храм солнца бештау фото
Храм солнца бештау фото
Если не видели предыдущее видео «Вся правда о местах силы», то рекомендую его посмотреть.
После плотного завтрака мы отправились на местный пятигорский рынок, чтобы купить необходимые дары для духов: хорошее вино, свежее домашнее молоко, мед, круглый хлеб, злаковые и травы. Заодно купил трав, чтобы наполнить их силой и освятить во время ритуала на исцеление.
После того, как купили все необходимое, мы отправились на гору. Погода стояла просто великолепная: солнце пригревало, дул легкий ветерок, в воздухе разносились запахи цветущих горных трав. Еще два дня назад в Пятигорске шли грозы, было холодно и было опасно подниматься на гору, но благодаря молитвам и обращениям к духам места ко дню выхода погода наладилась.
Сперва мы отправились к алтарю неподалеку от монастырского озера у подножия горы. Там мы принесли духам места пожертву, чтобы они нас пропустили в свои владения и наше путешествие прошло благополучно. На этом месте растет раскидистое дерево ясеня. Фото этого места я публиковал в своем инстаграме.
Гора Бештау видела очень многое, не все сохранилось в летописях, но есть одна история, которая спустя тысячелетия дошла до наших дней. В пятисотых годах до нашей эры правил персидский царь Дарий-1, который считал себя шахиншахом, что в переводе означает царь-царей. Этот титул признавался всеми окружающими правителями.
Решая расширить свою территорию, чтобы поднять свой статус и приблизиться к божественности, Дарий решил основать свой дворец возле места, которое согласно иранскому эпосу связано с Небом. Считалось, что в горном комплексе Бештау живет божественная птица Симург, в славянской мифологии она имеет схожее название Симаргл, а в Европе известна под именем Феникс, которая является главным посланником богов. И Дарий 1, собрав по тем временам большое войско, развязал войну со скифами, т.к. он был убежден, что в этом месте проживал дикий народ, недостойный такого места. На горе Бештау было большое поселение, свидетельством этого является место на юго-восточном склоне горы, где изготавливались большие жернова из гранита. Стоит заметить, что на каждой вершине всех гор в Пятигорске были святилища, остатки которых остались и по сей день.
Основная битва разразилась на восточном склоне Большой Тау в районе Козьих скал. До наших дней остались следы этой битвы в виде огромного количества металлических наконечников от стрел, которые можно было найти буквально несколько раз копнув землю. Это свидетельствует о масштабности битвы. Благодаря черным копателям в начале нашего столетия за несколько лет были выкопаны практически все наконечники и другие ценные археологические находки. Также много встречалось и амулетов с изображенными на них животными и символами, которые мог легко трактовать практикующий маг. Часто встречались погребальные амулеты в виде птиц. В начале двухтысячных на рынке Пятигорска эти наконечники продавали в стаканчиках, как семечки, для приезжих туристов…
Сложно однозначно сказать, кто вышел победителем из этой битвы, т.к. Дарий 1 ушел из этих мест, чудом не лишившись своего войска, а скифы потерпели поражение, т.к. не осталось следов их пребывания после этих событий…
Беседы об этих местах скрашивали путешествие и настраивали на предстоящий ритуал. Хоть вершина имеет высоту всего 1400 метров, путь, который мы прошли по горам составил 6 км в одну сторону. Когда мы поднялись на вершину, перед нами раскинулся прекрасный вид на окрестности: в дали виднелся хребет Домбая и два пика горы Эльбрус.
Солнце уже заходило, и нужно было собирать дрова для предстоящего ритуала. Лагерь мы разбили на самом месте силы, чтобы прочувствовать его энергетику и настроиться на ритуал.
Камень, который является пиком места силы. внизу имеет отверстие. Сам он расписан бессмысленными надписями туристов, хотя он наверняка переживет и тех, кто написал их, и сами надписи. Когда солнце всходит над горизонтом, свет напрямую проходит через отверстие этого камня, тем самым открывая портал этого места.
Стоит отметить, что практически все крупные природные отверстия в деревьях, камнях – это порталы, через которые могут путешествовать духи. Вообще любой проем считается порталом, этим и объясняются народные приметы не ходить под лестницей или через любые другие проемы, т.к. можно подцепить что-то нехорошее, например, может подселиться сущность. Привет любителям ходить по дольменам и залазить через отверстия в них;) По этой причине всем участникам настоятельно было запрещено пролазить через отверстие в камне, хотя желающие были.
Ритуал начали с первыми лучами на рассвете следующего дня. Как только лучи солнца прошли через отверстие в камне, мы зажгли костер. Он разгорелся моментально, можно сказать вспыхнул, хотя мы не пользовались ни какими жидкостями для розжига: только немного бумаги и мелких веточек. Огонь был очень жарким, как и подобает в этот праздничный день – день летнего солнцестояния, когда самое сильное солнце и, как следствие, самый длинный день в году и самая короткая ночь. Это время благоволит светлым ритуалам.
Тем временем из ритуального костра вырывались высокие языки пламени и к нему было трудно близко подойти из-за сильного жара, чтобы принести дары Духам. Костер лишь временами дымил, когда в него вливали молоко и вино, но спустя мгновенье вновь разгорался и в его пламени проявлялись Духи, давая понять, что дары приняты хорошо.
В конце мы сделали дополнительно расклад на рунах о результатах ритуала. Все жертвы приняты, Духи дали благословение на озвученные цели участников.
После ритуала было очень интересное состояние, несмотря на то, что в теле была усталость от похода, неудобного и короткого сна, внутри было ощущение горящего пламени, согревающего своим приятным теплом. Трудно передать словами это удивительное ощущение внутренней наполненности и силы, которая разливалась от груди по всему телу.
Фото и видео съемку самого ритуала не делал, т.к. был занят его проведением. К тому же Духи далеко не всегда позитивно воспринимают такое действо, поэтому сделал только пару снимков после самого ритуала.
После всего мы отправились обратной домой.
Каждый такой выход на природу с проведением ритуалов оставляет незабываемые впечатления и наполняет силой на несколько месяцев вперед до следующего путешествия.
Хотелось бы устраивать больше подобных путешествий на места силы. В перспективе мы будем организовывать небольшие группы для подобных выездов.
Приглашаю в комментарии обсудить работу с местами силы и ваш личный опыт взаимодействия с такими местами.
Time Free Me
Начало изучения Пятигории было положено в конце восемнадцатого века. Перед революцией 1917 года, была проведена попытка комплексного обследования этого уникального массива. Как результат этой работы, в частности, появилась весьма любопытная статья Евграфа Савельева, историка из Ростова-на-Дону, выдержку из которой я привожу ниже.
Текст: Алексей Евтушенко.
«У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин, камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень этот стоит на трех устоях — углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув чрез это отверстие в средину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми квадратными изгибами, высотой до трех аршин. Впереди стена открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце.
…Правда, у западной подошвы Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения».
Судя по этому описанию, строителям «Храма» пришлось затащить огромную каменную глыбу на вершину, а затем спустить её по северо-восточному гребню на ту площадку, где он находится сейчас (неясно только для чего, с вершины то обзор лучше…).
ПОИСКИ ВОСЬМОГО ЧУДА СВЕТА
Если поверить Савельеву, то этот объект мог бы претендовать на звание «Восьмого Чуда Света»! Во-первых: порода, из которой изготовлен камень,- если её ближайшие выходы находятся, согласно автору, на столь серьёзном удалении по высоте и расстоянию, то доставка такой глыбы не простая задача и для XXI века. Во-вторых: монолит установлен на трёх точках опоры «на трех устоях», что сразу позволяет отнести этот объект во времена очень глубокой древности. В мире известно немало мегалитических сооружений, где гигантские каменные блоки установлены на трёх точках опоры.
Единственное, что настораживало в описании Савельева, это фраза: «Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце». Дело в том, что «Храм Солнца» мог использоваться только как пригоризонтная обсерватория, для наблюдений из которой, сектор, в коем происходят основные астрономические события, должен иметь выраженный рельеф, а не равнину «гладкую как стол».
Описания «Храма», выполненные другими авторами, были известны, а в начале семидесятых годов я осмотрел это место, но, признаться, ничто тогда меня там не заинтересовало.
В первом десятилетии XXI века сюда устремились многие люди, желающие прикоснуться к тайне и загадке тысячелетий. В то же время, ясного и однозначного ответа на вопрос, был ли на этом месте Храм солнцепоклонников, не было. То ли никому это не было нужно, то ли никто не решался высказать однозначное суждение.
Досадуя на самого себя и собственную невнимательность, поскольку, в отличие от Савельева, упустил столько важных деталей, я начал готовить небольшую экспедицию, поскольку приближалось одно из главных астрономических событий года – Летнее Солнцестояние. С собою решил взять только одного проверенного помощника, Владимира Сапрунова, привлекать кого-либо из геодезистов или геологов, работавших с нами в экспедиции «Кавказский Аркаим», посчитал преждевременным.
К выходу подготовил комплект простейшего геодезического оборудования, GPS-навигатор, фотооборудование, снаряжение для страховки — вес набрался изрядный…
Заполночь, проехав спящий город Лермонтов, оставили машину у домика лесника и, взвалив груз на плечи, начали подъём к вершине. Перед самой седловиной, тропа выныривает из леса и выводит на обширную луговину, покрывающую саму седловину и склоны гигантской трёхгранной пирамиды Главной вершины.
На седловине необходимость в фонарях отпала, сияние звёздного неба было настолько ярким, что высвечивало все, даже мельчайшие детали рельефа.
В середине подъёма к вершине полностью открылся северо-восточный гребень Пятигории, нижняя часть которого обрывалась вниз скальным отвесом. Именно на плоской вершине этого бастиона, который с начала ХХ века называют «Скалою Лейцингера», находилась цель нашего рекогносцировочного выхода, но нам ещё предстояло подняться на вершину, а затем уже спуститься к «Храму».
Уже в начале верхней части подъёма погода, бывшая до этого идеальной, начала изменяться. Вдоль огромного сектора горизонта, с севера до юго-востока, протянулась тонкая, тёмно-синяя полоска облаков, вскоре начавшая набухать, опускаясь вниз к земле и расширяясь вверх, занимая чистую полосу небосклона. Стало ясно – солнце взойдёт «из облака», точку восхода засечь не удастся…
Наконец, миновав вершину и спустившись по гребню, я остановился среди небольших скальных выходов. Впереди, метрах в ста от меня, значительно ниже, на пологой площадке венчающей «Скалу Лейцингера» лежала небольшая куполообразная глыба именуемая «Храмом». У меня подкосились ноги и я, вместе с рюкзаком, плюхнулся на выступ скалы. Всё очарование от описания Савельева вмиг испарилось!
Не нужно быть специалистом в области минералогии и петрографии, для того, что бы даже с такого расстояния, даже при неярком предрассветном освещении, разглядеть, что эта небольшая куполообразная скала, именуемая «Храмом», состоит из бештаунита. Внешне она была неотличима от разбросанных рядом глыб, её поверхность покрывал точно такой же солнечный загар, приобретённый за миллионы лет. Следовательно, ключевой аргумент Савельева о минералогической чужеродности скального блока, из которого «изготовлен» Храм – несостоятелен.
«Камень – обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов.
Подножие храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не обнаруживают присутствия наслоения жернового песчаника, а состоят из дикого плитняка, каким обыкновенно у нас мостят улицы».
Однако нужно было возвращаться к жизни, тем более что Сапрунов, который давно уже вышел на площадку с «Храмом» и расставил все необходимые приборы, с недоумением поглядывал на меня снизу. Поднявшись, я побрёл вниз, к площадке на вершине скалы Лейцингера.
Небольшое «окно» в огромном облачном «одеяле», висевшем над горизонтом, стремительно наливалось тускло-багровым светом. Володя уже прильнул к прибору, выцеливая азимут точки восхода, и тут в «окне» показалась верхняя кромка солнечного диска, всплывающего из облака. Не прошло и пары минут, как Светило, пройдя через «окошко», поплыло вверх, пробивать верхний, более тонкий слой облаков. Наконец, солнце выплыло над верхним слоем облаков и сразу цвета стали сочными, а небо приобрело насыщенный голубой оттенок…
Из описания Е. Савельева не подтвердилось ничего. Стало ясно, что кусочек скалы, именуемой «Храмом Солнца», ставший последнее время объектом паломничества, является естественным геологическим образованием и лежит на этом месте с момента сотворения природой массива Бештау-Пятигории.
Итак, краткие результаты нашего разведывательного выхода:
• обломок скалы называемый «Храмом» минералогически не отличается от окружающих его скальных обломков и выходящих на поверхность магматических пород. По геологической классификации это трахилипарит (бештаунит) — вязкая лава, выдавленная на поверхность и застывшая на воздухе;
• площадка для скального блока не подготавливалась, что лишний раз подтверждает — специальной установки камня не производилось, а нижняя часть кромки скального обломка находит опоры в точках, обусловленных местным микрорельефом;
• следов обработки скалы человеком — не обнаружено;
• связи «Храма» с основными астрономическими событиями — не выявлено.
Единственное, что осталось не объяснённым, «…высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек», пролезть то он может, но зачем? Для того, что бы оказаться под крохотным навесом образованным этой глыбой? Но достаточно обойти камень справа или слева – это не более 3 метров, чтобы оказаться там же. Использовать отверстие, расположенное на уровне земли в качестве визира неудобно, да и невозможно, так как ось отверстия направлена в сторону от точек восхода солнца.
Итак, откуда взялось отверстие? Часть наших вулканических гор имеет на поверхности выходы лавы, которая выдавливалась сквозь трещины в горных породах довольно охлаждённой и весьма вязкой. В северной и северо-восточной части Бештау на поверхность выдавливало магму, насыщенную газами. Несомненно, от этого она становилась более лёгкой и пластичной. Пожалуй, наиболее ярким примером является огромный скальный останец, местное название которого «Хлебная горка». Он стоит у северного подножия Малой Пятигории, над кольцевой дорогой и развалинами АО «Трахит» (более известное название – «Бельгийская концессия») и действительно напоминает гигантскую краюху ржаного хлеба. Его поверхность покрыта сферическими углублениями различного размера и заглублённости – это и есть следы газовых пузырей, густо насыщавших магму.
Очевидно, обломок камня, называемый «Храмом солнца», некогда был частью навершия скального выхода, венчавшего «Скалу Лейцингера». К сожалению, за миллионы лет, прошедших со времён образования «Скалистого архипелага» (так образно назвал наши горы в конце XIX века геолог, академик В.Г. Абих), произошло немало катаклизмов и нам уже не дано увидеть эти вулканические горы в их первозданной красоте.
Как видно на снимке, (снимать приходилось вплотную, широкоугольным объективом, а отступить назад невозможно, поскольку под пятками — обрыв метров 70), вся внутренняя поверхность «Храма» покрыта отпечатками газовых пузырей, внешняя стенка одного из которых, расположенного в нижней части, со временем разрушилась, образовав сферическое отверстие. Вот такая разгадка сложного, казалось бы, вопроса о том, откуда взялось «входное» отверстие.
Поднимаясь от «Храма» назад, к вершине, я оглянулся и подумал: «И всё же невероятно жаль, что романтическая фантазия Савельева не подтвердились…».
Храм Солнца на Бештау
Храм Солнца — скальное образование, расположенное где-то между Большим Тау и Козьими скалами горы Бештау. Выйти на него можно также по тропе Кавказского горного общества. Вокруг этого места ходит множество разных толков. Лично я слышал как минимум два названия скалы — храм Солнца и храм Воздуха. Какое из них верное — не знаю. Надеюсь, бештаулюбы подскажут.
Заинтересовавшись названием этого кусочка нашего края, полез я в интернет и нашел любопытное мнение. Говорят, что Храм Солнца это развалины когда-то действовавшего скифского храма солнцепоклонников, а каменные блоки на такую высоту каким-то непостижимым образом затаскивали. Еще говорят что в этом месте можно ощутить сильную энергетику. Надо сказать, об этом я догадывался еще когда не прочитал ничего о храме, а лишь однажды там побывал. Место, вне всякого сомнения, очень хорошее и располагающее к продолжительному созерцанию окрестностей, хотя подтверждения или опровержения информации о храме я не нашел. На мой взлгяд, гладкие выемки в скалах (в панораме не видны) мало чем отличаются от аналогичных на Орлиных скалах, и напоминают прежде всего о «водном» прошлом. Буду благодарен всем, кто может поведать интересную информацию о храме.
Панорама на храме Солнца, Бештау
Привожу цитату некоего Евграфа Савельева:
На восточной стороне, там, где оканчивается одно из ребер пирамиды, падает вниз отвесный обрыв, высотой около 30 сажень. У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин, камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень этот стоит на трех устоях — углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув чрез это отверстие в средину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми квадратными изгибами, высотой до трех аршин. Впереди стена открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце.
Камень — обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов.
Подножие храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не обнаруживают присутствия наслоения жернового песчаника, а состоят из дикого плитняка, каким обыкновенно у нас мостят улицы. Правда, у западной подошвы Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения.
Известно, что в древние времена Кавказ и вообще юг современной России подвергался влиянию ассиро-вавилонской культуры, где чтили бога солнца под именем Бела (Ваала), а в самом Вавилоне особенно пользовался почетом бог Мардук и Мардух. Вавилонский храм Эсашла был посвящен ему. Жрецы придавали Мардуку наивысшие божественные свойства и представляли его богом войны или смерти*). Символом его было кольцо (солнце), внутри которого он стоял на двух быках, держа в руке натянутый лук. Это тот же египетский Амун-Ра, почитавшийся под видом быка. В вавилонской мифологии бык был символом бога Мардука, т. е. бога восходящего солнца. Вычисления показывают, что 2500 лет до Р. X. солнце в начале весны, т. е. во время весеннего равноденствия, находилось в созвездии тельца, вот почему бык и был священным животным этого бога.
Персы, покорив Вавилон, сделались поклонниками этого бога; так, например, Кир или Кураш, возвещая мир всему Вавилону, в своем манифесте говорит: „Мардук искал во всех странах правосудного государя по своему сердцу, дабы взять его за руку. Кураша, царя Асана, позвал он по имени. Он с радостью видел его благодатныя дела и повелел ему идти в свой город Вавилон и шел с ним рядом, как друг и товарищ”. Вот проповедники этого-то религиозного культа и занесли поклонение богу Мардуку на северную сторону Кавказа и высекли из цельного камня храм ему на восточном склоне горы Бештау, втащив туда загадочными приспособлениями, каких в настоящее время не имеем и мы, гигантскую глыбу песчаника.
Панорама сфотографирована 7 октября 2011 года (смотрите фотографии этого дня). От Храма Солнца можно пройти к козьим скалам, попасть на Большой Тау или свернуть к тропе Кавказского горного общества и спуститься в Пятигорск кратчайшим путем.
Ну и, само собой, мое презрение людям, которые разрисовали все скалы краской.
Тайны горы Бештау: призраки, ведьмы и древние языческие храмы
Чем выше в горы — тем загадочнее и интереснее, ну и конечно, опаснее! Исследуем гору Бештау вблизи от Пятигорска: откуда в ее недрах появились лабиринты, а на склонах — ведьмы, привидения и радиация.
Как Монастырское озеро стало «ведьминым»?
Фото: Антон Подгайко/ТАСС
Фото: Дмитрий Резник
Высаживаемся у тропинки, расположенной у склона одной из вершин Бештау под названием Два брата. Начинается тропа около автомобильной дороги рядом с Монастырским озером. До вершины всего час подъема, а до первой точки маршрута — самого озера — буквально несколько минут.
Создали живописный водоём монахи Второ-Афонского монастыря, находящегося неподалеку. Но есть у него и второе название — Ведьмино! Экскурсоводы любят рассказывать туристам легенду: якобы еще задолго до появления здесь монастыря на его месте стояла маленькая избушка. А в ней жила старуха, которую местные жители считали ведьмой. Хотя бабушка никому зла не делала, а даже наоборот — помогала мудрым советом и лечила все болезни. Но название Ведьмино так и закрепилось в народе.
— Насчет Ведьминого ничего не могу сказать, — скептически качает головой директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко. — Но то, что оно называется Монастырским, это точно. И до сих пор используется по назначению — для нужд монастыря.
Вода в озеро поступает из горного источника с небольшим содержанием газа радона — полезного в малых дозах, но очень опасного в больших.
Кстати, в 90-е годы прошлого века озеро сильно преобразилось. Один из жителей города Лермонтова посеял в озерный ил семена розовых кувшинок. Вскоре цветы распустились и стали главным украшением водоема. Все лето растения радуют глаз туристов роскошными бутонами нежно-розового цвета.
Лабиринт на горе — языческое капище или новодел?
Фото: Дмитрий Резник
Поднимаемся выше и подходим к странной местности. Деревья окутаны сизым туманом, а на поляне выложен поросший зеленью каменный лабиринт, просто как в фильмах про Индиану Джонс. Многие полагают, что это культовое место древних язычников. Но на самом деле лабиринт создан совсем недавно — в 2008 году — по инициативе пятигорского отделения Русского географического общества (РГО).
— Мы думаем, что в древности здесь было поселение камнетесов, предположительно славян. Остались следы от землянок, вот и было решено воссоздать такой объект, — рассказывает Владимир Стасенко, председатель пятигорского отделения РГО. — Теперь местные языческие общины проводят тут ежегодные солярные праздники Солнцеворотов. Один из них — День летнего солнцестояния 21 июня. Все это часть языческих обрядов славян. Люди водят хороводы, радуются и поют. Лабиринт пытались раскидать вандалы, но его быстро восстановили.
Подобные лабиринты расположены по всему миру. Настоящие древние капища есть, к примеру, на островах Соловецкого архипелага в Белом море. Говорят, если загадать желание, закрыть глаза и пройти по такому лабиринту не оступившись, то оно обязательно сбудется. Работает ли так же новодел на Бештау — придется проверять опытным путем.
Храм Солнца — одно из древних городищ?
На северо-восточном склоне горы есть еще один интересный объект — Храм Солнца. Во всяком случае, так в народе называют это грандиозное нагромождение камней. Этакий кавказский Стоунхендж, который, как многим кажется, тоже дело рук древних язычников.
В защиту языческого происхождения этого места отчасти говорит центральный камень, который стоит на трех опорах, а внутри — совершенно полый, так что образует собой некое подобие грота. В итоге одни свято верят, что это древняя обсерватория волхвов. Другие принимают объект за древний храм солнцепоклонников, пришедших на Кавказ из Ассирии и Вавилона. Но что же из этого правда?
— Рукотворный Храм Солнца — обычный вымысел, — уверяет Сергей Савенко. — Это природный объект. Да, в нем имеются полости, которые выглядят как искусственные, но на самом деле они естественного происхождения. На Бештау масса археологических памятников, на всех вершинах есть объекты, относящиеся к разным периодам истории. На той же территории монастыря было поселение и вокруг могильники. Многие из них относятся к Кобанской культуре I века до н.э., а также Аланской, н.э. Археология местности богатая, но прямого отношения с Вавилоном и Ассирией не имеет.
Так или иначе, увлеченные эзотерикой туристы свято верят, что в этом гроте очень полезно полежать и подпитаться энергией. А остальные просто любят останавливаться с ночевкой в районе Храма Солнца, чтобы полюбоваться живописным рассветом.