храм солнца на бештау как пройти
Храм солнца на бештау как пройти
Если не видели предыдущее видео «Вся правда о местах силы», то рекомендую его посмотреть.
После плотного завтрака мы отправились на местный пятигорский рынок, чтобы купить необходимые дары для духов: хорошее вино, свежее домашнее молоко, мед, круглый хлеб, злаковые и травы. Заодно купил трав, чтобы наполнить их силой и освятить во время ритуала на исцеление.
После того, как купили все необходимое, мы отправились на гору. Погода стояла просто великолепная: солнце пригревало, дул легкий ветерок, в воздухе разносились запахи цветущих горных трав. Еще два дня назад в Пятигорске шли грозы, было холодно и было опасно подниматься на гору, но благодаря молитвам и обращениям к духам места ко дню выхода погода наладилась.
Сперва мы отправились к алтарю неподалеку от монастырского озера у подножия горы. Там мы принесли духам места пожертву, чтобы они нас пропустили в свои владения и наше путешествие прошло благополучно. На этом месте растет раскидистое дерево ясеня. Фото этого места я публиковал в своем инстаграме.
Гора Бештау видела очень многое, не все сохранилось в летописях, но есть одна история, которая спустя тысячелетия дошла до наших дней. В пятисотых годах до нашей эры правил персидский царь Дарий-1, который считал себя шахиншахом, что в переводе означает царь-царей. Этот титул признавался всеми окружающими правителями.
Решая расширить свою территорию, чтобы поднять свой статус и приблизиться к божественности, Дарий решил основать свой дворец возле места, которое согласно иранскому эпосу связано с Небом. Считалось, что в горном комплексе Бештау живет божественная птица Симург, в славянской мифологии она имеет схожее название Симаргл, а в Европе известна под именем Феникс, которая является главным посланником богов. И Дарий 1, собрав по тем временам большое войско, развязал войну со скифами, т.к. он был убежден, что в этом месте проживал дикий народ, недостойный такого места. На горе Бештау было большое поселение, свидетельством этого является место на юго-восточном склоне горы, где изготавливались большие жернова из гранита. Стоит заметить, что на каждой вершине всех гор в Пятигорске были святилища, остатки которых остались и по сей день.
Основная битва разразилась на восточном склоне Большой Тау в районе Козьих скал. До наших дней остались следы этой битвы в виде огромного количества металлических наконечников от стрел, которые можно было найти буквально несколько раз копнув землю. Это свидетельствует о масштабности битвы. Благодаря черным копателям в начале нашего столетия за несколько лет были выкопаны практически все наконечники и другие ценные археологические находки. Также много встречалось и амулетов с изображенными на них животными и символами, которые мог легко трактовать практикующий маг. Часто встречались погребальные амулеты в виде птиц. В начале двухтысячных на рынке Пятигорска эти наконечники продавали в стаканчиках, как семечки, для приезжих туристов…
Сложно однозначно сказать, кто вышел победителем из этой битвы, т.к. Дарий 1 ушел из этих мест, чудом не лишившись своего войска, а скифы потерпели поражение, т.к. не осталось следов их пребывания после этих событий…
Беседы об этих местах скрашивали путешествие и настраивали на предстоящий ритуал. Хоть вершина имеет высоту всего 1400 метров, путь, который мы прошли по горам составил 6 км в одну сторону. Когда мы поднялись на вершину, перед нами раскинулся прекрасный вид на окрестности: в дали виднелся хребет Домбая и два пика горы Эльбрус.
Солнце уже заходило, и нужно было собирать дрова для предстоящего ритуала. Лагерь мы разбили на самом месте силы, чтобы прочувствовать его энергетику и настроиться на ритуал.
Камень, который является пиком места силы. внизу имеет отверстие. Сам он расписан бессмысленными надписями туристов, хотя он наверняка переживет и тех, кто написал их, и сами надписи. Когда солнце всходит над горизонтом, свет напрямую проходит через отверстие этого камня, тем самым открывая портал этого места.
Стоит отметить, что практически все крупные природные отверстия в деревьях, камнях – это порталы, через которые могут путешествовать духи. Вообще любой проем считается порталом, этим и объясняются народные приметы не ходить под лестницей или через любые другие проемы, т.к. можно подцепить что-то нехорошее, например, может подселиться сущность. Привет любителям ходить по дольменам и залазить через отверстия в них;) По этой причине всем участникам настоятельно было запрещено пролазить через отверстие в камне, хотя желающие были.
Ритуал начали с первыми лучами на рассвете следующего дня. Как только лучи солнца прошли через отверстие в камне, мы зажгли костер. Он разгорелся моментально, можно сказать вспыхнул, хотя мы не пользовались ни какими жидкостями для розжига: только немного бумаги и мелких веточек. Огонь был очень жарким, как и подобает в этот праздничный день – день летнего солнцестояния, когда самое сильное солнце и, как следствие, самый длинный день в году и самая короткая ночь. Это время благоволит светлым ритуалам.
Тем временем из ритуального костра вырывались высокие языки пламени и к нему было трудно близко подойти из-за сильного жара, чтобы принести дары Духам. Костер лишь временами дымил, когда в него вливали молоко и вино, но спустя мгновенье вновь разгорался и в его пламени проявлялись Духи, давая понять, что дары приняты хорошо.
В конце мы сделали дополнительно расклад на рунах о результатах ритуала. Все жертвы приняты, Духи дали благословение на озвученные цели участников.
После ритуала было очень интересное состояние, несмотря на то, что в теле была усталость от похода, неудобного и короткого сна, внутри было ощущение горящего пламени, согревающего своим приятным теплом. Трудно передать словами это удивительное ощущение внутренней наполненности и силы, которая разливалась от груди по всему телу.
Фото и видео съемку самого ритуала не делал, т.к. был занят его проведением. К тому же Духи далеко не всегда позитивно воспринимают такое действо, поэтому сделал только пару снимков после самого ритуала.
После всего мы отправились обратной домой.
Каждый такой выход на природу с проведением ритуалов оставляет незабываемые впечатления и наполняет силой на несколько месяцев вперед до следующего путешествия.
Хотелось бы устраивать больше подобных путешествий на места силы. В перспективе мы будем организовывать небольшие группы для подобных выездов.
Приглашаю в комментарии обсудить работу с местами силы и ваш личный опыт взаимодействия с такими местами.
Тайны горы Бештау: призраки, ведьмы и древние языческие храмы
Чем выше в горы — тем загадочнее и интереснее, ну и конечно, опаснее! Исследуем гору Бештау вблизи от Пятигорска: откуда в ее недрах появились лабиринты, а на склонах — ведьмы, привидения и радиация.
Как Монастырское озеро стало «ведьминым»?
Фото: Антон Подгайко/ТАСС
Фото: Дмитрий Резник
Высаживаемся у тропинки, расположенной у склона одной из вершин Бештау под названием Два брата. Начинается тропа около автомобильной дороги рядом с Монастырским озером. До вершины всего час подъема, а до первой точки маршрута — самого озера — буквально несколько минут.
Создали живописный водоём монахи Второ-Афонского монастыря, находящегося неподалеку. Но есть у него и второе название — Ведьмино! Экскурсоводы любят рассказывать туристам легенду: якобы еще задолго до появления здесь монастыря на его месте стояла маленькая избушка. А в ней жила старуха, которую местные жители считали ведьмой. Хотя бабушка никому зла не делала, а даже наоборот — помогала мудрым советом и лечила все болезни. Но название Ведьмино так и закрепилось в народе.
— Насчет Ведьминого ничего не могу сказать, — скептически качает головой директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко. — Но то, что оно называется Монастырским, это точно. И до сих пор используется по назначению — для нужд монастыря.
Вода в озеро поступает из горного источника с небольшим содержанием газа радона — полезного в малых дозах, но очень опасного в больших.
Кстати, в 90-е годы прошлого века озеро сильно преобразилось. Один из жителей города Лермонтова посеял в озерный ил семена розовых кувшинок. Вскоре цветы распустились и стали главным украшением водоема. Все лето растения радуют глаз туристов роскошными бутонами нежно-розового цвета.
Лабиринт на горе — языческое капище или новодел?
Фото: Дмитрий Резник
Поднимаемся выше и подходим к странной местности. Деревья окутаны сизым туманом, а на поляне выложен поросший зеленью каменный лабиринт, просто как в фильмах про Индиану Джонс. Многие полагают, что это культовое место древних язычников. Но на самом деле лабиринт создан совсем недавно — в 2008 году — по инициативе пятигорского отделения Русского географического общества (РГО).
— Мы думаем, что в древности здесь было поселение камнетесов, предположительно славян. Остались следы от землянок, вот и было решено воссоздать такой объект, — рассказывает Владимир Стасенко, председатель пятигорского отделения РГО. — Теперь местные языческие общины проводят тут ежегодные солярные праздники Солнцеворотов. Один из них — День летнего солнцестояния 21 июня. Все это часть языческих обрядов славян. Люди водят хороводы, радуются и поют. Лабиринт пытались раскидать вандалы, но его быстро восстановили.
Подобные лабиринты расположены по всему миру. Настоящие древние капища есть, к примеру, на островах Соловецкого архипелага в Белом море. Говорят, если загадать желание, закрыть глаза и пройти по такому лабиринту не оступившись, то оно обязательно сбудется. Работает ли так же новодел на Бештау — придется проверять опытным путем.
Храм Солнца — одно из древних городищ?
На северо-восточном склоне горы есть еще один интересный объект — Храм Солнца. Во всяком случае, так в народе называют это грандиозное нагромождение камней. Этакий кавказский Стоунхендж, который, как многим кажется, тоже дело рук древних язычников.
В защиту языческого происхождения этого места отчасти говорит центральный камень, который стоит на трех опорах, а внутри — совершенно полый, так что образует собой некое подобие грота. В итоге одни свято верят, что это древняя обсерватория волхвов. Другие принимают объект за древний храм солнцепоклонников, пришедших на Кавказ из Ассирии и Вавилона. Но что же из этого правда?
— Рукотворный Храм Солнца — обычный вымысел, — уверяет Сергей Савенко. — Это природный объект. Да, в нем имеются полости, которые выглядят как искусственные, но на самом деле они естественного происхождения. На Бештау масса археологических памятников, на всех вершинах есть объекты, относящиеся к разным периодам истории. На той же территории монастыря было поселение и вокруг могильники. Многие из них относятся к Кобанской культуре I века до н.э., а также Аланской, н.э. Археология местности богатая, но прямого отношения с Вавилоном и Ассирией не имеет.
Так или иначе, увлеченные эзотерикой туристы свято верят, что в этом гроте очень полезно полежать и подпитаться энергией. А остальные просто любят останавливаться с ночевкой в районе Храма Солнца, чтобы полюбоваться живописным рассветом.
Бештаугорье. К храму солнцепоклонников и Козьим Скалам
Кавказ глазами путешественника. Продолжение
…Оставив Второ-Афонский монастырь по правую руку, выходим на хорошо натоптанную тропу, идущую по ущелью в направлении «Ослиного моста». Столь образное название гребням-перемычкам, соединяющим главную вершину Бештаугорья с ее основными отрогами, дал в конце XVIII века П.С. Паллас. В нашем случае «ослиный мост» – это седловина между Большим Тау и Лисьим Носом, четвертой по высоте (1124 м) составляющей пятиглавого массива.
Удалившись от святой обители на несколько сотен метров, встречаем обложенный камнем бассейн, у которого тропа раздваивается. Искусственная чаша при иссякнувшем роднике сохранилась с прошлого столетия. В те времена живительный ключ был известен как Благодатный родник. Его необыкновенно вкусная холодная вода по свинцовым трубам поступала в монастырь.
…От родника поворачиваем влево. Тропка круто берет в подъем и вскоре выводит под скалы.
Каменные утесы впечатляют. Очень схожие с Орлиными, они столь же величественны, изъедены кавернами и облюбованы можжевельником и пернатыми. Ни в литературе, ни в устных рассказах не встречается их названия, поэтому позволим себе смелость окрестить их Надмонастырскими.
Предзакатная прогулка на вершину Надмонастырского скального ансамбля надолго остается в памяти. В том, что это действительно ансамбль, убеждаемся, достигнув отполированной ветром, водой и тысячелетиями макушки каменных гигантов. Панорама великолепна: на западе – Шелудивая в обрамлении больших и малых поселений, а внизу – аллеи и крыши Второ-Афона…
На рассвете совершаем очередную экскурсию. На сей раз – к «ослиному мостику». К востоку от перемычки, соединяющей Большой Тау и Лисий Нос, расстилается ограниченная Козьими Скалами лесная ширь. Правее красуются Машук с Пятигорском и робко выглядывающий из-за Лисьего Носа нареченный Золотым Курганом далекий степной бугорок. К западу сквозь листву проглядывают кварталы поселка Винсады, белеют на земном макете ессентукская станично-курортная агломерация, станица Суворовская и далекий Кисловодск. Если пройти пару десятков метров по тропе в направлении Лисьего Носа, то, обернувшись назад, наблюдаешь безлесный пирамидальный конус Большого Тау. С этого места вершина напоминает небольшой безлесный пригорок.
Правее каменного гребешка Лисьего Носа в ясную погоду прорисовывается нежно-белый силуэт Эльбруса.
…Уходим по тропе в сторону Двух Братьев – эффектного скального объекта, находящегося на седловине. Мелькающие перед глазами пейзажи согревают душу. Разве можно без восторга созерцать причудливые формы магматических монолитов, разорвавшие камень скальные букеты колокольчиков и семейку ясеней, облюбовавших площадку перед владениями Двух Братьев.
Тропинка выводит на «плечо» правее вершины Лисьего Носа. Одна ее ветвь скользит сквозь скалы на макушку горы, вторая – уводит по гребню «плеча» куда-то в направлении монастыря. Картины, открывающиеся со скал, – на любой вкус, одна эффектнее другой. Здесь вам и Монастырский пруд, и Шелудивая с высоты птичьего полета; шикарная панорама западной части города-курорта под «охраной» южных стражей Пятигорья и сама отвесная стена одной из главных вершин, составляющих в совокупности Бештаугорский магматический массив.
Насладившись ландшафтами, возвращаемся к нижней точке перевала. На «перекрестке» встречаем первую группу отдыхающих. Солнечная панорама бештаугорских окрестностей как магнит притягивает к себе романтиков, и мы вливаемся в нескончаемый поток совершающих хадж в мекку Пятигорья…
С высшей точки (1401 м) наш путь лежит к храму солнцепоклонников.
На вершине скалы, ограничивающей северо-восточное ребро главной вершины, находится вулканический монолит. В свое творение стихия магмы внесла драгоценную оправу в виде сквозного кольцеобразного отверстия в нижней части купола, напоминающего скифскую шапку. Хотя существует и другая точка зрения на этот счет.
Известный краевед начала прошлого века Евграф Савельев в записках Северо-Кавказского краевого общества археологии, истории и этнографии, пользуясь результатами экспедиции Общества истории древности и природы Ростова-на-Дону, осуществленной в 1914 году, писал о куполе с кольцеобразным отверстием: «У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин, камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень этот стоит на трех устоях – углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув чрез это отверстие в средину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. »
От «скифской шапки» путь лежит к каменному бегемоту и далее к крохотной площадке, с которой открывается картина своеобразного тандема, образуемого Железной и Развалкой. Взобравшись чуть выше, любуемся силуэтами Змеиной и Лысой гор, блюдцами озер и Машуком, причудливыми складками бештаугорского рельефа в амфитеатре между Козьими Скалами и Лисьим Носом, далекими фигурами Юцы и Джуцы и, конечно же, красавцем городом-курортом с голубым оком Новопятигорского озера и огромным овалом ипподрома.
…По крутой тропке спускаемся на перевал Волчья Пасть. На седловине, отделяющей главную вершину Бештау от прилегающего к ней с востока хребта, сходятся пути-дорожки из Железноводска, Пятигорска и Иноземцево. В направлении древней колонии Каррас по гребешку Козьих Скал вьется узенькая тропинка. Теперь она – наша путеводная нить.
…Справа по ходу движения показывается провал с воронкой шурфа, а вскоре со своеобразного взлобья «прорастают» зубчатые вершины крайнего северо-западного выступа хребта. Кто-то побывавший здесь ранее нас оставил обложенный камнем очаг.
Каменные зубья-перья схожи со знаменитыми красноярскими Столбами. Из района бештаугорских «столбов» великолепно просматриваются скала Трахит и соседний с ней северо-восточный отрог, так называемая Промежуточная вершина (1046 м). В одном створе с ней – купол горы Бык, а в отдаленной, сливающейся с синевой неба дымке – плосковерхая возвышенность Прикалаусских высот.
Ближайший скальный участок одаривает не менее очаровательными картинами. В «амбразуре» перевала Двух Братьев видны Ессентуки с православным крестом, воздвигнутым на одном из холмов на юго-восточной окраине города. За Ессентуками взгляд фиксирует прячущийся в котловине Кисловодск, а на линии горизонта – далекую заснеженную куэсту Скалистого хребта.
И. Апухтин (1903), цитируя П.С.Палласа, пишет: «На Бештау, встречается много азалии, которую черкесы называют «аой». Кусты азалии достигают полутора аршина вышины и встречаются у вершины горы между последнею лесной растительностью». Маститый ученый не совсем точен. На Козьих Скалах азалии (Rhododendron) оккупировали каменистые участки в самых различных высотных диапазонах.
Следующая путевая станция – скальный массив с грандиозными многометровыми отвесами с севера и востока. Здесь же находится высшая точка (1195 м) в пределах «козьего» хребта. По крутым уступам огибая каменные вертикали с юга, тропа ведет к очередному «архипелагу», увенчанному триангуляционной треногой. Вверх-вниз, вверх-вниз по узкому гребню через заросли азалии. Со стороны Пятигорска все казалось совершенно иначе. Сейчас же можно сказать, что сквозной маршрут по Козьим Скалам, безусловно, самый сложный на Бештау. Наградой за преодоленные трудности становится богатейшая коллекция фотопейзажей Бештаугорья.
С перевальчика, что рядом со скальной группой, в которой можно рассмотреть «святых отцов», начинаем сброс высоты по северному склону хребта к Бештаугорской кольцевой дороге. Используемая в качестве ориентира стежка не иначе как козья тропка. Человек, если и ходил по ней, то очень давно.
Вскоре достигаем кольцевого «тракта», по которому в выходные дни в обоих направлениях пешком, на велосипедах, мотоциклах и автомобилях движутся жители и отдыхающие минераловодских курортов. Поначалу мы наблюдаем это паломничество со стороны, отдыхая в буковой прохладе над проезжей частью, а затем и сами становимся элементом действа под названием «Прогулка вокруг Бештау».
Храм Солнца на Бештау
Храм Солнца — скальное образование, расположенное где-то между Большим Тау и Козьими скалами горы Бештау. Выйти на него можно также по тропе Кавказского горного общества. Вокруг этого места ходит множество разных толков. Лично я слышал как минимум два названия скалы — храм Солнца и храм Воздуха. Какое из них верное — не знаю. Надеюсь, бештаулюбы подскажут.
Заинтересовавшись названием этого кусочка нашего края, полез я в интернет и нашел любопытное мнение. Говорят, что Храм Солнца это развалины когда-то действовавшего скифского храма солнцепоклонников, а каменные блоки на такую высоту каким-то непостижимым образом затаскивали. Еще говорят что в этом месте можно ощутить сильную энергетику. Надо сказать, об этом я догадывался еще когда не прочитал ничего о храме, а лишь однажды там побывал. Место, вне всякого сомнения, очень хорошее и располагающее к продолжительному созерцанию окрестностей, хотя подтверждения или опровержения информации о храме я не нашел. На мой взлгяд, гладкие выемки в скалах (в панораме не видны) мало чем отличаются от аналогичных на Орлиных скалах, и напоминают прежде всего о «водном» прошлом. Буду благодарен всем, кто может поведать интересную информацию о храме.
Панорама на храме Солнца, Бештау
Привожу цитату некоего Евграфа Савельева:
На восточной стороне, там, где оканчивается одно из ребер пирамиды, падает вниз отвесный обрыв, высотой около 30 сажень. У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин, камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень этот стоит на трех устоях — углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув чрез это отверстие в средину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми квадратными изгибами, высотой до трех аршин. Впереди стена открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, на восток равнину, из-за края которой восходит солнце.
Камень — обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов.
Подножие храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не обнаруживают присутствия наслоения жернового песчаника, а состоят из дикого плитняка, каким обыкновенно у нас мостят улицы. Правда, у западной подошвы Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения.
Известно, что в древние времена Кавказ и вообще юг современной России подвергался влиянию ассиро-вавилонской культуры, где чтили бога солнца под именем Бела (Ваала), а в самом Вавилоне особенно пользовался почетом бог Мардук и Мардух. Вавилонский храм Эсашла был посвящен ему. Жрецы придавали Мардуку наивысшие божественные свойства и представляли его богом войны или смерти*). Символом его было кольцо (солнце), внутри которого он стоял на двух быках, держа в руке натянутый лук. Это тот же египетский Амун-Ра, почитавшийся под видом быка. В вавилонской мифологии бык был символом бога Мардука, т. е. бога восходящего солнца. Вычисления показывают, что 2500 лет до Р. X. солнце в начале весны, т. е. во время весеннего равноденствия, находилось в созвездии тельца, вот почему бык и был священным животным этого бога.
Персы, покорив Вавилон, сделались поклонниками этого бога; так, например, Кир или Кураш, возвещая мир всему Вавилону, в своем манифесте говорит: „Мардук искал во всех странах правосудного государя по своему сердцу, дабы взять его за руку. Кураша, царя Асана, позвал он по имени. Он с радостью видел его благодатныя дела и повелел ему идти в свой город Вавилон и шел с ним рядом, как друг и товарищ”. Вот проповедники этого-то религиозного культа и занесли поклонение богу Мардуку на северную сторону Кавказа и высекли из цельного камня храм ему на восточном склоне горы Бештау, втащив туда загадочными приспособлениями, каких в настоящее время не имеем и мы, гигантскую глыбу песчаника.
Панорама сфотографирована 7 октября 2011 года (смотрите фотографии этого дня). От Храма Солнца можно пройти к козьим скалам, попасть на Большой Тау или свернуть к тропе Кавказского горного общества и спуститься в Пятигорск кратчайшим путем.
Ну и, само собой, мое презрение людям, которые разрисовали все скалы краской.