храм симеона столпника великий устюг
Церковь Симеона Столпника
Храм Симеона Столпника — один из замечательных памятников устюжского зодчества середины XVIII в.— расположен на берегу реки Сухоны в нижней (второй) части Великого Устюга.
Строительство каменной церкви на месте одноименной деревянной было начато в 1725 году. Во время большого пожара храм сильно обгорел, после чего на средства устюжского купца И. Я. Курочкина началась его перестройка, завершившаяся в 1765 году.
Церковь Симеона Столпника — единственная из сохранившихся в Устюге церквей, в архитектуре которой присутствуют черты западноевропейского барокко. Влияние этого направления сказывается в декоре верхнего холодного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и приделов Николая Чудотворца и равноапостольного князя Владимира. Вычурной формы наличники западноевропейского типа обрамляют оконные проемы. Плоские пилястры, увенчанные уникальными изразцовыми капителями, украшают стены. Эти капители, замечательные изделия талантливых устюжских гончаров, почти не имеют аналогий во всей русской архитектуре XVIII в. Они придают облику храма необычайную нарядность и торжественность, вводят дополнительный изумрудный цвет в колорит Симеоновской церкви. Особенно богато убранство западного фасада. Здесь и круглые окна над боковыми порталами приделов, и пышный фронтон в центре, и открытая паперть-терраса с двухмаршевой лестницей, ведущей к главному входу в храм.
Интерьер холодного храма Рождества Пресвятой Богородицы, сложившийся в 1757–1765 годах, поражает цельностью своего барочного убранства, необычайным богатством отделки. Стены и своды покрыты искуснейшей лепниной. В клеймах — живописные изображения сюжетов из Нового и Ветхого Заветов. Большой трехъярусный изящной работы иконостас украшен необычайно сочной и пышной резьбой. Иконы написаны одним из лучших устюжских иконописцев XVIII века Василием Колмогоровым (сейчас они хранятся в фондах Великоустюгского музея-заповедника).
Декор нижнего (теплого) храма, освященного во имя преподобного Симеона Столпника, выполнен в традициях раннего «нарышкинского барокко». На фоне оштукатуренных и окрашенных в красный цвет стен выделяются одиночные и сдвоенные, гладкие и волнообразные белые пилястры. Карнизы с фестончиками и разрезные фронтончики окон по формам восходят к деталям рубежа XVII-XVIII вв. Внутреннее убранство этого храма, к сожалению, утрачено. Сохранилась лишь храмовая икона «Преподобный Симеон Столпник, в житии» II-й пол. XVI в. (с 1958 года она находится в Третьяковской галерее).
Декоративное убранство храма и отдельно стоящей колокольни по своему характеру очень близки, однако изразцовые многоцветные капители пилястр на ее фасадах богаче и разнообразнее.
В начале ХХI века церковь Симеона Столпника — это действующий храм и объект музейного показа. Общиной верующих совместно с администрацией города, организациями, предпринимателями восстановлена теплая церковь. Музей-заповедник приступил к научной реставрации этого уникального памятника архитектуры.
Храм Симеона Столпника
Марина Александрова запись закреплена
Марина Александрова запись закреплена
Храм Симеона Столпника запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Марина Александрова запись закреплена
Елизавета Синдюрина запись закреплена
Елизавета Синдюрина запись закреплена
Елизавета Синдюрина запись закреплена
Елизавета Синдюрина запись закреплена
Светлана Лапицкая запись закреплена
Елизавета Синдюрина запись закреплена
Храм Симеона Столпника запись закреплена
Храм Симеона Столпника запись закреплена
Православная невеста, жена и мама
9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших.
Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.
Показать полностью.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.
Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. Усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий):
«Весьма часто умершие являются своим родным во сне и даже наяву в отчаянии, слезах, тяжком горе. Плачут потому, что близкие не молятся о них…Обязательно до последних дней своей жизни поминайте их, ибо умершие уже ничего не могут сделать для облегчения своей участи. Они укоряют нас: «Почему не испрашиваете оставления грехов наших при Бескровной Жертве, совершаемой ежедневно во время святой Литургии?» Ведь они же знают, что если вы будете поминать их, если священник будет изымать частицы о упокоении их души и в конце Литургии все эти частицы опускать в Чашу с Кровью Христовой, молясь: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь, честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих», то грехи омываются, и несчастные получают великое облегчение. Часто повторяемое поминовение способно в огромной мере облегчить их загробную участь, способно даже исходатайствовать перед Богом полное прощение их грехов».
Храм Симеона Столпника запись закреплена
Любители Стихов и Православных цитат!
Суббота — последний день перед Пасхой.
В Евангельских евангельских событиях этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб.
Показать полностью.
Вечером того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пришёл к Понтию Пилату и спросил попросил позволения снять тело Христово. Пилат позволил.
Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом (также одним из учеников), смазал Его благовониями и обвил плащаницей (льняное полотно) по иудейскому обычаю.
После этого тело Тело Христово положили во Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень.
В субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поставить стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут, будто Он Воскрес.
Так и случилось: приставили ко Гробу стражников ко Гробу, чем в положенный час предоставили неопровержимое доказательство Воскресения Христова.
Также в Великую Пятницу Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью.
Вот что писал об этом Митрополит митрополит Сурожский Антоний Сурожский:
И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…»
Храм Симеона Столпника запись закреплена
Собор православных граждан
Храм Симеона Столпника запись закреплена
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ †
Храм Симеона Столпника запись закреплена
Любители Стихов и Православных цитат!
7 АПРЕЛЯ – БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
Великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника таин Божиих, Архангела Гавриила.
Показать полностью.
По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Девы, – с 3-х до 15 лет Она, посвященная на служению Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет.
Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (не случайно имя Иисус, предреченное Архангелом Богомладенцу, означает «Спаситель»).
Так благая весть (то есть Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена миру.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы открывает последовательный ряд описанных в Новом Завете событий воплощения, земной жизни и служения, Крестной смерти и Светлого Воскресения Господа Иисуса Христа. Его духовное содержание – раскрытие великой, непостижимой человеческому уму тайны воплощения Сына Божия от Девы, предреченного еще в Ветхом Завете святым пророком Исаией в VIII веке до Рождества Христова.
Тропарь праздника, глас 4:
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна, и е́же от ве́ка та́инства явле́ние: Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет, и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет. Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Кондак праздника, глас 8:
Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Задостойник праздника:
Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву.
Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту, да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных. Устне́ же ве́рных, Богоро́дице, немо́лчно, глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Молитва:
Величание праздника:
Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Церковь Симеона Столпника
Церковь Симеона Столпника
Самым декоративным храмом Великого Устюга XVIII века является расположенная на берегу Сухоны церковь Симеона Столпника. Некогда на этом месте стояли две деревянные церкви – холодная во имя Симеона Столпника, и тёплая – во имя Василия Кесарийского. Первые сведение о них встречаются в конце XV века.
В 1725–1728 годах возведён нижний этаж ныне существующего храма; не позднее 1736 года к нему пристроили кладовые палатки. Вскоре после этого возвели верхний этаж, а над палатками в 1736–1740 годах поставили два придела. Во время пожара 1757 года храм сильно обгорел, после чего был перестроен к 1765 году на средства купца И. Я. Курочкина. Тогда же, в 1765 году, была сооружена и стоящая рядом увенчанная шпилем высокая ярусная колокольня. Главный фасад храма обращён к Сухоне. Перед ним расположена опирающаяся на аркаду широкая терраса, на которую ведёт открытая лестница. Композиция храма строго симметрична и торжественна. Огромный трехсветный четверик храма завершён полукруглыми фронтонами и гранёным куполом, несущим восьмигранный барабан и главку на окаймлённой волютами шейке. По сторонам здания – два увенчанных главами придела.
Первый этаж занимает тёплая церковь во имя преподобного Симеона Столпника с приделом во имя святого апостола Иакова Алфеева. Второй этаж – холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Николая Чудотворца и во имя благоверного князя Владимира.
Интерьер церкви Симеона Столпника относится также к 1765 году. Основное помещение храма было обильно украшено разнообразной лепниной. В церкви находится один из самых развитых барочных иконостасов XVIII века. В Государственной Третьяковской галерее хранится древняя храмовая икона из этого храма «Симеон Столпник в житии», написанная во второй половине XVI века.
Среди колоколов выделялся весом в 154 пуда колокол, отлитый в 1771 году устюжским мастером колокольных дел Матвеем Бушковским.
В 1930 году храм был закрыт, были сброшены колокола и частично разобраны иконостасы. С 1960 года храм охраняется государством как памятник федерального значения.
В 2001 году в храме был отслужен первый молебен, а в 2003 году он был вновь освящён, став третьим действующим в Великом Устюге.
Великий Устюг. Церковь Симеона Столпника.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Храм со стороны реки строго центричной композиции. В основу его декоративного убранства положен классический ордер со многими барочными волютами, фронтонами разной формы. Как в церкви, так и в многоярусной колокольне живописно выглядят керамические капители. Церковь и колокольня, завершенная шпилем, стилистически едины. Влияние барокко сказывается в декоре верхнего холодного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и приделов Николая Чудотворца и равноапостольного князя Владимира.
Интерьер храма Рождества Пресвятой Богородицы, сложившийся в 1757-1765 годах, выполнен в стиле барокко, богато отделан. Стены и своды покрыты искуснейшей лепниной. В клеймах – живописные изображения сюжетов из Нового и Ветхого Заветов. Трехъярусный резной иконостас очень красив. Иконы написаны одним из лучших устюжских иконописцев XVIII века Василием Колмогоровым (сейчас они хранятся в фондах Великоустюгского музея-заповедника). Декор нижнего (теплого) храма, освященного во имя преподобного Симеона Столпника, выполнен в традициях раннего «нарышкинского барокко». Внутреннее убранство этого храма утрачено. В настоящее время в храме музей, но также проводятся богослужения. Ведется реставрация.
Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976. http://www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum
Первоначально на месте нынешней церкви во имя преподобного Симеона Столпника стояло две деревянных холодная во имя преподобного Симеона Столпника и теплая во имя Василия Кесарийского, когда заложены неизвестно, первые сведение о них встречаются в конце XV столетия, в 1471 году, в описании первого чуда над гробом праведного Прокопия Устюжского чудотворца. Также упоминаются в Сотной книге 1630 года. По описи 1676 – 1683 годов числится церковь холодная пятиглавая во имя Симеона Столпника с тремя приделами, теплая двуглавая во имя святого Василия Великого (во имя благоверного князя Владимира Киевского, нареченного во святом крещении Василием), колокольня с 9-ю колоколами. Сгорели во время пожара 1715 года. 20 июня 1725 года архиепископ Великоустюжский и Тотемский Боголеп дал грамоту на строительство каменной двухэтажной Симеоновской церкви. Первый этаж теплая – во имя преподобного Симеона Столпника с приделом во имя святого апостола Иакова Алфеева. Второй этаж холодная – во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя святого Николая Чудотворца и во имя благоверного князя Владимира. Строительство закончилось в 1747 году. В 1757 году во время большого пожара, храм сильно обгорел, в 1765 году был перестроен на средства купца И. Я. Курочкина.
В 1765 году при Симеоновской церкви построена отдельно стоящая колокольня. В 1771 году Устюжский мастер колокольных дел Матвей Бушковский отлил для церкви Симеона Столпника колокол весом 154 пуда. В одно из наводнений сильно пострадало крыльцо церкви, обращенное к реке, то что дошло до нас относится уже к 1908 году. Заново отделанный верхний холодный храм Рождества Богородицы церкви Симеона Столпника был освящен 18 мая 1908 года. В феврале 1930 года церковь закрылась, после чего начали снимать колокола и ломать иконостасы.
20 мая 2001 года в церкви Симеона Столпника вновь начались богослужения, а 7 марта 2003 года храм был освящен.
Церковь Симеона Столпника (Великий Устюг)
Церковь Симеона Столпника, вид со стороны Сухоны
Церковь Симеона Столпника — православный храм в Великом Устюге. Построена в середине XVIII века, иногда указывают 1765 год. Единственная церковь Великого Устюга, в архитектуре которой присутствуют черты западноевропейского барокко. Расположена во 2 части города, далеко от исторического центра, на берегу Сухоны.
Описание
Композиция церкви существенно отличается от других храмов Великого Устюга. Западный фасад её выходит на Сухону, вперёд выдвинуты два симметричных придела. Ранее между приделами располагалось построенное на арках гульбище, однако оно сильно пострадало в XIX веке во время наводнения и было заменено лестницей, не очень согласующейся со стилем церкви. Храм двухэтажный, в центре композиции находится четверик, к которому с восточной стороны примыкает алтарная часть. Верхняя церковь — летняя (не отапливалась), нижняя — зимняя. Стены как четверика, так и обоих приделов завершены полукруглыми фронтонами. На четверике стоит двухъярусный восьмерик, над каждым из приделов — восьмерик меньшего размера. Окна украшены барочными наличниками.
Колокольня
Западнее церкви стоит ярусная (восьмерик на четверике) колокольня, построенная в том же стиле, что и сама церковь. Колокольня завершена шпилем, что характерно для соответствующего периода русского зодчества.