храм смоленской иконы божией матери на васильевском острове настоятель
В Петербурге умер настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери
Протоиерей Виктор Московский скончался 14 ноября от инфаркта на 72-м году жизни. Соболезнования родным настоятеля храма и прихожанам выразили митрополит Варсонофий и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Как заявил градоначальник, с уходом отца Виктора приход Смоленской иконы Божией Матери осиротел.
«Его хорошо знали во всех краях нашей страны. Отца Виктора любили за мудрые наставления, поддержку и неиссякаемые молитвы», — заявил Александр Беглов.
Как сообщила в петербургской митрополии РПЦ, у настоятеля храма была «продолжительная болезнь сердца».
Отец Виктор родился в Новгородской области. С семи лет начал прислуживать в храме. После школы поступил в Ленинградскую духовную семинарию. После службы в армии отец Виктор получил назначение в Николо-Богоявленский собор и продолжил обучение в Ленинградской духовной академии. В 1975-м он был рукоположен в сан священника. В храм Смоленской иконы Божией матери священник был переведен в 1987 году. Тогда храм был в запустении, а часовня блаженной Ксении Петербургской и вовсе использовалась под мастерские. Именно благодаря усилиям настоятеля и храм и часовня были восстановлены.
— Новая страница жизни началась, когда его, молодого священника, назначили настоятелем в храм Смоленской иконы Божией Матери накануне канонизации блаженной Ксении Петербургской, — говорится в сообщении митрополита Варсонофия. — За прошедшие годы им было сделано многое. Отреставрированы храм и часовня, всесторонне развивалась жизнь прихода, который стал большой дружной семьей. Он был не только достойным пастырем, но и прекрасным человеком, добрым и внимательным ко всем, кто к нему обращался. Отца Виктора отличала простота и скромность, а также искренняя любовь к людям.
Отпевать отца Виктора будут 16 ноября в храме Смоленской иконы Божией Матери. Божественную литургию совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Погребение состоится на Смоленском кладбище.
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной
† Храм Смоленской иконы Божией Матери
и Часовня святой блаженной Ксении Петербургской.
Настоятель, благочинный
Василеостровского округа
Показать полностью.
протоиерей Евгений Шогенов
Как добраться:
От ст.м. Василеостровская — маршрутное такси 249а
От ст.м. Приморская — автобус 42, маршрутное такси 186
Россия, г.Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Камская, д. 24, 199178
+7 (921) 342-96-71
info@smolenka.spb.ru
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
НА ПРЕДСТОЯЩЕЙ СЕДМИЦЕ
АКАФИСТЫ СВЯТОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ
СОВЕРШАЮТСЯ В ЧАСОВНЕ ЕЖЕДНЕВНО В 16:30
ЧАСОВНЯ ОТКРЫТА ЕЖЕДНЕВНО
С 8 ДО 19 ЧАСОВ БЕЗ ПЕРЕРЫВА
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
7 ноября 2021г.
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Мчч. Маркиана и Мартирия, прав. Тавифы, в храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена ранняя и поздняя Литургия.
Позднюю Литургию совершили благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Евгений Шогенов, протоиерей Александр Лесюис, иерей Сергий Мороко, иерей Константин Суржиков, протодиакон Николай Фоменко, иеродиакон Родион (Кириченко) и диакон Иоанн Бузин.
Показать полностью.
На сугубой ектении была прочитана молитва о нераспространении вредоносного поветрия.
По окончании Божественной Литургии было совершено славление с молитвой Господу Богу.
Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением регента Полины Фоменко.
В сегодняшнем воскресном Евангелии, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре. Это короткое повествование о жизни и смерти двух разных людей заслуживает внимательного рассмотрения. Как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы, с одной стороны, богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а, с другой стороны, бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей».
Перед нашим мысленным взором предстают два человека, между которыми огромная не только социальная пропасть, но и духовная.
Один жил в достатке и богатстве. Как говорит Евангелие, «одевался в порфиру и виссон». Порфира – это сирийская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая и нежная материя из египетского льна. Поистине столь дорогое убранство мог себе позволить в то время только человек с большим материальным состоянием.
А другой был нищий, который лежал в струпьях у ворот этого вельможи и желал напитаться крошками, падающими со стола богача.
Интересно, что нищий имеет в этой притче имя. Его зовут Лазарь, а богач – безымянный. Сегодня громко звучат имена богатейших людей мира. Блеск и шик их богатств заставляют одних восхищаться, а других раздуваться от зависти и злобы, но порой наличие имени в престижном списке богачей «Forbes» предполагает отсутствие этого же имени в Книге Жизни. Для Бога богатство не является достижением. Оно не выделяет человека среди человеческой массы в глазах Божиих. Так как само по себе оно даруется Самим Богом.
Как бы человек ни гордился и ни кичился своим успехом и достижением высокого материального уровня, все это даровано ему Богом. Здоровье, разум, таланты и удачные обстоятельства – без этого богатый человек не смог бы достигнуть желаемого результата, но все это не его заслуга, а дар Божий. Дар, который человек должен использовать для приобретения духовного плода, по которому будет оценен Богом и записан по имени в Книгу Жизни. Но евангельский богач, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «бесплоден, поэтому лишен имени. Ему оставлено только общее родовое имя – человек».
Далее в сегодняшней евангельской притче рассказывается о встрече в загробном мире богача и Лазаря. Богач, страдая от адских мук, просит Авраама послать Лазаря совсем немного облегчить страдания его. Но Авраам отвечает, что это невозможно: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят». Этими словами Христос показывает нам, что в жизни каждого человека наступит момент, когда ничего уже исправить нельзя. Когда время выйдет и что-то изменить уже будет невозможно.
Так говорит об этом старец Паисий Святогорец: «Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе и будем плакать тщетно и напрасно. Посему увещеваю, прошу и умоляю скорбеть и плакать о грехах здесь». Как в нашем материальном мире возможны различные метаморфозы и преобразования с любой материей, так и наша душа, пока находится в теле, в рамках этого временного материального мира доступна к изменению и преображению. Но стоит ей покинуть этот мир – и никакие изменения в ее сущности уже невозможны. Так как в том мире, как и в Боге, нет даже тени перемен, а все постоянно и неизменно.
Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера
Итак, в чем же заслуга Лазаря перед Богом, что после смерти он был удостоен столь великой чести и радости? В том, что жизнь его была полна страданий и лишений? Но разве Богу приятны человеческие мучения? Разве это есть сущность христианской жизни? Лежать у ворот в струпьях? Конечно же, нет. Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера. Ведь находясь в столь тяжелом состоянии, он ни разу не возроптал на Бога, не воззвал к совести богача. Он не требовал помощи, он смиренно уповал на милосердие Божие. И этим он вознесся до ложа Авраамова. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Взирай на славнейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани».
Страшная вина богача в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря
А в чем же вина богача? Разве в том, что он имел большое состояние? Разве богатый и состоятельный человек не может быть приятен в глазах Божиих? Безусловно, это не так! Так как богатство, будучи даром Божиим, не может быть злом само по себе. Ибо Бог не творит злого. Однако страшная ошибка и вина богача заключалась в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря, который лежал у ворот его дома. Наверняка он каждый день встречался с ним, выходя из своего дома, возможно, спотыкаясь о его лежащее в струпьях тело, но богач не нашел времени для того, чтобы остановиться и удостоить Лазаря своим вниманием, оказать ему малейшую помощь, которая хоть немного облегчила бы страдания нищего. «Где ты сеял, там и собирай, – говорит святитель Василий Великий, мысленно обращаясь к богачу. – Где расточал, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семена милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева».
Кроме того, мы видим из Евангелия, что подобный пагубный образ жизни богача передается по наследству. Находясь в аду, богач просит Авраама предупредить его братьев о страшном итоге и конце такого прожигания жизни.
Безусловно, если человек привязан к богатству, то эта привязанность проецируется и на его близких, родных, детей, которые, видя столь яркий и соблазнительный пример беззаботной жизни, прельщаются и устремляются к житейским утехам. Таким образом, человек, живущий подобно евангельскому богачу, о котором мы сегодня с вами слышали, губит не только свою душу, но и души своих близких, которые живут с ним под одной крышей. И никакие законы и увещевания не смогут помочь исправить этих несчастных, так как они видели наглядный урок и пример беззаботной жизни изо дня в день и не знают другого.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем, как сказал святитель Иоанн Златоуст, взирать на сладчайшего Лазаря, чтобы достигнуть нам той же самой спасительной пристани во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь!
Иеромонах Алексий (Годлевский)
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной запись закреплена
6 ноября 2021г.
В Димитриевскую родительскую субботу, в храме Смоленской иконы Божией Матери была совершена ранняя и поздняя Литургия.
Позднюю Литургию совершили благочинный Василеостровского округа настоятель протоиерей Евгений Шогенов, иерей Иоанн Московский, иерей Сергий Мороко, иерей Роман Жук, иерей Константин Суржиков, иеродиакон Родион (Кириченко) и диакон Иоанн Бузин.
Показать полностью.
По окончании Божественной Литургии была совершена заупокойная Панихида.
Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор под управлением регента Полины Фоменко.
Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь — подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд» (Евр. 9, 27).
Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.
В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.
Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».
Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.
Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.
Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).
Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Васильевский остров (Санкт-Петербург)
Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Васильевский остров (Санкт-Петербург)
Церковь Смоле́нской иконы Божией Матери или просто Смоле́нская церковь — один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове. Согласно преданию в постройке церкви участвовала святая блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса.
Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Василеостровского благочиннического округа.
Содержание
История [ править ]
В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Она была построена за два года и освящена 30 сентября (11 октября) 1760 года. 6 (17) ноября 1772 года к ней был пристроен Михайловский придел.
В 1786—1790 годах по проекту архитектора А. А. Иванова в стиле раннего русского классицизма была построена каменная Смоленская церковь. Деревянная церковь тогда ещё не была разобрана. 9 октября 1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова. 1 (12) октября 1790 года был освящён главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Всего на 1917 год в храме было пять приделов. Главный — Смоленской иконы Божией Матери. Правый — св. Василия Исповедника. Левый — во имя Иоанна Предтечи, св. архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освящённый 26 сентября 1790 года. Отдельный придел с южной стороны — Пророка Илии, освящённый 24 июня 1833 года. Отдельный придел с северной стороны — Апостола Иоанна Богослова, освящённый 10 октября 1892 года.
С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев.
В 1938 году в нее передали Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора. В 1940 году Смоленская церковь была закрыта, Казанскую икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор, где она пребывала 60 лет (в 2001 году возвращена в Казанский собор). Внутреннее убранство храма было уничтожено.
В 1947 году церковь возвращена приходу и 8 марта того же года торжественно освящена настоятелем Николо-Богоявленского собора протоиереем Павлом Тарасовым. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.
24 мая 1950 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым) в храме был освящён новоустроенный северный придел во имя иконы Божией Матери «Умиление», для которого был взят иконостас одного из приделов нижнего храма Владимирской церкви (на Владимирском проспекте), к тому времени закрытой.
16 февраля 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил в храме отдельный небольшой придел блаженной Ксении Петербургской.
Современное состояние [ править ]
Архитектура [ править ]
Церковь построена в стиле раннего русского классицизма. Это прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней, покрашенное в голубой цвет. С западной стороны к церкви примыкает трапезная. Над входом возвышается двухъярусная колокольня, увенчанная серым шпилем с крестом, в обоих ярусах которой располагаются звонницы. Стена второго яруса декорирована коринфскими пилястрами. Каждая грань яруса завершена треугольным фронтоном. Храм увенчан низким куполом серого цвета, расположенным на низком барабане с арочными окнами византийского стиля. Купол завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, Камская улица, 24, Смоленское православное кладбище.
Проезд: от ст. м. Приморская 15 минут пешком или от ст. м. Василеостровская наземным транспортом в сторону Малого проспекта Васильевского острова и Смоленского кладбища.
Расписание богослужений [ править ]
Исповедь: 9.45. Литургия: 10.00; по воскресным дням и двунадесятым праздникам: 7.00 и 10.00.
В часовне непрерывно, с промежутком 5-10 минут, совершаются молебны святой блаженной Ксении о здравии и заупокойные молитвы.
Без любви служить Богу нельзя
Смоленская семья
Благочинный Василеостровского округа, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Виктор Московский отошел ко Господу 14 ноября на 72-м году жизни. Отец Виктор родился в 1949 году в Боровичах Новгородской области в семье рабочих. С детства родители привили сыну любовь к Богу, с семи лет он начал прислуживать в храме. Окончив школу, будущий священник поступил в Ленинградскую духовную семинарию и на IV курсе в 1970 году был хиротонисан во диакона.
— Потом меня призвали в армию, я отслужил. Хотели, очевидно, мое мировоззрение изменить, но не удалось. Кстати, относились ко мне в армии хорошо — и солдаты, и офицеры, — рассказывал отец Виктор.
После службы в армии он получил назначение в Николо-Богоявленский собор, продолжил обучение в Ленинградской духовной академии. В 1975-м был рукоположен в сан священника. Обе хиротонии совершил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, которого отец Виктор всю жизнь считал своим духовным наставником.
В сане пресвитера отец Виктор снова стал клириком Никольского собора и прослужил там шестнадцать лет. В 1987 году митрополит Алексий назначил его настоятелем в Смоленский храм. Отца Виктора новое назначение не обрадовало: в середине 1980-х храм Смоленской иконы Божией Матери был в запустении, в клире числилось всего двое священников. Часовня над могилой Ксении Петербургской в советское время служила складом садового оборудования, потом её формально передали епархии, но верующих туда не пускали. К 1000-летию Крещения Руси и канонизации небесной покровительницы Санкт-Петербурга усилиями отца Виктора храм и часовня на Смоленском кладбище были приведены в порядок. За тридцать три года, что протоиерей Виктор Московский был настоятелем, в храме сформировался и клир с особенным, теплым отношением священнослужителей друг к другу, и большая приходская община.
Молитесь, слушайте и пойте
— В нашем храме священники служат десятилетиями, — говорит протоиерей Андрей Алексеев. — Мы как-то привыкли к этому, считаем нормальным, но иногда вдруг осознаешь, что есть храмы, в которых текучка довольно большая. А то, что отсюда никто не уходит и даже не собирается, многое говорит о настоятеле.
— Отец Виктор был настоящим молитвенником, добрым пастырем и для священников, и для прихожан, — дополняет протоиерей Богдан Жук. — Часто говорил нам: «Поддерживайте, любите друг друга! Мы разные, но мы все служим Богу. Без любви служить Богу нельзя». Он был и очень хорошим настоятелем, и администратором. Ремонты часовни, храма, Воскресенского храма, приходских зданий проводились под его руководством. Ему нравилось, когда что-то восстанавливалось, он говорил: «Вот, теперь еще сто лет простоит!» Нас защищал всегда, ведь в храм разные люди приходят, бывают и не очень приятные ситуации. Если нужно было сделать какое-то наставление, он всегда делал его с любовью, чтобы никого не обидеть. Он служил Богу здесь, на земле, и, я уверен, продолжает служение в жизни вечной.
Отец Виктор пел вторым тенором в Хоре духовенства, созданном по благословению владыки Никодима, причем в двух составах: при владыке Никодиме и при митрополите Алексии (Ридигере), в 1988 году, когда хор на какое-то время возродился. В том же году он познакомился с будущим клириком Смоленского храма протоиереем Богданом Жуком, тогда семинаристом, которого тоже пригласили в хор.
— В 1991 году меня рукоположили в сан диакона и направили на практику в Смоленский храм, а потом назначили сюда же штатным диаконом, — продолжает отец Богдан. — Год я был диаконом, а в 1992-м меня рукоположили во пресвитера. Всё мое служение проходило под руководством отца Виктора. Он был человеком творческим, сам хорошо пел и старался, чтобы пение за богослужением тоже было на должном уровне. Очень радовался, когда в клире появлялись священники с хорошими голосами, всегда руководил пением в алтаре. И все священники у нас пели, даже те, у кого поначалу не очень получалось. Он говорил: «Молитесь, слушайте и пойте!»
— У меня слух не очень, бывало, в тон не попадал, а он меня поправлял, — подтверждает протоиерей Андрей Алексеев. — И спустя какое-то время я научился петь, отец Виктор даже хвалил иногда.
Чувствуем его молитву
— На службе отец Виктор всегда молился, никогда и ни на что не отвлекался — ни на какие посторонние слова, шорохи и шумы, — говорит диакон Сергий Мороко.
— Познакомились мы с отцом Виктором в 1988 году, это был год 1000-летия Крещения Руси, — делится воспоминаниями протоиерей Александр Лесюис. — Тогда же меня впервые ввели в алтарь. Отец Виктор заметил меня среди прихожан: в те годы редко можно было увидеть среди молящихся мужчину, да еще нестарого — мне было 42 года. Отец Виктор в то время тоже был довольно молодым человеком. Первое время я стоял в алтаре в углу, читал записочки. Часто вспоминаю слова митрополита Антония Сурожского, что человек становится верующим, когда видит отсвет света Христова в лице священника. Такой отсвет я увидел в лице отца Виктора. Я смотрел на него с благоговением, уважением. Тогда и началось мое настоящее воцерковление. Через три года я был рукоположен во диакона, еще через три — во пресвитера. Когда отец Виктор входил в алтарь, особое настроение пронизывало всю службу. Все наши мелкие неприятности, тревоги, заботы отступали — мы молились и радовались вместе с ним. Он был достаточно строгим пастырем, но наставления делал с любовью. Господь сподобил меня служить с ним последнюю Литургию, это для меня великая честь. Сейчас, когда его не стало, мы продолжаем чувствовать его молитву за нас.
А отец Богдан Жук вспоминает эпизод из жития святого Иоанна Кронштадтского: когда батюшку спросили, что самое важное для священника, тот сказал — молитва. И отец Виктор руководствовался в своей жизни этим принципом.
— С самого детства субботу и воскресенье я вместе с папой проводил в храме, всегда вместе с ним читал утренние и вечерние молитвы, — говорит сын отца Виктора иерей Иоанн Московский. — Я всегда брал с него пример, мне хотелось быть похожим на него, хотя паинькой я не был. В школе у меня было очень много друзей — в мое время уже никто не смотрел косо на сына священника, всё зависело от самого человека. Папу все уважали, любили, некоторые мои одноклассники хорошо знали его, я приглашал их домой. После школы сразу же поступил в семинарию, во время учебы был иподиаконом у митрополита Владимира и всегда очень радовался, когда доводилось служить в Смоленском храме или в Василеостровском благочинии. Когда стал диаконом, затем священником, величайшая честь для меня была служить с отцом. Когда в одну череду попадали, это была такая радость — словами не передать!
Престольный праздник Смоленской иконы Божией Матери. 10 августа 2020 года
Господь ему что-то открывал
— Мои родители, протоиерей Иоанн и Лариса, живут в Новгородской области, и отец Виктор как-то, приехав в родные края, познакомился с ними, — вспоминает диакон Сергий Мороко. — Я ровесник его сына Вани, учился тогда классе в девятом. Отец Виктор приглашал нас в Петербург, мы приезжали к Ксеньюшке, общались с ним, он напоминал мне моего дедушку — тот тоже был седой, с окладистой бородой. Отец Виктор для всех находил доброе слово, он был очень участливым. Тогда я его воспринимал просто как доброго человека. Как священника я его узнал, когда учился в СПбГУ, пришел к нему, и он взял меня певчим в хор. Пока я учился, пел в хоре и имел возможность наблюдать его на службах. К нему всегда можно было прийти по любому вопросу, он приглашал к себе в кабинет, ставил чайник, и беседа могла растянуться очень надолго. Отец Виктор умел слушать и часто подсказывал какое-то необычное решение. Иногда казалось, что он просто отвлекает тебя от грустных мыслей, разговор вроде был совсем на другие темы, но спустя короткое время в памяти всплывали какие-то его слова, и приходило понимание: «О, отец Виктор же подсказал решение проблемы!» Это был, я считаю, дар Духа Святого. Отец Виктор был молитвенником, и Господь что-то открывал ему. Он никогда не изображал какого-то недоступного, солидного человека, не любил никаких почестей.
Особую теплоту, душевность отца Виктора вспоминают и миряне, и священнослужители. Он был открыт для всех, к нему мог прийти совершенно незнакомый человек: любого приглашал к себе в кабинет на беседу. Многие писали ему письма, и он собственноручно отвечал, иногда вкладывая в письмо денежную купюру или иконку, то есть поддерживал людей в сложных обстоятельствах. Он никогда об этом не говорил, это было незаметное служение, но, конечно, клирики храма об этом знали, потому что люди рассказывали.
— Отец Виктор был прекрасным дедушкой, очень любил внуков, просто растворялся в них, — говорит отец Иоанн. — И они его очень любили. Мы часто гуляли вместе, выезжали на природу. У нас очень дружная семья. Когда папа отошел ко Господу, старшая внучка не могла поверить, она всё повторяла, что дедушка не умер, просто приборы неправильно показали.
Любовь его осталась
— Отца Виктора я впервые увидела не в храме, а в Доме кино, — вспоминает кинорежиссер Валентина Матвеева, прихожанка Смоленского храма. — В 1986 году я сняла фильм «Живите в доме и не рухнет дом» — о разрушенных, оскверненных, изуродованных по всей стране храмах. Два года оставалось до тысячелетия Крещения Руси, но уверенности в том, что эта дата будет торжественно отмечена, не было ни у кого. С большим трудом нам позволяли снимать храмы и всё, что было связано с религией.
Я осмелилась пригласить на просмотр протоиерея Владимира Сорокина, бывшего тогда настоятелем Никольского собора, а он пришел не один. Рядом с ним сидел совсем молодой священник — это был отец Виктор, тоже служивший тогда в Никольском соборе. Через год он стал настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери.
В 1992 году я снимала фильм «Храм на Смоленском кладбище», и уже тогда поближе познакомилась с отцом Виктором. Фильм был короткий, всего десять минут (снимался по заказу Госкино). С тех пор и поныне я прихожанка этого храма. Бог так устроил, что и духовника своего я нашла в этом храме ― протоиерея Игоря Есипова.
Много раз знакомые мне советовали найти храм поближе к моему дому, но я не могла. Мне казалось (наверное, я неправа), что нигде нет той любви, которую я испытывала, входя в храм. Она накрывала меня волной, становилось тепло: Бог здесь, Бог рядом. Отец Виктор был всегда полон любви к людям, передавал её каждому, кто подходил под благословение. Когда начиналось причастие, все устремлялись к отцу Виктору. Он произносил твое имя и всего несколько слов, сопровождавших причастие, но что-то еще исходило от него. Это было и в голосе, и в слове, и в свете глаз. Отец Виктор навсегда останется в моей памяти как человек, воплощавший в себе, даривший нам эту любовь Бога. Именно она и создала мощную сплоченную общину, одну большую семью. Приход-семья, где все делят радости, но и приходят на помощь в трудную минуту жизни.
Не могу поверить, что его нет. Его нет среди нас, но любовь его осталась — она всегда будет жить в нас и объединять нас.
Его выбор был осознанным
— Очень трудно говорить об отце Викторе в прошедшем времени, — признается прихожанка Татьяна Соловей. — Мы, его одноклассники, его ровесники, ощущали, что находимся под его защитой, всегда могли обратиться к нему за помощью, поддержкой. И были уверены в том, что, когда придет время уйти в мир иной, провожать нас будет именно он. Его безвременная кончина потрясла нас.
Мы познакомились с будущим отцом Виктором в далеком 1957 году: первый класс школы, Боровичи — маленький промышленный город в Новгородской области на берегу красивой реки Мсты. До революции в городе было несколько храмов, действовал Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь. А в годы нашего детства на окраине города был только один действующий храм великомученицы Параскевы. Родители отца Виктора были людьми воцерковленными, помогали в храме. Под влиянием мамы будущий священник Виктор Московский не был октябренком, не вступил в ряды пионеров, затем комсомольцев. Наверное, эта ситуация была непростой для него, учителя подчеркивали его особенное положение. Но в классе Виктор оставался нашим другом, мы, дети, не придавали этому большого значения.
Он был доброжелательным, спокойным, но в то же время обладал какой-то внутренней силой. Как-то к нам пришел новенький мальчик, очень тихий, слабый, беззащитный. Мальчишки стали над ним смеяться и нападать на него, и только Виктор стал его защищать перед всеми. Он не побоялся толпы, спокойно, уверенно убедил всех в том, что не надо обижать слабого.
После окончания школы мы разъехались по разным городам для продолжения учебы. Когда учителя узнали, что Виктор будет поступать в семинарию, начался самый настоящий переполох. Его убеждали отказаться от семинарии, предлагали поступить без экзаменов в Новгородское музыкальное училище. Надо было обладать определенной силой духа, чтобы преодолеть это. Мы, конечно, тоже не понимали его выбор.
Прошло несколько лет. Наш класс был и оставался дружным, были регулярные встречи, где мы всегда вспоминали всех, кого не было в тот момент с нами. Вспомнили и отца Виктора. И вдруг наша учительница математики рассказала нам о встрече с ним. Она по-прежнему была в недоумении, почему он выбрал такой путь, и сказала ему об этом. Он спокойно и убедительно ответил ей, что его выбор был осознанным и что он постарается помочь и поддержать каждого, кто обратится к нему. Это был момент истины для нас.
В 1992 году мы с друзьями приехали на Смоленское кладбище в часовню святой Ксении, зашли и в храм. Служба закончилась, отец Виктор уже давал крест. Подошли и мы. Мы не виделись 25 лет, но, несмотря на это, он узнал меня. Он отвел нас в сторону и произнес проповедь о дружбе. Это были неформальные слова. Благодаря ему я пришла в храм, он крестил моих внуков, я всегда ощущала себя под его защитой.
И вот теперь, когда его не стало, понимаешь, что он всегда следовал своим убеждениям. Он был простым и скромным, его отличала искренняя любовь к людям. Царствие Небесное, вечная память дорогому батюшке и другу!