храм спаса на запрудне фото

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне (Кострома)

Мiръ Россия Костромская область Кострома Храм Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне (Кострома)

храм спаса на запрудне фото

Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне (Спасо-Запрудненская) — православный храм Костромской епархии на северной окраине Костромы, на правом берегу реки Запрудни (притока Костромы). Построен в 1754 году, в советское время не закрывался.

Содержание

История [ править ]

Храм Спаса-на-Запрудне располагается в северо-западной части города Костромы, на правом берегу речки Запрудни. История создания храма связана с явлением великой православной святыни — Феодоровской иконы Божией Матери. Именно здесь, на берегу речки Запрудня, на месте некогда дремучего леса, в середине 13 века костромскому князю Василию Ярославичу, младшему брату святого благоверного и великого князя Александра Невского, была явлена эта икона. После её торжественного перенесения в соборный храм города благочестивый князь Василий повелел воздвигнуть на месте обретения иконы церковь во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и устроить монастырь. Учреждённая князем Василием мужская обитель стала первым костромским монастырём.

До середины 18 века все постройки Спасо-Запрудненского монастыря были деревянными, в 50-х годах здесь воздвигли каменный храм на пожертвования костромичей, освящённый в 1754 году. Согласно преданию, алтарь храма был устроен на том самом пне от сосны, на которой Феодоровская икона Пресвятой Богородицы явилась князю Василию.

В 1861 году Спасо-Запрудненский храм становится приходским и в течение 19 века является одним из центров религиозной жизни Костромы. Попечением Александровского православного братства на приходе была открыта женская рукодельная школа с четырёхгодичным курсом обучения. Ежегодно в день обретения Феодоровской иконы Божией Матери на Запрудню приходил крестный ход с чудотворным образом из Успенского кафедрального собора.

С конца 18 века окружавшее церковь кладбище стало местом упокоения многих известных семейств костромских купцов и промышленников — Дурыгиных, Зотовых, Кашиных, Михиных, Солодовниковых, Стригалёвых, — многие из которых на свои средства благоукрашали храм. Также на церковном кладбище погребены два костромских генерал-губернатора.

После революции 1917 года Спасо-Запрудненский храм продолжал действовать, однако крестные ходы были запрещены, а над самим храмом нависла угроза уничтожения. Дважды областная газета сообщала о его закрытии, но храм продолжал действовать, хотя с его колокольни были сброшены колокола, а на кладбище разбиты многие из надгробных памятников.

Таким образом, Спасо-Запрудненский храм вошёл в число трёх костромских храмов, не закрывавшихся в советское время.Дарьюшка В церковной ограде храма Спаса-на-Запрудне находится могилка почитаемой далеко за пределами Костромы блаженной Дарьюшки, почившей в 1831 году. На протяжении 30 лет Дарьюшка носила вериги и помогала людям. С прозорливой старицей встречался и вёл духовные беседы император Александр I. Случаи её благодатной помощи и исцелений известны до сих пор. В 2011 году над могилкой блаженной старицы была сооружена сень.

Главной чтимой святыней Спасо-Запрудненского храма является икона Нерукотворенного Образа Спасителя, находящаяся в местном ряду главного иконостаса храма. Сохранившиеся предания говорят, что она была написана по повелению князяВасилия Ярославича в 13 веке. История Костромы сохранила множество случаев благодатной помощи Божией по молитвам перед этой иконой, в частности во время холерных эпидемий 1831 и 1853 годов.

С 1990 года традиция совершения ежегодных крестных ходов к Спасо-Запрудненскому храму в день обретения Феодоровской иконы Божией Матери была возобновлена.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время приход храма осуществляет духовно-просветительскую и благотворительную деятельность, окормляет Костромские детские дома и реабилитационные центры. При храме действует Воскресная школа, открыта библиотека.

Описание [ править ]

Храм — одноглавый, двухэтажный, типа восьмерик на четверике, одноапсидный в стиле провинциального барокко. Трапезная и колокольня, пристроенные в начале XIX века, выполнены в стиле классицизма.

Святыни [ править ]

храм спаса на запрудне фото

Храм Спаса-на-Запрудне — место явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. На пне того самого дерева, на котором явилась мировая святыня установлен престол нижнего храма, освященного в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Здесь вы можете побывать на могилке блаженной Дарьюшки ; приложиться к частичкам мощей преподобного Агапита, врача Печерского, блаженного Августина и Григория Двоеслова.

В храме находится чудотворная икона Спаса Нерукотворенного.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, 156003, г. Кострома, ул. Запрудня, 2.

Проезд автобусами №1, №2, №66, маршрутные такси №1, №2, №23, №47, №48, №49, №50, №55, №58, №83, остановка ТПК Октябрь (Фабрика Октябрьской революции)

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений можно скачать здесь.

Источник

Спасо-Запрудненская церковь – место обретения чудотворного образа Богоматери

На берегу небольшой реки Запрудни некогда стоял монастырь, история которого связана с явлением одной из самых почитаемых православных святынь – Федоровской иконы Божией Матери. Обитель построили в дремучих костромских лесах более 800 лет назад. Сегодня на память о ней остался красивый белостенный храм, в котором нашли отражение разные этапы развития костромского зодчества.

Содержание:

История Спасо-Запрудненской обители

Приходящийся младшим братом Александру Невскому, костромской князь Василий Ярославович имел прозвище Мизинный, так как был самым младшим в семье. По старинному преданию, однажды в лесу ему была явлена икона Божией Матери. Князь торжественно перенес чудесный образ в главный собор Костромы, а на месте его обретения повелел основать монастырь. Произошло это в середине XIII века. Поэтому историки считают, что созданная обитель была первым мужским монастырем на костромской земле.

храм спаса на запрудне фото

Спустя 6 лет на территорию обители перевели Костромскую Духовную семинарию. С приходом семинаристов жизнь в монастыре преобразилась. Для нужд учеников и преподавателей выстроили несколько деревянных корпусов и красивую Введенскую церковь. А первый этаж каменного храма отдали под аудиторные занятия и библиотеку.

храм спаса на запрудне фото

Однако вскоре (1764 г.) монастырь упразднили, и семинария стала использовать все монастырские строения. Она просуществовала в обители чуть более полувека – до пожара, случившегося зимой 1813 года. Огонь уничтожил сделанный из дерева учебный корпус, и семинаристов вынуждены были перевести в Богоявленский монастырь.

За время своего существования в Запрудне семинария оставила заметный след и выпустила немало образованных священнослужителей и среди них – Михаила Диева, ставшего крупнейшим церковным историком Костромского края, и Федора Голубинского, занявшего в последствие должность профессора Духовной Академии в столице. С семинарией также тесно переплетена судьба священников их семьи Островских. Ее закончил дед известного русского писателя А.Н. Островского, автора сказки о Снегурочке.

храм спаса на запрудне фото

История храма после закрытия монастыря

После упразднения обители Спасо-Запрудненская церковь стала приходской. В 1806 году на деньги, выделенные местным купцом первой гильдии Василием Ивановичем Стригалевым, к ней пристроили одноэтажную трапезную со скругленными углами и двухярусную колокольню. С середины XIX века тихая и размеренная жизнь городской окраины поменялась. Кострому, как и другие российские города, охватила промышленная революция. В окрестностях храма, где совсем недавно выпасали скотину, стали строить фабричные корпуса. А соседние слободы заселяли прибывающие на заработки крестьяне, которые и пополняли число прихожан.

До конца XIX века и в начале века XX эта церковь считалась центром христианской жизни Костромы. При ней существовала школа для женщин, за четыре года обучения в которой костромские жительницы обучались востребованным в те времена ремеслам и рукоделью. Каждый год, 16 августа из Успенского собора к храму приходил многолюдный крестный ход, отмечавший праздник чудотворного образа Федоровской Божией Матери.

храм спаса на запрудне фото

В конце XIX и начале XX века в здании церкви провели значительные переделки. Большую часть ее окон растесали, изменили часть декора оконных проемов второго этажа, а к колокольне с запада пристроили паперть. Кроме того, за ветхостью был разобран старый деревянный Введенский храм.

Кладбище при церкви стало местом погребения самых знаменитых костромичей – двух генерал-губернаторов, членов семей богатых купеческих фамилий и известных костромских фабрикантов. Здесь были похоронены купцы Дурыгины, Кашины, Солодовниковы, Стригалевы, Зотовы и Михины, многие из которых при жизни много раз жертвовали на церковные нужды. По завещанию на церковном кладбище погребли основателя Большой льняной мануфактуры Н.К. Кашина, создателя льнопрядильной Михинской фабрики И.С. Михина и владельцев льнопрядильного производства «Товарищества братьев Зотовых» А.А. Зотова и В.А. Зотова. Последние были основными попечителями церкви с конца XIX века.

храм спаса на запрудне фото

После революционных событий, прошедших в 1917 году, Запрудненский храм оставался действующим. Однако, власти не разрешили больше проводить крестные ходы. Два раза областная партийная газета сообщала жителям, что церковь ликвидирована. Колокола с нее сняли, а многие надгробья на церковном погосте подвергли разрушению. Но случилось так, что Запрудненский храм стал одним из трех в Костроме, которые в годы советской власти так не были закрыты, и богослужения здесь не прерывались даже во время активной борьбы государства с религией. А с 1990 года была возобновлена и ежегодная традиция проведения крестного хода.

Архитектурные особенности и внутреннее убранство Спасо-Запрудненской церкви

храм спаса на запрудне фото

Двухэтажная одноглавая церковь была выстроена на монастырской территории в середине XVIII века. А часовня, стоящая от нее с востока, по мнению специалистов, датируется второй четвертью XIX века. Храмовая территория с середины XIX века обнесена оградой, в которой в западной стороны есть Святые ворота и четыре угловых башенки. Ограда по церковному участку имеет прямоугольную форму и скругленную стену с востока.

храм спаса на запрудне фото

Примечательно, что внутри нижняя часть храма имеет очень необычную структуру. Капитальная стена разделяет пространства для молящихся и алтарную абсиду на неравные по ширине части. И образованные такой планировкой северный и южный приделы имеют коробовые своды. На второй этаж церкви ведет одномаршевая лестница.

Внутренний декор, подобно самому храму, очень разностилевой, поскольку художественное оформление помещений делалось в разное время. Настенные росписи второго этажа и трапезной проведены в середине XIX века маслеными красками и позже многократно подновлялись. Художники, сделавшие их, работали в манере академического письма и писали фрески на иконографической основе.

храм спаса на запрудне фото

Главный иконостас по форме напоминает силуэт трехглавого храма. Его основа имеет голубой цвет, а элементы декора позолочены. Иконостас был вырезан костромскими мастерами в конце XIX века. Тем же временем датируются и написанные для него иконы. Только «Нерукотворенный Спас» имеет более раннее письмо и перешел в каменную церковь из древнего деревянного храма – самого первого монастырского строения.

Современное состояние и режим посещения

Спасо-Запрудненская церковь – действующая. Ее побеленное здание очень живописно смотрится на высоком берегу Запрудни и является памятником истории и культуры федерального значения. Богослужения здесь проходят в 8.00 и 17.00. При церкви создана воскресная школа и библиотека для прихожан.

храм спаса на запрудне фото

Храм имеет пять приделов и отмечает несколько престольных праздников: 25 января, 24 февраля, 28 июля, 29 августа, 8 сентября и 20 октября. Главный церковный престол посвящен Нерукотворенному Образу Господа Иисуса Христа. Особо чтимыми святынями этой церкви считаются чудотворная икона Спаса Нерукотворенного, место погребения блаженной Дарьюшки, а также частицы мощей христианских святых. Ежегодно 29 августа сюда съезжается много паломников на большой праздник, посвященный чудотворной иконе Федоровской Божией Матери, и проходит большой крестный ход.

Как доехать до Спасо-Запрудненской церкви

Храм расположен в Костроме, на ул. Запрудня, 2.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги. Храм расположен в северо-западной части Костромы. И после Волжского моста путь к нему лежит по улицам Подлипаева, Ивана Сусанина, Калиновская и Рабочему проспекту.

храм спаса на запрудне фото

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. До храма ходят городские автобусы и маршрутные такси № 1, 2, 23, 47, 50, 55, 58, 66, 83. Ехать нужно до остановки «Фабрика Октябрьской революции».

Источник

храм Спаса-на-Запрудне

официальная группа
создана по благословению настоятеля иерея Иоанна Степанова

храм открыт ежедневно с 8.00 до 18.00

храм спаса на запрудне фото

храм спаса на запрудне фото

храм спаса на запрудне фото

храм спаса на запрудне фото

храм спаса на запрудне фото

храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена

Димитриевская родительская суббота – день всеобщего поминовения усопших, который совершается в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). В этом году эта дата выпадает на 6-е число.

Димитриевская суббота была установлена в 14 веке после Куликовской битвы (1380 г.), когда князь Дмитрий Донской, считавший своим покровителем святого Димитрия Солунского, распорядился ежегодно поминать память более 250 тысяч воинов, погибших на Куликовом поле в ожесточенном бою с Золотой Ордой.

В этот день в храмах служат заупокойные службы, а верующие посещают могилы умерших родственников.

храм спаса на запрудне фото

храм спаса на запрудне фото

храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена

4 ноября – день Казанской иконы Божьей Матери, один из самых любимых и важных христианских праздников.

Праздник Казанской иконы верующие отмечают дважды в год: 21 июля — в память о явлении иконы в 1579 году и 4 ноября — это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году.

Казанская икона Богоматери – одна из самых почитаемых в России. С ней связаны сразу несколько исторических событий.
Показать полностью.

Обретение иконы произошло в 1579-м году, во время большого пожара в Казани, когда до тла выгорали целые кварталы.

В обгоревшей Казани после пожара девятилетняя христианка Матрона нашла не тронутый огнем лик. Предание гласит, что точное место, где лежала святыня, ей указала сама Богородица, которая явилась девочке во сне. Икона лежала на пепелище, при этом была не тронута огнем.

Перед решающим штурмом, ополчение во главе с полководцами Мининым и Пожарским всю ночь молилось перед найденным в Казани образом. Именно этой иконе верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

храм спаса на запрудне фото

храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена

храм спаса на запрудне фото

храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена

храм спаса на запрудне фото

храм Спаса-на-Запрудне запись закреплена

Праздник в честь перенесения в Москву Иверской иконы Божией Матери православная церковь отмечает 26 октября – точный список с чудотворной иконы привезли с Афона в 1648 году.

Одну из наиболее известных и почитаемых в православном мире икон Божьей Матери по преданию написал Святой апостол и евангелист Лука по благословлению Пресвятой Богородицы еще во дни Ее земной жизни.
Показать полностью.

Иверской — икона Богородицы называется в честь одноименного монастыря на Святой Горе Афон, в котором неотлучно пребывает с начала XI века. Этот образ Божией Матери также называют «Вратарницей» или «Портаитиссою» — по месту ее пребывания над монастырскими воротами.

Согласно преданию, монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и после молебна о даровании монастырю явившейся святыни поставили ее в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Свою волю Святому Гавриилу Грузину во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божьей Матери пребывает и поныне. Согласно афонскому преданию, образ Богородицы покинет Святую гору, незадолго до Второго пришествия.

Источник

Спасо-Запрудненский Храм г. Костромы

Группа создана по благословению протоиерея Петра Бахтина.

На месте явления Феодоровской иконы

Когда январским утром на редакционной машине мы въехали в Кострому, термометр в салоне предупреждал, что на улице тридцатиградусный мороз. Выходить совсем не хотелось. Машина долго петляла по улочкам города, прежде чем в фабричном районе на улице Запрудной мы смогли отыскать церковь, стоящую на самом берегу небольшой речки Запрудни, впадающей в этом месте в полноводную Кострому. Обнесённый каменной оградой белоснежный храм приморозил в январском небе свой высокий тонкий шпиль. В церковной ограде среди заиндевевших деревьев – древние каменные надгробия и памятники.

В ряду православных святынь земли Русской костромской храм Спаса-на-Запрудне занимает особое место. Именно здесь, в дремучем лесу, на берегу речки Запрудни, костромскому удельному князю Василию Ярославовичу в XIII веке на сосне была явлена Феодоровская икона Божьей Матери, чудесным образом спасённая Господом от пожара после сожжения монголо-татарами Городецкого монастыря, где она прежде находилась.

Алтарь на месте уцелевшего пня сосны, на котором была обретена Феодоровская икона

Обретена чудотворная икона была столетием раньше в древней часовне близ Городца князем Юрием Всеволодовичем, после гибели которого досталась в наследство его младшему брату Ярославу. Икону назвали Феодоровской в честь Ярослава Всеволодовича (в крещении Феодора). Ею он благословил своего сына Александра Невского, эта икона постоянно находилась при благоверном князе и стала его домашним молельным образом. После смерти св. Александра святыня досталась его младшему брату Василию. После чудесного обретения образа под Костромой он вместе с духовенством крестным ходом перенёс его в кафедральный Феодоровский собор Костромы.

Чтоб увековечить чудо, князь Василий «на месте том, где была обретена икона Пресвятой Богородицы, повелел церковь воздвигнуть во имя Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и монастырь утвердить».

Так Спасо-Запрудненская обитель стала первым мужским монастырём на Костромской земле и просуществовала до времён правления Екатерины Великой, 1764 года. В XVII веке монастырь считался домовым, патриаршим. В то время, когда в его стенах располагались архиерейский дом и костромская семинария, из её стен вышли многие выдающиеся церковные и государственные деятели, в том числе профессор МДА протоиерей Фёдор Голубинский. С этой семинарией связана судьба старинного священнического рода Островских, выходцем из которого был известный русский драматург А. Н. Островский. После упразднения обители её правопреемником стал приходской храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя – к нему-то и подъехали мы в этот утренний час.

Длинная лестница ведёт в трёхпридельный верхний храм, где идёт воскресная служба. Людей немного. Служит немолодой уже батюшка, как мы догадались, настоятель этого храма отец Пётр Бахтин. После литургии – молебен, с длинным перечнем имён. Священник чётко выговаривает каждое имя, поданное в записке. Затем в нижнем храме Феодоровской Божьей Матери, где алтарь поставлен на пне той сосны, на которой была обретена Феодоровская икона, настоятель проводит крещение грудничка, долго наставляя крёстную, пытаясь внушить ей всю ответственность за духовное воспитание малыша.

После крещения к батюшке подходит молодая женщина и со слезами на глазах просит помолиться за своего отца, покончившего жизнь самоубийством. Разобравшись в ситуации, как ни странно, о. Пётр соглашается помолиться за самоубийцу особым чином, который специально составлен в Костромской епархии для подобных случаев.

Наконец, освободившись от дел, настоятель приглашает меня в трапезную.

– Ох и морозы нынче сильные! – выдыхаю я на морозе густой клуб пара.

– Да разве это морозы! Вот у нас в Сибири морозы до 50 градусов доходили.

– Из Красноярского края, есть такая станция – Камск.

– И как долго вы там жили?

– После армии оттуда в 1978 году уехал поступать в Ленинградскую семинарию.

Надо сказать, что об отце Петре и его большом православном семействе мне приходилось слышать и раньше. У родителей отца Петра 26 внуков и 41 правнук. Когда вся семья собирается вместе, то получается около ста человек, из которых 20 – священнослужители. Сам отец Пётр женат на матушке Марине. Она – дочь известного костромского протоиерея Владимира Степанова, все пятеро сыновей которого пошли по стопам отца и стали священнослужителями (старший ныне покойный епископ Архангельский и Холмогорский Тихон). Последние годы отец Владимир служил как раз в запруднинском храме и похоронен возле алтаря этой церкви. Умер он без малого двадцать лет назад, но до сих пор к его могилке постоянно идут люди. Как оказалось, батюшку почитают не только те, кто знал его при жизни, но и те, кто пришёл к вере после его кончины. К отцу Владимиру, как и к блаженной XVIII века Дарьюшке, могилка которой находится около запруднинского храма, люди обращаются за молитвенной помощью и получают просимое. Несмотря на свою короткую жизнь, о. Владимир оставил по себе добрую память. Отец Пётр Бахтин последние годы жизни служил с ним вместе, и потому я прошу его рассказать об о. Владимире.

За благословением на могилку

Могила протоиерея Владимира Степанова

– Он был ревностным проповедником в советское время, – вспоминает настоятель. – За проповеди его гоняли с одного прихода на другой. Объехал всю Костромскую область, где-то 16 приходов сменил. Один раз ему даже запретили в служении. Тогда за тунеядство срок давали, и он вынужден был устроиться кочегаром в баню автовокзала. Работал там он, как и прежде служил, на совесть: баня всегда была хорошо натоплена. Люди, приходя мыться, говорили: «О, сегодня тепло, пару много, поп кочегарит!» Ему даже предлагали стать начальником всех бань, но он свой срок наказания отработал и снова вернулся к служению в церкви. А когда епископом был назначен владыка Александр, он перевёл его в храм на Запрудне. Мне довелось служить с ним ещё в сане диакона, когда я приезжал в Кострому на каникулы из семинарии. Потом, поменяв несколько приходов, я снова оказался в Спасо-Запрудненском храме клириком, и мы вновь служили вместе с о. Владимиром, правда он был уже очень болен. Прихожане до сих пор почитают его: перед службой вечером вначале на могилку идут, а потом уж в храм. Матушка его Маргарита до сих пор посещает наш храм, ей уже 70 лет.

– Да, он очень хороший батюшка, человечный был, – дополняет отца Петра пожилая прихожанка, которая трапезничает вместе с нами. – Бывало, как благословит, так уж обязательно у тебя всё хорошо будет. У него прямо какая-то сила была! Такое же благословение и у его сына – отца Сергия.

– Отец Серафим приезжал к нам недавно из Архангельска, – говорит о втором сыне отца Владимира другая прихожанка. – Ну до чего же на своего отца похож, прямо копия. А о. Дмитрий (ещё один сын отца Владимира Степанова. – Е.С.) такой же, как его отец, любвеобильный, к нему всегда очередь, как и к отцу Владимиру в былые времена.

Одним из первых в Костроме о. Владимир открыл при запруднинском храме воскресную школу. Она располагается при храме на первом этаже. Здесь же собрана богатая библиотека церковной литературы. Преподаватель этой школы Татьяна Михайловна Варлапова тоже поделилась своими воспоминаниями об отце Владимире.

– Самое главное, он очень любил людей, – говорит она. – Именно поэтому сейчас такое ощущение, будто о. Владимир и не умирал. Мне кажется, он и сейчас всё знает про нас и помогает в трудную минуту. Понимаете, это такой батюшка, для которого священство было не работой. Он полностью всего себя отдавал служению Богу, любил рассказывать о божественном, любил заниматься с молодёжью. А какие он проповеди говорил! – люди шли специально в церковь, чтобы его послушать. Нашу воскресную школу он организовал, наверное, в 1986 году. Я тогда только-только приходила к Богу. Их семью-то я давно знала, потому что училась в одном классе с его дочкой Мариной. И вот это знакомство в моей жизни было, наверное, судьбоносным. Ещё в школе я приходила к ним в гости, где было всё по-другому, не как у нас. Меня вначале многое смущало: множество икон в доме и то, что все дети подходят к батюшке под благословение. Но всё это было как-то очень просто. Увидев, что это за человек, как он относится к окружающим, я его полюбила всей душой. Из-за него стала ходить в церковь. Хотя первое время мне было очень трудно выстаивать долгие службы – воздуха не хватало в храме, по несколько раз за службу выбегала на улицу. А когда отец Владимир говорил о божественном, у меня внутри начинала происходить ломка привычного: я понимала, что с той жизнью, которой я раньше жила, мне придётся расстаться, что надо соблюдать заповеди, ходить в храм постоянно, причащаться. Отец Владимир всегда говорил, что человек неверующий – несчастный, а верующий – счастливый. Не сразу ко мне пришло понимание, что как раз эти обязанности нам и нужны, они являются нормой жизни. И исполнять их не в тягость, а в радость. Не зря же Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть».

– Вы по образованию преподаватель? – спрашиваю я Татьяну Михайловну, почувствовав в её голосе учительские нотки.

– Нет, я по образованию экономист, и никогда даже не предполагала, что придётся стать преподавателем, тем более в воскресной школе. Но, видимо, это всё было заложено отцом Владимиром. Он собирал нас, ещё школьников, вместе со своими детьми у себя дома и объяснял Евангелие. Я слушала и понимала, что это всё так и есть. Сначала я ходила в храм просто потому, что надо, а потом этот трудный период прошёл и в душе поселилась какая-то тихая радость. Мне захотелось этой радостью поделиться с другими. В самом деле: за то, что мы трудимся – ходим в храм, молимся, – воздаётся нам сторицей. Чем больше ходишь в храм, тем больше понимаешь, что это действительно нужно. И чем раньше человек приходит к вере, тем это лучше для него самого. Своих детей всех он привёл к Богу: с детства они ходили в храм, с малых лет знали молитвы, помогали в алтаре и пели на клиросе, а закончив школу, поступили в семинарии. Вся их жизнь оказалась связана с храмом.

А батюшка до самой своей смерти приходил в храм на каждую службу, хотя последние пять месяцев болел очень сильно. Умер в 1992 году 30 января, а на Крещение ещё служил. 15 января, в день памяти Серафима Саровского, ему вообще сделалось очень легко, так что все подумали, что преподобный его исцелил. А 16 января он почувствовал себя опять плохо, но до конца был в полном сознании, всё понимал, всем перед смертью дал наказы, всех благословил. И людей принимал до самой кончины – народ шёл к нему домой. Постоянно в доме толпились люди, о чём-то спрашивали его, советовались, брали благословение.

Каникулы от св. Вонифатия

По благословению владыки Александра Татьяна Михайловна собирает материалы для канонизации блаженной Дарьюшки.

– Сведений об этой подвижнице мало, – рассказывает Татьяна Михайловна. – Известно, что она была прозорливой, на протяжении 30 лет носила вериги. Блаженную принимали даже при царском дворе, неоднократно с ней встречались и беседовали царь Александр I с царицей. Блаженная Дарьюшка скончалась в 1831 году, похоронена на церковном кладбище рядом с нашей церковью, и до сих пор от её могилки происходят исцеления. У нас даже целая книжечка есть, где чудотворения записаны.

Почитаемая в храме икона Спаса Нерукотворного

Среди святынь Спасо-Запрудненского храма до наших дней сохранился чудотворный престольный образ Спаса Нерукотворного, написанный, по преданию, в XIII веке по повелению самого князя Василия Ярославовича. Храм был назван в честь Нерукотворного образа по той причине, что икона Феодоровской Божией Матери, обретённая на этом месте, была явлена Господом в день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (убруса) Иисуса Христа.

Эта икона в Костромском крае почиталась наравне с Феодоровской. История Костромы сохранила много случаев помощи Божией жителям города по молитвам к этому образу. В том числе – избавление от эпидемий холеры в 1831 и 1853 годах.

Своеобразной примечательностью храма является и церковное кладбище, на котором захоронены многие выдающиеся люди города. С конца XVIII века это кладбище стало местом упокоения многих известных костромских купцов и промышленников.

В настоящее время клирики Спасо-Запрудненского храма окормляют ещё две часовни: на Святом озере и на вино-водочном заводе. Часовня на заводе названа в честь мученика Вонифатия. Как известно, мученику Вонифатию молятся от пьянства. Рассказывая об этой часовне, батюшка пошутил: «Мы, видимо, так мученику помолились, что завод вот уже год стоит, не работает».

«Беда, что люди неверующие. »

По соседству с храмом на Запрудне размещается центр реабилитации, откуда дети-сироты приходят заниматься в воскресной школе. Впрочем, и сами дети из воскресной школы бывают в центре с праздничными представлениями.

Кроме того, под окормлением храма на Запрудне находятся два городских детских дома и центральный следственный изолятор, в котором построен храм Николая Чудотворца. К тому же отцу Петру архиерей благословил заниматься самоубийцами. Об этой необычной стороне служения я прошу рассказать батюшку подробнее.

Вся беда в том, что люди всё неверующие, а родственники вовремя не реагируют, не приглашают священника, чтобы в трудном душевном состоянии человек мог исповедоваться, получить отпущение грехов – ему бы и полегчало. Когда люди знают, что самоубийство грех, то терпят все трудности, за верёвку не хватаются. Сверх сил Господь никому испытаний не посылает.

– А каким образом вы молитесь за самоубийц, ведь за них молиться нельзя?

храм спаса на запрудне фото

Спасо-Запрудненский Храм г. Костромы запись закреплена
Марина Леони

ЧЕМ ЧАЩЕ БЛАГОДАРИМ БОГА, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАБОТИТСЯ О НАС.

храм спаса на запрудне фото

Спасо-Запрудненский Храм г. Костромы запись закреплена
храм Спаса-на-Запрудне

храм спаса на запрудне фото

Спасо-Запрудненский Храм г. Костромы запись закреплена
храм Спаса-на-Запрудне

«СТЯЖИ ДУХ МИРЕН – И ТЫСЯЧИ ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ».

1 августа Православная Церковь празднует день памяти преподобного Серафима Саровского — одного из самых почитаемых на Руси святых.
— «Радость моя!» — так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», — такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь.
Показать полностью.
«Христос воскресе, радость моя!» — говорил преподобный, напоминая приходившим к нему о главной радости всех людей, в которой могут утонуть все наши горести, ибо горести здесь всегда временные, а пасхальная радость — вечная. Отец Небесный Своей любовью обнимает весь мiр — Свое творенье, каждого человека, и преподобный Серафим, постоянно живя с Богом, постоянно чувствовал это.
Мне запомнился такой рассказ из жизни батюшки Серафима.
Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки, говоря: «Нет в наше время чудотворцев и перестаньте мне о нем говорить. Не верю я в это». Но через какое-то время все же любопытство взяло в нем верх и решил он навестить великого старца. Узнав, что батюшка Серафим живет один в лесу, решил к нему съездить и посмотреть своими глазами на сего чудотворца. Дело было в самый разгар зимы, кругом все замело, сугробы большие, насилу проехали к избушке Серафима, да и то последнюю дорожку ему пешочком пришлось идти… Угодничек Божий вышел навстречу и смиренно в ноги поклон архиерею положил. «Благослови, — говорит, — меня, убогого и грешного, святой Владыка! Благослови, батюшка!»
Вошли, помолились, сели. Батюшка-то и говорит:
— Гость у меня высокий, а вот угостить-то у убогого Серафима и нечем.
Архиерей-то, думая, что батюшка хочет его чайком угостить, и говорит:
— Да ты не беспокойся, я сыт. Да и не за этим я к тебе приехал и снег месил. Вот о тебе все разговоры идут разные.
— Какие же, батюшка, разговоры-то? — спрашивает угодник, будто не зная.
— Вот, говорят, ты чудеса творишь.
— Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один Господь Вседержитель волен. Ну а Ему все возможно, Милостивцу. Он и мир-то весь распрекрасный из ничего сотворил, батюшка. Он и через ворона Илию кормил. Он и нам с тобою, батюшка, вот, гляди, благодать-то какую дал…
Архиерей взглянул в угол, куда указывал угодничек, а там большущий куст малины вырос, а на нем полно ягоды спелой.
Обомлел архиерей и сказать ничего не может. Зимой-то — малина, да на голом полу выросла! Как в сказке!
А батюшка Серафим взял блюдечко чайное да и рвет малинку. Нарвал и подносит гостю.
— Кушай, батюшка, кушай! Не смущайся. У Бога-то всего много! И через убогого Серафима по молитве его и по Своей милости неизреченной Он все может. Если веру-то будете иметь с горчичное зерно, то и горе скажете: «Двинься в море!» Она и передвинется. Только сомневаться не нужно, батюшка. Кушай, кушай!
Архиерей все скушал, а потом вдруг и поклонился батюшке в ножки. А батюшка опередить его успел и говорит:
— Нельзя тебе кланяться перед убогим Серафимом, ты — архиерей Божий. На тебе благодать великая! Благослови меня, грешного, да помолись!
Архиерей послушался и встал. Благословил батюшку и только два-три словечка сказал:
— Прости меня, старец Божий: согрешил я перед тобой! И молись обо мне, недостойном, и в этой жизни, и в будущей.
— Слушаю, батюшка, слушаю. Только ты до смерти моей никому ничего не говори, иначе болеть будешь…
Глядит архиерей, а куста-то уже нет, а на блюдечке от малинки сок кое-где остался — значит, не привиделось ему. Да и пальчики у него испачканы малинкой.
Вышел архиерей. Свита его дожидается. И чего это, думают, он так долго говорил с батюшкой Серафимом? А батюшка под ручку ведет владыку до самых саночек. Подсадил и еще раз в снег поклонился. А архиерей, как только отъехал, говорит своим: «Великий угодник Божий. Правду про него говорили, что чудеса может творить». Но ничего про малинку им не сказал. Только всю дорогу молчал да крестился, а нет-нет и опять скажет: «Великий, великий угодник!»
А когда скончался батюшка, он и рассказал всем про малинку.

храм спаса на запрудне фото

Спасо-Запрудненский Храм г. Костромы запись закреплена
храм Спаса-на-Запрудне

Великое чудо наших дней. Пресвятая Богородица воскресила умершего.

Казалось бы, это было так давно! И современным людям подобные чудеса кажутся далекими сказками. Но и в наше время случаются, куда более невероятные, события! Об одном из них я и хочу сейчас рассказать.

храм спаса на запрудне фото

Спасо-Запрудненский Храм г. Костромы запись закреплена
храм Спаса-на-Запрудне

17 июля – день памяти Царственных Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.
Показать полностью.
При советской власти история правления Николая II освещалась с отрицательной стороны. Из-за этого о его правлении до сих пор существует немало мифов негативного характера – при этом игнорируется тот факт, что правление Николая II характеризовалось значительным общественным и экономическим прогрессом. Население выросло со 120 до примерно 166 млн. человек (больше, чем при любом другом правителе России), промышленное производство выросло в 4 раза, российская инженерная школа и в целом высшее образование по числу студентов вышли на первое место в Европе, смертность от острозаразных болезней снизилась в 2 раза, массовое образование и здравоохранение впервые охватили большинство населения страны. Была построена Транссибирская магистраль — главный стержень транспортной системы России, а также реализованы многие другие крупные проекты. И тот факт, что Россия стала одной из крупных мировых держав, способствовал тому, что ее врагами была устроена революция и свергнут лучший царь за всю историю страны, впоследствии причисленный к лику святых вместе со всей своей семьей.
Царская семья является примером настоящей православной семьи. Александра Феодоровна оставила множество дневников и записей, в которых делится секретами семейного счастья. Предлагаем Вам некоторые из них.

храм спаса на запрудне фото

Спасо-Запрудненский Храм г. Костромы запись закреплена
храм Спаса-на-Запрудне

храм спаса на запрудне фото

Спасо-Запрудненский Храм г. Костромы запись закреплена
храм Спаса-на-Запрудне

8 июля – память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Также этот день называют Днем семьи, любви и верности.
С древних времен святые Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака. Им молятся о добром воспитании детей. И это не случайно, их житие свидетельствует о любви и верности, терпении и мудрости – дарах Святого Духа, доступным чистым сердцем и смиренным в Боге. Своею жизнью благоверные Петр и Феврония в полноте показали ту высоту брачного союза, которую хочет видеть Бог в каждом союзе мужа и жены.

Предлагаем Вашему вниманию статью протоиерея Игоря Гагарина, в которой батюшка делится с нами своими размышлениями о любви, семье и браке, где затрагивает разные нравственные и религиозные аспекты взаимоотношений в семье и на пути к ней.

храм спаса на запрудне фото

Марина Иванова запись закреплена

На сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека» опубликован полный текст автобиографических записок архиепископа Кассиана (Ярославского; 1899-1990) «Жизнь под осенением иконы Богоматери Феодоровской от начала и до сего дня».
Знакомство с этим документом, живым, ярким свидетельством эпохи, окажется интересным и полезным для всех, кто интересуется историей Русской Православной Церкви в ХХ столетии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *