви, а весной следующего года передан грузинской диаспоре. Работы по реставрации велись более 10 лет, но и сейчас ведется восстановление.

Царские дары от грузинского народа

Чудотворные иконы

До революции грузинским подворьем в Петербурге был Трехсвятительский храм, где хранилась икона Трех Святителей вселенских. Когда начались гонения на церковь, один из русских прихожан спрятал у себя великую святыню. Когда же грузинская община обрела новый храм, он без колебаний принес ее. Прихожане уверяют, что лики святых были затемнены и почти неразличимы, но во время Рождественской службы образы стали проявляться и теперь икону можно разглядеть в мельчайших деталях.

Еще одной чтимой у православных иконой, тоже хранящейся в Грузинской церкви, является Чудотворная Шестоковская икона Божьей Матери. Образ был найден в 1770 году в доме Николая Скрипицына, майора из Москвы. Их служанке несколько раз снился сон, что Богородица в печи. Об этом женщина рассказывала хозяевам, но растолковать сновидение не удавалось до тех пор, пока однажды из печной трубы на шесток не выпала икона, завернутая в холст. Вскоре образ был передан в небольшую церковь в селе Шелтомеж в Тверской области, где находилось родовое имение майора. Именно при этой церкви в конце XIX века было подворье женского монастыря. С тех пор икона стала именоваться Шестоковской или Шелтомежской.

Храм в наши дни

За годы восстановления Грузинской церкви он превратился из убогого здания, портившего вид улицы в белоснежную, ажурную и легкую церковь, которая стала украшением. Проделана колоссальная работа, восстановлены купола и кресты.

В православной святыне проводятся служения на грузинском и церковнославянском языках. Сюда идут на службу не только представители грузинской диаспоры, но и люди других национальностей, находя здесь утешение. Хотя постройка возведена в русском стиле, внутреннее убранство наполнено грузинским колоритом. В частности, это одноярусный иконостас и виноградные лозы, украшающие ризы икон.

Храм Шестоковской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге стал связующим звеном между русской и грузинской культурой, объединяющим два народа.

Источник

Храм Шестоковской иконы Божией Матери (грузинский приход)

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

Настоятель храма протоиерей Роман Вепхвадзе:

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

— В Санкт-Петербург я попал в 1996 году, после событий в Абхазии, когда грузин оттуда выгнали. Это политика, не будем сейчас говорить, кто виноват, кто прав. Здесь был священник, но он уехал в Грузию, и я по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приехал сюда. В Петербурге я и раньше часто бывал, у меня здесь много знакомых, друзей. Я и не мечтал, что жить буду в этом городе, но это, как видно, не от меня зависит… Храм тогда был в ужасном состоянии, без куполов, мы его восстанавливали и до сих пор восстанавливаем, сделали таким красивым. К нам не только грузины ходят, но и молдаване, украинцы, русские. Недавно мусульманка крестилась, теперь ходит в наш храм.

Аристо Багратиони, председатель Приходского совета:

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

— В Петербурге грузинская колония существовала с самого его основания, были и грузинские церкви. Главным местом молитвы грузин стала церковь Трех Святителей на Васильевском острове. В 1916 году она была передана грузинскому приходу, и службы стали совершаться на грузинском языке. После революции храм закрыли. Еще покойный Патриарх Алексий II в бытность митрополитом Ленинградским говорил о том, что надо какой-нибудь храм в городе отдать грузинам, но произошло это уже при покойном митрополите Иоанне (Снычеве). Я здесь с первого дня, участвовал в восстановлении храма. Мы, православные грузины, живущие в Петербурге, осуществляем культурную и духовную связь между Русской и Грузинской Церквями и между нашими народами.

Александр Схиртладзе, чтец:

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

— Для нас, грузин, этот храм — вторая Грузия. У нас достаточно много и русских постоянных прихожан. Здесь ко всем хорошо относятся, независимо от национальности. Мы все: священнослужители и миряне, взрослые и дети — часто собираемся в нижнем трапезном храме.

У нас в храме есть икона Трех Святителей из прежнего грузинского Трехсвятительского храма. Она много лет хранилась дома у одного русского прихожанина. Когда наш храм был передан грузинской общине, этот человек принес ее сюда. Изображение было очень темным, но однажды во время Рождественской службы образ начал проявляться. Постепенно изображение проявилось в мельчайших деталях

Тамара Пирогова, певчая:

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

— Моя мама приехала сюда учиться из Грузии, здесь встретилась с отцом, и я родилась в Петербурге. Про храм мама узнала случайно: познакомилась с грузинами, они ее спросили, ходит ли она в грузинский храм, а мы про него даже не слышали. Петь я специально не училась: мама поет в хоре, и я с ней вместе с детства, так что теперь все знаю наизусть. А учусь я на экономическом факультете, в свободное время занимаюсь грузинскими танцами. В Грузию мы с мамой и сестрой ездим каждое лето. Папа не «ревнует» нас к нашей второй родине, наоборот, он рад, что мы — носители двух культур.

Наталия Шмитко, прихожанка, журналист:

— Мне всегда нравились грузины: они красивые, сердечные люди. Я бывала в Грузии, в студенческие годы даже проехала автостопом из Гагр через Самтредиа в Батуми. После событий 9 апреля 1989 года на проспекте Руставели потрясли меня. Вскоре в «Московских новостях» прочитала о том, что живущий в нашем городе Аристо Багратиони — претендент на грузинский престол. Я его разыскала, он работал врачом в психиатрической больнице, оказался необыкновенно милым человеком, но на престол не претендовал (смеется). Его главной заботой было создание прихода при грузинском землячестве. Здание этого храма было в ужасном виде, в нем были сделаны перекрытия, устроены три этажа, на месте алтаря — туалеты. Мы начали приводить в порядок нижний храм — крипту. Я ходила туда три-четыре раза в неделю. Первую Пасху приход встретил в Лавре, а на следующий год — уже в крипте. Иконы для иконостаса писал художник Заури Цхадая с тремя сыновьями. Аристо Багратиони его консультировал.
В 1995 году случилось ужасное событие — покушение на Аристо. Перед праздником Преображения он заночевал в храме; очевидно, кто-то постучал в дверь, и он открыл. Утром люди пришли на службу, а он лежит в луже крови, топором рассечена голова. Его вытащили буквально с того света, весь приход за него молился…

храм шестоковской иконы божией матери грузинского прихода

Грузины трепетно относятся к своей культуре, отмечают национальные праздники. При храме есть детская танцевальная студия, где преподает наша прихожанка Мариам, сестра балерины Ирмы Ниорадзе. Но меня огорчает, что петербургской культурой наши прихожане интересуются мало. Раньше, когда моя дочь еще училась в школе, я иногда брала после службы приходских детей, сажала в десятый троллейбус и показывала им город.

Чудотворная Шестоковская икона Божией Матери обретена 6 (19) марта 1770 года в Москве, в доме секунд-майора Николая Дмитриевича Скрипицына: из печной трубы на шесток (отсюда и название) печи выпал сверток холста. После смерти владельца икона была передана в церковь села Шелтомеж Кашинского уезда Тверской губернии, родовое имение Скрипицыных (второе название Шестоковской иконы — Шелтомежская). В Шелтомеже в 1887 году была создана женская община, в 1906 году преобразованная в монастырь. Храм Шестоковской иконы Божией Матери в Петербурге строился как подворье Вознесенской Шелтомежской женской обители. Автором проекта был известный епархиальный архитектор Н. Н. Никонов. Храм был закрыт в 1932 году, барабаны с куполами снесены, в здании сначала находилось общежитие, потом оно было передано институту «Спецпроектреставрация». В декабре 1992 года храм был возвращен верующим. Реставрационные работы продолжались почти десять лет. Церковь вновь освящена в 2002 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. Богослужения в храме — на грузинском языке. Храм отреставрирован и расписан благодаря грузинскому землячеству «Иверия». Настоятель — протоиерей Роман Вепхвадзе. Престольный праздник — 19 марта. Старорусская ул., 8/2, тел. 274‑93‑90. Богослужения — чт, сб, вск и праздничные дни. Храм открыт ежедневно с 10:00 до 20:00.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *